Отвращается... душа его от любимой пищи (Иов. 33,20). Слышишь, душа моя, звук трубы (Иер. 4,19). Напитаю душу священников туком (Иер. 31,14). Чего желает душа твоя (1 Цар. 20, 4).      Привыкших к мысли о бессмертии души пусть не смущают наши слова о бессмертии духа. Это не новшество, ибо в большинстве мест Священного Писания, где речь идет о смерти, говорится именно об оставлении тела духом, а не душой. Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2, 26). Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх и дух животных сходит ли вниз, в землю? (Еккл. 3, 21). Находящимся в темнице духам (а не душам!)... проповедал (1 Пет. 3, 19). К духам (не душам) праведников, достигших совершенства (Квр. 12,23). И возвратился дух ее (дочери Иаира) (Лк. 8,55). В Твою руку предаю дух мой (Пс. 30, 6; Лк. 23, 46). Господе Иисусе! приими дух мой (Деян. 7,59). Изыдет дух ею, и (он) возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его (Пс. 145,4). И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его (Еккл. 12, 7).      Эти два последних текста особенно важны для обоснования нашего мнения, что смертны те элементы душевной деятельности, которые связаны с жизнью тела: чувства и мыслительные процессы, неразрывно связанные с деятельностью мозга.      В тот день погибнут все помышления его, т. е. прекратится деятельность сознания, для которой необходимы все восприятия живого мозга.      Изыдет не душа, а дух, и возвратится в землю свою, т. е. в вечность. Возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его .      И дух животный, конечно, должен быть бессмертным, ибо он тоже имеет начало в Духе Божьем, Духе бессмертном.      Мысль о бессмертии духа животных явно содержится в известных словах Павловых о надежде всей твари (Рим. 8, 20-21); ...в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих .      В немногих местах Священного Писания смерть определяется как исхождение души (а не духа) из тела (Быт. 35, 18; Деян. 20, 10; Пс. 15, 10). Это легко объясняется тем, что и вообще в Библии, особенно же в псалмах, слово душа часто употребляется в общепринятом смысле, т. е. как совокупность всей деятельности душевной и духовной. Но мы и говорим, что при жизни дух и душа человека соединены в единую сущность, которую можно назвать просто душой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/911/...

Человеческая ипостась является сложной, она заключает в себе различные природы. С этим согласны все богословы. Но сколько этих природ? В этом отношении богословы делятся на два лагеря – трихотомистов и дихотомистов. Дихотомисты признают в человеке две различных природы: душу и тело. Трихотомисты признают в человеке три различных субстанции: дух, душу и тело. Они считают, что дух отличается от души не менее радикально, чем душа отличается от тела. В пользу своей гипотезы трихотомисты (среди богословов XX в. трихотомистом был, например, о. Сергий Булгаков ) приводят следующие ссылки на Священное Писание: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» ( Евр.4:12 ). «И ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранится без порока» ( 1Фес.5:23 ). У многих отцов Церкви, особенно ранних, говорится о трехсоставности человеческой природы. Мч. Иустин («О воскресении», 10 гл.) писал: «Тело есть жилище души, а душа – жилище духа, и эти три сохраняются в тех, которые имеют надежду и веру в Бога». Сщмч. Ириней Лионский («Против ересей», 5-я книга) говорит: «Совершенный человек состоит из трех: плоти, души и духа, и в коих один (дух) – спасает и образует, другая (плоть) – соединяется и образуется, а средняя между сими двумя (т. е. душа) тогда, когда следует духу, возвышается им, а когда угождает плоти, ниспадает в земные похотения». Большинство отцов Церкви, говоря о трехсоставности человеческой природы, хотя и проводят различие между духом и душой, однако, не рассматривают дух как самостоятельную, отличную от души субстанцию. Обычно они понимают под духом либо Дух Божий, т. е. благодать, присутствующую в человеке, либо имеют в виду различные состояния души. Св. Климент Александрийский говорит: «Душа и дух – наименования одной и той же сущности». Но под действием Божественной благодати в душе устанавливается особый жизненный строй. Иными словами, дух – это та же самая душа, только после своего благодатного обновления.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

