Глава 18 (2) Аз Господь Бог ваш: (3) по начинаниям земли ханаанския не сотворите. - Чтобы предостеречь сынов народа Своего, вступающих в наследие земли ханаанской, и вместе оправдать Свое правосудие, по которому поразил Египтян и готовь истребить Хананеев, Бог исчислил все беззакония, какие совершались, и совершаются, у Египтян и Хананеев, а сим вразумляет Евреев, что, если не будут остерегаться от таких дел, то и их, как прежних обитателей, изринет земля. Глава 19 (9) Падающих клас от жатвы твоея да не собереши, (10) и опадших олив не подбирай. Сею заповедью явно предписывается милосердие нового евангелия, равно как и сказанным ниже: (18) возлюбиши ближняго яко сам себе. (19) Скота вашего да не смесите со скотом инаго рода и ризы из двух сотканныя да не возложите на ся. Сие предписывалось с тою целью, чтобы отделить Евреев от тех народов, которых земли назначались им в наследие, и чтобы не увлекались они пустыми языческими баснями, и не смешали ложного учения и мерзких обычаев народов языческих с учением и заповедями закона Божественного, и не разделили любви своей между Богом и миром. (26) Не вражите и не гадайте на птицах, (27) не отращайте волос на голове вашей, (31) не ходите во след чревовещателей. Чревовещание есть род волхвования, посредством которого говорят демоны. Сирияне волхвователей сих называют Захур. Демоны входят в утробу несчастных женщин, из их желудка и бока или других членов издают слабый, подобный детскому, голос, прорицают и обманывают внимающих, заставляя их думать, что действительно возвещают им будущее и сокровенное. Так было и с Саулом, как повествует Писание; сим видом волшебства и он был обманут. Закон удерживает Евреев и от другого языческого обычая, по которому язычники, как бы по обету, отращали волосы, и потом в известное время обстригали их у священных источников, или в капищах богов; тогда как и стричь волосы закон запрещал, говоря: да не возложите плеши на главы ваши (Втор.14:1). Глава 20 (16) Жена аще приступит ко скоту, еже быти с ним, да побьете камением жену и скот. Повелевая побивать камнями скот, закон хочет истребить и самую память гнусного дела, совершенного в народе, чтобы скот видом своим не приводил на мысль то, что сделала дерзость свободы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1081...

Многие рисунки могли бы быть изъяты из Энциклопедии без вреда для дела, а некоторые даже и с пользой. Так, едва ли нужны рисунки: «медный змий в пустыне», «шатры со стадами Лавана», «Иувал, изобретатель музыкальных орудий», «Каин и убитый им Авель», «принесение языческих жертв под тополем Теревинфским» (?); еще менее – изображения предметов, хорошо известных каждому из русских читателей, напр. волка, голубя обыкновенного, ели, журавля, зайца, ивы, ласточки, лебедя, льва, львицы, лисицы, обыкновенной мяты, пшеницы, свиньи и под., – изображения, которые, должно заметить вдобавок, выполнены гораздо хуже других. Рисунок «жабы во время второй египетской казни» положительно не следовало бы помещать: на нем изображена настоящая битва Египтян с жабами; Египтяне выступают против своих земноводных врагов с копьями, щитами, мечами и пр., нападают и защищаются; а наиболее крупные из жаб по своим размерам на рисунке, по-видимому, превышают половину человеческого роста и могли бы проглотить преследуемых ими Египетских детей. Некоторые рисунки снабжены подписями или непонятными, или неточными, или прямо неверными. Напр. в выпуске I: «аист или по-еврейски цапля». – Не понимаем, как и почему «по-еврейски цапля». На стр. 63 помещен (к члену «Ассирия») рисунок монеты с подписью: «монета Ассирии в действительную величину»; и в оглавлении рисунков сказано: «монета Ассирии»; между тем на самой монете явственно читается надпись: «ассарий» (σσριον). – На стр. 64 изображена ассирийская богиня Истар с подписью «идол Астарта», что может вести к неправильным представлениям о ханаанском божестве этой имени. – Едва ли правильно на стр. 79 обозначено «бальзамное дерево». На рисунке «борода и уборка волос у Египтян» (стр. 92) из 7 фигур только две изображают Египтян, две – Ассириян, три принадлежат сирийцам, хананеям или арабам. На стр. 183 вместо «драхма дарике» («дарике» и в тексте) следовало бы только «дарик» (δρεικς) с опущением слова «драхма», потому что имеется в виду золотой дарик=20 драхмам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

