Учение святых отцов исходит из того, что Церковь – врачебница, которая лечит израненного человека. Этот образ используется во многих местах Священного Писания . Вот одно из них – притча о добром самарянине. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе ( Лк.10,33–35 ). Самарянин в этой притче представляет Христа, исцелившего раненого человека и приведшего его в гостиницу, то есть в лечебницу – Церковь . Ясно, что Христос предстает здесь как Целитель, как Врач, Который лечит человеческие немощи, Церковь же есть истинная лечебница. Характерно, что святитель Иоанн Златоуст , рассматривая эту притчу, обращает внимание на те же истины, которые мы только что подчеркнули. Человек ниспал из небесного жительства, сделавшись жертвой диавольского обмана, и попал к разбойникам, то есть к диаволу и силам, ему подчиненным. Раны, которые он получил, суть различные грехи, как говорит пророк Давид: «Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего» ( Пс.37 ), ибо «всякий грех производит гниение и рану». Самарянин и есть Сам Христос, Который сошел с Небес, чтобы исцелить раненого человека. Он использовал вино и елей для ран – другими словами, «смешав Дух Святой со Своей Кровью, оживотворил человека» 3 ). Он посадил его на Своего осла, то есть воспринял человеческую плоть на плечи Своего Божества и вознес к Отцу на Небеса. Затем добрый Самарянин, Христос, привел человека в большую, чудную и просторную гостиницу – во Вселенскую Церковь . Он вручил его хозяину гостиницы, то есть Апостолу Павлу, «а через Павла – всем епископам, священникам и служителям каждой Церкви», говоря: «Заботься о народе из язычников, который Я передал тебе в Церкви. Когда недугуют люди, пораженные грехами, врачуй их, наложив на них пластырь: изречения пророков и евангельское учение, наставления и утешения Ветхого и Нового Завета». Так, согласно святителю Иоанну Златоусту , Павел есть тот, кто утверждает Церкви Божий, «врачуя всех людей духовными наставлениями, предлагая каждому необходимое».

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Церковь снова приняла в своё общество тех предателей, которые не по своему желанию, а по принуждению сделались предателями. Они были вынуждены выдать св. книги. Примеры подобного предательства были и в ветхом завете. Израильтяне выдали в руки врагов ковчег завета ( 1Цар. 4:11 ); пророк Варух выдал список речей пророка Иеремии царю Иоакиму, а последний велел сжечь их ( Иер. 36:20–23 ). Из этих примеров мы видим, что закон Божий написан не на свитке, а в сердцах людей. Притом же, если мы принимали в свою церковь уже ваших отцов, то тем более можем принимать вас, так как вы то и не предатели. «Итак, если мы не осуждаем вас, а желаем принять Вас, то и вы не осуждайте нас». Далее, объясняя притчу о пшенице и плевелах 207 , Оптат видит в ней образ церкви. «Поле, говорит Оптат, есть вся вселенная, на которой церковь ; Христос есть сеятель, Который даёт заповеди для спасения. Сатана во тьме сеет грехи, противные заповедям Христа, от чего на одном поле являются различные произрастения. Одно поле Господа, но, по воле единого Бога, два сеятеля». Тоже видим и в церкви. «Господь есть земля, доброе семя и орошение. Это орошение есть крещение. Если нечестивые произросли с нами на одном и том же поле, напитаны одним общим крещением, то мы не смеем, по заповеди Господа, отделять их ради пшеницы. Это сделает Господь в день суда. Человек не может самовольно присвоять себе суда Божия. Любовь покрывает множество грехов. Апостол Пётр впал в тяжкий грех; он лично знал Господа и однако отрёкся от Него, и всё-таки Господь снова принял его и дал ему ключи царства небесного. Недействительность крещения православной церкви донатисты доказывали, между прочим, словами Екклесиаста: мухи умершие згнояют елея сладость ( Еккл. 10:1 ). Оптат говорит на это: сначала нужно доказать, что православные, действительно, мёртвые мухи, а потом доказывает, что елей получает свою святость или сладость от Христа. «Теперь, если мы принимаем ваше крещение за действительное, то мы не портим того, что само по себе хорошо; но если вы отвергаете наше крещение, как недействительное, то не вы ли мёртвые мухи, которые портят хорошее масло»?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskol-d...

