Исполняя это сокрытое в Писании педагогическое, учительное намерение, Церковь устанавливает неотменное правило: предпосылать каждому душеполезному поучению, содержащемуся в песнях богослужебных канонов, взятые из Священного Писания фрагменты, чтобы в кратком слове предварить ту мысль, что поведет нас за собою по лествице тропарей, составленных великими песнотворцами. Седьмая же песнь имеет целью укрепить твое покаянное чувство, душа моя. Она напоминает тебе: согрешила ты, беззаконновала, неправду сотворила пред Богом твоим, и не сохранила того, что заповедал Он тебе, и не делала того, что указано заповедями Его. И только от Господа твоего можешь теперь ожидать ты оправдания, потому что Тот, чьи законы ты нарушала, Тот и есть – Судия тебе. Потому и просим мы вместе с отроками еврейскими, находясь в пещном пламени мира сего: «Не предавай нас до конца справедливому Твоему наказанию за грехи наши, Боже отцов наших!» Ведь мы, как и те три отрока, несумненно знаем: «Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь беззаконный мира сего, избавит " ( Дан.3:17 ). Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Чти понедельнику. Согреших, беззаконновах и отвергох заповедь Твою, яко во гресех произведохся, и приложих язвам струпы себе; но Сам мя помилуй, яко благоутробен, отцев Боже. «Согрешил я, – сокрушается пред Господом преподобный Андрей, – беззаконновал и отверг заповедь Твою, ибо во грехах произведен был на свет и добавил сам себе к тем язвам греховным еще и новые раны. Но Сам, милосердный Боже отцов наших, помилуй меня». Господь повелел некогда избранному народу Своему: «Если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые Я навел на Египет, ибо Я Господь, целитель твой» ( Исх.15:26 ), «творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» ( Исх.20:6 ). О сути же этих заповедей авва Пимен сказал так: «Бог дал Израильтянам закон – воздерживаться от противоестественного, то есть от гнева, ярости, зависти, ненависти, клеветы на брата и прочего, что принадлежит ветхому человеку» 1340 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Итак, есть чудотворцы — те, кто имеет веру с горчичное зерно. У нас нет веры «с горчичное зерно»: мы молимся, но не получаем просимого, и даже просить кого-то, чтобы он помолился о нас и мы исцелились, мы не смеем. Судить об этом можно не только по тому, что с нами не происходит почти никаких чудес, но и в особенности по тому, что мы часто совсем забываем о цели христианской жизни — о Царствии Небесном, о том, что мы должны жить ради Христа, то есть каждый наш вздох, каждое движение души должно совершаться ради Господа. Мы же помним о Боге в лучшем случае во время молитвенного правила, а часто и тогда отвлекаемся на посторонние мысли. Это говорит о том, что вера наша далеко не такова, какой требует Спаситель, — она меньше, чем горчичное зерно, потому что мы не заботимся о вечности, почти забываем о ней. Спаситель учит, как изгонять неверие: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (ст. 21). Не чтением (хотя оно может в чем-то помочь), не какими-то вызывающими ревность рассуждениями, но молитвой и постом. Надо сказать, что когда в человеке действует страсть — любая, не только неверие, но и гордость, и блудная страсть, и гнев, — то тут рассуждения помочь не могут. Сила страсти преодолевает самые справедливые доводы. Мы знаем, что наши рассуждения правильны, но тем не менее увлекаемся соблазном, который оказывается сильнее, чем доказательства. Неверие — тоже страсть, а не естественное состояние человека. Не верить — безумно и безрассудно, потому что вера на самом деле совершенно естественна. Созерцая природу или строение человека, читая Священное Писание, не верить невозможно. Как мне кажется, мы как бы вынуждены верить, даже если бы и не хотели. Но неверие — такая же слепая страсть, как и прочие, например блудная: мы знаем, что нужно жить целомудренно, однако она влечет нас к тому, что нам отвратительно. Гнев также вызывает в нас чувства, которые мучают нас и терзают, но мы не можем от него удержаться. То же самое можно сказать и о других страстях. Поэтому, когда страсти овладевают нами, помочь могут только молитва и пост. Я думаю, что можно дополнить эти слова, а правильнее сказать — пояснить: непрестанная молитва и непрестанный пост. Пост понимается широко — как постоянное воздержание и ограничение себя, потому что даже в те дни, когда разрешается вкушать скоромную пищу, нужно знать меру и не забывать о воздержании. Молитву же оставлять не нужно никогда. Ум человека никогда не должен быть праздным, он должен быть занят, может быть по необходимости, умственным трудом, а лучше — молитвой или душеполезным чтением.