– Появились ли планы по обустройству на этом месте постоянного ограждения, часовни? – Хотелось бы поставить там небольшое постоянное ограждение, но камень с отпечатком стопы находится у самого моря, им омывается, и все, что мы ставим весной, зимние шторма, как правило, сносят. А само святое место сохраняется около двух тысяч лет. Протоиерей Сергий Халюта – Сколько новых храмов появилось за прошедшие два года на территории Севастопольского благочиния? – Постепенно мы переходим в российское юридическое пространство. Много трудностей сопряжено именно с этим. Не очень просто получить сегодня землю в Севастополе для строительства православного храма. Но в Севастополе сегодня имеется 41 храм. На территории благочиния расположены два известных монастыря – это Балаклавский Свято-Георгиевский на мысе Фиолент, Свято-Климентовский монастырь в Инкермане – и множество скитов: мужской скит Преображения Господня в с. Терновка, мужской пещерный монастырь святителя Саввы Освященного (его также называют Челтер-Мармара), скит Иоанна Крестителя в районе с. Оборонное, женский скит Корсунской иконы Божией Матери Топловского монастыря. За два прошедших года мы построили храм на Чернореченском водохранилище – в честь Богоявления; храм преподобного Сергия Радонежского появился в спальном районе – там в нем особенно нуждались. В районе «Красная горка», жителям которого тоже сложно добираться до городских храмов, строится большой собор во имя святых Царственных страстотерпцев. Строится храм при севастопольском роддоме. При Севастопольском Президентском кадетском училище уже полностью обустроен красивый домовый храм. В процессе строительства находятся еще 10 храмов. И еще 20 мы планируем возвести со временем; приоритет будет отдан близлежащим селам, там наиболее трудное положение. Хотелось бы, чтобы в каждом селе была своя церковь и свой священник. В числе главных задач у нас и строительство духовно-просветительского центра, который очень нужен Севастополю. Мы уже подготовили рабочий проект, оформляется земля. С Божией помощью, надеюсь, в следующем году начнем строительство.

http://pravoslavie.ru/90479.html

Из других направлений движения ИПХ известна община бывш. священника УПЦ КП, затем Российской ИПЦ Андрея Егорова, зарегистрированная в нояб. 2003 г. в Керчи как «благотворительный фонд св. апостола Андрея Первозванного». Община называет себя представительством в К. раскольнической Черногорской православной церкви. В том же году заявила о себе община РПАЦ в с. Митяеве Сакского р-на. В 2003 г. с уведомлением о своей деятельности в Совет по делам религий К. обратилась «Киновия Украинской истинно православной церкви» с храмом Преображения Господня в с. Мраморном Симферопольского р-на во главе с «архиепископом Херсонесским и Готским» Дамианом Акимовым. При его участии в 2007 г. был открыт муж. скит с часовней Христа Спасителя на горе Шулдан близ с. Терновка Балаклавского р-на Севастополя. «Архиепископ» Дамиан, начавший свою деятельность в К. в 2002 г. в юрисдикции Украинской ИПЦ под управлением «митрополита» Антония Власова, в 2003-2005 гг. состоял в ИПЦ-Рафаила (в ведении лжемитр. Рафаила Прокопьева (Мотовилова), в 2005-2008 гг. в подчинении ИПЦ-Синода митрополитов (под рук. «митрополита» Алексия Киселёва-Тихомирова), затем создал собственную юрисдикцию. В 2007-2008 гг. община «архиепископа» Дамиана Готского пыталась проводить несанкционированные строительные работы на территории средневек. пещерных мон-рей в урочище Челтер-Мармара и на горе Мангуп. Их деятельность была пресечена властями. Впосл. в данных пещерных комплексах были открыты обители УПЦ: на Мангупе с 2008 г. действует Благовещенский скит, а в пещерном мон-ре Челтер-Мармара в 2009 г. основан скит прп. Саввы Освященного. Группа «архиепископа» Дамиана располагает Покровским скитом в с. Терновка, скитом Христа Спасителя на горе Шулдан, Благовещенским скитом в с. Айвазовском Кировского р-на (открыт в 2009). Группа Акимова известна приверженностью к эзотерике и оккультизму. С 2008 г. в К. существует небольшая группа сторонников ИПЦ-Рафаила, к-рую в 2008-2009 гг. возглавлял живший в Севастополе «епископ Крымский и Херсонесский» Владимир Полищук (бывш. «епископ Одесский» УПЦ КП). После его ухода от «рафаиловцев» Крымскую епархию ИПЦ-Рафаила в 2009 г. возглавил В. П. Сикилинда («иеромонах» Исидор), активно использующий эзотерические практики. Расколы кон. XX - нач. XXI в.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Согласно еще одной из версий, он был одной из резиденций готского митрополита. От древнего монастыря до настоящего времени сохранилось несколько десятков пещер и два пещерных храма, расположенных в двух ярусах в толще скалы. Историки сходятся на том, что монастырь прекратил свое существование после завоевания Крыма турками в 1475 году и использовался местными жителями исключительно для хозяйственных целей. Удивительно, что в наше время нашлись подвижники, пожелавшие восстановить древний монастырь. Нижняя церковь была освящена в честь Покрова Божией Матери, и монастырь стал называться Свято-Покровским мужским монастырем. Уже в наше время возвели на плато круглую каменную башню-часовню со шлемовидным отливающим золотом куполом, и теперь крест над этим «домом молитвы» осеняет всю далеко раскинувшуюся долину и хорошо виден с автодороги. Кроме того, на башне по вечерам включают свет, и она становится маяком для всех путешествующих в этих местах. Монахи и их помощники проложили в скале новую лестницу на плато, и паломники могут полюбоваться захватывающим дух видом, который открывается с вершины горы. Закончим краткий рассказ о монастыре так же, как и начали его, словами наместника игумена Иакинфа: «Древние христианские святыни сохранились вопреки всем проискам врага… Здесь, когда молишься, чувствуешь близость неба. Душа буквально парит». В селе Терновка в полутора километрах от Шулданского монастыря открыто его подворье. А совсем неподалеку от этого села находится еще один действующий пещерный монастырь — во имя св. Саввы Освященного. Древнее название монастыря — Челтер- Мармара или «Мраморная решетка». Так называлась и средневековая деревня, располагав-шаяся на склоне горы. Об истории монастыря можно сказать то же самое, что и о других пещерных монастырях Крыма: предположительно возник он в VIII или в XIII веке, а завершил свое существование после 1475 года. В настоящее время в Челтере более 50 сохранившихся и 30 разрушенных помещений, среди них — четырехрама. Сохранились и вырубленные в скале гробницы, зерновые ямы и виноградодавильни.

