Города хананеев появились в период новой урбанизации, в эпоху среднего бронзового века (1700-1550 гг. до Р. Х.). Многие из них названы в егип. текстах Проклятий как потенциальные противники ( Helck. Die Beziehungen. 1962. S. 49-66), поскольку среди них не упомянут Мегиддо, считают, что он был центром управления египтян. Конец эпохи позднего бронзового века в Г. (1550-1200 гг. до Р. Х.) отражен в ВЗ. Археологические находки показывают, что в это время использовали здания ранних периодов, храмы и дворцы ремонтировали почти без изменений, количество и размер поселений сократились. Заселялись в основном по-прежнему долины. Социальная структура поселений Г. и их связи отражены в егип. документах, особенно в амарнских письмах (XIV в. до Р. Х.) и в Папирусе Анастасия A (описание воображаемого путешествия по району хананейских поселений - ANET. 242-243; 476-478). Часть поселений локализована на местности, остальные известны по описаниям колен Израилевых (Нав 13-19). По списку Тутмоса III в Г. определено ок. 20 пунктов. На севере долины Иордана - Лахис, Асор, Хиннароф, Беф-Сан, Авел-Беф-Мааха, в долине Изреель - Мегиддо, Шимрон, Гева-Шемен, Таанах, Иокнеам, на приморской равнине точно указывается только Акко, но города в уделе Асира (Мишал, Ахсаф, Аламелех), вероятно, находились в юж. части приморской равнины Г., в Нижней Г.- Адами-Некев, Кишион, Анахараф. В амарнских письмах упомянуты также города Ханнафон в уделе колена Завулона (ср.: Нав 19. 14 - EA. 8, 245), Сунем в уделе колена Иссахара (ср.: Нав 19. 18 - EA. 365) и Иармуф в колене Иссахара назван на стеле Сети I (ср.: Нав 21. 29 - ANET. 255). Известно также, что гарнизонным городом египтян был Беф-Сан. Письма из городов Г. (Тир, Акко, Ахсаф, Мегиддо, Таанах, Шимрон, Асор) в Египет также найдены в Эль-Амарне. Из более ранних документов, чем амарнские письма, известны и др. города-гос-ва (Гева, Сунем - ANET. 247). Период вторжения израильских племен . Согласно ВЗ, города-гос-ва хананеев в районе Г. были завоеваны и отданы коленам Асира, Неффалима, Завулона и Иссахара.

http://pravenc.ru/text/161531.html

В подкрепление устно передававшихся сведений о древнейших событиях, древние носители древних преданий, отдельные лица и целые народы, пользовались некоторыми особенными средствами, существенно к сему полезными. Такое значение, прежде всего, могли иметь собственные имена лиц, участвовавших в особенно важных в народной жизни событиях, и мест, на которых происходили подобные события. Библейские писатели нередко упоминают и даже сами выясняют историко-символическое значение многих имен древнейших лиц и мест. Например имя Ева значит: жизнь,– яко та мати всех живущих ( Быт.3:20 ); имя: Каин значит приобретение и выражает мессианскую, хотя и ошибочно приложенную к этому лицу, надежду ( Быт.4:1 ); такую же надежду выражало имя Ноя ( Быт.5:29 ). Историко-символическое значение придается именам Авраама, Сарры, Израиля, Иакова и многих других лиц древнейших времен. Вообще имена генеалогий допотопных и послепотопных патриархов ( Быт. 5 и 10 гл.) изъясняются современными толковниками в историко-символическом смысле, как выражение верований и надежд, то оживавших, то потухавших, на будущее обетованное в первоевангелии спасение и Спасителя человеческого рода (ср. Keil und Delitzsch. Com. üb. Genesis). – Современные ученые историки признают, что вообще и у всех народов, не только образованных, а даже и необразованных, имена предков имеют историко-символическое значение и заключают воспоминание об их выдающихся героических поступках. Они, посему, тщательно хранятся в народной памяти, составляют гордость и славу их часто очень неславных потомков, считающих однако же себя, по родству с ними, участниками их славных подвигов. – Такое же историческое значение имели и собственные имена мест, ознаменованных особо важными историческими событиями. Так, земля «скитания» Каина названа землей Нод, что значит: скитание ( Быт.4:16 ); первый город, построенный Каином, назван: Енох, по