Во всё время беседы публика не раз проявляла весьма сознательное отношение к её содержанию и это служит лучшей преградой от проникновения в её среду сектантских плевел. Описанная нами беседа была типичной миссионерской беседой и потому она, без сомнения, ввела воспитанников семинарии в курс миссионерского дела. Атмосфера миссионерских бесед здесь царила полностью. Духовенство г. Харькова с любовью посещает эти беседы, что вполне понятно: где идёт борьба Церкви с ересями, борьба публичная, – там действительно место усиленного бодрствования пастырей Церкви Христовой... Духовенство и православное население благословляют чуткого к духовным запросам и веяниям времени своего благостного владыку, архиепископа Арсения, за его заботы о благолепии церковных служб и св. деле миссии, которая ныне должна служить единственным оплотом Церкви в её борьбе с религиозными лжеучениями. Μ. Вестник „Миссионерского Обозрения“ Речь высокопреосвященного Антония, митрополита С-Петербургского, к рабочим Путиловского завода 249 //Миссионерское обозрение. 1905 г. 1–6. С. 392–393 „Боже, милостив буди нам грешным! Простите меня, возлюбленные братия христиане, что буду говорить с вами, как и все теперь, о постигшем нас в лукавые дни наши несчастии. Слишком больно отозвалось оно в сердцах наших, чтобы скоро можно было забыть его и не говорить о нём. Всех нас поразило оно и своей роковой неожиданностью, и своими невинными кровавыми жертвами. Среди обычно мирного течения нашей жизни оно разразилось над нами, как всегубительное вулканическое извержение, похоронившее под пеплом своим жизни многих людей. Как во дни Ноя люди ели, пили, женились и замуж выходили, пока не пришёл потоп, или как было во дни Лота, пока не пролился с неба дождь огненный и серный и не истребил всех ( Лк.17:26–29 ), так и над нами совершился внезапно праведный суд Божий. О, Господи долготерпеливый, буди милостив нам, грешным! Невольно все мы спрашиваем: за что же, за что так ужасно скончали дни своей жизни эти безвременно погибшие? За что? – Но что говорит Господь? Думаете ли вы, – говорит Он, – что те галилеяне, которых плоть смешал Пилат с жертвами их, были грешнее всех галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам; но, если не покаетесь, все так же погибнете ( Лк.13:1,2,3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Воистину Воскресе Христос! Пасхальное послание к духовенству и мирянам Ярославской епархии в 1982 году Христос Воскресе! Настал великий день Светлого Христова Воскресения. Мы радуемся этим двум словам «Христос Воскресе» и понимаем, что с ними и к нам приходит оживление, бодрость, жизнь. Мы понимаем, что вместе с жизнью Христа Спасителя и перед нашей жизнью снимается преграда смерти и открываются врата в Вечную Жизнь. Воскресший Христос всегда с нами: Он и на небе и на земле. (Вспомните церковную песнь: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцом и Духом».) Его жизнь сообщается нам, и мы еще здесь, на земле, проводя жизнь духовную, начинаем жить Вечной Жизнью. Но, чтобы это было истинно так, нам необходимо соблюсти заповеди Христовы. Только тогда Вечная Христова Жизнь будет с нами, только этим путем мы в действительности полюбим Христа. Он Сам нам сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» ( Ин.14:15 ). Мы знаем, в чем заключаются заповеди Христовы: надо любить Бога всем сердцем, всей душой, и всем разумом и надо любить ближнего своего, как самого себя ( Мф.22:37–40 ). Особенно подчеркивал Христос Спаситель необходимость для людей любить друг друга. Повторяя эту заповедь, Он усилил ее, назвав новой заповедью: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» ( Ин.13:34 ). Исполняющий эти заповеди входит в Вечную Божественную Жизнь еще здесь, на земле, как сказал Христос: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» ( Ин.14:23 ). Когда Бог делает нас Своей обителью, тогда и приходит к нам Вечная Жизнь, даруемая Воскресшим Христом, тогда начинается и для нас, еще на земле, Вечная Пасха. Воистину Воскресе Христос! Пасхальное послание к духовенству и мирянам Ярославской епархии в 1983 году Христос Воскресе! По Своей великой любви к людям и милосердию Своему Христос воскрес из мертвых. Впрочем, Он и должен был воскреснуть, потому что в Нем была Жизнь ( Ин.1:4 ), и не мог Он долго находиться во Гробе, но только столько, сколько было предсказано Священным Писанием.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

