Пророк и в изгнании не изменил своему делу. Он продолжал быть для переселенцев голосом совести, голосом Божиим. Не заботы о сохранении нации волновали его — египтяне сами отгораживались от евреев, но то, что изгнанники принесли с собой все те пагубные суеверия, которые заразили их души на родине. Особенно тревожило Иеремию возрождение среди иудеев культа богини Анат, «Царицы Неба». Вероятно, распространенный в те годы египетский культ небесной богини Нейт косвенно способствовал оживлению старой ханаанской религии. На все увещания пророка эти простодушные люди с досадой отвечали: «Мы не будем слушать твоих слов, а будем поступать, как наши отцы, наши цари и князья в Иудее поступали, потому что тогда мы были сыты и счастливы и горя не знали. А с тех пор, как перестали мы кадить Богине Неба и возливать ей возлияния, терпим во всем недостаток и гибнем от меча и голода». Они почти готовы были отнести все беды, свалившиеся на их головы, на счет Иосии и поборников строгого единобожия. Напрасно Иеремия грозил им новыми несчастьями, напрасно предсказывал вторжение халдеев в Египет и гибель Хофры от руки врагов, иудейская военная колония осталась глухой к его призывам. Впоследствии все следы религиозной реформы окончательно выветрились из сознания египетских евреев. Они стали посещать храм Ягве, построенный на Элефантине вопреки запрету Торы. Наряду с Богом Израилевым они открыто почитали Анат, богиню Ашеру и бога Херема. Арамейские документы, найденные на острове, свидетельствуют, что для этих богов собирали пожертвования и их именем скрепляли клятвы [ 2 ].   Здесь, на первый взгляд, можно было бы поставить точку. Израиль и его религия, казалось, шли к своему естественному концу. И в этом не было ничего необычного. Не так ли, или почти так, угасали другие древние народы и умирали их боги? Ураган завоевателей, рухнувшие города и храмы, распадение нации… А в нашей повести о пророках не хватает как будто бы лишь эпилога; умрут Иеремия и Иезекииль, растворятся изгнанники среди чужих племен, а слова и дела библейских провидцев, подобно памятникам Вавилона, Египта, Финикии, станут достоянием невозвратного прошлого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Пророк Исайя пишет… Он мысленно идет по следам ассирийских солдат: вот Тир Финикийский, окруженный парусами город-остров, башни его смотрят в зеленые воды моря; вот равнины Моава с их несметными стадами овец, вот обожженный солнцем Египет, а вот мрачные цитадели Ассура и, наконец, Израиль, народ Божий, Иерусалим, Град Господень. Исайя пишет… Он говорит о войнах, возмущениях, междоусобицах и гибели, но заключает словами надежды. Возвещенное в Сионе имя Божие воссияет над всеми народами, мир склонится перед истинным Богом. Ему посвятит себя Тир, дары Ему принесут эфиопы. «В тот День жертвенник Ягве будет в земле египетской и обелиск во имя Ягве на границе ее». Бури минуют: «Поразит Ягве Египет, поразит и исцелит, и он обратится к Ягве, и Он услышит и исцелит его. В тот День из Египта в Ассирию будет большая дорога, и будет приходить Ассур в Египет, и египтяне в Ассирию. И египтяне с ассирийцами будут служить Господу. В тот День Израиль будет третьим с Египтом и Ассирией. Благословение будет на земле, которую благословил Ягве Сил говоря: благословен народ Мой, египтяне, и создание рук Моих, ассирийцы, и население Мое, Израиль» [ 7 ]. В тот час, когда были написаны эти слова, пророк победил императора. Ассур и Египет, злейший враг и закоснелый идолопоклонник, символизировали для Исайи весь языческий мир. Вводя их под сень благословения Божия, он предвозвестил грядущее вселенское Царство, «в котором нет ни эллина, ни иудея». Из тесного мирка национальной веры пророк вышел на просторы мировой религии Духа. ПРИМЕЧАНИЯ Глава шестая САМАРИЯ И СИОН 1. Краткие сведения о падении Самарии содержатся в 4 Цар 18, 9-11. Царем, взявшим город, там назван Салманасар, потому что он начал осаду. Но, согласно ассирийским надписям, закончил ее Саргон II ( Pritchard, АПЕТ, р. 284). Египетским «царем», с которым Самария находилась в союзе, был, согласно Библии, Сигор — 4 Цар 17, 4. Египтологи считают, что это был один из князей Дельты, которая распалась тогда на множество самостоятельных областей (см.: Г. Брестэд. История Египта, т. 2, с. 234). Смуты, царившие в то время в Египте, изображены пророком Исайей (19, 1-17). Порядок был восстановлен только при эфиопе Шабако, воцарившемся около 715г. Есть данные, что самарийское восстание не кончилось с падением города, но были еще попытки военного сопротивления ассирийцам. См.: J. Brighm. А Hismory of Israel, р. 258.