Св. Стефан Савваит (VIII в.) написал каноны на: Обрезание Господне, преп. Кириака Отшельника, преп. отцов, избиенных в обители св. Саввы.     Сергий Агиополит, современник царя Феофила (829—842), хотя и не является «савваитом» в настоящем смысле этого слова, но по времени и по своему палестинскому происхождению может быть причислен к той же группе. Он написал:    Стихиры на Рождество и на Введение Пресвятой Богородицы. Школа Студитов    Основанный в V в. римским патрицием Студием монастырь в Константинополе, ставший центром духовной жизни и особливо прославившийся во время иконоборческих смут, дал целую школу церковных поэтов и мелодов. Наибольшую известность приобрел игумен этого монастыря преп. Феодор (†826)    Предание приписывает ему составление Постной Триоди, что может быть принято только с известными оговорками. Во всяком случае, его участие в составлении этой богослужебной книги бесспорно. Ему принадлежит ряд канонов и трипеснцев в Триоди. Так, например, каноны в субботу мясопустную и сырную, заключающие в себе даже и вторые песни, канон на неделю мясопустную.    Кроме того, ему принадлежат четверопеснцы на 2, 3, 4 и 5 субботы Вел. Поста и 35 трипеснцов из Постной Триоди.    Наряду с этим в богослужебных книгах значатся под его именем многие стихиры.    Характерным отличием студийского направления являются Богородичны» во многих канонах, которые этих заключительных песнопений не имели, и особливо «крестобогородичны», поемые на службах среды и пятницы в течение всего года.     Иосиф Студит, брат Феодора, Исповедник и Архиепископ Солунский (†830). Он принял вместе с братом участие в составлении и дополнении песнопений из Постной Триоди. В частности ему приписан канон Недели блудного сына, четверопеснцы на недели Великого Поста и трипеснцы Сыропустной седмицы.    Среди Студитов менее известных надо упомянуть следующих:    Св. Николай, Исповедник и игумен Студийский после преп. Феодора, написавший стихиры первой седмицы Великого Поста и канон св. Феодору Стратилату. Климент Студит, наследник предыдущего в настоятельстве монастыря: ему принадлежат каноны Ефесским Отрокам, пророку Моисею, арх. Михаилу и на Неделю перед Рождеством Христовым. Киприан Студит, писавший главным образом стихиры, а именно на Воздвижение, Предпразднество Рождества Христова, в честь ев Симеона Столпника, арх. Михаила, Ефрема Сирина, 40 мучеников, св. Прокопия и многих других. Феострикт монах составил известный «канон молебный Пр. Богородице» «Многими содержим напастьми». Канон этот читается перед причащением Св. Тайн и на многие праздники полиелейные, когда положен канон Богородице и не имеется ничего нарочитого. Он известен под именем «параклисиса».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3501...

