В 1770 г. июля 5 дня, по благословению Варлаама, епископа Тобольского и Сибирского, храм сей был освящен тем же протопресвитером Кочневым. В 1822 г. этот храм сильно пострадал от пожара, был капитально отремонтирован и, по благословению Иустина, епископа Пермского и Екатеринбургского, присутствующим Екатеринбургского духовного правления иереем Иоанном Сильвестровым освящен. В 1823 г. тем же епископом Иустином дана грамота на заложение нового каменного холодного храма во имя пророка Илии с двумя теплыми приделами: правым – в честь Воздвижения Креста Господня и левым – во имя св. вмч. Димитрия Солунского. Но когда фактически заложен и окончен постройкою этот храм, неизвестно. Пророко-Ильинский престол освящен по грамоте преосв. Аркадия, епископа Пермского, от 11 июня 1847 г. на имя священника Матфея Попова, левый Димитриевский придел освящен по грамоте преосв. Ионы, епископа Екатеринбургского – викария Пермского, тем же священником М. Поповым в 1857 г., а когда освящен и по чьему благословению Крестовоздвиженский придел, определить точно нельзя за неимением данных. Можно только с вероятностью сказать, что освящение сего придела совершилось в 1838 г. или ранее этого года. В 1875-80 гг. старые иконостасы в придельных храмах на средства прихожан заменены новыми, а в 1887-93 гг. прихожанами обновлен иконостас холодного храма и стены его украшены живописью. В 1895 г. все здание храма снаружи и внутренние стены оштукатурены и выбелены. В 1899 г. вызолочены пять старых крестов с главами на храме и пять вновь сделанных железных крестов с главами на вратах церковной ограды. В 1900 г. храм и ограда вновь подштукатурены и побелены, крыша храма и переплавленные решетки ограды покрыты малахитом, внутри в приделах – панели окрашены масляною краскою, а стены побелены известью. Между храмовыми иконами особенно почитается прихожанами и окрестными жителями деревянный крест, находящийся в настоящее время в Крестовоздвиженском приделе. По преданию, этот крест сделан из сосны, крестообразно выросшей на месте, где ныне, в Заречной части села, находится часовня (крестик) при чудном колодце, водою которого пользуются многие в различных болезнях. В одно время часовня эта и колодец были в запустении, но пожар, истребивший кругом часовни все, а сохранивший только ее, обратил на нее взоры православных, и с тех пор ежегодно в день Воздвижения бывает к той часовне при многочисленном стечении народа крестный ход «в преднесении самородного креста» для совершения молебна и освящения волы в колодце.

http://sobory.ru/article/?object=11118

Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru С 11 по 14 сентября 1904 года обитель отпраздновала два знаменательных события - трёхсотлетие существования сей обители и двухсотлетие святого праведного Симеона, Верхотурского чудотворца. В память этих торжеств 12 сентября 1905 года был заложен каменный трёхпрестольный собор в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, а в празднование 300-летия славного царствования Богохранимого Дома Романовых - торжественно освящён. Горячее участие в строительстве этого храма принял казначей монастыря иеромонах Ксенофонт, который лично ходатайствовал перед епископом Екатеринбургским и Ирбитским Никанором. Благодаря умелому докладу казначея Владыка вдохновился на воздвижение собора и рекомендовал о. Ксенофонту опытного архитектора А. Б. Турчевича. Храм должен быть трёхпрестольным. Главный престол в честь праздника Возвижение Честного и Животворящего Креста Господня, два придельных - в честь Успения Пресвятой Богородицы и святого праведного Симеона. 12 сентября 1905 года в праздник перенесения мощей Святого, епископом Екатеринбургским и Ирбитским Владимиром была совершена торжественная закладка величественного храма. 11 сентября братиею Верхотурской обители по благословению архирея произведён был выбор нового настоятеля, им стал бывший казначей монастыря иеромонах Ксенофонт. В 1909 году храм был построен и освящён 11 сентября 1913 года. к 300-летию Дома Романовых. В 1914 и 1916 годах были освящены придельные храмы. Когда освящали Симеоновский придел. в монастырь привезли царский подарок - сень для раки с мощами святого праведного Симеона. Сень была выполнена по заказу Царской Семьи на московской фабрике поставщиков Двора их Императорских Величеств " товарищества И. П. Хлебникова, сыновья и Ко " по проекту архитектора С. С. Кричинского. Вся сень вызолочена под старое золото с серебряной надписью: " Сия сень сооружена к мощам Симеона Праведного в Верхотурский Николаевский монастырь иждивением и любовью Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя Императора Николая Александровича, Благочестивейшей Государыни Императрицы Александры Федоровны, Наследника Цесаревича Алексея Николаевича и Благоверных Великих Княжен Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии Николаевен в лето от Рождества Христова 1914, мая 25 " .

