Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕНОХ Енох [евр.  ,   греч. Ενχ], имя 2 упомянутых в Библии лиц. 1. Сын Каина, отец Ирада. Именем Е. назван построенный Каином город (первый упом. в Библии - Быт 4. 17-18). 2. Ветхозаветный праотец, потомок Адама и Евы в 7-м поколении, сын Иареда и отец Мафусала, прадед Ноя (Быт 5. 18-24; 1 Пар 1. 3). С его именем связана обширная легендарная традиция, возникшая в иудаизме на рубеже эр и получившая распространение также в христианстве. Праотец Енох. Икона. XVII в. (ГТГ) Праотец Енох. Икона. XVII в. (ГТГ) Имя Е. этимологически связано с западносемит. корнем   - вводить, начинать ( Reif. 1972). Исследователи предлагают и др. значения имени Е.: «основатель» - как указание на то, что с его именем связано основание 1-го города в Быт 4. 17 ( Westermann. 1984. P. 327), или «посвященный» - как напоминание об апокрифической традиции посвящения Е. в таинства мира ( VanderKam. 1984). Ветхозаветный рассказ о Е. отличается краткостью и таинственностью. Его жизнь значительно короче (только 365 лет) жизни его предков и потомков по линии Сифа; он благочестив - «ходил... пред Богом» (Быт 5. 22); ничего не говорится о смерти Е., вместо этого сказано: «...и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт 5. 24). Благочестивая жизнь Е., по мнению исследователей, противопоставляется жизни 7-го поколения потомков Каина, повинных в кровопролитии (Быт 4. 23-24) ( Sasson. 1978). В числе лет жизни Е. толкователи видят символическое указание на число дней солнечного года (365 дней). Енохическая традиция В качестве возможного сравнительного материала, поясняющего предысторию представлений о Е., ученые приводили данные шумер. и аккад. источников о древних царях и великих мудрецах ( Grelot. 1958); легенды о Зиусудре, царе солнечного города, который спасся во время потопа и получил от богов дар провидения ( Kvanvig. 1988. P. 179-180). Кроме того, с историей Е. сравнивают легенды о месопотамском царе Энмедуранки (шумер. Энмендуранна), наделенном сходными с Е. чертами: он предок всех провидцев, 7-й в списке древних царей, правивших до потопа (ср.: Иуд 14); к нему восходят знания об астрономии и искусство предсказания будущего ( VanderKam. 1984. P. 33-52; Lambert. 1967). В Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова

http://pravenc.ru/text/189985.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Ч. Л. Вулли. Фотография. 30-е гг. ХХ в. Вулли [англ. Woolley], Чарлз Леонард (17.04.1880, Лондон - 20.02.1960, там же), англ. археолог, работавший на Ближ. Востоке и одним из первых доказавший, что ветхозаветные повествования об эпохе патриархов содержат определенную исторически достоверную информацию. Учился в школе св. Иоанна (Летерхед) и Новом колледже (Оксфорд), с 1905 г. ассистент Департамента древностей музея Ашмола (Оксфорд). Круг его интересов окончательно определился после участия в экспедициях в Нубии: в Караноге (эпоха эллинизма) и в Бухене (крепости II тыс. до Р. Х.). В 1912 г. В. присоединился к Нубийской экспедиции Оксфордского ун-та. Вскоре он был избран, как преемник Д. Дж. Хогарта, на пост руководителя экспедиции Британского музея в Кархемише - важном памятнике на севере Сирии, где и работал до 1914 г., попутно осуществив краткую экспедицию на Синайский п-ов. Во время первой мировой войны служил офицером разведки на Ближ. Востоке. В 1921-1922 гг. работал в Эль-Амарне (экспедиция Об-ва исследований Египта), после чего был приглашен возглавить объединенную экспедицию Британского музея и ун-та Пенсильвании (1922-1934), к-рая закончила работы Британского музея на Телль-эль-Обейде (Талль-эль-Убайде), памятнике шумер. эпохи, начатые Г. Р. Х. Холлом, и приступила к исследованиям Талль-эль-Мукайяра в Юж. Месопотамии (на месте древнего г. Ура , упомянутого в истории об Аврааме). Исследовав гробницы правителей Шумера раннединастического периода на т. н. царском кладбище (всего было открыто ок. 2500 погребений), В. подготовил 10 томов отчета о работах в Уре, но в 1927 г. были опубликованы 4 тома (т. 1 - о Телль-эль-Обейде; т. 2 - о царском кладбище; т. 3 - о печатях; т. 5 - о зиккурате), остальные были изданы в 50-70-х гг. В. предложил новое видение шумер. цивилизации, концепцию ее развития в Уре на протяжении более 5 тыс. лет - от доисторических времен до оставления города жителями на рубеже эр.

