Социальная несправедливость заставляет, подталкивает некоторых людей пользоваться услугами всемирного Вавилона, и это – форма отступничества от Христа. Общение со всемирным Вавилоном – это участие в коллективных грехах тех людей, которые составили заговор против Бога и против Помазанника Его. Как сказано в Псалтири: «Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его» ( Пс.2:2 ). Слова: «елея же и вина не повреждай» истолковываются следующим образом. «Словами же: “елея и вина не повреждай”, указывают, что из-за страха не следует отвергать Христово врачевание, оставляя без него уязвленных грехом и впавших в разбой и тем допуская смерть к похищению тех, которые имеют побороть свое грехопадение по милости долготерпеливого великого Бога». Елей – это то, чем совершается елеопомазание в Таинстве соборования перед большими праздниками. Вино – это то, что приносится в алтарь для пресуществления во время Божественной Евхаристии. Пшеница, о которой мы читали выше, – это то, что используется для изготовления хлеба, который тоже приносится в алтарь и во время пресуществления становится Телом Христовым. То есть, мы должны принимать елей, вино и хлеб на храм, на наши духовные нужды, не повреждая их. Что значит «не повреждая»? Это значит: нельзя принимать милостыню на духовные нужды от нечестивых людей. Поэтому я немножко с подозрением отношусь к тем храмам, где все сияет, все уже восстановлено, всё в самом лучшем виде. Откуда в наше время можно достать такие средства? И я спокойно отношусь к храмам, где есть какие-то материальные проблемы, это сразу показывает нам то, что эти храмы созидаются за счет верующих, а не за счет тех воров-бизнесменов, думающих отгородиться от Божьего гнева церковными стенами, которые они восстанавливают. Не отгородятся они от Божьего гнева стенами, которые они восстанавливают, потому что в Писании, в 4 Книге Царств сказано: «Серебро за жертву о преступлении и серебро за жертву о грехе не вносилось в дом Господень: священникам оно принадлежало» ( 4Цар.12:16 ). Принимать на храм такие пожертвования, которые от греховной жизни даются, нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Сущность таинства. – Таинство елеосвящения есть священнодействие, в котором, при помазании тела елеем, призывается на болящего Божия благодать, исцеляющая немощи душевные и телесные (Прав. Катехизис). Оно именуется также соборованием, так как совершается собором пресвитеров, с полным числом семи; впрочем, может совершаться и меньшим числом и даже одним иереем. Божественное установление таинства. – Еще с ветхозаветных времен елей знаменовал благодать, радость, умягчение, оживление. Помазание маслом больных употребляли апостолы, как читаем у евангелиста Марка 6:13 : многих больных мазали маслом и исцеляли. Наиболее ясное свидетельство о таинстве елеосвящения находится у апостола Иакова (5:14–15): Болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи – простятся ему. Апостол говорит здесь не об особом «даре» исцелений; он предписывает определенную форму священнодействия, которое должно войти в обычай Церкви: совершение его пресвитерами Церкви, молитву, помазание; соединяет с ним, как следствие его, облегчение телесной болезни и отпущение грехов. Нельзя также понимать указание ап. Иакова на помазание елеем, как на обычное (хотя бы для того времени) врачебное средство, так как елей, при своем благотворном свойстве, не является врачебным средством от всех болезней. Апостолы не вводили ничего сами от себя, но учили только тому, что заповедал им Господь Иисус Христос и что внушал Дух Святой. Они называли себя не установителями таин Божиих, а только строителями таин и слугами Христовыми. Следовательно, и елеосвящение, заповедуемое св. апостолом Иаковом, имеет Божественное установление. В древней христианской письменности можно найти косвенные свидетельства о таинстве елеосвящения у св. Иринея Лионского и у Оригена . Позднее более ясные свидетельства о нем есть у свв. Василия Великого и Иоанна Златоуста , от которых остались молитвы на исцеление недужного, вошедшие впоследствии в чин елеосвящения, – а также у св. Кирилла Александрийского . В пятом веке папа Иннокентий 1-й отвечает на ряд вопросов касающихся этого таинства. Он указывает, что совершать его следует над верующими больными и совершать его может и епископ, так как в словах апостола: да призовет пресвитеры – нельзя видеть запрещения епископу участвовать е священнодействии; только проходящим церковное покаяние нельзя сообщать этого помазания, потому что оно есть «таинство»; а кому запрещены прочие таинства, нельзя дозволить и это одно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Таким же образом воспринимает его через века и Церковь, называя в молитве освящения великой и животворящей тайной . Как уже было ранее сказано, помазание-хризму следует рассматривать как неотъемлемую часть таинства воцерковления (крещения), начиная с самого установления этого таинства Господом нашим Иисусом Христом на реке Иордан: «И крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [ Иоанн. – прим. перев .] Духа Божия, который сходил как голубь, и нисходил на Него» (Мф. 3, 16); а также при ниспослании Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы (Деян 2, 1-4). Более того, излиянием Святого Духа апостолы, будучи ранее крещены Иоанновым крещением, получили не только Таинство (миро)помазания, но и власть возложением рук передавать дары Церкви другим, то есть мирянам, епископам и диаконам. «Деяния апостолов» уверяют нас, что хризма (миропомазание) первоначально совершалась путем возложения рук святыми апостолами на новокрещенных: «Тогда возлагали на них руки, и они принимали Святого Духа» (Деян. 8, 17). Такой способ совершения хризмы вскоре был заменен введением мира, так как по словам святого Симеона, «миро подается через возложение рук» . Замена произошла с назначением апостолами первых епископов, которые использовали елей для совершения хризмы. Это был «не простой елей, но освященный на жертвеннике молитвами архиереев Христовых, облеченных силой апостолов, или, лучше сказать, Самого Христа» . В соответствии с этим святой Симеон приходит к выводу, что мы христианами называемся и ими являемся из-за мира, «которое хризмой называется, потому что и Христос так называется, ради телесного помазания Святым Духом» . Хризма – помазание, Христос – Помазанник, христиане – помазанники. Диахроническое развитие освящения и использования святого мира мы можем наблюдать в четыре этапа: 1) время святых апостолов; 2) освящение святого мира епископом при каждом чине Таинства крещения и миропомазания; 3) периодическое освящение мира местным епископом и раздача его областным пресвитерам; 4) освящение мира предстоятелями Поместных Церквей и его раздача епископам. 1) Как уже было указано, Святые апостолы миропомазаны непосредственным излиянием Святого Духа на них в день Пятидесятницы (Деян. 2, 1-4), тогда как они «помазывали» новокрещенных, возлагая руки на их головы: «Тогда возлагали на них руки, и они принимали Духа Святого» (Деян. 8, 17).

