Поэтому безосновательной софистикой следует назвать следующее рассуждение владыки Александра: «Когда Библия говорит, что икс есть сын игрек, то мы должны только понимать, что он является потомком , а сколько между ними поколений – утверждать нельзя " 1136 . Заявление вполне абсурдно. Из него вытекает, будто Сиф «является потомком», а не сыном Адама; Исмаил и Исаак «являются потомками», а не сыновьями Авраама; близнецы Исав и Иаков являются дальними «потомками» Исаака и Ревекки; царь Давид был не седьмым сыном, а каким-то родственником Иессея; царь Соломон также своему отцу Давиду «является потомком», а не сыном. Наконец, если под «игреком» разуметь имя Пресвятой Богородицы Марии, а под «иксом» имя Иисуса, то по оценке епископа Александра получается, что «сколько между ними поколений – утверждать нельзя», и это при том, что в Символе веры мы исповедуем воплощение Господа «от Духа Свята и Марии Девы». Выводы умопомрачительные, исторически безграмотные и хульные. Дерзко и безумно было бы отрицать на основании таких эволюционистских «аргументов» родословие Спасителя, представленное апостолами и благовестниками Матфеем в 1-й главе и Лукой в 3-й главе их Евангелий. 12. Лингвистическое «обоснование» эволюционного происхождения человека Епископ Александр утверждает: «Законы природы должны были содействовать Творцу в достижении конечной цели: созданию человека» 1137 . По нашему разумению, это утверждение противоречит библейскому свидетельству о создании Богом Адама из праха земного. Однако, автор сделал смелую попытку обоснования эволюционного происхождения человека посредством лингвистического анализа библейского текста. На взгляд читателя, не знакомого с древнееврейским языком, его концепция может на первый взгляд показаться убедительной и даже изящной. Владыка Александр обращает внимание на то, что в еврейском тексте книги Бытия встречаются два различных глагола: ( бара ) , «сотворил» и ( аса ) , «создал». Далее он подчёркивает, что «говоря о человеке, пророк Моисей употребляет оба слова: сначала в Быт.1:26 – слово создал (евр. asa , англ. made), а позже в 1:27 – слово сотворил (евр. bara , англ. created) " 1138 . Как полагает владыка, такая последовательность глаголов в тексте Торы означает, что сперва путём длительного эволюционного процесса (реализуя действие аса ) Бог подготовил тело человека, а потом (реализуя действие бара ) Господь мгновенно завершил создание Адама как духовной личности: «Не дополнительное ли здесь указание на два момента в создании человека? Сначала – его физической оболочки антропоидов , а потом наделение душой одного из них, который стал историческим Адамом?» 1139 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Еще одним камнем преткновения, спровоцировавшим ложный поток мудрований, явился для Виктора Вейника заявленный Библией факт творения мира Богом из ничего (в святоотеческой терминологии– из не-сущего). О такой особенности творения говорит глагол «бара» (евр.– «сотворил из ничего») в Быт.1:1: «В начале сотворил Бог небо и землю». Свт. Феофил Антиохийский по этому поводу во II веке писал: «Что великого, если Бог создал мир из готовой материи? И человек-художник, если получит от кого вещество, делает из него, что захочет. Могущество Бога обнаруживается в том, что из ничего творит, что хочет» (Послание к Автолику, II, 4). Рассуждения Виктора Вейника решительно расходятся со святоотеческими: «Как можно сделать что-то «из ничего»? Чтобы в этом разобраться, приведем из Библии другие аналогичные фразы: «Он повесил землю ни на чем» ( Иов. 26:7 ), «из невидимого произошло видимое» ( Евр. 11:3 ); этих фраз вполне достаточно. Теперь нам известно, что слова «ни на чем» в первой цитате относятся к невидимому и неощутимому, весьма тонкому вещественному гравитационному нанополю. Стало быть, все дело не в отсутствии строительного вещества, а в его невидимости. Следовательно, видимые вещественные небо и земля сотворены Богом из невидимых веществ, но именно из веществ, то есть фактически все на свете вещественно, материально. Это еще один сокрушительный удар по наивному материализму, ибо утрачивает смысл даже само название, используемое атеистами для противопоставления материального духовному» (I, с. 139). Трудно назвать «наивным материалистом» или «атеистом» свт. Иоанна Златоуста , но он решительно возражает Виктору Иозефовичу: «И какое ты можешь иметь оправдание, какое извинение, когда так безумствуешь и мечтаешь о том, что выше твоей природы? Говорить, что все произошло из готового уже вещества и не признавать, что Творец вселенной произвел все из ничего– знак крайнего безумия» (Беседы на книгу Бытия, II, 2). Итак, по учению Церкви, Бог, являясь абсолютной Личностью, не нуждался для сотворения мира ни в каком материале, ни в видимом, ни в невидимом, и весь мир создал по мановению Своей воли. Начало мира явилось и началом самого времени: «день первый», «день второй» ( Быт. 1:5-31 ) и т. д. До начала творения мира не было ни времени, ни какой-либо материи: был лишь один вечный Бог. Поэтому, говоря о том, что глагол «бара», употребляемый в первых строках книги Бытия, указывает на использование Богом невидимого «строительного вещества», Виктор Вейник утверждает, что Бог совечен материи и не является абсолютным Творцом.

