В 1764 г. Е. м. предполагалось упразднить, но в 1766 г. мон-рь был отнесен к 3-му классу, в обитель переведена братия упраздненного Великопустынского Спасского мон-ря Псковского у., отчего Е. м. стал именоваться Великопустынским Спасо-Елеазаровым. В 1804 г. в Е. м. переведены насельники упраздненного Снетогорского мон-ря. В 1813 г. по просьбе псковских граждан и по определению имп. Александра I в честь победы в Отечественной войне Е. м. был возведен во 2-й класс, в 1906 г. преобразован в общежительную пустынь. Устав В Псковской земле Е. м. был 1-м общежительным «богорадным» мон-рем, т. е. без обязательного вклада при поступлении в него (РФА. Вып. 1. 33. С. 145-146; 40. С. 163-164). Зная по опыту жизни в Снетогорском мон-ре, как быстро забываются устные заветы, в 1457-1461 гг. по благословению архиеп. Евфимия II († 1458) и митр. Феодосия (1461-1464) прп. Евфросин составил Общежительный иноческий устав - древнейший из известных именной рус. общежительный устав. При его составлении были использованы сочинения святителей Василия Великого, Григория Двоеслова, преподобных Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Саввы Иерусалимского, Феодосия Великого и др., а также дисциплинарные грамоты и послания Снетогорскому мон-рю митр. Фотия (ок. 1417) и архиепископов Дионисия Суздальского (1382/83) и Симеона Новгородского. Устав разделен на автобиографическое вступление и 28 глав, имеющих краткие заглавия. Для предотвращения к.-л. изменений своего устава, опасаясь вмешательства извне в монастырские правила, как это произошло в Снетогорской обители, прп. Евфросин отметил во вступлении к Уставу самостоятельность Е. м. и независимость его «ни от святитель, ни от князя и никакоже от держащих кую либо власть и сан, аще и на благое дело». Согласно Н. И. Серебрянскому, по сравнению с др. монастырскими правилами Устав преподобного гораздо чаще встречается в древнерус. письменности XVI-XVII вв. В б-ках рус. мон-рей Устав стал появляться со 2-й пол. XVI в. Главное внимание Устав обращает на внутреннюю сторону монашеской жизни. Прп. Евфросин почти не останавливается на регламентации внешнего поведения монахов, делая основной упор на развитие духовного подвига братии, что дало возможность относить основателя Е. м. к предшественникам прп. Нила Сорского . Так, И. К. Смолич отмечает сходство представлений прп. Евфросина Псковского о повседневной жизни монаха с устроением иноческого жительства у прп. Нила: «...оба подвижника в сущности стремились к одной цели: устроить иноческую жизнь так, чтобы уберечь ее от обмирщения» ( Смолич. 1997. С. 160). Внешним же началом к духовному подвигу служили, по мнению преподобного, 2 основные добродетели - послушание игумену и нестяжание. Больше половины глав Устава (15 из 28) посвящено именно этим монашеским добродетелям.

http://pravenc.ru/text/189691.html

Василий Кочуров, Алексий Камнев - др. священник, служивший до 1919 г. в А.-Н. м.,- был выселен. Игум. Ангелина скончалась в 1938 г. В 1949 г. по распоряжению руководства местного колхоза Александро-Невский храм вместе с остальными постройками был снесен. Мон-рь был разрушен полностью, кладбище заросло лесом, от храма остались лишь фундамент и ступени. Кирпич предполагалось использовать при строительстве свинарника, однако стены неоднократно обрушивались и строительство пришлось прекратить. 12 сент. 1996 г. по благословению архиеп. Рязанского и Касимовского Симона (Новикова) началось восстановление обители, строителем к-рой был назначен иером. Николай (Анисимов). 12 сент. 1998 г. архиеп. Симоном в сослужении 16 священников и 3 диаконов освящен восстановленный Александро-Невский храм. Службы совершаются по прежнему уставу обители. Выстроено одноэтажное кирпичное здание, к-рое впосл. будет преобразовано в богадельню. 7 февр. 2000 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Александро-Невском храме обители архиеп. Симоном и еп. Шацким Иосифом (Македоновым) в сослужении духовенства Рязанской епархии к лику местночтимых Рязанских святых был сопричислен Софроний Ибердский и совершен чин прославления его мощей. Арх.: ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. д. 89. Л. 472-474; Ф. 1033. Оп. 1. л. 657a. Л. 60, 60об., 61; Ф. 1033. оп 1. Д. 664. Л. 25, 25об.; ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 70. Л. 526-547 (1905 г.); Серафим (Питерский), иером., Панкова Т. М. О прославленных в лике местночтимых святых угодниках Божиих и обретении их мощей: Докл. на епархиальной конф. 2000 г.: Ркп.//Архив Рязанского ЕУ. Иером. Николай (Анисимов), Т. М. Панкова, иером. Серафим (Питерский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Саранской и Мордовской епархии), близ с. Кимляй, в Ковылкинском р-не Мордовии, первоначально жен. ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ И ВЕРХОТУРСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, учреждена 29 янв. 1885 г. как Екатеринбургская и Ирбитская преобразованием Екатеринбургского викариатства Пермской епархии ЕЛЕАЗАРОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА, ИОАННА ЗЛАТОУСТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Спасо-Елеазаровский Трехсвятительский Великопустынский) (Псковской и Великолукской епархии), в дер. Елизарово Псковского р-на и обл. Первоначально мужской, с 2000 г.- женский