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Раздраженная сим презрением бесчестная Египтянка, жалуется своему мужу, что Иосиф хотел обольстить ее, и слишком легковерный Пентефрий повелевает заключить его в оковы. Но Бог снисходит с Иосифом в сию мрачную темницу, назначенную для злодеев; влагает благорасположение к Иосифу в сердце начальника оной, и сей поручает ему власть над всеми узниками. В числе сих узников были главный виночерпий и главный хлебодар Фараона, кои оба в одну ночь видели два сна, сильно их встревожившие. Они прибегли к Иосифу и первый из них сказал ( Быт.40:9–10 ): Видел я во сне виноградную лозу, имевшую три ветви с зрелыми ягодами; и будто бы я собирал оные ягоды, выжал их в чашу Фараонову и подал чашу в руку Фараону. Иосиф ему отвечал, что по прошествии трех дней он по прежнему вступит в отправление своей должности, и просил его вспомнить о нем, когда возвратит себе милость царскую. Хлебодар в свою очередь говорил ( Быт.40:16–17 ): И я видел сон, будто бы три корзины были у меня на голове, из коих в верхней находились съестные припасы для Фараона, и будто их из корзины птицы над головою моей клевали. Тогда Иосиф сказал ему, что чрез три дня Фараон прикажет повесить его на дереве, и тело его послужит в снедь хищным птицам. Все, как предсказал сын Иаковль, сбылось. Хлебодар наказан смертью , а виночерпий определен к прежней должности; но, увидя себя опять в милости, он забыл об Иосифе. По прошествии двух лет, Царь Египетский видел во сне семь тощих коров, которые съели семь тучных, и семь колосьев тощих и погоревших от солнца, которые пожрали семь хороших и полных. Сон сей крайне обеспокоил Фараона, и когда всего Государства мудрецы не могли истолковать оного, тогда виночерпий вспомнил об Иосифе, и сказал о нем царю, который немедленно повелел представить его пред себя. Сын Израилев объявил фараону, что сон его означает имеющие быть в его Царстве семь лет плодородных, по прошествии которых в следующие семь лет настанет чрезвычайный неурожай; и советовал ему поставить над всем Египтом разумного и мудрого мужа для отвращения неразлучных с голодом несчастий ( Быт.40:39–40 ). Когда Бог открыл тебе все сие, сказал Фараон Иосифу, то нет разумнее и мудренее тебя. Ты будешь над домом моим: и твоего слова будет держаться весь народ мой; только престолом я буду больше тебя. В то же время он надел перстень свой на руку его, велел его везти на своей колеснице, и провозглашать пред ним, чтоб все преклоняли пред ним колена. Фараон переменил имя ему, назвав его Псонфомфаних, то есть, Спаситель мира. Таким образом Бог Авраамов, Исааков и Иаковль самое даже унижение раба Своего употребил в пользу, для соделания его отцом и господином Фараона.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Революция — горящая тоска о невозможности любви. Платоновская диалектика ненависти-любви — лучший ответ на критику Революции а-ля «моря крови». Действительность полна ненависти, боли, страдания, смерти. Ненависть к ней — это реакция внутреннего восторга, пламенной радости, нестерпимой любви. Бог есть Любовь, в особенности — Ревнивый Бог Ветхого Завета, насылающий потоп, уничтожающий Содом, посылающий казни египетские, Бог радостной ярости Апокалипсиса: любовь-мощь , а не вяленький гуманизм. Гнев Божий — негатив Его абсолютной радостной вечности, данный в нашем времени страдания. «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга» — сказал Тот, Кто также говорил: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником», «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня». Сила ненависти — от нестерпимой любви, и чем сильнее ненависть к миру без любви — тем любви больше. «О нашей религии»: «Революция — явление жажды жизни человека. Явление его любви к ней. Ненависть — душа революции». «Вечная жизнь»: «Последний, долго ликовавший враг [смерть] будет задушен маленькими руками много возненавидевшего человека». «Всероссийская колымага»: «Надо разрушить действительность и создать то, чего нет. Надо больше ненавидеть, чтобы дойти до любви». Усталый большевик видит сон об изумрудном мире… Он устал от революции, борьбы, войны, террора: но все это он делал ради любви, от нестерпимого восторга в глуби души. Все, что мы цитировали, — не заигрывания религиозного философа с «красными», это пропаганда коммуниста и атеиста во время Революции и Гражданской войны, то — повторю еще раз — философия величайшего писателя Революции. Вот чему верили коммунисты, хотя сами они мало знают про это .

