в размере суммы, положенной по штату Академии на содержание лектора). Помощник инспектора Академии, кандидат богословия, иеромонах Анастасий указом Святейшего Синода от 14 октября 1900 года за 7051 назначен на должность инспектора Вифанской духовной семинарии, а в настоящее время занимает должность ректора Московской духовной семинарии. – По представлению Преосвященного Ректора Академии, на вакантную должность помощника инспектора резолюцией Его Высокопреосвященства от 11 ноября 1900 года определен кандидат Академии Владимир Шипулин. – 30-го декабря 1900 года помощник инспектора Шипулин, согласно его прошению, с разрешения Его Высокопреосвященства, пострижен в монашество с наречением имени Борис; 14 января 1901 года рукоположен в сан иеродиакона, а 31 марта того же года – в сан иеромонаха. Помощник библиотекаря Академии, кандидат богословия, Василий Протопопов приказом Г. Обер-Прокурора Святейшего Синода назначен, с 11 января 1901 года, на должность преподавателя словесности и истории русской литературы в Вифанскую духовную семинарию. – На его место Советом Академии избран и резолюцией Его Высокопреосвященства от 31 марта 1901 года утвержден исправляющим должность помощника библиотекаря кандидат Академии выпуска 1898 года Сергей Крылов. – Согласно ходатайству Совета Академии, кандидат Крылов резолюцией Его Высокопреосвященства от 2 июля 1901 года утвержден в занимаемой им должности. Эконом Академии иеродиакон Иринарх согласно резолю- —7— ции Его Высокопреосвященства от 18 августа 1901 года рукоположен 29 августа в сан иеромонаха. Профессорский стипендиат Академии выпуска 1899 года Константин Орлов по утвержденному г. Обер-Прокурором Святейшего Синода 21 сентября 1900 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде определен на должность преподавателя Священного Писания в параллельные классы Черниговской духовной семинарии. Из профессорских стипендиатов выпуска 1900 года двое – Петр Минин и Александр Платонов по утвержденным г. Обер-Прокурором Святейшего Синода 26 февраля и 13 сентября 1901 года докладам Учебного Комитета при Святейшем Синоде определены на должности преподавателей в духовные семинарии: первый – в Орловскую – по Священному Писанию; второй – в Красноярскую – по обличительному богословию, истории и обличению русского раскола и местных сект.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Если бы дело Кальчева можно было рассматривать, не только как отпадение в штундизм, но лишь как увлечение им, то и тогда оно представлялосьбы исключительным, неслыханным для воспитанника духовной семинарии, хотя и иностранца. Думается, что здесь имела место простая случайность – сначала пребывание в семье немцев-штундистов, а потом знакомство с Лисицыным-штундистом. Эти знакомства втянули Кальчева в среду штундистов, в учении которых он искал не истины, а собрания коих были для него развлечением. Случайно попав он в собрание и случайно записан полицией. Трудно поверить напряженности религиозного чувства Кальчева и исканию им истины. Последнее, как показывает опыт, выливается совсем в другие формы. Лучшим показателем религиозного индифферентизма Кальчева служит то, что, не смотря, на данные ректору семинарии уверения изучить курс богословских наук, он в следующем же году, по окончании IV класса, оставил семинарию и поступил в университет 329 . Когда наступило время известить канцелярию св. синода, сколько учеников можно в текущем учебном году отправить в духовные академии, то члены правления пришли к тому заключению, что ни один из учеников шестого класса не может быть рекомендован для поступления туда. Быть может, на такое решение правления имело влияние предложение архиепископа, данное семинарии в апреле месяце. Владыка писал: «в указе св. синода, последовавшем на мое имя, от 7 апр. за 1010, изъяснено, что по рассмотрении представленных академическими советами сведений о приеме в августе месяце 1875 г. семинарских воспитанников в духовные академии, св. синод, согласно с заключением учебного комитета, определил: так как из трех рекомендованных воспитанников одесской семинарии, поступило в академию только двое, то, поставив это обстоятельство на вид правлению названной семинарии, рекомендовать ему на будущее время назначать к поступлению в академии таких окончивших курс воспитанников, которые отличались бы своими успехами в науках и способностями, а при удостоении оканчивающих курс воспитанников звания студента наблюдать надлежащую осмотрительность и не допускать никакого послабления. – Давая о сем знать правлению одесской дух. семинарии, я предлагаю оному принять означенное определение св. синода к сведению и должному руководству». 330