http://pravenc.ru/text/64498.html

Устав затрагивает различные аспекты монастырского общежития: в Е. м. запрещалась личная собственность, питье вне общей трапезы (кроме случаев болезни). Насельникам надлежало не нанимать игумена, а искать «богорадного, добре разумнаго и духовна человека и искусна о всем» ( Серебрянский. 1908. С. 513), иноки должны во всем быть ему послушны (под угрозой заключения «в темници» до покаяния). В гл. «О наемном деле» утверждается, что «стяжание же чюжих трудов вносити каково любо отнудь несть на ползу нам» (Там же. С. 516). В мон-рь не пускали женщин и «голоусых» юношей. Запрещались пьянство, прием детей на обучение грамоте, не дозволялось иметь скотину жен. пола, братии мыться в банях, носить дорогую одежду. Особые главы устава посвящены странноприимству, безвозмездной помощи голодающим, строгому соблюдению постов. Много внимания прп. Евфросин уделял монастырскому уставному богослужению. В гл. «О церковном сходе» он раскрывает значение церковной молитвы, превосходство ее над келейной: «Аще и всю нощь стоиши в келии своей на молитве, не сравняется единому «Господи помилуй» общему». На этом основаны строгие правила прп. Евфросина, определившие порядок церковного богослужения и участия в нем братии. Так, всенощное бдение в Е. м. продолжалось всю ночь до наступления дня. Сохранившийся церковный Устав XVII в. дает представление о порядке и об особенностях повседневного богослужения в обители (ГИМ. Син. 405; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 409-412) и свидетельствует о том, что и в это время в Е. м. отношение к церковному богослужению не изменилось: совершалось оно почти так же продолжительно и уставно, как и при жизни прп. Евфросина. Особенностям богослужебной практики обители посвящена глава «Должно есть о сем ведати, како молебны поются в седмицы», в которой упоминается монастырская традиция совершения молебнов в честь почитаемых святых: «А в понедельник - троицы да трем святителям, а в среду молебен богородицы одигитрие да преподобному ануфрию, а в пяток молебен богородицы акафисту да преподобному ефросину, по ектении».

http://pravenc.ru/text/189691.html

20 июля 1930 г. в К. м. был арестован мон. Парфений (Невмержицкий) и постановлением особого совещания Коллегии ГПУ УССР от 20 янв. 1931 г. сослан в концлагерь, в 1933 г. освобожден, подвизался в киевском Братском в честь Богоявления мон-ре , служил в храмах Архангельской и др. областей. Архим. Парфений был похоронен на кладбище Корецкого во имя Св. Троицы монастыря . Известны имена др. насельников К. м., подвергшихся гонениям в годы советской власти. Иером. Емилиан (Холупин) до 1918 г. подвизался в Елеазарове во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста мон-ре , после 14 нояб. 1923 г. вступил в братию К. м., в 1937 г. был арестован в с. Буки и 28 окт. 1937 г. расстрелян. Другой насельник К. м., иером. Арсений (Найденко), в 1938 г. был арестован и судим за то, что «совершал религиозные обряды, утверждал, что Бог существует». В 1930 г., по сведениям ГПУ УССР, в «скитке... на хуторе вблизи м. Чоповичи бывшего Коростенского округа» проживали 10 монахов, к 1934 г. числилось ок. 30 насельников. В марте 1934 г. мон-рь был закрыт, Казанская ц. разобрана, св. источник завален камнями. В том же году на территории мон-ря был устроен колхозный двор, овчарня, в 1945 г. посажен сад. Сохранилось лишь монастырское кладбище. 27 дек. 2002 г. решением Священного Синода УПЦ мон-рь был возрожден с посвящением Казанской иконе Божией Матери. На территории К. м. находятся отстроенные храмы в честь Казанской иконы и во имя прп. Серафима Саровского, звонница, ограда со св. вратами, 2 братских корпуса, трапезная, хозяйственные постройки. Среди святынь мон-ря наиболее почитаемы храмовая Казанская икона и образ св. Иоанна Предтечи. Восстановлен и благоустроен св. источник, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, построена купальня. На могилах убиенных в 1921 г. игум. Константина, мон. Ираклия и послушника Петра поставлен каменный крест. 24 янв. 2007 г. настоятелем назначен игум. Евстратий (Кондаков). К нач. 2012 г. в обители проживало 10 насельников. Арх.: ЦНЦ; ГА Житомирской обл. Ф. Р-363. Оп. 2. Д. 20. Л. 13-15 об.; Ф. Р-2529. Оп. 2. Д. 25. Л. 382; Д. 142. Л. 206; Д. 230. Л. 26.