http://sobory.ru/article/?object=05754

Время основания в с. Канашинском первого храма, за неимением документальных данных, с точностью определить нельзя, известно лишь, что в начале XVIII столетия был уже деревянный храм в честь Св. Великомученика Димитрия Солунского. В 1801 г. взамен этого храма, уже обветшавшего, был заложен новый двухэтажный каменный. Иждивением и усердием прихожан постройка производилась довольно спешно: так, в 1805 году уже был освящен престол в нижнем этаже во имя Великомученика Димитрия Солунского, а в 1814 г. – в верхнем во имя Иоанна и Прокопия Велико-Устюжских Чудотворцев. В первоначальном виде этот храм существовал до 1876 года, когда, по надлежащем разрешении, был заложен с южной его стороны придел, при чем верхний придельный храм был посвящен св. Александру Невскому, а нижний Св. Серапиону Архиепископу Новгородскому, освящение того и другого престола в этом приделе состоялось в 1878 г. В 1882 году заложен был также двухэтажный придел с северной стороны с посвящением нижнего храма в честь собора Пр. Богородицы (26 Декабря) и верхнего в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Освящение обоих храмов этого придела совершено в 1885 году. Храм отличается благолепием; особенно выделяется иконостас среднего храма в верхнем этаже. При простоте своего рисунка, он отличается высотой; в нем семь ярусов. Около храма каменная с железными решетками ограда с каменными флигелями на северо-западном и юго-западном углах; в одном из этих флигелей помещается церковная кладовая, а в другом – первое отделение земской школы. Церкви принадлежат три дома для помещения причта. В приходе есть ц.-приходское попечительство, существующее с 1897 года. В д. Мальцевой существует ц.-приходская школа. Источник: " Приходы и церкви Екатеринбургской епархии " . Екатеринбург, 1902 Документы Верхотурской приказной избы свидетельствуют, что основатель г. Шадринска Юрий Никифорович Малечкин положил также начало и Канашинской слободе. Свое название село получило от речки Канаш (в переводе с чувашского означает «совет»), по берегам которой оно и раскинулось. Первыми жителями Канашей (ориентировочно в 1682 г.) стали беглые крестьяне Велико-Устюгского уезда Вологодской губернии. К переписи 1710 г. в поселении насчитывалось 98 дворов, где проживало 150 семей. В 1806 году местные жители откупились от своих помещиков за 15 тыс. 200 рублей и получили вольную.