http://pravenc.ru/text/161011.html

Прп. Ефрем Сирин. Икона. 20-е гг. XVII в. (КГОХМ) Прп. Ефрем Сирин. Икона. 20-е гг. XVII в. (КГОХМ) В 363 г., после смерти имп. Юлиана Отступника, пограничный Нисибин был передан Персии. По условиям мирного соглашения население должно было оставить город ( Amm. Marc. Rer. gest. XXV 7. 11). Став беженцем, Е. С., возможно, какое-то время находился в г. Амида (ныне Диярбакыр, Турция) перед окончательным переселением в Эдессу. В эллинизированной атмосфере Эдессы он провел последние 10 лет жизни. Имеющееся у Палладия сообщение о той роли, которую Е. С. играл во время голода, обычно считают достоверным, поскольку такая роль вполне подходила ему как диакону. Культурно-историческая среда Е. С. был наследником различных культурных традиций - древнемесопотамской, иран., иудейской и греч., к-рые в большей или меньшей степени повлияли на его сочинения. Влияние месопотамской культуры обнаруживается, напр., в использовании им жанра «спора о первенстве» (Мадраши о Нисибине. 52-54), восходящего к шумер. лит-ре. Оно заметно также в фразеологии Е. С. и в нек-рых употребляемых им христологических титулах; так, выражение «лекарство жизни» (    ) восходит к аккад.     с тем же значением. Более трудным оказывается выявление иран. влияний; к ним могут относиться, напр., идея о персонификации грехов человека на Страшном Суде ( Brock. 1976), имеющаяся также в иудейских источниках того времени, и использование образа моста в эсхатологическом контексте ( Ephraem Syr. De Fide. 6. 17). Иудейские черты в сочинениях Е. С. являются более очевидными. Они, вероятно, были заимствованы им из раннехрист. источников и традиций, имевших свои основания в иудаизме, а не от совр. ему иудеев, к к-рым он иногда проявляет враждебность. Связь с иудейской экзегетической традицией наиболее заметна в комментариях на книги Бытие и Исход. В др. сочинениях, в первую очередь в поэзии, также можно обнаружить многочисленные параллели с постбиблейской иудейской лит-рой ( Kronholm. 1978. P. 1-11). Ко времени рождения Е. С. греч. культура в Месопотамии существовала более 5 веков, поэтому неудивительно, что в его произведениях имеется большое количество слов, заимствованных из греческого. Влияние греч. культуры проявилось более всего в прозаических «Опровержениях», к-рые были написаны в период его пребывания в Эдессе. Как было показано в одном из недавних исследований ( Possekel. 1999), Е. С. был знатоком совр. ему греч. мысли; в неск. случаях он использует фигуры из греч. мифологии (Тантал - О рае. 3. 8; Орфей - Мадраши о Нисибине. 36. 5). Маловероятно, что он обладал хорошим знанием греч. языка (хотя в одном случае ссылается на оригинальное греч. произведение, написанное философом Альбином).

