Закрыть itemscope itemtype="" > Хвалите Его вси ангели Его... (Пс. 148, 2) Памяти монаха Лазаря 12.04.2015 704 Время на чтение 7 минут От редакции. В Светлый понедельник, 13 апреля, сороковины известного русского поэта , постоянного автора «Русской народной линии» монаха Лазаря (Афанасьева) . Мы предлагаем вниманию читателей некролог, написанный его близким другом, профессором Московского университета Владимиром Алексеевичем Воропаевым. 5 марта 2015 года в ЦКБ Святителя Алексия, митрополита Московского, после продолжительной болезни на 83 году жизни преставился о Господе монах Лазарь (Виктор Васильевич Афанасьев) - старейший русский писатель, поэт, прозаик, литературовед, из-под пера которого вышло более пятидесяти популярных книг. Читателю хорошо известны его биографические сочинения о Жуковском, Лермонтове, Иване Козлове, Батюшкове, Языкове, а также жизнеописания великих подвижников, как древних, так и прославленных в наше время: преподобных отцов Антония Великого, Нила Сорского, Серафима Саровского, Оптинских старцев. Известен он и как духовный поэт. Многие его стихи положены на музыку. Профессор Московской Духовной академии Михаил Дунаев в шестом томе своего фундаментального труда «Православие и русская литература», где творчеству монаха Лазаря посвящен специальный раздел, отметил, что его поэзия «подлинная и православная по духу». 7 марта, в субботу второй седмицы Великого поста, в монастыре Оптина Пустынь после ранней заупокойной Литургии состоялось отпевание монаха Лазаря, которое возглавил скитоначальник игумен Тихон (Борисов). Оптинский постриженик, монах Лазарь был погребен на монастырском кладбище рядом с могилами убиенных оптинских насельников иеромонаха Василия, инока Ферапонта и инока Трофима, жития которых он написал. После похорон состоялась поминальная трапеза в Иоанно-Предтеченском скиту, за которой читались стихи почившего монаха Лазаря, в том числе напечатанные в мартовском номере журнала «Фома». Вот одно из последних его стихотворений (помеченное 30 июля 2013 года):

http://ruskline.ru/analitika/2015/04/10/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Я хочу создать миф: Россия» В Петербурге представлено полное собрание сочинений Г.В.Свиридова 06.04.2018 1507 Время на чтение 4 минуты Семинар «Мир Георгия Свиридова» (из цикла «Ценностные основания русской художественной культуры») состоялся в Российском институте истории искусств 26 марта. На семинаре были представлены десять изданных томов Полного собрания сочинений Георгия Васильевича Свиридова. Их презентацию провел директор Свиридовского института, президент Национального Свиридовского фонда, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств России Александр Сергеевич Белоненко. Ведущий семинара - директор Российского института истории искусств РАН и Министерства культуры, доктор философских наук, профессор Александр Леонидович Казин отметил, что « культура - это светская форма духовной жизни, в которой действуют те же энергии, что и в религиозной жизни, уходящие за пределы самой культуры. Георгий Васильевич Свиридов был одним из великих русских композиторов 20 века, осуществившим светлый логос культуры в своем творчестве ». Александр Сергеевич Белоненко, племянник Г.В.Свиридова, 20 лет жизни посвятивший раскрытию его музыкального и литературного наследия, рассказал о творческом пути композитора. « Я понял, что если я не начну издавать полное собрание сочинений Г.В. Свиридова, то после меня это будет в разы сложнее, потому что придет следующее поколение, с другим слуховым опытом, они не смогут понять, куда движется импровизационная музыкальная мысль Свиридова », - признался Александр Белоненко. Плодом его труда стало издание полного собрания сочинений композитора, вобравшее в себя практически все из наиболее ценного, что было создано Свиридовым и зафиксировано им на бумаге или на аудиокассете. Помимо широко известных работ в него вошло большое число произведений, ранее никогда не издававшихся. « Музыку Свиридова мы знаем лишь как надводную часть айсберга, нотных рукописей им написано около 10000 листов, они хранят произведения, оставшиеся в разной степени готовности, какие-то из них можно восстановить и исполнить. Свиридовым оставлен уникальный звуковой архив. На магнитофон он записывал то, что наигрывал в процессе сочинения музыкального произведения. Среди этих фрагментов есть уникальные, существующие только в аудиозаписи », - поделился исследователь.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/06/ya...

