Слово митрополита Варсонофия на собрании игуменов и игумений монастырей епархии ноября 2023 Слово митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия на собрании игуменов и игумений монастырей Санкт-Петербургской епархии (2 ноября 2023 г., 11:00, Епархиальное управление, кабинет правящего архиерея) ____ Ваше Преосвященство! Дорогие отцы игумены и матушки игумении! Сердечно вас приветствую на отчётном собрании, которое мы проводим традиционно в последние месяцы года. В первую очередь хочу вас поблагодарить за труды, которые вы ревностно несёте по окормлению вверенных обителей, поддерживая духовную жизнь, восстанавливая в непростое время церковные здания и храмы, принимая паломников и обеспечивая им гостеприимство, а также за благотворительную и образовательную деятельность. Хотя время сейчас непростое, но многое у вас по милости Божией получается. В этом году скончалась игумения Ангелина, возглавлявшая многие годы Староладожский Успенский монастырь, на её место назначена игумения Евфросиния, смиренно принявшая возложенное на нее послушание. Надеюсь, что матушка София будет и далее помогать своей воспитаннице, имея огромный опыт игуменского служения и восстановления порушенных святынь. Также у нас новый наместник Александро-Невской лавры, вы его уже знаете, владыка Вениамин, который принял эстафету от епископа Назария. В период исторического восстановления обители он будет, в том числе, наблюдать за реставрационными работами, чтобы вовремя исправлять случающиеся недочеты. Согласно статистике, приведенной Святейшим Патриархом Кириллом на Архиерейском совещании в июле, в Русской Православной Церкви действуют 490 мужских монастырей и 508 женских обителей, объединяющих около 16 тысяч насельников и насельниц. На территории России свыше 500 (пятисот) монастырей. Из них в Санкт-Петербургской епархии 3 мужских и 3 женских и два сестричества. Я вижу, что в наши монастыри люди по-прежнему тянутся, поскольку им важно видеть высокий идеал исполнения заповедей Божиих, любви к Богу, где совершается уставная служба, живут и трудятся люди, идейно отказавшиеся от жизни по законам материального мира.

http://mitropolia.spb.ru/docs/slovo-mitr...

Состоялось собрание игуменов и игумений монастырей Санкт-Петербургской епархии 17 ноября 2020 г. 17:40 17 ноября 2020 года в епархиальном управлении Санкт-Петербургской епархии под председательством митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия прошло собрание игуменов и игумений монастырей епархии. Во вступительном слове владыка отметил, что это первое собрание в таком формате. Планируется, что подобные встречи будут проходить по крайней мере раз в год, а в случае необходимости — чаще. В епархии шесть монастырей и одно сестричество — на бывшем Леушинском подворье. Старшая сестра монахиня Евфросиния (Олюшина) многое делает для того, чтобы сестричество обрело статус полноценной обители. Правящий архиерей представил насельника  Свято-Троицкой Александро-Невской лавры игумена Филарета (Пряшникова), который назначен исполняющим обязанности настоятеля Никольского Староладожского монастыря. Прежний настоятель архимандрит Варфоломей (Чупов), который почти двадцать лет возглавлял Никольскую обитель и немало потрудился для ее восстановления, скончался 30 октября. Кандидатура нового настоятеля должна быть одобрена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и утверждена Священным Синодом. Владыка выразил надежду, что возражений не будет: «Желаю Вам, отец Филарет, помощи Божией на ответственном послушании. Трудитесь, набирайтесь опыта, советуйтесь с теми, кто его уже имеет», — сказал архиерей. «Почти все вы многие годы управляете монастырями, многое сделали и продолжаете делать как в плане хозяйствования, восстановления порушенного и строительства нового, так и в духовной жизни, — отметил митрополит Варсонофий. — Но есть к чему стремиться. Время не стоит на месте. Управление монастырем — это целое искусство, тем более сейчас, когда жизнь людей сильно изменилась в сравнении с прошлым и позапрошлым веками. Игумен или игумения — не просто лицо, облеченное властью по подобию светских начальников. Они должны быть любящим отцом или матерью для монахов, считаться с их недостатками, быть ответственными за воспитание Богом данных чад, терпеливо способствовать их духовному возрастанию.

http://patriarchia.ru/db/text/5721172.ht...