дорогие братья и сестры! Собравшись сегодня под сводами зала церковных соборов храма Христа Спасителя, мы готовы подвести итоги прошедшего «лета благости Божией», поделиться радостями, печалями и надеждами, обсудить предстоящие дела и события грядущего года. Сегодня Церковь града Москвы, собираясь вместе, являет образ единства во Христе. Первое экклесиологическое свойство, признак истинности Церкви — это ее изначальное и заповеданное единство, вера в единую Церковь Христову. Это основополагающая богословская истина христианства. Но эта вера не абстрактная, чисто умозрительная, отвлеченная доктрина. Это каждодневная церковная практика — действующая, добротворящая, проявляющаяся в делах любви и милосердия. Единство в вере и любви христиане призваны проявлять всюду, везде и во всем, в великом и малом. Единство в Церкви. Жизнь в современных условиях ставит перед человеком множество вопросов, требующих конкретного своевременного ответа. Все более актуальной ныне становится тема единства: единства в семье, единства в обществе, единства в Церкви. И этот вопрос отнюдь не праздный. Господь наш Иисус Христос накануне крестных страданий молился об апостолах: «Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Ин. 17:11). Таким образом, единство среди верующих ставится Господом во главу угла евангельской проповеди, являясь земной проекцией внутреннего единства Лиц Святой Троицы. И вся история Церкви — это путь поиска и сохранения драгоценного дара единства. Единству церковному грозят искушения самых разных разделений, в том числе и по национальному признаку, или под предлогом «борьбы за истину» в общецерковном масштабе. Будучи абсолютно чуждыми церковному сознанию, такие течения легко находят себе последователей в социальной среде, по сути далекой от Православия. Эти явления требуют особого пастырского внимания и терпеливой работы с людьми. Теперь пойдут конкретные разделы. Я хочу, чтобы не воспринималось это как относящееся только к духовенству города Москвы. Это относится и к духовенству и верующим Подмосковья, и думаю, что и ко всем епархиям Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/510861.htm...

И напоследок хочется сказать одно: мы сами пилим сук, на котором сидим. Ведь, повторюсь, подобная «ангельская пыль», этот духовный героин распространяется не из-под полы в подворотнях, а привозится регулярно на наш епархиальный склад. Священники и миряне берут эти книги, доверяя «официальности» покупки, а потом бывает уже поздно... Хотя бы этот вопрос надо священникам контролировать: проверять каждую книгу, которая попадает в приходскую лавку или библиотеку. Может, тогда духовная наркоторговля вернётся к своему нелегальному, преступному статусу. P.S. Книгу о Славочке я конфисковал у одной его почитательницы, за что мне чуть не выцарапали глаза и обозвали «волком в овечьей шкуре». Значит, согласно батюшке Геннадию Емельянову, это «прямой признак» богоугодности данной критической статьи?.. Священник Алексий Плужников , настоятель Петропавловского прихода г. Волгограда Приложение : Обращение митрополита Челябинского и Златоустовского Иова к духовенству и верующим Челябинской епархии в связи с распространением ложного культа почитания «отрока Вячеслава Чебаркульского » «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире... Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога: знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения». (1 Ин. 4: 1,5-6) Возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие братья и сестры! С немалой обеспокоенностью и искренней архипастырской заботой о вашем спасении, как тот, кому от Господа вручено попечение о пастве Челябинской епархии, обращаюсь я к духовенству и мирянам со словом увещевания и предупреждения в связи с распространением ложного почитания «отрока Вячеслава Чебаркульского». В наши дни, когда Русская Православная Церковь переживает небывалое возрождение, когда наше общество обретает дорогу к вековым ценностям Православия, восстанавливаются храмы, монастыри, духовные школы, обильно возрастает нива духовного просвещения, прославляются имена истинных подвижников благочестия, христианское сердце не может не радоваться.

http://ruskline.ru/analitika/2008/01/23/...

