В чем заключается это отличие, Екклезиаст не показывает, но вместо этого он указывает ясно на его причину, полагая ее в том, что тогда как дух дал Бог, тело взято было из земли 311 . В Книге же пророка Исаии делается замечательное указание и на одну из характеристических особенностей, какой душа отличается от тела по своему особеннейшему к нему положению и назначению. Здесь царь Езекия в своей молитве к Богу, ввиду ожидаемой для себя скорой кончины, так изображает эту кончину: «Жилище мое снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский; я должен отрезать, подобно ткачу, жизнь мою; Он отрежет меня от основы; день и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину» ( Ис.38:12 ). По мысли, следовательно, как Езекии, так и самого пророка Исаии, самосознающий себя или личный дух человека в таком отношении стоит к телу, в каком – жилец к своему временному жилищу, или же ткач – к своей основе, на которой и при посредстве которой производит свою самодеятельную работу, и, следовательно, душа так отлична по своей природе от тела, как отличен жилец от занимаемого им шатра, или как ткач отличен от того, на чем производит свое рукоделие. Таковую же мысль о душе содержит и Новозаветное Откровение, в котором она, как заметили выше, повторяет ее еще чаще и выражается еще яснее и определеннее. С какой ясностью и решительностью Сам Иисус Христос учил о высоком преимуществе сравнительно со всем земным и чувственным души человеческой, когда говорил: кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит; или что даст человек измену (выкуп) за душу свою ( Мф.16:26 . Мк. 8:35–37 . Сравн. Мф. 6:25–26 )?! С не меньшей ясностью Христос учил о преимущественной особенности души человеческой и сравнительно с соединенным с нею телом, когда, посылая учеников Своих на проповедь , между прочим сказал им: не убойтесь от убивающих тело, души же не могущих убити ( Мф.10:28 ; Лк. 12:4 ). Если, по слову Спасителя, душа не может быть умерщвлена или умереть, и остается целой даже после того, как умерщвляется или умирает тело, то ясно, что по своей природе она далеко не то, что тело, что тогда как тело подвержено смерти и разрушению, она бессмертна и неразрушима, и что тогда как тело живет одной связью своей с душой, душа, напротив, может существовать и жить даже в отрешении от него, или независимо от своего союза с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Объясним эти слова. Иисус Христос есть Глава Церкви, которая есть тело Его. Это несомненно видно из многих мест Священного Писания. Здесь мы приведем только следующие слова апостола Павла: «Бог, в устроение полноты времен, положил, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом, посадив Его одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в грядущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его, полнота наполняющего все во всем». Если же Иисус Христос есть глава Церкви, то отсюда само собою следует и то, что в ней всегда пребывает благодать Божия, наставляющая ее на всякую истину. Не люди действуют в Церкви, а Сам Христос, не люди оживляют ее и управляют ею, а Христос. Но Христос исполнен благодати и истины, по ясному слову Евангелия: «и Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины». Несомненно посему, что Он и тело Свое, то есть Церковь исполняет благодатью и истиною. «И от полноты Его все мы приняли благодать на благодать», так свидетельствует о сем евангелист Иоанн. Кроме того, несомненность пребывания благодати Божией в истинной Церкви видна из того, что в ней, по обещанию Самого Христа, вечно обитает Дух Святой: «И Я умолю Отца и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек». Слова эти были сказаны Христом апостолам и в лице их всем православным христианам. Под Утешителем в них разумеется Дух Святой, Который есть Правитель и Руководитель Церкви, как бы душа ее. «Как душа и тело в нравственном лице связаны между собою, – говорит один из отечественных архипастырей наших, – душа действует на тело и тело – на душу, так и в Церкви невидимый Дух животворно действует на видимый организм Церкви, и организм сей то более, то менее благоугодно Духу отправляет свои действия». Действуя в Церкви, Дух Святой поставляет и пастырей Церкви, как посредников, через служение которых