http://azbyka.ru/fiction/svyatoj-krym-dr...

Попробуем, наконец, наложить нашу хронологическую схему на археологическую карту Юго–Западного Крыма. Здесь выделяются четыре больших района концентрации пещерных памятников: «Качинский» (Тепе-Кермен, Качи-Кальон, Марьям-Дере, Чуфут-Кале), «Мангупско-Эски-Керменский» (Мангуп, Челтер-Коба, Чилтер-Мармара, Шулдан, Эски-Кермен, Черкес-Кермен), «Инкерманский» (Инкерман, Георгиевская и Троицкие балки) и «Херсонесско-Гераклейский» (Херсонес, Сарандинакина балка, мыс Виноградный, мыс Фиолент). Особняком стоит самое северное городище Бакла. Представим в таблице распределение классов и типов пещерных храмов по районам. На какие выводы наводит это сопоставление? Наибольшее количество храмов всех типов расположено в «Мангупско-Эски-Керменском» районе, однако, начиная с типа II.2, его догоняет «Инкерманский», где ранние памятники вообще неизвестны. В «Херсонесском» районе имеется древний триконх в Херсонесе и два поздник храма на Гераклейском полуострове. Для «Качинского» района выделяются три этапа: ранний, связанный с ранневизантийским строительством на Тепе-Кермене, средневизантийский на Качи-Кальоне и поздний, где пещерные храмы типологически полностью совпадают с другими районами. Распределение количества храмов по типам и районам Тип Датировка, вв. «Качинский» «Мангупско-Эски-Керменский» «Инкерманский» «Херсонесско-Гераклейский» VIII-X IX-XII XII-XIII XIII-XV XIV-XV Такие всплески строительной активности еще лучше видны на примере отдельных городищ с большим количеством пещерных церквей. На Эски-Кермене большинство храмов либо вообще не имеют протесиса, либо имеют протесис в наосе, т.е. являются ранними; лишь два памятника здесь относятся к следующему типу (II.2), а типы II.3–4 вовсе не представлены (оговорим, что тип II.3 встречается на Эски-Кермене в одном неизданном полупещерном храме, на западном обрыве). Такая картина хорошо отражает историю городища с ее двумя периодами расцвета: VI-VIII вв. и XIII в. Наоборот, на Мангупе все храмы (кроме одного, типа II.2) относятся к позднейшим типам II.3–4, совпадающим по времени с существованием княжества Феодоро. Почти то же самое мы видим в Инкермане: пещерные храмы начинают здесь строиться в это же время и появляются вплоть до XV в., что легко сопоставить с преобладанием поздневизантийского материала в инкерманской крепости Каламита.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Чилтер-Мармара. Монастырь Саввы Освященного. Пещерный монастырь Чилтер-Мармара Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Дата постройки неизвестна. Адрес: Пещерный монастырь Чилтер-Мармара, расположен в 1,5км от с. Терновка (бывшая Шули) на обрыве горы Чилтер-кая, нависающей над Каракобинской и Шульской долинами. Координаты: 44.595487, 33.732161 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Чилтер-Мармара (Челтер в некоторой литературе)– древний пещерный монастырь, действовавший с VIII по XV век. " Чилтер " в переводе с тюркского означает " решетка " , а Мармара- это название средневековой деревни, некогда находившейся на склоне, у подножия монастыря. Здесь более 50-ти пещер, кельи, трапезная, хозяйственные и подсобные помещения, четыре церкви. Первые пещерные сооружения появились здесь в XII-XIII вв. Однако отдельные отшельники могли появиться здесь и ранее, облюбовав естественную карстовую