«Мне уже сто двадцать лет, сказал Моисей народу, и я уже не могу более руководить вас, ибо Господь воспрещает мне прейти Иордан; но Иисус будет вождем вашим.» Вручая книгу закона священникам, он велел читать её, всякие семь лет, на праздник кущей, и хранить при кивоте завета; «ибо я знаю упорство и ожесточение народа, говорил он, при жизни моей непрестанно роптали вы против Господа, что же будет после моей смерти?» Тогда Господь, явившись ему и Иисусу Навину, при дверях скинии, в столпе облачном, велел сложить вдохновенную песнь, которая изображала бы величие судеб Божьих, и переходила из уст в уста и из рода в род, для обличения непостоянного народа. Моисей, собрав старейшин, в присутствии двенадцати колен, произнес сию дивную песнь; небо и землю призвал он во свидетели прощальной речи. «Вонми небо и возглаголю, да услышит земля глаголы уст моих; они возшумят, как ливень, снидут как обильная роса, как дождевые капли на зелень полей, ибо я призвал имя Господне! Воздайте величие Богу нашему; Бог истинен и все пути Его – суд; Бог верен и нет в Нем неправды. Согрешили недостойные быть Его чадами; род строптивый и развращенный! – так ли воздаете Богу, люди безумные! Не сам ли Он, как отец, приобрел вас и создал? Помяните дни вечные, разумейте лета поколений! Вопроси отца твоего и возвестит тебе, старцев твоих и научат тебя. Когда Вышний разделял народы, при рассеянии сынов Адамовых, Он поставил пределы народов по числу Ангелов Божьих; но Иаков был частью Господа, Израиль Его наследием. Он обрел его в пустыне, жаждущего в безводной, руководил и осенил, и сохранил как зеницу ока; как орел, любящий птенцов, покрывал гнездо свое, так простер над ними крыла, и восприял их и поднял на рамена; Господь один был вождем их и не было с ним бога чуждого! Он взял их в землю высокую, насытил благами полей, мёд и елей источил из твердого камня, масло коровье и млеко овчее дал им, с туком агнчим и туком пшеничным и кровью виноградных гроздей. И насытился Иаков и отвергся возлюбленный, расширился, отягчел, и оставил Бога создавшего его, отступил от Бога Спаса своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Наша любовь не ограничивается почитанием памяти святых и их изображений, мы воздаем подобающую честь и их телам, как истинным храмам Духа Святого ( 1Кор. 6, 19; 3, 16 ). Сила Бога почивает в них и после смерти, показывая истинность будущего всеобщего Воскресения. Потому эти тела называются святыми мощами. Бог творит через них множество чудес – исцеляет больных, изгоняет бесов, источает благовонное масло (миро). Еще в древности кости пророка Елисея воскресили мертвеца ( 4Цар. 13, 21 ). Если Бог извел евреям воду даже из камня ( Исх. 17, 6 ), тем более после животворящей смерти Господа благодать является в мощах святых. Ведь исцеляла даже одежда Христа ( Мк. 5, 28–29 ) и апостолов ( Деян. 19, 21 ). От нетленного Тела Иисусова ( Деян. 2, 31 ) телам святых, причастных силе Его Воскресения, дается часто дар нетления, так что они, вместо разложения, сохраняются нетленными и наполненными благоуханием. Например, мощи преподобного Александра Свирского спустя полтысячелетия сохранили все свойства живого тела – мягкость, светлость, из него изливается чудотворное миро. В пещерах Киево-Печерской Лавры находятся нетленные тела сотен святых, эти тела, очищенные подвигами, будут прославлены в Последний День. Именно поэтому мы воздаем мощам то же почитание, какое воздавалось храму и святым. Мы целуем их, возжигаем перед ними свечи и лампады, воскуряем фимиам, поклоняемся им ( Пс. 5, 8 ; Дан. 2, 46 ). В соответствии с древним преданием частицы мощей мучеников ставятся под жертвенник (престол) храма – как воспоминание о душах убитых за имя Божие, пребывающих под небесным жертвенником ( Откр. 6, 9–11 ). Лампады и свечи Как уже мы говорили выше, исполняя догматическое определение VII Вселенского собора, во время молитвы и просто в знак нашего почтения к Творцу христиане возжигают перед иконами и мощами свечи и лампады. Обычай этот основан на словах Писания: «И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время; в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом Откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицем Господним» ( Исх. 27, 20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Но Иисус не возвращает благодеяний Своих, а умножает их более Своей щедростью: посетил воскресшего и для торжества воскресения с радостью пришел на Вечерю, на которой воскресший был одним из возлежащих со Христом. Тогда удивлялись все, зрящие чистым зрением духа, которые никакой зависти не причастны, ибо Церковь имеет таковых чад. Удивлялись, говорю, каким образом лежавший во гробе вчера и третьего дня возлежит с Господом Иисусом. Сама Мария возливает масло на ноги Иисусовы; на ноги, говорю, может, для того, что из рук смерти изъят один из меньших; все мы тело Христово, но иные - превосходнейшие члены его. Так устами Христовыми был апостол Павел, который говорит: Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне. Уста его были пророки, через которых предвещал будущее. О, когда б и я удостоился быть ногой Его, и Мария возлила бы на меня драгоценного своего масла и, помазав, очистила бы грехи мои! Что читаем о Лазаре, тому должны верить и о всяком обратившемся грешнике, который хотя и смердит, но очищается драгоценным елеем веры; ибо вера имеет такую великую благодать, что где день мертвый смердел, там весь дом наполняется благоуханием. Смердел дом коринфский, когда написано о нем: Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, какого не слышно даже у язычников. Смрад был, ибо мал квас всю смесь квасит. Начал, напротив, благоухать, когда сказано: А кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова. Итак, по избавлении грешника в доме том сделалась великая радость и благоухание. Почему апостол, сознавая, что на всех излил елей апостольского отпущения, говорит: Ибо мы - Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих. Об излиянии мира сего радуются все, единственный Иуда противоречит. Почему и ныне преступник и предатель это осуждает; но Христом осуждается тот, который не знает, сколь целебна смерть Господня, и сколь велико таинство погребения Его. Ибо страдал и умер Господь для искупления нас от смерти. Драгоценна смерть Его, ибо грешник через нее прощается и принимается в новую благодать; да придут и удивятся все, каким образом он возлежит со Христом и, прославляя Бога, да скажут: Станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв, и ожил;пропадал, и нашелся. Если же кто неверный скажет: для чего с мытарями и грешниками ест, то отвечаем ему: не здоровые имеют нужду во враче, но больные. ГЛАВА VIII