Закрыть Игуменья Мария Балашовская Жизнь и духовное возрастание настоятельницы Балашовского Покровского женского монастыря 28.11.2013 672 Время на чтение 37 минут Яркой личностью второй половины XIX - начала XX вв. является настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария (Мандрыка). Почти 60 лет жизни она отдала служению Богу, несла послушание в Свияжском Иоанно-Предтеченском монастыре, два десятилетия являлась старшей в живописной мастерской Казанско-Богородицкого монастыря, слыла в Казани не только известным иконописцем, но художницей и духовным стихотворцем. К сожалению, стихи монахини Марии в дореволюционных изданиях до сих не обнаружены, хотя судя даже по письму архимандрита Антония (Вадковского), будущего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского от 29 ноября 1884 г. к своим родителям можно сделать вывод, что она была высокодуховным стихотворцем. Особенно её духовно-организаторский талант в укреплении монашеских традиций раскрылся в Балашовском Покровском женском монастыре, становлению которого она отдала более тридцати лет жизни. Но безжалостное время почти стёрло из памяти её подвижническую жизнь. Безвозвратно исчезли почти все, написанные ею иконы. Не известен год её смерти. Утрачено место последнего упокоения. По крупицам исследователи из Казани, Саратова, Балашова собирают разрозненные сведения об этом замечательном человеке, деятеле Русской Православной Церкви. Будущая монахиня Мария родилась в 1841 г. в малороссийской дворянской семье. Её отец - Мандрыка Захар Николаевич (род ок. 1811 - умер между 1841 и 1845 гг.) был есаулом Оренбургского казачьего войска. Мать - Екатерина Захаровна Мандрыка (в девичестве - Рокасовская), рано овдовев одна воспитывала единственную дочь. Екатерину определили в престижный по тому времени Казанский Родионовский институт благородных девиц. Основание института связано с именем Анны Петровны Родионовой (1751 - 1827), на средства которой и было в 1841 году открыто это учебное заведение. Согласно уставу, в институт принимались девочки из семей дворян, духовенства, купцов 1- м 2-й гильдии в возрасте от 8 до 13 лет. Срок обучения составлял шесть лет. Программа включала - Закон Божий, русский язык и литературу, французский и немецкий языки, арифметику, географию, историю, рисование, музыку, рукоделие.

http://ruskline.ru/analitika/2013/11/29/...