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Звание профессора семинарии получали лица, имеющие степень магистра духовной академии; учителями назывались не имеющие этой степени. Впрочем, до 1814 г. звание профессора давалось и без степени магистра, за ученые занятия, напр. Феофану Александрову, Толмачеву в 1811 г. и др. На должность лектора по какому-нибудь предмету иногда назначались временно, до занятия штатной кафедры, лица с академическими степенями, с умеренным вознаграждением, относительно чего было даже особое разрешение в 1833 г. Вообще, в 30-х годах являлись охотники из окончивших курс в академии занимать в петербургской семинарии хотя лекторские места, и правление выражало желание определять их. Впрочем, в 1835 г. (от 18 июня) было предписание не назначать лекторов на главные предметы. Большею же частию должность лектора, по греческому языку в низшем отделении, иногда же по классу словесности, возлагалась на учеников семинарии высшего отделения. Таковые лекторы будут указаны в своем месте. Нередко профессорскую должность в петербургской семинарии отправляли академические профессора – временно, за отсутствием или неприбытием штатного преподавателя, или же в качестве самостоятельных наставников. Без сомнения, это служило к возвышению семинарии в учебном отношении. Случаев же занятия при семинарии должностей педагогических профессорами академии в рассматриваемый период было до 10, не считая перемещений из академии в семинарию и обратно. С открытием семинарии, всех наставников, вместе с ректором и инспектором, было 8 человек, как видно из вышеприведенного определения Комиссии дух. учил., от 23 февраля 1809 г. С течением времени, число преподавателей увеличилось, с постепенным расширением семинарской программы. Ректор обыкновенно преподавал богословские науки, инспекторы преподавали философию, иногда церковную историю, или изъяснение св. Писания, а также церковно-библейскую историю, как это показано выше, в списке инспекторов. Перечисление остальных учащихся, в хронологическом порядке, по времени их поступления в семинарию, с краткими сведениями о них, представляется ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предметом особых попечений М. стала Пензенская ДС, открытая в 1800 г. Предшественник М. еп. Гаий (Такаов) практически не занимался семинарскими делами: не было программ обучения, ученики подолгу не посещали занятия и самовольно бросали учебу. Пораженный царившими беспорядками и отсутствием руководящих начал в семинарской жизни, обладавший многолетним опытом духовно-педагогической службы в Троицкой семинарии и Славяно-греко-латинской академии, М. немедленно принял разносторонние меры по улучшению деятельности семинарии. Прежде всего составил устав Пензенской ДС, рукописный экземпляр к-рого с собственноручной подписью М. хранился в фундаментальной б-ке семинарии. На 1-й странице устава написано: «Устав Пензенской семинарии, данный 1808 года, сентября 4, Моисеем, епископом Пензенским и Саратовским, по коему имеет поступать неизменно Пензенская семинария», на последней: «Сей устав хранить в семинарском Пензенском правлении, а копии с онаго по частям для всех учителей со скрепою ректора иметь непременно, дабы никто не извинялся неведением онаго» ( Троицкий А. И. Ист. записка о Пензенской ДС за истекший столетний период ее существования (1800-1900 гг.)//Пензенские ЕВ. 1901. 1. Прил. С. 13-14). После кончины ректора (1806-1810) архим. Мефодия (Нилова) (выпускника Троицкой лаврской семинарии) 12 апр. 1810 г. М. ходатайствовал перед Синодом о назначении новым ректором проповедника Славяно-греко-латинской академии иером. Аарона (Нарциссова) , хорошо ему известного «по особым его талантам, по довольному кругу просвещения и по честному житию» ( Он же. Мат-лы к истории Пензенской ДС: (1880-1818). Пенза, 1896. С. 17). Иером. Аарон, ученик М. в Московской академии, по окончании курса был оставлен при ней учителем нем. языка. «Я верую несумненно… что чрез его правление и учение в семинарии, при моем руководстве, училище сие придет в желаемое совершенство»,- говорил епископ (Там же). Новый ректор стал активным помощником М. в укреплении учебной стороны деятельности семинарии, но воспитательная сторона по-прежнему оставалась неудовлетворительной (Там же. С. 48). М. обязал все пензенское духовенство «подпискою» с 10 лет отдавать сыновей в семинарии.