http://blog.predanie.ru/article/andrej-p...

Речь идет о «музыке без слов» – рефрене «аллилуия», который как будто недопустим в богослужении, ибо в литургии все должно основываться на богослужебном тексте, но, несмотря на это, постоянно звучал во время христианских литургий. Он имеет многовековую историю. Еще во времена царя Давида пение «аллилуия» звучало в Израиле. Именно царь Давид сочинил псалом, завершавшийся мощным хоровым «аллилуия» ( Пс.105:48 ). По указанию Давида этот псалом был исполнен левитами перед ковчегом Господа (1 Паралипоменон 16:35–36): Спаси нас, Боже, Спаситель наш! Собери нас, и избавь нас от народов, да славим святое имя Твое и да хвалимся славою Твоею! Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века! Аминь! Аллилуия! И в 1-й книге Паралипоменон, и в 105-м псалме перед последними двумя словами стоят ремарки: «И сказал весь народ...» или «И да скажет весь народ...» Такими ремарками засвидетельствовано массовое исполнение припева «Хвалите Господа» (по-еврейски: «аллилуия») – наиболее популярного псалмового рефрена. Его обязательно пели с псалмами 112–117, называвшимися по рефрену «халлел» (как уже указывалось, с таким придыханием произносилось «аллилуия» по-еврейски) и звучавшими во время пасхальных торжеств, приуроченных к ежегодным воспоминаниям об исходе евреев из египетского плена. Рефрен был настолько популярен, что он пелся и с другими псалмами, например, с замечательным псалмом 103 «Благослови, душа моя, Господа!», со знаменитым заключительным стихом: Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия! При первоначальном становлении христианства тот же рефрен по традиции продолжал использоваться и в богослужениях новой религии. В «Апокалипсисе» (19:1–6) передаются фрагменты песнопения, которое, возможно, исполнялось в ранних христианских литургиях, и здесь «аллилуия» заняло подобающее место: Аллилуия! Спасение и слава, И честь и сила Господу нашему! Аллилуия! Хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, Малые и великие. Аллилуия!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Сретение Господне. Деталь фрески. Сретенский монастырь. Сретение: столетие ожидания 3 мин., 14.02.2019 Слово «Сретение» по-русски значит «встреча» — встреча младенца Иисуса в Иерусалимском Храме, центре ветхозаветной веры. Это событие столь важно для христианства, что стало одним из главных православных праздников. Существует представление о религии, как о наборе вневременных истин, который нам сообщает Бог, чтобы мы приняли их к сведению и действовали в соответствии с ними. Это представление не то чтобы совсем неверно — оно неполно, потому что упускает из виду то, что Бог Библии не только говорит — Он действует, а Его речь — чаще всего дополнение к его действию. Он могущественно вторгается в человеческую историю, чтобы сделать ее историей спасения. Писание повествует, как Он действует в истории избранного Им народа. Он созидает этот народ через Авраама и его потомков, выводит его из египетского рабства, проводит через века испытаний, отступничества и покаяния... Зачем? Куда ведет это долгая — более чем тысячелетняя — дорога Ветхого Завета? Пророки приоткрывают таинственную завесу над будущим: в мир должен прийти Тот, ради которого все это было — и призвание Авраама, и исход из Египта, и дарование Закона, проповедь самих Пророков, и переселение в Вавилон, вызванное грехами народа, и его возвращение в Землю Обетованную. История Израиля — более того, всего человечества — движется к своей высшей точке, когда Бог не просто совершит нечто великое, Он войдет в историю Сам, лично. На сороковой день Младенца Иисуса приносят в Храм, чтобы посвятить Богу, как того требовал Закон в отношении первенцев. В Храме его встречают два человека — пророчица Анна и старец Симеон. Евангелие говорит об этом так: «Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:25—32) .