http://pravenc.ru/text/1319850.html

В 1918 г. по инициативе настоятеля Крыпецкого мон-ря игум. Нафанаила братия открыла могилу и отслужила великую панихиду. Но считается, что гроб был переложен и зарыт слишком поспешно и опять неправильно. В ближайшую ночь в мон-рь ворвались красногвардейцы из отряда Серебрякова и допросили братию о причинах вскрытия могилы. Красноармейцы считали, что монахи спрятали в могиле ценные богослужебные предметы. В ту же ночь после допросов игум. Нафанаил удалился в Елеазаров во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста монастырь , а затем на родину в Полтавскую губ. В февр. 1922 г. Крыпецкая обитель была обращена в приход, а в дек. 1923 г. решением Псковского губисполкома окончательно закрыта, постройки переданы совхозу «Крыпецы». Прп. Корнилий Крыпецкий в группе избранных святых. Икона. 1996 г. Мастерская С. С. Путиева (придел прп. Саввы Крыпецкого собора ап. Иоанна Богослова в Крыпецком мон-ре) Прп. Корнилий Крыпецкий в группе избранных святых. Икона. 1996 г. Мастерская С. С. Путиева (придел прп. Саввы Крыпецкого собора ап. Иоанна Богослова в Крыпецком мон-ре) В 30-80-х гг. XX в. богомольцы приходили к могиле К., по молитвам к преподобному совершались исцеления от различных недугов, в т. ч. от эпилепсии, болезни глаз, немоты. В 1944 г. свящ. А. Ионов писал: «Если же со временем выяснится, что «завещание» м. Корнилия есть не что иное, как благочестивая легенда, возникшая среди его почитателей, то даже, как и легенда, это «завещание» будет иметь свой интерес как новое подтверждение тому, что русский народ связывал свои исторические судьбы с Промыслом Божием и бедствия России всегда рассматривал как Божие наказание за отпадение от той Христовой правды, которая наиболее ярко раскрывается в жизни русских святых, праведников, подвижников». В мае 1958 г. при участии схиархим. Псково-Печерского мон-ря Александра (Васильева) и бывш. духовника Святогорского в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря архим. Никодима над могилой К. была возведена деревянная часовня с 4-скатной кровлей, а рядом - небольшая деревянная одноглавая церковь. Но осенью того же года по инициативе председателя Торошинского сельского совета И. Денисова местные комсомольские активисты частично разобрали, частично сожгли храм и часовню. Но богомольцы продолжали приходить к захоронению преподобного. К 1960 г. на его могиле имелись каменное надгробие с фотографией, ограда.