http://azbyka.ru/fiction/pochemu-ya-very...

Подобно говорит и прп. Ефрем Сирин : «И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему, т.е., чтобы властен он был, если хочет повиноваться Нам» 123 . В человеческой власти повиноваться Богу или нет. Образ Творца в человеке проявляется и в наделенности человека удивительным даром – творческой способности. Св. Григорий Палама отмечает творческую способность человека, как способность преимущественную даже над ангелами, ибо они только лишь суть служебные духи ( Евр. 1:14 ). Бог творит – «бара». И человек не только производит (йецер) и создает (аса), чего не лишены и животные (например, муравьи, пчелы, кроты), но и творит (бара)! Творит, конечно, не самовластно, а в Боге, ведь он – образ, подобие, а не Сам Творец. Итак, все, что в Боге, то и в человеке, как образе Его. Богоустремленность человека Образ Божий раскрывается в человеке в его богоустремленности. Образ возвращается к Первообразу. Человек способен к духовной жизни, которой нет у животных. У человека есть религия. Душа человека по природе христианка, – писал Тертуллиан 124 . Когда у человека забирают веру, как, например, во время революций, то он тут же создает лжеверу. Так, марксизм-ленинизм играл именно некую религиозную (точнее лжерелигиозную) роль в странах социализма. Но и истинная вера, непременно, изнутри самого человека, возвращается вновь. Сдать ее в музей невозможно. Так и блаж. Августин, пройдя многие духовные скитания, сказал: «И все-таки, славословить Тебя хочет человек, частица созданий Твоих... ибо Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе« 125 . Св. Филарет Московский также полагает образ Божий »в действительном совершенстве духовных сил, устремленных к Богу, и от Него непосредственно приемлющих впечатления истины и блага» 126 . Так и архимандриты Алипий и Исайя в «Догматическом богословии» отмечают, что св. отцы «иногда образ Божий отождествляют со способностью души познавать Бога, приобщаться Божественной жизни и исполняться Святым Духом " 127 . Человек – микрокосмос, и, как таковой – образ Божий

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

20–23 стихи В пятый день творения являются первые живые обитатели земли. Творческое слово Господа, обращенное к водам, должно понимать в том смысле, что воды становятся обиталищем живых существ, приводимых к бытию новым творческим актом Бога. Здесь во второй раз употребляется глагол «бара», то есть творение без готового материала, творение животной жизни «из ничего». В этот день явились пресмыкающиеся. Еврейское слово «шерец» имеет значение «многородящие» – наименование, вполне приложимое к рыбам и другим водным и земноводным животным. Вторым видом живых существ, явившихся в пятый день, были различные виды и породы птиц. Дело творения пятого дня заканчивается благословением, которое произносит Творец новосозданным тварям. Этим дается способность к размножению и продолжению рода. 24–25 c тихи При творении в шестой день четвероногих животных Господь обращается с творческим словом к земле: «да произведет земля душу живую». Это значит, что телесный состав тварей приспосабливается к земле, как к месту их обитания. 26–28 стихи О высоких преимуществах природы человека свидетельствует то, что во-первых, создание человека совершается после особого божественного совета; во-вторых, человек творится по образу и подобию Божию, и наконец, поставляется господином и владыкою всей земли и всех сотворенных тварей. Совет Божий пред сотворением человека, по толкованию святых отцов и учителей Церкви, свидетельствует об особенном участии всех лиц Святой Троицы в создании человека. Словами «рече Бог» указывается единство божества, а прибавлением «сотворим» – число лиц. Что касается образа и подобия Божия, то между ними следует полагать различие. Образ Божий, по учению отцов Церкви, состоит в свойствах и силах человеческой души – ее духовности и бессмертии, разуме и свободной воле, а подобие – в направлении этих сил и способностей к Богу, в свободном развитии и усовершенствовании данных Богом духовных сил до уподобления Творцу ( Лев. 19:2 ; Мф. 5:48 ). Как образ и подобие своего Творца, как последнее и высшее создание на земле, человек является и владыкою природы, господином земли и всего животного мира. О самом акте творения оказано: «И, сотвори («бара») Бог человека (евр. «адам»), указывая этим, что создание человека было новым творческим актом: подобно первоначальному творению (1) и животной жизни вообще (21). Благословением Бог давал, вместе с владычеством над землею, и способность рождения подобных себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

      Глава 1. Начало Первая книга Священного Писания – книга Бытия – охватывает собой период от сотворения мира до переселения патриарха Иакова со своими сыновьями в Египет и заканчивается кончиной Иакова и погребением его и смертью Иосифа. В книге можно выделить три больших раздела. Первый раздел – это сотворение мира, которое описывается в первых двух главах. Второй – история первого мира, начиная с падения человека и кончая гибелью этого первого мира в потопе (3–8 гл.). Третий период – это история патриархальной церкви, как ее называет святитель Филарет Московский, начавшаяся после потопа, которая, собственно, охватывает собой всю оставшуюся часть, то есть с конца восьмой по пятидесятую главу книги Бытия. Здесь сначала идет речь о жизни людей после потопа, от Ноя до Авраама, а затем повествуется о происхождении и образовании избранного народа. Этот последний раздел содержит в себе четыре части, посвященные патриарху Аврааму, его сыну Исааку, внуку Иакову и правнуку Иосифу. В этой главе мы рассмотрим описанные в книге Бытия события от сотворения мира и грехопадения до обновления мира водами потопа. 1.1. Библейский рассказ о сотворении мира Повествование книги Бытия начинается с описания сотворения мира: «В начале сотворил Бог небо и землю». Я не стану разбирать подробно состав каждого дня творения, поскольку этому посвящена обширная и доступная литература. Акцентирую внимание на наиболее важных вопросах. Прежде всего, нужно отметить само слово «сотворил» (евр. бара). «Берешит бара Элогим», – начинается этот отрывок по–еврейски. Слово «бэрешит» кроме Быт. 1: 1 встречается в Писании еще 4 раза (Иер. 26: 1, 27: 1, 28: 1, 49: 34) в одном и том же контексте: «в начале царствования». В значении «сотворил» здесь употребляется глагол, который в Писании никогда больше не прилагается к каким-то действиям человеческим, то есть тем самым в рамках доступных для нас языковых средств нам внушается мысль, что действительно произошло нечто совершенно новое, а именно в этом мы видим указание на творение из ничего. А в греческом тексте для обозначения творения употребляется глагол «пио» – глагол, который употребляется также для обозначения поэтического творчества: Бог здесь представляется как Творец, как сочинитель, как поэт, художник, который творит этот мир.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

      ст. 12       Сотвори… — Употребленный здесь глагол БАРА отличается от всех остальных древнееврейских глаголов со значением «делать» тем, что в качестве подлежащего при нем бывает только Бог. Первоначально в этом семитском корне не было ничего «теологического» , например, в древних южноаравийских языках он значил просто «строить». Но в древнееврейском языке Библии этот глагол употребляется только тогда, когда речь идет о создании Богом чего-то нового и неслыханного — например, о сотворении мира, человека, чудищ морских, о создании Израильского народа, о Боге, творящем чудеса. Таким образом, воссоздание в кающемся «сердца чистого» уподобляется в псалме творению неба и земли, ср. Ис 65, 17 «Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце».       