И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих,) Вифсфагия и Вифания, это – два селения, находившиеся близ Иерусалима. Вифсфагия значит дом смокв. Такое название селения, вероятно, произошло от множества произраставших тут смокв. В Вифании жил с сестрами Марфою и Мариею Лазарь, друг Господа, которого Он воскресил из мертвых ( Ин.11 ). Гора Елеонская иначе называлась Масличною, так как греческое слово елей значит масло. Так называлась гора оттого, что на ней произрастало множество масличных деревьев, из плодов которых добывалось так называемое ныне прованское (лучший сорт) и деревянное масло (елей). Она лежит с восточной стороны от Иерусалима и отделялась от него потоком или ручьем Кедроном или Кедронсним. На западном склоне горы Елеонской к Иерусалиму находился сад, называемый Гефсиманиею или Гефсиманским. На восточном же склоне ея лежали селения Вифсфагия и Вифания. Гора Елеонская довольно высока, так что с нее виден весь Иерусалим. Посла два ученик (послал двух учеников). Толкователи полагают, что это были Петр и Иоанн. Лк.19:30 . глагóля: идита в прямную вéсь: [и] в нюже входяща обрящета жребя привязано, на нéже никтóже николиже от человек вседе: отрешша é приведита. Лк.19:31 . И áще ктó вы вопрошáет: почтó отрешáета, сице рцыта емý, яко Госпóдь егó трéбует. (сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите; и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу.) В прямную весь (в противолежащее селение). Это селение было, по всей вероятности, Вифания. Обрящета жребя привязано (найдете молодого осла привязанного). На востоке, где жил Господь, осел, мул и верблюд были, как продолжается и теперь, самыми употребительными животными в хозяйстве и в путешествиях: так как там было мало коней, и они употреблялись почти только для войны. Таким образом царю или вождю сесть на коня было знаком войны, а на мула или осла знаком мира, и в мирное время цари и вожди ездили на мулах и ослах ( 3Цар.1:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Также и левит» («И видев его мимоиде. Такожде же и левит»). Кто иерей, и кто левит? Иерей — закон Моисея, а левит — слово пророческое. Они, по промыслу Божию, пришли для ухаживания за израненным разбойниками; не будучи в состоянии исцелить его, прошли мимо. Когда у них не было силы восстановить лежащего, идет самарянин, который есть Владыка Христос, страж наших душ. «Самарянин» — значит «страж». Он сказал: «Самарянин же некто, проезжая, нашел на него» («самарянин же некто грядый, прииде»); не сказал, что «пришел к нему», но «нашел на него», т. е., принял, как он, плоть — подлежал телесной страсти, как он, но без греха. «И, увидев его, сжалился, и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино» («И видев его, милосердова над ним, и приступль обвяза струпы его, возливая масло и вино»). Что такое повязки, и что елей, и что вино? Повязки — повеления Христа, елей — святое миропомазание, вино — таинство веры. Этими тремя врачуются наши душевные раны. Что говорим, знают новонаставляемые.    «И, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу» («Всадив же его на свой скот, приведе в гостинницу»). Собственным скотом Христос называет тело, которое Он принял для нас от пренепорочной Девы. Он посадил на Свой скот израненного разбойниками, так как, по пророку Исаии, «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни» («Сей грехи нашя носит и о нас болезнует») (Ис. 53:4). «Привез его в гостиницу», т. е., в святую церковь; и заботился о нем сначала сам. «А на другой день, отъезжая» («Наутрия же изшед»), т. е., после святого воскресения, «вынул два динария, дал содержателю гостиницы» («изъем два динария даде гостиннику»).    Кто «содержатель гостиницы» («гостинник»), и что такое «два динария»? Содержатель гостиницы — апостол Павел, поставленный во главе церкви из язычников; он назван гостинником, потому что всех принимает, и всех влечет к спасению. Христос после Своего воскресения, вынув два динария, Ветхий и Новый Завет, «дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем»; тебе вручаю народ языческий, израненный самыми жестокими разбойниками; только заботься о нем; и что издержишь лишнее, то Я отдам тебе, при Своем возвращении».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3957...