http://pravenc.ru/text/2458685.html

Мощи прп. Евфросина и его ученика прп. Серапиона пребывали под спудом близ стены за правым клиросом каменного собора во имя Трех святителей (2-я пол. XVI в.). В XIX в. при гробнице св. Евфросина находилась также заключенная в рамку копия завещания, за к-рой был скрыт пергаменный подлинник (скреплен печатью архиеп. Феофила (1471-1480/83); однако в 1908 г. Серебрянский писал о подлиннике как об утраченном. Согласно Первоначальной редакции Жития, монастырский иконописец Игнатий написал 1-й образ-портрет прп. Евфросина еще при его жизни. После кончины Игнатия по благословению игум. Памфила была написана икона преподобного. По благословению архиеп. Новгородского Геннадия (Гонзова) (1484-1504) эта икона была поставлена в соборе «над гробом святаго»; вероятно, именно она упоминается в описаниях монастыря 1861 г. («...на гробнице преп. Евфросина положена древняя икона его, писанная учеником его Игнатием» - Толстой. 1861. С. 91) и 1887 г. (Описание о Российских святых. С. 52). Одним из ранних изображений основателя Е. м. считается сохранившаяся шитая пелена XVI в. из храма Преполовения Пятидесятницы - подворья в Пскове (ПИАМ). В нач. XVIII в. в соборе Е. м. над гробницей прп. Евфросина находилась «древняя» чтимая житийная икона, о чем свидетельствует старообрядческое сочинение паломника, посетившего обитель ( Охотникова В. И. Хождение в Елеазаров мон-рь (в печати)). В соборе Е. м. хранилась и чудотворная икона Спаса Вседержителя - «Спас Елеазаровский» (1-я пол. XIV в.; ПИАМ) в серебряной позолоченной ризе, украшенной жемчугом и драгоценными камнями. По преданию, икону обрел некий благочестивый муж на дереве в лесу в 60 верстах к юго-востоку от Пскова; на месте обретения святыни был основан Великопустынский Спасский мон-рь. В 1766 г. икона была перенесена в Е. м., а в Спасском приходском храме бывш. Великопустынской обители хранились копия чудотворного образа и частица древа, на к-ром была обретена икона. До 1918 г. святыня в новом киоте (1902) находилась в иконостасе собора Е. м. справа от царских врат. С иконой Всемилостивого Спаса совершалось несколько крестных ходов: в Псков в Варлаамовскую ц., затем в Троицкий собор, на подворье и на р. Великую для водоосвящения (в день Преполовения Пятидесятницы); вокруг Пскова в память о победе над войсками Наполеона в 1812 г. (5-13 окт.); с 1811 г. на о-ва Псковского оз.- Талабский и Верхний (29 июня). Также крестные ходы устраивались в окрестные погост Лисье, дер. Будовиж и др., в г. Остров Псковской губ., в Белый погост и дер. Черемшу Гдовского у. С.-Петербургской губ., в Рожницкий погост. Для совершения крестных ходов требовалось более 20 лошадей, повозки, а также более 20 участников, несших иконы и хоругви (ГА Псковской обл. Ф. 340. Оп. 1. Д. 21. Л. 206). Среди др. святынь в соборе у царских врат находился чудотворный Цареградский образ Божией Матери (XV в., не сохр.).

http://pravenc.ru/text/189691.html

К сер. XIX в. в ризнице хранились 8-конечный крест чеканной работы, украшенный серебром и финифтью (вклад 1667 в Снетогорский мон-рь), с частицами святынь; серебряный крест, в к-рый вставлены, согласно надписи, «часть от гроба Господня, часть мощей апостола Андрея, часть от жезла Ааронова»; серебряный ковш (вклад царевича Иоанна, сына царя Иоанна IV Васильевича); 2 серебряных стакана (вклад царя Феодора Иоанновича); 3 «старинных» кубка, «драгоценный» потир 1776 г.; Евангелие в окладе из цветной парчи (вклад 1686 боярина Б. П. Шереметева в Снетогорский мон-рь), Евангелие в серебряном позолоченном окладе 1708 г. Книгописание, книжное собрание К кон. XV-XVI в. Е. м. стал в псковских землях духовным центром объединения рус. земель вокруг Москвы. В то время как Псково-Печерский монастырь выступал за сохранение псковской независимости, Е. м. отстаивал необходимость усиления гос-ва вокруг Москвы. Главным выразителем этой идеи был старец Е. м. Филофей (ок. 1465-1542), автор сочинений, развивавших историософскую идею Третьего Рима, вселенской ответственности Руси за Православие. Е. м. являлся одним из центров книжности. Среди монахов - учеников прп. Евфросина - было много «разумеющих книжную мудрость». Ближайший ученик прп. Евфросина игум. Памфил в нач. XVI в. написал послание наместнику вел. князя в Пскове с настоятельной просьбой искоренить «беззаконное и богомерзкое празднование» псковичами дня Ивана Купалы - навечерия праздника Рождества Иоанна Предтечи. Это послание содержит единственное в древнерус. лит-ре подробное описание языческих обычаев «купальского праздника». Послание Памфила имеет 2 редакции - Краткую (РНБ. Погод. 1572; Q. XVII. 50) и Летописную (полностью внесена в 1-ю Псковскую летопись под 1505; см.: ПСРЛ. Т. 5. Вып. 1. С. 90-91). По мнению некоторых исследователей, в обители была отредактирована 1-я Псковская летопись, переписаны труды отцов Церкви (см.: Строев П. М. Описание старопечатных книг славянских, находящихся в библиотеке И. Н. Царского. М., 1836. С. 11-12). По ошибочному предположению псковского исследователя Л. А. Творогова, именно в Е. м. в 90-х гг. XV в.- 1510 г. было переписано «Слово о полку Игореве», впосл. попавшее к А. И. Мусину-Пушкину (см.: Творогов Л. А. Новое доказательство псковского происхождения непосредственного оригинала Мусин-Пушкинского списка текста «Слова о полку Игореве». [Псков], 1949. С. 9-10, 16).