изливается на верующих благодать Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Словом душа в славянской и русской Синодальной Библии переведено еврейское нефеш (в греческой Библии – психе; в Вульгате – анима). Все эти слова этимологически близки, поскольку связывают жизнь человека с образом дыхания. Слово «душа» в Священном Писании употребляется в нескольких значениях: 1. Как духовное начало, богоподобная сущность. В этом значении понятие это синонимично понятию дух (евр. руах): «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его»; Еккл.12:7 ). В том же значении, в каком понятие дух употребляется в процитированном стихе, понятие душа, используется в 48-м псалме: «Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня» ( Пс. 48:16 . Душа неразрушима и бессмертна: «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» ( Пс.15:10–11 ). В этом же значении говорит Господь Иисус Христос: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» ( Мф. 10:28 . Люди могут убить тело, но не могут, если бы даже захотели, умерщвлять душу, лишить ее жизни. Господь же может ее погубить в геенне, т. е. поместить в место вечных мук. Когда в новозаветных священных книгах говорится об избавлении души от смерти, то имеется ввиду не физическая смерть, не уничтожение души, а потеря вечной жизни, томление в аде. Только жизнь с Богом может быть названа жизнью в точном значении этого слова. «И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая» ( Откр. 20:14. 2 . Слово душа в Библии нередко означает орган чувств. В этом значении оно тождественно понятию сердце. Поэтому говорится, что душа любит ( Песн.3:1–2 ), страдает ( Быт. 42:21 , проявляет желания ( Мих. 7:1 , томится ( Пс. 83:3 , веселится ( Пс. 85:4 , утешается: «При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою» ( Пс. 93:19. 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Выражение «созданный по Богу» означает то же, что и сказанные в другом месте слова «по образу Божию» (Быт.1:27). Но, согрешив, он утратил праведность и святость истины, отчего тот образ сделался безобразным и выцветшим (deformis et decolor), но он может вновь обрести ее, если преобразится и обновится. Что же касается слов «духом ума», то апостол (разумеется) не желал, чтобы здесь мыслилось два (разных) предмета, как будто одно есть дух, а другое — дух ума; но (он сказал так) лишь потому, что всякий ум есть дух, но не всякий дух — ум. Ибо (к слову) есть Дух, Который — Бог, и Который не может обновиться, потому что Он не может обветшать. О духе в человеке говорится также как о том, что не есть ум, духу которого принадлежат воображения, являющиеся подобиями тел, о чем и говорил апостол Коринфянам, когда он сказал: «Когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, мой ум остается без плода» (1Кор.14:14). Он имеет в виду то, о чем говорится без понимания; ведь то даже не может быть сказано, если образы звучащих слов не предшествуют в сознании духа устному озвучиванию. Ведь и душа человека называется духом, отчего в Евангелии (и говорится об Иисусе): «И, преклонив главу, предал дух» (Ин.19:30). Этим обозначается смерть тела по выхождению души. Говорится даже о духе животных, о чем написано в книге Соломона, или Экклезиаста, где со всей очевидностью сказано: «Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?» (Еккл.3:21). Об этом написано также и в книге Бытия, где сказано, что из-за потопа «все, что имело дыхание духа жизни» (Быт.7:22) умерло. Духом называется даже ветер, т.е. нечто совершенно телесное, по поводу чего в псалме говорится: «Огонь и град, снег и туман, дух бури» (Пс.148:8). Итак, слово «дух» имеет много значений; и апостол под выражением «дух ума» имел в виду тот дух, который называется умом. Подобным образом тот же самый апостол также говорит о совлечении «тела плоти» (Колос.2:11). Он (разумеется, и в этот раз) не желал, чтобы здесь мыслилось два (разных) предмета, как будто одно есть плоть, а дру-гое — тело плоти; но (он сказал так) лишь потому, что тело является названием многих предметов, у которых нет плоти (ибо помимо плоти есть много тел небесных и земных), тогда как он под выражением «плоть тела» имел в виду тело, которое есть плоть.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2778...