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/31/f...

Но не все люди, говорит нам Священное Писание, пошли против Бога. Нашлись такие, которые захотели внять Его голосу. Писание рассказывает нам об Аврааме, который жил четыре тысячи лет назад. Ему было откровение от Бога: «И сказал Бог Аврааму: пойди от земли твоей, от родства твоего… в землю, которую Я укажу тебе». Авраам стал странником в чужой земле. Со своими стадами путешествовал он от города к городу, от страны к стране. Авраам, как говорит нам Писание, «ходил перед Богом», то есть во всех своих делах он стремился поступать всегда по правде и справедливости. Однажды, когда Авраам молился, Господь сказал ему: «От тебя Я создам великий народ, и благословятся через тебя все племена и народы земли». Авраам поверил Богу. Никакой жертвы не жалел он для Бога, потому что возлюбил Его более всего на свете. И вот от Авраама начинается маленький ручеек. Возникает сначала семья, потом племя, потом небольшой народ. Но из этого ручейка потом выйдет огромная река Вселенской Церкви, Церкви Христовой. Авраам стал отцом всех верующих. Век спустя потомки Авраама попадают в рабство в Египет. Затем они чудесным образом избавляются, возглавляемые пророком Моисеем. Моисей приводит народ к горе Синай, и там Бог дает Заповеди Своему народу, а тем самым и всей Церкви,— Десять Заповедей, которые выражают волю Бога для всего человеческого рода. Они начинаются словами: «Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня». Когда пророк Моисей умирал, он сказал своему народу: «Когда-нибудь придет другой пророк, который будет больше меня, Его слушайте. Он будет вашим наставником и учителем». Народ израильский поселился в земле Палестинской. Его руководителями были другие пророки, цари, первосвященники. Когда эти народные вожди поставлялись на служение, то им на голову как знак поставления возливали оливковое маслоелей, который был символом милости Божией. Поэтому этих вождей называли еще помазанниками Божиими. Но, как мы знаем, ни один из царей не был вполне достоин своего венца и своего помазания. И пророки, которые говорили то, что им открывал Бог, были только людьми — слабыми, немощными; и первосвященники тоже были людьми, далеко не всегда достойными своего сана. Бог открывал народу через пророков, что наступит время, когда явится истинный совершенный Божий пророк, истинный Царь и истинный Первосвященник, помазанник — Христос (Христос по-гречески и означает «помазанник»). Он будет истинным вождем не только для народа израильского, но и для всех народов мира. Иисус Христос Бог приходит в мир

http://azbyka.ru/katehizacija/nachalo-pu...

Ожидая прихода Христа, необходимо должным образом подготовиться к Его приходу. Господь рассказал такую притчу: «Небесное Царство будет подобно десяти девам, участвующим в свадебной процессии. С зажженными светильниками они должны были встречать жениха. Пять из них были мудрыми, а другие пять неразумными. Неразумные девы взяли светильники, но не взяли для них масла, а умные вместе со светильниками взяли и масло в кувшинах. Жених задержался, и они все заснули. Около полуночи раздался крик: “Жених идет! Выходите встречать его!” Девы проснулись и поправили свои светильники. Глупые стали просить мудрых: “Дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут”. “Нет, — ответили те, — если мы поделимся с вами маслом, то не хватит ни вам, ни нам. Пойдите лучше к торговцам и купите себе”. Когда же глупые девы пошли покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. Позже вернулись и остальные девы и стали просить: “Господи! Господи! Открой нам!” Но жених ответил: “Истину говорю вам: я не знаю вас”». Елей, который каждый человек должен приготовить к приходу Спасителя, — это добрые дела. Без этого елея — добрых дел — человек навечно останется во мраке греха и лишит себя радости общения со Своим Господом. Притча о талантах      Бог каждому человеку вручает Свои дары, которыми тот должен послужить Богу и ближним. Господь пояснил это в притче: «Христос поступает как человек, который, отправляясь в далекую страну, поручает своим слугам свое имение. Одному он вручает пять талантов (талант как денежная единица равнялся двадцати шести килограммам серебра), другому два, другому один, каждому по его силе. Вручив им эти деньги, он удалился. Слуга, получивший пять талантов, пошел, пустил их в дело и приобрел еще пять талантов. Точно так же поступил и получивший два таланта и приобрел другие два. Получивший же один талант пошел и закопал в землю серебро своего хозяина. Спустя долгое время хозяин тех слуг вернулся и потребовал у них отчета. Получивший пять талантов принес вырученные деньги и сказал: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.

http://pravoslavie.ru/104403.html

Пророк знал, конечно, что маслиной именовал Иегова Израиля ( Иер. 11:16 ); но, имея, с другой стороны, ввиду, что от Сиона изыдет закон, и слово Господне от Иерусалима ( Ис. 2:3 ; сравн. Быт. 12:3 ; Ин. 4:22 ), он, разумеется, думал, что плодовитые ветви дикой маслины – язычества – должны будут привиться к, имеющей быть вечно зеленой, красующейся плодами и ростом, маслине – иудейству, чтобы составить одно, вполне плодовитое, дерево. А, между тем, в видении стоят две маслины, и каждая – особо, но в один сосуд, источает из себя стороной, обращенной к светильнику, не только масло, что сообразно с свойством дерева, но и золото. Обратившись за разрешением своего недоумения о значении этих маслин с их необычайными свойствами к Ангелу Иеговы, пророк получает ответ, что это два сына елея, стоящие пред Господом всей земли 97 . Так как елей, приносившийся израильтянами в жертву Иегове, служил символом умягченного сердца, просящего у Бога освящения своих благих чувствований; то ясно, что, по смыслу видения, не все иудеи и язычники войдут в Церковь Христову, а только те, которые придут к Спасителю мира с покаянным сердцем ( Мф. 4:17 ), познают истинный свет веры Христовой и, будучи оживотворены всесовершающей Божественной благодатью, составят единое тело Церкви Христовой 98 . Но единство тела требует и единства духа, или проще – одинаковости направления и стремлений между отдельными членами тела ( Еф. 4:4 и след.). Для достижения этого, в Церкви Господь заключил семь благодатных даров Св. Духа, изливаемых на верующих через семь св. таинств 99 , чтобы, таким образом, они, обновляясь духом ума своего, облеклись в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины ( Еф. 4:23, 24 ) и просияли между неверующими, подобно золоту, сияющему и среди нечистот, или подобно светильнику, горящему в темном месте 100 . Видение шестое (Гл. 5) И опять поднял я глаза мои, говорит пророк, и увидел: вот летит свиток 101 . И сказал он (Ангел) мне: что видишь ты? Я отвечал: вижу летящий свиток; длина его двадцать локтей, а ширина его десять локтей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