http://bogoslov.ru/article/6177400

Уразумел ли ты, человек, тайну вочеловечения Спасителя, насколько мы могли тебе ее выразить? Клирик: – Уразумел и поражён изумлением. Богу, совершившему всё сие, слава! 11. О том, что Христос и Сам принял Таинства Архиерей: – Теперь время сказать, как Христос совершил Таинства по отношению к Самому Себе. Во-первых, Крещение – первый из Его духовных даров. Он Сам первый крестился в Иордане от Иоанна – не как имевший в этом нужду (ибо какую нужду мог иметь в этом Он, единый беспорочный?), но ради нас, чтобы мы очистились и омыли скверну нечистого зачатия и прародительского греха и чтобы, созданные вначале из персти, т. е. из земли и воды, мы в воде, погружаясь в неё тленным нашим телом, душою возродились бы и сделались новым и безгрешным человеком. Во-вторых, Спаситель принял помазание, или божественные елей и миро, в самом Крещении, когда низошел на Него Дух в виде голубя. Об этом-то и говорит Исаия (как бы от лица Христова): «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня» ( Ис. 61:1 ). Об этом и Пётр говорит: «яко и Господа и Христа Его Бог сотворил есть» ( Деян. 2:36 ), сотворил по плоти именно тогда, когда низошёл Дух. И в другом месте святые апостолы произносят: «Святой Сын Твой Иисус, помазанный Тобою» ( Деян. 4:27 ). Также и Павел рассуждает: «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол. 2:9 ). Итак, это помазание есть всецелая благодать Святого Духа, Которого, о чём мы уже упоминали, Он принял в Крещении по человечеству, как это было открыто и Иоанну. Как Бог Слово Он всегда имел Святого Духа нераздельным с Собою, но принял Его по благодати, когда вочеловечился. И хотя единосущный и нераздельный Дух всегда был с Ним, хотя Святым же Духом Он и сотворил Себе Божественную плоть, однако в Крещении показал нам ради нас, как Дух нисходит на Него. Точно так же и Крещение Чистый принял ради нас, чтобы мы, приступая ко крещению, принимали Святого Духа. Потому мы и помазываемся, имея нужду в том духовном мире 1 , и именно при крещении. Ведь тот, кто ещё не принял помазания миром, не будет вполне причастен благодати крещения, в котором человек возрождается и омывается Духом от грехов, но не имеет ещё ни залогов благодати, ни благоухания жизни, ни печати Духа. Поэтому насколько необходимо креститься, настолько же необходимо и помазываться миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

