4. Епархиальное собрание выражает благодарность епархиальному совету за его работу на протяжении трех минувших лет и просит своего епархиального архиерея — Святейшего Патриарха Кирилла — утвердить избрание действующего состава епархиального совета еще на один уставной срок. Епархиальное собрание благодарит епархиальные отделы и комиссии за их активную работу в истекшем году и одобряет решение епархиального совета об учреждении епархиального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, а также епархиального миссионерского отдела. 5. Собрание утверждает предложенные епархиальным советом в качестве вариативных следующие темы викариатских пастырских конференций в 2023 году: а) Поведение пастыря в условиях острых политических событий и социальных нестроений. Гражданская позиция пастыря. б) Искушения в пастырском служении и их преодоление. в) Особенности пастырского окормления пожилых людей. г) Самообразование клирика Московской епархии: приоритеты, особенности, практические рекомендации. д) Этика межличностных отношений священнослужителей и приходских тружеников. 6. Епархиальное собрание поручает епархиальному совету взять под контроль исполнение поручения Святейшего Патриарха епархиальной богослужебной комиссии внести предложения относительно практики богослужебного почитания в Московской епархии святых, в земле Московской просиявших, особенно когда Священным Синодом утверждаются особые гимнографические тексты таким святым. Также собрание поручает епархиальному совету разработать порядок рассмотрения кандидатов на поставление во чтеца в викариатствах Первопрестольного града. 7. Собрание благодарит всех клириков и мирян, которые оказывают деятельную помощь пострадавшим мирным жителям в зоне вооруженного противостояния, и призывает к дальнейшим усилиям по сбору средств и вещей для пострадавших. Собрание также выражает благодарность приходам и монастырям, оказывающим материальную помощь воинам, выполняющим свой ратный долг. 8. С особенными словами благодарности епархиальное собрание обращается к тем священнослужителям Московской епархии, которые, понимая, что могут положить душу свою за други своя (срав. Ин. 15:13), совершают поездки в зону боевых действий для пастырского окормления воинов и для осуществления гуманитарных миссий.

http://patriarchia.ru/db/text/5986160.ht...