Эта особенность еврейского текста была потеряна в греческом и других переводах на языки, где нет такого «теологического» глагола, как еврейск. БАРА.       ст. 12-14       дух правды, дух святой, дух благой — Евр. РУАХ означает «дыхание», «дуновение», «ветер», «дух». Человек и живые существа живут, потому что в них есть «дух жизни» (или «дыхание жизни»). Состояние человека (мудрость, ревность, злоба) описывается как «дух» мудрости, «дух» ревности или «дух» злобы, обитающий в человеке. Источником «духа жизни», «духа мудрости» и под. является Бог. «Дух Божий» обитает в Иосифе (Быт. 41, 38), «святой дух» Бога — в Моисее (Иса 63, 11). «Дух», о котором идет речь в этих строках, приносит жизнь, добро и близость к Богу. Считать, что псалмопевец говорит здесь о Духе Божьем в новозаветном или святоотеческом понимании — как о Третьем Лице Святой Троицы — было бы несомненным анахронизмом.       ст. 14       …верни мне радость… — Корень ШУВ очень важен в еврейском языке: этим глаголом описывается возвращение рассеянного по миру Израиля в Иерусалим, и этим же глаголом описывается покаяние — как «возвращение» человека к его нормальному состоянию, к Богу. Греческий и славянский переводы («дай радость») утратили оттенок того, что речь идет именно о возвращении к прежней радости.

http://e-vestnik.ru/analytics/50-y_psalo...

Разделы портала «Азбука веры» Элогим (Элоим, Элохим) – одно из имен Божиих , отражающее Божественное всемогущество и прикровенно указующее на тайну Святой Троицы Имя Элогим встречается в Библии применительно к Богу Израиля 2 тысячи раз. Оно представляет собой множественное число от евр. Элоах, что значит Бог или Могущественный. В переводе оно означает Силы, Могущества, Божественные действия, то есть изображает множественное величие Бога, раскрывающего Себя во всемогущих деяниях. Формально слово Элогим может быть переведено как «боги», однако именно в Библии такой перевод совершенно неприменим. Все дело в том, что Библия всегда согласует имя Элогим с глаголами и прилагательными в единственном числе. Например: Берешит бара («В начале сотворил Бог…» – Быт.1:1 ). Такое согласование служит несомненным указанием на тайну Святой Троицы, явленную во всей полноте в Новом Завете. Указания на троичность (множественность) Лиц в Боге в Ветхом и Новом Завете В Ветхом Завете имеется достаточное количество указаний на троичность Лиц, а также прикровенные указания на множественность лиц в Боге без указания конкретного числа. Об этой множественности говорится уже в первом стихе Библии : «Вначале сотворил Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ). Глагол «бара» (сотворил) стоит в единственном числе, а существительное «элогим» – во множественном, что буквально означает «боги». «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» ( Быт.1:26 ). Слово «сотворим» стоит во множественном числе. То же самое: «И сказал Бог: вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло» ( Быт.3:22 ). «Из Нас» – тоже множественное число. Стихи где речь о Вавилонском столпотворении: «И сказал Господь: …сойдем же и смешаем там язык их” ( Быт.11:6–7 ), слово «сойдем» – во множественном числе. Святитель Василий Великий в Шестодневе (Беседа 9), следующим образом комментирует эти слова: «Подлинно странное пустословие – утверждать, что кто-нибудь сидит и сам себе, приказывает, сам над собою надзирает, сам себя понуждает властительно и настоятельно. Второе – это указание собственно на три Лица, но без наименования лиц и без их различения». XVIII глава книги «Бытия», явление трех Ангелов Аврааму. В начале главы говорится, что Аврааму явился Бог, в еврейском тексте стоит «Иегова». Авраам, вышедши навстречу трем странникам, кланяется Им и обращается к Ним со словом «Адонаи», буквально «Господь», в единственном числе. Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/elogim

