Устав затрагивает различные аспекты монастырского общежития: в Е. м. запрещалась личная собственность, питье вне общей трапезы (кроме случаев болезни). Насельникам надлежало не нанимать игумена, а искать «богорадного, добре разумнаго и духовна человека и искусна о всем» ( Серебрянский. 1908. С. 513), иноки должны во всем быть ему послушны (под угрозой заключения «в темници» до покаяния). В гл. «О наемном деле» утверждается, что «стяжание же чюжих трудов вносити каково любо отнудь несть на ползу нам» (Там же. С. 516). В мон-рь не пускали женщин и «голоусых» юношей. Запрещались пьянство, прием детей на обучение грамоте, не дозволялось иметь скотину жен. пола, братии мыться в банях, носить дорогую одежду. Особые главы устава посвящены странноприимству, безвозмездной помощи голодающим, строгому соблюдению постов. Много внимания прп. Евфросин уделял монастырскому уставному богослужению. В гл. «О церковном сходе» он раскрывает значение церковной молитвы, превосходство ее над келейной: «Аще и всю нощь стоиши в келии своей на молитве, не сравняется единому «Господи помилуй» общему». На этом основаны строгие правила прп. Евфросина, определившие порядок церковного богослужения и участия в нем братии. Так, всенощное бдение в Е. м. продолжалось всю ночь до наступления дня. Сохранившийся церковный Устав XVII в. дает представление о порядке и об особенностях повседневного богослужения в обители (ГИМ. Син. 405; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 409-412) и свидетельствует о том, что и в это время в Е. м. отношение к церковному богослужению не изменилось: совершалось оно почти так же продолжительно и уставно, как и при жизни прп. Евфросина. Особенностям богослужебной практики обители посвящена глава «Должно есть о сем ведати, како молебны поются в седмицы», в которой упоминается монастырская традиция совершения молебнов в честь почитаемых святых: «А в понедельник - троицы да трем святителям, а в среду молебен богородицы одигитрие да преподобному ануфрию, а в пяток молебен богородицы акафисту да преподобному ефросину, по ектении».

http://pravenc.ru/text/189691.html

Василий Кочуров, Алексий Камнев - др. священник, служивший до 1919 г. в А.-Н. м.,- был выселен. Игум. Ангелина скончалась в 1938 г. В 1949 г. по распоряжению руководства местного колхоза Александро-Невский храм вместе с остальными постройками был снесен. Мон-рь был разрушен полностью, кладбище заросло лесом, от храма остались лишь фундамент и ступени. Кирпич предполагалось использовать при строительстве свинарника, однако стены неоднократно обрушивались и строительство пришлось прекратить. 12 сент. 1996 г. по благословению архиеп. Рязанского и Касимовского Симона (Новикова) началось восстановление обители, строителем к-рой был назначен иером. Николай (Анисимов). 12 сент. 1998 г. архиеп. Симоном в сослужении 16 священников и 3 диаконов освящен восстановленный Александро-Невский храм. Службы совершаются по прежнему уставу обители. Выстроено одноэтажное кирпичное здание, к-рое впосл. будет преобразовано в богадельню. 7 февр. 2000 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Александро-Невском храме обители архиеп. Симоном и еп. Шацким Иосифом (Македоновым) в сослужении духовенства Рязанской епархии к лику местночтимых Рязанских святых был сопричислен Софроний Ибердский и совершен чин прославления его мощей. Арх.: ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. д. 89. Л. 472-474; Ф. 1033. Оп. 1. л. 657a. Л. 60, 60об., 61; Ф. 1033. оп 1. Д. 664. Л. 25, 25об.; ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 70. Л. 526-547 (1905 г.); Серафим (Питерский), иером., Панкова Т. М. О прославленных в лике местночтимых святых угодниках Божиих и обретении их мощей: Докл. на епархиальной конф. 2000 г.: Ркп.//Архив Рязанского ЕУ. Иером. Николай (Анисимов), Т. М. Панкова, иером. Серафим (Питерский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Саранской и Мордовской епархии), близ с. Кимляй, в Ковылкинском р-не Мордовии, первоначально жен. ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ И ВЕРХОТУРСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, учреждена 29 янв. 1885 г. как Екатеринбургская и Ирбитская преобразованием Екатеринбургского викариатства Пермской епархии ЕЛЕАЗАРОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА, ИОАННА ЗЛАТОУСТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Спасо-Елеазаровский Трехсвятительский Великопустынский) (Псковской и Великолукской епархии), в дер. Елизарово Псковского р-на и обл. Первоначально мужской, с 2000 г.- женский