имени строителя – сына Каинова Еноха ( Быт. 4, 17 ). По именам сыновей и потомков сынов Ноевых названы были города и страны, в коих они поселились ( Быт. 10 гл.: Хуш, Мицраим, Ханаан – 6 ст., Ассур – 11 ст., Сидон – 15 ст. и мн. др.). Такое же историческое значение и в последующие времена получали имена разных городов и стран, в соответствие именам их владельцев. Так и евреи, особенно колено Даново, часто давали завоеванным городам свои новые имена вместо прежних хананейских имен ( Суд. 18 гл.). Историческое значение из патриархальных времен имели имена: Вирсавия ( Быт.21:31–34; 26:33 ), Иегова-Ире ( Быт.22:14 ), Вефиль ( Быт.28:19 ), Пенуэль ( Быт.32:30 ), Плач Египтян ( Быт.50:11 ) и мн. др. местности. – Этот обычай свойствен не только библейско-патриархальным временам и не только всем древним народам, но и современным образованным народам, чему примеры приводить излишне, да их и не перечтешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Быт.34:11–12 . Сихем же сказал отцу ее и братьям ее: только бы мне найти благоволение в очах ваших, я дам, что ни скажете мне; назначьте самое большое вено и дары; я дам, что ни скажете мне, только отдайте мне девицу в жену. Сихем, страстно желая брака с Диной, в свою очередь обещает дать самый большой выкуп (mohar), (ср. Исх. 22:16, 17 ; Втор. 22:28–29 ; 1Цар. 18:25 ) и, кроме того, такой же подарок (mattan) – первый отцу (или в данном случае – братьям) невесты, второй – самой невесте, по обычаям древнего Востока. Фанатическая месть сихемлянам со стороны Симеона и Левия. Быт.34:14–15 . и сказали им [Симеон и Левий, братья Дины, сыновья Лиины]: не можем этого сделать, выдать сестру нашу за человека, который необрезан, ибо это бесчестно для нас; только на том условии мы согласимся с вами [и поселимся у вас], если вы будете как мы, чтобы и у вас весь мужеский пол был обрезан; На слова благонамеренной готовности на все условия мира Еммора и Сихема сыновья Иакова, именно единоутробные Дине Симеон и Левий, делают, по-видимому, благовидное предложение, но с лукавою целью (ст. 13): объявляя позором для себя вступать в близкие родственные отношения, они требуют от сихемлян поголовного обрезания всех мужеского пола членов населения, – по букве ( Быт. 17:10–12 ). В предложении этом, конечно, нельзя видеть серьезного стремления сынов Иакова пропагандировать богоустановленный институт обрезания среди чуждых племен. Самое предложение обрезания не могло ни удивить, ни раздражить евеян: обрезание, по свидетельству Геродота, существовало издревле у египтян, финикиян и др., след., могло быть известно и у хананеян, которые в Библии обычно не называются необрезанными; скорее удивительно, что евеяне оставались необрезанными, когда, напр., сильное племя Измаила, несомненно, имело обрезание. О внутреннем значении и смысле обрезания сыновья Иакова ничего не говорят Сихему и Еммору. Быт.34:18–24 . И понравились слова сии Еммору и Сихему, сыну Емморову. Юноша не умедлил исполнить это, потому что любил дочь Иакова. А он более всех уважаем был из дома отца своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

спасибо за передачу. особенно тростникову в.а. он все назвал своими именами. 26.01.2014 - 09:16 Поразительный цинизм и : Поразительный цинизм и беспринципность " боголсловов " , критикующих А.Кураева поражает! Такого не припомню даже из времён гонений на Пастернака! Манипуляция голословными обвинениями, подтасовками и н и какой конкретики! даже не рассматривают первопричину- результат проверки Казанской семинарии комиссии под руководством о. М. Козлова! Почему НИКТО не говорит- почему отстранён проректор семинарии, было ли с его стороны насилие!? На одном солидном форуме( возможно даже в ООН святейший говорил. почему недопустимы гей- парады в Москве. А в РПЦ значит они логичны!? Вся беда . что в нашей стране нет собственных дворников, приходится привлекать таджиков. похоже и в руководстве РПЦ нет " дворников " убрать накопившуюся " голубую " нечисть 28.01.2014 - 16:58 Если мы будем лгать сами себе : Если мы будем лгать сами себе, то никогда не исцелеем. Протодькон А.