Разделы портала «Азбука веры» Шумеры — принятое в науке наименование представителей древнего народа, населявшего южную часть Междуречья. Что известно о шумерской цивилизации? Считается, что шумеры выступили на арену всемирной истории приблизительно в четвертом тысячелетии до Рождества Христова. Тогда как шумеры населяли южную часть Междуречья, в северной части жили аккадцы. Земля Шумер сопоставляется с библейским названием «Сеннаар». Для своего времени шумеры стояли на довольно высокой ступени развития, занимались строительством и земледелием, обработкой металлов, обладали научными знаниями, письменностью, культурой. В религиозном отношении шумеры были идолопоклонниками . Вопрос о точном происхождении этого народа до сих пор служит предметом научных дискуссий и споров. По одной из гипотез, шумеры пришли в Сеннаар со стороны гор, лежащих на восток от Двуречья. По другой, их прародиной была Аравия. Существует сказание, соотносящее место древнейшего поселения шумерийцев с островом Дильмун (Персидский залив). Считается, что этнически этот народ был чужд семитским племенам. Опираясь на дошедшие до нас изображения, некоторые исследователи отмечают, что шумеры отличались круглыми лицами и косой постановкой глаз. Что сообщает Писание о древних поселенцах земли Сеннаар? Священное Писание связывает возникшее после потопа царство в земле Сеннаар с потомком Хама Нимродом: «Царство его вначале составляли: Вавилон , Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар» ( Быт.10:10 ). Согласно свидетельству известного древнееврейского историка Иосифа Флавия, по осушении земли территория Сеннаар стала прибежищем для представителей всех трех ветвей человечества: потомков Сима, Иафета и Хама (Иудейские древности. Кн. 1, гл. 4). Библейская же История, сообщая об этом событии, не даёт на этот счёт пространных комментариев, ограничиваясь кратким рассказом: «Вот племена сынов Ноевых, по родословию их, в народах их. От них распространились народы на земле после потопа. На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там» ( Быт.10:32; 11:1-2 ).

http://azbyka.ru/shumery

С них, очевидно, и надо начинать методологический и исторический анализ прохождения пути западной цивилизации от рождения до её современного состояния. Эти принципы и выражают сущность бытия всякой цивилизации, а также историческую длительность её существования. Что первично: дух или материя? Первый принцип понуждает цивилизацию к выбору приоритетности между духовными и материальными факторами своей жизни, своего развития, то есть того, что закладывается в основу бытия цивилизации в качестве первоначала: д у х или м а т е р и я. В зависимости от этого выбора будет выстраиваться вся жизнь цивилизации, определяться её длительность, место и роль в исторических судьбах человечества. Фактически это выбор между жизнью и смертью. Вспомним библейскую заповедь Бога Адаму и Еве в Эдеме: «И заповедал Господь человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2: 16-17). То есть ты съешь материальный плод, чтобы ублажить свою плоть и свое любопытство, но этим ты убьешь свое бессмертие. И когда первые люди нарушили эту заповедь Бога, они были изгнаны из Рая и из бессмертных превратились в смертных. С тех пор человек всегда стоит перед выбором: или помнить Завет Божий и быть в духе, или поддаваться дьявольскому искушению библейского змея (дьявола) съесть материальный плод и быть в теле. Речь здесь идет не о том, что надо или что не надо, ибо надо человеку и то и другое (дух и тело), а о том, что прежде - дух или материя, слово Божье или зов плоти. Выбор между духом и плотью и стал краеугольным камнем жизни человека, равно как и целых цивилизаций. Бессмертных цивилизаций не бывает. Все они конечны, как конечен и человек, но длительность их земного бытия существенно разнится. Дольше жили и живут те цивилизации, в которых духовная сторона жизни превалирует над материальной. Древние цивилизации, в которых духовность всегда ставилась выше материальности, сохраняли свою целостность в течении многих тысячелетий(Др.Египет, Шумер), а некоторые (Китай, Индия, Иран) держатся до сих пор, хотя внешняя сторона их жизни и подвергалась существенным изменениям.

http://ruskline.ru/analitika/2016/10/12/...