пещеру у верхней кромки скалы. Известно, что значительная часть монастырей возникала в районе " святых мест " - бывших келий или захоронений почитаемых отшельников. Настоящий расцвет монастырская жизнь здесь достигает в XIV-cepeдuhe XV века - Чилтер-Мармара расширяется и достигает своих максимальных размеров. Турецкий захват Крыма в 1475 году привел к тому, что православные монастыри, в том числе и пещерные, были либо разрушены либо пришли в упадок. Пещерный монастырь Чилтер-Мармара, расположен в 1,5км от с. Терновка (бывшая Шули) на обрыве горы Чилтер-кая, нависающей над Каракобинской и Шульской долинами. Учитывая большое число помещений и следы перестроек, а так же разрушение ряда пещер, можно сделать вывод, что монастырь существовал довольно длительное время - до последней четверти XV в., после которой жизнь здесь если и теплилась, то новое строительство вряд ли велось. Вероятно в XII -XIII в. возникла церковь 1, врубленная в естественном скальном гроте, и, возможно, часовня В период Феодоро (конец XIV-XV вв.) монастырь расширяется, появляются пещеры 3-4-х ярусов, в том числе церкви 2-3. Таким образом, монастырь, скорее всего, функционировал с XII-XIII до конца XV в. Однако это не исключает, что отдельные отшельники могли поселиться здесь и ранее, облюбовав карстовую пещеру.

http://sobory.ru/article/?object=15734

Пещерные монастыри Крыма ФОТОГАЛЕРЕЯ Предлагаем вашему вниманию фотопрогулку по пещерным монастырям Шулдан и Челтер-Мармара и пещерному городу Эски-Кермен. Монастырь Христа Спасителя «Шулдан» расположен вблизи современного села Терновка в Севастополе. Название «Шулдан» переводится как «отдающий эхо» или «неприступное место». Он состоит из двух пещерных храмов и двадцати помещений культового и хозяйственного назначения, расположенных в два яруса. Монастырь был основан в VIII веке монахами-иконопочитателями – беженцами из Византии в период борьбы с иконами императоров из Исаврийской династии Львом и Константином Копронимом. Монахи, жившие в Шулдане, занимались виноградарством и виноделием. Пещерный монастырь Челтер-Мармара расположен на обрыве горы Челтер-Кая, недалеко от монастыря «Шулдан», в полутора километрах на северо-запад от села Терновка на территории города Севастополь. Объект культурного наследия народов России федерального значения. Челтер в переводе с крымско-татарского – «решетка», «сетка», Мармара – название средневековой деревни, находившейся у подножия горы. Здесь насчитывается более 50 пещер, расположенных в четыре яруса: 4 церкви, кельи, трапезная, хозяйственные и подсобные помещения. В древности они соединялись деревянными лестницами, балкончиками, галереями, напоминавшими ажурную решетку. Не очень далеко от этих монастырей располагается и средневековый город-крепость Эски-Кермен. Название переводится с крымско-татарского как «старая крепость». Город построен на столообразном горном плато, ограниченном обрывами до 30 м глубиной. Является одним из наиболее посещаемых пещерных городов Крыма и входит в Бахчисарайский историко-культурный заповедник. В этом городе существовали несколько пещерных храмов, вырубленных в скалах в XII–XIII веках, со множеством фресок. vk fb tw ok @ g+ lj Рассвет на Черном море Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj По дороге в монастырь Шулдан Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/134512.html