Тропарь, гл. 4. Небесных воинств архистратиже, молим тя присно мы недостойны, да твоими молитвами оградиши нас кровом крилу невещественным твоея славы, сохраняя нас припадающих прилежно, и вопиющих: от бед избави нас, яко чиноначальник вышних сил. Кондак, гл. 8. Пресветлыя, и честныя, и вседетельныя, пренеисчетныя и страшныя Троицы, ты еси, архистратиже, славный служителю и молитвенниче, ныне непрестанно моли, избавитися нам от всяких бед и мук, да зовем ти: радуйся покрове рабом твоим. Ап. ( Еф.6:10–17; 233 зач.; Ев. Ин.15:17–27; 16:1–2; 52 зач.). Указ об Пресвятыя Богородицы. Мр. Аще случится отдание Благовещения: 1. в пяток 3, 4 недели Великого поста; 2. в 3 неделю; 3. в ту же 3 нед., если храм архистр. Гавриила; 4. в 4, 5 неделю; 5. в понедельник 4, 5, 6 недели; 6. в среду 4 недели; 7. в четверток 5 недели; 8. в субботу 5 недели. – «Аще случится отдание Благовещения Пресвятыя Богородицы в субботу Лазареву, или неделю Ваий, или во един от дней Страстныя седмицы или Светлыя, тогда отдания Благовещения несть, и поются стихиры и канон попразднства и Архангела на повечерии в мимошедших днях шестыя недели» ( Уст. 26 мар.; сн. 47 гл. о храм.). – Если 26 марта случится прежде Лазаревой субботы, то праздник продолжается три дня (предпразднство, самый праздник и его отдание); если – в Лазареву субботу, то – два дня (предпразднство и день праздника); если же случится в седмицы Страстную или Светлую, то продолжается один день. Священномуч. епископа Сирмийского (в Паннонии). Он пострадал за Христа в гонение Диоклетиана (в 304 г., 25 мар., в день Благовещения). После долгих истязаний он был обезглавлен и тело его брошено в реку Босвету (приток Савы). Пр. Малха Сирийского. Родом из Антиохии Сирийской, он, с юности оставив тайно родительский дом, подвизался в пустыне Халкидской. Взятый в плен сарацынами, он верно служил своему господину. Принужденный им жениться на одной пленной христианке, пр. Малх продолжал вместе с супругой пребывать в девстве. Спустя долгое время оба супруга решились бежать. Настигнутые своим господином, они скрылись в одной пещере, служившей убежищем львице со львенком. Львица растерзала и господина, и слугу, хотевших взять пр. Малха и его супругу, и затем удалилась. Пр. Малх возвратился в свою обитель и мирно окончил в ней дни свои, в IV веке; жена же его поступила в женскую иноческую обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   В этом периоде обычно различают три направления или три школы песнописания: «Савваитое, Студитов» и «Итало-греков».    Кроме того есть ряд поэтов, которые ни к каким школам отнесены быть не могут.    Первая группа, Савваитов, тесно связана с монастырем св. Саввы Иерусалимского, с возникшим там типом пустыннически-общежительного монашеского быта, с знаменитым Типиком св. Саввы. Вторая, Студиты, не менее тесно связана с другим знаменитым в истории Византии монастырским центром, с обителью преп. Феодора Студита в Константинополе, с Типиком его имени, с борьбой за иконопочитание, с борьбой вокруг патриархов Фотия, Игнатия. К Итало-грекам принадлежит ряд поэтов из областей Великой Греции, преимущественно группировавшихся около Сиракуз. Спасаясь от преследований иконоборческих императоров, они развивали свою деятельность в этих местах.    По содержанию и формам песнетворчества Студиты больше известны, как авторы аскетико-моральных песнопений, трипеснцев Постной Триоди, разных умилительных тропарей и седальнов, песнопений в честь Богоматери, нарочито же Крестобогородичных и под. Савваитам принадлежат по преимуществу каноны на великие праздники и их предпразднества, стихиры на эти праздники. При этом некоторые авторы больше оттеняли догматически-отвлеченную сторону события, а другие раскрывали внутренне-субъективную сторону их.    Из авторов этого периода упомянем следующих. Школа Савваитов    На первом месте, бесспорно, должен быть поставлен св. Андрей Критский или Иерусалимский. Года жизни его: 650—726. Его перу принадлежат:    Великий Канон, читаемый в первые четыре дня Великой Четыредесятницы и на утрени четверга V седмицы Поста. Великим назван потому, что содержит до 250 тропарей. Это самое знаменитое его произведение и его можно считать одним из самых лучших творений мировой литературы. Трипеснцы на Повечерии Недели Ваий, равно как и Трипеснцы в первые четыре дня Страстной Седмицы. Каноны на Лазареву Субботу, в неделю Жен Мироносиц, на Рождество Богородицы, на св. Иоанна Крестителя и др. Самогласные стихиры на Рождество Христово, Воздвижение, Сретение, Петров День и ев, Андрея Первозванного.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3501...

