Причащение должно совершаться от единого Хлеба ( 1Кор.11:23 : «Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб» – в единственном числе). Должен быть единый Хлеб, который прелагается в евхаристической Жертве, потом причащают от этого единого Хлеба, который предварительно раздробляется, так же, как и Христос на Тайной вечере, взяв один хлеб, преломил его и раздал Своим ученикам. Вторым веществом для таинства Евхаристии должно быть виноградное вино. На виноградном вине совершил таинство Евхаристии Сам Спаситель. Преподав ученикам Своим чашу со словами: «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета», Он непостредственно присовокупил: «Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое [вино] в Царстве Отца Моего» ( Мф.26:29 ). И т. к. в Палестине употреблялось обыкновенно виноградное вино и на таком, конечно, вине совершил таинство Евхаристии и Христос Спаситель, то и Церковь издревле употребляет для Евхаристии красное виноградное вино, тем более что оно самым видом своим изображает для чувственных очей Кровь Христову. Вино виноградное должно быть цельное, чистое, не смешанное с какой-либо другой жидкостью – этого требует святость и величие таинства. Но при совершении таинства это цельное вино растворяется водой, потому что и Христос, по свидетельству Предания, согласно восточному обычаю, употребил на Тайной вечере вино, растворенное водой. Кроме того соединение вина с водою имеет еще и особое значение, напоминая, что во время крестных страданий Господа из прободенного ребра Его «изыде кровь и вода» ( Ин.19:34 ). Священнодействие, во время которого совершается таинство Евхаристии и без которого оно не может быть совершено, есть литургия. В самой литургии особое место занимает Евхаристический канон, а в Евхаристическом каноне особое значение имеет эпиклéза – призывание Духа Святого на Церковь , т. е. на евхаристическое собрание и на предложенные Дары. Особо следует выделить следующие моменты:

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Разгадка кажущегося противоречия между утверждениями о послушании Иисуса воле Отца и о добровольном характере Его смерти заключается в том, что у Отца и Сына – единая воля. Смерть Сына Божия является одновременно Его послушанием воле Отца и Его собственным подвигом, добровольно совершаемым ради людей. Это единство двух воль – Отца и Сына – проявляется в молитве Иисуса в Гефсиманском саду. Она передана авторами синоптических Евангелий в четырех разных вариантах: «Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» ( Мк.14:36 ); «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» ( Лк.22:42 ); «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» ( Мф.26:39 ); «Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» ( Мф.26:42 ). При всей вариативности передачи молитвы ее содержание у всех Евангелистов оказывается одинаковым: Иисус молится Отцу, чтобы, если возможно, Его миновала чаша страданий, но при этом проявляет абсолютное послушание божественной воле. Его собственная воля сливается с волей Отчей. Распятие Господне. Икона. 2-я пол. XIV в. (собрание Вселенской Патриархии в Стамбуле) Только добровольным характером смерти Иисуса можно объяснить тот факт, что Он никоим образом не пытался смягчить остроту конфликта, возникшего между ним и фарисеями в самом начале Его проповеди. Его целью было не спасти собственную жизнь (что Он, наверное, без труда мог бы сделать, если бы захотел), а пострадать и «отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф.20:28 ; Мк.10:45 ). Этот искупительный характер страданий Иисуса на кресте подчеркивают Евангелисты – в том числе через аллюзии на ветхозаветные пророчества о страждущем Мессии. В одном из этих пророчеств говорится: «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» ( Ис.53:7 ). Здесь, с одной стороны, показано безропотное послушание страждущего Мессии воле Божией, с другой – подчеркивается добровольный характер Его страданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Размышления перед Почаевской иконой Богородицы На некоторых изводах иконы фигура Христа – словно сердце. Евхаристия и есть сердце Церкви 5 августа, 2015 На некоторых изводах иконы фигура Христа – словно сердце. Евхаристия и есть сердце Церкви В день, когда Церковь празднует память Почаевской иконы Богородицы, Ольга Шульчева-Джарман делится с читателями «Правмира» своими размышлениями Двумя руками держит Христа Богородица – и в одной из рук Ее плат. Держит Церковь в дланях своих Того, кто простер длани на Кресте, Того, кто подал ей Чашу Своей Крови. Словно живая Чаша – фигура Младенца, или, на других изводах — словно укрух Хлеба. Ольга Шульчева-Джарман «Распростертыма дланьма на Кресте, отеческаго исполнил еси благоволения, благий Иисусе, всяческая. Темже победную песнь Тебе вси поим» (Канон воскресный, гл.6). В соприкосновении ликов – символ теснейшего Богообщения. Церковь общается со Христом не просто в молитве – это знала и Церковь Ветхого Завета. Нет – здесь Тот, кто более Авраама, и дает в пищу Плоть Свою, ибо Плоть Его – воистину есть брашно бессмертия (Ин.6:55). В тайне Евхаристии Церковь общается со Христом, и видит Его лицем к лицу (1 Кор.13:12), познавая Его, восходя от силы в силу, ибо явился в Сионе, Горе святой Своей, Бог (Пс.83:7). «Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Духа Господня», — пишет о тайне Евхаристического общения со Христом Воскресшим святой апостол Павел (2 Кор. 3:18). «Как в воде лицо — к лицу, так сердце человека — к человеку» (Притч 27.19). Христос открылся Церкви Своей, омывшейся, крестившейся в Него водами Крещения, и пришедшей к священной трапезе. Древний священный образ камня – олицетворение святынь Авраама и детей его, скитальцев и сновидцев – наполнен новым смыслом, обновлена юность упования Авраамова и детей его, скитальцев и сновидцев – наполнен новым смыслом, обновлена юность упования Авраамова. Не просто свято место сие, это Дом Божий (Быт. 28, 17), наполненный не дымом кадильным от ветхого ладана Ааронова, но вознесенная превыше небес Скиния, основанная на камне, Скиния Бога с человеками.