В одном из пассажей книги Осии обличаются сразу оба типа идолопоклонства: идолатрия в прямом смысле слова и идолатрия политическая — союзы с иностранными державами . «Ефрем пасёт ветер и гоняется за восточным ветром, каждый день умножает ложь и разорение: заключают они союз с Ассуром, и в Египет отвозится елей» (Ос. 12:1). Под этим союзом с Ассирией может иметься в виду вассальный договор Менахема , сделавший израильтян данниками Тиглатпаласара III (4 Цар. 15:19–20). Или вынужденный вассальный союз последнего израильского монарха — тезоименитого пророку царя Осии с Салманасаром V (4 Цар. 17:3). Или же и то, и другое, и вообще всё «проассирийское» направление израильской политики. Оно подвергается критике, как и противоположное ему, «проегипетское» направление, о котором говорится тут же: в Египет отвозится елей. На Ефремовом нагорье неприхотливые оливковые деревья растут хорошо и приносят отличные урожаи. Елеем, оливковым маслом Израиль оставался богат даже после того, как его основные плодородные территории были аннексированы Ассирией при Тиглатпаласаре III. В то же время в Египте оливковое масло было импортируемым продуктом. Некоторые комментаторы видят в поставках Израилем оливкового масла Египту признание первым египетского суверенитета над собой (напр. Йеремиас), другие (напр. Бернини, а также Маккарти и Деллер в своих статьях на эту тему) — формальное завершение вассального пакта. Как бы то ни было, Осия здесь критикует внешнюю политику своей страны в целом как опасную и противоречивую. Ассирия и Египет — соперники, невозможно быть одновременно вассалом той и другой страны, занимаясь внешнеполитической эквилибристикой и лавируя между двумя державами. Но если Египет в последней трети VIII века вряд ли способен кого-то наказать за разрыв союзного договора с ним, то Ассирия подобных измен не прощала. Посылая посольство к берегам Нила, отвозя туда елей, Израиль тем самым подписывал себе смертный приговор (ср. 4 Цар. 17:4–6). Итак, преклонение перед политической властью, перед великими державами, перед силой оружия является для Осии идолопоклонством и стоит в одном ряду с фетишизмом, культовой проституцией и поклонением Ваалу.

http://bogoslov.ru/article/6174492

Елей, подобно воде, избран был Богом как средство сообщения болящим особенной благодати Божией, вероятно, во внимание к широкому распространению его употребления в качестве врачебного средства не только в иудейском, но и языческом мире 1 . Что елей, как врачебное средство, употреблялся у иудеев с древнейших времен, это видно из св. Писания Ветхого Завета. Пророк Исаия, изображая состояние народа Божия в его время, говорил: от подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем (Исаия I, 6). Подобные места находятся и у пророка Иеремии. Разве нет бальзама в Галааде, спрашивает пророк, разве нет там врача? От чего же нет исцеления дщери народа моего? (Иерем. VIII, 22). Внезапно пал Вавилон, рыдайте о нем, возьмите бальзама для раны его может быть он исцелеет (Uepeм.LI, 8). Западные ученые многими местами талмуда доказывают, что помазанье больных елеем было у евреев в большом употреблении и даже было дозволено в субботу 2 . Точно также они доказывают, что греки и римляне придавали особенное значение φαρμαх ος γχριστος (Theocrit. Idill. XI, 7), balsamo, oleo, oleis spirituosis и натираниям этими мастями, что можно видеть из Цельса, Галена и других 3 . О таком же обычном в древности врачебном употреблении елея свидетельствует и притча Спасителя о впадшем в разбойники. О сострадательном самарянине говорится в этой притче: подошедши, перевязал ему раны, возливая масло и вино ( Лук. Х, 34 ). Излагая божественное свое учение в притчах, Христос Спаситель всегда брал оболочку для него из окружавшей его жизни; так и в данном случае. Во внимание вероятно к такой распространенности среди иудеев употребления елея, как врачебного средства, и апостолы, – не без соизволения, конечно, на то самого Господа 4 , – употребляли елей, при своих чудесных исцелениях больных, во время первого своего выступления на проповедь покаяния, еще при жизни Господа. По этому случаю говорится об апостолах: изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли ( Mapk. VI, 13 ). Такое действие апостолов еще не было таинством, но оно было предуказанием будущего таинства, подобно тому, как крещение учеников Христовых наряду с крещением Иоанновым ( Uoah. IV, 1–2 ) не было еще таинством, но действием предуготовительным к таинству крещеная. В качестве христианского таинства елеопомазание установлено Спасителем по