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви совершил утреню с чтением Акафиста Пресвятой Богородице в Богоявленском кафедральном соборе 30 марта 2012 г. 19:12 30 марта 2012 года, накануне субботы 5-й седмицы Великого Поста — праздника Похвалы Божией Матери (Субботы Акафиста), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню с чтением Акафиста Пресвятой Богородице в Богоявленском кафедральном соборе в Москве. По традиции перед началом богослужения в Богоявленский собор из крестового Владимирского храма Божией Матери Патриаршей резиденции в Чистом переулке был принесен Серафимо-Дивеевский образ Божией Матери («Всех радостей Радость»), чтимая икона преподобного Серафима Саровского. Предстоятель Русской Православной Церкви благословил иконой верующих, после чего образ был установлен в храме для молитвенного поклонения. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Истринский Арсений ; епископ Воскресенский Савва , наместник Новоспасского ставропигиального монастыря ; архимандрит Елисей (Фомкин) , избранный и нареченный во епископа Урюпинского и Новоаннинского; архимандрит Никифор (Хотеев), избранный и нареченный во епископа Отрадненского и Похвистневского; архимандрит Августин (Анисимов), избранный и нареченный во епископа Городецкого и Ветлужского; архимандрит Варнава (Баранов) , избранный и нареченный во епископа Выксунского и Павловского; протопресвитер Матфей Стаднюк , настоятель Богоявленского собора; духовенство г. Москвы. Завтра, в субботу 5-й седмицы Великого поста, праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Кирилл совершит Божественную литургию св. Иоанна Златоуста в храме Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском в Москве. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/2125829.ht...

Впоследствии обычай приобщаться в Великий Четверг после пищи был единодушно и совершенно уничтожен. Мы имеем постановление Шестого Вселенского собора, по которому отменялась вышеуказанная практика причащения. Значит, до этого собора причащение в Великий Четверг не натощак в некоторых местах продолжало существовать. Постановление 6-го Собора, на которое мы указали, читается так: «Правило отец Карфагенского собора повелевает, дабы священнодействие алтаря (разумеется, Божественная литургия) совершалась не иначе, разве людьми не ядшими, кроме единого в году дня, в который вечеря Господня совершается. Св. отцы оные, может быть по некоторым местным причинам, полезным для Церкви, учинили такое распоряжение. А понеже нас ничто не побуждает оставити благоговейную строгость: то, последуя апостольским и отеческим преданиям, определяем, яко не подобает в четверодесятницу, в четверток последние седмицы разрешати пощение и тем всю четверодесятницу безчествовати» 286 . Для евхаристии употреблялся квасный хлеб, а не опресноки Это прежде всего можно усмотреть из того обстоятельства, что Спаситель совершил первую евхаристию прежде иудейской пасхи, до наступления которой употреблялся обыкновенный хлеб. Св. евангелист Иоанн повествует, что прежде праздника пасхи... вечери бывшей ( Ин. 13:1–2 ) и на другой день иудеи, ведшие Иисуса утром от Каиафы к Пилату, не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху ( Ин. 17:28 ). Евангелист Марк обозначает время страданий и смерти Спасителя пятницей, то есть днем пред субботой ( Мк. 15:42 ). Господь Спаситель не нарушал ни на йоту закона еврейского, а потому и на Тайной Вечере не употреблял опресноков, так как не пришло для этого время. Тайная вечеря, правда, как повествует ев. Матфей, тоже была пасхой, но пасхой Новозаветной, на которой было предложено и новое вещество для пасхи, обыкновенный – квасный хлеб и вино, тогда как в Ветхозаветной употреблялись опресноки с горькими травами. Новозаветная Пасха – это было новое установление.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

