«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Душеполезные поучения Книга, которую вы видите перед собой, содержит 21 поучение великого древнего святого аввы Дорофея. Этот святой жил в конце 6-го – начале 7-го века в Палестине. В начале данной книги вы познакомитесь с кратким житием этого великого подвижника и узнаете, каким образом он приобрел такие великие духовные дарования. Свои поучения авва Дорофей при всей их наполненностью глубочайшей духовной мудростью, писал без излишней витиеватости, просто и ясно сумев изложить самые сложные духовные предметы. Благодаря такой доступности для понимания, его поучения пользовались очень большой популярностью среди иноков. Еще до изобретения печати их переписывали от руки чаще, чем чьи бы то ни было другие книги. Известно, например, что при своей огромной занятости поучения аввы Дорофея лично переписывал даже преподобный Кирилл Белозерский. Однако поучения эти будут полезны не только монашествующим, но всем православным христианам, желающим спасти свою душу и приблизиться к Царству Небесному. Кроме жития и поучений аввы Дорофея, в издании вы также найдете жития его учителей и наставников Варсонофия Великого, а также и Иоанна Пророка. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/   Авва Дорофей Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания. С присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка © Издательство «Благовест» – текст, оформление, оригинал-макет, 2013 Предисловие Авва Дорофей жил в конце VI – начале VII века и был православным подвижником и праведником. Он много забот и усилий приложил для спасения своей души и другим людям помогал своими мудрыми наставлениями. Книга «Душеполезные поучения и послания» была написана для монахов, посвятивших себя Богу. Но она вполне доступна и актуальна и в наше время для всех православных христиан, стремящихся построить свою жизнь по заповедям Божиим. При этом очень желательно изучать эту книгу, где найдется множество спасительных и душеполезных советов и наставлений, и применять содержащиеся в ней наставления и рекомендации в жизни под руководством своего духовного отца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

«Душеполезные поучения, послания и вопросы» — одно из центральных произведений аскетической литературы, вобравшее в себя предшествующую традицию. «Поучения» аввы Дорофея, написанные простым и безыскусным языком, — это своеобразная аскетическая «азбука», решающая основные вопросы духовной жизни и монашеского подвига. Флоровский пишет о «Наставлениях» аввы Дорофея: «Его книга стала образцовым руководством в киновиях. Ее очень ценил преподобный Феодор Студит. Дорофей пользовался литературными источниками и старался подвести итог сложившейся уже традиции и накопленному аскетическому опыту. На общих вопросах он мало останавливается. Его наставления имеют практический, часто почти бытовой характер. Однако исходит он из яркого харизматического идеала. Первозданный был харизматиком. В раю он пребывал в созерцании и в молитве, «во всякой славе и чести». Грех был отпадением от созерцания, в «мимоестественное состояние». И отсюда смерть. С этого Дорофей начинает. От греха и смерти избавил Богочеловек Новый Адам. В крещении начало новой жизни, источник свободы к добру. Однако свобода осуществляется только в подвиге. И в подвиге всего важнее «отсечение своей воли», отсечение хотений, — иначе сказать, совершенное подчинение и послушание избранному духовному руководителю. Отсечение воли есть средство к бесстрастию. Исчезают поводы волноваться от неисполнения своих желаний и пристрастий. И тогда потухают самые желания, душа успокаивается. Создается впечатление, что желания всегда исполняются. Только тогда видит человек непорочный путь Божий, когда оставит свою волю. Иначе он не разумеет, что непорочны пути Божии. Однако послушание не есть только педагогика или дисциплина. Подчиняться нужно духовным старцам, то есть как харизматикам. Так самый ритм общежития определяется харизматическим идеалом. Задача инока в преодолении страстей, в достижении внутреннего мира и бесстрастия». Группа Вконтакте Facebook группа Творения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка