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Как красочно об этом пишет Сирах: «Ибо Господь возвысил отца над детьми и суд матери над сыновьями. Сын! Прими отца твоего в старости его и не огорчай его в жизни его Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение к нему, и не пренебрегай им при полноте силы твоей. Оставляющий отца то же что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою». Видите насколько велика эта заповедь? Сам физический закон нас располагает к такому почитанию родивших нас, а духовный устанавливает как неоспоримую Заповедь. Пусть Пресвятая Богородица, Его сладкая Матушка, будет твоей покровительницей, а ты Ей постоянно молись. Обнимай, как живую, Ее святую икону, орошай Ее слезами, как мироносица – стопы Иисуса, и будешь черпать ощутимое утешение, как если бы Она [Сама] была близ тебя. Пресвятая Богородица везде успевает, и тому, кто горячо Ее призывает, Она богато подает Свою благодать. Она предстательница всех, ибо удостоилась родить Господа, стать Матерью Божией. Она Его носит в Своих объятиях и непрестанно Его умоляет. И мы, грешные, не имея дерзновения сразу прибегнуть к Богу, призываем сначала Его Матерь. Она нас возрождает, Она предстательствует, Она предваряет во всех наших скорбях. Она – покровительница и помощница, всех ангелов честнейшая, херувимов и серафимов без сравнения славнейшая, занимающая второе место после Святой Троицы. Преподобный Иосиф Исихаст Краткая благодарственная молитва ко Пресвятой Богородице схимархим. Макария (Сушкина) О Владычице Богородице, избавительнице моя крепкая, благодарю многоскверный за Твои неисчислимые милости, излиянные на моем убожестве. Суббота 6-й седмицы Великого Поста Эгоистичный человек считает виновником своих проблем Бога и представляет Его ужасно жестоким. Представляя таким Бога, несчастный человек не имеет ни терпения, ни надежды и тяготится даже своей жизнью. Без Божественного света он руководствуется подавленностью, унынием и отчаянием. Такое состояние руководит человеком, поэтому он отказывается от Бога, считает веру безумием, а Бога – несуществующим. В результате – помрачение души, волнение сердца, озлобление ума, ненависть, сильная зависть и месть. Верующие, с Божией помощью, не соблазняются ненавистью злобы и демонского отчаяния. Горячая вера и любовь к Богу умиротворяют человека.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/afonsk...

Когда же наполнили и запечатали его, то опять стали работать себе на расход и собрали ещё по тысяче золотых монет, чтобы иметь, откуда брать во время нужды, и сохранить то, что положено во хранилище. Так и сии старцы, долго работая, собрали себе сокровища в юности своей и, запечатав оные, выработали ещё немного, чтобы иметь это во время старости или немощи и брать из сего, а собранное прежде хранить сокровенным. А мы не приобрели ещё и самого хранилища. Из чего же станем мы тратить?» Потому мы и должны, как я сказал, принимая пищу по телесной потребности, осуждать самих себя и почитать себя недостойными всякого утешения и даже самой монашеской жизни, и не без воздержания принимать пищу: таким образом она не послужит нам в осуждение. Сие сказали мы о воздержании чрева.        Но мы не в пище только должны соблюдать меру, но удерживаться и от всякого другого греха, чтобы, как постимся чревом, поститься нам и языком, удерживаясь от клеветы, от лжи, от празднословия, от уничижения, от гнева и, одним словом, от всякого греха, совершаемого языком. Так же должно поститься и глазами, т. е. не смотреть на суетные вещи, не давать глазам свободы, ни на кого не смотреть бесстыдно и без страха. Также и руки, и ноги должно удерживать от всякого злого дела. Постясь таким образом, как говорит Василий Великий, постом благоприятным, удаляясь от всякого греха, совершаемого всеми нашими чувствами, мы достигнем святого дня Воскресения, сделавшись, как мы сказали, новыми, чистыми и достойными причащения Святых Таин. Но сперва изыдем в сретение Господу нашему Иисусу Христу, грядущему пострадать, и с масличными и пальмовыми ветвями приимем Его, сидящего на жребяти ослем и входящего в святой град Иерусалим.    Для чего Господь воссел на жребя? Он воссел на жребя для того, чтобы душу нашу, уподобившуюся, как говорит Пророк, скотам бессловесным и несмысленным, — яко Слово Божие, — обратить и покорить Своему Божеству. Что означает, что Его сретают с пальмовыми и масличными ветвями? Когда кто пойдёт на брань со врагом своим и возвратится победителем, то все подданные встречают его, как победителя, с пальмовыми ветвями: ибо пальмовые ветви суть символ победы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2824...