4 . Д. Иже во святых отца нашего Андреа, архиепископа Критского, иерусалимита. Родом из г. Дамаска, он до 7 лет был нем и получил дар слова по приобщении св. Тайн. На 14 году, «сласти земная возненавидев», он удалился для подвижнической жизни в Иерусалимскую обитель св. Саввы. Прославившись здесь своим умом и строгой жизнью, он был взят в Иерусалимскую патриархию на должность письмоводителя. В 679 г. он путешествовал в качестве местоблюстителя патриаршего престола в Константинополь на VI Вселенский Собор. Вскоре после собора он был поставлен диаконом великой Софийской церкви и исполнял обязанность «питателя сирот». При Иустиниане II св. Андрей был рукоположен в архиепископа Критского. Скончался он в 712 г. (или позднее). Св. Андрей известен, как проповедник и церковный поэт. «Христову Церковь песнословя» и «украшая», св. Андрей написал великий покаянный канон, читаемый на 1 неделе и в четверток 5 недели Великого поста, канон на Рождество Христово и др., трипеснцы на повечерие недели Ваий и на первые 4 дня Страстной седмицы, стихиры на Сретение Господне и др; Св. Церковь , именуя его «православия столпом и образом целомудрия», свидетельствует, что, «добротами его словес и учений вси вернии наслаждаются». Кондак, гл. 2. Вострубив ясно Божественная сладкопения, явился еси светильник мира светлейший, светом сияя Троицы, Андрее преподобне; темже еси вопием ти: не престай моляся о всех нас. Ап. ( Евр.8:3–6; 318 зач.; Ев. Мф.7:12–21; 21 зач.). Пр. Мары, матери св. Симеона Дивногорца. Св. Марфа, мать св. Симеона Дивногорца (24 мая) – этого, по выражению св. Церкви, «светильника верным», «втораго Самуила» «и восточной стране предстателя», – являет собой живой образец истинной матери христианки, достигшей царствиа Божьего среди мирских забот и искушений. Родом антиохиянка, она «любве ради божественныя» с юных лет стремилась к монашеской жизни, но родители убедили ее выйти замуж. Вскоре муж ее умер и у неё остался на руках единственный сын, на воспитание которого в христианских добродетелях св. Марфа посвятила все свои силы. Гнушаясь «временных и тленных» благ, она в лице самой себя явила образец многих добродетелей: была кротка, незлобива, раздавала щедрую милостыню, посещала больных, по возможности облегчала их страдания и хоронила на свои средства мертвых, строго соблюдая честь вдовства и будучи «единожительница мудрым девам». Посещая своего сына во времена его подвижничества, св. Марфа внушала ему, чтобы он не возносился подвигами. «Непрестанно в молитвах бдящи ж милостыней Богу угождающи», она за год была предуведомлена о своей кончине и удостоилась видения мест райского блаженства праведников. Скончалась пр. Марфа в 551 г. (5 июля) и погребена была при столпе своего сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

" Вторая - написана в 1651 году, что видно из следующей на ней надписи: „Сей святый Нерукотворенный образ Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа написан по вере всех православных христиан на моление и на спасение и на утверждение граду сему лета 7160 году, месяца Сентября в 16 день, а писал многогрешный и недостойный в человех усолья камскаго Федор Евтихиев сын Зубов " . Оклад старинный золоченый, с использованием разноцветных камней и жемчуга. По преданию, данная икона была местной в Спасской церкви над воротами Городища. В 1874 году великоустюжский купец Василий Дмитриевич Власов установил в церкви Всемилостивого Спаса новый резной иконостас, вызолоченный червонным золотом, потратив на это 1150 рублей. В 1919 году Спасская церковь отдана пожарному обществу, позднее переделана в клуб Дома крестьянина. В 1941 году помещение передано госпиталю. Историческое местоположение: Устюжский уезд, Вологодская губерния. В первой половине XVII в. была построена деревянная церковь в честь иконы Нерукотворного образа Спаса. Церковь находилась в башне над входными городскими воротами. Главной святыней храма была икона Нерукотворного образа Спасителя, написанная иеромонахом Симеоном. В 1447 г. эта икона была помещена над воротами, которые вели на деревянный мост, соединявший два городовые укрепления: древнее небольшое, называвшееся " Городищем " , и более позднее, охватывавшее