Закрыть От " Парка Горького " до острова Залит 22.01.2008 524 Время на чтение 14 минут Творческая судьба гитариста-виртуоза Алексея Белова много раз сводила его с людьми, имена которых давно стали легендой. Альбом " НЛО " группы " Москва " появился на свет в результате совместной работы Алексея с известным советским композитором Давидом Тухмановым. Следующая группа Белова - " Парк Горького " стала самым успешным русским рок-проектом на Западе. Первый же альбом коллектива разошелся по всему миру " платиновыми " тиражами, близкими друзьями Алексея стали тогда знаменитые " Deep Purple " , Фрэнк Заппа, Джон Бон Джови и другие легендарные музыканты. В фильмах, к которым Алексей Белов писал саунд-треки, снимались Рутгер Хауэр и Малкольм Макдауэл, а именами российских музыкантов, с которыми он сотрудничал, можно было бы исписать не одну страницу. Но все же самая удивительная и важная встреча в его жизни произошла вовсе не в Нью-Йорке и не в Лос-Анджелесе, а на маленьком острове Залит, неподалеку от древнего Пскова, когда Алексей стал духовным чадом протоиерея Николая Гурьянова. СПРАВКА: Алексей Белов родился 24 января 1958 года в городе Москве. В семь лет поступил в музыкальную школу, учился играть на скрипке, потом на баяне. Гитару освоил самостоятельно. В 1977 году закончил Московский строительный и жилищно-коммунальный техникум. Со второй половины 1977 по 1980 год работал в различных филармониях. С 1980 по 1984-й - гитарист и аранжировщик группы " Москва " . С 1987-го - лидер и композитор группы " Парк Горького " . Сейчас выступает сольно и с музыкантами группы " Парк Горького " . Пишет музыку для кино. Служит алтарником в одном из московских храмов. Старый друг К вере я шел медленно. Так получилось, что более десяти лет я жил в США, а нынешняя Америка - это не та страна, которая способствует обретению веры. Но даже там, через различные обстоятельства, через тяжелые ситуации и в работе, и в личной жизни Господь вел меня к Себе. Правда, сначала, как и многие творческие люди, я пошел к Нему кривым путем - через оккультизм и религии Востока, причем вникал во все это дело плотно и основательно. У меня один гастрольный тур вообще прошел под эгидой изучения духовного опыта тибетских монахов. Я набрал с собой целую кучу литературы на эту тему и такого там начитался, что просто ой... Но все религиозные поиски в этом направлении каждый раз неизменно приводили меня в тупик. Я просто разводил руками и разочарованно думал: " Как же так? И это все, что у них есть? "

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

заслуженный артист России Алексей Пузаков ЖМП 6 июнь 2011 /  16 июня 2011 г. Алексей Пузаков: В основе духовной музыки - слово Современная интерпретация богослужебных песнопений в храме и на концерте — неисчерпаемая тема для споров в церковной среде. Год назад было принято решение возродить знаменитый Московский Синодальный хор, который должен был стать своего рода эталоном в области литургического пения. О традиции и творчестве, а также о том, каковы тенденции развития духовной музыки сегодня, «Журналу Московской Патриархии» рассказал регент хора заслуженный артист России Алексей Пузаков.   — Алексей Александрович, какие задачи стоят перед вновь созданным Синодальным хором в первую очередь? — Наше главное предназначение — продолжать традиции русского богослужебного пения. И это не только исполнение классического репертуара. Сейчас прошло уже более 20 лет с того момента, как разрешили исполнять духовные песнопения свободно. Настало время постепенно собирать воедино всё то, что было сделано регентами, певчими и композиторами за этот период. Ведь многие композиторы не только хорошо знают православную музыку, но и сами стали членами Церкви, накопили достаточно мастерства и опыта, в том числе духовного. Поэтому мы обязательно включаем в репертуар нашего хора лучшие сочинения современников, поем их за богослужением. После революции Синодальное училище и Синодальный хор были упразднены. Сначала несколько десятилетий духовная музыка была полностью под запретом, затем ее потихоньку стали включать в свой репертуар светские хоры, но литургический текст в них заменялся стихами советских поэтов. Последние годы Церковь старается возродить то, что, казалось бы, было полностью потеряно. В советское время занимались этим в основном светские музыканты. Конечно, певцы, которые не живут литургической жизнью, не знают особенностей церковной службы или знают ее только теоретически, подходят к богослужебной музыке как к любой другой светской, но на тех порах и такие решения были прорывом. Кстати, интерес к русской духовной музыке очень обогатил в те годы академическую культуру. Такие композиторы, как Альфред Шнитке, Георгий Свиридов, Арво Пярт и другие, создали десятки замечательных произведений, тематически и по своему музыкальному языку тесно связанных с русской духовной культурой. Такие сочинения хоть и не предназначены для исполнения в храме, но являются духовными по своей сути.

http://e-vestnik.ru/culture/muzykalnyy_k...