Напротив, какую радость, какое спокойствие имеет тот, кто укоряет самого себя! Куда бы ни пошёл укоряющий себя, как сказал авва Пимен, какой бы ни приключился ему вред или бесчестие или иная какая-либо скорбь, он уже предварительно считает себя достойным всякой скорби и никогда не смущается. Есть ли что беспечальнее такого состояния?    Но если кто-нибудь скажет: если брат оскорбляет меня, и я, испытав себя, найду, что я не подал ему никакого повода к сему, то как могу укорить себя? Поистине, если кто-либо испытает себя со страхом Божиим, то найдёт, что он всячески сам подал повод или делом, или словом, или видом. Если же он видит, как говорит, что он в настоящее время не подал ему вовсе никакого повода, то верно он когда-нибудь в другое время оскорбил его, или в этом, или в другом деле, или, вероятно, опечалил другого брата и должен был пострадать за сие, или часто и за иной какой-либо грех. Потому если кто, как я сказал, со страхом Божиим рассмотрит самого себя и строго испытает свою совесть, то он непременно найдёт себя виновным.    Случается также, что иной, как кажется ему, пребывает в мире и безмолвии: но когда брат скажет ему оскорбительное слово, то он смущается, и потому полагает себя вправе скорбеть на него, говоря: если бы он не пришёл и не смутил бы меня своими словами, то я не согрешил бы. Вот смешное суждение! Вот обольщение диавольское! Разве тот, кто сказал ему слово, вложил в него страсть? Он только показал ему ту, которая уже была в нём, для того чтобы он, если хочет, покаялся в ней. Такой подобен гнилому хлебу, который снаружи хорош, а внутри заплесневел, и когда кто-либо разломит его, то обнаруживается его гнилость. Так и этот — пребывал, как ему казалось, в мире, но страсть была внутри его, а он не знал о сём; брат сказал ему одно слово и обнаружил гнилость, сокровенную внутри его. Итак, если он хочет получить помилование, то пусть покается, очистится, преуспеет; и пусть видит, что он ещё должен благодарить брата, как доставившего ему таковую пользу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2824...

Но Господь возгремел в тот день сильным громом над Филистимлянами и навел на них ужас, и они были поражены перед Израилем. И выступили Израильтяне из Массифы, и преследовали Филистимлян, и поражали их. И усмирены были Филистимляне, и не стали более ходить в пределы Израилевы, и была рука Господня на Филистимлянах. И возвращены были Израилю города, которые взяли у него Филистимляне, и пределы свои освободил Израиль из рук Филистимлян ( 1Цар.7:2–14 ). Итак, это повествование показало нам, братие, что для того чтобы избавиться от врагов, нужно не одно только общее наше ополчение на них, но и раскаяние в наших грехах, заглаждение их добрыми делами, мольба к Богу о помиловании, а наконец, просьба и к святым мужам о том, чтобы и они помолились за нас. Если же все это так должно быть при нашествии врагов, то так поступать при них и будем. Подобно Израильтянам, обратимся всем сердцем к Господу и станем служить Ему Одному, выкинем из сердца скверных богов пороков и беззаконий и чистосердечное покаяние Господу принесем, вопль о помиловании вознесем к Нему и попросим молитв перед Ним и у благочестивых живущих с нами. И когда поступим так, тогда, без сомнения, можем надеяться и на помилование от Господа, и на спасение Им нас от врагов. Почему? Да потому, что тогда Господь будет с нами, а мы с Ним. С Господом же безопасно везде, и никакие враги не могут быть страшны человеку. «Если я пойду и долиною смертной тени, – говорит Пророк, – не убоюсь зла, потому что Ты со мной» ( Пс.22 ). «На аспида и василиска, – говорит еще о человеке, пребывающем с Господом, – наступишь; попирать будешь льва и дракона» ( Пс.90 ). «Близок Господь, – продолжает, – ко всем призывающим Его в истине, желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их; хранит Господь всех любящих Его» ( Пс.144:18–20 ). Будем же помнить все это и при нашествии врагов будем укрепляться, по Апостолу, «Господом и могуществом силы Его» ( Еф.6:10 ). Аминь. 21-й день 377. К молодым инокам о пользе от чтения душеспасительных книг (Из жизни преподобного Авраамия Смоленского. Чет. Мин. авг. 21) Вы знаете, молодые иноки, что монашескими правилами вы обязываетесь для спасения души своей, кроме молитвы, богомыслия и труда телесного, прилежать еще чтению душеполезных указанных известным уставом книг, и чтению таковых по уставу, разумеется, и прилежите. Но как думаете, будет вам какая-нибудь польза от чтения этих книг или нет? Что вы ответите нам на это, мы не знаем, но со своей стороны вполне убеждены в том, что польза от чтения душеспасительных книг может быть не только вам, читающим эти книги, но через вас и другим. На это вы, может быть, возразите: откуда же видно сие? На последнее ваше возражение мы вам дадим ответ в примере.