http://pravenc.ru/text/2563988.html

(Продолжение следует). Журналы Совета Московской Духовной Академии за 1907 год//Богословский вестник 1908. Т. 1. 1. С. 65–96 (4-я пагин.) —65— академию и вместе с сим объявляет об имеющем быть приеме в академию, для желающих поступить в оную». – 2) По определению Святейшего Синода от 4 мая – 3 июня 1887 года для каждого курса академии положено 30 казенных вакансий. Определили: 1) Представить, установленным порядком, Святейшему Синоду о вызове на казенный счет в состав нового академического курса 20-ти лучших воспитанников духовных семинарий, по усмотрению Святейшего Синода, с предоставлением остальных 10-ти казеннокоштных вакансий волонтерам. – 2) Об имеющем быть приеме в Академию для желающих поступить в оную напечатать объявление в «Церковных Ведомостях, издаваемых при Святейшем Синоде» и академическом журнале «Богословский Вестник». XXVI. – О производстве в текущем учебном году устных выпускных и переводных испытаний студентов Академии. Справка: Определением Святейшего Синода от 21 февраля 1906 года за 1058 «назначение времени и порядка испытаний в академии» отнесено в разряд дел, окончательно решаемых самим Советом Академии. Определили: Представленный секретарем Совета проект расписания переводных и выпускных испытаний студентов Академии в 1907 году (прилагаемый при журнале настоящего собрания) утвердить, поставив о сем в известность как гг. наставников, так и студентов Академии. XXVII. Слушали: Сообщение Правления Академии о том, что 44 студента Академии – своекоштных и пользующихся неполными стипендиями – до сего времени не внесли сполна платы за свое содержание в академическом общежитии в текущем втором полугодии 1906–1907 учебного года, при чем общая сумма недоимки достигает 1666 р. 50 к. Справка: 1) § 151 устава духовных академий: «Пансионеры вносят годичную плату в два срока: в сентябре и январе; не удовлетворившие этому требованию в течение месяца увольняются из академии». – 2) Определением Святейшего Синода от 21 февраля 1906 года за 1058: «исключение студентов из академии» отнесено в разряд дел, окончательно решаемых Советом Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

29 июля 1913 г. исполнилось семьдесят пять лет существования одесской духовной семинарии. Если жизнь одного человека, прожившего означенный период, не редко полна фактами захватывающего интереса, то, что сказать о целом учреждении, где суммируется жизнь тысячи лиц. Одесская дух. семинария, три четверти века с честью служившая духовной науке и святой Церкви, стяжала полное право на внимание к ее истории. Автор настоящей летописи решил раскрыть архив семинарии и, по мере своих сил, представить читателю более крупные факты из жизни рассадника пастырства земли херсонской с начала его основания. Насколько удалась эта работа, судить не мне, но читатель всегда должен иметь в виду, что поднимать события со дна седой старины при помощи архивных данных – труд не из легких. 1838 3-го июля 1838 г. высокопреосвященный Гавриил, архиепископ херсонский получил следующее отношение обер-прокурора св. синода графа Протасова. «Преосвященнейший владыко, милостивый государь и архипастырь. Комиссия духовных училищ, рассмотревотношениевашего преосвященства от 6-го июня положила: 1) Ректором вновь учреждаемой в г. Одессе херсонской семинарии и профессором богословских наук назначить законоучителя одесского ришельевского лицея магистра архимандрита Порфирия; на инспекторскую должность переместить инспектора полтавской семинарии соборного иеромонаха Пантелеимона, с поручением ему преподавания церковной истории и еврейского языка, для занятия экономской должности предоставить вашему преосвященству избрать, хотя на время, до полного состава чинов семинарии, кого либо из блогонадежных лиц местного духовенства, назначение же прочих наставников в семинарию иметь в виду при распределении к учительским должностям воспитанников московской духовной академии. 