Игуменья Антония получила основательное музыкальное образование в доме родителя своего и затем в пансионе Севенар, где она, как уже говорили, выделялась из всех воспитанниц своею искусною игрою на фортепиано. Давши по поступлении в монастырь, по совету митрополита Филарета обет не прикасаться к клавишам, она всю свою любовь к музыке вложила в церковное пение, горячо интересуясь им до самой своей смерти и прилагая все свои старания к улучшению в подведомых ей монастырях – Страстном и Алексеевском церковного пения. Вступивши в управление Алексеевским монастырем, игуменья Антония застала в нем небольшой хор в 30 человек, мало к тому же обученный. Тяжело было ей слышать в церкви пение такого хора. Возвратившись однажды в келью от преждеосвященной литургии в первый же пост 1871 года, она так была расстроена плохим пением, что плакала. Волнуемая такими чувствами, игуменья Антония немедленно же принялась за устройство монастырского хора. Увеличивши хор хорошими голосами, она пригласила опытного учителя пения И. В. Виноградова и начала совместно с ним обучать своих певчих. Впоследствии ею был приглашен г. Гедике для обучения регентш игре на скрипке. После Виноградова в хору Алексеевского монастыря учительствовали питомцы Московско-синодального хора – Михайловский и Соколов. Зная хорошо музыку и пение, она во все время управления своего Алексеевским монастырем сама пробовала голоса и выбирала нотные песнопения. Любовь к пению и обширные познания в нем послужили причиною того, что знакомые с нею духовные композиторы присылали к ней свои произведения как бы на испытание. Так известный своими композициями бывший Московский викарий, а впоследствии епископ Калужский Александр, препроводивши к матушке при письме от 10 октября 1889 года партитуру одного из канонов, писал: «если вам понравится это, то готов и к другим услугам; кое-что и еще есть». Особенно обширная переписка в том же роде велась матушкой с архимандритом Николо-Бабаевского монастыря Иустином. Он также присылал ей партитуры своих произведений, – например при письме от 17 января 1881 года партитуру ирмосов трипеснца, а от 12 марта 1884 года положенный на ноты кондак святому Алексею человеку Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

иером. Симеон (Гаврильчик), Д. Гусев, иером. Пантелеимон Антропология по творениям св. Иоанна Дамаскина (Пример церковно-отеческой антропологии) 150 Иеромонах Пантелеимон (Московская Духовная Академия, 1912 г.) «Быть мудрым, – говорит свт. Григорий Богослов , – значит «иметь ведение о божественном и человеческом», 151 потому что по словам другого св. отца, Иринея Лионского Бог есть начало а человек конец 152 и в этих рамках заключено понятие о существующем 153 . И в самом деле Бог есть начало всего и в относительном смысле, и в безусловном а человек конец, как завершение и венец Его творения. Но в гносеологическом отношении наоборот человек есть начало и источник всякого познания а Бог конечная цель и предел человеческого познания. Чтобы верить Богу и природе по словам Тертуллиана , надо верить душе своей 154 , т.е. познать себя самого и главным образом конечно, душу свою, потому что душа, по выражению того же Тертуллиана «есть все, что составляет человека». 155 Но уже Иустин Философ от лица Трифона Иудея заявляет, что нет такого знания, которое давало бы нам ведение о вещах как божественных так и человеческих; ни Бога ни человека нельзя знать так, как мы знаем музыку арифметику астрономию потому что познание их дается не посредством обучения или упражнения (κ μαθησεως διατριβς), но чрез видение (κ το ιδσθαι), т е интуитивно 156 . А свт. Василий Великий говорит, что для познания собственной природы нам «потребна некая высшая мудрость посредством которой каждый из нас познает себя, каков он». 157 Но у кого же иного мы найдем эт мудрость, как не у тех же богомудрых Отцов Церкви изречениями которых мы начали свое изложение? Если же мы желаем вкратце ознакомиться со святоотеческим учением о человеке – с антропологией Отцов то в данном случае никто не может нам оказать такой услуги, как св. Иоанн Дамаскин , этот великий систематик «златоструйный» (χρυσοας) как прозвали его 158 песнописец церковный и многосторонний богослов 159 , который как пчела 160 собрал у св. Отцов все лучшее и важнейшее в их чении о Боге и человеке, и потому справедливо назван Макарием Анкирским «устами и толкователем всех богословов». 161 «Его мысль, – читаем мы у еп. Сильвестра, – есть мысль древней вселенской Церкви, его слово – заключительное слово того что прежде было высказано о вере всеми древними Отцами и учителями Церкви». 162 Да и вообще надо сказать личность преп. Иоанна так высоко поднимается над общим уровнем позднейшей святоотеческой письменности что невольно привлекает к себе внимание исследователя Сочинения Дамаскина настолько значительны и ценны заслуги его пред Церковью так необъятно велики что ему по праву принадлежит почетное место между великими Отцами Церкви. 163