http://predanie.ru/book/69052-dorofey-tv...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Душеполезные поучения «Душеполезные поучения преп. Амвросия Оптинского» — симфония к письмам великого старца, «энциклопедия» духовной жизни по Амвросию Оптинскому: молитва, монашество, радость и т. п. Предисловие   Преподобный Оптинский старец Амвросий причислен к лику святых в год 1000летия Крещения Руси за святость жизни и явленные ею добродетели: смирения, евангельской любви к ближним, прозорливости и чудотворения. Преподобный Амвросий (в миру Александр Михайлович Гренков) родился 23 ноября 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии и того же уезда, в многодетной семье пономаря Михаила Феодоровича Гренкова. Его мать Марфа Николаевна была, как вспоминал сам преподобный, женщиной святой жизни. Вся семья жила в доме отца Михаила Феодоровича, священника Феодора, который служил в храме во имя Живоначальной Троицы села Большая Липовица и вместе с тем был в должности благочинного. Родители преподобного, его дед и бабушка были людьми благочестивыми, глубоко верующими и придерживались строгих устоев семейной жизни. Накануне рождения Александра, по случаю домашнего праздника, собралось много гостей. Марфе Николаевне неудобно было оставаться в доме, и ее перевели в баню, где она и родила своего шестого ребенка. Вспоминая об обстоятельствах своего рождения, преподобный говорил: «Как на людях я родился, так все на людях и живу». В крещении новорожденного назвали Александром, в честь святого благоверного князя Александра Невского, память которого пришлась на самый день рождения младенца. Всего же в семье Гренковых было восемь детей: Мария, Евдокия, Параскева, Николай, Иван, Александр, Петр и Пелагия; их воспитывали в строго православном духе. Александр рос живым, бойким, веселым и смышленым мальчиком, но его резвость не находила одобрения в степенной и скромной семье, где даже на невинные шалости смотрели как на значительные проступки. Каждый праздник отец брал Александра с собой в храм, где он вместе с родителем читал и пел на клиросе. Еще дома он обучился чтению по церковнославянскому букварю, Часослову и Псалтири.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

составитель Д.Гриценко Из жизни старцев (мудрость праведных) или душеполезное чтение Скачать epub pdf Введение Вечно мы суетимся, пытаемся что-то сделать, попутно отыскивая ответы на тысячи всяких вопросов. Мучаемся от повседневной неопределенности, от тщетности затраченных трудов, от кажущейся бессмысленности бытия, и нет нам никакого покоя. « Суета сует...» Но что можем сделать мы сверх того, что уже сделано, что можем понять сверх того, что давно уже понято? Не лучше ли обратиться к мудрости праведных, в каждой мысли которых бездна пространства, в каждом слове которых великая сила и безмерная любовь? Слова праведников как добрый совет, как помощь и утешение, как благодатный родник, утоляющий жажду, ибо слова эти от Единого Бога... У кого, как не у того же Иоанна Златоуста , Василия Великого , Григория Богослова , в заветах Иоанна Дамаскина , Дмитрия Ростовского , Филарета Московского , Иоанна Кронштадтского искать и находить твёрдую опору на жизненном пути? В глубоких размышлениях, в горячих молитвах о спасении души и мира вызревала духовная мудрость всех тех, кого благодарная память потомков причислила к лику святых. Книга прекрасно издана, с многочисленными цветными иллюстрациями. Здесь собраны различные случаи из жизни старцев, святых Отцов Церкви, мучеников и т.п., то есть людей, живших праведной жизнью. Как вы обратите внимание, в большинстве из них нет автора, поскольку они взяты из самых разнообразных источников. Первых 80 таких , можно сказать эпизодов из жизни праведников, я отыскал сам, а 20 позаимствовал из газеты «Вера» за 2001 и 2002 годы. Когда–то планировалось собрать 600 житейских случаев наших праведников , не из мира сего, и издать отдельной книгой. Но вскоре у меня появился грандиозный замысел осмыслить заново Священное Писание и избрать оттуда цитаты, изречения, назидания, высказывания, крылатые слова и тому подобное, и я полностью ушёл на эту задачу. Конечно, эти случаи житейской мирской практики показывают как праведники поступали в тех или иных ситуациях, но всегда все они придерживались основных христианских ценностей: смирения, кротости, скромности, любви к ближнему и других добродетелей, из которых явствовала мудрость их носителей. Поэтому мы их здесь видим не со стороны поучений, наставлений и назиданий, а непосредственно в деле, в мирской жизни. В них, можно сказать, выражена сущность православия и в них наше Священное Предание. Пожалуй, эти жизненные ситуации этим и ценны и послужат нам образцом действий в нашем сложном и испорченном мире. Декабрь 2004