В триаду Хнума входили еще две богини Сатет и Анукет, не имевшие особенного значения в египетской теологии. На ряду с богами у египтян существовал также многочисленный сонм богинь. В египетской теологии они не получили вполне определенной обрисовки; только некоторые из них играют более или менее самостоятельную роль, а большинство составляют только как бы дополнение к мужской половине. Богиня – это производящая и рождающая сила, которая только и имеет смысл при оплодотворяющей силе, какою является мужское божество. Кроме выше упомянутых богинь Изиды, Нут и Нефтис наибольшим почитанием у египтян пользовались: 1) богиня Нейт, почитавшаяся, главным образом, в Саисе; с одной стороны, она считалась богиней войны, а с другой – богиней смерти; в период нового египетского царства ее значение возвысилось настолько, что она стала отожествляться с Изидой и заступать ее место в мифе об Озирисе. 2) Не меньшим почитанием пользовалась и Гатор; местом преимущественного ее культа был Дендерах в Верхнем Египте, где еще в эпоху древнего египетского царства был устроен в ее честь храм. Это была богиня неба, оплодотворяющая землю; символом ее была корова. Но имя Гатор часто связывалось также с погребальным культом: по верованию египтян, она снабжает умерших в подземном царстве хлебом и водою. 3) Богиня Мут выделилась из ряда других второстепенных богинь только потому, что считалась женою Амона-Ра и входила в его триаду; в честь ее существовал храм в Корнаке около Фив, устроенный уже в эпоху нового египетского царства. Перечень египетских божеств далеко не исчерпывается, конечно, указанными именами. Помимо многочисленных местных богов в Египте иногда почитались и чужеземные божества, – ливийские (Нейт), нубийские (Дедун), ассиро-вавилонские и хананейские (Ваал, Астарта, Решеп) и т. д. Кроме того, в различных местностях Египта почитались свои собственные боги и богини, духи и демоны, которые в повседневной жизни имели гораздо большее значение, чем официально признанные боги; таковы божества жатвы, покровительницы грудных детей, феи рождения и т. д. §27. Египетская космогония и антропология; взгляд на загробную жизнь