http://sobory.ru/article/?object=48214

Осенью 1993 г. Крестовоздвиженский храм был передан общине РПЦ, вскоре в помещении бывш. колокольни на 2-м этаже возобновились богослужения. Этот временный придел был освящен во имя вмч. Георгия Победоносца. Осенью 1994 г. крестным ходом из Иоанно-Предтеченского кафедрального собора в Крестовоздвиженский храм перенесли местночтимую Иверскую икону Божией Матери с частицами мощей святых Воронежской и Уральской земель. Осенью 1995 г. Крестовоздвиженский храм стал подворьем верхотурского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря . С дек. 1995 г. Е. м. открыт как самостоятельная обитель с настоятелем иером. Филаретом (Шестаковым). В отремонтированной Крестовоздвиженской ц. совершаются регулярные богослужения. Святыни храма - частица Креста Господня в каменном ларце, Иверская икона Божией Матери с мощами 6 рус. святых, иконы с частицами мощей прп. Серафима Саровского , свт. Луки (Войно-Ясенецкого) и архиеп. Тверского сщмч. Фаддея (Успенского) , а также чтимый образ свт. Николая Чудотворца (афонского письма). Временные кельи устроены в одноэтажном кирпичном надворном помещении и на 3-м этаже колокольни. К 2008 г. в Е. м. проживали наместник иером. Флавиан (Матвеев), 3 иеромонаха, иеродиакон. Насельники участвуют во всех мероприятиях, проводимых Миссионерским отделом Екатеринбургской епархии, окормляют заключенных исправительной колонии, молодежь. По благословению архиеп. Екатеринбургского Викентия (Мораря) при Е. м. действует Центр реабилитации жертв нетрадиц. религий во имя прп. Иосифа Волоцкого. Арх.: Арх. ЦНЦ. Лит.: Ворошилин С. И. Храмы Екатеринбурга. Екатеринбург, 1995. С. 46-49; Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия: События, люди, храмы. Екатеринбург, 2001. С. 199. Иером. Флавиан (Матвеев), А. В. Русин Рубрики: Ключевые слова: ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ И ВЕРХОТУРСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, учреждена 29 янв. 1885 г. как Екатеринбургская и Ирбитская преобразованием Екатеринбургского викариатства Пермской епархии АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.

http://pravenc.ru/text/189625.html

В 1886 г., в период епископства К., в Чебоксарах была разобрана ветхая 2-ярусная колокольня при ц. Воздвижения Креста Господня (1702) и началось возведение новой. 27 июля 1887 г. К. был назначен временно управляющим Пермской епархией. 6 окт. по решению Синода К. был освобожден от управления Пермской епархией и вернулся в Казань. 23 янв. 1888 г. назначен епископом Екатеринбургским и Ирбитским, но по болезни не решился занять столь ответственный пост. 2 апр. того же года по собственному прошению уволен на покой в Раифский в честь Грузинской иконы Божией Матери муж. монастырь , ненадолго «получил облегчение от глазной болезни» (ПрибЦВед. 1891. 1. С. 13-14). Несмотря на болезни К., обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев настаивал на его возвращении к архипастырскому служению. 13 мая 1889 г. по ходатайству архиеп. Литовского и Виленского Алексия (Лаврова-Платонова) , к-рый знал К. по учебе в Московских духовных школах, был назначен епископом Ковенским, викарием Литовской епархии. Одновременно был председателем виленского православного Свято-Духовского братства и Виленского епархиального училищного совета. С 10 нояб. 1890 г., после кончины архиеп. Литовского Алексия (Лаврова-Платонова), управлял епархией. По воспоминаниям современников, «был весьма прост, прямодушен, кроток и незлобив», «в последние годы мало служил, было заметно, что продолжительность служения и усиленные движения утомляли его. В 53 года казался несколько дряхлым». 29 дек. 1890 г. К. был похоронен в Свято-Духовском соборе (с левой стороны входа) на территории вильнюсского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-ря . Чин погребения совершили викарий Литовской епархии еп. Брестский Анастасий (Опоцкий) , епископы Полоцкий и Витебский Антонин (Державин) и Минский и Туровский Симеон (Линьков). В 1883 г. К. был награжден орденом равноап. кн. Владимира 3-й степени, в 1887 г. за «отлично-усердную» службу и заботы о просвещении инородцев - орденом св. Анны 1-й степени. Соч.: Речь, сказанная в Св. Синоде настоятелем моск. Знаменского мон-ря при наречении его во еп. Острогожского, вик. Воронежской епархии, дек. 10 дня 1880 г.//Воронежские ЕВ. 1881. 2. С. 49-50.