http://pravenc.ru/text/189691.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАССИАН (нач. XV в.- после 1471), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы и Спасо-Каменного в честь Преображения Господня монастырей. Согласно «Сказанию о Спасо-Каменном монастыре» Паисия (Ярославова) , К. был пострижеником Спасо-Каменного мон-ря. 11 апр. 1448 г. Ростовский, Ярославский и Белозерский еп. св. Ефрем возвел К. в сан игумена Кириллова Белозерского мон-ря (АСЭИ. Т. 2. С. 58-59. 97). В «Сказании…» Паисия (Ярославова) и в Житии прп. Кирилла Белозерского, написанном Пахомием Логофетом , говорится, что К. «самовидец бяше блаженнаго». Это позволяет предположить, что К. пришел в Кириллов мон-рь при жизни прп. Кирилла Белозерского (т. е. до 9 июня 1427), а также датировать рождение К. временем не позже нач. XV в. (Утверждение И. С. Некрасова о том, что К. был выходцем из Елеазарова во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста монастыря, не находит подтверждения.) Грамота еп. Ефрема адресована «в ограду святые Богородици в Кирилов манастырь… старцю Касьяну», т. е. ко времени возведения в сан игумена К. был старцем Кирилловой обители. К. сменил на посту настоятеля игум. Трифона , в 1448 г. ставшего настоятелем Спасского мон-ря в Московском Кремле (см. Новоспасский московский в честь Преображения Господня мон-рь ) и духовником вел. кн. Василия II Васильевича (в 1462 Трифон был хиротонисан на Ростовскую кафедру с возведением в сан архиепископа). Согласно спискам игуменов Кирилловой обители, К. был настоятелем 22 года (см., напр.: РНБ. Соф. 1418. Л. 10; 1166. Л. 154; 1499. Л. 17). Первое игуменство К. продолжалось 17 лет, до 1465 г., когда вслед. усилий Ростовского архиеп. Трифона, предшественника К. на посту настоятеля в Белозерском мон-ре, во главе обители встал брат Трифона Филофей. Вел. кн. Иоанн III Васильевич и ктитор Кириллова монастыря белозерский кн. Михаил Андреевич признали Филофея (дали ему жалованные грамоты). Однако через год белозерский князь сместил Филофея и вернул в обитель К. Согласно трактовке событий в Судном списке митр. Геронтия по вопросу подсудности Кириллова Белозерского мон-ря 1478/79 г., архиеп. Трифон поставил Филофея игуменом без ведома князя, а князь велел его «поимати, и оковати, да и монастырь у него отняти». К. был возвращен на игуменство «по челобитью и по прошению всеа братьи», очевидно, преподобный пользовался авторитетом в мон-ре и имел там немалую поддержку (АСЭИ. Т. 2. С. 279-282. 315). В 1467 г., вскоре после изгнания Филофея, архиеп. Трифон оставил Ростовскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/1681245.html