2) Определение в низшие училища, имеющие учредиться при семинарии, блогонадежных учителей предоставить распоряжение местного училищного начальства на общих существующих на сей предмет правилах. Комиссия духовных училищ поручила мне сообщить о сих положениях ее вашему преосвященству и просить вас объявить по надлежащему архимандриту Порфирию об определении его в училищную службу по духовному ведомству и сделать с кем следует сношение об увольнении его от занимаемых им должностей в одесском ришельевском лицее; по увольнении архимандрита Порфирия от службы в лицее, а равно по прибытии в Одессу назначенного комиссиею инспектора семинарии, о немедленном отправлении которого ныне же сообщено преосвященному полтавскому, и по определении эконома, распорядиться без потери времени в открытии семинарского правления для необходимых распоряжений к полному открытию семинарии в назначенный срок.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Справка : 1) В ст. VI означенного журнала совет академии благопочтительнейше просил ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом об утверждении Высокопреосвященного Феоктиста, Архиепископа Рязан- —206— ского и Зарайского в звании почетного члена академии. 2) В ст. совет благопочтительнейше просил ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом о возведении Высокопреосвященного Саввы, Архиепископа Тверского в степень доктора истории и Преосвященного Виссариона, Епископа Костромского в степень доктора богословия. 3) В ст. VΙII совет благопочтительнейше просил ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом об увольнении доцента академии А.П. Шостьина с научной целью в Англию на 1894–95 учебный год и об отпуске на поездку его денежного пособия в размере 800 рублей. Определили : Резолюцию Его Высокопреосвященства принять к сведению и исполнению. VI. Предложение о. ректора академии, архимандрита Антония: «Честь имею предложить совету академии избрать кого-либо из ныне окончивших курс студентов академии для приготовления к замещению вакантных кафедр в академии». Справка : 1) §§ 54–56 устава духовных академий: «Для приготовления к занятию преподавательских вакансий в академии, совету предоставляется оставлять при оной на годичный срок наиболее даровитых студентов, кончивших курс с отличным успехом. Примечание. Лица сии получают содержание из особо назначенных для того сумм, в размере не свыше 700 рублей на каждого. По истечении года они представляют отчет совету в своих занятиях и затем могут быть определяемы на соответственные их приготовлению вакантные кафедры в академии или семинариях». 2) По § 81 лит. б. п. 5 того же устава «оставление при академии окончивших курс студентов для приготовления к занятию преподавательских кафедр в оной и назначение им содержания» значится в числе дел совета академии, представляемых на утверждение Епархиального Преосвященного. Определили : Оставить для приготовления к замещению вакантных кафедр в академии в будущем учебном году ныне окончивших курс в академии студентов Леонида Соколова и Ивана Романова с производством им содержания по 700 р. каждому, за вычетом 2% на пенсии. Мнение сие благопочтительнейше представить на утверждение Его Высокопреосвященства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отчет о приходе, расходе и движении сумм фонда помощи бывшим воспитанникам Академии А) По кассе Московской Сергиево-Братской Комиссии: В 1895 году поступило на приход: 1. Остаток от 1984 года: а) процентными бумагами 5500 р. в) наличными деньгами Поступления 1895 года: а) от Совета Братства, в разное время, получено: аа) процентными бумагами бб) наличными деньгами 7900 р. 1097 р. б) чрез священника Н.