—38— мнением и объяснениями»; § 81, литера б, п. п. 1, 2, 3, 5, 7, 8, 9, 10 и 12 включить в разряд дел, окончательно решаемых академическим Советом; пункт 6 под лит. в, отнести к делам, окончательно решаемым Советом; § 87: «Дела в Совете решаются большинством голосов. В тех случаях, когда журналы Совета представляются на утверждение Епархиального Преосвященного или Святейшего Синода, прилагаются и мнения меньшинства»; § 89: «Журналы по делам, относящимся до ученой деятельности академии, могут быть печатаемы, вполне или в извлечении, с разрешения ректора, на основании постановления Совета»; § 94 литера а, п. п. 1 и 2 и литера б, п. п. 1 и 2 перенести в число дел, «окончательно решаемых Советом Академии»; в § 115 вместо: «по усмотрению Епархиального Преосвященного» поставить: «по усмотрению Совета»; в § 157 выражение: «с утверждения Епархиального Преосвященного» – опустить. Об изложенном, для зависящих распоряжений, послать Вашему Преосвященству указ». Определили: 1) Указ Святейшего Синода принять к руководству и исполнению. – 2) В виду не вполне ясного изложения §§ 79 и 87 академического устава в новой их редакции, просить Его Высокопреосвященство представить Святейшему Синоду, что Совет Академии постановил, впредь до надлежащего разъяснения, руководствоваться следующим: а) относительно § 79: считать полноправными членами, входящими в состав Совета, не только доцентов (лиц с таковым званием в настоящее время при Московской Духовной Академии и не имеется), но и исправляющих должность доцента, как несущих совершенно одинаковые с первыми обязанности; б) относительно § 87: к журналам по делам, представляемым на утверждение Епархиального Преосвященного или Святейшего Синода, прилагать, по желанию отдельных членов Совета, их «особые мнения» лишь в том случае, если они заявлены в собрании Совета и изложены письменно. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «1906 г. Марта 14. Постановление Совета Академии ныне же представляется в Св. Синод». —39— 1 марта 1906 года 10.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В обязанности Приходского собрания «Устав» включил сохранение единства прихода и содействие духовно-нравственному возрастанию прихожан; принятие гражданского устава прихода и изменений в нём, которые утверждаются архиереем и вступают в силу после государственной регистрации; принятие и исключение своих членов; представление на утверждение архиерея кандидатуры председателя приходского совета – церковного старосты; избрание приходского совета и ревизионной комиссии, планирование финансовой и хозяйственной деятельности прихода; обеспечение сохранности приходского имущества и забота о его преумножении; «принятие планов расходов, включая размеры отчислений на благотворительность и религиозно-просветительские цели, и представление их на утверждение епархиального архиерея; одобрение планов и рассмотрение проектно-сметной документации на строительство и ремонт церковных зданий; рассмотрение и представление на утверждение епархиального архиерея финансовых и прочих отчётов приходского совета и докладов ревизионной комиссии; утверждение штатного расписания и определение содержания членам причта и приходского совета; определения порядка распоряжения имуществом прихода»; заботу о состоянии церковного пения; возбуждение ходатайств от лица прихода перед архиереем и гражданской властью; рассмотрение жалоб на членов приходского совета, ревизионной комиссии и представление их епархиальной власти. Исполнительным и распорядительным органом Приходского собрания является Приходской совет, подотчётный настоятелю и Приходскому собранию. Совет состоит из председателя – церковного старосты, его помощника и казначея. Традиционное наименование председателя Приходского совета «старостой» не предусматривалось «Уставом» 1988 года. По благословению правящего архиерея председателем совета может быть избран настоятель. Состав совета избирается из числа членов Приходского собрания сроком на три года без ограничения числа переизбраний. Соответствующее положение в прежнем «Уставе» было выражено в более осторожной редакции: Приходскому собранию предоставлялось право сократить или продлить трёхлетний срок пребывания его членов в совете. «Епархиальный архиерей утверждает избрание председателя Приходского совета либо назначает на эту должность своим указом настоятеля или другое лицо с введением его в состав Приходского собрания. Епархиальный архиерей имеет право отстранить от работы члена Приходского совета, если таковой нарушает каноны, положения настоящего устава или гражданского устава прихода». В предыдущем «Уставе» не было зафиксировано этого канонически бесспорного права епархиального архиерея.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

§45 Общинный совет (подл. одбор) соответствующей политической общины избирает членов церковного совета на два года. Об этом избрании общинный суд извещает окружного протосвитера или наместника, а последний извещает епархиальный Духовный Суд. В члены церковного совета могут быть избраны только сербские граждане восточно-православного вероисповедания. §46 Лица, которые не могут быть избраны в члены общинного совета, не могут быть избраны и в члены церковного совета. §47 Лица, которых не обязательно принимать в члены общинных советов, не должны быть принимаемы и в члены церковных советов. §48 Для лиц, которые не хотели бы принять обязанности членов церковного совета, имеют силу постановления §62, 63 и 64 закона об общинах. §49 Председатель и все члены церковного совета исполняют свои обязанности бесплатно. А если бы, вследствие того, они понесли какие-либо специальные расходы, то, с одобрения епархиального Суда, должно вознаградить их за то из кассы соответствующей церковной общины. §50 Председатель церковного совета – священник соответствующей церковной общины (§38, п.6). Если в церковной общине два или больше священников, то в председателя церковный совет избирает одного из них. §51 Если председатель по болезни или по чему-либо другому встречает препятствия к исполнению своей должности, то заступает его подпредседатель. §52 Председатель приглашает членов церковного совета на заседания, руководит и закрывает собрания, настаивает, чтобы церковный совет точно исполнял обязанности, предписываемые законом, и заботится о приведении в исполнение решений церковного совета. Членов церковного совета могут приглашать на заседания и трое членов церковного совета. §53 Церковный совет может постановлять имеющие законную силу решения, если на заседании – больше половины избранных членов церковного совета. §54 Церковный совет постановляет решения большинством голосов. При равенстве голосов перевес имеет та сторона, на которой председатель или – в его отсутствие – подпредседатель. §55

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/za...