http://pravenc.ru/text/1840333.html

14 июля 1816 г. преосвященный Иустин «освятилъ выстроенную вместо деревянной каменную во имя святыя Живоначальныя Троицы церковь». Деревянный старый храм прослужил северчанам без малого 50 лет, но только в 1825 г. «по разрешению епархиальнаго начальства ветхая церковь была разломана... съ приличною освященному храму осторожностью и благочинием». Все было распилено на дрова для топки нового храма и печения просфор. Однако новый однопрестольный храм оказался слишком маленьким по размерам. Со временем, когда число жителей увеличилось, он уже не мог вместить всех молящихся. В 1872 г. северские прихожане стали просить разрешения у епархиальнаго начальства расширить церковь во всю ее длину двумя приделами. На их постройку они согласились жертвовать 2% с каждого заработанного рубля. 12 сентября 1876 г. по благословению архиепископа Пермского Антония (Смолина) состоялось заложение приделов: правого – в честь Преображения Господня, а левого – в честь Воздвижения Честнаго Креста Господня. После завершения строительства 5 и 6 сентября 1887 г. преосвященный Нафанаил (Леандров), епископ Екатеринбургский, с собором пастырей ближайших приходов совершил освящение нового трехпрестольного храма. Ольга Максимова,  Раскроем «План… железоделаемому северскаго заводу… строениям» за 1761 год. На нём, под начальными литерами, прочтём: «1). церковь во имя Святыя Троицы. 2). колоколня…». Оба объекта располагались южнее нынешнего, ближе к берегу пруда, на месте нахождения памятника северчанам, погибшим в гражданскую войну. Колокольня стояла рядом с церковью и севернее от неё. На одноимённом «Плане…» за 1807 год она уже отсутствовала. О первом культовом здании северских мастеровых кое–что можно прочесть в документальном сборнике «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии» (Екатеринбург, 1902), «Справочной книжке Екатеринбургской епархии на 1915 год» (Екатеринбург, 1915) и другой религиозно – краеведческой литературе, имеющейся в государственном архиве Свердловской области (ГАСО) или в областной публичной библиотеке им. В.Г. Белинского.