воскресении, когда Он в продолжение сорока дней являлся апостолам и говорил им о царствии Божием, т. е. об устройстве своей церкви ( Дeяh. I, 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Сектант: 1) Мы не признаем, говорят молокане и духоборы, таинства Елеосвящения, ибо под «елеем» в словах ап. Иакова нужно разуметь духовный елей, то есть молитву о больных, а не масло; почему за больных мы молимся, но маслом их не мажем. Объяснения православного: 1) Что в словах ап. Иакова под елеем должно разуметь молитву, а не масло, это – чистейшая выдумка, ничем не подтверждаемая, ибо в Св. Писании нигде молитва не называется елеем. Сам ап. Иаков отличает помазание елеем от молитв пресвитеров, что ясно видно из слов его: «пусть помолятся над ним (это – одно действие пресвитеров), помазав его елеем во имя Господне (это – уже другое их действие). Если слово «елей» толковать в смысле «молитвы», то получится полная бессмыслица: «пусть помолятся над ним, помолившись над ним»... Понятно, почему молокане и духоборы отвергают Елеопомазание: потому что его должны совершать пресвитеры Церкви, которых у них нет и по названию. Сектант: 2) Мы тоже, говорят штундобаптисты, не признаем Елеосвящения и помазания больных елеем, хотя о них молимся, – не признаем потому, что под словом «елей» нужно разуметь учение, или слово Божие. Объяснения православного: 2) Цена этому учению штундобаптистов об Елеосвящении такая же, как и предыдущему о нем учению молокан и духоборов, ибо нигде учение, или слово Божие не называется в Писании елеем. Затем, если под «елеем» разуметь «учение», как мудрствуют штундобаптисты, то опять выйдет бессмыслица, выйдет, что в учении, или слове Божием нуждаются только больные, а здоровым людям оно совсем не нужно, с чем и сами сектанты не согласятся. Сектант: 3) Мы не признаем Елеосвящение за таинство, говорят иные из сектантов, ибо нет прямого указания в Писании, что Сам Христос его установил. Объяснения православного: 3) Довольно того, что есть прямое указание на это таинство у св. Апостола Христова. Кто не верит Апостолам, тот не верит и Христу, ибо все учение Апостолов было проповедано ими по внушению Св. Духа, что видно, из слов Самого Христа: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину, ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» ( Ин. 16:13–15 ). «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающий вас Меня отвергается» ( Лк. 10:16 ), сказал Христос св. Апостолам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

1:2 И воня мира твоего паче всех аромат. Миро излиянное имя твое: Сего ради отроковицы возлюбиша тя. 1:2 От благовония мастей твоих имя твое – как разлитое миро; поэтому девицы любят тебя. Имя твое как миро – здесь на еврейском языке поэтическая аллитерация. «Шем» – имя, «шемен» – масло. Масло здесь переведено как «миро». Имя Божественного Жениха изливает духовную радость, символизируемую разлитым миром. Священное имя Ягве (Сущий), открытое Моисею у Неопалимой Купины, сообщило радость Израилю и даже другим народам, усладило духовным ароматом ищущих Бога. Под словом « благовонное миро , – говорит раввин Раши, – следует также понимать слово Божие: как миро – благовонный елей врачует тело наше, так и слово Божие врачует нашу душу. В следующих же словах миро излиянное имя Твое, надобно понимать не буквальное миро, а священный день синайского законодательства, в который разлилось лучшее благоуханное миро по всему свету, то есть Слово Божие. Известно, что запах елея слышится более тогда, когда разливают его из сосуда в сосуд; так и тут: священный закон, до синайского законодательства, был как бы в сосуде закупорен, то есть никому не был известен; но когда он дан был Израилю на Синае, тогда все народы ощутили ароматный запах его, то есть узнали его, – узнал даже язычник и блудник; это усматриваем из следующих слов. Сего ради отроковицы возлюбиша тя. А какие это отроковицы? Это блудница Раав и язычница Сепфора, сделавшаяся достойнейшею женою Моисея; оне-то, как и многия другия, услышав благовоние мира – слово Божие, прогремевшее на Синае, познали Господа» Отроковицы– девицы , в отличие от Невесты – суть иные народы, живущие окрест него. И из них многие возлюбили Ягве, Жениха Израилева и Бога своего. 1:3 Привлекоша Тя: вслед Тебе в воню мира твоего течем. Введе мя Царь в ложницу свою: возрадуемся и возвеселимся о тебе, возлюбим сосца твоя паче вина: правость возлюби тя. 1:3 Влеки меня, мы побежим за тобою; – царь ввел меня в чертоги свои, – будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