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Библиография трудов святителя Феофана и литературы о нем По фондам Владимирской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Тамбовской областных универсальных научных библиотек и Рязанской епархиальной библиотеки Источник КНИГИ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА 1 . Акафист святому великомученику Димитрию Солунскому, составленный святителем Феофаном, Затворником Вышенским . – Владимир: Транзит-Икс, 2005. – 34, с.: ил. (В) 2 . Богоугодная жизнь вообще: слова епископа Феофана: (из слов к Тамб. и Владимир. паствам, 1859–1866 гг.). – 2-е изд. Афон. Рус. Пантелеимонова монастыря. – [Козельск]: Издательство Свято-Введенского монастыря Оптиной Пустыни, 1998? . – 115 с. (Е) 3 . Болезнь и смерть: выдержки из писем. – [Владимир]: Издательский отдел Владимирской епархии, 1996. – 62 с. (Е) 4 . Взыщите Господа: из писем святителя Феофана Затворника . – [Загорск]: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1990. – 31 с. (Р, О) 5 . Взыщите Господа: из писем святителя Феофана Затворника . – Пушкино: МП «Принтэкс», 1990. – 32 c. (В) 6 . Внутренняя жизнь. – Москва: Отчий дом, 2010. – 188, с. – (Духовный собеседник). (Р) 7 . Внутренняя жизнь: избранные поучения. – Москва: Сестричество во имя преподобномученицы Великой княгини Елизаветы, 1998. – 414 с. (Е) 8 . Внутренняя жизнь: избранные поучения. – Москва: Сестричество во имя преподобномученицы Великой княгини Елизаветы, 2001. – 415 с. (Р) 9 . Внутренняя жизнь: слова епископа Феофана: (из слов к Тамб. и Владимир. паствам, 1859–1866 гг.). – Репр. изд. – [Москва]: Галактика, 1994. – 138, II с. (В) 10 . Во славу Божию: из писем Феофана/отв. за вып. Н. Мишина. – Москва: МП «Палея», 1991. – 30 с. (В, Р) 11 . Воплощенное домостроительство: опыт христианской психологии в письмах. – Москва: Правило веры, 2008. – 464 с. (Е) 12 . Двери покаяния: слова и проповеди . – Москва: Правило веры: Моск. Сретен. монастырь, 2002. – 601 с. (Р) 13 . Душа и ангел – не тело, а дух. – Москва: Талан, 1997. – 206 с. (Е) 14 . Душеполезные поучения: [болезнь и лечение, мытарства, смерть детей, поминовение усопших]. – Москва: О-во содействия православному просвещению «Изографъ», 2008. – 32 с. (О)

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

преподобный авва Дорофей Содержание Поучения Предисловие    Предлагая просвещённому вниманию любителей отеческих писаний перевод на русский язык книги поучений преподобного аввы Дорофея, считаем не излишним сказать несколько слов о сем издании.    Перевод сей сделан с греческой книги, изданной в Венеции, в 1770 году, и тщательно сличён со славянским переводом, который совершён ещё в начале XVII столетия и издан первый раз в Киево-Печерской Лавре архитипографом оной иеросхимонахом Памвою Берындою в 1628 году , а ныне печатается без всякой перемены при славянском переводе трудов св. Ефрема Сирина, составляя 4-ю часть оных. Через сие сличение все неудобопонятные места славянского перевода (для большей части читателей тёмного уже по самой древности языка и некоторым особенностям в выражениях) получили надлежащее исправление, а те места греческого текста, которые оказались особенно несходными со славянским переводом, выставлены нами в подстрочных примечаниях, где помещены также и немногие необходимые пояснения.    Вместо нескольких вопросов и ответов на них свв. старцев Варсануфия Великого и Иоанна Пророка, которые печатались обыкновенно в славянских изданиях книги преп. Дорофея, мы поместили здесь все письменные беседы между великими старцами и достойным учеником их преп. Дорофеем, какие только дошли до нас в книге ответов свв. Варсануфия и Иоанна.    Мы старались, чтобы перевод наш был сделан сколько возможно точнее, ближе к подлиннику и в то же время был прост, ясен и удобовразумителен для каждого, дабы соблюсти таким образом и в переводе те особенные свойства поучений преп. Дорофея, о коих упомянуто в послании о сей книге, где между прочим сказано, что хотя преподобный и высок был по дару слова, но, желая и в этом явить собою пример смиренномудрия, он предпочитал везде смиренный и простой образ выражения и невитиеватость речи.        Охотно сознаемся, что при всём старании нашем и в этом слабом труде, как во всех делах человеческих, конечно, найдётся много недостатков: потому и просим благочестивых читателей покрыть сии недостатки христианскою любовию и благосклонно принять это новое издание высокодуховных поучений преп. Дорофея.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2824...