В предложении г. обер-прокурора Святейшего Синода выдвигается «вопрос об организации такого действенного органа епископской власти, который объединял бы в своём ведении всю область епархиального управления». Необходимость создания такого органа мотивируется существующим «многообразием» епархиальных учреждений и их «обособленностью», при которых епархиальному епископу «крайне затруднительно направлять их к правильному и согласному действию». По мнению комиссии, создание нового проектируемого предложением органа не упростило бы задач епархиального управления и не облегчило бы труд епископа. Если предположить, что такой орган должен быть создан путём объединения всех ныне существующих епархиальных учреждений, то, очевидно, что от этого дело нисколько не выиграет, так как несколько несовершенных учреждений, будучи соединены все вместе, не сделаются от того совершеннее. Если же таковой орган представлять как совершенно новое учреждение, нечто вроде совета при архиерее, предварительно рассматривающего все восходящие к епископу дела и представляющего их с своим мнением, то и в этом случае следует ожидать не облегчения, а ещё большего усложнения труда епархиального архиерея по следующим причинам: во-первых, новому посредствующему органу придётся иметь дело с теми же самыми епархиальными учреждениями, которые ныне признаются несовершенными по своей организации; во-вторых, новый посредствующий «действенный орган епископской власти», кроме викарных епископов, будет иметь своими деятелями всё тех же более даровитых и опытных священнослужителей, которые и в настоящее время разделяют с епископом труд епархиального управления в качестве членов различных епархиальных учреждений. Так как в предложении г. обер-прокурора определительно выражено, что «при настоящем положении Государственного Казначейства ни о каком воспособлении к ассигнуемым средствам на содержание епархиального управления не может быть речи», то несомненным представляется, что члены нового «действенного органа», так же как и члены существующих епархиальных учреждений, будут стеснены в своей деятельности приходской службой, составляющей главный источник их содержания. При таких условиях естественно ожидать, что и новый «действенный орган» не только не исцелит недугов епархиального управления, но и сам не чужд будет тех самых недостатков, которыми страдают существующие епархиальные учреждения, и прежде всего – духовная консистория. Реформа епархиального управления, по мнению комиссии, и должна быть направлена прежде всего к тому, чтобы исправить недостатки в организации этих учреждений и поставить их в нормальные условия для деятельности, а не к ломке их и не к созданию новых, быть может, столь же несовершенных и, во всяком случае, не необходимых органов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