http://pravenc.ru/text/376984.html

558-561 561-562 ИУЛИАН, КЕЛСИЙ, АНТОНИЙ, АНАСТАСИЙ, ВАСИЛИССА, МАРИОНИЛЛА и другие мученики Египетские († 313) (пам. 8 янв.; пам. греч. 8 янв. и 21 июня; пам. зап. 6 и 9 янв.) 528-530 530-531 531-532 532-533 562-563 563-566 566-567 567-569 569-571 ИУСТ (I в.), ап. от 70 (пам. 30 окт. и 4 янв. (в Соборе 70 апостолов); пам. визант. 21, 22, 30 июня, 21 июля, 20 окт.; пам. зап. 20 июля) 571-573 573-574 574-575 575-580 580-581 581-582 582-583 587-589 ИУСТИН (Полянский Михаил; 1830-1903), еп. Уфимский и Мензелинский, свт. (пам. 26 сент., в Соборе Воронежских святых - 4 сент. и в Соборе Крымских святых - 15 дек.) 589-595 595-596 ИУСТИН (Новый, Челийский) (Попович Благое; 1894 - 1979), архим., серб. богослов и проповедник, прп. (пам. 1 июня) 596-603 ИУСТИН (Мойсеску; 1910-1986), теолог, издатель, архиеп. Бухарестский и Патриарх Румынской Православной Церкви 603-604 604-605 605-608 608-610 ИУСТИНА Матвеевна Меланич (1887-1942), мц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 637-638 610-637 583-586 586-587 638-642 642-643 ИШВАРА в инд. религ. и философской традиции имя-эпитет Бога как Божественной личности, создателя Вселенной 643-649 ИШО БАР НОН [Ишо бар Нун; сир. - Иисус Навин] (ок. 743 - 827), католикос-патриарх Церкви Востока (с 823) 649-350 ИШОБОХТ [Бохтишо] (2-я пол. VIII - нач. IX в.?), митр. Рев-Ардашира в Парсе (юрисдикция Церкви Востока), юрист и писатель 650-651 ИШОДАД МЕРВСКИЙ (IX в.), еп. Хадитты (Хедатты; близ Мосула, Месопотамия) в юрисдикции Церкви Востока, восточносир. экзегет 651-652 ИШОСАВРАН [сир. - «Иисус - наша надежда»] († 620/1), мч. Персидский, святой Церкви Востока (пам. в 3-ю пятницу периода Благовещения) 652-653 653-654 654-655 ИШТАР [аккад.; шумер. Инанна; древнеевр. Ашторет; в греч. передаче Астарта], древнесемит. богиня плодородия, плотской любви и войны 655-658 658-666 666-676 ИЯ († ок. 362-364), мц. Персидская (пам. 11 сент.; пам. греч. 11 сент., 5 авг.; пам. визант. 9, 10, 11, 25 сент., 3, 4, 5 авг.; пам. зап. 4 авг.) 676-677 ИЯСУ I [Иясу Великий] (1658/59-13.10.1706), царь Эфиопии (1682-1706), причислен Эфиопской Церковью к мученикам (пам. эфиоп. 5 тэкэмта (2 окт.))

http://pravenc.ru/vol/xxviii.html

На территории Сев. Месопотамии единый К. перестал употребляться с нач. II тыс. до Р. Х. Вместо него в каждом городе стал использоваться местный К. с семит. названиями месяцев. Все эти К. тем не менее можно причислить к единой традиции, т. к. названия месяцев в них частично совпадают. Известны такие К. из Мари, Шубат-Энлиля, из царства Эшнунны и из г. Сиппар (его К. имеет смешанный характер). В Юж. Месопотамии с начала старовавилонского периода местные К. вышли из употребления: в качестве единого К. на этой территории использовался К. г. Ниппур - культового центра всей Месопотамии. Более того, шумер. названия месяцев этого К. постепенно стали использовать как идеограммы для записи аккад. названий месяцев. Происхождение аккад. названий остается до конца не исследованным, лишь часть из них происходит из календарей Сев. Месопотамии. К. имеет следующий вид: 1) BARA2-ZA3-GAR=   2) GU4-SI-SA2=   3) ŠEG12-GA=   4) ŠU-NUMUN-(NA)=   5) NE-NE-GAR=   6) KIG2-dINANNA=  /   7) DU6-KU3=   8) gišAPIN-DU8-A=     9) GAN-GAN-E3=   10) AB-E3=  /   11) ZIZ2-A=   12) ŠE-KIG2-KU5=   Этот К. использовался, в частности, в Вавилоне, а после объединения территории под властью династии Хаммурапи был введен на территории всей Месопотамии, вытеснив местные К. В I тыс. до Р. Х. именно этот К. стал единственным для территории всей Месопотамии до конца клинописной культуры. Уникальный К., не связанный ни с сев. семитской, ни с шумер. традицией, использовался в Ассирии на протяжении всего II тыс. до Р. Х. Он состоял из следующих месяцев: 1)     2)     3)     4)       позднее       5)     6)  /   7)  /   8)   9)   позднее   10)   также   11)   12)   Этот К. был в ходу вплоть до времени правления царя Тиглатпаласара I (ок. 1114 - ок. 1076), при к-ром в Ассирии был введен вавилонский К. Для преодоления разницы между лунным годом из 12 месяцев (354 дней) и солнечным годом (365,25 суток) в Месопотамии использовалась система вставки дополнительного месяца раз в неск. лет. Вставка месяца происходила не по к.-л.