Елеосвящение Елеосвящение представляет собой особое церковное Таинство, целью которого является исцеление человека от болезней телесных и душевных. В древности оно называлось различными наименованиями: елеем, святым елеем, елеопомазанием, молитвомаслием. В просторечии Таинство называют соборованием, поскольку оно совершается собором священников. В Таинстве употребляется елей – жидкое масло, обычно оливковое. Елей как религиозный символ. Формирование чинопоследования В древности елей использовался в качестве одного из основных медицинских средств: его употребляли, в частности, для заживления ран (см.: Ис. 1:6 ). Масличный елей употреблялся в светильниках (см.: Исх. 27:20 ). Наряду с пшеницей и вином елей был одним из основных пищевых продуктов (см.: Втор. 11:14 ): его изобилие воспринималось как благословение Божие (см.: Втор. 7:13 ; Иер. 31:12 ), а отсутствие – как наказание (см.: Мих. 6:15 ; Авв. 3:17 ). В качестве продукта питания елей входит внутрь человека, в кости его (см.: Пс. 108:18 ). Елей был также косметическим средством: его использовали для умащения тела, для благовонных растираний (см.: Ам. 6:6 ; Есф. 2:12 ; Пс. 91:11 ), елеем помазывали волосы (см.: Пс. 22:5 ). В ветхозаветной традиции елей является одним из главных религиозных символов. Елей – символ исцеления, спасения, воссоединения с Богом (см.: Иез. 16:9 ). Кроме того, это символ радости (см.: Пс. 44:8, 103:15 ), любви (см.: Песн. 1:2 ), дружбы (см.: Притч. 27:9 ), братского общения (см.: Пс. 132:2 ). Елей был символом Божиего избранничества и царской власти, поэтому он употреблялся для помазания царей и священников (об этом значении елея и о символике помазания мы говорили в связи с Таинством миропомазания). Через помазание елеем (миром) избраннику Божиему передавался Дух Божий (см.: 1Цар. 10:1–6, 16:13 ). В христианской традиции елей стал, прежде всего, символом духовного исцеления: в этом значении он упомянут, в частности, в притче о милосердном самарянине (см.: Лк. 10:34 ). В то же время елей – символ света: в этой роли он фигурирует в притче о десяти девах (см.: Мф. 25:1–13 ). Греческое слово  (милость) созвучно слову (елей, масло), поэтому елей воспринимался как символ милосердия, примирения и радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Что такое елей и как его используют 30 июля, 2015 Зачем в Церкви елей? Зачем в Церкви используют фимиамы — ладан мирру и елей? Есть ли в этом что-то мистическое? Может быть елей — не более, чем красивый символ Русской Православной Церкви? О том, что такое ладан и мирра, известно каждому христианину. Именно эти дары принесли когда-то волхвы Младенцу Иисусу. Но в Церковной жизни есть еще одно важное материальное воплощение веры — это елей.  Елей не раз упоминается в Писании! Он используется для таинств и обрядов, считается, что елей имеет целебные свойства. Так ли это? Подробнее о елее в нашей статье. Мирра, ладан и елей действительно имеют символическое значение. Мы приносим Богу некие дары. В материальных дарах Бог не нуждается, символы и традиции нужны, скорее, самому человеку. В Цекрви мы можем встретить символы всех стихий. От свечи горит пламя, масло используется в лампадах, воду освящают на водосвятных молебнах, а воздух освящается ладаном.  Все эти стихии в Церкви освящаются Божественной благодатью. Физические и материальные выражения веры — не главное, но все же мирра, ладан и елей в Церкви имеют определенное значение, ведь и Бог воплотился в мир и Пришел спасти людей не в образе Духа, а в материальном воплощении. Он принял на Себя материю, человеческое естество, чтобы спасти нас. Это дает нам основания полагать, что материальная составляющая церковной жизни также важна. Елей в Священном Писании Елей — это особое масло, которое не раз упоминалось в Священном Писании и используется в храме по сей день. Его использовали с древних времен в качестве лекарства, в книге Левит именно елеем исцеляли прокаженных. Использовали его для этих целей и апостолы: «…и многих больных мазали и исцеляли» ( Мк. 6:13). На Востоке елеем «короновали» монархов. Новому монарху священнослужитель возливал на голову кубок елея. Это был символ богоизбранности и особого предназначения. Лишение народа елея в Ветхом Завете упоминается в качестве наказания, в то время как обильное изливание елея всегда было символом благополучия для людей. Елей — один из даров Господа Своему народу. При употреблении елея нужно остерегаться язычества. Так в Писании говорится, что Закон, данный через Моисея, запретил пользоваться елеем для воздаяния культа Ваалу.