Лекция двадцать четвертая. Частная эсхатология Общие понятия об эсхатологии. Что такое смерть? Что происходит с людьми после Воскресения Спасителя? Мытарства души после смерти. Что такое ад? Почему Церковь молится за умерших? Что происходит с праведниками после смерти? Общие понятия об эсхатологии. Эсхатология – это учение о конце мира. По-гречески «эсхатос» – «конец». Под частной эсхатологией традиционно понимается область знаний, рассматривающая вопрос о том, что происходит с человеком после смерти, в отличие от общей, мировой эсхатологии, в сферу интересов которой входят судьбы всего человечества, всей вселенной. Частная эсхатология рассматривает: посмертную участь души, разделение рая и ада, вопрос: «Что такое смерть?». «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» ( Мф. 10, 28 ). Господь в этих словах, говорит о двух возможностях человека после смерти. Тело умирает, а душа не убиваема, но при этом, что душа и тело могут погибнуть. Ветхий Завет этот вопрос рассматривает, но мало, в Новом Завете об этом тоже говорится мало. Главная идея Ветхого Завета заключается в том, что Бог когда-то вмешается и спасет человека. Новый Завет говорит о совершившемся спасении, главная весть Нового Завета – Воскресение мертвых. Бессмертие души отрицают саддукеи, адвентисты, свидетели Иеговы, атеисты. Остальные все признают, а христиане еще знают, что будет Воскресение плоти. Душа – это разум, обладающий волей и чувствами. «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием» ( Рим. 7, 22 ). «Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» ( 2Кор. 4, 16 ). «…да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке» ( Ефес. 3, 16 ). Смерть – есть исход души из тела: «И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони. Но отец его назвал его Вениамином» ( Быт. 35, 18 ). Душа еще называется духом: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» ( Екл. 12, 7 ). Душа не исчезает.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Блж. Иероним категорически отвергает идею предсуществования душ и идею зарождения душ от родителей, настаивая, что «ежедневно творит души Бог, желание Которого есть уже дело, и Который не перестает быть Творцом» 161 . Подобные суждения высказывают свтт. Ириней Лионский , Иоанн Златоуст , Амвросий Медиоланский , Иларий Пиктавийский , Кирилл Александрийский , блж. Феодорит Кирский , прп. Ефрем Сирин и др. Утверждение о том, что каждая душа творится Богом, ясно сформулировано и обосновано в Православном исповедании веры (Ч. 1. Вопрос 28): «Тело человеческое происходит от семени Адамова, а душа даётся от Бога, как говорит Писание: Господь, распростерший небо, основавший землю и образовавший дух человека внутри него ( Зах. 12:1 ). И в другом месте: И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его ( Еккл. 12:7 ). Притом, если бы душа получала бытие от семени человеческого, то вместе с телом и умирала бы, и обращалась в прах. Но сему противное видим в Писании, там, где Христос разбойнику на кресте говорит: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю ( Лк. 23:43 ). Тело разбойника осталось на кресте, а душа, как дух бессмертный, вошла со Христом в рай. Но если бы она получила бытие от семени человеческого, то вместе с телом и умерла бы на кресте. Кроме того, как могли бы стать истинными сии слова Господа нашего: Не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова ? Бог не есть Бог мертвых, но живых ( Мф. 22:31–32 ), что должно разуметь не о теле, но о душе... Но если бы и она происходила от того же семени, от которого происходит и тело, то они вместе бы и умирали. Душа даётся от Бога в то время, когда тело образуется и соделается способным к принятию оной. И когда она входит, то разливается во всем теле, подобно как огонь в раскаленном железе. Но преимущественно она занимает место в голове и сердце». Если Бог Сам творит каждую душу, то понятным становится бесчисленное разнообразие душ и душевных талантов в человеческом роде, отличие детей от родителей. Однако здесь возникает ряд сложных вопросов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Когда человек хочет построить дом, то обдумывает прежде всего план или тот образ, по которому ему желательно построить свой дом. Подобно этому и Бог при сотворении человека представлял в Своем Божественном уме образ, по которому Он хотел создать человека. Но образ этот не был образом какого-либо земного творения; он был несравненно выше такого образа. Бог принял Себя Самого за этот образ. Это видно из слов