21 декабря 2015 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялось ежегодное Епархиальное собрание духовенства города Москвы 21 декабря 2015 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялось ежегодное Епархиальное собрание духовенства города Москвы. С основным докладом выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Преосвященные Владыки, всечестные отцы и матушки игумении, братья и сестры! Уходящий год был ознаменован памятью святых, которые ключевым образом повлияли на духовное, культурное и государственное становление народов Святой Руси. Наша Церковь почтила 1000-летие преставления святого равноапостольного великого князя Владимира, 1000-летие мученической кончины святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, 700-летие основания Высоко-Петровской обители святителем Петром, 500-летие преставления преподобного Иосифа Волоцкого. Равноапостольный Владимир стоит у истоков духовно-нравственной идентичности православных людей, живущих ныне в пределах канонической ответственности Русской Православной Церкви. Неудивительно, что празднование юбилея вхождения в вечность святого князя носило поистине всенародный характер. Креститель Руси соединил апостольские труды с государственным деланием, создав принципиально новый народ. Без него не состоялась бы Русь как единая держава с мощной, самостоятельной исторической волей. Особый смысл его личность и жизненный подвиг приобретают в связи с продолжающимся гражданским конфликтом на Украине, где, несмотря на приостановку крупномасштабных военных действий, продолжаются обстрелы мирных городов, подвергаются захватам со стороны раскольников храмы канонической Церкви, нагнетается атмосфера ненависти и страха. Верность выбору святого князя десятков миллионов людей и в России, и на Украине, и в Белоруссии, и в других странах стало ответом всем, кто сегодня сеет среди единокровных и единоверных братьев пагубную вражду, хочет выжечь огнем из памяти народной нашу общность, восходящую к заре общей истории. Многочисленные богослужения и крестные ходы, совершенные по всей Святой Руси, ясно показали, что в народном сознании равноапостольный князь Владимир был, есть и будет символом неразрывного и всестороннего единства, основанного на православной вере. И путь, избранный Крестителем Руси, — это не страница прошлого. Это залог будущего всех народов, чья духовная история началась в крестильных купелях Херсонеса и Киева.

http://pravmir.ru/doklad-patriarha-kiril...

21 декабря в Зале Церковных Соборов Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II открылось очередное ежегодное заседание Епархиального собрания города Москвы. Святейший Патриарх выступил с докладом, в котором освещаются наиболее актуальные вопросы церковной жизни, подводятся итоги уходящего года и намечаются перспективы на ближайшее будущее. 21 декабря в Зале Церковных Соборов Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II открылось очередное ежегодное заседание Епархиального собрания города Москвы. В заседании принимают участие митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии, викарии Московской епархии: архиепископ Истринский Арсений; архиепископ Верейский Евгений, ректор МДАиС, председатель Учебного комитета при Священном Синоде; архиепископ Орехово-Зуевский Алексий; епископ Красногорский Савва; епископ Дмитровский Александр; епископ Сергиево-Посадский Феогност, наместник Троице-Сергиевой Лавры; епископ Люберецкий Вениамин, наместник Николо-Угрешского монастыря; епископ Егорьевский Марк, заместитель председателя ОВЦС МП, а также епископы Аркадий (Афонин) и Никон (Миронов), руководители и представители Синодальных отделов Московского Патриархата, настоятели и клирики московских храмов, председатели и члены приходских советов, настоятели Патриарших подворий, представительств Поместных Православных Церквей, наместники и настоятельницы московских и Патриарших ставропигиальных монастырей и монастырских подворий. Святейший Патриарх Алексий открыл заседание кратким вступительным словом. Во вступительном слове Его Святейшество привел статистические данные, касающиеся Москвы и всей Русской Церкви. Предстоятель Русской Православной Церкви сообщил, что количество храмов и часовен в Москве увеличилось с 645 в прошлом году до 724 в нынешнем. Клир г. Москвы насчитывает сейчас 1681 священнослужителя (в прошлом году — 1586), из них священников — 1191, диаконов — 490.

http://pravmir.ru/patriarx-aleksij-vnov-...

