2, 1), прося всем тихой, безмятежной, благочестивой и честной жизни и других благ, душевных и телесных, временных и вечных; в) слушают слово Божие, читаемое по принятому Церковию порядку, также поучения, предлагаемые служителями слова. Обличение нерадящих о богослужении общественном. Напрасно некоторые хотят ограничить свое служение Богу одним частным приношением Ему молитв и совсем освободить себя от общественного Ему служения, основываясь на том, что Иисус Христос сказал: ты егда молишися, вниди в клеть твою, и затворив двери твоя помолися Отцу твоему, Иже в тайне (ср.: Мф. 6, 6), ибо Иисус Христос не запрещает сим общественного богослужения, но только предостерегает верующих от фарисейского тщеславия в частном богослужении (см.: Мф. 6, 5). Напрасно также стараются оправдывать себя в опущении общественного богослужения: 1) трудностию соединять оное со множеством житейских обязанностей; 2) опасением подозрения в лицемерии; 3) развлечением внимания при оном, а потому: 4) бесплодным исхождением из храмов, наконец: 5) единообразием предметов оного. Ибо: 1) кроме того, что, по словам Соломона, всем время, и время всякой вещи под небесем (ср.: Еккл. 3, 1), — обязанности житейские противопоставлять обязанностям к Богу — несправедливо; предпочитать первые последним — нечестиво; 2) оставлять дела благочестия потому только, что исполнением оных можем подать повод для нечестивых к несправедливым о нас суждениям, — значит показывать, что мы менее уважаем благоволение к нам Бога и благочестивых людей, нежели сколько боимся хулы нечестивых; между тем как Иисус Христос говорит: блажени есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради (Мф. 5, 11); 3) жаловаться на развлечение внимания при общественном богослужении — значит показывать, что оное не бывает устремлено на предметы богослужения, — значит обнаруживать рассеянность мыслей или развращение своего сердца, которое и в доме Божием ищет предметов похотений своих и служит богам иным. Замечая в себе сию слабость, мы должны не уклоняться от общественного богослужения, но, всегда с усердием посещая дом Божий, здесь пред лицом Самого Бога сражаться со своими внутренними врагами и просить благодатного содействия Его для приобретения победы и мира; 4) не удивительно, что тот, кто со вниманием рассеянным и с сердцем нечистым пребывает в доме Божием, — выходит из оного без всякой душевной пользы; напротив, тот, кто принимает искреннее участие в делах общественного богослужения, — находит оное столько полезным, столько вожделенным, что, подобно Давиду: веселится о рекших ему: в дом Господень пойдем (ср.: Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=871...

ПРИМЕР. Сила и важность доброго примера. III, 87. Сила слова зависит от доброго примера. 87, 88. ПРИРОДА. В природе видимой ничто не уничтожается. I, 215. Она в жизни и смерти поучительно говорит человеку. III, 170, 171. Отчего невнимателен человек к вещанию природы? 170. В области природы есть предзнаменования. 309. ПРИСЯГА. Ее значение и важность. III, 240, 245. ПРИЧАЩЕНИЕ. Таинству Причащения подобна была таинственная святыня древа жизни. II, 358. Иисус Христос установил сие Таинство для всех христиан. 28. Важность сего Таинства. 29. В нем преподаются нам в пищу и питие плоть и кровь Богочеловека. 29–31. Мы должны вкушать Тело и Кровь Христовы, не только как врачевство, но и как пищу. 381. Вера, требуемая от причащающихся Тела и Крови Христовой. 32. Плоды таинства Причащения. 33. Радость, благодарение и славословие после причащения. 27. По установлению Господа христиане как можно чаще должны приступать к таинству Евхаристии. 381, 383, 384. Пример для сего – христиане первенствующей Церкви. 384. Не должно уклоняться от Причащения. 