Итак, взят от Земли и земной «Держай», т. е. Царь-Помазанник, удерживавший «отступление». После отступления Ангела Российской Церкви от Имени Божия ( Откр. 13:6–7 ) и после взятия от Земли земного «удерживающего» налицо явилось полное отступление от искупившего мир Владыки Господа нашего Иисуса Христа: (хула на Имя – Слово Божие) и тайное отступление духовенства («тайна беззакония» – ибо кто из имяборческого духовенства может вообразить, что, приняв имяборчество Синода, он отступил от Бога?), и явное отступление народа в безбожие... Имяборчество – исполнение Апокалипсиса 1913-й год для России стал роковым. Сравним с ним Откр. 19:13 , где сказано: «Имя Ему – Слово Божие»; (не правда ли, знаменательное совпадение цифр: апокалиптического предзнаменования, и даты его исполнения?!). Это то Слово, которое было в начале у Бога ( Ин. 1:1 ) и которое стало плотию ( Ин. 1:12 ). Это Имя – СЛОВО – Иисус, которое было похулено Ангелом Церкви Российской, послужило испытанием Вселенной. Почему Вселенной? А потому, что два Вселенских Патриарха Константинопольских в 1912–1913 гг. поддержали имяборческое учение Российского Синода об Имени Господнем и осудили православное почитание имяславцами Имени Божия. Святейший Иерусалимский Патриарх Дамиан отверг имяборчество и поддержал имяславие, о чём имеется архивный рукописный документ 1172 . С 1913 по 1917 годы дана была от Бога возможность и Ангелу Церкви Российской, и Ангелу Церкви Константинопольской, т. е. и Святейшему Синоду, и греческому Патриарху Константинопольскому, покаяться: «И Ангелу (...) Церкви напиши: вспомни, что ты принял и слышал (т. е. в Таинстве крещения принял Благодать Святаго Духа, подтверждением чего служат произносимые священником слова: Крестился еси, просветился еси, омылся еси, оправдался еси. Именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего ( 1Кор. 6:11 ), храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя... «Ты носишь имя, будто жив (т. е. оживотворён, облагодатствован в крещении Именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего), но ты мёртв». «Впрочем, у тебя... есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны» (т. е. не потеряли Благодать Святого Крещения похудением Имени Господня. Белые одежды, одеваемые на крещаемых символизируют именно Благодать крещения. Благодать Святаго Духа). «Побеждающий (не преклонивший своей главы перед богохульными Грамотами Российского Синода и Конст. Патриарха, в которых похулено Имя Божие), облечётся в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его» 1173 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Подготовка к Причастию: канонические нормы и практика Поместных Православных Церквей Доклад протоиерея Димитрия Карпенко на XX съезде духовенства Белгородской и Старооскольской епархии. 5 января, 2012 Доклад протоиерея Димитрия Карпенко на XX съезде духовенства Белгородской и Старооскольской епархии. Из этой статьи Вы узнаете, как происходит подготовка к Причастию со стороны священников: канонические нормы и практика Поместных Православных Церквей. Подготовка к причастию Ваше Высокопреосвященство! Всечестные отцы, братья и сестры! если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 53-54) Евангельская заповедь, данная нам Христом Спасителем о необходимости вкушения Его Тела и Крови, является тем основанием, на котором созиждется Церковь. Для православного христианина это утверждение представляется настолько очевидным, что, казалось бы, оно не требует какого-то специального доказательства, ведь действительно, без таинства причащения невозможна истинная духовная жизнь. В то же время, в церковной среде до сих пор нет однозначного мнения по поводу того, как часто следует верующему православному народу приступать к таинству причастия и какова должна быть подготовка к этому таинству. Для начала хотелось бы привести несколько цитат: Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного (9 Апостольское правило). По объяснению крупнейшего толкователя канонов патриарха Феодора Вальсамона «определение настоящего правила весьма строго. Ибо отлучает бывающих в церкви, но не остающихся до конца и не причащающихся. И другие правила (80 правило VI Вселенского Собора, и 11 правило Сардикийского Собора) подобным образом определяют, чтобы все были готовы и достойны причащения, и подвергают отлучению не причащающихся в три воскресных дня».

http://pravmir.ru/podgotovka-k-prichasti...