http://pravmir.ru/elej/

18) Елей всегда должен быть чистый, свежий и не смешанный ни с какою другою жидкостью. Нельзя употреблять для этого какое-либо масло, напр., льняное, подсолнечное и даже лампадное и т.п. Всего лучше в этом случае приобретать масло прованское или оливу, которое и должно освящать молитвой, нарочито для того полагаемой в чинопоследовании крещения. Употреблять в крещении елей, освященный на всенощном бдении, а также – елей, употребляемый в таинстве елеосвящения или при освящении домов и т.п., – не следует (см. у о. Хойнацкого, 13 стр.; Ц.В. 1892, 48). – Симеон Солунский говорит, что «останки св. елея радования иерей не должен употреблять, как случится: ибо он есть образование Божественного мира; – но должен блюсти его в особом и освященном сосуде, иждивать в лампаде пред престолом, а не употреблять в пищу, как елей обыкновенный» (см. Нов. Скриж.). – Если необходимость заставляет употреблять один и тот же елей при нескольких крещениях, то освящение его совершается только при первом крещении. Косвенное подтверждение этого можно видеть в указании Служебника относительно благословения пшеницы, вина и елея, где сказано: «елей сей благословенный второе да не благословиши». По древнехристианской практике, отголосок которой находится и в памятниках русской старины, елеем помазывалось всё тело крещаемого, и, следовательно, каждый раз бралась для этой цели особая доля его, над которой совершалось освящение, и которая употреблялась вся сполна при одном крещении. Основываясь на этой практике, митр. П.Могила в своём требнике говорит: «елей к помазанию оглашенных не от епископа, но от иерея освящается; сего ради да тщится иерей всегда свежий имети елей к освящению, да не един и той же дважды или множественна освятит; но елижды крат крестити будет, иной да освятит». По смыслу этого требования, при каждом отдельном крещении должен быть наливаем в сосуд свежий елей, а так как на практике этого обыкновенно не бывает, то молитву на освящение елея следует читать только тогда, когда елей освящается вновь (Ц.В. 1888, 20; 1897, 18; сн. Пособие, 667 стр.). – Сосуд с елеем, при помазании им воды и крещаемого, держит или диакон, или сам священник.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Сохранились свидетельства о существовании в то время и противоположного взгляда (чуть ли не единственного дошедшего до нас) на крещение в младенчестве. Тертуллиан говорил: «Полезнее помедлить с крещением, особенно маленьких детей. Зачем же, если в этом нет такой уж необходимости, подвергать опасности крестных родителей, которые и сами могут не выполнить своих обещаний, будучи смертными, или могут быть обмануты проявлением дурных наклонностей своих восприемников?» Проблема, по мнению Тертуллиана, вовсе не в крещении детей, а в том, что крестные родители могут пообещать вырастить из ребенка христианина, однако это может и не получиться. Как же тогда крестные будут нести ответ перед Богом? Далее в апостольском предании мы видим описание молитвы над елеем: «В установленное для крещения время епископ пусть вознесет благодарение над елеем, который содержится в сосуде и называется елеем благодарения. И он берет также другой елей, который заклинает и называет елеем заклинания. Диакон же приносит елей заклинания и становится по левую руку пресвитера, а другой диакон приносит елей благодарения и становится справа от пресвитера.» (Ап. Пр. 21). Елей – это оливковое масло, довольно доступный предмет той эпохи. В тексте описан елей в двух разных сосудах. Над одним из них молятся как над елеем экзорцизма и будут использовать его перед крещением, а другой елей – это елей благодарения. Его будут использовать после крещения (наше сегодняшнее миропомазание). Елей – очень глубокий, красивый символ. Он много значил для людей Ветхого Завета и древней Церкви, поскольку являлся важным элементом рациона питания. Мы до сих пор на всенощном бдении благословляем хлеб, вино и елей, как классические, незаменимые продукты эпохи ранней Церкви. Кроме того, елей – знак радости и источник света. Именно его наливают в лампады и светильники чтобы осветить дом. В древности его также использовали и в лечебных целях. Таким образом, множество библейских символов собрано в елее, который будет использоваться при крещении, хотя ни в одной схеме, которые мы видели в книге Деяний, о нем не упоминается.