422, 423. Неосновательность извинений, представляемых христианами, редко приступающими к Причащению. 384, 385. Правила церковные против не приступающих к таинству Причащения. 384. Каких людей Церковь удаляет от Причащения? 471. Младенцы не должны быть устраняемы от оного. 382. Почему Евхаристия должна быть совершаема только в храме? 363. Изречения о таинстве Причащения св. Иоанна Златоуста , 32, 34, 35, и св. Иоанна Дамаскина . 31. ПРИШЕСТВИЕ Х ристово второе. Ожидание оного первенствующими христианами. II, 69. Признаки оного. 74. Для чего предсказано, что второе пришествие Христово будет торжественное? I, 151. Ожидание оного утешает христианина и ободряет его в подвигах. II, 68–72. От чего предостерегает нас внезапность оного? I, 153. Отчего происходит забвение о втором пришествии Господнем? II, 73, 74. ПРОМЫСЛ. От Промысла, а не от случая зависят происшествия мира. III , 178. Пути Промысла не исследимы. II, 551, 552. Промысл исполняет свои намерения не так, как предначертывает самомудрствующий разум. III, 269. Пути Промысла в судьбе царств и народов. 328. Особенные цели оного в несчастных судьбах мира и человека. 176, 177, 329. Явление Промысла в устроении судьбы великих благодетелей человечества. 329, 330. Пути Промысла в делах важных, 530, 531, в торжествующем нечестии. I, 263, 264. Промысл до времени сокрывает свои орудия в неизвестности. III, 335. Надобно с покорностию нести жребий, назначенный Промыслом. I, 348, 349.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В отношении курса светской этики и мировых религий, я говорю честно, у многих есть сомнения, и у меня в том числе, стоит ли вообще этот предмет преподавать, особенно в 4-5 классах. Члены Межведомственного координационного совета сошлись в едином мнении, что это самые слабые учебники, которые были написаны. Один из недостатков, что не все родители могли разобраться в том, по какому модулю будут заниматься их дети. С одной стороны, хотелось изучить религиозную культуру, но была боязнь того, что детей будут заставлять молиться и исполнять религиозные обряды. С другой стороны, детей хотелось сделать более образованными, вежливыми, поэтому перепутали этику и этикет. Некоторые хотели дать сразу все, и получилась каша в голове — не зная своего и того, что рядом, начали смотреть на многообразие религий в мире, а для ребенка 4-5 класса это неудобоприемлемый предмет. Хочу еще раз подчеркнуть, что это предмет культурологический. Он не нацелен на то, чтобы ребенка сделать верующим человеком, хотя, конечно, говорим о религиозных истинах, религиозной культуре. Скажу как православный христианин: вера — это дар Божий, и она каждому человеку дается Богом в силу того восприятия, которое человек имеет по отношению к своему Творцу. Способен человек видеть Бога, чувствовать Его — вот отсюда и происходит это духовное становление. Некоторые Преосвященные владыки и батюшки упрекают меня в том, что когда я говорю «культурологический предмет», то я как епископ Церкви не ставлю перед собой задачу сделать человека верующим. У меня лично такая задача есть, но только не для этого предмета. Этот предмет у нас сегодня преподают люди с высшим педагогическим образованием, знающие, опытные педагоги, которые прошли определенную подготовку, но я не думаю, что эти люди в состоянии преподавать этот предмет таким образом, чтобы после него люди пошли в церковь, или мечеть, или синагогу. Это светские люди, и они должны познакомить с культурой религии. Причем познакомить детей таким образом, чтобы они уважали свою традиционную культуру, чтобы они ценили это достояние, чтобы они благоговейно относились к тому наследию, которое им досталось от их предков. Вот это самая основная и самая важная задача.

http://pravmir.ru/episkop-rostovskij-i-n...