  разделы   рассылка  распечатать Решение епархиального собрания Анадырской и Чукотской епархии Московской Патриархии РЕШИЛИ: Мы, нижеподписавшиеся: 1. Осуждаем экуменизм как ересь, повреждающую и извращающую учение Святой Православной Церкви. Просим всех ответственных лиц о скорейшем соборном рассмотрении вопроса по выходу РПЦ МП из еретического экуменического движения по примеру Иерусалимской, Сербской и Грузинской Православных Церквей. Ради мира и церковного единства просим всех причастных к этой ереси принести покаяние и отречься от нее, да пребудем все едины в чистоте православного вероисповедания. 2. Просим руководство Московской Патриархии осудить такое явление церковной жизни как " неосергианство " , и в дальнейшем строить взаимоотношения с государственной властью и светским обществом, руководствуясь евангельскими и святоотеческими принципами, по слову Апостола Павла – " Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым " (Гал.1:10). 3. Выражаем нашу боль и обеспокоенность священноначалию РПЦ МП, в связи с недостаточной активностью обличения нравственных пороков современного общества. Призываем архипастырей и пастырей, являть своим примером образец высокой нравственности, а в отношениях с государственной властью, последовать примеру Святейшего Патриарха Тихона (пророка Илии, Иоанна Крестителя, Св. Патриарха Ермогена) и более решительно обличать пороки и недостатки современной государственно-политической и общественной жизни. Например: проведение гей парадов содомитов, разрешение абортов и эвтаназии, поголовную вакцинацию, алкоголизм и наркоманию, пропаганду " полового воспитания " , " планирования семьи " , " агрессии и насилия " . Также, согласно церковным канонам, необходимо предать публичному отлучению от Церкви лиц, повинных в растлении нации, в первую очередь, через средства массовой информации. " Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели " (1Тим.5:20). Убедительно просим более твердо придерживаться традиций Православной Церкви, чтобы не быть виновными за происходящие ныне попрания Божественных законов по слову Св. Писания: " И тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву, и ты будешь слышать из уст Моих слово и вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: беззаконник! ты смертью умрешь, а ты не будешь ничего говорить , чтобы предостеречь беззаконника от пути его, ? то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей. Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от пути своего не обратился, – то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою " (Иез.33:7-9).

http://religare.ru/2_42694.html

А.К. Галкин, А.А. Бовкало Епархиальные и общецерковные труды Летом 1918 года, в соответствии с Определением Поместного Собора, по всем епархиям проходили выборы Епархиальных Советов, которым предстояло заменить духовные консистории. В Петроградской епархии избрание Епархиального Совета состоялось на первом чрезвычайном Епархиальном собрании, открытом митрополитом Вениамином 1 июля (18 июня). Согласно Соборному положению, Епархиальное собрание, с равным представительством духовенства и мирян в нем, становилось высшим органом, при содействии которого архиерей осуществлял управление епархией. Работа собрания продолжалась 10 дней, причем на всех пленарных заседаниях председательствовал сам митрополит. Материалы к пленарным заседаниям обсуждались в 4 комиссиях: административно-организационной, финансово-хозяйственной, просветительной и благотворительной. 11 июля владыка выступил с заключительной речью. Он выразил делегатам глубокую благодарность «за дружную, согласную и энергичную работу, за то, что они, невзирая на тяжелое время, нашли возможность собраться и отдать «силы, труд и сердце общему церковному делу». Отметив, что настоящее собрание было первым, где приняли участие «два элемента – пастыри и миряне», Владыка призывает тех и других стать на путь тесного братского единения, так как «не могут существовать пастыри без пасомых, но немыслимы, в свою очередь, и пасомые без пастырей. Эти «два вола» должны впрячься в один плуг для общей работы на Христовой ниве. Трудно это делание, однако надо собрать силы, не следует падать духом. Обстоятельства жизни нашей показывают, что все натиски со стороны враждебных Церкви сил – не уничтожают нашего дела, а, наоборот, помогают ему. Они пробуждают в нас дух ревности Христовой. Пусть же этот дух ревности о деле Христовом ярким пламенем загорится в наших сердцах. Пусть эта ревность соединит и Архипастыря, и пастырей, и пасомых в одну тесную семью... " " 756 Ход Епархиального собрания был омрачен смертью первого викария Петроградской епархии, ректора Духовной академии епископа Ямбургского Анастасия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Епархиальное собрание духовенства города Москвы. 28 декабря 2012 г. ЖМП 2 февраль 2013 /  29 декабря 2012 г. 01:00 Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (28 декабря 2012 г.) 28 декабря 2012 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялосьежегодное Епархиальное собрание духовенства города Москвы. С основным докладом выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Рад приветствовать вас в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя на очередном Епархиальном собрании города Москвы, которое объявляю открытым. Обзор деятельности Патриарха - правящего епископа города Москвы – в 2012 году Прошедший год был отмечен многими важными событиями, в том числе непосредственно связанными с церковной жизнью Первопрестольного града. Как Председатель Священного Синода я созывал в этом году пять заседаний этого органа управления Церковью . Хотелось бы особо отметить, что второе заседание весенне-летней сессии Синода прошло в здании нового Патриаршего и Синодального духовно-административного и культурного центра Русской Православной Церкви на юге России. Теперь к традиционным местам проведения заседаний Священного Синода – Москве, Санкт-Петербургу и Киеву – добавился еще один центр. Таким образом, синодальные заседания и иные мероприятия общецерковного масштаба отныне будут проходить непосредственно в пределах наших южных епархий, вблизи канонических территорий братских Поместных Православных Церквей. Высший Церковный Совет (ВЦС), будучи исполнительным органом Русской Православной Церкви, действующим при Патриархе Московском и всея Руси и Священном Синоде, собирался в этом году 6 раз (с учетом внеочередного заседания 12 октября) , и в каждом случае на повестке дня стояли острые вопросы современной церковной жизни. ВЦС было принято новое Положение о Международных Рождественских образовательных чтениях, сделано важное заявление в связи с судебным приговором по делу лиц, осквернивших священное пространство Храма Христа Спасителя. В заявлении, в частности, звучат значимые и актуальные для ситуации в нашей стране слова:  " Сохранение устоев общества немыслимо без уважения к памяти павших за Отечество. Кощунственные действия, совершенные в храме, воздвигнутом в память русских воинов 1812 года, являются особенно вызывающими в период празднования двухсотлетия их подвига. Недопущение оскорбления чувств верующих, актов кощунства над религиозными святынями и глумления над культурными памятниками — задача государства, уважающего своих граждан " .