Стремясь к уединенной жизни, постриженик псковского Снетогорского монастыря прп. Евфросин по благословению духовника поселился в лесу на р. Толбе (Толве, в 30 км от Пскова) в небольшой келье. В некоторых списках Васильевской редакции Жития указаны обстоятельства и дата (1424/25) этого события (в ранних списках и др. редакциях даты нет, она была проставлена на полях позднее). Вскоре св. Евфросин «некими христолюбцы зван бысть, владетельми местом тем». Спустя неск. лет «христолюбцы» дали ему грамоту, в к-рой официально обозначали границы жалованной земли: «Се мы пожаловахом шабри Великопольской земли над Толвои рекои и дахом своеи земли уколомъ под монастырь храму святых Трие святитель Оните и Коклине да Настаха шабриная их, да Юрьи, да Иване шабри» (РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Пскову. 23326. Л. 96: «Данная сябров Великопольской земли старцу Евфросину и игумену Игнатию на землю под монастырь»). Первым к прп. Евфросину пришел прп. Серапион Псковский († 1480). Подвижники проводили «нужное, жестокое и трудолюбное житие», через нек-рое время стала собираться братия. Первоначально прп. Евфросин избрал скитское житие. Когда число иноков значительно увеличилось, пустынь преобразовалась в общежительный мон-рь - 1-й в Псковской земле. Однако, согласно Житию в редакции свящ. Василия, всенощные бдения в обители проходили по скитскому уставу. По просьбе братии была построена деревянная ц. во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста с приделом во имя прп. Онуфрия Великого (для Сев. Руси посвящение придела прп. Онуфрию необычно, особое его почитание характерно для Юго-Зап. Руси). При жизни прп. Евфросина в мон-ре также была построена ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. После возведения Трехсвятительского храма по благословению прп. Евфросина между 1432 и 1434 гг. его ученик, инок Е. м. прп. Игнатий , был рукоположен во иерея. К сер. XV в. в Е. м. было как минимум 3 священника для совершения уставного монастырского богослужения - это буд. игумены родные братья прп. Игнатий, Харалампий и Памфил. Сам прп. Евфросин не принял духовного сана и предоставил настоятельство своему ученику иером. Игнатию, который стал его духовным отцом. В числе учеников прп. Евфросина были также основатель Крыпецкого во имя ап. Иоанна Богослова монастыря прп. Савва Крыпецкий, основатель и игум. Петропавловского Верхнеостровского мон-ря на о-ве Верхнем на Псковском оз. прп. Досифей , преподобные Онуфрий Мальский, Иоаким Опочский, основатель Покровского Озерского мон-ря близ Гдова Иларион Гдовский, основатель мон-ря на оз. Кудино близ Торопца Харитон Кудинский. После кончины прп. Евфросин был погребен в Е. м. между ц. Трех святителей и ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы.

http://pravenc.ru/text/189691.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство ЕЖЕВИЦА муж. мон-рь с ц. во имя свт. Николая Чудотворца Жичской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) ЕКАТЕРИНА СИЕНСКАЯ (1347 - 1380), католич. визионерка и мистик, учитель Римско-католической Церкви, св. католич. Церкви (пам. 30 апр.; в Сиене - 29 апр.) ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ И ВЕРХОТУРСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, учреждена 29 янв. 1885 г. как Екатеринбургская и Ирбитская преобразованием Екатеринбургского викариатства Пермской епархии ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (пустынь) (Подольской епархии Московской митрополии), в г. Видное Ленинского р-на Московской обл. ЕКСАПОСТИЛАРИЙ песнопение визант. послеиконоборческого чина утрени, исполняемое после 9-й песни канона и малой ектении ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕЛЕАЗАР, НАЗАРИЙ И ЕВМЕНИЙ (XVI-XVII вв.?), преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Муромские (Мурманские), Олонецкие ЕЛЕАЗАРОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА, ИОАННА ЗЛАТОУСТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Спасо-Елеазаровский Трехсвятительский Великопустынский) (Псковской и Великолукской епархии), в дер. Елизарово Псковского р-на и обл. Первоначально мужской, с 2000 г.- женский ЕЛЕНА (Мантурова Елена Васильевна; ок. 1805- 1832), прп. Дивеевская (пам. 28 мая, 21 июля - в Соборе преподобных жен Дивеевских) ЕЛЕОНСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ РУССКИЙ МОНАСТЫРЬ жен., действующий, расположен на вершине Елеонской горы, примерно в 200 м от места Вознесения Господня ЕЛЕЦКАЯ АРГАМАЧЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Видение Божией Матери Темир-Аксаку), чтимый образ в г. Ельце Липецкой обл. (Липецкая и Елецкая епархия РПЦ) ЕЛИЗАВЕТА [Елисавета; Елизавета Тюрингская, Венгерская] (1207 - 1231), ландграфиня Тюрингии, св. католич. Церкви (пам. 17 нояб.) ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя

http://pravenc.ru/rubrics/123062_30.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010