4) Человек, говорят третьи адвентисты, если и живет после смерти сознательной жизнью, то только «духом», а не «душой», ибо человек состоит из трех начал: тела, души и духа. Дух и «возвращается к Богу», а душа погибает вместе с телом: «Слово Божье, учит Апостол, живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа» ( Евр. 4:12 ). «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранятся без порока в пришествии Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Фес. 5:23 ). 4) Слова «дух» и «душа» обозначают одну и ту же духовную природу в человеке и употребляются в Писании одно вместо другого. О смерти Рахили, жены Иакова, так говорится: «и когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя Бенони. Но отец назвал его Вениамином» ( Быт. 35:18 ); «и испустил Исаак дух и умер, и приложился к народу своему» (ст. 29). «Безумный, говорит Бог богачу, в сию ночь душу твою возьмут у тебя» ( Лк. 12:20 ). О смерти Сапфиры говорится: «Вдруг она упала у ног его (ап. Петра) и испустила дух» ( Деян. 5:10 ). Перед крестными страданиями Христос говорит: «душа Моя скорбит смертельно» (Мф. 26:38), а на кресте говорит последние слова: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой» ( Лк. 23:46 ). Если и различаются в Св. Писании душа и дух, то не как отдельные и самостоятельные в человеке начала, а как две стороны или две силы одной и той же духовной природы его, именно: словом «душа» обозначается низшая сторона души, направленная на отношение ее к внешнему, чувственному миру, а словом «дух» называется более внутренняя, высшая сторона одной и той же человеческой души, направленной к познанию Бога, себя самой и мира духовного. На это есть указание у ап. Павла, который учит: «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает сие безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно; но духовный судит о всем» ( 1Кор. 2:14–15 ). Как душевный человек, будучи возрожден благодатью Св. Духа, может сделаться духовным и «служить Богу в обновлении духа» ( Рим. 7:6 ), так и духовный может лишиться благодати Божьей и низойти даже на степень плотского, может, «начав духом, окончить плотью» ( Гал. 3:3 ). О том, что дух и душа одно и то же, и что человек состоит из двух, а не трех природ, свидетельствует нам и наше самосознание, ибо мы сознаем себя состоящими только из двух начал: телесной и духовной природы, а не из трех начал.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

И Дух будет просить, чтобы тело, соединившись с Ним, воскресло во славе. А от человека, получившего Дух в водах [крещения] и [затем] огорчившего Его, Он отойдет еще до его смерти и, придя в соответствии со Своей природой ко Христу, пожалуется перед Ним на человека, огорчившего Его. И когда наступит конец этого века и приблизится время воскресения, то сохраненный в чистоте Святой Дух возьмет от природы Своей великую силу, придет перед Христом и встанет возле могил (на месте, где были погребены люди, сохранившие Его в чистоте) в ожидании зова. И когда ангелы откроют перед Царем небесные врата, то тогда вострубит рог, и возгласят трубы 244 , и услышит Дух, ожидающий зова, и поспешит открыть могилы и воскресить тела и то, что сокрыто в них. Дух облечет славой того, кто придет вместе с Ним, и Он будет находиться внутри, чтобы воскресить тело, а слава – снаружи для его украшения 245 . И будет душа живая поглощена (297) Духом небесным, и весь человек будет в Духе 246 , так что и тело его будет в Нем. И будет поглощена смерть жизнью, а тело – поглощено Духом. И полетит тот человек в Духе навстречу Царю 247 , и Тот примет его с радостью. И отблагодарит Христос тело, которое в чистоте сохранило Дух Его. И Тот же Дух, возлюбленный мой, Которого получили пророки, также [получили] и мы. Но не всегда Он находится у получивших Его: временами отходит к Пославшему Его, а временами приходит к получающему Его. Послушай то, что сказал наш Господь: Не презирайте ни одного из малых сих, верующих в Меня; ибо Ангелы их на небесах всегда видят Лицо Отца Моего 248 . Этот Дух постоянно отходит и, предстоя перед Богом, видит Лицо Его. И если ктонибудь причинит вред храму, в котором обитает Он, то Он подаст жалобу на него Богу. Я истолкую тебе, возлюбленный мой, написанное мною, что не во всякое время находится Дух у получивших Его. Ибо написано: От Саула отступил Святой Дух 249 , Которого он получил при помазании, отступил от него, потому что он преогорчил Его. И вместо Него послал ему Бог дух возмущающий. И когда Саул был возмущаем злым духом, Давид играл на псалтири и приходил Святой Дух, (300) Которого получил Давид при помазании 250 , и отбегал от Саула терзавший его злой дух. Но не постоянно находился у Давида Святой Дух, Которого он получил: когда Давид играл на псалтири, Он приходил к нему – потому что если бы Дух всегда находился с ним, то не позволил бы Он согрешить ему с женой Урии. И когда Давид молился о своих грехах и исповедовал свои прегрешения перед Богом, то так сказал: Духа Твоего Святого не отними от меня 251