http://pravenc.ru/text/64498.html

список (Бухарест. БАН Румынии. Слав. 153) - сербский 1-й четв. XV в., имеет афонское происхождение; древнейший русский (ГИМ. Увар. 63-F/Леонид 337) датируется 1437-1438 гг.- Hannick. s. 187, N 183). Слав. перевод службы Г. Б. выполнен не позднее 2-й пол. XI в., старшие списки в составе древнерус. Миней служебных новгородского происхождения - РГАДА. ф. 381, 99, кон. XI - нач. XII в.; ГИМ. Син. 163. 1-я. пол. XII в. ( Сергий (Спасский). Т. 1. С. 480). Перевод службы Трем святителям связан с переводом Миней по Иерусалимскому уставу и выполнен в 1-й пол. XIV в. на Афоне. Посвящения храмов (даже придельных) Г. Б. в слав. мире достаточно редки. Так, в Ростове (т. н. Григорьевский затвор), вероятно, в XIV в. (не позднее 1386) был основан мон-рь, известный в то время своим книжным собранием ( Зверинский. Т. 3, 1568). Здесь, согласно Житию, не позднее 1365 г. принял постриг прп. Стефан Пермский . Место мон-ря отмечено существующей ныне каменной ц. во имя Г. Б., 1670 г., входящей в ансамбль ростовского архиерейского дома. Г. Б. был посвящен также мон-рь в Твери, известный с 1446 г. и запустевший во время Смуты ( Зверинский. Т. 3, 1567). Ц. во имя Г. Б. не позднее XVI в. существовала в Окольном городе Пскова ( Малков Ю. Г. План Пскова конца XVII в. («икона Жиглевича»)//Древний Псков: история. Искусство. Археология: Новые исслед. М., 1986. С. 284-285). Заметно больше посвящений мон-рей и храмов во имя Трех святителей. Мон-ри известны в новгородских пределах (Отенский (не позднее 1420) - Зверинский. Т. 2, 1031), под Псковом (Спасо-Елеазаров Великопустынский (1447) и Васильевский с Болота (не позднее 1627) - Там же. Т. 1, 444; III, 1466), близ Шенкурска (Варлаамиев Важский (1426) - Там же. Т. 2, 659) и др. Храмы существовали в Киеве ( Зверинский. Т. 2, 691), Москве (придел кремлевского Спасо-Преображенского собора), Новгороде (придел ц. Климента на Иворовой ул.- Опись Новгорода 1617 г. М., 1984. С. 77, 106), Пскове (придел ц. Богоявления с Запсковья, 1496), Твери (в загородной резиденции Тверских епископов, с. Трёхсвятском - Зверинский. Т. 2, 1202) и др. А . А . Турилов Гимнография Богородица, свт. Григорий Богослов, свт. Иоанн Златоуст. Складень. XIV в. (Музей Виктории и Альберта Лондон) Богородица, свт. Григорий Богослов, свт. Иоанн Златоуст. Складень. XIV в. (Музей Виктории и Альберта Лондон) В Иерусалиме в доиконоборческую эпоху, согласно иерусалимскому Лекционарию V-VII вв., сохранившемуся в груз. переводе ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. P. 32), память Г. Б. могла совершаться 25 янв. или 24 сент. В К-поле в IX-XI вв., согласно Типикону Великой ц . ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 211), 25 янв. пелось торжественное последование в честь святого; на утрене на Пс 50 указан тропарь 1-го гласа Ο ποιμενικς αλς τς θεολογας σου (        ), чтения литургии: прокимен 7-го гласа из Пс 63 или 1-го гласа из Пс 48; 1 Кор 12. 7-11 или 16. 13-24, аллилуиарий со стихом из Пс 77; Мф 4. 25-5. 12a; причастен: Пс 111. 6b.

http://pravenc.ru/text/Григорий ...