24 . Прием в члены Приходского собрания и выход из него осуществляется, на основании прошения (заявления) гражданина, решением Приходского собрания. В случае признания члена Приходского собрания не соответствующим занимаемому им положению, он может быть выведен из Приходского собрания решением Приходского собрания. При отступлении членов Приходского собрания от канонических правил и установлений Русской Православной Церкви, состав Приходского собрания, по решению епархиального архиерея, может быть изменен частично либо полностью. 25 . Приходское собрание созывается Настоятелем или, по распоряжению епархиального архиерея, благочинным не реже 1 раза в год. 26 . Приходское собрание: – принимает Устав Прихода, изменения и дополнения к нему, которые утверждаются епархиальным архиереем и вступают в силу с момента государственной регистрации; – сохраняет единство Прихода и его принадлежность к _______ епархии Русской Православной Церкви; – принимает и исключает членов Приходского собрания с утверждения епархиального архиерея; – образует (избирает) Приходской совет и Ревизионную комиссию; – представляет на утверждение епархиального архиерея кандидатуру председателя Приходского совета – церковного старосты; – планирует финансово-хозяйственную деятельность Прихода; – обеспечивает сохранность церковного имущества и заботится о его приумножении; – принимает годовой бюджет, включая размеры отчислений на благотворительность и религиозно-просветительские цели, и представляет его на утверждение епархиального архиерея; – принимает планы и рассматривает проектно-сметную документацию на строительство и ремонт церковных зданий; – рассматривает и представляет на утверждение епархиального архиерея финансовые и прочие отчеты Приходского совета и доклады Ревизионной комиссии; – утверждает штатное расписание; – определяет содержание членам причта и Приходского совета; – на условиях, определяемых настоящим Уставом, Каноническим уставом Русской Православной Церкви, Уставом Русской Православной Церкви (гражданским) и Уставом епархии, а также действующим законодательством, определяет порядок распоряжения имуществом Прихода;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В настоящее время имеются две епархии: Таллиннская и Нарвская. В Таллиннской епархии девять благочиний: Harju, Lääne, Petseri, Pärnu, Saare ja Muhu, Tartu, Viljandi, Viru ja Võru. В Нарвской епархии нет благочиний. Задачи органов благочиния исполняют в сей епархии соответствующие епархиальные органы. § 58. Границы епархий и благочиний устанавливает с согласия митрополита собрание представителей Церкви. В таком же порядке осуществляется открытие новых епархий, викариатств и благочиний и ликвидация существующих, а также перемещение приходов из одной епархии или благочиния в другие. § 59. Епархиальные органы суть епископ, епархиальное собрание, совет и ревизионная комиссия. Если епархиальное собрание не считает желательным или необходимым избирать епископа и совет, то обязанности епископа исполняет митрополит, а обязанности епархиального совета Синод. § 60. Епископ есть духовный руководитель епархии. Он избирается на должность пожизненно церковным Собором. § 61. Епархиальное собрание есть высшая епархиальная власть. Председателем епархиального собрания является епископ, а членами от каждого прихода епархии – по два избранных представителя: духовный и светский. § 62. Епархиальное собрание созывается по распоряжению епископа: очередные через каждые 5 лет; чрезвычайные по мере надобности, по его усмотрению или же по требованию митрополита или Синода, или епархиального совета, или по заявлению 1 / 3 советов приходов, принадлежащих к епархии. Заседаниями епархиального собрания руководит епископ, коему в помощь избираются два товарища председателя. Собрание правомочно в том случае, если представлено не менее половины приходов, принадлежащих к епархии. Если на собрание не явится нужное число представителей, то через 2 часа по той же повестке состоится новое собрание, правомочное при любом числе собравшихся. Право совещательного и решающего голоса на собрании могут иметь представители лишь тех приходов, кои внесли назначенные им в порядке епархиальной сметы членские взносы. § 63. Обсуждению и решению епархиального собрания подлежат вопросы, касающиеся жизни епархии. Епархиальное собрание избирает на 5 лет председателя епархиального совета (духовное лицо) и членов (2 духовных и 2 светских) с соответствующим количеством кандидатов и трехчленную ревизионную комиссию и ее кандидатов. Избранные лица утверждаются в должности митрополитом. Постановления на заседаниях собрания принимаются простым большинством голосов. При разделении голосов поровну голос председателя дает перевес.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По обследовании дела, определение составляется большинством голосов, при составлении протокола. Если Архиепископ не согласится с постановлением большинства, или просящие не будут удовлетворены состоявшимся постановлением, то дело приостанавливается в исполнении и переносится в ближайшее заседание Епархиального Собрания. II. Епархиальное казначейство. Оно состоит из казначея, бухгалтера и письмоводителя. Контроль над ним принадлежит общему собранию Совета, которые in toto или чрез доверенных ежемесячно ревизует наличность кассы, а по истечении года образует ревизионный комитет для проверки отчета, приходо-расходных книг и наличных сумм. Епархиальный Совет имеет свою печать с изображением креста и надписью учреждения. Епархиальный Суд Предметы ведения: а) церковные преступления: 1) Против веры: отступление от церкви; возмущения против нее; оскорбление святыни храма, – лиц священного сана; клятвопреступление, богохульство, святотатство. 2) Преступления по должности церковных лиц как духовных так и мирских, состоящих на церковной службе. 3) Дела о браках и брачном разводе. Состав лиц Епархиального Суда: Председатель – Епископ губернского уезда, члены: 3 из протоиереев и архимандритов и 3 – мирских лица. Они избираются Епархиальным собранием. В дополнение к ним избираются каждый раз подсудимым и обвинителем судьи из духовных и светских лиц по равному числу. Представителем обвинения служит прокурор, избираемый и определяемый митрополитским судом. У суда и прокурора должны быть особые канцелярии. Административная часть, наблюдение за скоростью и правильностью судопроизводства возлагается на председателя суда. Подсудимый, как и истцы, могут иметь адвокатов и поверенных. В распоряжении Епархиального суда состоят следователи по 1 на уезд. Следователь избирается Епархиальным собранием и утверждается митрополитским судом. Порядки судопроизводства. Судопроизводство – устное, состязательное, публичное. Движение судебного дела совершается в таком порядке: Суд вчинается или по жалобе и просьбе частного лица, или по представлению администрации (приходского собрания и совета, уездного епископа, Епархиального Архиепископа и Епархиального Совета).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