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

Душа есть самодвижущее, она движет собою. Это значит, что в ней движущий момент отличен от движимого, что движущее имеет движимое как свой объект. Другими словами, душа всегда должна иметь тело. Или есть душа, тогда есть и тело; или тела нет, тогда нет и никакой души. Так как сейчас у нас мало охотников признавать душу в ущерб телу, то я не буду развивать эту аргументацию. Замечу только, что существует не только одно физически-чувственное тело. И не только теософия и разные «естественные» религии признают разные типы телесности, но учение о разных типах телесности представляет и неотъемлемую принадлежность христианства. Христос явился ученикам по воскресении «дверем затворенным» (Ев. Иоан. ХХ, 19 ), и тем не менее тут же «Он показал им руки и ноги и ребра свои» (20), а Фома даже касался ран Христовых (27). В другой раз Иисус является посреди учеников так внезапно, что ученики, «смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа» (Ев. Лyku XXIV, 37 ). Иисус опять показывает им руки и ноги и говорит: «Это – Я Сам; осяжите меня и рассмотрите, ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (39), и даже принимает пищу (41–43). Явно, что евангельская интуиция говорит здесь не просто о физическом теле. Наконец, учение о воскресении плоти уже с полной очевидностью говорит о разных типах тела. «Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Есть тела небесные и тела земные, но иная слава небесных, иная земных» ( 1Kop. XV, 39–40 ). «Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное « (44). Будущее тело будет «во еже быти ему сообразну телу славы Его « ( Фuл. III, 21 ). «Создание от Бога имамы храмину нерукотворенну, вечну на небесах в жилище наше небесное облещися желающе» ( 2Kop. V, 1–2 ). И т. д. Я бы даже сказал, что ни один христианский догмат невозможен без особой мистико-мифологической натурфилософии. Вознесение Христа на небо, очевидно, возможно только как результат некоего физического преобразования Его тела. Преображение на Фаворе есть учение об умном теле. Схождение Духа Св. в виде огненных языков также возможно лишь благодаря особой организации пространства и материи. Сюда же относятся такие факты, как взятие на небо пророка Илии и Богоматери. Наконец, и сама София, Премудрость Божия, есть также не что иное, как особого рода тело. – Итак, душа и дух всегда предполагают тело, так или иначе организованное. VI. индивидуализме и социализме,

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Losev/...