В одной пергаментной рукописи Московского Чудова монастыря 104, XIV века, содержащей сказания из Патериков и разные поучения, на пробелах л. 165 об. – 167 вписано уставным почерком конца XIV или начала XV века послание «митрополита всея Руси игуменам, попам и дьяконам и всем правоверным христианам всего предела Новгородского и Городецкого». Первую строку, на которой надлежало означить название статьи и имя митрополита, писец, как не редко бывает в рукописях, оставил незаписанною, полагая её впоследствии написать киноварью, однако сего не исполнил. Но несомненно, что это послание принадлежит Святителю Алексию: потому что автор в своём послании показывал, что он делает сие по пастырскому долгу – воспоминать своим детям душеполезное и спасительное, говорить: «да не рчете в страшный день суда Спасова: несмы слыхали поучения от митрополита Олексия всея Руси о спасении душ наших». Притом, как увидим ниже, настоящее послание по духу своему, мыслям и выражениям имеет разительное сходство с другим посланием св. Алексия митрополита, отпечатанным в Прибавлениях к Творениям святых Отцов в Русском переводе. Под пределами Новгородскими и Городецкими, к жителям коих писано послание, разумеются бывшие в XIV–XV в. княжества Нижегородское и смежное с ним Городецкое (от главного города Городца на р. Волге) 1 . Нижний Новгород в древних летописях и актах чаще писался просто Новгородом, без прибавлена «нижний или низовый», и епископ Суздальский, заведовавший первоначально тою и другою областью, именовался епископом Суздальским, Новгородским и Городецким 2 . В 1350 г. князь Суздальский Константин Васильевич, старший из поколения Юрия Долгорукого, перенёс в Нижний Новгород, основанный еще в начале XIII в., свою столицу, хотел получить себе титул и власть Великого Князя, и потому стал в столкновение с князьями Московскими, стремившимися удержать за собою сие преимущество. В то время, как писано было настоящее послание, в обоих княжествах, Нижегородском и Городецком, были великие смятения и бедствия народные, о коих говорится в послании: «видите дети, каковый мятеж встал в время се», и далее прикровенно указывается на язвы, глады, морове и запаления.

http://azbyka.ru/otechnik/Kapiton_Nevost...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ЗЛАТАЯ ЦЕПЬ» («ЗЛАТАЯ ЧЕПЬ») название неск. древнерус. некалендарных в своей основе четьих сборников относительно устойчивого состава, не связанных между собой по содержанию, в к-рые входят Слова и поучения, естественнонаучные и исторические статьи, жития святых. В «З. ц.» содержатся произведения визант. авторов: святителей Иоанна Златоуста , Василия Великого , Григория Богослова , Геннадия I , патриарха К-польского; труды слав. книжников: святителей Климента Охридского, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского, а также Козьмы Пресвитера и др., анонимные сочинения. Большая часть поучений, входящих в «З. ц.», посвящена истолкованию богослужения и устава: «Слово откровеньи святого отца нашего Григория Богослова о святой службе истолковано», «Воображение о церкви», «Слово святого Василия, толкование ученического чина, что есть иерей и по коему желанию глаголет священник, что есть остригание главы его, что есть манатья его, что есть стихирь его», «Слово о посте о Велицем, и о Петрове говеньи, и о Филиппове» и др. Мн. поучения посвящены церковным праздникам: «Слово о Воскресении Господни и о Светлой недели», «Слово святого Иоанна Златоустого на Благовещение архангела Гавриила святой Преславной Богородице», «В Неделю первую поста поучение Иоанна Златоустого», «Слово на Вербницы великого Антиоха Ерусалимского» и др. Некоторые Слова имеют катехизический характер: «Поучение правыя веры душеполезно», «Слово о Ветсем Законе и о Новем» и др. Ряд статей посвящен посту, молитве и иным христ. добродетелям, в др. поучениях осуждаются пороки («Слово святых отец о пьянстве», «Слово некоего старца о подвизе душевнем и пьянстве», «Слово святого Ефрема о мирстей суете» и др.), в т. ч. пороки духовенства («Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере»). Большое число статей посвящено взаимоотношениям внутри христ. общества (Слова «о соседе», «о монастырех», «о епископе», «о попех», «о князех», «о друзех», «о челяди», «о волхвах», «о тайне», «о рабех» и др.).