Этимологически евр.   возводится к аккад.  или     - море. Это подтверждается отчасти тем, что в одном из вавилонских ритуальных текстов эпохи Селевкидов говорится о переносе символики Б.-Апсу на море (  ), а символики моря - на богиню Преисподней Эрешкигаль (О 175, Ритуал натягивания кожи на литавры, 2). В шумер. языке Б. называется AB. ZU (Абзу) и понимается, во-первых, как космологическая реальность нижнего мира вселенной, хранилище подземных вод (  ). Шумер. преисподняя располагалась еще ниже Б., поэтому для достижения подземного мира было необходимо пересечь реку (аккад. Хубур, шумер. Ид-Луругу), к-рая могла иногда отождествляться с Абзу. Конкретное отражение этой реалии в материальном мире шумер. географии - в древнейшем г. Эреду, культовом центре бога Энки. Во-вторых, Б. понимается как водный резервуар во внутреннем дворике шумер. храма для ритуалов омовения. Вероятно, отсюда происходит «море» иерусалимского храма (3 Цар 7. 23). В шумер. космологии Абзу рассматривается как источник изобилия. Глина, извлеченная из нее, является основой, из к-рой в дальнейшем происходит творение жизненных форм. Прежде всего это касается сотворения человеческих существ, ритуальные фигурки и мифические создания, наделенные магической силой, являются частью сакрального и магического потенциала Абзу Энки, в шумер. пантеоне создатель и организатор Вселенной был рожден первобытными водами, нашедшими воплощение в форме богини Намму. Созидательным потенциалом наряду с Энки наделяется и Абзу как источник жизни. Шумер. заклинательная традиция сообщает о лежанке Агруна (один из эпитетов Абзу), к-рую в особый момент приоткрывает Энки для действенности заклинания (Стела Камня Скорпиона, 12). Впосл. понятие «Б.» было воспринято НЗ, апокалиптической и раввинистической лит-рами для обозначения места покаяния грешников, где вершится возмездие за совершенные ими проступки, ада, местопребывания демонов. В Каббале различаются Б. нижнего мира, запечатанная священным именем Творца, и горнего мира. В день Страшного суда Б. откроется, и из нее выйдут все грешники и злые духи. В Мишне говорится, что иерусалимский храм стоит точно над Б. и, подобно вавилонским вратам, скала иерусалимского храма закрывает ее устье. Существовало предание, что под алтарем этого храма находится путь в мировую Б. Здесь же был и камень, положенный в основание мира (Суккот 49а; 53а; Зогар III, 61).

http://pravenc.ru/text/77808.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГИЛЬГАМЕШ шумер. и аккад. мифоэпический герой. Г.- аккад. имя, шумер. вариант, по-видимому, восходит к форме Биль-га-мес, что, возможно, означало «предок-герой». Исследования, проведенные в последние десятилетия, позволяют считать Г. реальной исторической личностью - 5-м правителем I династии г. Урука в Шумере (кон. XXVII - нач. XXVI в. до Р. Х.). Вскоре после смерти Г. был обожествлен, его имя с детерминативами (знаками-определителями) божества встречается уже в текстах из Фары (XXVI в. до Р. Х.). В «царском списке» III династии Ура Г. выступает уже как мифическая личность: продолжительность его правления - 126 лет, его отец - демон (лила). В эпических текстах Г.- сын урукского правителя Лугальбанды и богини Нинсун (возможно, исторический Г. был сыном правителя и жрицы, представлявшей богиню в обряде священного брака). Со II тыс. до Р. Х. Г. стал считаться судьей в загробном мире, защитником людей от демонов. В офиц. культе он, однако, не играет почти никакой роли (хотя цари III династии Ура, в частности Ур-Намму, основатель династии, возводят к Г. свой род). Г.- наиболее популярный герой из 3 героев урукского круга (Энмеркар, Лугальбанда, Г.). Сохранилось 5 шумер. эпических песен о Г. «Гильгамеш и Ага» - сказание о борьбе с Агой, правителем сев. объединения шумер. городов во главе с Кишем, кульминационный момент рассказа - появление Г. на городской стене Урука, смятение вражеского войска при виде его и победа над войсками Аги (единственный гиперболический и волшебно-сказочный момент этого эпического произведения, почти не содержащего мифологического материала). «Гильгамеш и гора бессмертных» - рассказ о походе Г. во главе отряда молодых неженатых воинов в горы за кедрами для добычи себе «славного имени», о борьбе с хранителем кедров чудовищем Хувавой (Хумбабой), об убийстве Хувавы с помощью чудесных помощников и о гневе бога Энлиля за этот подвиг Г. «Гильгамеш и небесный бык» - плохо сохранившийся текст об умерщвлении Г. небесного быка - чудовища, насланного на Урук богиней Инанной. В песне «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир» рассказывается о том, как Г. убивает по просьбе богини Инанны исполинскую птицу Анзуда и волшебную змею, поселившихся в чудесном дереве хулуппу, посаженном богиней в саду. Из корней и ветвей дерева он делает «пукку» и «микку» (барабан и барабанные палочки?), но они проваливаются в подземный мир. Энкиду (в шумер. традиции - слуга Г.) пытается достать их, но, не выполнив магических наказов Г., остается там навсегда. Г. мольбами вызывает дух Энкиду, и тот рассказывает ему о мрачной и безнадежной жизни умерших в подземном царстве. О том, как Г. приносит дары владычице подземного царства Эрешкигаль и др. богам, составляющим ее придворный штат, повествует последняя песня - «Гильгамеш в подземном мире» (иначе «Смерть Гильгамеша»).

