Во времена патриархов его приносили и как жертву возлияния (см.: Быт. 28: 18; 35: 14 ). Согласно Священному Писанию , елей является символом Святого Духа (см.: Зах. 4 ; 2Кор. 1: 21 и след.; 1Ин. 2: 27 ). Поэтому уже со времени Синайского законодательства елей служил для помазания первосвященников и царей (см.: Исх. 29: 7 ; 1Цар. 10: 1 ). Изобилие масла воспринималось как Божие благословение (см.: Втор. 7: 13 ). Христианская Церковь восприняла библейское значение елея как средство и символ света (см.: Мф. 25: 1–13 ), милосердия и врачевания (см.: Лк. 10: 34 ). Святое Евангелие рассказывает о многочисленных чудесах исцелений, которые совершал Господь во время Своего земного служения. Благодать врачевания различных болезней Спаситель дал Своим ученикам-апостолам. В Евангелии говорится о том, что апостолы, которых Господь Иисус Христос послал на проповедь покаяния, «многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк. 6:13 . Это является свидетельством о Божественном установлении таинства елеосвящения. Апостол Иаков пишет: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. Молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5: 14–15 ). Из этих слов легко заключить, что это таинство подается больному . При этом речь идет о тяжело болящем, которого апостол называет страждущим. Однако ни в Священном Писании, ни у святых отцов не говорится о том, что речь идет только об умирающих. У людей, не имеющих правильного церковного сознания, часто встречается серьезное заблуждение, что соборование совершается только над умирающими. Порой такие люди доходят даже до суеверия, думая, что больной умрет, если его соборовать. Архимандрит Иоанн (Верюжский ; 1821–1907) писал: «Многие, которым еще не хочется расстаться с жизнью, считают таинство елеосвящения подобным обречением на смерть, неохотно обращаются к его помощи, и откладывая его со дня на день до последнего часа жизни, нередко так и умирают.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Если слово «елей» толковать в смысле «молитвы», то получится полная бессмыслица: «пусть помолятся над ним, помолившись над ним» ... Понятно, почему молокане и духоборы отвергают Елеопомазание: потому что его должны совершать пресвитеры Церкви, которых у них нет и по названию. 2) Мы тоже, говорят штундобаптисты и «евангельские христиане», не признаем Елеосвящения и помазания больных елеем, хотя о них молимся, – не признаем потому, что под словом «елей» нужно разуметь учение, или слово Божие. 2) Цена этому учению штундобаптистов об Елеосвящении такая же, как и предыдущему о нем учению молокан и духоборов, ибо нигде учение, или слово Божие не называется в Писании елеем. Затем, если под «елеем» разуметь «учение», как мудрствуют штундобаптисты, то опять выйдет бессмыслица, выйдет, что в учении, или слове Божьем нуждаются только больные, а здоровым людям оно совсем не нужно, с чем и сами сектанты не согласятся. 3) Мы не признаем Елеосвящение за таинство, говорят иные из сектантов, ибо нет прямого указания в Писании, что Сам Христос его установил. 3) Довольно того, что есть прямое указание на это таинство у св. Апостола Христова. Кто не верит Апостолам, тот не верит и Христу, ибо все учение Апостолов было проповедано ими по внушению Св. Духа, что видно, из слов Самого Христа: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину, ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» ( Иоан. 16:13–15 ). «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающий вас Меня отвергается» ( Лук. 10:16 ), сказал Христос св. Апостолам. Сектанты, отвергая учение ап. Иакова о таинстве св. Елеосвящения, отвергаются Самого Христа. 4) Почему у вас, у православных, не все больные прибегают к Елеосвящению? 4) Одни – по неверию, другие – по нерадению к своему спасению, а третьи – в надежде выздороветь и очистить себя от грехов другими, Богом дарованными, таинствами св. Церкви – св. Покаянием и св. Причащением. Но если последние до некоторой степени извинительны, то первые и вторые, без сомнения, осуждаются Церковью, как неверные и теплохладные в вере сыны ее. 5) Если Елеосвящение установлено Самим Христом, то почему не все, над кем оно совершено, выздоравливают, а часто умирают после него? 5) Во–первых, – потому, что не имеют достаточно сильной веры в это спасительное таинство, в котором «молитва веры исцелить болящего», ибо Христос сказал: «по вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29). Во–вторых, что самое главное, – так Богу угодно: одних раньше, других позже призвать к Себе из этого мира. Для верующего христианина в таинстве Елеосвящения важно не столько выздоровление от болезни, сколько очищение, быть может, перед самой смертью от всех грехов своих. Если на таинство Елеосвящения смотреть так, –что верующий больной всякий раз после Елеосвящения непременно должен выздороветь, то нужно прийти и к тому нелепому выводу, что человек мог бы жить на земле вечно, лишь бы прибегал к св. Елеосвящению.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