Кураев совершает грех предательства и провокации, подобно Хаму, посмеявшемуся греху своего отца, за что был проклят Хамов род в лице его сына Ханаана. Кураев не имеет право обличать Церковь, т.к. глумится и хулит Бога, Божию Матерь, святых. В своей гордыне заявил в отношении привезенной Даров волхвов, что ему " претит кланяться подаркам " , предназначенным не ему. Это гордынная прелесть. Он отверг Христа Бога и он ли будет учить Церковь? Пусть плачет о своих грехах. Но доводы профессора Тростникова также не имеют ничего общего с Православием. Это ересь считать, что подобная мерзость " всегда была и будет в Церкви " и утверждение, что содомия это природное явление, которое " было с самого начала христианства, была в Византии, в первом Риме, и во втором, и в третьем и будет всегда " - просто ложь. Мужеложество, скотоложество, проституция - это ритуальный блуд языческих культов хананеев, халдеев, египтян, эллинистических культов и др, является прямым изобретением дьявола, и творящий эти мерзости напрямую поклоняется сатане, поэтому такой запрет был в Ветхом Завете на какое-либо общение с этими народами, и смертная казнь за эти грехи. Говорить, что это сатанинское зло " было и будет всегда в Церкви " , значит быть не православным христианином, предать Христа Бога, усомниться в Его святости, а значит и Его Церкви, которую Христос Бог " стяжал честною Своею Кровию " . Мы должны признавать грех, а не оправдывать его. В этом залог исцеления. Добавить комментарий

http://radonezh.ru/radio/2014/01/21/22-0...

Под именем дома надобно разуметь женщин. Только детей своих и мелкий и крупный скот свой оставили в земле Гесем. Быт. 50:9 С ним отправились также колесницы и всадники, так что сонм был весьма велик. Быт. 50:10 И дошли они до Горен-гаатада при Иордане Определить это место очень трудно, тем более, что наш перевод не сходится с другими переводами. М. Филарет переводит «дошли до гумна Атадова за Иорданом», так переводит и Англ. Библия, О. Герлах и Остервальд. Приняв этот перевод, можно принять и мнение Англ. Библии, которая говорит, что Моисей писал это, находясь в пустыне, т. е. на юго-востоке от Иордана, и для него в то время за Иорданом значило – на запад от Иордана. Это соответствует и указанию блаж. Иеронима, который полагал, что гумно Атада и Абель Мицраим (плач, или поле Египетское) находились между Иерихоном и р. Иорданом в месте, называемом Бет-хогла. О. Герлах думает, что печальная процессия не могла прийти прямо из Египта к Хеврону, а, вследствие враждебного настроения жителей, должна была обогнуть с юга горы Сеир, подняться к северу мимо Мёртвого моря до переправы на Иордане, и отсюда ( Быт. 50:13 ) в землю Ханаанскую пошли лишь сыновья Иакова с телом отца своего. Если бы можно было идти прямою дорогою из Египта в Хеврон через Герар или Вирсавию, тогда не нужно бы было печальной процессии доходить до Иордана (см. карту Палестины Ленормана и др.). и плакали там плачем великим и весьма сильным; и сделал Иосиф плач по отце своем семь дней. Быт. 50:11 И видели жители земли той, Хананеи, плач в Горен-гаатаде, и сказали: велик плач этот у Египтян! Посему наречено имя [месту] тому: плач Египтян, что при Иордане. Плач Египтян, или Авель Мицраим, как принято писать в некоторых переводах, означает, смотря по произношению, равнину – Авель и плач – Абель (О. Герлах и Англ. Библия). Мицраим, как известно, имя Египта от родоначальника египтян, сына Хамова ( Быт. 10:6 ). И в этом месте м. Филарет, Остервальд, Англ. Библия и О. Герлах переводят «за Иорданом». Быт. 50:12 И сделали сыновья Иакова с ним, как он заповедал им;

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