НА ЩИТАХ И ОРУЖИИ: на ... и на роу жи И203 23 в соот. с π τς... σπδας κα τ ρματα вин. Б291 19 «на щиты и колесницы». Слав. роужи значит и «колесницы», но Антиох шел через узкие проходы, и блестели у него не колесницы, а щиты: «были обнажены золотые и серебряные щиты, издававшие необычайный блеск» (по рус. пер. Иосф Древ 12.9.4). И в 1Макк. 6:39, и в Иосф Древ 12.9.5 солнце блестело только на щитах. Это был военный прием: открыть внезапно щиты (находящиеся в чехлах) и ослепить противника их блеском. В Септ «на золотых и медных щитах»=синод. пер. В Острож на щиты златы 1Макк. 6:39. И204 СКРИП КОЛЕСНИЦ: скрипани колесниць И204 2 в соот. с τν συγκρουσμν τν ρμτων Б292 2 . Πο 1Макк. 6:41, «столкновение оружия»: Септ συγκρουσμο τν πλων; в Острож ор . Подробнее о слав. переводе этого места см. [Матвеенко, 2000в]. БРАТ ИУДИН; по Острож снъ аварань 1Макк. 6:43. В синод. пер. «Елеазар, сын Саварана». По Иосф Древ 12.9.4: «брат Иуды Елеазар, по прозвищу Ауран». СВЯТИТЕЛЬСТВО: стльство И204 17 на месте τν ρχιερωσνην Б292 24 «первосвященство». ИИСУС СИРАХОВИЧ – Иисус, сын Сираха, автор библ. Кн. Премудрости, был ревностным защитником иуд. верований и установлений в эпоху ускоренной эллинизации Палестины при Антиохе IV Епифане (175–164). К книге восьмой И205 ЮЛИЙ ЦЕСАРЬ: иоулии ц с рь И205 6 , полная форма цсарь , сокращенная цьсарь ; это слав. передача греч. κασαρ, соот. лат. Caesar (сначала – когномен Юлия). Лат. caedo – «резать». На след. л. Тр (л.131в) кесарь (сп2 ц с рь ) И205 14 . В Лет везде кесарь . ИНДИКТЫ, или индикции – промежуток времени в 15 лет. Сначала – цикл налогообложения земли в Риме. Счисление времени по индиктам получило распространение со времени правления Константина Великого . ВИСЕКТЫ: вускта (сп2 високосъ, високость, висекта ) – из греч. и, далее, лат. bis sextum Kal. Mart, «дважды шестой (день) до мартовских календ». Юлий Цезарь учредил новый, солнечный год из 365 и 1/4 дней; одним из мероприятий этого установления было и добавление к каждому четвертому году одного (вставного) дня после шестого дня мартовских календ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мон-рь препятствовал постройке на Анзере каменной церкви, монастырские власти, по-видимому, жаловались на Е. Новгородскому митрополиту, в 1641 г. вызвавшему преподобного в Новгород. В 1646 г. царь Алексей Михайлович подтвердил независимость Анзерского скита от Соловецкого мон-ря. В 1636 г. Е. обратился к царю с просьбой разрешить жить в скиту более чем 12 монахам, царской грамотой число насельников было увеличено до 18. Среди новых насельников Е. особо выделял прп. Никодима Анзерского (его Е. перед смертью оставил строителем скита), умершего молодым прп. Никифора Анзерского и свящ. Никиту (впосл. патриарх Московский и всея Руси Никон (Минов) ), ок. 1636 г. принявшего постриг в Анзерском скиту. (В сочинениях, происходящих преимущественно из старообрядческого Выголексинского общежительства , приводится легенда о том, как Е. якобы прозрел «антихристову сущность» буд. реформатора, увидев змея, обвивавшего Никона во время богослужения. По мнению П. С. Смирнова , эта легенда представляет собой искажение несохранившегося протографа Жития Е., в к-ром рассказывалось о видении Е. на служившем литургию иером. Никоне святительского омофора; см.: Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе XVII в. СПб., 1898. С. CXII.) В 1638 г., отвечая на просьбу Е., к-рому было видение Богородицы, царь приказал начать в скиту строительство храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» и пожаловал 200 р. И. Шушерин, биограф патриарха Никона, сообщает о том, что Е. и иером. Никон ездили в Москву для сбора пожертвований на строительство и получили 500 р. ( Шушерин И. Известие о рождении, и воспитании, и о житии Святейшего Никона, патриарха Московского и всея России. М., 1871. С. 7). Несогласие в отношении того, как распорядиться этими средствами, и относительно дальнейшего строительства храма стало причиной размолвки между Е. и иером. Никоном, в 1639 г. покинувшим Анзерский о-в. Впрочем, впосл., став Новгородским митрополитом, а затем патриархом, Никон оказывал помощь скитянам, увеличил выделяемое им содержание, делал в скит вклады. (Вкладная книга Анзерского скита содержит рассказ о том, что по молитве Е. Никон в бытность Новгородским митрополитом перенес мощи свт. Филиппа , митр. Московского, из Соловецкого мон-ря в Москву. Поначалу прибывшие в Соловецкий мон-рь вместе с Никоном люди не могли сдвинуть с места гроб святителя, поднять гробницу стало возможно после молитвы Е.)

