5) В округ Московской Консистории: Евангелическо-Лютеранские приходы губерний Московской, Тверской, Калужской, Тульской, Рязанской, Владимирской, Нижегородской, Пензенской, Тамбовской, Воронежской, Курской, Орловской, Харьковской, Саратовской, Симбирской, Казанской, Вятской, Пермской, Самарской, Оренбургской, Астраханской и Ставропольской, Сибирского и Закавказского края. 6) В округ Эзельской Консистории: Евангелическо-Лютеранские приходы островов Эзеля, Мона, Руно и прочих мелких островов, принадлежащих к Аренсбургскому уезду. 7) В округ Рижской Городовой Консистории: Евангелическо- Лютеранские приходы города Риги и церковного Рижского округа (Stadt und Patrimonialgebiet), со всеми в них находящимися Евангелическо- Лютеранскими церквами, за исключением лишь церкви Св. Иакова с ее приходом (п. 2). 8) В округ Ревельской Городовой Консистории: Евангелическо-Лютеранские приходы всех находящихся в сем городе церквей, кроме лишь одной Вышегородской (п. 3), и сверх того сельские общества, принадлежащие к Эстской городской церкви (г). 435 . Евангелическо-Лютеранские Консистории составляются из светского Президента, духовного Вице-Президента, коего место занимает всегда Генерал-Супер-Интендент или Супер-Интендент того Консисториального округа, из равного числа светских и духовных Заседателей. Все члены должны принадлежать к Евангелическо-Лютеранскому исповеданию. В Консисториях С.-Петербургской, Лифляндской, Эстляндской, Курляндской и Рижской полагается по два светских и по два духовных Асессора, а в Московской, Эзельской и Ревельской по одному, как светского так и духовного звания. Примечание 1. Духовный Вице-Президент в отсутствии Президента исправляет его должность в Консистории; за отсутствием того и другого председательствует старший светский Заседатель (а). Примечание 2. Председатели и члены Евангелическо-Лютеранских Консисторий, равно и чиновники Канцелярий сих Консисторий, могут занимать и другие места, с сохранением присвоенного жалованья, если соединенные с оными обязанности не препятствуют занятиям их по Консистории (б).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Отделение второе. О Синодах в округах Пробстских 588 . Существовавшие до 28 Декабря 1832 года в некоторых местах Пробстские Евангелическо-Лютеранские Синоды могут быть собираемы на прежнем основании, но чрез сие никто не увольняется от обязанности присутствовать на общем Евангелическо-Лютеранском Синоде Консисториального округа. Протоколы сих Пробстских Евангелическо-Лютеранских Синодальных Собраний каждый раз представляются Генерал-Супер-Интендентам, а от них Консисториям. 589 . В колониях Саратовских, Новороссийских и Бессарабских, коих Проповедники, по причине отдаленности их приходов, не могут часто присутствовать на Евангелическо-Лютеранских Синодах, Пробсты созывают ежегодно подведомственных им Проповедников на окружный Евангелическо- Лютеранский Синод; в оном наблюдается все, постановленное в статьях 585 и 586 об открытии, продолжении, занятиях и закрытии Евангелическо- Лютеранских Синодов в Консисториальных округах. Протоколы сих собраний представляются Генерал-Супер-Интенденту для внесения в местную Консисторию, а от оной препровождаются в списках в Генеральную Консисторию. Отделение третье. О Генеральном Синоде 590 . Для представления правительству точнейших и подробнейших сведений о потребностях Евангелическо-Лютеранской Церкви в Империи и о средствах более и более совершенствовать установления оной, от времени до времени созывается Генеральный Евангелическо-Лютеранский Синод. 591 . Для присутствования в Евангелическо-Лютеранском Генеральном Синоде все Консисториальные округи назначают депутатов, каждый по одному духовному или светскому, попеременно. Когда округи С.-Петербургский, Лифляндский, Курляндский и Ревельский назначают депутатов духовных, то от Московского, Эстляндского, Эзельского и Рижского избираются светские; в следующее за тем собрание Евангелическо-Лютеранского Генерального Синода сии последние округи назначают депутатов духовных, а С.-Петербургский, Лифляндский, Курляндский и Ревельский светских. Сверх сих восьми членов в Евангелическо-Лютеранском Генеральном Синоде присутствуют духовный Вице-Президент Генеральной Консистории, Профессор Богословского Факультета Дерптского Университета, по назначению сего Университета, и попеременно светские Президенты или духовные Вице-Президенты Консисторий С.-Петербургской, Лифляндской, Эстляндской, Курляндской и Московской или же когда они по важным препятствиям не могут прибыть в собрание, то вместо их старшие светские или духовные Заседатели сих Консисторий. При сем наблюдается, что когда Консисториальным округом избран светский депутат, то от самой Консистории назначается духовный, и обратно.