Господи, Духом Твоим Святым просвети народ Твой, чтобы все познали любовь Твою. Господь Сам внушает молиться за людей, и Сам дает силы на молитву, и за это награждает душу. Такова милость Господа к нам. С детства я любил мир и красоту его. Любил я рощи и зеленые сады, любил я поля и весь свет Божий, как он красиво создан. Любил я смотреть на светлые облака, как несутся они в голубой высоте. Но с тех пор, как познал я Господа моего, и Он пленил душу мою, все изменилось в душе моей, и я уже не хочу смотреть на этот мир, но душа моя непрестанно влечется в тот мир, где живет Господь. Как птица в клетке, так томится душа моя на земле. Как птица желает и рвется улететь из тесной клетки в зеленую рощу, так душа моя влечется снова увидеть Господа, ибо Он привлек душу мою, и она скучает по Нему и зовет: Где Ты обитаешь, Свете мой? Ты видишь - я слезно ищу Тебя. Если бы ты не явил мне Себя, то не мог бы я искать Тебя так, как ныне ищу. Но Ты Сам взыскал меня грешного и дал мне познать любовь Твою. Ты дал мне увидеть, что любовь Твоя к нам привела Тебя на крест, и Ты в страданиях умер за нас. Ты дал мне познать, что любовь Твоя свела Тебя с небес на землю и даже до ада, дабы мы видели славу Твою. Ты сжалился надо мною и явил мне Твое Лицо, и ныне душа моя влечется к Тебе, Господи, и ни в чем не находит покоя день и ночь, и плачу, как дитя, потерявшее мать. Но и дитя свою мать, и мать свое дитя забудут, когда увидят Тебя: душа, видя Тебя, забывает весь мир. Так душа моя влечется к Тебе, и скучает по Тебе, и не хочет видеть красоту этого мира. Когда душа в Духе Святом познает Божию Матерь; когда в Духе Святом она станет родною апостолам, пророкам, святителям и преподобным; и всем святым и праведным, тогда неудержимо влечется она в тот мир, и не может остановиться, но скучает, и томится, и плачет, и не может оторваться от молитвы, но хотя и изнемогает тело и хочет лечь в постель, но и в постели лежа, душа рвется к Господу и в Царство Святых. Пришла старость, ослабело тело и хочет лежать на койке, но дух не лежит; он рвется к Богу, своему Отцу, родному, небесному. Он сроднил нас с Собою телом и пречистою кровью Своею и Духом Святым; Он дал нам познать, что есть вечная жизнь. Отчасти мы познали: Дух Святой есть вечная жизнь, душа живет в любви Божией, в смирении и кротости Духа Святого; но Духу Святому надо дать простор в душе нашей, чтобы Он жил в ней, чтобы душа ощутимо чувствовала Его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В Новом Завете Сам Иисус Христос , с полной ясностью и решительностью засвидетельствовал высокое преимущество души человеческой сравнительно со всем земным и чувственным. «Какая польза человеку, говорит Спаситель, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою»? ( Мф. 16:26 ; Мк. 8:35–37 ). С не меньшей ясностью Христос учил о преимущественной особенности души человеческой и сравнительно с соединённым с нею телом, когда, посылая учеников Своих на проповедь , между прочим, сказал им: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» ( Мф. 10:28 ; Лк. 12:4 ). Если, по слову Спасителя, душа не может быть умерщвлена или умереть, и остаётся целою даже после того, как умерщвляется или умирает тело, то ясно, что по своей природе она далеко не то, что тело. Тогда как тело подвержено смерти и разрушению, душа безсмертна и неразрушима, и тогда как тело живёт одной связью своей с душой, душа напротив, может существовать и жить даже в отрешении от него. То же самое засвидетельствовал Христос и в применении к Своей собственной человеческой душе, когда, вися телом на кресте, в минуту смерти, обратясь к Своему Отцу сказал: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой» ( Лк. 23:46 ). Между тем, Он же Сам, по поводу отягощения сном Своих учеников в саду Гефсиманском, говорил: «дух бодр и плоть немощна» ( Мк. 14:38 ), указав этим на то, что душа человеческая и во время своего земного с телом союза не настолько зависит от тела, чтобы не могла жить в нём свободно и независимо. Когда, далее, св. первомученик Стефан, за свою публично исповеданную веру в Иисуса Христа, как Сына Божия, был осуждён разъярёнными фарисеямн на смерть и был побиваем камнями, то воскликнул: «Господи Иисусе Христе! приими дух мой» ( Деян. 7:59 ). Этими словами св. Стефан весьма ясно засвидетельствовал не только свою веру, но и веру всей первенствующей Церкви – апостольской в существование независимого от тела духовного начала – духа или души. В то время как телесная его природа избивалась камнями и, так сказать, предавалась разрушению, дух его оставался, по его убеждению, целым и неуничтожаемым. Тело Стефана, говорится далее в книге Деяний, «погребли мужи благоговейные» ( Деян. 8:2 ), а дух или душу свою сам Стефан передал в руки Спасителя своего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dusha-i-...

Отвращается... душа его от любимой пищи (Иов. 33,20). Слышишь, душа моя, звук трубы (Иер. 4,19). Напитаю душу священников туком (Иер. 31,14). Чего желает душа твоя (1 Цар. 20, 4). Привыкших к мысли о бессмертии души пусть не смущают наши слова о бессмертии духа. Это не новшество, ибо в большинстве мест Священного Писания, где речь идет о смерти, говорится именно об оставлении тела духом, а не душой. Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2, 26). Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх и дух животных сходит ли вниз, в землю? (Еккл. 3, 21). Находящимся в темнице духам (а не душам!)... проповедал (1 Пет. 3, 19). К духам(не душам) праведников, достигших совершенства (Квр. 12,23). И возвратился дух ее (дочери Иаира) (Лк. 8,55). В Твою руку предаю дух мой (Пс. 30, 6; Лк. 23, 46). Господе Иисусе! приими дух мой (Деян. 7,59). Изыдет дух ею, и (он) возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его (Пс. 145,4). И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его (Еккл. 12, 7). Эти два последних текста особенно важны для обоснования нашего мнения, что смертны те элементы душевной деятельности, которые связаны с жизнью тела: чувства и мыслительные процессы, неразрывно связанные с деятельностью мозга. В тот день погибнут все помышления его, т. е. прекратится деятельность сознания, для которой необходимы все восприятия живого мозга. Изыдет не душа, а дух, и возвратится в землю свою, т. е. в вечность. Возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его. И дух животный, конечно, должен быть бессмертным, ибо он тоже имеет начало в Духе Божьем, Духе бессмертном. Мысль о бессмертии духа животных явно содержится в известных словах Павловых о надежде всей твари (Рим. 8, 20-21); ...в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. В немногих местах Священного Писания смерть определяется как исхождение души (а не духа) из тела (Быт. 35, 18; Деян. 20, 10; Пс. 15, 10). Это легко объясняется тем, что и вообще в Библии, особенно же в псалмах, слово душа часто употребляется в общепринятом смысле, т. е. как совокупность всей деятельности душевной и духовной. Но мы и говорим, что при жизни дух и душа человека соединены в единую сущность, которую можно назвать просто душой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/911/...