1518 Начало отрицательного экзегеса было положено английскими и фран­цузскими натуралистами и деистами. Выходя из совершенно различных представлений о Боге и мире, обе школы одинаково отрицали все сверх ­естественное в истории и в частности – библейские чудеса. Толанд, Болингброк, Морган, Хубб, Воольстон и др. смотрят на Библию, как на сборник народных сказок, не имеющих ни исторической, ни нравственно – богословской цены. Библейские лица и события представлялись у них в совершенно превратном и далее смешном виде. Особенно такими выходками отличались французские натуралисты. Со свойственным этой нации легкомыслием, они, без всякой серьезной аргументации, старались низвести Христа и Апостолов на степень самых обыкновенных людей, даже сомнительной нравственности. Их орудием была не наука, а язвительный сарказм над теми, кто верит в чудеса. В Германию это направление занес Реймарус в анонимно изданных Лессингом Вольфенбюттельских фрагментах (с 1774 г.). Кроме неко­торых нападений на богооткровенную религию вообще, фрагментист касается в частности как Ветхого так и Нового Завета. Ветхозавет­ных людей, которым в Библии усвояется непосредственное общение с Богом, Реймарус находит столь безнравственными, что это общение, если бы оно действительно было, унижало бы божество; результаты этого общения – законы и учение – оказываются у него столь грубыми и далее гибельными, что не могут быть приписаны божеству; наконец и чудеса, сопровождавшие эти законы, ему представляются столь невероятными, что они могли быт изобретены с единственною целью прикрыть обман заподателя. Автор особенно нападает на историю принесения в жертву Богу Исаака и на Моисея, который лживо прикрывался божественным авторитетом писания для деспотического господства над народом и под авторитетом Божества заставлял евреев совершить такие напр. поступки, как похищение драгоценных вещей у Египтян, истребление хананеян и пр. Также и Новый Завет лишен у фрагментиста божественного ха­рактера. План Христа был политический, – с Иоанном Крестителем Он имел уговор рекомендовать друг друга народу; смерть Христа была непредвиденным для Него пресечением Его планов, но ученики воспользовались ложным уверением в Его воскресение и несколько видоизменили Его учение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

180 О том, почему здесь поименован Иосиф с сыновьями, не участвовавшими в этом путешествии, см. ниже. (Перев.) 182 Собств. «город героев». Некоторые отождествляют этот город с Раамсесом ( Исх 1.11 ), что, однако, неправильно. Вероятнее всего, этот город находился вблизи впадения царского канала в самый западный угол Красного моря, у Героонполитанского залива. (Перев.) 183 В Библии ( Быт 46.34 ) сказано, что у египтян считался нечистым всякий, занимавшийся разведением мелкого скота. По сведениям Геродота (II, 47 и 164) и Диодора Сицилийского (I, 74), всякий пастух принадлежал к низшей из семи египетских каст, причем позорным считалось лишь свиноводство. (Перев.) 184 Этот город упоминается Флавием неоднократно, между прочим, как предполагаемая родина Моисея. Гелиополь, букв.– «город [Бога] Солнца», по др.– егип.– «город Бога Ра», у Иеремии ( Иер 43.13 ) – Бефсамис. Он находился в Нижнем Египте на границе с Аравией, у знаменитого канала Траяна. Город замечателен храмом Солнца (Геродот. II, 59) и жреческой академией (Страбон. XVII, 805). (Перев.) 185 Букв. «они не только были порабощены телом, но и мыслью», т.е. деградация народа дошла до крайних пределов, так что, как это неизбежно бывает при подобных бедствиях, народ предался необузданному разгулу и разврату. Быть может, Иосиф имеет здесь в виду только нравственное падение народа усердного и работящего, но принужденного теперь жить вообще подачками царя. (Перев.) 187 Предание, повторяющееся с различными мелкими вариантами также в сочинениях многих арабских писателей, сообщает подробности о том, как тело Иосифа было положено в мраморный гроб и опущено в Нил. По сирийским преданиям, этот гроб был помещен в одной из царских пирамид. Когда Моисей собрался вывести евреев из Египта, ему пришлось обратиться за указанием относительно местонахождения праха любимого патриарха к престарелой Серах, отождествленной с дочерью Ашера, сына Иакова. Последняя указала Моисею на требуемое место, и великий вождь путем разных заклинаний вызвал на поверхность реки гроб, который был доставлен евреями, после сорокалетнего странствования в пустыне, благополучно в Хананею. (Перев.