http://pravenc.ru/text/164991.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗИУСУДРА [шумер.- нашедший жизнь на долгие дни; аккад. Утнапишти - нашел дыхание], герой шумеро-аккад. мифологии, переживший Всемирный потоп . Наиболее подробный рассказ о З. содержится в «Шумерском сказании о потопе» (XX-XVII вв. до Р. Х., сохранившиеся списки - ок. 1600 г. до Р. Х.). Сообщается, что З. был одновременно царем и жрецом предположительно в Шуруппаке - шумер. городе на нижнем Евфрате (ныне городище Талль-Фара, Ирак). З. вел благочестивую жизнь, поэтому Энки сообщил З. о решении богов уничтожить человечество во время потопа. По совету Энки З. построил корабль, на к-ром спасся во время 7-дневной бури, вызвавшей потоп. После потопа боги Энлиль и Энки сделали З. бессмертным и поселили его с супругой на востоке, в стране Дильмун (совр. исследователи отождествляют ее с о-вом Бахрейн в Персидском зал.). Согласно шумеро-аккад. мифологии, именно там богами были сотворены первые люди. В ранних шумер. источниках сообщается о визите Гильгамеша к З. В сказании «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир» (ок. 2018-2007 гг. до Р. Х.) упоминается, что Гильгамеш посетил З. в его обители и, узнав об обрядах, существовавших до потопа, возродил их в Шумере. В «Песни о древних героях» исследователи восстанавливают мотив путешествия Гильгамеша к З.- стремление узнать секрет бессмертия. У аккад. героя «Поэмы об Атрахасисе» (XVII в. до Р. Х., конец старовавилонского периода), чье имя означает «весьма премудрый», много общего с З.: он является жителем Шуруппака (но не царем), по приказу Энки строит корабль и спасается на нем от потопа. Но Атрахасис переживает не только потоп, но также мор и засуху. Во фрагментах старовавилонской версии аккад. «Поэмы о Гильгамеше» сохранилось повествование о путешествии главного героя к Утнапишти. Наиболее подробный вариант мифа об Утнапишти содержится в поздней, т. н. Ниневийской, или Стандартной, версии той же поэмы (кон. II тыс. до Р. Х.). В ней отражены все основные детали из древнейших списков, а рассказ о потопе является заимствованием из поздней версии «Поэмы об Атрахасисе».