В такой помощи нуждаются и крещаемые. И как тогда Святой Дух сошел на Апостолов в виде огня и излил на них Свои дары, так и сейчас, когда священник помазывает крещаемого Святым Миром, на него изливаются свыше дары Святого Духа, что видно из слов, которые должен говорить священник при совершении этого Таинства: «Печать Дара Духа Святого. Аминь». Он как бы так говорит: «Через помазание этим Святым миром ты запечатлен и утвержден в дарах Святого Духа, которые ты получаешь для утверждения (ες βεβαωσιν) твоей христианской веры». Это согласно и со словами Апостола: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор. 1:21–22 ). Это помазание миром, или, лучше сказать, это действие помазания, совершалось во времена апостолов через возложение рук, по словам Писания: «Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго» ( Деян. 8:17 ). Впоследствии оно стало совершаться через помазание миром, как мы знаем от священного Дионисия Ареопагита , ученика блаженного Павла 70 . Вопрос 105. Что требуется для этого Таинства? Ответ. Во-первых, требуется, чтобы это миро было освящено верховным епископом. Во-вторых, чтобы оно имело надлежащую материю, то есть: елей, бальзам и другие масти. В-третьих, требуется, чтобы непосредственно после Крещения священник помазал определенные члены крещаемого, произнося эти слова: «Печать дара Духа Святого. Аминь». От этого Таинства происходят следующие плоды. Во-первых, как через Крещение мы возрождаемся, так через помазание святым миром мы делаемся причастниками Святого Духа, утверждаемся в вере Господней и возрастаем в Божественной благодати, по словам Апостола: «Он спас нас чрез омовение возрождения и обновления Духом Святым, Которого Он излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего» ( Тит. 3:5–6 ). Во-вторых, силой Святого Духа мы становимся настолько твердыми и крепкими, что духовный враг не может нанести никакого вреда нашей душе. Это Таинство не может быть повторено снова, кроме как над теми, кто, отрекшись от имени Христа, вернется [к исповеданию истинной веры].

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

7 . После этих слов, после отречения от дьявола, после сочетания со Христом, когда вы стали отныне своими [Ему] и ничего общего не имеете с тем, другим, Он повелевает, чтобы ты тотчас был запечатлен, и изображает на твоем челе крест. И поскольку естественно, что тот зверь, услышав эти слова, становится еще свирепее – ибо не ведает стыда – и желает броситься в самое лицо, [иерей], изображая помазанием крест на твоем лице, сдерживает все его безумие. Ибо он уже не дерзнет впредь прямо взглянуть в это лицо, но, видя исходящие оттуда лучи, ослепленный отступает. Крест изображается через помазание, помазанием же служат одновременно елей и миро: миро как невесте, елей как борцу. И опять-таки о том, что не человек, но Сам Бог помазывает тебя руками иерея, послушай слова Павла: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог»( 2Кор.1:21 ). И поскольку этим помазанием помазуются все члены 101 , ты сможешь безопасно сдерживать этого змея и не поддаваться никаким страхам. 8 . Итак, после этого помазания остается приступить к купели со святой водой. Тогда иерей, совлекши с тебя одежду, сам низводит тебя в источники. Почему же нагого? Он напоминает тебе о прежней наготе, когда ты был в Раю и не стыдился, ибо сказано: «Были... Адам и Ева ...наги и не стыдились» ( Быт.2:25 ), пока не приняли одеяние греха, преисполненное великого стыда. Поэтому не стыдись и здесь, ибо купель намного лучше Рая. Здесь нет змея, но здесь есть Христос, приводящий тебя к Таинству возрождения от воды и Духа 102 . Здесь нет красивых и приятных на вид деревьев 103 , но здесь есть духовные дары. Здесь нет древа познания добра и зла 104 , нет закона и заповедей 105 , но есть благодать и дары [Святого Духа]. «Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью»( Рим.6:14 ). Просьба помолиться о наставниках и иереях 9 . Однако после того, как вы с такой радостью выслушали мои слова, я попрошу у вас одно вознаграждение за эту радость, о чем уже просил вас вначале 106 . Когда вы сойдете в купель с той водой, помяните мое ничтожество. Я недавно просил вас об этом, когда вспоминал об Иосифе, который говорил главному виночерпию: «Вспомни же меня, когда хорошо тебе будет»( Быт.40:14 ). И я сказал вам вначале: «Вспомните меня, когда хорошо вам будет». Ныне же не говорю: «Вспомните меня, когда хорошо вам будет», но «вспомните меня, потому что вам стало хорошо». И тот говорил: «Вспомни, что я не сделал ничего дурного» 107 . Я же говорю: «Вспомните обо мне, потому что я сделал много дурного по своему лукавству».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