http://foma.ru/sretenie-stoletie-ozhidan...

С гораздо большим правом Cornely а Lapide, в объяснении этого места из кн. Исход, говорит: «что здесь, по-видимому, идет речь о знакомстве с субботой и восстановлении её празднования... Говорю о возобновлении, ибо существование и празднование (cultum) субботы, как установление от начала мира, указывает книга Бытия ( Быт.2:3 ). Следовательно, от начала мира существовал праздник и культ (festum et cultus) субботы, но это в Египетском рабстве, благодаря широкому разлитию идолопоклонства среди Евреев было помрачено, посему здесь снова восстановляется Богом 221 . Справедливость такого взгляда на дело достаточно подтверждается и самим характером Моисеева закона о субботе, который выставляет её нам не столько совершенно новым учреждением, сколько подтверждением и закреплением ранее существовавшего обычая. Такое, именно, впечатление получается и от самого текста десятословия, в котором заповедь о субботе читается так: «Вспоминай день субботы ( ), чтобы святить его (), шесть дней ты должен работать и совершать все свои дела, но седьмой день есть суббота ( ) Господу Богу твоему. И да не совершишь в него никакого дела ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб, и рабыня твоя, и скот твой, и пришлец твой, который во вратах твоих, потому что в шесть дней сотворил Бог небо и землю, и море, и все, что в них и почил в седьмой день, посему благословил Господь день покоя (субботы) и освятил его» ( Исх.20:8–11 ). В дополнение к этому в кн. Исход ( Исх.31:15–17 ) суббота называется «знамением вечным между Иеговой и сыновьями Израиля», причем опять делается ссылка на историю творения: «ибо в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и успокоился» ( Быт.2:3 ). Заповедь Моисеева закона, предписывающая этот праздник ( Исх.16, 20, 31 ; Втор.5:12 ) покоится на шести днях творения и седьмом дне покоя, как на чем-то непоколебимо стоящем в общественном сознании 222 . Смысл всех этих мест, более или менее, очевиден: говоря о субботе, Моисей каждый раз ведет речь не о каком-либо, новом впервые вводимом им учреждении, но о старом, отеческом обычае, который трактуется здесь, как праздник, учрежденный самим Богом, по завершении творения и в воспоминании о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

Святой Макарий Египетский говорит о «греховной закваске» 106 и о «тайной нечистоте и преизбыточествующей тьме страстей», 107 которые вошли в естество человека вопреки его первозданной чистоте: грех так глубоко укоренился в его природе, что ни один из потомков Адама не избавлен от наследственной предрасположенности к греху. У ветхозаветных людей было живое чувство своей врожденной виновности перед Богом: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» ( Пс. 50:7 ). Они верили, что Бог «наказывает детей за вину отцов до третьего и четвертого рода» ( Исх. 20:5 ) – не невинных детей, а тех, чья личная греховность коренилась в виновности их предков. С рационалистической точки зрения, наказание всего человечества за грех Адама является несправедливостью. Многие богословы последних столетий, боровшиеся над созданием «религии в пределах только разума» (выражение Канта), отвергали это учение как не согласующееся с доводами разума. Но ни один догмат не постигается разумом и религия в пределах разума не есть религия, а голый рационализм, потому что религия сверх-разумна, сверх-логична. Учение об ответственности человечества за грех Адама раскрывается в свете Божественного Откровения и осмысливается в связи с догматом об искуплении человека Новым Адамом – Христом: «...Как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие... дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим» ( Рим. 5:18–19, 21 ). Ожидание Мессии Эпоха Ветхого Завета была временем ожидания Мессии-Искупителя. Первозданный Адам по наущению диавола нарушил заповедь и отпал от Бога, но Божественный замысел о человеке не изменился: человек по-прежнему предназначен к обожению, только теперь уже оно не в его силах – необходим Спаситель, Который примирит человека с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Теперь откройте 13-ю главу. Вот на благородном теле Церкви – как на каком благородном растении – паразитируют всевозможные лианы, и пьют из него