http://pravenc.ru/text/189679.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙмонашестве Варлаам; после 1565, Крыпецкий во имя св. Иоанна Богослова мон-рь?), псковский свящ., автор житий, служб, похвальных слов святым (преимущественно русским, связанным с новгородско-псковскими землями). Сведения о В. известны исключительно из его произведений. Писательская деятельность В. приходится на 40-60-е гг. XVI в. и связана с митр. св. Макарием . Можно предположить, что рукоположение В. во священника совершил сам святитель, будучи архиепископом Вел. Новгорода и Пскова (1526-1542). Позднее, овдовев, В. принял монашество с именем Варлаам. Из описания чудес в созданном агиографом житии прп. Саввы Крыпецкого , к-рые совершились в 1557-1564 гг., явствует, что в эти годы В. был иноком Крыпецкого во имя св. Иоанна Богослова муж. мон-ря , возможно, здесь он и скончался. Наиболее ранним трудом В. является житие прп. Евфросина Псковского ( 1481), составленное в 1547 г. по просьбе иноков псковского Елеазарова мон-ря во главе с игум. Феодосием в связи с канонизацией прп. Евфросина на Соборе 1547 г. Основным источником для автора явилась первоначальная редакция жития святого кон. XV - нач. XVI в., в к-рой большое место уделено вопросу двоения аллилуия . В. систематизировал первоначальное житие в хронологическом порядке и сделал нарративные дополнения, взятые из творений Епифания Премудрого и иером. Пахомия Логофета . В житие включены послание прп. Евфросина Новгородскому архиеп. св. Евфимию II (Вяжицкому) и ответ святителя, а также молитвы преподобного к Пресв. Богородице и перед кончиной. Завершает житие описание посмертных чудес святого, составленное на основании монастырских записей и рассказов очевидцев. Труд В. был включен свт. Макарием в Успенский и Царский списки Великих Четьих Миней (ВМЧ). Вскоре после Собора 1547 г. В. составил также 4-ю редакцию жития блгв. кн. Александра Ярославича Невского , прославленного Собором. За основу автор взял текст из Псковской II летописи, кроме того, он использовал выписки из житий блгв. кн. Михаила Всеволодовича Черниговского и Новгородского архиеп. Иоанна, написанных Пахомием Логофетом, а также из жития ярославских князей Феодора Ростиславича и его сыновей Давида и Константина, созданного иеромонахом ярославского Спасо-Преображенского мон-ря Антонием. Молитва, к-рую кн. Александр Невский произносит перед боем, заимствована В. из Сказания о Мамаевом побоище. В конце жития В. обращается к святому с традиц. просьбой о молитве за царя, князей, бояр, войско и всех правосл. христиан, в т. ч. за себя - «многогрешнаго, и грубаго, и недостойнаго раба Божиа Василиа... написавшаго тебе малое сие гранословие». В. знал о чудесах, совершавшихся от мощей кн. Александра Невского, но в житии их не описал. Творение В. включено в Царский список ВМЧ.