http://sobory.ru/article/?object=11622

Замечательной по древности утвари и досточтимых икон в храме не имеется. Село Ольховское-Озеро находится в 200 вер. от Екатеринбурга, и в 45 вер. от Шадринска. Расположено оно при двух озёрах. Местность кругом низменная, сырая и лесистая. Климат нездоровый. Почва глинистая, и частью чернозёмная. Начало прихода с. Ольховское-Озеро было положено в 1840 году, когда здесь была построена деревянная церковь в честь Воздвижения Креста Господня. До этого времени приход входил в состав прих. с. Ольховского. Своё название с. Ольховское-Озеро получило от расположения при озере, окружённом непроходимым ольховником, от которого в настоящее время остались одни только пни. Все прихожане села чисто русские: православные, единоверцы и раскольники. Всего числится 1 567 душ, из них 235 душ уклонившихся в раскол. Приход состоит из села и деревень: Песчаной – в 75 в. и Буткинского Озера – в 10 в. Жители села и деревень занимаются главным образом земледелием, и отчасти выделкою колёс, и мелкою торговлей. Первый храм с. Ольховского-Озера был деревянный, построен иждивением прихожан из деревянной церкви, купленной в приходе села Вознесенского за 400 р. ассигнациями. Освящён храм в 1851 г. В 1869 г., 26 июня, храм этот сгорел от удара молнии. Вместо сгоревшего храма в 1873 г., 20 мая, был заложен настоящий каменный храм, который и был окончен постройкою в 1877 году, а освящён в 1878 г., 20 июля. Иконостас храма пожертвован из церкви с. Осиновского. В 1900 году он был обновлён на средства прихожан за 400 рублей. Антиминс в этом храме положен тот же, что был в деревянной церкви. Он освящён при патриархе Иосифе в лето 7157-е, и хранится вшитым в срачицу престола. При храме имеется часовня в дер. Песчаной, построенная около 1855 года. Пеньковское село . Казанско–Богородицкая церковь . Пеньковское село от уездного города находится в 77 в. на восток, при истоке речки Ольховки, среди берёзового леса, в болотистой местности. Почва чернозёмная, климат неблагоприятный для здоровья. Название своё селение получило от того, что первые жители, поселившиеся здесь в лесу, ставили, свои дома на пни срубленных деревьев. Первые поселенцы были раскольники. В 1847 году открыт единоверческий приход, а в 1849 году на средства прихожан построена деревянная церковь , и освящена 20-го июня в честь Казанской иконы Б. М. В 1898 г. в деревне Антрак устроена прихожанами деревянная часовня. В настоящее время в селе и 7 деревнях, составляющих приход, числится прихожан 637 д. м. п. и 687 ж. п., в том числе раскольников 341 м. п. и 363 ж. п. Для причта, состоящего из свящ. и псаломщ., имеются церковные дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Постройка и украшение сего храма производились на казенный счет; впрочем, и прихожане принимали не малое участие, а именно: главный алтарь, не входивший в первоначальный план церкви, они построили на свой счет, украшение иконостасов произведено ими-же на свои средства. Иконостасы деревянные, выкрашены белою краскою и по местам вызолочены на полимент. Главный престол во имя Святителя и Чудотворца Николая освящен по благословению Высокопреосвященного Аркадия, Архиепископа Пермского и Верхотурского, января 21 дня 1840 года протоиреем Нижне-Тагильского завода Михаилом Кирилловым. Придельный правый, в честь Тихвинской иконы Божией Матери, по благословению Неофита, Архиепископа Пермского и Верхотурского, освящен 24 Января 1854 года Кушвинским протоиреем Матфием Суворовым; в том-же году 23 мая и тем-же протоиреем освящен и левый придельный престол во имя св. Пророка Илии. Особенно замечательных икон, облачений, лампад и т. п. в храме не имеется. В приходе имеются 3 часовни: одна каменная во имя св. Пророка Илии, в самом заводе, при выезде к г. Верхотурью; к этой часовне издавна существует крестный ход в 20 день июля после литургии; две часовни деревянные: одна в деревне Мостовой и другая в деревне Салде. Для помещения причта имеются два церковных дома. Причт состоит из 2 священников, 1 диакона и 2 псаломщиков. В самом заводе существует церковно-приходская школа, мужская; открыта в 1888 году. В заводе-же имеются два земских училища: 2-х классное мужское, открытое в 1888 году одноклассным, а в 1892 году преобразованное в двух-классное; и женское, открытое в 1871 году. Источник: " Приходы и церкви Екатеринбургской епархии " . Екатеринбург, 1902 5 июня 2004 года в городском сквере Верхней Туры, что на призаводской площади, состоялся молебен. Длился он около часа, и во время его было освящено место, которому вскоре предстояло стать святым для горожан. После молебна здесь, в сквере, на скромно выполненной подставке, под стеклом, остался набранный на компьютере текст: «26 июня (по старому стилю) 1832 года здесь был заложен и возведен трехпрестольный храм во имя Святителя Николая Чудотворца, иконы Тихвинской Божьей Матери и святого пророка Илии, разрушенный в 30-е годы двадцатого столетия. Сегодня, 5 июня 2004 года, в день 150-летия со дня освящения левого придела во имя святого пророка Илии, начиная работу по воздвижению памятного креста на этом месте, мы приносим покаяние за совершенное когда-то святотатство. Прости нас, Господи!».