И все те гнусности очистятся и упразднятся и вместо них будут воздвигнуты и восставлены божественные жертвенники и священные храмы, в коих для украшения и увенчания их будут поставлены изображения животворящего креста и боговидные начертания пречистого тела Христова. Предсказание это уже получило для них благополучное выполнение: как вместо древа – древо, вместо храма – храм, вместо жертв – жертвы а вместо всего нечистого и скверного явились наши святыни, так вместо тех суетных и гнусных столпов, выражаясь ближе и применительно к словам пророка, теперь изобилуют, умножаясь и вызывая почтение, во всем Египте, как и во всей вселенной, всечестные столпы Спасителя, т. е. изображения, поклоняемые вместе с прочими святынями. Так именно и святые мужи, изъяснявшие богоносного пророка, понимали приведенные слова 16 . Отсюда речь наша обращается ко временам более древним. Посмотрим, что случилось с патриархом Иаковом, когда он отправился в Харран. При заходе солнца он отошел ко сну, взял камень места того, положил его под голову и увидел сон. Встав от сна, он сказал: истинно Господь присутствует на месте сем, а я не знал. Он назвал его страшным, домом Божиим и подумал, что это врата небесные. И вот поставив каменный столп, он возлил елей на верх его. И разве Бог отвергает это, как представляется беззаконникам? Нисколько, но благостно допускает, как это видно из того, что случилось с Иаковом после: Я вижу, говорит, что делает с тобою Лаван. Я Бог, явившийся тебе в месте Божием, где ты возлил елей на памятник, и где ты дал мне обет ( Быт. 31, 12–13 ). А что говорит по этому поводу великий из богословов Григорий? «Иаков видел во сне лествицу и восхождение ангелов и таинственно помазал елеем столп, может быть, для того, чтобы показать Камень, помазанный ради нас, и дал месту название видения Божия в честь явившегося и прочее, что богослов говорит здесь. Кому не станет ясно, – как научает различие в назначении одного и того же материала, напр. камней, – что одно и то же, возносимое Богу, приличествует Ему и заслуживает почтения, а посвящаемое бесам, отвратительно и гнусно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konsta...

иерей Владимир Емиличев Глава 1. Слово св. Феодора Студита Имея в себе светильником горящим чувство к Господу и вожделение вечных благ, должны мы непрестанно подливать елей помазания, чтоб светильник сей не погас и не оставил нас во тьме, и мы вследствие того, блуждая туда и сюда во тьме, не попали в пагубный ров страстей. Елей же сей что есть? Воспоминание, помышление и рассуждение о том, что прежде было, что есть теперь и что будет после. Воспомянем же оные дни юности нашей, когда мы или ходили в неведении, как во тьме, или валялись в течении дел суетных, как в волнах морских, или погружались в плотские удовольствия, как в бездну водную; затем помянем, как оттуда вызвал нас благий Бог , и простерши руку исторг, и путь мирный показал, внушив нам притещи к сему светлому и святому образу жития; присовокупим и то, что между тем, как столько и толиких родных наших, знаемых, друзей и приятелей остались в том же горьком положении, мы одни, как от египетского рабства, избавлены от него и возведены на высокую гору жительства сего, и отсюда взирая долу, видим, как люди, вращаясь как в глубочайшем некоем рве, всуе мятутся, друг друга толкают, друг друга сбивают с ног, в поте лица, как чего-то великого добиваясь земных благ непостоянных, скоро преходящих и тленных, и что еще сожалетельнее, имея в воздаяние за то попасть в ад на вечное мучение. За это одно толикое избавление, какое благодарение должны мы чувствовать и воздавать благодателю нашему Богу? Будем же непрестанно благодарные к Богу воссылать хвалы, громче Израиля поя и воспевая: -“Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море” ( Исх. 15,1 ).