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8 По преданию, потомки Сифа (Шета) были замечательными астрономами. Еноху, например, приписывается ряд важнейших астрономических открытий. 12 Год рождения Ноя здесь опущен. В Библии сказано, что Ной родил Сима в возрасте ста лет, а в ковчег вошел шестисот дет; следовательно, здесь следует читать «в третью седмину сего юбилея в седьмой год ее». 14 Гористая страна Арарат (Урарту) располагалась к северу от Месопатамии, у истоков Тигра и Евфрата. Здесь находились самые высокие горы, известные жителям древнего Ближнего Востока. Высочайшая гора этого региона и по сей день называется Арарат. По сирийскому преданию, Ноев ковчег остановился на хребте Джебель Чуди, недалеко от озера Ван. Интересно, что самаритяне считали, что Ной остановился на острове Цейлон. 16 Поскольку потоп по «Книге Юбилеев» произошел в 1308 г. от Сотворения мира, здесь следует читать не «двадцать семь», а «двадцать шесть юбилеев». 18 Хам – второй сын Ноя, предок хананеев, египтян, эфиопов, ливийцев (см. Быт. 5, 32; 6, 10; 9,1 8–27; 10, 6–20). Хуш, Мистрем, Фуд и Ханаан (в Библии – Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан) – сыновья Хама ( Быт. 10, 6 ). Их именами названы соответствующие географические области. Хуш (Куш, Хус) – древнее название страны, находившейся на севере современного Судана. Мистрем (в Библии – Мицраим) – Египет. Фуд (в Библии – Фут) – африканская страна ( Быт.10, 6 и др.). 21 Очевидно, имеются в виду горы, лежавшие на крайнем севере Скифии. Греческие историки Посидоний и Протарх утверждают, что Рифейскими горами в древности назывались Альпы. 29 Гомер, сын Иафета, традиционно считается родоначальником киммерийцев. В «Одиссее» говорится, что этот народ жил «в бессвепюй туманной мгле» на север от Понта Эвксинского (Черного моря), западнее Дона. От их имени произошло название Крым (арабск. «Киркм» от «Кимри»). 30 С Магогом Флавий связывает начало скифского народа. Некоторые средневековые сирийские писатели считали, что Магог жил к северу от Индии. По другим источникам народ Магога – это армяне. 31 От Мадая (библ. Мидайя) по Флавию произошли племена мадеев, т. е. мидян, известных по клинописным памятникам под именем «мат Мадаа». В Библии в Книге Есфирь и Книге пророка Даниила мидяне всегда упоминаются рядом с персами

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

В новейшее время герменевтика или трактуется как самостоятельная наука, или чаще всего входит в науку Священного Писания, как одна из её составных частей, в виде „истории толкования“. Если мы теперь, миновав длинный ряд промежуточных звеньев, соединяющих древнейший период в развитии науки с новейшим, обратимся прямо к новейшим курсам „введения“, то заметим, что количество собранных сведений возросло в весьма значительной степени; но мы не найдём здесь должного соответствия с строго-логической простотой и систематической стройностью в конструкции науки: научный материал, накопленный веками, и, без всякого сомнения, ценный, перерос те ограниченные рамки, которые были пригодны для древнейшего периода в истории науки и в своё время, на своём месте могли быть признаны удовлетворительными. Какая хаотическая пестрота и какое изумительное разнообразие царит в новейших „введениях“ в Свящ. Писание, в этом можно убедиться, бросив беглый взгляд на содержание некоторых в том или другом отношении заслуживающих внимания научных курсов „введения“. Так в учебнике Рейша состав науки определяется следующим образом: во введении необходимы сведения: во-первых, по библейской филологии (о языках: еврейском, арамейском и греческом и истории их развития); во-вторых, по библейской археологии (о религиозных, гражданских и общественных учреждениях, установлениях, обычаях и пр. народа Израильского