В Пятигорске обсудили актуальные вопросы развития церковной жизни на Северном Кавказе Пятигорск, 29 августа 2011 г. 25 августа в здании епархиального управления под председательством епископа Феофилакта состоялось очередное заседание епархиального совета Пятигорской и Черкесской епархии, на котором обсуждались актуальные вопросы развития церковной жизни на Северном Кавказе. Участники заседания ознакомились с резолюцией Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, положенной на отчете Ставропольской и Владикавказской епархии за 2010 год. " Устраивая церковную жизнь в недавно образованных епархиях, - отмечается в резолюции, - важно уделить внимание присутствию Церкви в социальных и образовательных учреждениях. Епархии СКФО имеют достаточную базу для воплощения в жизнь решений Архиерейского Собора 2011 года о миссионерской и катехизаторской деятельности, работе с молодежью, социальной деятельности, материальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций. Считаю возможным для Кавказских епархий в ближайшее время реализовать принятые решения на достойном уровне " . Дальнейшая дискуссия велась с учетом приведенного мнения Его Святейшества. Члены епархиального совета поделились мнениями об итогах прошедшего накануне первого епархиального августовского педагогического совета, поддержали резолюцию педагогического форума, наметили конкретные меры по реализации высказанных предложений. В этом перечне можно выделить программу по строительству православных детских- садов, подготовку к проведению первого съезда законоучителей, совершенствование работы приходских воскресных школ, организацию курсов русского языка и культуры для мигрантов. После обсуждения было принято решение о создании в епархии комиссии по взаимодействию с оздоровительными учреждениями. Как известно, регион Кавказских Минеральных Вод, как и Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, - это одна из наиболее развитых курортных зон России. Ежегодно в санаториях здесь проходят курсы оздоровления сотни тысяч людей. Естественно, что их духовные запросы не должны оставаться без ответа. Вновь созданная комиссия будет сочетать в своей работе социальное и просветительское служение, дополняя деятельность епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению и общества православных врачей, сообщает епархиальный сайт.

http://pravoslavie.ru/48322.html

По-видимому, если подобных видов деятельности на Приходе не будет осуществляться, то можно считать, что Настоятель нарушает Устав Прихода. Короче говоря, сегодня Приход не может удовлетвориться только культовой деятельностью – для христианского свидетельства необходима социально-экономическая и гуманитарная деятельность. В новом «Уставе Прихода 1998» произошло уточнение права вето настоятеля на решения Приходского Собрания и Приходского совета, а в «Уставе Церкви 2000» оно конкретизировано. «Устав Прихода 1991»: «имеет право налагать «вето» на решения Приходского собрания и Приходского Совета с последующей передачей этого вопроса на рассмотрение епархиального архиерея или с его согласия – благочинного»; «Устав Прихода 1998»: «при наличии к тому оснований, имеет право приостанавливать исполнение решений Приходского собрания и Приходского совета по вопросам канонического, внутри церковного и вероучительного характера, с последующей передачей этого вопроса на рассмотрение епархиального архиерея»; «Устав Церкви 2000»: «ж) при наличии к тому оснований, приостановление исполнения решений Приходского собрания и Приходского совета по вопросам вероучительного, канонического, богослужебного или административно-хозяйственного характера, с последующей передачей этого вопроса на рассмотрение епархиального архиерея». Усилена роль настоятеля в деятельности Приходского Совета, если в «Уставе Прихода 1991» о настоятеле говорилось, что он «может участвовать в работе Приходского совета», то по новому Уставу Настоятель «руководит работой Приходского совета». В «Уставе Церкви 2000» формулировка стала мягче: «з) наблюдение за осуществлением решений Приходского собрания и работой Приходского совета». Вообще-то, руководит подразделением «председатель», «заведующий», «директор» и т. П. Следовательно, руководить Приходским Советом должен его Председатель, в противном случае становится неопределенной роль такого Председателя. Заметим, что совмещение функций духовного и хозяйственного руководства на Приходе претерпевает крайние отклонения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010