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Как только я оказывалась у него в гостях на Садовой-Триумфальной, попадала в век девятнадцатый, в котором ему было очень уютно... Он не носил часов и считал, что живёт в своём времени... Однако его настенные часы намеренно торопились на пятнадцать минут, чтобы хозяин никуда не опоздал – на встречи и выступления Пётр Алексеевич всегда приходил заблаговременно... Запомнились старинное пианино с канделябрами, антикварная мебель из красного дерева, портреты его любимого императора Александа Третьего, двоюродного дедушки митрополита Мануила Лемешевского и митрополита Иоанна Снычёва, «Владыченьки», как ласково называл своего отца духовного Пётр Синявский, именуя себя его «непослушником»... Счастливо сидела за столом, угощаясь изысканными кулинаными блюдами Поэта, и слушала неспешные размышления, рассказы сокровенного собеседника, потомственного дворянина, всегда одетого модно и с безупречным вкусом, дружба с которым продлилась 13 лет...Часто доводилось быть первым свителелем рождения Чуда - его стихов, вникать в творческую кухню, иногда помогать с публикациями. Какие-то его раздумья удалось взять на карандаш... Итак, Пётр Синявский о... ДЕТСТВЕ... -...в 4 года я знал названия всех главных морских битв и знаменитых кораблей, носил морскую форму с игрушечным кортиком, потому что хотел быть морским офицером, как дедушка Михаил Фёдорович Синявский, кавалер золотого георгиевского оружия за цусимское сражение, капитан первого ранга. Меня воспитывали строго как будущего морского офицера, поэтому приходилось ходить с линейкой вдоль позвоночника, чтобы выработать настоящую военную выправку... Но не сложилось...С пятнадцати лет я стал зарабатывать, играя в оркестрах на трубе. Никогда не думал быть писателем, но всегда внимательно вслушивался в слова песен, которым аккомпанировал... Первую свою детскую песню на музыку Николая Пескова «Дом игрушки» написал в 25 лет во время гастролей... О РОЖДЕНИИ ПЕСЕН ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ... -...песни для взрослых ко мне приходят неожиданно. «В незнакомом городе тишина», прозвучавшая в сериале «Козлёнок в молоке», родилась давно в Луганске, когда я был на гастролях и жил в гостинице. Ночь. Гитара в руках. Женщина в окне напротив, и я, не зная, кто она, как выглядит, сочинил про неё песню...

http://ruskline.ru/analitika/2023/02/09/...