В 1742 г. Консистория затребовала из Савватьева всех ответственных лиц для дачи показаний. Яков Афанасьев при этом показал следующее: «В помянутом Савватьеве монастыре имеются две церкви каменные, первая во имя Сретения Господня с приделом Николая Чудотворца, вторая обветшалая, во имя Знамения Пресвятыя Богородицы, в которой своды весьма обветшали и валятся, и затем с 1740 года службы в ней не исполняется. Да во оной же церкви имеются мощи Преподобного Отца Савватия под спудом, над которым поставлена деревянная гробница с написанием на верхней доске оного Преподобного образа, и те мощи в прошлых годах Преосвященным Тверским Архиепископом, токмо которым именно и в каком году, точно он, Яков, не упомнит, свидетельствованы и реченная гробница запечатана, за которою печатью и ныне находится». Отметил он также, что желает своды и часть ветхих стен разобрать и сложить вновь. Далее, судя по всему, Яков Афанасьев действовал очень быстро. Подав формальное прошение уже в разгар работ, он в основном и закончил их за один сезон 1742 года. Так что, когда в Консисторию прибыл священник Прокопий Никитин, все уже было кончено. Священник показал: «В вышеупомянутой церкви во имя Знамения Пресвятой Богородицы своды были весьма ветхи и валились, и за тем службы исправлялись с немалою нуждой; да во оной же церкви издавна имеется древянная гробница над гробом Преподобного Отца Савватия, на которой гробнице на верхней доске оного Преподобного образ с надписью оного Преподобного имени; да во оной же церкви имеется оного Преподобного образ месной в житии, да образ штилистовой окладной - старинные - да напрестольный деревянный резной крест с надписью на нем, что оный крест принесен тем Преподобным Савватием из Иерусалима. А больше того Печатного и Письменного об оном Преподобном жития не имеется; и были ль или нет, того он, поп, не знает, ибо оный монастырь в давних годех горел неоднократно; и под объявленною гробницею бывшим Преосвященным архиереем свидетельствовано ль, и есть ли под оною гробницею оного Преподобного мощи, и бывали ль какие чудеса, о том он, поп, не знает». 

http://sobory.ru/article/?object=46844

Служат Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельной.        «Из заречных стран Эфиопии поклонники Мои, дети рассеянных Моих, принесут Мне дары». Здесь уже Софония доходит до разговора о том, что будет в конце, когда будет всё хорошо. Когда уже будут милостивые времена, радостные времена ухода всякой скорби. Это - мессианские пророчества. Судя по грехам, всем конец. Но, судя по тому, что Господь добр и не отрёкся от людей, после того, как будет очень плохо, потом опять всё будет хорошо.        «В тот день ты не будешь срамить себя всякими поступками твоими, какими ты грешил против Меня, ибо тогда Я удалю из среды твоей тщеславящихся твоею знатностью, и не будешь более превозноситься на святой горе Моей». На двух мыслях я здесь остановлю наше общее внимание. «Ты не будешь срамить себя всякими поступками твоими, какими ты грешил против Меня» - это очень похоже на слова апостола Павла, который говорил: «Когда вы не знали Господа, какой плод вы имели тогда?» - спрашивает. И отвечает: «Дела, которых теперь стыдитесь». Пусть каждый христианин, который уже немножко «устал жить на свете», много лет прожил в церкви, но не достиг святости, вспомнит, как он жил, до тех пор, пока не знал Господа. Чего там такого было, когда он Христа не знал? Там же было всё такое, отчего стыдно на свете жить. Так вот: «Ты не будешь срамить себя всякими поступками твоими, какими ты грешил против Меня». «Я удалю из среды твоей тщеславящихся твоею знатностью...» - верой нельзя тщеславиться. Есть некоторые, которые бьют себя в грудь, как орангутанги в зоопарке: «Я православный! Я православный!» Нельзя! «Я удалю из среды твоей тщеславящихся твоею знатностью...» Православие, истинная вера - это не предмет личной гордости, это предмет величайшей ответственности, предмет глубоких сердечных наслаждений, предмет великой сладости, которая мало кому известна, предмет великих упований и дорога к вечному счастью. Но, это ни в коем случае не предмет личного тщеславия, личной гордости: «Я православный! А вы как хотите, вас геенна ждёт. А я православный».  «Я удалю, - говорит Господь, - из среды твоей тщеславящихся твоею знатностью, и не будешь более превозноситься (гордиться) на святой горе Моей».  Православие нужно исповедовать, но православием нельзя кичиться. Нужно быть простым человеком, и простыми глазами смотреть на киргиза, и туркмена, на сенегальца, француза и итальянца, без всякого превозношения, а как на ближнего. И православие не должно рождать в человеке гордость.

http://radonezh.ru/analytics/16-12-2014-...