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Осужденные немедленно при судьях подвергались определенному ими наказанию 296 Смерть первосвященника как всеобщее народное горестное событие, естественно, должна была прекращать личную вражду. Кроме того, прощение невольных убийц по смерти первосвященника было прообразом прощения кающихся грешных людей ради смерти Великого Первосвященника, Иисуса Христа (блаженный Иероним) 297 По толкованию самих еврейских учителей, закон этот исполнялся не буквально. Обыкновенно сделавшего увечье ближнему подвергали телесному наказанию более или менее тяжкому, смотря по вине 299 Палестину в это время населяли потомки Ханаана: хеттеи, или хетты, с которыми египетские фараоны, после изгнания гиксов из Египта, вели ожесточенные войны, и о которых часто упоминается в египетских памятниках, весьма сильное племя, жившее около Хеврона ( Быт. 23:10 ), около Вефиля ( Суд. 1:23–26 ) и в Сирии ( 3Цар. 10:29 ); гергесеи, жившие на западе от Иордана ( Нав. 24 ); аммореи, сильное племя, жившее на западе от Мёртвого моря и на востоке за Мёртвым морем и Иорданом от потока Арнона до горы Ермона ( Быт. 14:7 . Чис. 21:13 . Втор. 3:8 ); хананеи, одно из племен Ханаана, сохранившее его имя; ферезеи, жившие около Вефиля ( Быт. 13:7 ); евеи, жившие в Гаваоне и близ Ермона ( Нав. 11:3, 19 ), и иевусеи, жившие в Иевусе, что ныне Иерусалим ( Суд. 19:10–11 ). Эти ханаанские племена разделялись на множество отдельных областей и общин и управлялись князьями или царями. Цари эти не были царями в современном значении, а походили на арабских шейхов, или начальников отдельных племен. Хананеи жили в укрепленных городах, занимались земледелием, промыслами, торговлей, имели письменность (Кириаф-Сефер – город книг). Бог повелел израильтянам предать заклятию все эти народы за их беззакония и истребить или изгнать из земли Ханаанской, чтобы они не вовлекли израильтян в беззакония, не вступать с ними в союз и родство, жертвенники их разрушить, столбы их в честь ложных богов сокрушить, священные рощи вырубить, идолов их сжечь ( Втор. 7:1–5, 20:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Душа призывается держаться спасительного ковчега праведности посреди суетных волн. Будто слушаясь призыва тем повивальным бабкам, человек убивал в себе доброе, но, в отличие от Моисея, не решался уничтожить страсти, которые калечили ум. Человек призывается подражать праведности Моисея, помня о явлении Бога и Кресте как об избавлении; подражать чистому богопочтению Аарона и отвращаться от нечистой жизни, как у Офни и Финееса. Шестая песнь. Исход Израиля На ц.-сл. языке На русском языке Ирмос: Возопих всем сердцем моим к щедрому Богу, и услыша мя от ада преисподняго, и возведе от тли живот мой. От всего сердца моего я воззвал к милосердному Богу, и Он услышал меня из ада преисподнего и воззвал жизнь мою от погибели. Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Волны, Спасе, прегрешений моих, яко в мори Чермнем возвращающеся, покрыша мя внезапу, яко египтяны иногда и тристаты. Волны грехов моих, Спаситель, обратившись, как в Чермном море, внезапно покрыли меня, как некогда египтян и их всадников. (Исх. 14, 26-28); (Исх. 15, 4-5) Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Неразумное, душе, произволение имела еси, яко прежде Израиль: Божественныя бо манны предсудила еси безсловесно любосластное страстей объядение. Нерассудителен твой выбор, душа, как у древнего Израиля, ибо ты безрассудно предпочла Божественной манне сластолюбивое пресыщение страстями. (Чис. 21, 5) Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Кладенцы, душе, предпочла еси хананейских мыслей паче жилы камене, из негоже премудрости река, яко чаша проливает токи богословия. Колодцы хананейских помыслов ты, душа, предпочла камню с источником, из которого река премудрости, как чаша, изливает струи богословия,. (Быт. 21, 25). (Исх. 17, 6) Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Свиная мяса и котлы и египетскую пищу, паче Небесныя, предсудила еси, душе моя, якоже древле неразумнии людие в пустыни. Свиное мясо, котлы и египетскую пищу ты предпочла пище небесной, душа моя, как древний безрассудный народ в пустыне. (Исх. 16, 3) Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

http://predanie.ru/post2016/velikij-kano...

При своей племенной разобщенности ханаанские народы не могли создать одной общей религии: каждая народность практиковала свой собственный культ и исповедывала своих собственных богов, хотя и под общими семитскими названиями. Однако, благодаря постоянным взаимным сношениям, отдельные племена знакомились с религиозным культом соседей и часто вводили его в свой обиход. Библия сообщаете нам, что израильтяне, начиная с Моисея и кончая временами плена, обнаруживали непреодолимую склонность к усвоению религиозного культа соседних ханаанских племен; но та же склонность была свойственна и ханаанским народам, которые перенимали религиозные обычаи как друг у друга, так и у евреев. В Британском музее хранится небольшая монета, которая, по общему мнению ученых, принадлежит филистимскому племени; судя по надписи, на ней изображен еврейский Иегова, но в виде греческого Зевса. Вообще нужно сказать, что религиозные верования ханаанских народов отличаются значительным синкретизмом и обнаруживают сходство не только с религией Израиля, но и с верованиями египтян и ассиро-вавилонян. Так, у хеттеев пользовался почитанием бог солнца Сутех, как главный национальный бог; но, судя по описанию, это божество почти совершенно тожественно с египетским богом Сет или Сети. Далее, богиня Астарта, культ которой был распространен у всех ханаанских народов, не только по имени, но и по своим свойствам, вполне напоминаете ассиро-вавилонскую богиню Истар. У филистимлян, как видно из Библии, особенным значением пользовался бог Догон, храмы которому существовали в Газе и Азоте; но несколько видоизмененное имя этого бога – Даган – встречается и в вавилонской письменности, где он поставляется наряду с Бэлом. Как объяснить такой синкретизм ханаанских религий, откуда шло в данном случае заимствование и не следует ли объяснить указанное сходство единством происхождения всех этих народов – египтян, ассиро- вавилонян и хананеев, – это вопрос, для решения которого слишком недостаточно наличных исторических сведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