http://texts.aquaviva.ru/hulap/

На самом деле хлеб, который участвует в богослужении, как и масло и вино, имеет более широкий смысл: «Господи, благослови пшеницу, вино и елей…» Масло или елей я долгое время понимал как пищу. И только несколько лет назад я понял, что это был единственный источник света в те времена: прогоркшее масло шло на освещение. Это же масло становилось особенно ценным, когда в него добавлялись растительные благовония. Такое масло не использовалось ни в пищу, ни для освещения, а только для помазания, самое было с вином. В 103м Псалме говорится: «Вино веселит сердце человека». И неоднократно про Христа упоминали: «Человек, пьющий вино», а другие не пили? Пшеница — единственное, что стало для человека гарантом свободы. Когда собиратели и охотники поняли, что лучше не охотиться, а разводить скот, а семена лучше не только собирать, но и сеять, тогда они впервые получили свободу. Они могли несколько лет хранить эти семена и, когда нужно, перемолоть. Таким образом, проблема голода была решена. Потому что голод в прошениях к Господу всегда стоит на первом месте: «Избави от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, смертоносной язвы, раны…» Теперь можно было всегда «по сусекам поскрести, по амбарам помести» и получить еду. Не то что на охоту идти… Миро — оно не появляется из ниоткуда. На самом деле это масло, куда добавляется душистый перец, смола миррового дерева и что-то еще… Мы говорим: «Господи, благослови пшеницу, вино и елей…» Я раньше думал, что елей — это пища. Но не было другого источника света, кроме масла. Поэтому Гор и Тот поливают рукоположенного фараона водой и маслом. Вода дает жизнь земле, а масло является источником необходимого света. Когда надеваю епитрахиль и читаю молитву: «Благословен Бог, изливая благодать свою, яко миро, сходящее на браду Ааронову, на ометы одежды его…» Благовонное масло миро было очень дорогим. Я узнал от сотрудников античного отдела Эрмитажа, что миро — это те же самое масло, что использовали для освещения, но со смолой миррового дерева, которую масло растворяет. Такое миро уже не пойдет в пищу или на свечение, но это знак нисхождения духовного света на помазанного.

http://azbyka.ru/fiction/zachem-ty-est-s...

В том и другом случае Евреи получали основу масла, т.-е. густое мутное масло, по-евр. ицегар ( Числ.18:12 ; Втор.12:17 ; Ос.2:8,22 ). Этому маслу надлежало устояться: густые вещества садились на дно сосудов, а на поверхности их накоплялось чистое масло, или собственно елей. Он был двух цветов: елей желтого цвета, по- евр. шемен, добывался из спелых маслин и притом в большом количестве; елей зеленого цвета (пр-евр. шемен раанан Исх.27;20; 29:40 ) добывался в небольшом количестве из незрелых маслин. Производство масла было очень развито в древней Палестине. Гефсимания, по своему названию, означала такое селение, где выжимали масло тисками. Деревянное масло удовлетворяло первоначально внутренним потребностям Иудейской земли. Евреи употребляли масло как лекарство от различных болезней ( Лев.14:11–19 ; Ис.1:6 ; Лк.10:34 ; Мк.6:13 ; Иак.5:14 ), как материал для освещения ( Исх.25:6 ; Чис.4:16 ; Мф.25:34 ), как приправу при изготовлении жертв и разных домашних блюд ( Исх.29:2; 23:40 ; Лев.2:1; 7:10 ). Деревянное масло, смешанное с ароматическими веществами, составляло елей помазания или освящения: оно употреблялось при освящении скинии и ее принадлежностей ( Исх.30:24–29 ), при помазании первосвященников, пророков и царей ( Исх.29:7; 30:31 ; 1Цар.9:16; 10:1; 16:1 ). Евреи мазались елеем также по случаю какого-либо особого радостного торжества или пиршества ( 2Цар.14:2 ; Пс.44:8 ; Еккл.9:8 ; Мф.26:7 ; Лк.47:6 ). Обширное употребление деревянного масла в земле Иудейской естественно вызывало усиленное производство его. Во времена царей деревянное масло составляло значительный предмет для внешней торговли ( Иер.8:22 ; Лк.16:6 ). Ефрем елей во Египет посылаше ( Ос.12:1 ), для того, как замечает св. Ефрем Сирин (Т. С. О. 22, 126), чтобы ему быть в союзе с Египтянами. Финикияне также вывозили много масла из Иудеи ( Иез.3:7; 27:17 ). Херам, царь Тирский, ежегодно получал от Соломона около 30,000 ведер чистого масла ( 2Пар.2:10 ). Такой значительный отпуск деревянного масла из Иудеи был очень выгоден для страны в экономическом отношении ( 1Пар.32:28 ), и потому самое производство масла в Иудее находилось под надзором особых чиновников ( 1Пар.27:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