Но как в природе существуют и действуют законы, данные ей Богом? В Библии об этом сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ), т. е. сотворил невидимый мир – небо – мир ангельских духов, и землю – материю. «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» ( Быт.1:3 ). «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его… И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи… И да будут они светилами на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так» ( Быт.1:11–15 ). «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую, и птицы да полетят над землею, по тверди небесной» ( Быт.1:20 ). Из этих повествований Библии мы видим, что Бог вначале сотворил все из ничего, и этому всему, т. е. сотворенной материи, повелевал – давал законы – произвести другое. Сотворенная природа по Слову Божию, т. е. по закону, данному ей Богом, производила светила, земля и вода производили живые существа. И только после сотворения Вселенной и живой природы, Господь Бог уже не через повеление природе, а непосредственно Сам творит человека – его тело и душу живую, т. е. вечную. Но это не означает, что оно изначально сотворено смертным. Человек был сотворен для жизни вечной вместе с телом. Но грех, совершенный первыми людьми, внес свои изменения в жизнь человека и сделал тело его смертным. Человеку была дана заповедь не грешить. Человек же избрал жизнь по греху, ему было заповедано: «от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь». Итак, смерть вошла в человека через грех. Смерти предшествуют болезни и страдания. Болезни и страдания непосредственно или опосредованно связаны с грехом. Грехи, греховность, или греховный образ жизни – состояние души. Душа (дух) животворит тело. Пока душа соединена с телом, тело живет. Господь Иисус Христос сказал: «Дух животворит, плоть же не пользует нимало». Дух животворит тело, т. е. делает его живым. Душа грешная не может нормально животворить плоть. Грех – болезнь души. Больная душа делает больным и тело. И неправильно людское выражение, будто «здоровый дух в здоровом теле». Не здоровое тело делает здоровой душу. Тела Адама и Евы были здоровыми, но грех, т. е. нездоровое состояние души, сделал больными и смертными их тела. Таким образом, первоначально болезни и смерть связаны с грехом. Однако отношения души и тела являются более сложными.

http://azbyka.ru/zdorovie/grex-bolezn-is...

О смерти Исаака говорится: «испустил Исаак дух» (ст. 29), а когда говорится о смерти Рахили, по повествуется: «выходило из нея душа» (ст. 18). Тоже самое мы видим и в Новом Завете. О смерти богача говорится: «душу твою возьмут у тебя» ( Лук. 12:20 ), а о Своей смерти Христос говорит так: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой» ( Лук. 23:46 ). Между тем пророк Давид сказал: «что душа Христа ив оставлена во аде и плоть Его не видела тления» ( Деян. 2:25, 27:31 ). Действительно, мы знаем, что душа Христова временно была в аду, чтобы вывести оттуда души людей, о чем говорит ап. Петр в первом своем послании 3, 18–19 и в 4 главе 6 ст. «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал на грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, Которым Он и находящимся в темнице духам, сошедши, проповедал» ( 1Пет. 3:18–19 ). Что касается приводимых сектантами мест из Св. Писания, в доказательство того положения, что Душа есть кровь, то эти места говорят только о животных, а не о человеке. Вообще, все приводимые места сектантами из Священного Писания о том, что душа есть кровь, говорят нам о душах животных. И только. Интересно проследить по текстам слова Божия о сотворении всего животного мира и человека, и тогда ясна будет для каждого разница и огромная в творениях их. В 1-й главе книге Бытия свидетельствуется, что весь животный мир Бог творил из воды и земли. По повелению Божию земля и вода произвели из себя всякого рода животных. Значит, тела их и душа взяты из земли и воды. Отсюда ясно, что животные существа (и тело и душа их) по смерти своей превращаются в прах. Но когда идет речь о творении человека, то как говорится во 2-й главе, Бог вдунул в лице его (человека) дыхание жизни и тогда только человек стал душою живою ( Быт. 2:7 ). Мы видим, что между душою животных и душою человека существует разница и разница огромная. Душа у человека от Бога, душа животных от земли. А раз так, то душа человека после смерти его ни в коем случае не может возвратиться в землю и обратиться в прах вместе с телом, а возвращается по слову Божию к Богу (см.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010