http://e-vestnik.ru/church/eparhialnoe_s...

Источники и литература Die Orthodoxe Kirche in Russland. Dokumente ihrer Geschichte (860–1980). Gottingen, 1988. Fireside Harvey. Icon and Svastika: The Russian Orthodox Church under Nazi- and Soviet Control. Cambridge, 1971. Fletcher, William C. A study in survival. The Church in Russia. 1927–1943. London, 1963. Heyer F. Die Orthodoxe Kirche in der Ukraine von 1917 bis 1943. Koln-Braunsfeld, 1933. Johannes Chrysostomos. Kirchengeschichte Russlands der neuesten Zeit. 1.–3. Bd. Munchen-Salzburg, 1963–1968. Manuil (Lemesevskij).Die russischen orthodoxen Bischofevon 1893 bis 1965. Bio-Bibliographie. Bis zur Gegenwart erganzt von C. Patock, 1.–4. Bd. Erlangen, 1979–1986. Rossler R. Kirche und Revolution in Russland. Patriarch Tichon und der Sowjetstaat. Wien-Koln-Graz, 1969. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943/Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России. Слова, речи, послания, обращения. 1990–1998. М., 1999. Алексий II, Патриарх. Православие в Эстонии. М., 1999. Алексий II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру и приходским советам храмов города Москвы на епархиальном собрании 21 декабря 1995 г. М., 1996. Алексий II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Слово на епархиальном собрании духовенства Москвы 23 декабря 1994 г. М., 1995. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи. М., 1994. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 29 ноября – 2 декабря 1994 г. Документы. Доклады. М., 1995. Барсов Т. В. Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по Ведомству православного исповедания. СПб., 1885. Барсов Т. В. Святейший Синод в его прошлом. СПб., 1896. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. Т. 1–2. М., 1993. Валентинов А. Черная книга. (Штурм небес.) Сборник документальных данных. Париж, 1925.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