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Но они развратились пред Ним, они не дети Его по своим порокам, род строптивый и развращенный ( Втор. 32:5 ). И [ел Иаков, и] утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего ( Втор. 32:15 ). 336 Коллиандер Т. Узкий путь. – Рига: Балто-славянское общество культурного развития и сотрудничества, 1992. – С.12. 354 Там же. С. 338–339. См. также: Преподобного отца нашего Феодора Едесского сто душеполезнейших глав. Гл. 93//Добротолюбие. Т. 3. – С. 342. 357 Евр. ‘1. Дерзко или надменно вести себя; поступать дерзко или надменно’ [Электронный ресурс]//URL: (дата обращения: 14.07.2016 года). 358 См.: Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. – М.: Православный паломник, 1998. 364 Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Т. 1. Кн. 2. – СПб.: Типография В.Ф. Киршбаума. – С. 242. 366 Евагрий, авва. О различных порочных помыслах//Добротолюбие. Т. 1. 3-е изд. – М., 1895. – С. 618. 368 Макарий Египетский , прп. О том, что все добродетели и все худые дела связаны между собою и, подобно звеньям в цепи, зависят одни от других//Его же. Духовные беседы, послания и слова. – М.: Правило веры, 1998. – С. 268–271. 369 Евагрий, авва. О различных порочных помыслах//Добротолюбие. Т. 1. 3-е изд. – М., 1895. – С. 619. 373 Варнава (Беляев) , еп. Основы искусства святости.//Опыт изложения православной аскетики. Т. 1. – Н. Новг.: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского, 1995. – С. 80. Электронная библиотека.//URL: (дата обращения: 27.06.2017 года). 382 Антоний (Блум), митр. Сурожский. Беседы о прелести. Электронный ресурс.//URL: (дата обращения: 23.05.2016 года). 384 Антоний (Блум), митр. Сурожский. Беседы о прелести. Электронный ресурс.//URL: (дата обращения: 23.05.2016 года). 397 Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев. – Калуга: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 2000. – С. 91. 408 Коллиандер Т. Узкий путь. Рига: Балто-славянское общество культурного развития и сотрудничества, 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Но тот, не поняв намерения отца своего, опять пришёл и спросил его о другой главе. Тогда он сказал ему: «Не знаю, но пойди и спроси отца Игумена», и Досифей пошёл, уже нимало не рассуждая. Авва же Дорофей предварительно сказал Игумену: «Если Досифей придёт к тебе спросить что-нибудь из Писания, то побей его слегка». Итак, когда он пришёл и спросил Игумена, тот начал толкать его, говоря: «Зачем ты не сидишь спокойно в своей келлии и не молчишь, когда ты ничего не знаешь? Как смеешь ты спрашивать о таких предметах? Что не заботишься о нечистоте своей?» И, сказав ему ещё несколько подобных выражений, Игумен отослал его, дав ему и два лёгких удара по щекам. Досифей, возвратясь к авве Дорофею, показал ему свои щеки, покрасневшие от ударений, и сказал: «Вот я получил, чего спросил» . Но не сказал ему: «Зачем ты сам не вразумил меня, а послал к отцу Игумену?» Он не сказал ничего подобного, но всё, что говорил ему отец его, принимал с верою и исполнял, не рассуждая. Когда же он вопрошал авву Дорофея о каком-либо помысле, то с такою уверенностью принимал слышанное и так соблюдал оное, что во второй раз уже не спрашивал Старца о том же помысле.    В начале, когда Бог сотворил человека (Быт.2:7), Он поместил его в раю, как говорит Божественное и Святое Писание, и украсил его всякою добродетелию, дав ему заповедь не вкушать от древа, бывшего посреди рая. И так он пребывал там в наслаждении райском: молитве, в созерцании, во всякой славе и чести, имея чувства здравые и находясь в том естественном состоянии, в каком был создан. Ибо Бог сотворил человека по образу Своему, т. е. бессмертным, самовластным и украшенным всякою добродетелию. Но когда он преступил заповедь, вкусивши плод древа, от которого Бог заповедал ему не вкушать, тогда он был изгнан из рая (Быт. 3), отпал от естественного состояния и впал в противоестественное и пребывал уже в грехе, в славолюбии, в любви к наслаждениям века сего и в прочих страстях, и был обладаем ими, ибо сам сделался рабом их чрез преступление. Тогда мало-помалу начало возрастать зло, и воцарилась смерть.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2824...