– Но такое благодарение будет неполно, если мы не будем надлежащим образом пользоваться благодеянием, то есть строго держать себя в отвращении от мира, в отчуждении от своих, во вменении ни во что благ земных и в блаженной покорности уставам нашей (монашеской) жизни. Глава 2. Цель монашеского делания ( Мф. 25, 34 ) Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Исцеляя при помощи елея, апостолы совершали действие богоучрежденное, так как поступали, следуя «строгому смыслу данной им Христом заповеди» 418 . Новозаветные свидетельства о таинстве Елеосвящения Об исцелении через Елеосвящение пишет ап. Иаков, брат Господень: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). Эти слова апостола являются ключевыми для богословия таинства Елеосвящения, и примечательно, что в традиции Церкви они рассматриваются вместе с процитированным выше свидетельством Евангелия от Марка об исцелениях, совершавшихся апостолами через помазание елеем по повелению Самого Господа. Так, блж. Феофилакт пишет: «Что апостолы мазали маслом, говорит один Марк и еще Иаков брат Божий в своем Соборном послании» 419 . И из этих слов, и из их сопоставления с Евангельским свидетельством можно сделать вывод о том, что Елеосвящение, согласно церковной традиции, установлено Самим Господом: назвав себя в начале послания «рабом Бога и Господа Иисуса Христа» ( Иак. 1:1 ), апостол, как слуга и провозвестник Его воли, и наставления дает не от себя, но от имени Христова 420 ; предписание совершать елеопомазание дано апостолом с такой уверенностью, что в них можно видеть не просто совет, но заповедь, необходимую для исполнения в Церкви Христовой для всех мест и времен 421 . Наконец, эта заповедь представляется уже известной в Церкви, так как апостол полагает, что пресвитеры обязательно придут к больным и совершат известное им священнодействие 422 . Но главное в словах ап. Иакова даже не это, а то, что болящего в таинстве исцеляет вовсе не елей, а молитва веры, и восставляет больного Господь. В этом новизна и существенное отличие новозаветного елеопомазания от ветхозаветного и античного. Елей здесь употребляется не как простое медицинское средство, но как проводник высшей врачующей силы – Божественной благодати, которая производит желаемое действие.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Исцеляя при помощи елея, апостолы совершали действие Богоучрежденное, так как поступали, следуя «строгому смыслу данной им Христом заповеди» 5 . Новозаветные свидетельства о таинстве Елеосвящения Об исцелении через Елеосвящение пишет апостол Иаков, брат Господень: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак.5:14–15 ). Эти слова апостола являются ключевыми для богословия таинства Елеосвящения и примечательно, что в традиции Церкви они рассматриваются вместе с процитированным выше свидетельством Евангелия от Марка об исцелениях, совершавшихся апостолами через помазание елеем по повелению Самого Господа. Так, блж. Феофилакт пишет: «Что апостолы мазали маслом, говорит один Марк и еще Иаков брат Божий в своем Соборном послании» 6 . И из этих слов, и из их сопоставления с Евангельским свидетельством можно сделать вывод о том, что Елеосвящение, согласно церковной традиции, установлено Самим Господом: 1) назвав себя в начале послания «рабом Бога и Господа Иисуса Христа» ( Иак.1:1 ), апостол, как слуга и провозвестник Его воли, и наставления дает не от себя, но от имени Христова 7 ; предписание совершать елеопомазание дано апостолом с такой уверенностью, что в них можно видеть не просто совет, но заповедь, необходимую для исполнения в Церкви Христовой для всех мест и времен 8 . Наконец, эта заповедь представляется уже известной в Церкви, так как апостол полагает, что пресвитеры обязательно придут к больным и совершат известное им священнодействие 9 . Но главное в словах апостола Иакова даже не это, а то, что болящего в таинстве исцеляет вовсе не елей, а молитва веры, и восставляет больного Господь. В этом существенное отличие и новизна новозаветного елеопомазания от ветхозаветного и античного. Елей здесь употребляется не как простое медицинское средство, но как проводник высшей врачующей силы — Божественной благодати, которая производит желаемое действие.

http://azbyka.ru/tainstvo-eleosvyashheni...