7 . У него было масло, о котором сказано: «Елей, от которого блистает лице его» ( Пс.103:15 ), – несомненно, имеется в виду лицо исцеленного. Самарянин смазывает раны маслом, чтобы уменьшить опухоль, и возливает вино, дезинфицируя, но и добавляя того, что жжет. Затем он сажает этого израненного человека «на своего осла», то есть на свое собственное тело, так как соблаговолил стать человеком. Самарянин «взял на Себя наши немощи» ( Мф.8:17 ; Ис.53:4 ) и горевал о нас. Он отвез израненного человека в гостиницу, то есть в Церковь , которая принимает всех и никому не отказывает в помощи. Иисус всех призывает в Церковь , говоря: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Мф.11:28 ). 8 . После того, как самарянин привозит полуживого человека в гостиницу, он не уезжает сразу, а остается с ним в гостинице еще на день, чтобы обрабатывать раны не только днем, но и ночью. Он уделяет болящему все свое внимание и с усердием посвящает ему все свое время. И когда утром он собирается уехать, из проверенного серебра своего, из проверенных денег своих дает «два динария» содержателю гостиницы. Вне всякого сомнения, этот содержатель был ангелом Церкви, которому самарянин поручил позаботиться о раненом, о котором он сам какое-то время ухаживал, и выходить его. «Два динария», как мне видится, суть знание об Отце и Сыне и понимание тайны, как может быть Отец в Сыне и Сын – в Отце. Ангелу дается это знание, как плата, чтобы он заботился о вверенном ему человеке, и ему обещано, что если он потратится на лечение этого полуживого человека, то эти деньги будут ему возвращены. 9 . Самарянин, который сжалился над человеком, попавшим в руки разбойников, – воистину «хранитель» душ и более близкий, чем закон и пророки, и показал это не словом, но делом. И если судить по стиху, в котором сказано: «Подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор.4:16 ), то и мы можем подражать Христу и сострадать тем, кто «попался разбойникам»; можем подойти к ним, перевязать их раны, возливая масло и вино, посадить их на своих ослов и понести их ношу. К этому призывает нас Сын Божий, Который не столько законнику, сколько нам и всем людям говорит: «Иди, и ты поступай так же». Если мы будем поступать так, то сподобимся вечной жизни во Христе Иисусе, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 35. Евангелие от Луки 12:57–59. На отрывок от слов: «Когда ты идешь с соперником своим» до того места, где сказано: «Пока не отдашь и последней полушки»

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Благодать Святого Духа невидимо объединяет два отдельных человеческих существа в единое духовное целое, наподобие того, как два раздельных вещества например песок и цемент, соединяясь при помощи воды, становятся качественно новым, неразделимым веществом. И, как вода, в этом примере является связующей силой, так и Благодать Святого Духа является в Таинстве Брака силой, связующей мужчину и женщину в качественно новое, духовное соединение - христианскую семью. Причём, цель этого соединения не только в продолжении рода и взаимопомощи в быту, но главным образом, в совместном духовном совершенствовании, в умножении Благодати, потому что христианская семья - это Малая Церковь Христова, христианский брак - одна из форм служения Богу. Таинство Елеоосвящения Вопрос : Что такое таинство Елеоосвящения и почему Его ещё называют Соборованием? Ответ : Основание для появления этого Таинства в Церкви мы находим в Евангелии, в Соборном Послании апостола Иакова: " Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров (священников - о.А.) Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем (елей - масло греческ.) во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему " . (Иаков 5.14,15) В этих словах Апостола раскрыт смысл Таинства Елеоосвящения. Прежде всего, само название этого Таинства говорит о том, что Действие в Нём Благодати Святого Духа осуществляется посредством освященного растительного масла - елея (у нас на Руси обычно используется для освящения подсолнечное масло). По слову Апостола, посредством молитвы священников и помазания освященным маслом совершаются два благодатных действия: исцеление недугов и прощение грехов. Но, скажете вы, ведь для прощения грехов существует Таинство Покаяния? Правильно. Только в Таинстве Покаяния прощаются те грехи, которые христианин вспомнил, раскаялся в них и открыл на исповеди. Забытые же, неисповеданные грехи, продолжают отягощать человеческую душу, разрушая её и становясь источником душевных и телесных недугов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2163...