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Для общего заведывания делами евангелическо-лютеранской церкви в России существует в С.-Петербурге евангелическо-лютеранская генеральная консистория, представляющая собою высшее центральное учреждение евангелическо-лютеранской церкви в России и состоящая из светского президента, духовного вице-президента, двух светских и двух духовных членов евангелическо-лютеранского исповедания. Она подчинена по делам административного характера Министерству Внутренних Дел, а по судебным (кроме чисто церковных дел) Правительствующему Сенату. Для разрешения подведомственных дел, генеральная консистория собирается два раза в год (15 января и 20 сентября), при чем заседания ее каждый раз продолжаются не менее одного и не более двух месяцев; происходят они ежедневно или, по крайней мере три раза в неделю 109 . Все евангелическо-лютеранские приходы в Российской Империи, за исключением находящихся в Закавказских колониях иностранных поселенцев, делятся на пять округов: С.-Петербургский, Лифляндский, Эстляндский, Курляндский и Московский. В округа Лифляндский и Эстляндский входят евангелическо-лютеранские приходы Лифляндской и Эстляндской губерний. К Курляндскому округу принадлежат, кроме евангелическо-лютеранских приходов Курляндской губернии, также приходы в губерниях Витебской, Могилевской, Минской, Виленской, Гродненской и Ковенской. К столичным округам принадлежат все вообще евангелическо-лютеранские приходы остальных губерний и областей России 110 . Церковно-правительственными лицами и учреждениями в означенных округах являются евангелическо-лютеранские консистории, генерал-супер-интенденты, консисториальные синоды и главные попечительства. Каждая консистория состоит из светского президента духовного вице-президента (генерал-супер-интендента) и из заседателей (из лиц светских и духовных поровну 111 . Предметы ведения консистории весьма сложны и разнообразны. Консистории принадлежит наблюдение за отправлением богослужения, цензура книг духовного содержания, участие в назначении и увольнении пасторов и пробстов своего округа, рассмотрение и решение судебных дел и представление в известные сроки сведений, как Министерству Внутренних Дел, так и в генеральную консисторию 112 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Отделение первое. О местных Консисториях 433 . Все Евангелическо-Лютеранские приходы в Империи, за исключением находящихся в Закавказских колониях иностранных поселенцев, состоят в ведении следующих местных Консисторий: 1) С.-Петербургской, 2) Лифляндской, 3) Эстляндской, 4) Курляндской, 5) Московской, 6) Эзельской, 7) Рижской и 8) Ревельской. 434 . В округи сих Консисторий входят: 1) В округ С.-Петербургской Консистории: Евангелическо-Лютеранские приходы губерний С.-Петербургской с городами Кронштадтом и Нарвой, Новгородской, Псковской, Вологодской, Олонецкой, Архангельской, Костромской, Ярославской, Смоленской, Черниговской, Волынской, Подольской, Киевской, Полтавской, Екатеринославской, Таврической, Херсонской с городом Одессой, области Бессарабской и Российско-Американских колоний. 2) В округ Лифляндской Консистории: Евангелическо-Лютеранские приходы Лифляндской губернии, кроме находящихся на островах Аренсбургского уезда и принадлежащих к ведомству города Риги. В сем последнем городе однако ж приход Св. Иакова принадлежит к ведомству Лифляндской Консистории. 3) В округ Эстляндской Консистории: Евангелическо-Лютеранские приходы Эстляндской губернии, кроме церквей и приходов, в самом городе Ревеле находящихся; из них ведомству Эстляндской Консистории принадлежит токмо приход Вышегородской церкви (Domkirche) (а). Примечание. В ведении Эстляндской Консистории, под надзором Министерства Народного Просвещения, состоит также существующее в Ревеле Вышегородское сиротское училище. Для сокращения переписки, Консистория по делам о определении и производстве в чины учителей и о других случаях, лично до службы их относящихся, обращается чрез Попечителя Дерптского учебного округа в Министерство Народного Просвещения, которому предоставлено внесение о том представлений на дальнейшее, куда следует, рассмотрение (б). 4) В округ Курляндской Консистории: Евангелическо-Лютеранские приходы губерний Курляндской, Витебской, Могилевской, Минской, Виленской, Гродненской и Ковенской (в).