О браке Господь Иисус Христос сказал: «Оставит человек отца и мать, и соединится с женой своей, и будут два одной плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». ( Мф. 19:5, 6 ). А что брак есть таинство, подтверждает и апостол Павел, когда говорит: «Тайна сия (брак) велика есть; аз же глаголю во Христа и во Церковь ». Совершая брак, священник трижды благословляет жениха и невесту зажженными свечами, которые и дает им. Затем он благословляет их кольцами, для выражения неразрывности и вечности их союза, и с благословением возлагает на них венцы, прося Бога, чтобы он венчал их славой и честью. Читается Евангелие о браке в Кане Галилейской, на котором Господь Иисус Христос благоволил присутствовать и совершить Свое первое чудо. Жених и невеста пьют вино из одной чаши – в знак того, что они должны жить единодушно и делить горе и радость. Священник соединяет их правые руки и обводит трижды вокруг аналоя – в знак того, что они должны вместе совершать свой жизненный путь, поддерживая друг друга. В заключительной молитве священник благословляет новобрачных именем Пресвятой Троицы. Елеосвящение. Елеосвящение есть таинство, в котором, при помазании частей тела больного освященным елеем, призывается на него благодать Святого Духа, исцеляющая болезни телесные и духовные. Спаситель дал апостолам власть врачевать всякую болезнь и всякую немощь, и апостолы, в первый раз проповедуя Евангелие в городах и селах, «мазаху маслом многия недужныя, и исцелеваху» ( Мк. 6:13 ). To же делали они и по вознесении Спасителя на небо. Апостол Иаков научает в случае болезни пригласить к больному священников, чтобы они помолились над ним и помазали его елеем во имя Господне. «И молитва веры, –говорит он, – спасет больного, и воздвигнет (поднимет) его Господь, и, если сотворил грехи, отпустятся ему». Для совершения таинства елеосвящения собираются семь священников (отсюда – «соборование»); но его может совершать и один. Для помазания больного употребляется елей с вином. Священник освящает елей и молится, чтобы Господь исцелил немощи телесные и душевные болящего, и читает семь Евангелий. Затем он крестообразно с молитвой помазывает больному лоб, щеки, ноздри, губы, грудь и руки. После последнего помазывания священник возлагает на голову больного раскрытое Евангелие, письменами вниз, и читает молитву о прощении ему всех его грехов. Больной целует Евангелие и крест. 6. Смерть и погребение православного христианина, его поминовение

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

О святом Елеосвящении «Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящаго, и возставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему“ ( Иак. 5: 14–15 ). Елеосвящение есть такое таинство, в котором, при помазании пресвитерами Церкви больного елеем во имя Господне и при их молитве о нем, подается больному, по вере его и молящихся пресвитеров, не только исцеление тела, но и прощение грехов. Священное употребление елея, или масла, было еще в Ветхом Завете. Елей тогда приносили не только в жертву Богу ( Быт. 28: 18 . Исх. 29: 40 . Лев. 2: 4 . Чис. 28: 12 и друг.) и употребляли для освящения принадлежностей храма и богослужения ( Исх. 30: 23–29. 40: 9–11 ), но и для освящения Богом людей, которым чрез елеопомазание подавались: власть царская ( 1Цар. 15: 1. 16: 1 . 3Цар. 1: 34. 19: 15 . 4Цар. 9: 1–6 ), право священства ( Исх. 29: 7. 30: 30 . Лев. 16: 32 ) и дар пророчества ( 3Цар. 19: 16 ). В новом Завете елей употреблялся св. Апостолами для исцеления больных еще до страданий Спасителя: св. Апостолы, будучи посланы Христом на проповедь и получив власть больных исцелять и даже мертвых воскрешать ( Мф. 10: 8 ), «пошли и проповедывали покаяние; изгоняли многих бесов, и многих больных мазали маслом и исцеляли“ (Map. 6: 12–13). Очевидно, Христос уже после славного воскресения Своего, когда в течении 40 дней являлся ученикам Своим, уча их о Царствии Божием, установил для исцеления больных и получения ими прощения грехов особое таинство св. Елеосвящения, о котором, как об известном уже всем христианам, напоминает св. ап. Иаков, говоря: «Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящаго, и возставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему“ ( Иак. 5: 14–15 ). Таким образом, по силе своего действия, таинство Елеосвящения является одним из важнейших таинств Церкви, ибо в нем подается больному человеку не только исцеление его тела, но и души от грехов ее. I