http://sobory.ru/article/?object=50615

Прп. Арефа Верхотурский. Фотография. Нач. XX в. Прп. Арефа Верхотурский. Фотография. Нач. XX в. Последним настоятелем В. м. перед закрытием обители стал в 1905 г. архим. Ксенофонт (Медведев). При нем был построен крупнейший в епархии храм (66 м в длину, 53 м в ширину и высоту, вмещал 4 тыс. чел.), главный престол к-рого был освящен 11 сент. 1913 г. Екатеринбургским еп. Митрофаном (Афонским) в честь Воздвижения Креста Господня. 27 мая 1914 г. еп. Серафим (Голубятников) освятил придел во имя прав. Симеона, 10 сент. 1916 г. был освящен придел в честь Успения Пресв. Богородицы. В 1913 г. в храме поместили серебряную раку с мощами прав. Симеона, над ней в 1914 г. была установлена вызолоченная сень - дар царской семьи. Др. достопримечательностью храма стали фаянсовые иконостасы. В. м. пользовался покровительством царствующего дома: в 1907 г. имп. св. Александра Феодоровна передала в дар архим. Ксенофонту и иеродиак. прмч. Вениамину (Зыкову) сшитые ею священническое и диаконское облачения, в 1911 (1912?) г. имп. св. Николай II Александрович также передал в дар архим. Ксенофонту облачение, в 1914 г. обитель посетила вел. кнг. Елисавета Феодоровна , подарившая настоятелю епитрахиль. Братия и гости мон-ря. Фотография. Нач. XX в. Братия и гости мон-ря. Фотография. Нач. XX в. В. м. занимался благотворительной и образовательной деятельностью. С 60-х гг. XVIII в. при нем существовала школа «для сирот духовного звания», в 60-х гг. XIX в. в ней училось 4-10 детей, в 1881 г. школу закрыли. В 1888 г. при мон-ре была учреждена одноклассная школа грамоты, в 1906 г. преобразованная в двухклассную церковноприходскую. К кон. 1911 г. в ней училось 117 детей, из них 61 воспитанник жил при мон-ре в устроенном в 1906 г. общежитии. С 1905 г. в школе помимо общих предметов обучали столярному, переплетному, сапожному делу. С 1885 г. при В. м. существовала больница на 10-15 мест. Во время первой мировой войны в мон-ре был устроен госпиталь на 15 кроватей, в 1916 г. в здании монастырской гостиницы разместился лазарет еще на 30 мест, открылся приют для увечных воинов на 25 мест. Мон-рь перечислял средства на содержание 5-10 коек в полевом лазарете, собирал пожертвования в пользу Красного Креста и на нужды армии. В помещениях мон-ря содержались ок. 500 пленных австрийцев и немцев, селились семьи беженцев, для детей солдат и беженцев был открыт приют.

http://pravenc.ru/text/158212.html

Берёзовское село находится на юго–восток от г. Ирбита в 14 в. и в 254 в. от Екатеринбурга. Приход расположен на мелких речках, и преимущественно на речке Берёзовке, от которой село получило своё название, при дороге из г. Ирбита к ст. Поклевской Екатеринбургско–Тюменской жел. дороги. Село основано, по сказанию предания, казаками, отставшими от шайки Ермака Тимофеевича, на что указывает между прочим сохранившееся до настоящего времени название одного урочища Казачьим. В настоящее время прихожане села все русские, православные, по фамилии некоторых из них, и употребляемые в речи слова говорят за присутствие инородческого элемента (татар). В состав прихода входит 788 душ м. п. и 803 ж. п. Главное занятие прихожан состоит в земледелии, второстепенное – в заработке в г. Ирбите во время ярмарки, куда многие уходят в услужение. Деревень в приходе 5: Коновалова – в ½ в., Чернова – в 1½ в., Злыгостева – в 7 в., Новгородова – в 4 в., и Речкалова – в 5 в. До 1888 г. в с. Берёзовском существовал каменный двухэтажный храм в честь Знаменской иконы Божией Матери. В этом году верхний этаж храма был разобран вследствие грозившей ему опасности разрушения, а в храме нижнего этажа совершалось богослужение до 1890 года. В последнем году разобран и нижний этаж храма, и взамен разобранного построен каменный, с тремя престолами, одноэтажный храм в честь Знаменской иконы Божией Матери, существующий до настоящего времени. Главный престол в нём освящён в 1893 г., придел во имя св. муч. Кирика и Иулитты – в 1895 г., и придел во имя св. муч. Флора и Лавра – ещё не достроен. В приходе есть приписная каменная церковь в дер. Черновой. Она перестроена из часовни, и освящена в память Воздвижения Креста Господня, в 1890 г. Кроме того есть ещё часовни: в дер. Речкаловой – каменная, и в деревне Новгородовой – деревянная. Последняя построена в память чудесного спасения Царской Семьи от опасности 17 октября 1888 г. Для помещения причта имеются церковные дома. В селе Берёзовском существует церковно–приходская школа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010