и других народов древности); в-третьих, по библейской истории и географии; в-четвертых, по библейской герменевтике и критике; в-пятых, учение о боговдохновенности Свящ. Пи- —12— сания и о каноне священных книг (у некоторых – история канона, или каноника); в-шестых, сведения по истории подлинного текста и его переводов; наконец, в-седьмых, сведения об авторах, цели, содержании, времени и месте написания отдельных книг библейского канона и пр. 331 . В курсах de-Wette 332 , Bleek’a 333 , Keil’я 334 встречаем обширные рассуждения не только о еврейском языке и истории еврейской филологии с древнейших времён до настоящего, но и о других семитических языках, сродных с еврейским: арабском, финикийском, ассирийском и других. К основным началам библейской герменевтики и критики св. текста, входящих в состав введения Рейша, у de-Wette 335 и Keil’я 336 присоединяется и история этих отраслей науки. Glaire вводит в своё руководство сведения из еврейского календаря 337 . Scholz 338 помещает обширные исследования „о происхождении и развитии языков вообще и библейских в особенности“, об изобретении письма – в частности, у семитов, о материалах, употреблявшихся для письма, о литературе древних Египтян, Хананеев, Финикиян, Арабов, Ассиро-вавилонян, Персов, Греков и др. В некоторых введениях можно найти назидательные размышления о чистоте сердца, о молитве, о посте, как важнейших вспомогательных средствах, необходимых для уразумения Священного Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Древнейший (эллинистический) памятник представляет исторически-спасительное водительство Израиля в таком виде, что Сам Бог содействует Израилю устроять Себе жилище среди идолопоклоннического мира, и способствует ему взять в свою собственность землю Ханаан. Общество Евреев сначала освобождено от власти язычн. Египтян, в свободный народ Божий, в среде которого Бог обитает теперь, как в своей собственности, чтобы этот народ мог быть вполне свободен от идолопоклонства. Вообще, теократический институт, учреждение жертв, священства, установление законов относительно чистоты и др. порядков, имеют одну цель – обезопасить Евреев от идолослужения и языческого образа жизни». «Благочестивым почитателям Иеговы, поэтому, языческий мир всегда казался более, нежели первоисточником порчи Израиля. Что с надеждою на победу чистого господства Иеговы шла рука об руку и надежда на победу над языческим народом, это само собою понятно. Эта двойная надежда и составляет предмет мессианских пророчеств только не этого времени». 29 Таким образом здесь уже почти признано было существование мессианства в век Моисея, и потом оно вдруг совершенно еховгирто отвергнуто. О пророчестве во Второзаконии (18:15) говорится, что пророк не мог обещать народу будущего Мессию. И это будто бы открывается уже из того, что Мессия никогда не представлялся в ветхом завете как пророк, и во 2-х, к тому же по 18 гл. Второзакония обещается коллективный ряд пророков. 30 Мессианское значение этого места не оправдывается и особенным идеальным характером Пророка, подобного Моисею». 31 В статье Hoffnung в благословении Моисея видится только указание на плодоносную росу ( Втор.33:28 ). 32 В статье Messia Шенкель говорит, что в звезде от Иакова, и князе от Израиля в пророчестве Валаама, во всяком случае, указывается на блестящее и могущественное явление Давида. Но происхождение этого пророчества, во всяком случае, относится ко времени после воцарения Давида. 33 О дальнейшем времени говорится: «Если еще со времени завоевания Ханаана, в продолжение постоянных войн с хананеями, переходили из уст в уста изречения надежды на конечную победу народа Божия над всем язычеством, то это значило только то, что Израиль должен встать на высоту национально-политической силы и религиозно-теократического блеска, он должен быть мировою силою, чтобы исполнить свое призвание – возвратить миру потерянное им, и для этого собрать все народы к Сиону.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010