Поздравляю вас, дорогие отцы, братья и сестры, с праздником Рождества Христовым и Новым годом! Рождественское послание к духовенству и мирянам Ярославской епархии 7 января (25 декабря) 1981 года Великие действия Божии совершаются часто так тихо, что не все, а только избранные их замечают. Еще святому Пророку Илии был голос Божий, сказавший ему: «Выйди (из пещеры) и стань на горе пред лицом Господним. И вот… большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы… но не в ветре Господь. После ветра землетрясение; но не в землетрясении Господь. После землетрясения огонь, но не в огне Господь. После огня веяние тихого ветра…» ( 3 Цар.19:11–12 ). И там Господь. Это значит, что Господь любит тишину. Поэтому Рождество Христово произошло в тишине, ночью, при свете звезд и той особой звезды, которую называют Вифлеемской звездой. Только старец Иосиф был при Пресвятой Деве Марии, когда она родила Христа. Только вол и осёл стояли перед теми яслями, в которых лежал Спаситель. И они, несомненно, чувствовали святость того, что происходит, по словам Пророка Исаии: «вол знает владетеля своего, и осёл – ясли господина своего», и стояли здесь не только для того, чтобы быть у своего Господина, ни и для того, чтобы показать, что они знают Его, тогда как развратившийся израильский народ не знал Его, по словам того же Пророка: «Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» ( Ис.1:3 ). Потом пришли некоторые избранники. От израильского народа это были бесхитростные пастухи, от других народов – ученые волхвы. Христос, придя в мир, показал Себя кротким и смиренным сердцем ( Мф.11:29 ), таким, что Он «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» ( Мф.12:20 ). Будем же и мы кротки, постараемся, чтобы вокруг не все было мирно, и благодать Божия всегда будет с нами. Пусть этот праздник будет для нас радостным, а Новый год счастливым! Рождественское послание к духовенству и мирянам Ярославской епархии 7 января (25 декабря) 1982 года Каждое действие Божие направлено к тому, чтобы принести людям радость. Так и в событии Рождества Христова. Благовествую о нем, Ангел сказал: «… не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям». ( Лк.2:10 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Самый интересный вопрос: почему так получилось, что безбрачие стало фактически обязательным на уровне епископата в Православной Церкви, тогда как сам апостол Павел говорил, что епископ должен быть женат? Я думаю, причин здесь должно быть несколько. Во-первых, высокий авторитет монашеского и безбрачного духовенства, который был выше, чем у духовенства, состоящего в браке. Во-вторых, это авторитет самого монашества, то есть если избирали на епископское служение, то избирали самых авторитетных пастырей, которые находились как раз в монашеской среде. В-третьих, здесь есть еще и интерес, связанный с защитой Церкви от возможного посягательства на ее имущество. Что я имею ввиду? Представьте себе, допустим, что епископ — это женатый человек, у него жена и пятеро сыновей. Наверное, ему захочется своих пятерых сыновей поставить на ключевые точки в епархии, на самые богатые приходы, сделать их настоятелями этих храмов, может быть, и жена будет играть какую-то особую роль во всей этой структуре. Представьте себе, во что может превратиться епархия. То есть, если у человека помимо собственно служения, которое должно занимать все его мысли и чувства, есть еще разного рода семейные интересы, то эти интересы могут переплетаться и привести к большому кризису в епархии. Вот почему Православная Церковь на достаточно раннем этапе стала отдавать предпочтение безбрачному духовенству для избрания в епископы, а впоследствии не позднее X века сделало безбрачие обязательным условием для принятия епископского сана. Вопрос: Ваше Высокопреосвященство, как понимать учение о конце света? Что это такое и как будет происходить? Митрополит Иларион: Об этом достаточно подробно говорил Сам Господь Иисус Христос. В Евангелии от Матфея целая глава посвящена изложению того, что Он говорил о конце света. Он говорил, что концу человеческой истории будут предшествовать разные бедствия. «Восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам» (Мф. 24:7); «Во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12). Но Господь также предсказывал, что Он явится Сам для того, чтобы судить всех людей, но явится не так, как в первый раз — в смиренном человеческом облике, а явится во славе: Его будут сопровождать ангелы Божии и Он поставит одних людей по правую сторону, а других по левую. По правую сторону встанут те, которые исполняли Его заповеди, делали добро людям: накормили голодного, одели нагого, посетили находящегося в темнице. А тех, которые не совершали добро, Господь поставит по левую руку, потому что, как Он сказал, то добро, которое мы делаем или не делаем по отношению к конкретному человеку, мы делаем или не делаем по отношению к Самому Богу.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5748391...