П. Добронравова (из членов Комиссии) получено наличными деньгами, аа) из завещанных покойным протоиереем А.М. Иванцовым-Платоновым 1250 р. и бб) от почетного члена Братства Ю.И. Базановой 1000 р. в) от делопроизводителя Комиссии Н.И. Кедрова получено за проданные им книги и брошюры протоиерея А.М. Иванцова-Платонова г) от о. ректора Московской духовной семинарии архимандрита Климента и от священника В.А. Быстрицкого, по подписным листам д) от о. протоиерея Н.В. Благоразумова, получленский взнос (другая половина предназначена в Совет Братства) е) процентов по купонам от бумаг фонда, за вычетом 5% государственного налога ж) в возврат долга покойной Г.Н. Дрекслер из Правления Псковской духовной семинарии получено. з) переходящих сумм – процентными бумагами поступило 3700 р. Итого: а) процентными бумагами в) наличными деньгами 17100 р. 4553 р. В том же 1895 году в расход употреблено 1) На выдачу постоянных и единовременных пособий разным лицам, а именно постоянного пособия: вдове О.П. Салмановой 60 р., больной дочери покойного преподавателя Московской духовной семинарии Наталье Беляевой 40 р., вдове бывшего преподавателя Могилевской духовной семинарии Е.З. Плаксиной 60 р.; – бывшему преподавателю Симбирской духовной семинарии душевнобольному С.А. Снеткову 60 р.; – боль- ной дочери бывшего преподавателя Московской духовной семинарии Александре Любимовой 60 р.; – вдове священника М.К. Леонардовой 40 р., – вдове покойного помощника инспектора Московской духовной семинарии М. Н. Любимовой 36 р.; – единовременно: жене Калужского протоиерея больной Марии Васильевне Хвалебновой с детьми 50 р.; – кандидату Московской духовной академии Н. Беллюстину 15 р.; – вдове священника М.Я. Успенской 10 р. и заимообразно – кандидатам Московской духовной академии А. Никольскому 25 р. и Ю. Тиховскому 15 р., итого

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Постановление правления семинарии о воскресной школе осуществилось только во второй половине учебного года. Как видно из отчета преподавателя педагогики Смирнова, открытие ее при одесской дух. семинарии последовало 19 февраля 1867 г. Сначала предполагалось открыть воскресную школу, за теснотой помещений в здании семинарии, при одесской кладбищенской церкви, и правление семинарии запрашивало по этому поводу священника этой церкви М. Чемену, но впоследствии этот проект был отвергнут и воскресная школа была открыта в трех комнатах зданий семинарии: в зале, в богословском и философском классах. На приобретение пособий было отпущено 15 р. из семинарских сумм. Кроме этого, по распоряжению графа Толстого, на оборудование воскресной школы при одесской семинарии было отпущено сто рублей из кредита, назначенного по смете министерства народного просвещения. Кроме этого, граф препроводил владыке Димитрию 66 экземпляров хромолитографированных изображений св. первоучителей славянских Кирилла и Мефодия и столько же экз. их жития с просьбой, чтобы изображения эти «были выдаваемы от его имени в награду отличнейшим по успехам и поведении ученикам воскресной школы при херсонской православно-духовной семинарии». В первом полугодии, по открытии школы, в нее поступило 66 душ; преподавали ученики высшего отделения семинарии; предметами изучения были: закон Божий, чтение, исчисление, чистописание и пение; обучение велось по группам, под наблюдением преподавателя педагогики 234 . Из распоряжений по духовно-учебному ведомству, последовавших в текущем году, обращает на себя внимание указ св. синода, сообщенный семинарии 22 сент. 1866 г., следующего содержания. «Херсонскому семинарскому правлению. Уведомляя при сем о последовавшем вследствие высочайшего рескрипта от 13 мая председателю комитета министров князю Гагарину указе св. правит. синода всем преосвященным епархиальным архиереям, напечатанном