http://pravenc.ru/text/1319949.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Религии Древнего мира. Месопотамия ВАВИЛОНИЯ термин, к-рым в исторической науке, следуя античной традиции, называют территорию Юж. Месопотамии в долине рек Тигра и Евфрата на юге совр. Ирака, и гос-во, возникшее здесь в нач. II тыс. до Р. Х. ИШТАР [аккад.; шумер. Инанна; древнеевр. Ашторет; в греч. передаче Астарта], древнесемит. богиня плодородия, плотской любви и войны МАРДУК [аккад. «телец солнца (бога солнца)»/«телец бури (грозы)»], в шумеро-аккад. мифологии главный бог вавилонского пантеона МЕСОПОТАМИИ РЕЛИГИЯ мифологические представления и верования народов, населявших долин рек Тигр и Евфрат (греч. Месопотамия - Двуречье/Междуречье),- шумеров, аккадцев, вавилонян, ассирийцев с сер. IV тыс. по 539 г. до Р. Х.

http://pravenc.ru/rubrics/122526.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АСТАРТА предыдущая статья следующая статья печать библиотека 3 , С. 634 опубликовано: 17 декабря 2008г. АСТАРТА - см. Иштар . Рубрики: Религиеведение Ключевые слова: Мифология шумеро-аккадская Астарта - см. Иштар См.также: АШШУР верховный бог ассирийцев ВАВИЛОНИЯ термин, к-рым в исторической науке, следуя античной традиции, называют территорию Юж. Месопотамии в долине рек Тигра и Евфрата на юге совр. Ирака, и гос-во, возникшее здесь в нач. II тыс. до Р. Х. ГИЛЬГАМЕШ шумер. и аккад. мифоэпический герой ДАГОН языческое божество месопотамского и западносемит. пантеонов Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/76704.html