И сия, отче мой святый, аз окаянный и грубый, на мнозе помышляя о таковем недоумении, чюждахся, многажды же и вопросих о сем вышепомянутаго оного отца Никодима, и отвеща ми о сем достойно слышания слово, его же несть настоящаго времяни повествовати, слышащих ради младенства, зане вину имать и требует усты ко устом и твердостна слуха, могуща слышати таковое. Не всем бо ключается, но добро убо свершеным и обучена имущим душевная чювства к разсуждению лучшаго и злаго. Не добро же простым и еще сущим о Христе младенцем, якоже и твердая пища млека требующим детем. И аще бы близу был твоея святыни, по тонку вся хотех возвестити, яже слышах от оного приснопомнимаго мужа. Хотя же аз истинное извещение о сих прияти, помыслих к своей же и искренняго ползе книжными испытании истязати и уведети Божию волю о сем непрелестно. Паки же грубости своей зазрех, отлагах таковое взыскание на мнозе, от обоюду же утесняем: усердие убо и вера протязает желание и к начинанию понуждает, грубость же и невежество страхом начинание отвращает. И в сих убо сице, От со(л. 132)вести же, яко от огня, потыкаем и не могий стужения терпети по божественному оному пророку, егда он, жидовом много претя, хотящая быти злая им предвозглашая, от слышащих присно поругаваем бе и подсмияваем, совеща некогда, малодушствова яко человек пророчества оного отступити, не стерпев оклеветания и укоризны, глаголя в себе: бых в подсмех весь день, не возглаголю, ниже именую имяни Господня, и бысть, рече, во мне, яко огнь горя и всего опаляя. 170 И сия убо божественный пророк. Аз же, аще и грешен есмь и окаянен и ниже сени оного достоин, но убо, якоже отцы глаголют, яко мнози есмы глаголющеи, творящеи же мали, но никто же, рече, должен есть своего ради нерадения слово Божие таити, но исповедовати убо всем свою немощь, Божия же истинны не скрывати, да не подлежаще явимся суду лихоимства, якоже божественный великий Василие, тринадесятый апостол глаголет: якову же любо благодать Божию удержав кто во свое наслаждение, яко лихоимец, рече, судится Богом, и да не с прочими наши недостатки и лукаваго оного и лениваго раба, скрывшаго сребро Господне в земли, муце повинни будем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

4. Апостол московской печати 1699 года, в коже. 5. Оного же другой экземпляр московской же печати 1679 года, в коже. 6. Устав церковный московской печати 1682 года, в коже. Минеи месячные: Месяц сентябрь 1608 года. – октябрь в двух экземплярах 1610 года. – ноябрь – 1611 года. – январь в двух экземплярах 1622 года. – февраль в двух экземплярах 1623 г. – март в двух экземплярах 1624 года. – апрель – 1625 года. – май в двух экземплярах 1627 года. – июнь в двух экземплярах 1628 года. – июль в двух экземплярах 1629 года. – август в трех экземплярах 1630 г. – сентябрь и декабрь – 1636 года. – сентябрь – 1637 года. Полный круг миней же месячных, печатных в Москве 1692 и 1693 годов. Оных же неполный круг московской печати 1692 и 1693 годов. Сентябрь, рукописная в 1669 году дана от стольника Василия Никитича Панина. Минеи праздничной два экземпляра 1674 года, московской печати, в коже. Триодь постная московской печати 1678 года, в коже. Оной же другой экземпляр, в 7144 (1636) году дана от княгини Анастасии Никитичны Лыковой. Оной же третий экземпляр в 7120 (1612) году от московского священника Космы. Оной же четвертый экземпляр 1696 года. Триод цветная московской печати 1660 года. Оной три экземпляра – 1680 года. Оной же экземпляр 1699 года. Октоих московской печати 1666 года. Оного же другой экземпляр 7102 (1594) года. Оного же два экземпляра 7139 (1631) г. Оного же два экземпляра 1692 и 1699 годов. Трефолой или службы избранным праздником в коже марта 2 экзем., июня 1 экзем., и декабря 2 экземпляра; всего 5 экземпляров, московской печати 1638 года. – Оного же сентября месяца 1 экземпляр 1637 года. Два пролога полугодичных московской печати: один первой половины мартовской – другой половины сентябрьской, выхода 1685 года. Пролог трехмесячный, за декабрь месяц два экземпляра, в коже, 1661 года. – За июнь, июль и август два экземпляра в коже, 1667 года. Житие Иосафа царевича, московской печати, в коже, 1681 года. Кормчая книга в коже без летописи. В 7163 (1655) году, вклад Пафнутия монастыря игумена Стефана.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