во всех духовных журналах и епархиальных ведомостях, академическое направление предписывает херсонскому семинарскому правлению, приняв означенный указ к непременному исполнению и постоянному руководству, иметь неизменно в виду указанные в нем руководящие начала и в исполнении сего наблюдать следующее: 1) Первым долгом всех, состоящих в духовно-училищной службе, должно быть точное, неослабное и неукоснительное исполнение обязанностей, предписываемых постановлениями государства и церкви, одушевленное сознанием того особенного их призвания, в силу коего они воспитывают пастырей, руководителей и просветителей народа. Посему и лица начальствующие и учащие, памятуя, что действующие правила и постановления усвояются и развиваются не столько внушениями, сколько примерами, сами должны быть искренно и глубоко проникнуты священными своими обязанностями и служить образцом для учащихся в уважении к церкви и государству и исполнении их законов и требований.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из воспитанников херсонской семинарии, окончивших курс в 1843 году, отправлен был в Горыгорецкую земледельческую школу воспит. Христофор Гербановский. В сентябре текущего года правление семинарии получило от духовно-учебного управления постановление св. синода открыть с началом наступающего учебного года «класс сельского хозяйства и естественной истории и наставником сих предметов в херсонскую семинарию определить Христофора Гербановского с производством ему штатного профессорского жалованья из экономических семинарских сумм, в случае же недостатка оных из духовно-учебных капиталов и проч. Правление семинарии, соответственно этому распоряжению распределяет уроки остальных предметов, 9-го сентября вводит в должность преподавателя нового предмета и докладывает об этом владыке. Последний на докладе пишет: «введен в класс; а за добрым началом такой же конец да последует» 84 . В августе месяце правлением семинарии получено было предписание, что, согласно определению св. синода, для преподавания в семинариях еврейского языка открывать на будущее время кафедры оного в таком только случае, когда число учеников, желающих обучаться сему языку, будет не менее 15 человек. Это предписание не могло касаться херсонской семинарии, так как преподавание еврейского языка введено было в ней еще 1843 году и теперь обучающихся этому языку было 21 человек 85 . Несколько иначе обстояло дело с французским и немецким языками. В сентябре преподаватель последних Иван Оден подал правлению семинарии прошение об увольнении его от должности, так как он не может «с надлежащею точностью исполнить своих обязанностей». Докладывая об этом владыке, правление полагает поручить преподавание новых языков наличным наставникам, именно, немецкий язык – профес. Мстиславскому, а французский – профес. Лебединцеву. Архиепископ на докладе написал следующую резолюцию: «сент. 13 дня 1846 г. Поскольку профес. Мстиславский занимается по семинарии предметами преимущественно многодельными, именно: преподаванием словесности и экономиею семинарскою, то потребен от него удостоверительный отзыв, надеется ли он по принимаемому вновь им классу успевать достодолжно и приходить в классы не опустительно. Отзыв сей взяв от него, приобщить и дело паки представить». Профео. Мстиславский требуемый отзыв дал. Тогда владыка на новом докладе правления написал следующее: «окт. 4 дня 1846 г. по содержанию отзыва профес. Мстиславского, допустить его к преподаванию в семинарии немецкого языка; а учителя Лебединцева к преподаванию французского на том же условии, какое объявлено профес. Мстиславским. В след за сим, учителя Одена уволив от обязанности преподавателя упомянутых языков по его, Одена, прошению, донесть академическому правлению» 86 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010