9. О святом Елеосвящении и кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему ( Иак. 5:14–15 ). Елеосвящение есть такое таинство, в котором, при помазании пресвитерами Церкви больного елеем во имя Господне и при их молитве о нем, подается больному, по вере его и молящихся пресвитеров, не только исцеление тела, но и прощение грехов. Священное употребление елея, или масла, было еще в Ветхом Завете. Елей тогда приносили не только в жертву Богу ( Быт. 28:18 ), ( Исх. 29:40 ), ( Лев. 2:4 ), ( Чис. 28:12 ) и друг. и употребляли для освящения принадлежностей храма и богослужения ( Исх. 30:23–29, 40:10–11 ), но и для освящения Богом людей, которым чрез елеопомазание подавались власть царская ( 1Цар. 15:1, 16:1 ), ( 3Цар. 1:34, 19:15 ), ( 4Цар. 9:1–6 ), право священства ( Исх. 29:7, 30:30 ), ( Лев. 16:32 ) и дар пророчества ( 3Цар. 19:16 ). В Новом Завете елей употреблялся св. Апостолами для исцеления больных еще до страданий Спасителя: св. Апостолы, будучи посланы Христом на проповедь и получив власть больных исцелить и даже мертвых воскрешать (Мф. 10:8), «пошли и проповедывали покаяние; изгоняли многих бесов, и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6:12–13). Очевидно, Христос уже после славного воскресения Своего, когда в течении 40 дней являлся ученикам Своим, уча их о Царствии Божием, установил для исцеления больных и получения ими прощения грехов особое таинство св. Елеосвящения, о котором, как об известном уже всем христианам, напоминает св. апостол Иаков, говоря: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящаго, и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). Таким образом по силе своего действия таинство Елеосвящения является одним из важнейших таинств Церкви, ибо в нем подается больному человеку не только исцеление его тела, но и души от грехов ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   2. Не может быть двоеженцем или женившимся на вдове.    3. Не может быть рожденным от явного блуда.    4. Не может быть оскверненным особенно мерзким грехом, тем более явным или ведомым для многих: человекоубийством и прочим.    5. Должно иметь изрядный разум, доброе устроение и благоразумие к строению Божественных Таинств.    6. Должно иметь целыми те члены тела, которые нужны для этого звания, то есть, не может быть слепым, глухим или прочее, по правилу 78 святых апостолов.    В. Что такое Елеосвящение?    О. Елеосвящение — это Таинство, в котором чрез помазание елеем, освященным молитвой иерейской, дается больным оставление грехов, спасение души и здравие тела.    В. Какая материя или вещь Елеосвящения?    О. Елей чистый, несмешанный, освященный.    В. Какая форма или совершение Елеосвящения?    О. Молитва такая, иереем произносимая: «Отче святый, Врачу душ и телес! Исцели помазанием сим раба Твоего», — и прочее до конца.    В. Что должно соблюдать в этом Таинстве?    О. Четыре вещи.    1. Священнослужителей при совершении этого Таинства по церковному чину должно быть семь. Нужды ради может быть и меньше.    2. Немощный должен прежде исповедоваться в грехах своих, затем принять это Таинство, а потом причаститься Божественных Таин.    3. Елей должен быть чистым, без всякой примеси.    4. Каждый из совершающих Таинство Елеосвящения иереев должен во время помазания читать предписанную молитву: «Отче святый, Врачу душ и телес», — поскольку в это время Таинство совершается.    В. Всякий ли может это Таинство принимать?    О. Не всякий, но только лишь немощный тяжким недугом и близ смерти находящийся, по словам святого апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит («спасет» в церк.-слав.) болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак 5:14—15). О заповедях Божиих    В. Сколько заповедей Божиих, Моисею данных на Синае?    О. Десять, они следующие (Исх 20:1—17):

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4021...