В судьбе сына Иакова, Иосифа наиболее наглядно представляется божественное попечение о всех народах земли, о всем человечестве, как едином, нераздельном целом. По божественному изволению предусмотрительность египтян должна была спасти хананеев и другие народы земли. Исследователи рационалисты развили очень наивную теорию, что вся история Иосифа написана каким-нибудь ефраимитом с целью возвеличения колена Ефремова. Думаем, что, если бы даже эти авторы теории захотели возвеличить кого-нибудь, то и они не избрали бы такого странного приема, какой приписывается ими созданному их воображением ефраимиту. Писатель хотел возвеличить Ефрема и Манассию, а спасающим жизнь Иосифа изобразил Иуду, Иуда соглашается погибнуть за Вениамина, между тем как отцы израильтян (т. е. собственно царства израильского) не проявляют никаких благородных и высоких качеств. С другой стороны, эта история Иосифа вовсе не вводная: она объясняет целую эпоху в жизни Израиля и она слишком хорошо согласуется с новейшими данными о Египте, чтобы ее происхождение можно было приписать какому-то тщеславному ефраимиту. Любимый отцом и нелюбимый братьями, Иосиф был продан последними мадиамским или измаильским купцам и последними в Египет фараонову евнуху Потифару (39). В этом повествовании отрицательная критика указывает два будто бы невозможных утверждения: 1) что у египтян были евнухи и 2) что евнух – как открывается из дальнейшего повествования – был женат. Последнее невозможно физически, а первое отрицается историею, показывающею, что в Египте была строгая моногамия и, следовательно, не могло быть евнухов – смотрителей гаремов. На это должно сказать следующее. Что у фараонов кроме главной жены были еще жены второстепенные, это теперь считается неподлежащим сомнению фактом, и из этого объясняется, почему ассирийско-вавилонские царьки, как это видно из тэль-эль-амарнской переписки, так неохотно отдавали своих дочерей и сестер в жены фараонам. Несомненно, были в Египте и евнухи в собственном смысле. Об этом свидетельствуют рисунки на памятниках, на которых встречаются изображения евнухов со всеми их типическими чертами: отсутствием бороды, развитою грудью, особенным цветом кожи.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Таким образом основание богоизбранного народа совершенно сообразно с его высоким назначением и служением на земле, основание не столько естественное, сколько духовное, благодатное, чудодейственное. Богом насажденное и воспитанное семейство патриархов, сообразно со своим назначением, должно было возрасти в народ и занять землю обетованную. Бог назначает народу Своему землю, заселенную многочисленными хананейскими народами, кипящую медом и млеком. Но, как правосудный, Он не посылает преждевременной казни на хананеев. Открывая Аврааму временное переселение будущего потомства его в Египет, Бог указывает причину сего в том, что мера беззаконий амморейских еще не исполнилась ( Быт. 15:16 ). По возвращении из Египта евреи должны будут истребить хананеев и очистить для себя обетованную землю. Тогда хананеи будут достойны истребления, как исполнившие меру беззаконий, потерявшие способность раскаяния и обращения; но во времена патриархов Бог находит их еще достойными Своего долготерпения и пощады. Так Бог праведен в Своей благости и благ в самых делах правосудия! Патриархи должны оставить на определенное время владение обетованною землею её языческим обитателям. Не в Палестине, но в Египте должен возрастать и возрасти народ Божий. В назначении Египта местом переселения евреев видна попечительность о них Божия. Презрение египтян к пастушеской жизни, которую вели потомки Израиля, делало сих последних в Египте дальше, чем в Палестине или иной какой земле, от идолопоклонства и безопаснее от опасных языческих влияний. Не робкими и безызвестными странниками приходят патриархи в Египет. Их ожидает там радушный и почтенный прием. Темное дело, сделанное братьями с Иосифом, Бог обращает в дивное средство ко благу Израиля. Проданный в рабство в Египет, Иосиф, после многих испытаний и искушений, делается спасителем Египта и правителем всей земли, в которой был рабом и узником. В чудных судьбах жизни своей он сам видит руку Промысла, пролагающую путь Израилю. «Бог послал меня перед вами, – говорит он братьям, – для сохранения вашей жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