значительную часть посада и называвшееся " Большой осыпью " . В 1447 году, во время моровой язвы 1442-1448 годов, в г. Устюге были установлены крестные ходы из Великоустюжского Успенского собора в Спасовсеградскую церковь, которые совершались ежегодно, в среды и пятницы, начиная со второй седмицы Петрова поста до 16-го августа. На храмовой иконе было написано: " 1447 года, по случаю свирепствовавшей в городе Устюге моровой язвы на людей и скот, по обещнию устюжских граждан, писанием изображен Нерукотворенный Спасителев Образ; по обшествии с оным в крестном хождении вкруг града, и при усердных их в среды и пятки молебствиях Всемилостивому Спасу, язва прекратилась. Нерукотворенный Спасителев Образ поставлен был над градскими вратами того места, куда первоначально древнейшие Устюжане переселились с Гледена... " . Образ Спасителя долгое время находился в Воскресенском приделе Вознесенского собора. В связи с этим в 1823 (1822?) г. в одном корпусе с городскими присутственными местами была устроена новая церковь, иждивением купеческой сестры Марии Юринской и жителей Великого Устюга. Церковь была освящена 27 мая 1823 г. Размеры церкви составляли: длина 11 саж., ширина 4 саж. 1 арш. и высота 4 саж. Престол в честь Спаса Нерукотворного образа. В ней, кроме почитаемой, имелась и другая икона Нерукотворенного образа Спаса, написанная в 1651 г. усольцем Фед. Ев. Зубовым.

http://sobory.ru/article/?object=11670

Так и здесь. Издатель «Толкового Евангелия» из снесения евангельских сказаний между собою основание для порядка времени относительно очищения храма усматривает в благовествовании евангелиста Матфея, излагающего это событие сразу после входа Господня в Иерусалим, с чем согласно и евангелие Луки, и говорит, что у евангелиста Марка, представляющего нам, что упомянутое событие совершилось на следующий день, не наблюдается хронологического порядка, а допущена перестановка событий. 2. Но вот есть другие, также заслуживающие полного внимания толкователи, которые при снесении евангельских сказаний о втором очищении храма (после первого, бывшего три года тому назад в первую Пасху) усматривают, что самое точное и раздельное обозначение порядка событий, последовавших в первый, второй и третий день после входа Господня в Иерусалим, находится именно у евангелиста Марка, который прямо говорит, что Господь изгнал торжников из храма именно на другой день после торжественного своего входа 176 . На этом основании полагают, что у евангелистов Матфея и Луки о том же событии говорится не по порядку времени, и в свою очередь делают перестановку в их повествовании. Такого мнения держался блаженной памяти преосвященный Иннокентий, архиепископ херсонский, который в своих «Последних днях земной жизни Господа нашего Иисуса Христа» об изгнании из храма торжников говорит на другой день после торжественного входа Господня в Иерусалим 177 . На другой же день, или, по нашему счислению, в понедельник Страстной седмицы, полагают это событие и другие излагатели Евангельской истории, как отечественные, так и иностранные 178 . Справедливость требует сказать, что такому мнению – относительно порядка времени в повествовании евангелиста Марка – вполне благоприятствует самый текст его. Но вместе с этим мы не находим достаточного основания изменить то убеждение, что и евангелист Матфей, а после него и ев. Лука также в порядке времени говорят об очищении храма в самый день входа Господня в Иерусалим. 3. Это побуждает нас принять то мнение о порядке времени сказанного события, которого представителем у нас может считаться приснопамятный святитель московский митрополит Филарет. Мнение его выражено в следующем изложении рассматриваемого события: «Вошед в храм (в день торжественного входа в Иерусалим, Господь) изгоняет торжников; исцеляет и торжественные восклицания детей оправдывает пред архиереями и книжниками пророчеством… Вечером возвращается в Вифанию. На другой день проклинает на пути смоковницу, на которой не нашёл плода, и, пришед в Иерусалим, снова очищает храм».