http://pravmir.ru/razmyishleniya-pered-p...

Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного. И воскресшего в третий день согласно Писаниям. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону от Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, егоже Царствию не будет конца. И снова грядущего со славой, чтобы судить живых и мертвых. Его Царству не будет конца. И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки. И в Духа Святого, Господа животворящего, Который исходит от Отца, Которому вместе с Отцом и Сыном воздается поклонение и слава, Который говорил через пророков. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь . Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь Вера Символ веры начинается со слова «Верую». Оно указывает на веру как основу взаимоотношений между человеком и Богом. В христианском понимании вера – не просто интеллектуальная или рациональная убежденность в существовании Бога, в существовании иного мира, высших сил. Вера – это образ жизни, основанный на богообщении. Вера предполагает личную встречу человека с Богом. Апостол Павел дает следующее определение: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом... Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» ( Евр.11:1, 3 ). И приводит в пример библейского патриарха Авраама: «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой... ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог... Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака... ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить» ( Евр.11:8–10, 17, 19 ). Своей жизнью Авраам показал, чтó такое вера и какой она должна быть. Верить – значит доверять, любить, слушаться. Верующий доверяет Богу больше, чем самому себе, любит Бога больше, чем самого себя, стремится исполнять Его повеления больше, чем свою волю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

С веками служение диаконов было переосмыслено в сторону большей вовлеченности в литургическую жизнь Церкви, а социальное служение перешло в руки мирян. Однако необходимость в этом служении Церковь ощущала всегда, хотя не всегда гражданская власть позволяла Церкви заниматься социальной деятельностью и благотворительностью (в частности, во времена гонений на Русскую Церковь в ХХ веке такая деятельность была запрещена). Возрождение церковной жизни после падения атеистического режима сопровождалось и возрождением социальной деятельности Церкви – как на общецерковном уровне, так и на уровне отдельных епархий и приходов. В этом контексте молитва о «поминающих убогия» вновь обрела актуальность в качестве напоминания о призвании Церкви заботиться о бедных, обездоленных, инвалидах, престарелых и всех социально незащищенных членах церковных общин. Прославление имени Божия За ходатайственными молитвами следует возглас священника: И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. И дай нам едиными устами и единым сердцем прославлять и воспевать Твое самое почитаемое и великолепное Имя: Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Хор отвечает: «Аминь». Выражение «единеми усты и единем сердцем» напоминает нам приведенные выше слова из книги Деяния: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» ( Деян 4:32 ). Можно также вспомнить слова апостола Павла: «Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» ( Рим.15:5–6 ). Церковь – это единый организм, единое Тело Христово ( 1Кор.12:27 ). В одном теле могут быть только одно сердце и только одни уста. Единомыслие и единодушие членов церковной общины должны проявляться в единой хвале, воспеваемой всеми ее членами вместе. В древней Церкви призыв к молитве «единеми усты» имел вполне конкретное выражение в том, что пение было всенародным и унисонным: об этом мы подробно говорили в первой части книги. Во многих Поместных Церквах, в том числе на всем греческом Востоке, унисонное пение сохраняется до сего дня. В некоторых епархиях также практикуется всенародное пение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Священник и диакон перед престолом Три Лица Святой Троицы почитаются как имеющие равное Божественное достоинство, как единосущные (то есть имеющие одну Божественную сущность) и нераздельные (то есть не отделимые Одно от Другого). Хотя источником Божества в Троице является Отец, от Которого рождается Сын и исходит Святой Дух, это первенство Отца не делает два других Лица подчиненными Ему: все три Лица равны между Собой. У них общее Царство, которое пребывает «ныне и присно и во веки веков», то есть неподвластно времени, не имеет прошлого, настоящего или будущего, но имеет вечное бытие. Слово «Аминь», которым завершаются все заключительные славословия каждой из молитв Литургии, заимствовано из древнееврейского богослужебного культа. В греческом языке, на котором было написано Евангелие и на котором до нас дошли литургические рукописи древней Церкви, оно представляет собой транслитерацию еврейского и арамейского слова «аминь» (евр., арам. греч. μν), означающего: «истинно», «воистину так» 599 . Иисус Христос часто употреблял это слово. Когда Он хотел что-либо подчеркнуть, Он начинал фразу со слов «истинно говорю вам» (μν λγω μν): эту формулу, согласно синоптическим Евангелиям, Он употреблял очень часто. В четвертом Евангелии регулярно употребляется формула с удвоенным «аминь»: «истинно, истинно говорю вам» (μν μν λγω μν). Удвоение с целью подчеркивания – характерный прием семитской речи. Возможно, Иоанн в передаче данной формулы ближе к ее оригинальному арамейскому звучанию, чем синоптики. Кратким славословием Бога и словом «аминь» Спаситель закончил молитву «Отче наш». Впоследствии все другие молитвы, появлявшиеся в обиходе христианской общины, строились по тому же принципу: они заканчивались славословием, к которому в непременном порядке присоединялось слово «аминь». Царство Небесное в проповеди Иисуса Христа Тема царства – одна из центральных в христианском благовестии. Земное служение Христа началось словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.3:2 ). На вопрос Пилата: «Ты Царь Иудейский?» Иисус отвечает: «Ты говоришь» ( Мф.27:11 ). Но добавляет: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда» ( Ин.18:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Семь светильников (4, 5) символизируют Духа Святого. Хвалебные песни – это славословие Богу как Творцу и Вседержителю. Они соответствуют тем благословениям из иудейского богослужения, которые унаследованы и христианской традицией 1114 . Евхаристия (Евхаристический канон Божественной Литургии) также начинается с хвалы Богу как Творцу и своим смысловым центром имеет ангельское славословие «Свят, свят, свят Господь...» (ср. Ис. 6, 3 ). Следующее славословие в иудейской традиции – прославление Бога как Искупителя, как Дарителя Закона и как Того, Кто избрал Свой народ и заключил с ним Завет. Именно это мы и читаем ниже, в гл. 5, где речь идет об Агнце. Иудейская богослужебная форма наполняется здесь уже чисто христианским содержанием, что опять-таки и сейчас прочно удерживает христианская, в том числе православная литургическая традиция. Так, Сидящий на престоле держит книгу, запечатанную семью печатями (5, 1), но никто не может раскрыть ее. Св. Иоанн пишет: И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее (5, 4). Но вот появляется «Агнец как бы закланный» (5, 6), о котором сказано, что это «лев из колена Иудина» (5, 5). Именно Он и может раскрыть книгу. Здесь поется новая песнь – песнь об искуплении, но не о том, что было в Ветхом Завете, а что совершилось во Христе: 9 Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, 10 и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле (5, 9–10). Эта песнь отзывается многоголосым хором всех тварей, поющих гимны, восхваляющие Агнца: 12 Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. 13 ... Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков (5, 12. 13). Опять-таки заметим несомненное сходство этих славословий с нашими евхаристическими молитвами, в которых также высказывается благодарение Богу за искупление и заключение Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Слова о прославлении пречестного и великолепного имени Божия являются частью того культа имени Божия, которым пронизано православное богослужение. Этот культ восходит ко временам Ветхого Завета, а в новозаветную эпоху он получил новое осмысление и развитие. Библейское понимание имени Божия В Библии имя воспринимается как полное и действительное выражение именуемого предмета. На языке Библии имя – не просто условное обозначение того или иного лица или предмета: имя указывает на основные характеристики своего носителя, являет его глубинную сущность. Узнать чье-либо имя означало войти в связь с носителем имени. Наречь имя предмету или лицу значило войти в обладание им, понять его внутреннюю суть. В контексте такого восприятия имени узнать имя Божие означало бы познать сущность Божию. Поэтому Бог в Библии предстает как существо таинственное и неименуемое. В библейском рассказе о борьбе Иакова с Богом Иаков спрашивает об имени Божием, но не узнает его: И остался Иаков один. И боролся Некто с ним, до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его, и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня; ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там. И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя ( Быт.32:24–30 ). Это повествование, которое в христианской экзегетике толковалось по-разному 941 , говорит о неименуемости Бога. Характерно, что всё общение Иакова с Богом происходит в сфере имен: Бог благословляет Иакова через наречение ему нового имени, что знаменует вступление Иакова в более тесные взаимоотношения с Богом; Иаков благословляет Бога через наречение имени месту, на котором присутствие Божие стало для него видимым; но при этом само священное имя Божие остается неназванным. Однако на вопрос об имени Божием