http://pravenc.ru/text/199889.html

Затем в В. вторглись горные племена КУТИЕВ и захватили Аккад. Время господства кутиев (ок. 2230–2120 гг. до Р.Х.) отмечено новым расцветом Лагаша, который стал последним расцветом шумер. цивилизации. Восстановлению своего былого величия город был обязан прежде всего энси Гудеа. Об этом свидетельствуют многочисл. надписи и произведения иск-ва, найденные при раскопках города. В ⇒ Уре , вначале находившемся в зависимости от Лагаша, во времена третьей династии Ура (ок. 2113–2006 гг. до Р.Х.) было образовано самостоят. гос-во, правители которого именовали себя царями Шумера и Аккада. Это последнее шумер. гос-во, находившееся под сильным влиянием аккадцев, не устояло под натиском аморреев и эламитов (библ. еламитян) и в результате окончат. утратило свое полит. влияние. Богатые культурные и религ. традиции шумеров имели важное историч. и культурн. значение. В Шумере возникла клинопись, которая позже была приспособлена для аккад. и ассир. языков. Верховными богами шумеров были: Энлиль, бог земли и всего небесного пространства, и Эа (Энки), бог морских глубин. Богом луны считался Нанна (вавил. Син), солнца – Уту (вавил. Шамаш), богиней войны и плотской любви – Иннин, или Инана (вавил. Иштар ⇒ Астарта ). Следует также упомянуть и ⇒ Таммуз а (Фаммуза), умирающего и воскресающего бога плодородия, которого в народе почитали даже после того, как он был исключен из божественного пантеона вавилонян. О культе Таммуза говорится в Иез. 8:14 ; 2) семит. влияние в Аккаде усилилось благодаря ⇒ АМОРРЕЯМ , во многом способствовавшим упадку шумер. государства. Сумуабум, основатель первой, или аморрейской, династии Вавилона, завоевал этот город, который, судя по источникам, в то время не имел еще большого значения. Но повествование о смешении языков свидетельствует о том, что Вавилон стал известен очень рано ( Быт. 11:1–9 ). Шестым царем Вавилона из аморрейской династии был знаменитый Хаммурапи (1792–1750 гг. до Р.Х.). Свод законов Хаммурапи («Кодекс Хаммурапи»), найденный в 1902 г. при раскопках г. Сузы, был высечен на большой плите из черного диорита.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Как пишет выдающийся американский шумеролог Самюэль Крамер, «шумеры выработали религиозные идеи и духовные концепции, которые оказали огромное влияние на современный мир, разработали космологию и теологию, которая была столь убедительна, что стала базовым кредо и догмой большей части Ближнего Востока, создали комплекс обрядов, ритуалов и церемоний, призванный служить и угождать богам, а также давать эмоциональный выход человеческой любви к празднествам и зрелищам, создали то, что при всей отрывочности сведений является богатейшей мифологией Древнего Ближнего Востока, примеряющей богов к человеческим меркам, но с пониманием, деликатностью и, помимо прочего, оригинальностью и фантазией» 235 . Ранние религиозные памятники свидетельствуют о вере шумеров в триаду « великих богов », вершащих судьбы Вселенной и всех людей: – Ан (шумер. «Небо») Судя по его имени, а также по занимаемому положению – это классический образец уранического бога. Уранический характер Ана подтверждается также тем фактом, что на момент фиксации этого персонажа в письменных памятниках он занимает положение праздного бога (deus otiosus). – Энлиль (шумер. эн – «небо», лиль – «ветер, воздух, дыхание», т. е. букв. – «небесное дыхание»; его также почтительно называли «Великая гора») – бог воздуха, ветра, атмосферы; играл очень значительную роль в шумерских обрядах, мифах и молитвах. В некоторых ранних текстах фигурирует как «отец богов», «владыка небес и земли». Правители считали Энлиля своим покровителем, ведь согласно представлениям шумеров именно Энлиль наделяет царей властью, вручает