http://pravenc.ru/text/150691.html

Е. преставился «лехко и дивно» ( Охотникова. 2007. С. 82), при кончине, по Житию в редакции свящ. Василия, от тела святого распространилось благоухание. Преподобный был погребен между ц. Трех святителей и ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. Во 2-й пол. 60-х - 70-х гг. XVI в. в Елеазаровом мон-ре на новом месте был возведен каменный собор во имя Трех святителей, мощи преподобного были перенесены в собор и погребены близ стены за правым клиросом, место захоронения Е. было утрачено после закрытия Елеазарова мон-ря в 1921-1923 г. (мон-рь возобновлен как жен. в 2000). В. И. Галко Сочинения Е. является автором монастырского Устава (опубл.: Серебрянский. 1908. С. 509-526) и завещания (опубл.: ААЭ. Т. 1. 108. С. 83). Устав был написан для Трехсвятительского мон-ря в кон. 50-х - нач. 60-х гг. (в его заголовке говорится о благословении архиеп. Евфимия II († 1458) и митр. Феодосия (1461-1464)) и является древнейшим рус. общежительным уставом. При его составлении были использованы грамоты Снетогорскому монастырю свт. Дионисия , архиеп. Суздальского (1382/83), и митр. св. Фотия (ок. 1417), а также труды свт. Василия Великого, преподобных Иоанна Лествичника, Исидора Пелусиота, Исаака Сирина и др. отцов Церкви. В Уставе Е., по его признанию, опирался на опыт вост. подвижников - основателей общежительных мон-рей преподобных Пахомия Великого, Саввы Иерусалимского и др. Устав состоит из краткого введения автобиографического характера и 29 глав. Основные положения Устава посвящены соблюдению в мон-ре строгих норм общежития. В обители были запрещены личная собственность (в первую очередь владение золотом или серебром, дорогой и излишней одеждой), еда и напитки в келье (кроме случая болезни). Насельники должны быть во всем послушны игумену (под угрозой заключения «в темници»). В Уставе провозглашается самостоятельность мон-ря во внутренних делах. В гл. «О наемном деле» записано, что «стяжание же чюжих трудов вносити каково любо отнудь несть на ползу нам» ( Серебрянский. 1908. С. 516). Вклад при пострижении был необязателен (принятые в др. мон-рях большие «вкупы», в т. ч. селами, могли служить основанием для претензий монахов на привилегированное положение в обители). Собственность обители объявляется неприкосновенной: выйдя из мон-ря, монах не мог забрать вложенное ранее в обитель имущество. Устав запрещает посещение мон-ря женщинами (при этом Е. замечает: «Се бо бесовьское есть дело, еже ненавидети и укаряти Божие создание, от нихже и мы рожени есмы» (Там же. С. 519)) и «голоусыми» юношами, а также прием детей на обучение грамоте, наличие в мон-ре и в монастырских селах скота жен. пола, мытье иноков в банях; строго наказывает за пьянство. Особые главы Устава посвящены странноприимству, помощи голодающим, строгому соблюдению постов.