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Там же, § 5. Глава II. О БОГОСЛУЖЕНИИ 140. Чин общественного богослужения, а равно и прочие церковные обряды и обыкновения, которые в Евангелическо-Лютеранских в Империи церквах долженствуют быть наблюдаемы, подробно определены в особенном служебнике сих церквей, именуемом Агенда. Изменения в литургических постановлениях допускаются не иначе, как с разрешения высшего начальства, установленным порядком. 1832, дек. 28 (5870). § 7. 143. Сверх церковных праздников, во всех Евангелическо-Лютеранских в России церквах торжествуются дни рождения и тезоименитства Государя Императора, Государыни Императрицы, Наследника Престола Государя Цесаревича Великого Князя, и другие, означаемые в особый табели, ежегодно составляемой Министерством Внутренних Дел... Там же. § 10. Глава III. О СОВЕРШЕНИИ ТАИНСТВ И О ДРУГИХ СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЯХ 177. Иностранцы, и все находящиеся в дальнем расстоянии от прежнего своего местопребывания, могут быть по желанию допускаемы к совершению покаяния и к святому причащению в том Евангелическо-Лютеранском приходе, в коем имеют жительство. Если не известно с точностию, принадлежат ли они к Евангелическо-Протестантской Церкви, то от них требуется письменное о сем за их подписью объявление, в котором должно быть объяснено, что они не принадлежат к Церкви Православного исповедания (см. Уст[ав] [о] Пред[отвращении] Прест[уплений], разд. I). Там же. § 44. 196. Тела членов Евангелическо-Лютеранской Церкви погребаются только в определенных на сие для целых приходов, или же для отдельных семейств, по установленному порядку освященных местах. Там же, § 63. Глава IV. О БРАКАХ 210. Браки исповедающих Евангелическо-Лютеранскую веру с Магометанами и Евреями дозволяются на следующем основании: 1. Чтобы лицо, исповедующее Христианскую веру, предварительно испросило на то дозволение местной Консистории. 2. Чтобы бракосочетание совершилось только Евангелическо-Лютеранским Проповедником и по обряду сей Церкви, а отнюдь не по обычаям Магометан или Евреев. 3. Чтобы другая сторона обязалась подпискою пред Консисторией крестить и воспитывать могущих произойти от сего брака детей обоего пола в Евангелическо-Лютеранской, или же, буде обе стороны сего желают, в Православной вере...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1832, дек. 28 (5870). § 290; 1847, июл. 29 (21450). 435. Евангелическо-Лютеранские Консистории составляются из светского Президента, духовного Вице-Президента, коего место занимает всегда Генерал-Супер-Интендант или Супер-Интендант того Консисториального округа, и из равного числа светских и духовных Заседателей... 436. Президенты Консисторий С.-Петербургской и Московской назначаются Его Императорским Величеством, по представлению Министерства Внутренних Дел... Глава IX. О ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКИХ СИНОДАХ 590. Для представления правительству точнейших и подробнейших сведений о потребностях Евангелическо-Лютеранской Церкви в Империи и о средствах более и более совершенствовать установления оной, от времени до времени созывается Генеральный Евангелическо-Лютеранский Синод. 1832, дек. 28 (5870). § 446. 593. В Евангелическо-Лютеранском Генеральном Синоде председательствует один из светских его членов, или другое лицо Евангелическо-Лютеранского исповедания, по назначению Его Императорского Величества. Там же. § 449. 594. Евангелическо-Лютеранский Генеральный Синод собирается в С.-Петербурге, по усмотрению и созыву Министерства Внутренних Дел, с Высочайшего разрешения. Там же. § 450. Глава XII. НАКАЗ ДУХОВЕНСТВУ И НАЧАЛЬСТВАМ ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКОЙ ЦЕРКВИ В ИМПЕРИИ 675. ...Консистории и прочие духовные начальства имеют также наблюдать, чтобы Проповедники в речах своих всемерно избегали неуместных рассуждений о предметах не касающихся религии, особенно же о современных политических происшествиях и принимаемых по оным правительством мерах, и не дозволяли себе никаких укоризненных выражений насчет других вер и народов... 1832, дек. 28 (5871). § 8. 695. Когда Консистории будет донесено от приходского Проповедника, что родители, или ближайшие родственники новорожденного младенца, без достойных уважения причин и несмотря на увещевания, не представляют его к принятию Св. Крещения и после определенного шестинедельного срока: она извещает о сем главное местное начальство, которое, по надлежащем исследовании и рассмотрении дела, предоставляет Консистории назначить честного и богобоязненного Христианина попечителем к младенцу токмо для совершения над ним Св. Крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн Приветствие Святейшего Патриарха участникам XIII богословского собеседования представителей Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии 20 сентября 2005 г. 12:16 20 — 25 сентября в Турку (Финляндия) проходит XIII богословское собеседование представителей Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии на тему «Христианский взгляд на человека в современной Европе. Спасение, вера и современная общественная реальность». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил приветствие участникам собеседования: Дорогой брат во Христе, досточтимый Архиепископ Юкка Паарма! Ваше Высокопреосвященство Владыка митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир! Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры! Сердечно приветствую вас по случаю открытия очередного богословского собеседования представителей Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии. Более 30 лет богословы наших стран ведут серьезные ученые дискуссии по вероучительным вопросам с целью достижения большего взаимопонимания между двумя Церквами. Мы высоко ценим тот факт, что богословы Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии знают и глубоко понимают вероучение и традиции Православия, и поддерживаем богословов Русской Православной Церкви в их стремлении донести наше понимание Богооткровенной истины до христиан других конфессий. При этом наш богословский диалог никогда не был чисто теоретическим — своего рода «богословием ради богословия», — но касался важнейших вопросов жизни Церкви, общества и отдельного человека. Последнее собеседование в Москве в 2002 году было посвящено подведению итогов наших совместных тридцатилетних трудов. Особое внимание тогда было обращено на перемены, произошедшие в жизни наших Церквей за последние годы и затронувшие их богословскую мысль, межцерковные отношения, взаимосвязи с государством и обществом. Тематика нынешнего собеседования — «Христианский взгляд на человека в современной Европе. Спасение, вера и современная общественная реальность» — является органичным продолжением дискуссий, начатых на прошлых встречах. Она свидетельствует о нашей общей озабоченности нравственным состоянием современного общества. К сожалению, сегодня многие люди перестали задумываться над смыслом своей жизни. Для них средства к поддержанию физического существования стали самоцелью, хотя очевидно, что подобная подмена равносильна духовному самоубийству. Все эти вопросы и проблемы сегодняшнего дня требуют аргументированного и убедительного ответа со стороны верующих во Христа, и мы ожидаем его от богословов наших Церквей.

http://patriarchia.ru/db/text/40730.html

Однако всякая пропаганда протестантства у нас была строго запрещена. Во внутренние дела протестантских общин правительство наше вообще не вмешивалось. Даже после покорения при Петре Великом губерний Эстляндской и Лифляндской, оно никаких распоряжений по устройству протестантской церкви не сделало, предоставив ей руководствоваться прежними узаконениями, изданными шведскими королями, и ограничилось тем, что поручило высший надзор за делами лютеран Юстиц-коллегии лифляндских, эстляндских и финляндских дел. – В 1805 г.. вследствие беспорядков в управлении духовными делами протестантов, повелено было Юстиц-коллегии составить новый церковный лютеранский устав, который был издан под названием «литургического учреждения». В 1810 г. было учреждено главное управление духовными делами иностранных исповеданий, распространившее сбои действия и на дела протестантов. Но так как во внутренней жизни протестантских общин часто происходили несогласия и беспорядки, указывающие на отсутствие центрального церковного органа, то правительство, в виду интересов самих протестантов, пришло к заключению о необходимости учредить в России для евангелического вероисповедания епископское достоинство и евангелическую государственную генеральную консисторию, которой должны быть подчинены все консистории. Назначение епископа состоялось вскоре после издания указа 20 июля 1819 г. об учреждении генеральной консистории; проект же устава евангелическо-лютеранской церкви в России был составлен лить в 1831 г., а утверждён и введён в действие в следующем 1832 г. Устав этот, 77 составленный по тщательном обсуждении и заключающий в себе собрание постановлений, издавна имевших силу в евангелическо-лютеранской церкви и почти повсеместно соблюдавшихся в Европе, встретил общее сочувствие всех протестантов как у нас в России, так и заграницей. §49. Современное устройство евангелическо-лютеранской церкви в России Для общего заведывания делами евангелическо-лютераиской церкви в России существует в С.-Петербурге евангелическо-лютеранская генеральная консистория, представляющая собою высшее центральное учреждение евангелическо-лютеранской церкви в России и состоящая из светского президента, духовного вице-президента, двух светских и двух духовных членов евангелическо-лютеранского исповедания.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