Пьянство приводит: а) к бедности: – «Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино... не разбогатеет» ( Притч. 21:17 ). – «Пьяница... обеднеет» ( Притч. 23:21 ). б) к ссорам и драке: – «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином» ( Притч. 23:29, 30 ). в) к распутству: – «не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» ( Еф. 5:18 ). г) к неправде: – «не царям пить вино, и не князьям – сикеру, чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых» ( Притч. 31:4, 5 ). д) к презрению дел Божиих: – «гусли... и свирель и вино на пиршествах сынов Иуды; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют» ( Ис. 5:12 ). е) к лишению неба: – «Не обманывайтесь... ни пьяницы, ни злоречивые... Царства Божия не наследуют» ( 1Кор. 6:9, 10 ). – «Дела плоти известны; они суть... ссоры... убийства, пьянство, безчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» ( Гал. 5:19–21 ). Избегайте общества пьяниц: – «Не будь между упивающимися вином» ( Притч. 23:20 ). – «я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается... пьяницею... с таким даже и не есть вместе» ( 1Кор. 5:11 ). – «Если... раб... начнет... пить с пьяницами, – то придет господин раба того в день, в который... не ожидает, и в час, в который не думает, и разсечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов» ( Мф. 24:48–51 ). 26. Каждый упивающийся вином есть самоубийца Всякому из нас известно, как пьяницы скоро ослабевают в силах, тают, как воск, подвергаются болезням и наконец неожиданной смерти. Но здесь еще не так видно самоубийство. Мы объясним это сравнением: жизнь наша совершенно подобна зажженной лампаде; каждая лампада имеет определенную меру масла, которое должно гореть определенное время; равно и каждый человек имеет определенное количество жизненного запаса, который должен продолжаться в нем на определенные годы. Как лампада может истощить свое масло прежде времени, когда, вместо одного, будет гореть двумя или тремя фитилями: так и человеческая жизнь может быть скоро истощена, когда жизненный елей будет гореть двойным или тройным пламенем. Оттого вместо жизненной теплоты пьяница чувствует в себе жгучее пламя; вместо света – ослепление ума и сердца; вместо тихой радости – буйное и дикое веселье. Оттого он так же скоро умирает, как сгорает лампада, зажженная многими фитилями, и не доживает часто до половины назначенного ему Богом предела. Такая трата или расточение жизни не есть ли явное самоубийство? (Протоиерей Гр. Дьяченко). 27. Пьянство есть причина многих и великих грехов

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Правда ли, что после таинства Соборования человек вскоре умирает? 3 мин., 18.03.2022 Нет. Представление о том, что соборование — семикратное помазание освященным маслом — совершается над тяжело больным человеком в преддверии его возможной кончины сформировалось с течением времени и не соответствует изначальному смыслу таинства. Последнее имеет евангельское происхождение, т. е. было установлено Самим Господом Иисусом Христом, и изначально совершалось над больными людьми для их исцеления. Из Евангелия от Марка мы узнаем, что апостолы, будучи посланы Христом для благовествования, пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли  (Мк 6:12–13). А апостол Иаков дает конкретную инструкцию, что нужно делать в случае болезни: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему  (Иак 5:14–15). Кстати, этому отрывку таинство Соборования обязано своим названием — апостол указывает, что таинство совершается несколькими священниками, т. е. соборно. Другое его название — елеосвящение, от греческого слова елей, т. е. масло . Чин таинства Соборования развивался постепенно. В первые века он представлял собой благословение масла с чтением специальной молитвы и его последующее использование для помазания больных. Поначалу таинство совершалось на дому, куда по просьбе болящего приходили священники. Однако с VI века его совершение перемещается в храмы, а чинопоследование усложняется, в него входят другие молитвословия, а также чтения из апостольских посланий и Евангелия. Наконец, к XV веку богослужебный чин Соборования сформировался в привычном нам виде. Откуда же взялось мнение, что соборование совершается только перед смертью? Судя по всему, оно имеет западное происхождение. Вплоть до Второго Ватиканского Собора (1962–1965) в Католической Церкви Соборование называлось Extrema Unctio, или «последнее помазание», поскольку занимало последнее место в перечне других помазаний, совершаемых, например, во время крещения или при рукоположении в священный сан.

http://foma.ru/pravda-li-chto-posle-tain...