от плоти пожнет истленив; а сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный ( Гал.6:8 ). И любостяжание надо оставить. Надо оставить пристрастие к земному имению, к земным вещам и особенно к деньгам, к этому праху, столько, особенно ныне, обоготворенному, ибо из-за любостяжания своего, из жадности к приобретению, братия мои, вы хладеете к Господу Богу, Начальнику и Источнику нашей жизни и всякого довольства, ко храму Господню, пренебрегаете вечною жизнью и спасением души своей, добродетелью милосердия, исправлением сердца своего и вообще жизни своей. Никто не может служить двум господам, – говорит Спаситель наш, – ибо или одного будет он ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне, т.е. богатству. Посему говорю вам: не пекитесь душею вашею, что вам есть и что пить, ни телом вашим, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды ( Мф.6:24–25 )? He из-за любостяжания ли многие из вас не ходят даже к литургии в дни воскресные и праздничные и нарушают четвертую заповедь Божию, повелевающую помнить день покоя Господня, день славного воскресения Господа нашего Иисуса Христа из мертвых и проводить его свято, в делах душеполезных? Далее – жестокосердие и скупость к бедным надо отбросить. Или вы не знаете, или вы забыли, братия, что Сам Господь в лице нищего принимает милостыню и Сам воздаст вам сторицей и в сем веке, и в будущем жизнь вечную даст вам, если до конца жизни своей будете милосердны? Вы говорите о нищем: он нищий, да пьяница. Верно ли это вы знаете? He напрасно ли бросаете в него камень осуждения? Если доподлинно знаете, что он пропивает милостыню, не подавайте ему, не потворствуйте праздности, тунеядству и пьянству, но и будьте осторожны в своем суде: не осудить бы вам в праздности и тунеядстве истинно бедного, больного, бессильного, старого, увечного, сироту бесприютного, словом: не презреть бы вам нищего напрасно, по одному подозрению в его лживости, по скупости, гордости и злобе сердца своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Поэтому вражеские внушения помыслов, что «у тебя ничего не получится», «ты не умеешь говорить» и т.п. необходимо просто презреть, как презираем мы все дела сатаны. Перед проведением беседы нужно сосредоточиться, не развлекаться по возможности умом на ненужную информацию, собраться, повторить основные части беседы, помолиться и совершенно спокойно идти на проповедь. (Огласительную беседу, по сути, и нужно назвать проповедью, так как она заключает в себе познание Истины – Христа!) Господа Иисуса Христа проповедовали апостолы, наше служение отчасти тоже можно назвать апостольским. Для апостолов проповедь была совершенно естественным делом, ибо они жили так, как проповедовали, и использовали любую возможность для проповеди: «Если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» (1Кор. 9;16). Личная жизнь катехизатора. Мы знаем, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4;6). Самое верное средство для достижения спасения, конечно же, смирение, но многие из нас не имеют точного понимания, что из себя представляет эта основная для христиан добродетель. Чтобы не придумывать и не заблуждаться, воспользуемся помощью Святых Отцов. «Смирение не гневается и не прогневляет других, ибо сие совершенно не свойственно ему», – говорит Авва Дорофей в «Душеполезных поучениях». Такова четкая святоотеческая формулировка сего спасительного качества, исходя из которой, мы всегда можем проверить, приобрели ли мы хоть немного этой спасительнейшей добродетели. Осознание своей духовной нищеты всегда подает помощь от Бога, надежда на свой ум и талант приносит только посрамление и унижение. Конечно, трудно исполнять заповеди Божии нам, немощным и грешным, но не невозможно, иначе Бог не дал бы их нам и не судил бы потом за неисполнение. По мере сил нам необходимо проповедовать Евангелие собственной жизнью: «Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матф.

http://azbyka.ru/katehizacija/poyasnitel...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010