28–30). Шестый день творения кончился Божественным созерцанием всего творения: «и се добро зело» (сд. 31). Таким образом, в шесть дней совершенно было Богом образование и устроение неба и земли и всего, что наполняет и украшает их (гл.2:1). В день седьмый не было новых дел творения, Бог «почил», что означает веселие и торжество Божьего всемогущества и любви, проявившихся в совершенстве и гармонии тварей (ср. Притч.8:30–31 ). Посему Бог «благословил и освятил» этот день (ст. 2–3). Чтение текста по Библии с изъяснением Ответы на вопросы 1. Как сотворил Бог ммр? – «В начале», т. е. прежде бытия всякой твари и прежде самого времени, Бог (Элохим; из ничего призвал к бытию (евр. «бара» 31 ) – творить из ничего) весь этот видимый мир: «небо это и землю эту» (τω οραωω κα τν γν... ср.2:1). «Невидимые» обитатели небес, ангелы ( Кол.1:16 ), вероятно, созданы были также «в начале» (сн. Иов.38:6–7 ). Земля (а вероятно и другие планеты) была в жидком и газообразном состоянии, покрыта непроницаемою тьмою и вообще «неустроенна» в своих формах и «пуста», т. е. без обитателей. Это – первое творение. Потом земля творческим действием Слова Божия постепенно, в продолжении 6-ти дней, образовывалась и населялась обитателями. Это – второе творение, или образование земли и приведение в совершенство тварей земных. По разумению св. отцов, в творении мира принимали учасие все три лица св. Троицы, – именно «Бог (Отец) сотворил мир чрез Сына в Духе Святом» (см. Рим.11:36 и др.). В самом Моисеевом сказании о творении мира видят указание на участие в творении всех трех лиц Божества, именно: в слове «Элохим» (т. е. с еврейск. Боги, – во множ. числе), каким именем называется Бог в первом стихе Бытия, хотя глагол «бара» при этом стоит в единственном числе; в частности на Духа Святого указывается во 2-м ст. «и Дух Божий ношашеся» и пр., а на второе лицо Св. Троицы, Сына Божия, – в дальнейшем рассказе словами: «и рече Бог», т. е. Бог Отец сотворил мир Словом, или чрез Ипостасное Слово (сн. Пс.32:6 ; Притч.8:22–29 ; Ин.1:2–3 и др.). 2. Что означает выражение: «Дух Божий ношашеся верху воды» (ст. 2)? – В этом выражении животворящее и охранительное на мертвую и неустроенную (стремящуюся к разрушению, уничтожению) земную материю действие Святого Духа, третьяго лица Св. Троицы, изображается под образом парящей, распростирающейся над гнездом своим птицы ( – πεφρετο – «ношашеся»... ср. Вт.32:11; Мф.3:16 и Деян.2:2 ). Наитие Святого Духа проливало в мертвенную земную материю начатки жизненных сил, сообщало ей как бы зародыши всех будущих жизненных явлений на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

31 Глагол бара употреблен в повествовании и творении в стихе 1-м, в ст. 21-м и в ст. 27-м, след. из ничего сотворены «небо и земля», т. е. ангелы и материя неорганическая, души животных и дух человека по образу Божию. 32 Только на рыб и птиц, а не земных животных, вот, что земля назначена для размножения человека. 33 Указание на лица св. Троицы св. отцы видят в выражении: «сотворим»... «нашему» (1:26; сн.2:18; 3:22; 11:7). 34 Адам-слово еврейское; оно означает существо подобное Богу, подобный, уподобляющийся: »сотворим адам-я, т. е. подобие Нам, по образу Нашему и по подобию» (но евр. демут женск. род. от дам-подобие). Имя «Адам» происходить от евр. слова «дам» подобие, или " дама» быть подобным. мыслить, а не от «адама» – земля (красная). Слово «адама» само происходить уже от «Адам», и означает адамова, (т. е. собственность). На такое происхождение имени Адам указывает. ( Быт.5:1–2 ). 