Возмущенный отец стал требовать у сына объяснения. А Авраам ответил: «Я принес миску с едой для богов. Но они стали драться между собой, пока самый большой истукан не разбил всех меньших». Возмущенный Фарра воскликнул: «Что же ты говоришь? Ведь они не могут ни есть, ни пить, ни драться!». Тогда Авраам отвечал: «Так зачем же ты считаешь их за богов?». После этого Авраам поджег идольское капище, чтобы показать бессилие лжебогов. Возмущенные халдеи привели его к царю (скорее всего, Римушу Аккадскому, сыну Саргона), который потребовал от него поклонению любому из богов. Тогда Аврам поинтересовался, какому именно. Царь сказал: – Луне. – Но Луна уходит перед лицом Солнца. – Тогда Солнцу. – Но Солнце скрывают тучи. – Тогда тучам. – Но тучи разгоняет ветер. – Но ветрами повелевает Солнце. Тогда царь приказал поклониться себе. Но Авраам сказал, что не может кланяться смертному. В ярости тиран приказал бросить Авраама в огонь, но тот остался невредим, и тогда халдеи изгнали его и его отца из города. Как сообщает Ахиор Аммонитянин: «Этот народ происходит от Халдеев. Прежде они поселились в Месопотамии, потому что не хотели служить богам отцов своих, которые были в земле Халдейской, и уклонились от пути предков своих и начали поклоняться Богу неба, Богу, Которого они познали; и Халдеи выгнали их от лица богов своих, – и они бежали в Месопотамию и долго там обитали» ( Иудифь 5, 6–7 ). Царь Римуш же проявил себя во всей красе. Он залил кровью весь Шумер. В своих надписях он хвастался, что убил однажды 54000, а в другой раз более 20000 человек. Были срыты стены Ура, Уммы и некоторых других городов. Но кончилось его правление бесславно. Его забили насмерть каменными печатями взятые им шумеры-заложники. И вот, когда родина решила изгнать проповедника единобожия, «Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран, и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе. Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете» ( Деян. 7, 2–4 ), – как говорил первомученик архидиакон Стефан.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Избрание человека на пророческое служение Богу остается тайной. Мы можем только предполагать, почему избирался именно этот, а не другой человек. Но ведь подобным вопросом задаются люди, недоумевая, почему Бог призвал никому не известного тогда Авраама из Ура Халдейского, и именно от него благоволил произвести народ Божий? Ведь ко времени Авраама в Египте сменилось несколько династий, отцвел Шумер, начали и окончили свое существование множество иных народов – неужели Бог не мог там найти кого-то более пригодного, более образованного и цивилизованного? Как свидетельствует Библия: Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность (Быт. 15: 6; Рим. 4: 3). Таким образом, главное – вера человека Богу. А верующий человек – не тот, кто, как говорится, «допускает гипотезу Бога», а тот, кто в своей жизни реально следует за Богом с полным доверием к Нему. Как сказано в Откровении святого Иоанна Богослова: Это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел (Откр. 14: 4). Как писал в начале ХХ века епископ Таврический Михаил (Грибановский): «Вопрос не в том, что мы признаем или не признаем, а в том, за чем мы жизненно следуем в данный момент» . Момент призвания человека Богом на пророческое служение всегда переживался человеком как кризис. Человек умом и сердцем понимал, что его прошлая спокойная жизнь на этом кончается. И начинается новая, ведомая одному только Богу; что покой и простое человеческое счастье остались в прошлом, а впереди – гонения от царской и храмовой власти, непонимание, насмешки и отвержение от народа, а в конце, возможно, насильственная смерть от тех, к кому он послан вестником. Поэтому неудивительно, что человек иногда страшится такого призвания и даже бежит от него: И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня. И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня (Ион.1: 1–3). И лишь после многих скорбей пророк возвращается и исполняет волю Божию. В других случаях призвание от Бога пророки переживают как нечто такое, чему невозможно противиться: Лев начал рыкать, – кто не содрогнется? Господь Бог сказал, – кто не будет пророчествовать? (Ам. 3: 8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Потомки же Иафета, как предсказал Ной, расселились по всему миру, а после Боговоплощения вошли в Завет Сима. Шатры Сима – Ветхозаветной Церкви – вместили потомков Иафета, язычников, принявших христианство . И так составилась единая Церковь , объединяющая все народы. После потопа Ной прожил еще 350 лет и умер, завещав своим потомкам хранить мир между собой. Вавилонская башня и рассеяние народов (Быт. 10–11) Все люди имели тогда один язык и одно наречие. Когда народы стали размножаться на земле, они спустились с предгорий Арарата и нашли равнину Сенаар (Шумер), расположенную между реками Тигром и Евфратом. Вождем у них был потомок Хама, Нимрод, который был великим звероловом, но и тираном, создавшим первую всемирную империю. Люди, руководимые Нимродом, сказали: «Наделаем кирпичей и обожжем огнем… построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя (прославим себя), прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли» ( Быт. 11, 3, 4 ). Так они и сделали. Вместо камня они стали обжигать кирпичи, а вместо извести использовать земляную смолу. Таким образом, все человечество (вместо того, чтобы исполнять повеление Бога населять землю) возгордилось своим мнимым величием и взбунтовалось против Создателя: люди говорили, что если наступит новый потоп, то они смогут спастись на башне, не доверяя обещанию Бога больше не карать землю водой. Тогда Господь решил сойти и посмотреть город и башню, которые строили себе люди. И сказал Бог своему Сыну: «Вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» ( Быт. 11, 6–7 ). Так и произошло. Люди получили новые языки и перестали понимать друг друга. После этого рассеял их Господь по всей земле, империя Нимрода рухнула, и люди прекратили строить город и башню. А город получил название Вавилон, то есть «смешение», ведь там Бог смешал языки всех народов. Позднее этот город стал столицей языческого мира и олицетворением мирового зла (руины башни и до сих пор возвышаются недалеко на территории современного Ирака), показывая знак гнева Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010