10-й параграф устава содержит наставление настоятелю, как обходиться при принятии братии в иночество... «Приводимого Богом брата от мира во иночество должен есть настоятель: первее, наедине совесть его испытати и от писания довольне силу иноческого общего жития и по Бозе послушания, воли своея и рассуждения до смерти отсечения и умерщвления открыти, и узрев в нем истинное, а не притворное желание иночества, и ревность божественную, тогда и пред всем собором братии паки силу иноческаго общего жития и послушания ему открывши сицевого брата в общее житие и послушание; и по абие во иночество постризати, но уставленное правило время оного три лета, оного же 6 месяц, смотря на плод послушания и воли своея отсечения, во искус в мирской одежде державши, постригати во иночество, оного в рясу, оного же и в мантию, и братии сочетовати. Аще же во искус уставленное время держав, истинного во всем повиновения и воли своея отсечения в нем не узрит, настоятель такового и по трилетнем искусе никакоже постригати, но в мир отпускати да не будет, общему житию от таковых самочинников смущения». 11-й параграф устава продолжает речь, содержащегося в 10-м. «Аще случится приходящему брату от мира во иночество и некое имение внести в монастырь, таковое имение должен есть настоятель во общей сосудохранительнице монастырской неиждиваемое хранити до пострига во иночество оного брата. По постризе же на общие нужды монастырские и братии оное истощевати. Аще же сый во искус прежде пострига раскается о своем от мира исшествии и восхощет из обители в мир возвратитися или во иную обитель где отити, таковому и имение, с ним во обитель принесенное, в целости все отдавши, отпустити, да не будет и обители и брату таковому о сем смущения». Эти пункты устава так и соблюдаются, как они изложены, исключая, что по принятии пришедшего от мира в монастырь в качестве послушника, таковой сначала приемлется в указные послушники по увольнении из общества, а после этого спустя три года, а то и позже, постригается в мантию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Изрядне похвальным сим доброведением удоволеным, который отец не желателен чад своих часто зрети? который врач благооскусствуя о здравии прочих тщанием, не прилежит ко исполнительному ко их исцелению попечению? Приведем вожделенное лицо святости твоей и честнейшее на среду христоподобные любве, отче честнейшей, пастырю оноя (идеже стопы бессмертного оного и всесладостного жениха стопы суть изображенны) всесвятыя церкве, присно во священнейшем ти имеяй сердце оный приснопамятного мужа и воистинну мужа глас достохвальный Павла глаголю: до третьего небесе восхищенна оного проповедника вселенней, орла небопарна, подобни, рече, мне якоже аз Христу бывайте, кое место не огласи оного глас богодохновенный? кое обиталище не просвети оного языки духа исполненный? Подобник сый оного ко Спасителю любы распаленной, поспеши в митрополию нашу богохранимую прошения ради нашего царского самоличне прибыти, да яко другого тя Павла недоуменных разрешителя приемше, славу воздадим Народосодетелю и всех Окормителю Богу, на таковый преизящный архиерейства престол святыню твою возведша, и радостью пречестнейшую твою главу облобызавше о подобающих к целости святыя церкве соглаголем, и твоя наичестнейшая святыня за архиерейский таковый желаемый нам подвиг веруем неизреченных от Господни руки мезд насладится. Дана в царствующем и пременитом государствия нашего дворе лета Господня 1664-го июля « » дня. XXXIX. Грамоты царя Алексея Михайловича: 1) к турецкому султану Магомету о дозволении кому-либо из тамошних православных архиереев прибыть в Москву по церковным делам и 2) к патриарху константинопольскому Дионисию об утверждении соборною грамотою газского митрополита Паисия председателем собора или прислать другого архиерея для обсуждения дела патриарха Никона. Августа 1664 г. Перевод. 