Его: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию». Ни одно из земных творений, кроме человека, не создано по образу Божию, ибо ни одно из них не представляет Творца Самого как бы в отражении, не служит отблеском существа Его. Только человек имеет часть в существе Бога, ибо он есть образ, то есть как бы портрет Творца своего. Но он не есть мертвый образ, как портрет, написанный художником, но образ живой, исполненный Божественной жизни, одаренный Божественными силами и способный более и более уподобляться Богу. – Как же происходило самое сотворение человека? «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою», – так отвечает на этот вопрос слово Божие. Человек состоит из души и тела, причем тело есть видимая и менее значительная часть человека, а душа – невидимая и более совершенная часть его. Бог, по свидетельству слова Божия, образовал прежде всего человеческое тело, употребив для этого прах земной. Что человеческое тело состоит из земной материи, это показывает судьба его после смерти, ибо тогда оно превращается в землю, из которой взято оно. Но уже это преходящее и тленное тело Бог образовал непостижимо художественно, благороднее всех тварных тел, так что на нем явственно видны высочайшая премудрость и беспредельная благость Творца. Однако Божественное существо не могло отобразиться в теле, ибо Бог есть Дух, а дух тела не имеет. Поэтому если человек есть образ Божий, то не по телесной части своего существа, а по духовной; Бог есть Дух, и внутреннее существо человека также есть дух и именно Богом сотворенный дух. О сотворении души человеческой слово Божие свидетельствует, что Бог вдунул в лицо человека дыхание жизни и человек стал душою живою. Таким образом, душа человека произошла от дыхания Божия, которое есть дух и жизнь от Бога. Так понимает это Иов, когда говорит: «дух Божий создал меня и дыхание Вседержителя дало мне жизнь». По всему этому нужно заключать, что душа человека по существу своему Божественна, так что Писание о всех людях свидетельствует: «мы род Божий».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Разделы портала «Азбука веры» Дихотомия (от греч. διχοτομα – двухсоставность (от δχ — надвое, двояким образом; и τομ — сечение, разделение) – богословский термин, употребляемый, как правило, для обозначения двухсоставности человека (душа и тело). В «Православном исповедании веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» сформулировано учение о двухсоставности человека: человек «составлен из невещественной и разумной души и вещественного тела» (Ч. 1, вопрос 18). В Священном Писании можно найти ряд свидетельств, выделяющих в человеке две составляющие. « И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его » ( Еккл.12:7 ). « Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне » ( Мф.10:28 ). « Тело без духа мертво, так и вера без дел мертва » ( Иак.2:26 ). « Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии » ( 1Кор.6:20 ). Есть два изречения, которые, по-видимому, выделяют в человеке три части: « Сам Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранит без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа » ( 1Фес.5:23 ). « Слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюдно острого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные » ( Евр.4:12 ). Митрополит Макарий (Булгаков) пишет:  «Если Слово Божие само себе противоречить не может; если оно так многократно и так ясно говорит только о двух частях в человеке; если сам апостол Павел с такой раздельностью изображает человека состоящим только из двух частей ( 1Кор. 5:3–5; 6:20; 7:34 ): то быть не может, чтобы в двух означенных местах душа и дух были различаемы в человеке, как особые самостоятельные части, а не в другом смысле. И действительно, в первом месте, они различаются только как две стороны или силы одной и той же духовной природы человека: потому что говорит Апостол, Слово Божие точно так же  проникает до разделения души и духа,  как  составов и мозгов ; но составы и мозги только части одного и того же тела человеческого, а не отдельные части человека. На основании этого же место можно заключать, что и во втором своем изречении святой Павел различает дух и душу в человеке только как две стороны одной и той же его духовной природы, или особо обозначает в душе дух, как высшую ее способность. А может быть, как и полагали некоторые из древних, под именем духа Апостол имеет ввиду здесь собственно благодать Святого Духа, обитающую во всех верующих, о которой сам же он перед тем только выразился:  духа не угашайте  ( 1Фес.5:19 )».