Быт. 18:7 И побежал Авраам к стаду, и взял теленка По всей вероятности, не телёнка, а годового бычка или корову; ранее этого времени на востоке не едят животных. нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. Быт. 18:8 И взял масла Масло, собственно, совсем не употреблялось в Малой Азии, да и ныне на востоке лишь европейцы употребляют его. Вместо масла евреи и другие восточные народы употребляли елей, т. е. оливковое масло (сравни Лев. 2:1–7 ). Авраам ставит на стол для угощения, что и теперь ещё ставят на востоке – род молочного сыра, делаемого весьма быстро на огне и чрезвычайно приятного на вкус. и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели. М. Филарет замечает, что, восприяв тело, как Иегова, так и Ангелы действительно воспринимали и пищу. Хозяин, стоящий в то время, когда гости сидят за трапезою, есть также обычай востока, доселе сохранившийся. Быт. 18:9 И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре. Быт. 18:10 И сказал В стихе 9 путники говорят во множественном числе: «сказали», с 10-го же стиха говорит один в единственном числе, и Он, говорящий, с 13-го стиха прямы называется Иегова. Это тот, которого Исайя называет Ангел великого совета ( Ис. 9:6 ). один из них: Я опять буду у тебя в это же время [в следующем году], Митрополит Филарет переводит это место с еврейского: «в то же самое время в продолжение жизни» и прибавляет, что оно означает «в то же время через год». Из истории Авраама не видно Богоявления через год, но или оно не вошло в жизнеописание Авраама, или эта фраза намекает на рождение Исаака особым Божиим произволением, ибо без чуда не могло это рождение совершиться, что и подтверждается и Быт. 18:14 , или, наконец, надо понимать вышеприведённое выражение в более обширном смысле, т. е. я буду у тебя (или с тобою) в продолжение всей твоей жизни. и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его. Быт. 18:11 Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

И потому «пришел еси и спасл еси нас». Мы с благодарностью вспоминаем, как Рождеством Своим Он освятил девственную утробу Богородицы и как освятил «иорданские струи», «с небесе низпославый Святаго Твоего Духа», а затем троекратно просим, чтобы как тогда, так и теперь наитием Святого Духа Он освятил воду сию. А далее: «И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово; сотвори ю (ее – прим. ред.) нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление; демонов всегубительство, сопротивным силам неприступну, ангельския крепости исполнену…» Мы не будем здесь целиком приводить эту молитву, ограничимся лишь несколькими отрывками, которые в достаточной степени говорят о величии совершающегося. Хочется еще вспомнить и пророка Исаию, устами которого Господь в ветхозаветные времена говорил о том, что будет совершаться каждый раз, когда будет приходить человек к купели крещения: Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим… Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю (Ис. 1, 16–18). Эти слова пророка Исаии частично тоже вспоминаются в молитве на освящение воды. И завершается эта молитва прошением о том, чтобы крещаемому отложить «ветхаго человека, тлеемаго по похотем прелести», облечься же «в новаго, обновляемаго по образу Создавшаго его», чтобы, приобщившись в крещении смерти Иисуса Христа, он стал «общник(ом)» и Воскресения Его. Вода освящена. Теперь она настолько чиста, что и человеку, погрузившемуся в нее с верой и покаянием, она сообщит ни с чем не сравнимую чистоту. Не только телу, но и душе. Теперь об этой воде можно сказать словами псалмопевца Давида: Омыеши мя, и паче снега убелюся (Пс. 50, 9).   ВСЕГДА РАДУЙТЕСЬ Н о не тотчас же совершается крещение. Предстоит еще одно очень важное священнодействие – помазание святым елеем сначала воды, а затем и самого крещаемого. Елей – оливковое масло, которым мы часто пользуемся в церкви. Помазывая им крещаемого, священник называет это масло «елеем радования», потому что вместе с чистотой и верой неизбежно приходит в наше сердце чувство радости. Радость и вера – неразлучные сестры! Перед тем как пойти на крестные муки, Господь Иисус Христос молился Своему Отцу Небесному об учениках и обо всех, кто уверует в Него по слову их, то есть о нас с вами и о каждом, кто приходит креститься. Есть в этой молитве такие слова: Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную (Ин. 17, 13).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010