37 В этих стихах ясно указывается на производство имени Адам от «демут-подобие». «Когда Бог сотворил человека (евр. «адам») по подобию («би-демут») Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: «человек» ( " адам»), в день сотворения «их«. 38 Потоп начался в 2262 г. от сотворения мира, во «вторый месяц, в двадесять седьмый день месяца» ( Быт.7:11 ) нашего Ноября. Этот второй месяц нужно считать от осеннего равноденствия, когда начинался еврейский гражданский год ( Исх.23:16; 34:22 ); а не от весеннего равноденствия, т. е. месяца Нисана, который положен в начало священного года только при исходе Евреев из Египта. 39 Для определения размеров ковчега библейский локоть нужно принимать на нашу меру в 10½ вершков. 40 В ст. 3-м славянское выражение: «брение вместо мела» есть неточный перевод греческого – σφλτος (земляная смола) ν ατος πηλς (глина, известь). 41 К этому времени относят начало и развитие идолопоклонства и суеверия, вместо допотопного безбожия и неверия. В подтверждение этого можно указать на древнее значение имени Бабель (Вавилон), которое, происходя от Ба-бель – «Дом Бела», указывает на вавилонское божество, бога Бела, и на Вавилон, как столицу и рассадник язычества и идолопоклонства. Некоторые в выражении: «и соделаем себе имя» ( – знак) хотят видеть указание на намерение вавилонских строителей сделать изображение Божества и вообще учредить чувственный культ богослужения, «изменивши славу нетленного Бога в подобие образа тленна человека» ( Рим.1:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Труд (работа) I. ДЕЯНИЯ БОЖЬИ Библия говорит нам, что небеса, земля и все живое созданы Богом. Его творчество [евр. глагол бара, «творить», употребляется только в отношении дел Божьих] стоит в начале всех дел. Это предпосылка всякого действия. Завершив ⇒ сотворение мира, Бог «почил ... от всех дел Своих» ( Быт. 1:2 ). Жизнь человека как существа, созданного по образу Божьему, тоже должна подчиняться ритму Т. и отдыха. Только вследствие проникновения греха в жизнь человека (ср. Быт. 3:16 ) Т. принимает характер утомит. усилий, бремени, борьбы, смертельной опасности. Но деяния Божьи не завершились сотворением мира: Господь хранит все созданное Им и управляет миром, действуя во благо всему сущему и заботясь о спасении падшего человека. Этим была заполнена земная жизнь Иисуса ( Ин. 4:34 ; Ин. 5:17.36 ). Он и теперь призывает, собирает и освящает Свою Церковь , ведет ее к победе над силами тьмы ( Еф. 6:12 ) и к полному спасению ( Ис. 40:11 ; Евр. 4:1–11 ). II. ДЕЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ Из различных употребляемых в Библии слов, означающих «создавать», «делать», слово авад в ВЗ, а в НЗ слово эргадзестай, наиб. близки по смыслу рус. словам «работать», «трудиться»: 1) Господь даровал человеку тело и дух, чтобы тот использовал их как некое ценное имущество ( Лк. 19:11–27 ). В этом человеку предстоит дать отчет, т.к. он несет ответственность за реализацию своего дарования. Т. должен быть направлен на пользу ближнему и на прославление Бога. Поскольку заповедь трудиться дана человеку Богом, то можно говорить о достоинстве Т. Это достоинство подчеркивается еще и тем, что человек в своей созидат. деятельности особенно отчетливо воплощает образ творящего Бога. Т. существовал еще до грехопадения. Бог поместил первых людей в Эдемском саду, чтобы те возделывали и хранили его ( Быт. 2:15 ). Поэтому Т. с самого начала находился под Божьим благословением; 2) сам по себе Т. не является бременем. Он становится обременительным только в результате грехопадения. Не работа является проклятием, но бесплодная работа (терние и волчцы!) – это следствие проклятия за грех Адама, причем проклят был не сам Т. (и не Адам), а земля ( Быт. 3:17 ). Никому не дано избежать трудностей, обусловленных тем, что Т. имеет двойств. природу – благословение и проклятие;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010