http://azbyka.ru/dixotomiya

12) Человек состоит из тела, души и духа, который и остается бессмертным, по разлучении с телом и душою: «и возвратится прах в землю, чем от и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» ( Еккл.12:7 ). «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Фес.5:23 ). «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого, оно проникает до разделения души и духа» ( Евр.4:12 ). В Откровении, как мы видели, содержится учение о двусоставности, а не трисоставности человеческой природы: человек состоит из двух начал: души и тела. В Священном Писании духовное начало в человеке безразлично называется то душою, то духом. «Выходила из нее (Рахили) душа... Испустил Исаак дух» ( Быт.35:18, 29 ). «Душа Моя скорбит смертельно» ( Мф.26:38 ). «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» ( Лк.23:46 ). «Не оставлена душа Εго в аде» ( Деян.2:31 ). «Прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших» ( 1Кор.6:20 ). «Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом» ( 1Кор.7:34 ). «В людях, – говорит святой Иоанн Златоуст , – нет никакого различия между духом и душою; но эти два названия обозначают одно и то же, как тело и плоть, человек и разумное животное». 786 В 1 Послан. к Фесс. ( 1Фес.5:23 ), по мысли апостола, дух не есть особое начало параллельно стоящее в отношении к душе, а особенный духовный строй (обновление духа – Рим 7:6, 6:4 ), возникающий в душе христианина, при помощи Святого Духа; следовательно дух есть та же самая душа, только после благодатного своего обновления ставшая жить во Христе новою духовно-благодатною жизнью. 787 «Мы слышали многих братьев в Церкви, – пишет святой Ириней Лионский , – которые имели пророческие дарования и через Духа говорили разными языками и для общей пользы выводили наружу сокровенные тайны людей и изъясняли таинства Божии; таковых апостол называет также духовными, и они духовны по причастию Духа. Если же не будет в душе Духа, таковой поистине есть человек душевный и, оставшись плотским, будет несовершенный... По апостолу ( 1Фес.5:23 ), совершенны те, кто и Духа Божия в себе пребывающего имеет, и души и тела свои сохраняют беспорочными, храня веру Божию, т.е. в Бога, и соблюдая правду в отношении к ближнему». 788

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Святой Павел, воскресив юношу Евтиха, сказал присутствующим: не тревожьтесь, ибо душа его в нем ( Деян. 20:10 ); а святой Лука, описывая воскресение отроковицы Спасителем, говорит: и возвратился дух ее, она тотчас встала ( Лк. 8:55 ). Правда, есть у святого Павла два изречения, в которых душа ясно различается от духа и в человеке исчисляется дух, душа и тело. Первое изречение находится в послании к Евреям: Слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюдно острого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (4:12); другое – в послании к Фессалоникийцам: сам Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранит без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа ( 1Фес. 5:23 ). Но если Слово Божие само себе противоречить не может; если оно так многократно и так ясно говорит только о двух частях в человеке; если сам апостол Павел с такой раздельностью изображает человека состоящим только из двух частей ( 1Кор. 5:3–5; 6:20; 7:34 )): то быть не может чтобы в двух означенных местах душа и дух были различаемы в человеке, как особые самостоятельные части, а не в другом смысле. И действительно, в первом месте, они различаются только как две стороны или силы одной и той же духовной природы человека: потому что говорит Апостол, Слово Божие точно так же проникает до разделения души и духа, как составов и мозгов; но составы и мозги только части одного и того же тела человеческого, а не отдельные части человека. На основании этого же место можно заключать, что и во втором своем изречении святой Павел различает дух и душу в человеке только как две стороны одной и той же его духовной природы, или особо обозначает в душе дух, как высшую ее способность. А может быть, как и полагали некоторые из древних, под именем духа Апостол имеет ввиду здесь собственно благодать Святого Духа, обитающую во всех верующих, о которой сам же он перед тем только выразился: духа не угашайте ( 1Фес. 5:19 ; срав.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010