1 Великому государю и премогущественному царю, и брату моему султану Магомету. Алексей Михайлович желает вся, яже суть чести и правде свойственныя. Велия во истину есть сила и могутства правды, яже прилежне брегома есть, тем унее коеждо царство возрастает и утвержается, противным же обычаем попираемей ей сущей, абие вся погибают и исчезают: Сие может нам обоим подлинно присвоитися, о царю многолетный, зане даже не попираемы бяше наши царства, и беша мирны, имели есмы и мы единство взаимно и дружбу, но пришедшим крымским татарам и разоряющим места мои, а казаки Донские по подобию разбойников творят убийство в землях твоих, виною суть, да имамы оба велие убытки и посрамления, зане никто от нас о сих вещах, что они творят волею своею, ведомости не имеем, да повелит сего ради премогущественный твой престол не да к тому уже болши татаровя от сего времени приходят и разоряют и пленят города мои, зане бо и я жестоко прикажу казаком да к тому уже больши не приходят к Черному морю разоряющи береги и пристани морские, зане всегда предо мною страх Божий сияет, и усердно внимаю оное похвальное и все естеством дарованное слово, яже ти творима быти не хощешь, другу да не сотвориши.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Всемилостивейший Государь, прошу Вашего Императорского Величества, дабы Всемилостивейшим Вашего Императорского Величества указом повелено было для вышереченной монашеской нужды, и для лучшего содержания означенных школ, и для пропитания учителей в прибавку вышеписанных пятисот рублёв помянутые из оного Авраамиева монастыря заопределённые отсылающиеся в Коллегию Экономии деньги определить в той монастырь и отнюдь в Коллегию не отсылать, и о том свой Императорского Величества указ учинить. Вашего Императорского Величества нижайший Богомолец Гедеон, епископ Смоленский, 1740 года ноября 20 дня. По сему прошению вышепоказанные из заопределённых означенного Авраамиева монастыря доходов сто тридцать три рубля тринадцать копеек три четверти для содержания заведённых в том монастыре школ и учителей отдать, и пока о всех монастырях штаты будут учинены, тех денег в Коллегию Экономии не отсылать (Дело 1740 г. 559). 3628 . – 7 января. Об увеличении отпускаемой суммы на содержание Новгородского архиерейского дома, семинарии и прочих при нём учреждений Указ Нашему Синоду Хотя по состоявшемуся в прошлом 740-м году блаженной и вечнодостойной памяти Её Императорского Величества, нашей вселюбезнейшей бабки, указу и по апробованному о содержании Новогородской епархии архиерейского дому штату определено – из доходов оного дому на довольствие в той епархии архиерея и содержание семинаристов, гошпиталей, сиротского дому и на другие потребности в год получать только то число, что во оном штате изображено; а затем показано из доходов оного дому в остатке в год деньгами тысяча триста семьдесят рублёв тридцать семь копеек, хлеба ржи три тысячи триста семьсот одна четверть шесть четвертков, овса четыре тысячи семьсот девяносто две четверти, и оных остаточных денег и хлеба ни в какие расходы без указу употреблять не велено; однако притом по апробации объявлено, что ежели по тому штату усмотрено будет какое поправление, о том со обстоятельным изъяснением от оного дому доносить в Коллегию Экономии, а из той Коллегии в Наш Кабинет; а понеже Мы известны, что оной епархии архиепископ Амвросий в распространении семинарии и о лучшем содержании сиротских домов и шпиталей и других полезных Богу и Отечеству дел особливое прилежное попечение имеет, в рассуждении чего и тако Мы всегдашнее желание имеем, дабы сии Богу и Нашему Отечеству угодные дела, а наипаче в пользу святых церквей к снабдению оных учительными священники от времени до времени распространяться и в добром состоянии без всякого недостатка быть могли, в чём мы на помянутого архиерея по его к Богу угодным делам ревности и крепкую надежду имеем, всемилостивейше указали и вышеобъявленный денежный и хлебный положенный по штату остаток не во образец другим епархиям отдать оному архиерею в полное ведомство и в Коллегию Экономии о том приходе и расходе, кроме прочих дел, не рапортовать, а о чём надлежит, то от оного дму представлять прямо в Наш Кабинет и в Синод; и повелеваем Нашему Синоду учинить о том по сему Нашему указу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010