Когда впервые зашла речь о визуализации оратории «Страсти по Матфею», композитор представлял, как под музыку будут показываться фрески. Но режиссер сказал: «Я снимаю игровое кино». Митрополит Иларион (Алфеев) и режиссер Павел Лунгин рассказывают о том, как создавался фильм «Дирижер». Предлагаем вниманию читателей беседу двух соавторов этого фильма — режиссера Павла Лунгина и митрополита Илариона Алфеева, состоявшуюся в рамках программы «Прощеное воскресенье с митрополитом Иларионом». Программа вышла в эфир 26 февраля 2012 года на телеканале «ТВ Центр». Лунгин: Добрый вечер. Митр. Иларион: Добрый вечер, Павел Семенович. Рад вас приветствовать в моей рабочей резиденции при храме на Ордынке в этот день, когда мы особенно задумываемся о таких темах, как прощение, покаяние. Сегодня мы с вами поговорим на эти темы, поговорим о ваших фильмах. В общем, есть нам, о чем побеседовать. Хотел несколько слов сказать о покаянии и о прощении . Люди думают часто, что покаяние – это значит, что человек нагрешил, и он должен в этом раскаяться. Мне кажется, что покаяние – это гораздо более сложный процесс, потому что по сути дела покаяние должно затрагивать всю жизнь человека. Потому что покаяние – это не просто раскаяние в каких-то совершенных грехах, но это состояние души, обращенной к Богу, и в то же время души, которая постоянно контролирует жизнь человека, его поступки. Лунгин: Я как-то сам по себе… прожив уже большой кусок жизни, и для меня это чувство постоянно работающего в тебе стыда, неловкости, воспоминаний, внутренней работы над собой. Мне кажется, это основа того, что мы называем духовной жизнью, поэтому в этом смысле, конечно, это состояние противостоит тому, что нам пытаются показать со всех сторон. Сам образ рекламы, дикое самодовольство женщин, обладающих губной помадой, которая говорит: «Ведь я этого достойна». И видно, что это совсем другой тип личности. Митр. Иларион: То, что вы сказали, очень важно, потому что современному человеку всегда вот эта система рекламы внушает, что он хорош такой, какой он есть. То есть, тебе не о чем задумываться, тебе не в чем раскаиваться, потому что какой ты есть, такой ты и хорош.

http://pravmir.ru/kino-o-pokayanii-besed...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Преподобный Алексий Зосимовский января 1846 – †2 октября 1928 Прославлен Русской Православной Церковью в 2000 г. 105 . Память празднуется 19 сентября/2 октября Иеросхимонах Алексий, в миру Федор Алексеевич Соловьев, родился в Москве 17 января 1846 года в семье протоиерея Алексея Петровича Соловьева, настоятеля храма во имя преподобного Симеона Столпника, профессора Вифанской Духовной Семинарии. Начальной грамоте Федор обучался у будущего своего тестя диакона Павла Смирнова. С малых лет мальчик отличался серьезностью, уклонялся от веселого общества и мирских развлечений. У Федора был отличный голос и слух, он очень любил музыку и с малых лет пел в церковном хоре. Научившись играть на рояле, он исполнял церковные песнопения. Поститься он начал с самого раннего возраста, как себя помнил. По окончании Андрониевского духовного училища он поступил в Московскую Духовную Семинарию. Учеба давалась ему нелегко и отнимала почти все время. Свой день юноша начинал с главы Евангелия и Апостола и только затем приступал к занятиям. В 1866 году Федор Соловьев завершил семинарское образование по первому разряду вторым в списке выпускников. 12 февраля 1867 года он обвенчался с Анной Павловной Смирновой, через неделю состоялось его рукоположение во диакона в Чудовом монастыре епископом Игнатием. Святитель Московский митрополит Филарет назначил его служить в храм святителя Николая в Толмачах, о котором он имел особое попечение. Настоятелем этого храма в то время был протоиерей Василий Нечаев, будущий епископ Виссарион, который стал первым духовным наставником новорукоположенного диакона Феодора. 27 января 1872 года в семье отца Феодора случается большое горе – умирает его матушка Анна Павловна, и отец Феодор остается с маленьким сыном Мишей на руках и живет вместе с тещей и свояченицей. Для отца Феодора это был страшный удар. Когда отпевали Анну Павловну, у него не было сил служить. Он стоял у гроба, неотрывно смотрел на любимое лицо, и слезы катились по его щекам. Начиналась иная, одинокая жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010