   Во-вторых, крещаемый присоединяется к обществу истинных исповедников Христовых, т.е. к Церкви Православной.    Так и говорит св. Писание о последствиях проповеди Ап. Петра: «охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч... Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2:41—47). Поэтому и Ап. Павел объясняет, что «все мы одним Духом крестились в одно тело, которое есть Церковь» (Кол. 1:24). «Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12:13) Как дикое дерево привитое к дереву хорошему, питается добрыми семенами этого последнего, так и крестившиеся прививаются к доброй маслине (Церкви), у которой корень и ствол — Христос, получают возможность питаться соками от Христа и приносить добрые плоды (ср. Ин. 15:1, 4—7; Рим. 11:24). Крестившемуся даруется все «потребное для жизни и благочестия» (2 Пет. 1:3). В каком порядке происходит священнодействие крещения?   Сначала совершается оглашение крещаемого; о нем молятся, чтобы Господь расположил его душу к христианству, молитвой запрещается диавольской силе отвращать его от спасения, и оглашаемый или принесшие его восприемники отрекаются от сатаны и его действий, а также исповедуют веру св. Церкви, читая Символ Веры. После этого совершается самое крещение. Молятся об освящении воды крещения, молитвенно благославляют елей, помазуют им части тела и крещают в освященной воде, трижды погружая в нее с произношением слов: «крещается раб Божий (такой-то) во имя Отца, Аминь, и Сына, Аминь, и Святого Духа, Аминь». После прочтения 31-го псалма не крещенного надевается белая одежда, в знак непорочности, чистоты его, а залог того, что крещаемого Господь убелил своей благодатью. Вслед за священнодействием крещения совершается таинство миропомазания. Зачем при крещении освящают елей и помазуют им крестообразно крещаемого?   Самое крещение предзнаменовалось некогда потопом: как от всемирного потопа спасся только Ной с семьей в ковчеге, так и ныне от гибели во власти диавола может освободить одно крещение, которым человек приходит из тьмы в чудный свет, от власти сатаны к Богу, в Его Церковь. И как некогда предвестником конца потопа и начала спасения для Ноя была масличная ветвь, которую принес выпущенный из ковчега голубь (Быт. 8:11), так и для крещаемого предвестником спасения от власти диавола является помазание освященным елеем. Поэтому и масло это называется «елеем радования», т.е. вестником доброй, спасительной радости..

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В храмовом символе здесь можно под черным волосом усмотреть указание на тот всегдашний мрак, который был во Святом Святых. Златая глава (Святое Святых) обрамлена черными кудрями (погружена в священный Мрак). Сей мрак означает непостижимость и таинственность Ягве – Бога Израиля. 4 . Глаза его – голуби при потоках вод, купающиеся в молоке, сидящие в довольстве. Очи его яко голубицы, купающиеся в молоке или белые, что означает чистый, светлый взор всевидящего Бога. Очи Его, как голуби при потоках вод . Такое же еврейское выражение в 2Цар. 22:16 переводится «источники моря». В храмовом символе это указывает на медное море находившееся во дворе священников. 5 . Щеки его – цветник ароматный, гряды благовонных растений. Это означает красоту Божию, сияние славы лица Его, которое видел Моисей на Синае (раввин Раши). Нижняя часть щек , на которой растет борода, сравнивается с грядой благовонных растений . «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! Это – как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову...» ( Пс. 132:1–2 ). Первосвященник (храмовый символ) есть прообраз Самого Ягве. Елей помазания, стекающий на браду – образ мира Божия, исходящего от Ягве к братиям. 6 . Губы его – лилии, источают текучую мирру. Уста Господни изрекают Божественное Слово, которое через своих пророков слышал Израиль. Уста Ягве источают слова в Духе Святом, означенном текучей миррой . Мирра текучая , Слово Ягве распространяется повсюду. После вавилонского плена Слово Божие действительно истекло повсюду. В храмовом символе лилии явно указывают на два столпа Иахин и Воаз в притворе Соломонова храма ( 3Цар. 7:19–22 ), имеющие наверху венцы наподобие лилии. Они означают «исправление» (Иахин) и «крепость» (Воаз), которые подаются Израилю от Ягве. 7 . Руки его – золотые кругляки, усаженные топазами. Рука Господня указывает на крепость и силу, на Его действование в этом мире. Например: «Рукою крепкою вывел вас Господь» ( Исх. 13:3 ); «Я покрою тебя рукою Моею» ( Исх. 33:22 ), «Рука Господня была на них» ( Втор. 2:15 ); «О делах рук Его вещает твердь» и так далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010