Следом за освящением воды происходит освящение елея и помазание им. Елей (еще одно греческое слово в нашем церковном обиходе: λαιον (элайон, «масло») – также важнейшее для богослужения символическое вещество. Кроме того, елей и древнейшее лечебное средство. Вспомним, что в притче о милосердном самарянине на раны «впадшего в разбойники» человека были возлиты вино и елей: вино как средство дезинфицирующее, а елей – как смягчающее боль. Помимо всего этого, елей – это источник света, радости, добрых дел: в древности повсеместно использовались заправленные елеем светильники. Сегодня они тоже сохранились в нашем с вами обиходе – как храмовые и домашние лампады. Является елей и символом готовности просвещенного Божественным светом человека встретиться со своим Творцом (вспомним евангельскую притчу о мудрых и неразумных девах). Елей – это и символ примирения и согласия между Богом и человеком (ведь после потопа голубь принес Ною именно масличную ветвь, ознаменовавшую прошение Творцом Своего творения). Наконец, с елеем символически сравнивается и Дух Святой. По выражению святителя Василия Великого , «справедливо Дух Святой называется елеем радования, когда один из тех плодов, кои Он производит в душе нашей есть радость». 95 Значит, елей – это еще и образ христианской радости человека, пребывающего во Святом Духе. Дух Святой будет дарован христианину в Миропомазании, но и здесь крещаемый уже получает предваряющий дар, залог Святого Духа. При чтении молитвы освящения елея «Владыко Господи, Боже отец наших …» осуществляется троекратное священническое дуновение, троекратное осенение знамением креста сосуда с елеем. Потом священник освященным елеем помазывает освященную воду с возгласами «Аллилуиа». Здесь звучат слова «Благословен Бог, просвещаяй и освящаяй всякого человека, грядущего в мир …»: близится рождение нового христианина. Заметим, что одним и тем же елеем помазуются и вода, и тело человека: для его примирения с Богом, и в Боге – с миром. Теснейшим образом – и в духовном, и в историческом плане – связанное с Крещением, это помазание понимается как восстановление человека в его целостности, как примирение друг с другом его души и тела, которые до сих пор (в результате грехопадения) пребывали в разладе.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Таинство Елеосвящения установил Господь Иисус Христос, и Он же, конечно, назначил и оливковое масло веществом для сего таинства. Отсюда вытекает следующий прямой и простой ответ: воля Божия была первопричиной того, что не какое-либо другое вещество и не иное масло вошло в обряд мистириального помазания, а именно - оливковый елей. Ясно, что Господь Бог не случайно, а промыслительно благоизволил, чтобы елей масличного дерева употреблялся при совершении благодатных действий и таинств Его Св. Церкви, в том числе - и для таинства св. елея. Но воля Божия сообразуется в своих действиях с Премудростью Божией. Премудрость же в назначении оливкового вещества для таинства Елеопомазания открывается в том, что вещество это служит изображением свойств Божиих, проявляющихся в Елеопомаза-нии; елей имеет важное значение в жизни человека и соответствует благодатной силе таинства, через него уясняется болящему все внутреннее значение св. помазания: В отношении к Богу елей в таинстве Елеосвящения служил образом благости и того особенного милосердия Божия, по которому елеопомазуемому сообщается в таинстве исцеление от болезней и отпущение грехов. В греческом языке самое слово " милосердие " , как явление благости Божией, происходит от слова " елей " , только, для отличия, с другой конечной буквой. Елей имеет важное значение в жизни человека и соответствует силе таинства. Он считается в Св. Писании существенным элементом жизни человеческой - на одном уровне с хлебом, вином (Втор. I, 1-68; VII, 12, 13 и 28; XI, 13-17; Иоил. II, 1-16) и водой. Сверх этого общего значения оливковое масло имеет целительные природные свойства. Оно, например, утоляет боли, смягчает опухоли, заживляет раны (Лк. X, 34) и т.п. Принятый для употребления в св. таинстве оливковый елей своими естественными качествами должен соответствовать своему высокому назначению - быть символом святыни. А потому из разных сортов его (низший, средний и высший) надлежит избирать наилучший по качеству, не подвергшийся порче и не бывший еще ни в каком другом употреблении, даже в церковном, - светлый, чистый, без всяких посторонних примесей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2102...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010