http://pravenc.ru/text/187848.html

Иконография сцен мучения, в т. ч. из-за того, что 7 братьев претерпели разные истязания, неединообразна. Напр., в Минологии деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (Bodl. gr. th. f. 1. Fol. 49, 1322-1340) изображены Соломония и Елеазар в огне, а также усекновение головы одного из сыновей. Композиции в этой рукописи представляют «скоропись», лаконичны, образ одного брата может вполне подменять изображения всех семи); лист поделен не на 4, а на 3 клейма, так что мученичество братьев представлено в нижней, большей части листа, однако изображение Соломонии-оранты вынесено в зону правого верхнего клейма; Елеазар единственный имеет надписание имени, он представлен обращенным в молении вправо - в верхнем правом углу этого клейма изображен сегмент неба. В Московском минологии (ГИМ. Син. Греч. 9. Л. 136) сцену мучения предваряет изображенный на том же листе суд у Антиоха, перед к-рым стоят Елеазар, Соломония и ее сыновья. В монументальной живописи образы мучеников представлены в одном из наиболее ранних фрагментарно сохранившихся минологиев - в ц. 40 мучеников в Велико-Тырнове (ок. 1230) - Елеазар и Соломония в огне, здесь же - колесование; объятыми пламенем мученики изображены в притворе ц. св. Апостолов (св. Спаса) в Печской Патриархии, Сербия (1561). В составленном на Афоне руководстве для иконописцев восточнохрист. традиции - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - описание Маккавейских мучеников встречается дважды. В разд. «Святые мученики» приведена характеристика каждого из них: Авим - «с пробивающимся усом»; Гурий, Антонин, Елеазар, Евсевон - юные, без бород; Алим и Маркелл - младенцы; Елеазар - «учитель их, старец с длинною бородою»; Соломония - «мать их, престарелая» (Ерминия ДФ. § 10. С. 168. 137-145). В разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 1 авг. сказано кратко: «Святые семь отроков Маккавеи, учитель их Елеазар и мать Соломония скончались в разных муках» (Там же. С. 214). В древнерус. искусстве ряд изображений Маккавеев появился благодаря связи с семьей вел. кн. Василия III, у жены к-рого, Соломонии Сабуровой, небесной покровительницей была мц. Соломония. По замечанию А. С. Преображенского, «бездетность княжеской четы внесла особый оттенок в семейное почитание мц. Соломонии, которая представляла собой идеальный образ матери, благословленной многочадием и воспитавшей своих сыновей» (Иконы Владимира и Суздаля. 2008. С. 173). К таким великокняжеским памятникам относится пелена «Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому и праздники», шитая в мастерской Соломонии Сабуровой и вложенная семьей вел. князя в Троице-Сергиев мон-рь (СПГИАХМЗ; в лит-ре пелена датируется 1525 г., по расчетам Б. М. Клосса, она была вложена в обитель осенью 1524). Икона Маккавейских мучеников как покровителей великокняжеской семьи также была вложена в суздальский Покровский монастырь (10-20-е гг. XVI в., ок. 1515 (?), с поновлениями XVII-XVIII вв.- ГВСМЗ; см.: Иконы Владимира и Суздаля. 2008).