Обратите внимание на следующие названия и знаки на карте: 1 . Имена людей чёрно-красным текстом показывают хананеев и других в земле во время израильских завоеваний ( Числ. 13:29 ). 2 . Жёлтая рамка вокруг Газы, места дислокации египтян в регионе. 3 . ЛАБАЙЯ и СЫНОВЬЯ возле Сихема и оранжевые стрелки, указывающие на север. 4 . ЦАРЬ АБДУ-ХЕБА возле Иерусалима. 5 . МИЛКИЛУ возле Газера. 6 . АПИРУ с синими стрелками, направленными в разные стороны Нагорной страны. Одной из тем переписки между царями Ханаана и египетскими фараонами является завоевание земли народом апиру. Это особенно заметно в письмах хананей- ского царя Иерусалима Абду-Хебы, который настойчиво утверждал: Потеряны земли царя (фараона)! ... Апиру разграбили все земли царя... Все земли господина моего, царя, потеряны! Земли царя потеряны; полностью они забраны от меня; против меня идёт война до Сеира и до Геф-Кармила... а сейчас апиру захватывают города царя! (El-Amarna [ЕА] #286 and #288, ANET 487–489). Призывы хананеев о помощи остались без внимания. Фараон был или не способен, или не готов что-либо делать с апиру, захватывавшими Ханаан. Согласно консервативным подсчётам библейской хронологии, политическая ситуация, описанная в письмах Амарны, случилась через несколько десятилетий после израильского завоевания (1406–1399 гг. до Р.Х.). Хотя большинство упоминаний об апиру (хабиру) в древних источниках не относится к евреям, между именами есть лингвистическое сходство, и ханаанские цари, адресанты писем Амарны, вполне могли описывать перевороты, причиной которых был Израиль в первые десятилетия заселения земли (Merrill 117–125). Ещё одной характерной чертой писем Амарны является упоминание имени местного царя Лабайи и его сыновей, которые правили из Сихема. Их обвиняли в захвате чужой территории и даже в сотрудничестве с ненавистными апиру: Лабайя проявил враждебность ко мне... а сейчас его лицо обращено к тому, чтобы взять Мегиддо. ...двое сыновей Лабайи решили разрушить землю царя... говоря... «Геф-Падалла... город, который захватил Лабайя, наш отец...»

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

И ныне, Богородичен: Из Тебя облекся в мой состав,/нетленная, не знавшая мужа Матерь-Дева,/Бог, века сотворивший,/и соединил с Собою человеческое естество. Песнь 6. Ирмос: Возопих всем сердцем моим/к щедрому Богу,/и услыша мя от ада преисподняго,/и возведе от тли живот мой. (2) Песнь 6 Ирмос: Воззвал я всем сердцем моим/к милосердному Богу,/и Он услышал меня из ада глубочайшего,/и вывел из погибели жизнь мою. (2) Волны Спасе прегрешений моих/яко в мори Чермнем возвращающеся,/покрыша мя внезапу,/яко Египтяны иногда, и тристаты. Волны, Спаситель, грехов моих,/как в Красном море, возвратившись,/внезапно покрыли меня,/как некогда египтян и их всадников. Неразумное душе произволение имела еси,/яко прежде Израиль:/Божественныя бо манны предсудила еси безсловесно,/любосластное страстей объядение. Неразумен твой выбор, душа,/как у Израиля в древности:/ибо божественной манне ты предпочла безрассудно/сластолюбивое страстями пресыщение. Кладенцы душе, предпочла еси хананейских мыслей,/паче жилы камене,/из негоже премудрости река, яко чаша/проливает токи богословия. Колодцы предпочла ты, душа, хананейских помыслов/камню с жилою водною,/из которого как бы премудрости чаша/проливает струи богословия. Свиная мяса и котлы, и Египетскую пищу,/паче небесныя предсудила еси душе моя,/якоже древле неразумнии людие в пустыни. Свиное мясо, и котлы, и египетскую пищу/небесной пище предпочла ты, душа моя,/как некогда безрассудный народ в пустыне. Яко удари Моисей раб Твой/жезлом камень,/образно животворивая ребра Твоя прообразоваше,/из нихже вси/питие жизни Спасе, почерпаем. Когда ударил Моисей, служитель Твой,/жезлом о камень,/он образно предъизобразил животворящие ребра Твои,/из которых все мы, Спаситель,/черпаем напиток жизни. Испытай душе и смотряй, якоже Иисус Навин/обетования землю, какова есть,/и вселися в ню благозаконием. Испытай, душа, и обозри, как Иисус Навин,/обетованную землю, какова она,/и поселись в ней чрез исполнение закона. Слава, Троичен: Троица есмь проста, нераздельна,/раздельна Личне,/и Единица есмь, Естеством соединена,/Отец глаголет, и Сын, и Божественный Дух.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikij-k...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010