В 1858 г. латыши основали собственную колонию Н. Буланка в Минусинском окр. В 1861 г. в 200 верстах от Минусинска и в 7 верстах от Н. Буланки возникло поселение ссыльных эстонцев В. Буланка. В 1881 г. из новых колоний был создан самостоятельный приход под названием В. и Н. Буланка. В 1869 г. основан евангелическо-лютеранский приход Тобольск-Рыжково, к-рый по состоянию на 1904-1905 гг. насчитывал 4,6 тыс. прихожан. В 1884 г. для проживающих в Сибири финнов была учреждена должность разъездного пастора, и первым таким проповедником стал Г. И. Гране. В 1888 г. в В. Суэтуке на деньги прихожан и средства фин. консульства была построена каменная кирха. В 1893 г. в Н. Буланке было основано библиотечное товарищество. В его фондах содержалось ок. 300 наименований книг и 12 периодических изданий на латыш. языке, гл. обр. религиозного содержания. Новая волна поселенцев стала пополнять колонии после открытия Транссибирской железной дороги, а затем - после подавления революции 1905-1907 гг. Самая большая миграция пришлась на годы столыпинских реформ, когда в К. к. прибыло неск. тысяч крестьян. В условиях репрессий 30-х гг. XX в. лютеран. общины распались. При этом в 40-х гг. число лютеран в Сибири росло за счет массовых депортаций. В 1940-1941 и 1944-1945 гг. в Сибирь ссылали латышей и эстонцев, в авг. 1941 г. насильственному переселению подверглись российские немцы. Возрождение лютеран. общин на территории К. к. пришлось на нач. 90-х гг. На нач. 2015 г. лютеранство в регионе представлено пробством Центр. Сибири Евангелическо-лютеранской церкви Урала, Сибири и Дальн. Востока, входящей в состав Союза Евангелическо-лютеранских церквей (11 общин на территории К. к., из них 1 - в Красноярске), Сибирским пробством Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии (приходы в Красноярске, Минусинске, В. Суэтуке, В. и Н. Буланке), Сибирской Евангелическо-лютеранской церковью (с 2003 автокефальная, ранее являлась частью Эстонской Евангелическо-лютеранской церкви (ЭЕЛЦ), на территории К. к. имеется 2 прихода), Красноярским пробством Евангелической лютеранской церкви европ. части России (ЕЛЦЕР) и Евангелическо-лютеранской церковью Аугсбургского исповедания (1 приход в Красноярске).

http://pravenc.ru/text/2458975.html

Протоколы Генерального синода должны быть представляемы Министру Внутренних Дел. В число предметов ведомства Евангелическо-Лютеранской церкви входят и учреждения Евангелическо-Реформатского вероисповедания. Реформатское исповедание появилось в Европе в XVI веке по Франции и Швейцарии; вскоре распространилось в Германии, а затем проникло в Россию через Польшу. В России Реформатское исповедание пользовалось в конце XVII и в XVIII в. в. той же свободой, как и другие иноверные церкви. Реформатские общины в XVII и XVIII веках стояли везде отдельно от лютеранских общин и не имели с ними никакой связи. Но после Наполеоновских войн немецкие монархи желали увековечить счастливое окончание «войны за освобождение» религиозными союзами. Между прочим, Прусский король предложил реформатским общинам соединиться с Евангелическо-Лютеранской церковью. Многие общины согласились. Общины, вошедшие в союз, подчинились консисториям, которые сами подверглись поэтому некоторым изменениям в своем строе. изменения состояли в том, что вместо духовных лиц Евангелическо-Лютеранского исповедания по делам Реформатского исповедания должны быть пасторы этого исповедания. И в России некоторые Реформатские общины признали необходимость союза с Евангелическо-Лютеранской церковью, сохранив, впрочем, свои особенности в общинном устройстве. Такие общества были в Москве, С.-Петербурге и Архангельске. Особенность в соединении та же, что и в Германии, т. е. на заседаниях консистории, когда обсуждаются Реформатские дела, присутствуют Реформатские пасторы; такие заседания называются Реформатскими заседаниями Евангелическо-Лютеранской консистории. Реформатские общины в Белоруссии и Привислянском крае не пожелали соединиться с Евангелическо-Лютеранской церковью и Русское законодательство сохранило для них отдельные учреждения. Для Реформатских общин в западном крае существует консистория и Виленский Реформатский Синод. Синод составлялся один или два раза в год. Членами его бывают почетные особы духовного и дворянского звания, живущие в западном крае.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010