http://pravenc.ru/text/2561524.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕАЗАР, НАЗАРИЙ И ЕВМЕНИЙ Преподобные Елеазар и Назарий Олонецкие. Фрагемент иконы «Собор Карельских святых». Кон. XX в. (собор во имя св. кн. Александра Невского, Петрозаводск) Преподобные Елеазар и Назарий Олонецкие. Фрагемент иконы «Собор Карельских святых». Кон. XX в. (собор во имя св. кн. Александра Невского, Петрозаводск) (XVI-XVII вв.?), преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Муромские (Мурманские), Олонецкие. Три Муромских преподобных названы в «Описании о российских святых» в списке XVIII в., принадлежавшем П. И. Савваитову: «Преподобные отцы Елеазар, Назарий и Евмений, Иоанна Предтечи Муромского монастыря Олонецкого уезду, новые чудотворцы, родом римляне, быша в лето 7000 июня в 4 день» ( Барсуков. Источники агиографии. Стб. 193). В другом списке «Описания о российских святых» (труд известен в списках XVIII-XIX вв.) среди святых «града Олонца» указаны только Ел. и Н., о к-рых сообщается, что они были «игумени» мон-ря «Рождества святаго Иоанна Предтечи» (Описание о российских святых. С. 180). Приведенный в данном источнике год кончины Муромских преподобных - 7000 (1492) г.- по всей видимости, не дописан в отношении сотен, десятков и единиц. В агиографической лит-ре XIX-XX вв. на основании свидетельства «Описания о российских святых» Ел., Н. и Ев. были определены как ученики прп. Лазаря Муромского († 1391), пришедшие на Русь, как некогда и сам Лазарь (также называемый «римлянином»), из К-поля. Однако в пространной духовной грамоте прп. Лазаря, имеющей автобиографический характер, среди его учеников Ев., Н. и Ел. не названы (ИРИ. Т. 5. С. 115-129). Наиболее вероятно, что святые жили позднее и не были непосредственными учениками прп. Лазаря. В агиографической лит-ре встречается утверждение, что Ел. и Н. основали в Олонецком у. Иоанно-Предтеченский мон-рь, не упоминаемый в источниках до XVII в. Более вероятным является предположение, что Ел., Н.

http://pravenc.ru/text/189689.html

книжность: По мат-лам Пушкинского Дома. Л., 1985. С. 230-242; Плюханова М. Б. К проблеме генезиса лит. биографии//Лит-ра и публицистика: Проблемы и взаимодействия. Тарту, 1986. С. 122-133. (УЗ Тартусского гос. ун-та: Тр. по рус. и слав. филологии; Вып. 683); Соловецкий патерик. М., 1991р. С. 86-108; Севастьянова С. К. Проблемы изучения лит. истории повестей о житии Елеазара Анзерского//Источники по истории обществ. сознания и лит-ры периода феодализма. Новосиб., 1991. С. 80-87; она же. Неизвестные сочинения Елеазара Анзерского//Рус. об-во и лит-ра позднего феодализма. Новосиб., 1996. С. 172-184; она же. Малоизвестные агиогр. соч. о Елеазаре Анзерском//История рус. духовной культуры в рукописном наследии XVI-XX вв. Новосиб., 1998. С. 210-222; она же. Елеазар//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 300-303; Ч. 4. С. 698 [Библиогр.]; она же. Житие Елеазара Анзерского//Там же. Вып. 3. Ч. 1. С. 345-351; она же. Анзерский монах Макарий - малоизвестный автор кон. XVII - нач. XVIII в.//КЦДР: Соловецкий мон-рь. СПб., 2001. С. 204-210; она же. Библиотека Анзерского скита 1-й пол. XVII в.: Опыт реконструкции по описи 1676 г.//Там же. С. 146-177; Крушельницкая Е. В. Автобиография и житие в древнерус. лит-ре: Исслед. и тексты. СПб., 1996. С. 139-163; Севастьянова С. К., Чумичева О. В. Повесть о чудесном исцелении инока Исайи в Анзерской пуст.: На пересечении традиций//ТОДРЛ. 2001. Т. 52. С. 684-694; Соловецкий мон-рь: Анзер и его святыни/Сост.: В. П. Столяров. М., 2002. С. 9-33, 61-74; Чумичева О. В. Иконный образ в видениях Елеазара Анзерского//КЦДР: Книжники и рукописи Соловецкого мон-ря. 2004. С. 244-253; Белоброва О. А. Елеазар Анзерский в рус. гравюре нач. XIX в.// Она же. Очерки рус. худож. культуры XVI-XX вв. М., 2005. С. 97-102; Зеленская Г. М. Прп. Елеазар Анзерский и Свят. Патр. Никон//Никоновские чт. в музее «Новый Иерусалим»: Сб. науч. ст. М., 2005. Вып. 2. С. 21-32; Шведова Ю. В. О синтаксисе автобиогр. Жития Елеазара Анзерского//ДРВМ. 2005. 2(20). С. 65-72; Святые Новгородской земли.

http://pravenc.ru/text/189679.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010