http://pravenc.ru/text/199901.html

Нафанаил (Бойкикев), митр. Пловдивский. Фотография. 1892 г. [болг. Натанаил] (Бойкикев (Стоянов, Станков) Недялко (Нешо); 26.10.1818 (по др. данным, 1820), с. Кучевиште близ г. Скопье - 18.09.1906, Пловдив), митр. Пловдивский Болгарской Православной Церкви, общественный деятель, писатель, переводчик. Род. в крестьянской семье, родной брат болг. революционера Златана Стоянова-Бойкикева. Начальное образование получил в Кучевиштском мон-ре в честь архангелов Михаила и Гавриила под рук. иером. Манасии, к-рого всю жизнь считал своим духовным наставником. В апр. 1835 - июле 1836 г. изучал слав., болг. и греч. языки у Н. Тонджорова в г. Самокове. Затем переехал в г. Прилеп, где учился у Г. Самуркашева, вместе с к-рым перевел с греческого на болг. язык трактат «Еврейское служение и все их злодейства...» (Служение еврейско и все злотворение нихно со показание от свещено и божествено писание ветхо и новое. [Солун], 1839). Решил принять монашество на Афоне, однако родители не поддержали его желание, поэтому весной 1837 г. обручился с односельчанкой. Потом без ведома родителей ушел на Афон и 27 июня 1837 г. в мон-ре Зограф принял монашество. С согласия российского правительства 20 авг. 1839 г. был зачислен в Кишинёвское ДУ. Летом 1840 г. посетил Одессу, где познакомился с болгарскими просветителями В. Априловым и Ж. П. Русевым (известным под псевдонимом Захария Княжеский), с которым впоследствии поддерживал переписку. С этого времени активно участвовал в болгарском культурном движении в Российской империи. В 1840/41 г. перевел с русского на болгарский язык «Краткий катехизис» митр. Московского Филарета (Дроздова) (Сокращений катихизис. М., 1847), «Поучение святительское к новопоставленному иерею» (Святителское поучение к новопоставленнаго свещеника, което е изписано из правилата на святи апостоли и святи отци. М., 1847. Новий Сад, 18562) и совместно с З. Княжеским «Зерцало христианское» (Зерцало или Огледало християнское, което содержава мисли спасителни и увещания душеполезни и весма нужни за всякаго християнина, който желае да познай своето християнско живеяни и евангелската истина. М., 1847). Летом 1843 г. в Одессе участвовал в собрании (вече) болг. студентов, выступивших за активную пропаганду среди болгар идеи восстановления независимой от К-польской Патриархии Болгарской Церкви.

http://pravenc.ru/text/2564772.html

Поучение на день памяти девяти мучеников Кизических, месяца апреля, в 29 день Празднество в честь угодников Божиих – это пиршество духовное, на котором подобает верующим питать свои души не тленным брашном и питием, а словом Божиим, пребывающим вовеки, и поучением душеполезным. Ибо оно насыщает человека более, нежели тленная пища, как сказано: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» ( Мф. 4:4 ). Оно напояет иссохшие сердца наши, как землю безводную, и делает их плодоносными, как говорит Сам Бог устами пророка Своего Исайи: «Как дождь или снег сойдет с неба и не возвратится, пока не напоит землю, и она родит и произрастит, и даст семя сеющему и хлеб в пищу, так будет слово Мое, которое если выйдет из уст Моих, не возвратится ко Мне тщетным, пока не исполнит все, что Я восхотел» ( Ис. 55:10–11 ). Это пиршество, эта пища душевная и питие мысленное да будет предложено нам, любовно празднующим ныне память девяти святых мучеников Кизических, угодивших Богу верой и любовью, которые запечатлели они кровью своей страдальческой. И да предложено будет не из словоизмышлений человеческих, а из святого Евангелия Христова, переданного нам в изложении святого благовестника Луки. Говорит Господь Своим ученикам: «Возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое» ( Лк. 21:12 ). Господь наш Иисус Христос , уходя из мира этого, предсказывает любезным Своим ученикам о том, что должно случиться, и как бы по завещанию оставляет им скорби и гонения. У людей существует обычай: когда умирает какой-либо отец, он пишет завещание, или духовную, оставляя своим чадам в наследство богатства, разделяя между ними золото, серебро, многоценные одежды и все имение. Породивший нас Кровью Своей, как отец детей, и, «дав власть быть чадами Божиими верующим во имя Его» ( Ин. 1:12 ), Сын Божий, идя на крестную смерть для нашего спасения, завещает как бы богатства наследникам Своим беды: вместо золота – злострадание, вместо серебра – терпение, наготу вместо дорогих одеяний, капли слезные – как бы многоценные маргариты, пот кровавый – как бы червленые рубины, кровь, из тела каплющую, – как бы драгоценные камни, и всякие многообразные скорби и напасти – как бы богатейшее имение. Оставляя все это по завещанию чадам Своим, чтобы после Него они обогатились Его страданиями, Он предрекает им будущее: " Возложат, – говорит, – на вас руки» ( Лк. 21:12 ), то есть схватят вас, как злодеев, повлекут вас с бесчестием и оскорблениями из города в город, поведут на суд к царям и владыкам, будут бить вас на своих соборищах, бросят в темницы и подвергнут многоразличным мукам.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010