скипетр, дарует подвластной им земле процветание и благополучие. Кроме того, Энлиль считался и самым щедрым и по-отечески заботливым из богов, он был ходатаем за людей перед остальными богами, сочувствовал людям в их несчастьях. К его заступничеству прибегали при неурожаях, ибо Энлиль обеспечивал всход семян и вегетацию растений. Энлиль подарил людям топор и плуг. Главный храм Энлиля находился в городе Ниппуре. – Энки (шумер. «Владыка земли») – бог, повелевающий сушей и, вероятно, водами. Он считался богом бездны и богом мудрости. Энки привел всё сущее в порядок, дал всему имя и предназначение, определил ме для каждого божества и элемента во Вселенной. Me – это комплекс правил и предписаний, данных каждому космическому, природному и культурному явлению для осуществления и поддержания их функций в соответствии с божественными планами (ср. с категорией дао в китайских религиозных системах).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Евангельское учение свидетельствует о том, что Сын Божий, Который есть ипостасное Слово Божие, предвечно рождается от Отца (Ин 1. 1, 14, 18), вместе с Отцом участвует в творении мира (Ин 1. 3, 10; 5. 20) и промышлении о Нем (Мф 28. 20; Ин 5. 17, 21). Ради спасения мира Сын Божий воплощается от Девы Марии (ср.: Мф 1. 18-25) и воспринимает человеческую природу. Сын Божий, будучи истинным Богом, становится и истинным человеком (Ин 1. 14). I. В ВЗ и в лит-ре межзаветного периода представление о богосыновстве всегда подразумевало особое положение личности (или личностей), к к-рой применяется это понятие, в отношении к Богу Израиля - служение Ему и исполнение Его воли. В ВЗ выражение     (сыны Божии) может указывать на ангелов (Иов 1. 6; 2. 1; Иов 38. 7; Пс 88. 7; ср.: Пс 28. 1; 81. 6), на народ Израилев (Исх 4. 22-23; Ос 11. 1; Втор 32. 6; Иер 3. 4, 19; 31. 9; ср.: Мал 2. 10; в нек-рых случаях для указания на богосыновство Израиля используется термин   (первенец - Исх 4. 22)), царя Израиля, и наконец, на Мессию (Пс 2. 7). Особенность мессианского понимания богосыновства в ВЗ заключается в том, что ряд пророчеств ВЗ имеет «двойное исполнение»: они получили частично исполнение в истории Израиля, но сам характер пророчества предполагает, что их полное исполнение относится к мессианским временам ( Blomberg. 2002). В Пс 88. 20-21 говорится о помазании на царство Давида; для псалмопевца это является отправной точкой, чтобы личность Давида послужила прообразом буд. выдающейся Личности, о Которой Бог говорит: «Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего. И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли, вовек сохраню ему милость Мою, и завет Мой с ним будет верен. И продолжу вовек семя его, и престол его - как дни неба» (Пс 88. 27-30). Более широкий религиозно-исторический контекст древнего Ближ. Востока также допускает представление о богосыновстве царей с целью их возвеличения. Так, «сыном бога» провозглашался шумер. царь Киша Месалим (XXVI в. до Р. Х.) ( Бикерман. 1975. С. 179; Fossum. 1996); во мн. шумер. и аккад. источниках цари рассматривались как избранники богов, с которыми они находятся в близких отношениях (боги дали им жизнь, наделили разумом, силой, вскормили священным молоком, «рождали» их как своих «сыновей» по плоти в день интронизации и т. п.- Тураев. 2004. С. 80; Fossum. 1996). Усвоение царям божественной премудрости и признание их физической близости к богам в Шумере во 2-й пол. III тыс. до Р. Х. можно рассматривать как «символическую риторику», «государи продолжают считаться лишь наместниками идеального бога-царя» ( Тураев. 2004. С. 80). Встречаемое в ханаанских источниках представление о царе как о сыне бога Эла, к-рый не может умереть, будучи одним из богов, не получило развития (Там же. С. 369-386).