С евр: «посему-то небо заключилось, и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений; ( Агг. 1:11 ) и Я призвал засуху на землю, на горы, на хлеб, на виноградный сок, на елей и на все, что производит земля, и на человека, и на скот, и на всякий ручной труд». Вот почему, говорит пророк, доселе удерживали и удерживают небеса влагу, не давали вам и не дают ни дождя, ни росы, а потому, земля ваша, оставаясь без влаги, терпя засуху, не могла давать вам «изношений», т. е. произведений, плодов своих. Так, за ваши беззакония, за ваше нерадение к созиданию храма, Я произвел засуху ( «мечь» 12 ) и скудость на вашей земле, на ваших полях, в ваших виноградниках, садах, где растут оливковые (масличные) деревья, приносящие вам деревянное масло, короче: во всем, что производит земля. А вследствие голода, от сего происшедшего, у вас гибли и гибнут люди, скот и все труды ваши не приносят пользы. Агг.1:12, 13 . И слыша Зоровавель Салафиилев от колена Иудова, и Иисус Иоседеков, иерей великий, и все прочие люди глас Господа Бога своего и словеса Аггея пророка, якоже посла его Господь Бог их к ним, и убояшася людие от лица Господня. И рече Аггей вестник Господень в вестницех Господних людем, глаголя: Аз есмь с вами, глаголет Господь. С евр: «и послушались Зоровавель сын Салафиилев, и Иисус сын Иоседеков, и весь прочий народ гласа Господа Бога своего, и слов Аггея пророка, как посланного Господом Богом их; и народ убоялся Господа, ( Агг. 1:13 ). Тогда Аггей вестник Господень, посланный от Господа, сказал к народу: Я с вами, говорит Господь» 13 . Вышеприведенная обличительная речь Св. пророка Аггея, как видно, сильно подействовала на Зоровавеля, первосвященника и весь Иудейский народ. Слушавшие Аггея признали в нем во истину пророка Божия, а речь, им сказанную, речью Самого Господа Бога. " И слыша», гов. пророк, т. е. и послушались Зоровавель, сын Салафиилов, князь Иудейский, и Иисус, сын Иоседека, первосвященник и весь народ гласа Господа Бога своего, и речей Св. пророка Аггея, которого послал к ним Господь, и, услышав угрозы Божии о засухе и бесплодии, убоялись Господа, сознали свою виновность пред Богом, покаялись и сердечно пожелали исполнить волю Божию о созидании храма Иерусалимского. Господь же, видя такую их благопокорность и раскаяние, видя их усердие к созиданию храма, чтобы поддержать и усилить это усердие, чрез Св. пророка Аггея заявил им, что отселе Он Сам пребудет с созидающими, Сам им поможет, укрепить силы, воодушевит мужеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Святой пастырь был обильно наделен от Бога духовными дарами, в том числе и даром прозорливости: он знал, кто из стоящих в храме не покаялся или назвал не все свои грехи. В таких случаях отец Иоанн обращался к человеку со словами: «И ты кайся» и так приводил его к искреннему покаянию. Общая исповедь, проводимая святым Иоанном Кронштадтским , близка к древней публичной исповеди. В настоящее время общей исповедью называется проповедь и/или перечисление (напоминание) грехов самим священником от лица всех молящихся перед частной исповедью. Таинство Елеосвящения Елеосвящение есть таинство, в котором, при помазании больного освященным елеем (маслом), на него призывается благодать Божия, исцеляющая душевные и телесные немощи. Это таинство ведет свое начало от апостолов. Получив от Господа Иисуса Христа власть во время проповеди исцелять всякую болезнь и немощь, они « многих больных мазали маслом, и исцеляли » (Мк. 6:13). Особенно подробно описывает это Таинство апостол Иаков, брат Господень: « Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему » (Иак.5:14–15). Елеосвящение иначе называется соборованием, потому что для совершения его обычно собираются несколько священников (но таинство может быть совершено и одним священником). Для совершения таинства используется растительное маслоелей (символ милости Божией к людям), соединенное с красным вином. На Востоке оба эти вещества использовались для лечения ран; в Священном Писании есть многократные свидетельства о такой традиции (напр., в евангельской притче о милосердном самарянине). После молитвы об освящении елея читаются семь избранных мест из апостольских посланий и семь фрагментов Евангелия. По прочтении каждого Евангелия, священник крестообразно помазывает у больного чело, щеки, грудь, руки. После седьмого помазания священник раскрывает Евангелие и, держа его письменами вниз, возлагает, как исцеляющую руку Самого Спасителя, на голову болящего и при этом молит Господа о прощении всех его грехов. Затем больной целует Евангелие и Крест.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010