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Архив Пн В день праздника иконы Божией Матери «Живоносный Источник» Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию и водосвятный молебен в Троице-Сергиевой лавре 20 апреля 2012 г. 14:30 20 апреля 2012 года, в пятницу Светлой седмицы, день праздника иконы Божией Матери «Живоносный Источник», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры . Его Святейшеству сослужили: архиепископ Верейский Евгений , председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московских духовных школ ; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник Троице-Сергиевой лавры; наместники и насельники ставропигиальных монастырей в священном сане. На малом входе за усердное служение Церкви Божией и к празднику Святой Пасхи Святейший Патриарх Кирилл удостоил ряд насельников и клириков ставропигиальных мужских монастырей богослужебных наград. За богослужением пели братский хор Троице-Сергиевой лавры (регент — архимандрит Глеб (Кожевников)) и хор Московских духовных школ (регент игумен Лазарь (Гнатив)). По окончании Литургии на площади у надкладезной часовни Святейший Патриарх Кирилл совершил водосвятный молебен, после которого состоялся пасхальный крестный ход вокруг Успенского собора. Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим, собравшимся на площади, с Первосвятительским словом . От лица насельников лавры Его Святейшество приветствовал архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/2173196.ht...

«Достойно», кроме литургии, заключает пение канона на утрене и повечерии и входит в состав отпуста изобразительных; «О Тебе радуется» служит и Богородичным воскресного седальна. История    На инославных литургиях, как восточных, так и западных, нет чего-либо соответствующего «Достойно», несмотря на поминание Пресв. Богородицы в возносительной молитве всех этих литургий (исключая несторианскую), притом в форме, близкой к нашей: «изрядно», «imprimis». Но во всех православных древних литургиях тут всегда какая-либо песнь Пресв. Богородице: в литургиях ев. Марка, ап. Петра и ап. Иакова (X-XIV b.) пред словами «Изрядно» в первых двух непосредственно, а в последней вблизи - священник: «И помяни, Господи, архангельский глас, приглаголющий: Радуйся, Благодатная… благословен плод». В одном списке литургии Иоанна Златоуста: «хор поет: Яко (ς) воистину и праведно есть славити Тя Богородицу… при пении этого хором иерей говорит: Радуйся, Благодатная».    В нек. списках литургии Василия Великого (XIII b. и позднее) отсутствует «О Тебе радуется», а вместо этого:    «затем молится (иерей) так говоря: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою и пр.»;    в других - то и другое.    «Достойно есть», может быть, составлено по образцу «Достойно» (выше) на литургии; о «Честнейшую» - см. Толк. Тип. II, 289—290.    Ныне у греков на литургии Златоуста:    «1-й хор поет гармонически величание (μεγαλυναριον) Богородицы «Достойно есть» на гл. 2»;    на лит. Василия Великого:    «хор 1 просто (χμα): »Ο Тебе радуется» до «прежде век сый Бог наш»; прочее же тропаря медленно и с пением на гл. 1: «Ложесна бо Твоя престол сотвори» и т. д. до конца». Причастен    Последней изменяемой частью литургии является причастен (κοινωνικν) - стих, большей частью псалмический, поющийся во время приобщения священнослужителей в алтаре. Это приобщение, совершаемое в знак особой таинственности при закрытых алтарных дверях и завесе, составляет святейший после момента пресуществления момент литургии, требующий от молящихся особой сосредоточенности. Последняя не могла бы достигаться какою-либо длинною песнью. Тут именно нужен был один краткий и выразительный стих с припевом аллилуиа, отмечающим все важнейшие и радостнейшие моменты богослужения. К той же цели направлен и напев причастна - медленный, спокойный и умиленный, в котором звучат мотивы Страстной седмицы. (Таков, по крайней мере, напев причастна в Киево-Печерской лавре). Пение причастна можно разделить между двумя ликами - по половине стиха, большею частью заключающей самостоятельную мысль (в Киево-Печерской лавре 1-й лик причастен, 2-й аллилуиа).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010