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Поскольку Бог судит с большой справедливостью, то ближе к Себе Он сажает того, кто добродетельнее остальных. А кого сажает рядом с Собой, тому и благодати дает больше и щедрее, чем остальным. Ибо Он больше изливает на него елея радости, чтобы этим самым лучше известить его о том, что имя его записано в Книге жизни и что он пребудет с Богом по окончании жизни настоящей. Посему сказано: Тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах Он говорит " на небесах " , а не " на небе " , чтобы показать различные степени славы, которую каждый получит согласно своим добродетелям. Слова же " паче причастник Твоих " просто как бы говорят следующее: одного в этой жизни Бог обильно помазывает елеем радости, другого же - скудно. Каждого человека Он помазывает согласно его подвигу, его добродетели и его смирению. Этим Он уведомляет каждого, чтобы тот сделал вывод, на каком небе написано его имя, то есть какую славу он получит, когда покинет эту жизнь. Узнает же каждый, что его душа вкусила елей радости, по знамению, о котором я скажу. Доколе человек не вкусил умно в своей душе и некоторым чувственным образом в своем сердце этот елей божественной радости, он тяжел по отношению к божественному, незрел и горек в духовном, труднодвижим к богоугодным делам, и сердце его весьма холодно. Оно холодно как по отношению к Богу, так и по отношению к святым. Когда человек вкушает пищу без масла, то пища кажется ему невкусной. Но если он польет ее маслом, она покажется ему вкусной и желанной. Так и человек, не помазанный в душе этим елеем радости, холоден и неудободвижим для слова Божия. Поэтому в миру много таких людей, которых тяготит слово Божие, а наиболее же пост, который является первой заповедью Бога и которым угодили Богу все святые. И некоторые настолько тяготятся словом Божиим и постом и не принимают поста, когда кто-либо говорит им, чтобы они постились, как будто бы им на спину возложили мешок, полный песка или очень тяжелого свинца. И я не знаю, как они забыли то, о чем говорит Христос : Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2394...

Пробудившись от сна, в изумлении от чудного видения Иаков сказал: „истинно Господь присутствует на месте сем, а я не знал. И убоялся и сказал: как страшно Его место! Это не иное что, как дом Божий, это врата небесные“. Кто из нас знал, кто мог подумать, что это пустынное место, на котором мы присутствуем предназначено к прославлению чудесным явлением на нем Божия присутствия и Божия всемогущества? И не была ли сюда с небес простерта рука Божия, спасающая Его Помазанника, и не сходили ли сюда Ангелы Божии, охранявшие семейство Его? Не раскрылись ли здесь врата небесные, из которых просияли лучи благости и любви Божией к Избраннику Его? И в нетерпеливом желании всех русских людей достигнуть до этого места и видеть его, в разнообразных предположениях, как и чем достойно почтить его, не слышится ли общее убеждение, общий голос потрясенных дивным событием сердец: „страшно место сие. Это врата небесные“. И как мы счастливы, что не только видим это место, но и приносим на нем благодарную молитву Богу! Но не менее близки к настоящему нашему положению и дальнейшие черты библейского события: И „встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. И нарек имя месту тому Вефиль, – дом Божий. Этот камень, который я поставили, сказали Иаков, будет домом Божиим“. Если бы кто из современных нам людей, любящих великолепные памятники, посмотрели на этот малый камень, который называется в Библии памятником, сказали бы: какой это памятник? Кто его заметит? Но Иаков сделал его жертвенником Богу, возлил на него елей, что означало в патриархальные времена жертвоприношение Богу. И так, он сделал памятник из того, что было под рукою; он принес жертву из того, что было в его походной сумке. Здесь важно то, что он не замедлил воздать славу Богу, что он дал исход и выражение наполнявшему сердце его чувству благоговения и благодарности Богу. Смотря на наше настоящее скромное сооружение, многие говорят, что это место и совершившееся на нем событие достойны более великолепного памятника. Это совершенно справедливо; но этому будет время. Возвеличим и украсим этот малый памятник тем, чем Иаков сделал знаменитым свой малый камень, и тем сделал угодною Богу свою малую жертву: верою, любовью, благоговением и молитвою.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010