К Восьмому Епархиальному Собранию 1955 года. В восьмой раз, по ясному смыслу постановления Всероссийского Поместного Церковного Собора 1917–1918 г. г., в нашей Епархии, сохранившей верность Русской Зарубежной Церкви, созывается Епархиальное Собрание. Ежегодно созываемое Епархиальное Собрание является здесь в Америке типичной особенностью только нашей Северо-Американской и Канадской Епархии, руководствующейся в жизни своей священными канонами Православной Церкви. Священнослужители и выборные представители от мирян, пребывающие в надлежащем каноническом повиновении своему Архипастырю, съезжаются на несколько дней и, совместно со своим правящим Архиереем и его викариями, обсуждают насущные вопросы церковной жизни и намечают пути дальнейшей работы. Эти собрания отнюдь нельзя разсматривать, как проявления какого-то «демократического» начала в Церкви, где все решается «большинством голосов». На них дышит дух истинной  соборности , которая ощущает свое единение со всею Вселенскою Церковью и не может допустить ничего, что было бы противно Слову Божию, канонам Церкви, святоотеческому Преданию и всем спасительным церковным установлениям. Нет и не может быть места тут всякого рода безответственным демагогическим выступлениям. Таковые, если бы были допущены, неминуемо вызвали бы решительное осуждение и были бы пресечены в самом начале, как посягающие на целостность и незыблемость основных свойств и признаков Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. .Единственная цель созыва наших Епархиальных Собраний – помочь друг другу получше разобраться в том, как и какими путями вести и строить нашу церковную жизнь, дабы наиболее совершенным образом достигалась всеми верующими основная цель христианства – спасение души в жизнь вечную. Таково именно назначение всех предлагаемых к слушанию и обсуждению докладов, составление которых заранее поручается епархиальной властью наиболее осведомленным лицам, хорошо знакомым с тем или иным вопросом церковной жизни. Эти доклады, раскрывая перед слушателями положительное учение Церкви, указывают вместе с тем и на те отрицательные явления современности, которые грозят подкопать вековые устои христианской веры и нравственности, стремятся отвести верующих от Церкви, расшатать и поколебать самые начала, на коих утверждена Пастыреначальником-Христом, св. Апостолами и их благодатными преемниками Св. Церковь , и тем лишить верующих надежды спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

К пастырскому совещанию в Свято-Троицком монастыре. «Вы есте соль земли: Вы есте свет мира:» ( Матфея 5: 13–14 ). Во второй раз уже собираются пастыри нашей Северо-Американской и Канадской Епархии на свое годичное «пастырское совещание». Прекрасная идея созыва таких совещаний принадлежит самим нашим пастырям, из числа наиболее ревностно относящихся к делу своего пастырского служения. Значение этих совещаний – не преимущественно церковно-юридическое, как Епархиальных Собраний, в которых тоже принимают участие пастыри, а исключительно моральное,  духовно-нравственное . В этом отношении пастырские совещания служат чрезвычайно важным восполнением Епархиальных Собраний, тем более, что в них участвуют  одни  лишь пастыри, которые наедине друг с другом, в отсутствии мирян, могут более свободно и откровенно высказываться, касаясь самых интимных сторон своего пастырского служения. По общему желанно, пастырские совещания происходят в Свято-Троицком монастыре, в течение трех дней подряд, – со вторника до четверга, дабы не отрывать пастырей от их приходов в дни субботние и воскресные, – в строго-монастырской обстановке, насыщенной духовным содержанием: с ежедневными уставными Богослужениями, в которых принимают участие все собравшиеся, с общей постнической трапезой, за которой читаются жития святых, с говением и исповедью у избранных духовников, почему и определены для этого дни Апостольского поста, наиболее удобного для пастырей, и т. д. В течение дня читаются доклады на предварительно намеченные темы, а затем происходит обсуждение этих докладов и взаимный обмен мнениями по затронутым темам. В свободные промежутки времени пастыри имеют возможность ближе познакомиться друг с другом и откровенно, дружески обо всем побеседовать. Велико значение таких пастырских встреч, как велико значение самого пастырского служения и пастырского звания! Ведь тут собираются не обыкновенные смертные, а все люди, которые, по милости Божией, облагодатствованы великим, ни с чем земным не сравнимым  даром  в святейшем  таинстве Священства , люди, которым дана от Самого Господа страшная власть  «вязать»  и  «решить»   ( Матф. 18, 18 ; Иоан. 20: 22–23 ), люди, которым вверено величайшее и ответственейшее из всех дел – ДЕЛО ВЕЧНОГО СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010