http://pravenc.ru/text/344423.html

73 Флорентийский собор (1438–1445) был созван Католической Церковью как Вселенский Собор и проходил сначала в Ферраре (1438–1439), затем во Флоренции (1439–1442) и завершился в Риме (1442–1445). На Соборе решался вопрос о воссоединении Восточной и Западной Церквей в связи с угрожавшим Константинополю турецким завоеванием. Основным препятствием к объединению Церквей стал вопрос о filioque – западном варианте Никейского Символа веры , в котором формулировка об исхождении Святого Духа («от Отца и Сына исходящего») отличается от восточной («от Отца исходящего»). Акт унии, в котором восточная сторона принимала filioque, был подписан всеми греческими епископами, кроме Марка Эфесского . Однако уния оказалась непрочной, в 1443 г. греческие епископы, в том числе и те, кто подписали акт, а также патриархи Александрийской, Иерусалимской и Антиохийской Церквей, созвали собор в Иерусалиме, на котором приверженцы унии были отлучены от Церкви, а в 1450 г. акт унии был осужден и на соборе в Константинополе. В 1453 г. Константинополь, не получивший поддержки от Запада, был взят турками. 74 Некоторые современные ученые предполагают, что есть параллель между именами Мелхиседек (Малкицедек) и Саргон (Шаруккен). Имя Шаруккен представляет собой скорее всего титул древнего царя, объединившего Шумер и Аккад в III тысячелетии до н. э. По преданию, он был не наследником царя, а узурпатором, и поэтому принял имя, означающее «поистине царь» или «верно, что он царь». Возможно то же означает имя Мелхиседек ( Быт 14:18 ). 75 Упанишады (upa-ni-sad – букв.: «сидеть около», т. е. у ног учителя, в переносном смысле – «тайное, сокровенное знание») – серия индийских философско-религиозных произведений, примыкающих к какой-либо из четырех вед и образующих заключительную часть ведийской литературы – веданту. Древнейшие упанишады созданы около VI-III в. до н. э., они же составляют важнейшую часть этой литературы: Брихадараньяка, Чхандогья, Айтарея и др. Всего известно около двухсот упанишад, они создавались вплоть до XV в. н. э. Основное содержание упанишад: познание божества как брахмана – абсолютной высшей объективной реальности, и атмана – его субъективного соответствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Обама и архиепископ На инаугурации Барака Обамы многие с удивлением отметили молитвенное напутствие американскому президенту от православного архиепископа. Кто он и почему именно он ? 23 января, 2013 На инаугурации Барака Обамы многие с удивлением отметили молитвенное напутствие американскому президенту от православного архиепископа. Кто он и почему именно он ? На инаугурации Барака Обамы многие с удивлением отметили молитвенное напутствие американскому президенту от православного архиепископа. Кто он и почему именно он? Где и почему? Архиепископ Димитрий (Тракателлис)  был приглашен на инаугурационную молитву, на которой присутствовали главы религиозных общин США. Традиция такой молитвы в США восходит ко времени Джорджа Вашингтона. Затем архиепископ Димитрий был приглашен выступить с речью и напутствием на инаугурационном обеде. «Это высокая честь для меня — пригласить  архиепископа Димитрия выполнить эту важную задачу на первом обеде»,  сказал сенатор Шумер. Архиепископ пользуется огромным уважением в каждом уголке Соединенных Штатов как лидер многомилионной греческой православной общины». Благословение  Архиепископ Димитрий, узнав о приглашении принять участие в инаугурационном обеде, подготовил молитвенное обращение : «Помолимся, готовясь к тому, чтобы идти в мире, будучи уверенными в светлом будущем Америки. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Боже всех, благодарим и славим Тебя в этот день, так же как и наш первый президент в день своей инаугурации, так и мы тоже «прибегаем вновь к благому Отцу всех со смиренным прошением». Мы благословим и хвалим Твое святое Имя за Твои всеблагие милости и благословение на Соединенные Штаты Америки, на нашего президента Барака Обаму и вице-президента США Джозефа Байдена, ибо они начинают второй срок своих священных обязанностей в высшем учреждении нашей страны. Благослови, сохрани и укрепи их и их семьи в покое и здравии вместе со всеми, кто служит нашей стране, особенно в Конгрессе, судебных органах и Вооруженных Силах здесь и везде, героически и жертвенно защищая наши права на жизнь, свободу и счастье. Отец Небесный, д пребудем мы в этой земле возможностей и свободы в «совершенном покое,» верные нашим устоям, строя все более процветающее, справедливое, равноправное и достойное общество для всех наших граждан.

http://pravmir.ru/obama-i-arxiepiskop/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010