Иаков не получает ответа. В то же время Иаков говорит о том, что видел Бога «лицом к лицу», и называет место видения именем «Пенуэл», что означает «лицо Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Словосочетание «исполнение закона» встречается у апостола Павла 1082 , однако в данном случае, очевидно, мы имеем аллюзию на слова Христа: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» ( Мф.5:17 ). В языке Иисуса Христа терминологическая пара «закон и пророки» указывает на значительную часть Священного Писания, которое нам известно под именем Ветхого Завета. Термин «закон» указывает прежде всего на «повеления, постановления и уставы, которые изрек Моисей сынам Израилевым» ( Втор.4:44 ). В широком смысле «закон» – это вся совокупность культовых установлений, нравственных предписаний и гражданских законов, содержащихся в Пятикнижии Моисеевом 1083 . Под «пророками» понимаются Книги Иисуса Навина и Судей, 1–4 Книги Царств, а также все книги пророков, за исключением Даниила. Только эти книги читались на богослужебных собраниях в синагоге (прочие библейские книги не читались, а псалмы пелись в качестве молитв) 1084 . В раннехристианской Церкви словосочетание «закон и пророки» употреблялось для обозначения Ветхого Завета в целом. Ветхий Завет читался через призму новозаветного откровения: в нем видели прежде всего непрерывную цепь пророчеств о Христе. А во Христе видели «исполнение» закона и пророков, то есть ту цель, ради которой был написан весь Ветхий Завет. Спасение через Христа было главной темой пророческих писаний, утверждает апостол Пётр: «К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу» ( 1Пет.1:10–11 ). Евхаристия включала в себя воспоминание обо всей ветхозаветной истории, увенчанием которой стало пришествие в мир Спасителя. И под конец Литургии Церковь устами священника обращается к Тому, Кто является «исполнением закона и пророков», Кто исполнил весь замысел Бога Отца о спасении рода человеческого, прося, чтобы Сам Христос наполнил сердца причастников радостью и весельем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Сотворение человека. Мозаика базилики СанМарко, Венеция. XIII в. Обратимся к содержанию рассматриваемой части анафоры. Она начинается с благодарения за сотворение человека. Речь идет прежде всего о том первом творении первых людей, о котором рассказывается в Библии ( Быт.1:26–30; 2:7 ). О сотворении мира и людей из ничего говорится и во 2-й Книге Маккавейской, где приводятся слова матери, обращенные к одному из сыновей, которым грозила смерть за отказ от несоблюдения отеческих законов: «…Посмотри на небо и землю и, видя всё, что на них, познай, что всё сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий» ( 2Мак. 7:28 ). Однако судьба каждого конкретного человека неотделима от судьбы первых людей. Именно поэтому в молитве использовано местоимение «нас», указывающее на то, что молящийся отождествляет себя с Адамом и Евой, включает свою собственную историю в их историю. Поэтому и благодарение за сотворение человека включает в себя благодарность каждого молящегося за дар жизни, полученный от Бога. В современном мире доминирует представление о рождении как результате физиологического процесса, который можно регулировать при помощи разного рода медицинских и иных средств. В библейской традиции сохраняется понимание жизни как священного дара, который каждый человек получает от Создателя. Мать из 2-й Маккавейской книги говорит своим сыновьям: «Я не знаю, как вы явились во чреве моем; не я дала вам дыхание и жизнь; не мною образовался состав каждого. Итак, Творец мира, Который образовал природу человека и устроил происхождение всех, опять даст вам дыхание и жизнь с милостью, так как вы теперь не щадите самих себя за Его законы» ( 2Мак. 7:23–24 ). Здесь выражено то благоговение перед тайной рождения, которое проистекает из религиозного мировоззрения. Сотворение Адама и Евы. Грехопадение. Фрагмент иконы «Сотворение человека». XVII в. (ПереславльЗалесский музей-заповедник) Грехопадение первых людей стало причиной их изгнания из рая ( Быт.3:1–24 ), однако Бог, как говорится в анафоре, не отступил от них, делая всё необходимое для их спасения. О каких действиях Бога идет речь? Ответ мы находим в анафоре Василия Великого , где эти действия перечисляются: «Пророки послал еси, сотворил еси силы святыми Твоими, в коемждо роде благоугодившими Тебе, глаголал еси нам усты раб Твоих пророков, предвозвещая нам хотящее быти спасение, закон дал еси в помощь, ангелы поставил еси хранители. Егда же прииде исполнение времен, глаголал еси нам Самем Сыном Твоим…» Вся ветхозаветная история человечества являет Промысл Божий о спасении людей, выражавшийся в том, что Бог вновь и вновь посылал им Своих вестников. Когда же пришла полнота времени, послал к ним Своего Единородного Сына ( Гал.4:4 ), что стало последним и наивысшим Откровением, дарованным людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010