Мощи священноисповедника Луки покоятся в Свято-Троицком соборе, в народе известном как храм святителя Луки. Недавно при соборе был учрежден  женский монастырь, а сестры обители открыли рядом с храмом музей святителя Луки. Крымское чудо света Фото eltpics/Flickr/CC BY-NC 2.0 Свято-Успенский пещерный монастырь в Бахчисарае летом ежедневно посещают сотни паломников и туристов, однако мало кто знает, что в окрестностях города находятся еще 11 средневековых пещерных монастырей и храмов, окруженных первозданной природой, расположенных на обрывах скал или в долинах рек, рядом с руинами замков и крепостных стен. Среди них монастыри Челтер-Коба, Челтер-Мармара, Шулдан, комплекс пещерных монастырей на горе Мангуп, комплекс из трех храмов в пещерном городе Эски-Кермен, остатки храмов на горе Тепе-Кермен и в пещерном городе Бакла и другие. Одно из поистине уникальных святых мест под Бахчисараем — скит святой Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне. Обитель, основанную приблизительно b VIII веке, почитали все: известно, например, что многие татары получали исцеление от местного святого источника и затем принимали святое крещение. Однако было время, когда христиане были вынуждены покидать Крым, а в монастыре оставался всего один насельник. В XIX веке в скиту снова появились монахи, и к началу XX века монастырь был хорошо известен как крымскому народу, так и русским богомольцам. Однако в 1932 году советская власть постановила ликвидировать церковь и монастырское подворье. Церковное имущество было передано в соседний хутор «под культурные нужды», а судьба выселенных монахов осталась неизвестной. Тем не менее в скальной церкви святой Софии на территории монастыря местные христиане продолжали тайно совершать богослужения. В 2005 году к руинам скита приходит иеромонах Дорофей из Бахчисарайского Успенского монастыря, и приблизительно в 350 метрах от них начинает благоустраивать обитель. Теперь вместе с игуменом Дорофеем здесь живут десять монахов и до двадцати трудников в летнее время. А приезжающие паломники могут посетить здесь как действующий скит, так и его историческое место. Любимые места царской семьи Фото Кирилла Новотарского

http://foma.ru/6-interesnyih-mest-pravos...

Ведь ныне его пещера просияла светом неизреченным, блистанием грядущего Восьмого дня, исходившим от Солнца правды (ср. Мал. 4, 2), которое есть Сам Христос. Такое безусловно исихастское по своему духу свидетельство преподобного ­Иоанна, повествующего о видении им духовного Божественного сияния, ясно показывает, что не только инокам Горы Афон, но и тогдашним насельникам Печерской лавры была хорошо известна молитвенная практика византийского исихазма с ее лицезрением нетварного фаворского света и что русское монашество в ту эпоху тоже деятельно приобретало и стяжало благодатные плоды «умного делания». Ведь не зря же и о преподобном Феодосии Киево-Печерском в его «Житии» говорится, что он «всего себя отдал Богу и... целые ночи проводил в беспрестанных молитвах, превозмогая сон… После вечернего пения садился он, чтобы подремать, ибо никогда не ложился, а если хотел поспать, то садился на стульце и, подремав так немного, снова вставал на ночное пение и коленопреклонение» 24 . Так, творя именно непрестанную «умную» молитву, он совершенствовался в исихастском делании, восходя к духовным вершинам богопознания, богообщения и святости. Киево-Печерская лавра — один из крупнейших пещерных монастырей православного мира. И ныне ее братия, сегодня страдающая и гонимая, по-прежнему совершает свой иноческий молитвенный и духовный подвиг, следуя тем монашеским идеалам Святой Руси, которые были некогда указаны преподобными Антонием и Феодосием. Среди пещерных монастырей на территории современной России хорошо известны и древние пещерные обители Крыма, в большинстве своем возникшие в Средние века, — иногда в связи с гонением иконоборческих властей Византии на православных греческих монахов-­иконопочитателей, вынужденных бежать в самые отдаленные уголки империи и, скрываясь от преследований, устраивать для себя монастыри. Впрочем, далеко не все пещерные монастыри Крыма могут быть отнесены ко времени иконоборчества: большинство крымских пещерных монастырей возникло в иные эпохи. Среди пещерных обителей Крыма — Бахчисарайский Успенский монастырь, монастырь Шулдан в Шульской долине, Инкерманский монастырь священномученика Климента, папы Римского, а также пещерные обители Челтер-Коба (Решетчатая пещера), известная как монастырь святого Феодора Стратилата в скалах горы Ай-Тодор (Святой Федодор), монастырь святой Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне, монастырь Челтер-Мармара и некоторые другие.

http://e-vestnik.ru/church/nebesnye_pesh...