соки, и пьют из него соки. И посмотрите, что происходит: «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет при том: “пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им”, – то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает [то есть испытывает] вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей; Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь; а пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа, Бога вашего, выведшего вас из земли Египетской и избавившего тебя из дома рабства ». Ведь кругом процветала магия, колдовство всевозможных видов. Прочтите книгу Александра Меня «Магизм и единобожие» из этой серии «В поисках пути, истины и жизни». Всё свелось в конечном итоге к магизму и оккультизму. У человека непреодолимое стремление обладать, овладеть, подчинить себе, распоряжаться этими силами, космическими, мистическими, какими угодно. Вот он желает обладать этими силами. Кто его подталкивает на это? Ясно, что подталкивает на это отец лжи. Когда человек уходит в эти другие духовности, он там быстро преуспевает, потому что всё построено на самообольщении, на высокоумии, а здесь, напротив, надо просить Бога. И святые просили – если подавал им какие-то дарования – лишить их этих дарований, чтобы не впасть в высокоумие, не соблазниться, не прельститься. Вот они вышли из одной земли, из Египта, да в полымя. А что в Ханаанской-то земле? Религии плодородия, связанные с фаллическими обрядами, с фаллическим культом, с религиозной проституцией. А если сама религия санкционирует похоть, и ее обожествляет, и оправдывает, можно было представить, какие были нравы, какое было самоистребление. Поэтому эти народы и нужно было уничтожать. Мы читаем всё это вне контекста. Ах, какая жестокость, ах, какой Ветхий Завет жестокий! Почему это нет? Так он был жестокий. Нравы-то были страшные. Человек не внимал слову: Моисей говорил, его никто не слушал. Поэтому: кто Господень – ко Мне, – подошли левиты – пройдитесь по стану и поразите мечом всех зачинщиков (см. Исх. 32:26–29 ). Сколько было до этого говорено?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Увы, их выводы основаны часто на внешнем сходстве фразеологии, когда между библейскими и египетскими или месопотамскими текстами даже «отсутствуют общие корни подобных по звучанию выражений» 281 . Но даже в случае внешнего сходства между библейскими и языческими терминами, в богооткровенной религии Израиля содержался совершенно отличный от общераспространённого языческого взгляд. Например, Бог Израиля имел личное имя (Ягве), но не мыслился как «племенной бог» или как один из ряда богов разных народов. Наоборот, Господь для Израиля – Творец неба и земли, Бог всесильный и всемогущий, по сравнению с Которым «все боги народов – идолы» ( Пс. 95:5 , эта идея содержится уже 1Пар. 16:26 ). Поэтому для объективного разрешения вопроса об употреблении термина « сын Божий » или " Бог » по отношению к Мессии имеет смысл обратиться к тексту Священного Писания. Оказывается, богодухновенные авторы не только прекрасно знали о царской обожествляющей титулатуре на Востоке, но и высказывались отрицательно по отношению к её применению! По свидетельству книги пророка Иезекииля, жившего чуть позже Исаии, финикийские цари VI в. до Р.Х. претендовали называться «богами»: в книге Иезекииля имеется грозное обличение в адрес правителя города Тира. «И было ко мне слово Господне: сын человеческий! скажи начальствующему в Тире: так говорит Господ Бог: за то, что вознеслось сердце твоё и ты говоришь: «я бог ( , " эл ани») восседаю на седалище божием ( , «мошав элогим») в сердце морей», и будучи человеком, а не Богом, ставишь ум твой наравне с умом Божиим за то, так говорит Господь Бог: вот, Я приведу на тебя иноземцев, лютейших из народов, и они обнажат мечи свои против красоты твоей мудрости и помрачат блеск твой, низведут тебя в могилу и умрёшь в сердце морей смертью убитых. Скажешь ли тогда перед твоим убийцей: «я бог», тогда как в руке поражающего тебя ты будешь человек, а не бог?» ( Иез. 28:2–9 ). Из данного текста недвусмысленно следует, что, по мнению Иезекииля, наказание тирскому правителю последует со стороны Господа прежде всего за узурпацию титула Бога ( , «эл»).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010