Среди православного духовенства есть немало служителей истинно благочестивых, ревностных и благодатных; есть и такие, кто несвободен от тех или других недостатков, но кто, кроме Бога, совершенно свободен от них? Апостол Павел, перечисляя качества истинного пастыря, указывает идеал, к которому должен стремиться каждый пастырь. Господь сказал: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф.5:48 ). А у апостола Петра читаем: «по примеру призвавшего вас Святого и сами будьте святы во всех поступках» ( 1Пет.1:15 ). Но значит ли это, что по своей жизни люди могут быть совершенны, как Бог , святы во всех своих поступках, как Спаситель? Недостатки духовенства, на которые указывают протестанты, относятся к их частной, личной жизни, в деле же пастырского, служения важно учение, которое проповедует пастырь, те благодатные дары, которые подаются через него в святых Таинствах, независимо от его личных качеств. И худые по своему внешнему поведению пастыри Православной Церкви несут на себе благодать священства «в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» ( 2Кор.4:7 ), так как сила Божия совершается в немощи ( 2Кор.12:9 ). Иисус Христос велел повиноваться даже книжникам и фарисеям, когда они возвещали требования закона Моисеева, хотя сами и не исполняли их: «все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте...» ( Мф.23:2–3 ). Апостол Павел с уважением отнесся к Анании, приказавшему бить его, когда узнал, что он первосвященник ( Деян.23:2–5 ). Иуда был не только предатель, но и вор, Сам Спаситель назвал его сыном погибели ( Ин.17:12 ) и даже диаволом ( Ин.6:70 ), однако и он был сопричтен к апостолам и «получил жребий служения сего» ( Деян.1:17 ), т.е. право учить, врачевать болезни и совершать чудеса ( Мф.10:1; 6:8 ). Вместе с другими апостолами и ему сказал Христос: «если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя их дома или из города того оттрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому» ( Мф.10:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Что же касается Православных священников, то им, как служителям истинной церкви Божией, такие облачения вполне приличествуют. Молокане правду говорят, утверждая, что у ветхозаветных священников были священные одеяния, которые они употребляли при богослужениях. «Вот одежды, которые должны они сделать: наперсник, ефод, верхняя риза, хитон стяжной, кидар и пояс. Пусть сделают священные одежды Аарону, брату твоему, и сынам его, чтобы он был священником Мне» ( Исх. 28:4 ). Такое повеление дал Моисею Сам Бог. Значит, Самому Богу угодно, чтобы богослужение совершали священники в священных облачениях. Молокане должны этому верить, если правду они говорят, что они верят Св. Писанию. Ефод – это короткая одежда, какою у нас является саккос: верхнюю ризу носил Сам Христос и Апостолы: против этого ничего не должны бы сказать сектанты, если бы они были знакомы со священной археологией: хиттон – длинная нижняя одежда: хитон носил и Христос ( Ин. 19:23 ). Христос и Апостолы часто присутствовали в Иерусалимском храме при богослужениях, которые были совершаемы священниками, одетыми в эти облачения: однако же, Христос, изгнавший из храма торгующих, не осудил священников за их одежды. У апостола Павла была фелонь (риза священническая) ( 2Тим. 4:13 ). Апостол Иоанн, тайнозревший славу Христовой Церкви, говорит, что он видел посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облаченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом» ( Откр. 1:13 ); а «подиром» называли длинную одежду иудейских первосвященников, вроде нашего подризника. В рукописном изложении своего вероисповедания молокане осуждают даже и обычные одежды православного духовенства – подрясник и рясу, причем, приводят слова Спасителя: «остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах... расширяют хранилища свои и увеличивают воскрылия одежд своих» ( Мк. 12:38 ; Мф. 23:5 ). В ответ на это возражение нужно сказать следующее: домашние одежды духовенства, сами по себе, существенного значения не имеют, будучи только форменным платьем, усвоенным духовному званию.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010