Ведь ныне его пещера просияла светом неизреченным, блистанием грядущего Восьмого дня, исходившим от Солнца правды (ср. Мал. 4, 2), которое есть Сам Христос. Такое безусловно исихастское по своему духу свидетельство преподобного ­Иоанна, повествующего о видении им духовного Божественного сияния, ясно показывает, что не только инокам Горы Афон, но и тогдашним насельникам Печерской лавры была хорошо известна молитвенная практика византийского исихазма с ее лицезрением нетварного фаворского света и что русское монашество в ту эпоху тоже деятельно приобретало и стяжало благодатные плоды «умного делания». Ведь не зря же и о преподобном Феодосии Киево-Печерском в его «Житии» говорится, что он «всего себя отдал Богу и... целые ночи проводил в беспрестанных молитвах, превозмогая сон… После вечернего пения садился он, чтобы подремать, ибо никогда не ложился, а если хотел поспать, то садился на стульце и, подремав так немного, снова вставал на ночное пение и коленопреклонение» 24 . Так, творя именно непрестанную «умную» молитву, он совершенствовался в исихастском делании, восходя к духовным вершинам богопознания, богообщения и святости. Киево-Печерская лавра — один из крупнейших пещерных монастырей православного мира. И ныне ее братия, сегодня страдающая и гонимая, по-прежнему совершает свой иноческий молитвенный и духовный подвиг, следуя тем монашеским идеалам Святой Руси, которые были некогда указаны преподобными Антонием и Феодосием. Среди пещерных монастырей на территории современной России хорошо известны и древние пещерные обители Крыма, в большинстве своем возникшие в Средние века, — иногда в связи с гонением иконоборческих властей Византии на православных греческих монахов-­иконопочитателей, вынужденных бежать в самые отдаленные уголки империи и, скрываясь от преследований, устраивать для себя монастыри. Впрочем, далеко не все пещерные монастыри Крыма могут быть отнесены ко времени иконоборчества: большинство крымских пещерных монастырей возникло в иные эпохи. Среди пещерных обителей Крыма — Бахчисарайский Успенский монастырь, монастырь Шулдан в Шульской долине, Инкерманский монастырь священномученика Климента, папы Римского, а также пещерные обители Челтер-Коба (Решетчатая пещера), известная как монастырь святого Феодора Стратилата в скалах горы Ай-Тодор (Святой Федодор), монастырь святой Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне, монастырь Челтер-Мармара и некоторые другие.

http://patriarchia.ru/db/text/6111615.ht...

Свято-Успенский пещерный монастырь в Бахчисарае летом ежедневно посещают сотни паломников и туристов, однако мало кто знает, что в окрестностях города находятся еще 11 средневековых пещерных монастырей и храмов, окруженных первозданной природой, расположенных на обрывах скал или в долинах рек, рядом с руинами замков и крепостных стен. Среди них монастыри Челтер-Коба, Челтер-Мармара, Шулдан, комплекс пещерных монастырей на горе Мангуп, комплекс из трех храмов в пещерном городе Эски-Кермен, остатки храмов на горе Тепе-Кермен и в пещерном городе Бакла и другие. Одно из поистине уникальных святых мест под Бахчисараем - скит святой Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне. Обитель, основанную приблизительно в VIII веке, почитали все: известно, например, что многие татары получали исцеление от местного святого источника и затем принимали святое крещение. Однако было время, когда христиане были вынуждены покидать Крым, а в монастыре оставался всего один насельник. В XIX веке в скиту снова появились монахи, и к началу XX века монастырь был хорошо известен как крымскому народу, так и русским богомольцам. Однако в 1932 году советская власть постановила ликвидировать церковь и монастырское подворье. Церковное имущество было передано в соседний хутор «под культурные нужды», а судьба выселенных монахов осталась неизвестной. Тем не менее в скальной церкви святой Софии на территории монастыря местные христиане продолжали тайно совершать богослужения. В 2005 году к руинам скита приходит иеромонах Дорофей из Бахчисарайского Успенского монастыря, и приблизительно в 350 метрах от них начинает благоустраивать обитель. Теперь вместе с игуменом Дорофеем здесь живут десять монахов и до двадцати трудников в летнее время. А приезжающие паломники могут посетить здесь как действующий скит, так и его историческое место. Любимые места царской семьи Имение в Ливадии - Ливадийский дворец, большой живописный парк - более 50 лет являлось летней резиденцией трех семей российских царей: почти каждое лето сюда приезжал Александр II, здесь окончил свой жизненный путь Александр III, здесь принял присягу на верность Российскому престолу Николай II.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

  001     002    003    004