Н. Руновский Церковно-гражданские законоположения относительно православного духовенства в царствование императора Александра II Источник К читателю Предлагаемое мною вниманию читателя исследование имеет своим предметом обозрение церковно-гражданских постановлений, изданных правительством Александра II с целью улучшения быта православного духовенства. В состав его войдут законоположения, относящиеся исключительно к положению приходского духовенства. На этом основании в нем совсем опущен вопрос о реформе духовно-учебных заведений, так как она касается воспитания и обучения детей духовенства и прямого отношения к положению самого духовенства не имеет. Старый и сложный вопрос о положении духовенства, издавна занимавший и волновавший общественное мнение, достаточно разработан в исторической науке, начиная с древнейших времен истории и кончая прошлым столетием. Довольно указать на капитальное исследование об этом Π. В. Знаменского: «Приходское духовенство в России со времени реформы Петра». Нельзя этого сказать о царствовании императора Александра II. История законодательных работ, относящихся к положению духовенства за это время ни в целом, ни в частях (за исключением вопроса об отношении духовенства к народному образованию, (соч. Ф. В. Благовидова )) не была еще предметом специального научного исследования. Она представляет до крайности многосложный и разнообразный сырой материал, разбросанный в памятниках церковного и гражданского законодательства, в подлинных документах, хранящихся в синодальном архиве, в статьях, заметках и корреспонденциях, появлявшихся в свое время в разных периодических изданиях духовной и светской прессы. Думаем, что труд, посвященный специальному исследованию означенного материала, не будет излишним в исторической литературе уже по тому одному, что мероприятия царствования императора Александра II в отношении к духовенству оставили свой неизгладимый след в русской церковно-исторической жизни. Введение. Общий очерк состояния приходского духовенства в России ко времени царствования Императора Александра II

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.В. Шадрина Глава 3. Материальное положение донского духовенства 1. Проблема материального обеспечения духовенства Российской империи во второй половине XIX – начале ХХ века Процесс инкорпорации духовного сословия в государственный механизм и связанная с этим процессом попытка государства повысить статус духовенства Русской Православной Церкви как составной части «образа самодержавия» 409 с необычайной остротой поставили вопрос о его материальном благополучии. Именно этот вопрос стал одним из самых дискутируемых в периодической печати на протяжении второй половины XIX – начала XX в. 410 До момента обращения пристального внимания государственной власти на уровень жизни священно- и церковнослужителей их доходы складывались главным образом из добровольных пожертвований за исполнение таинств и треб, доходов от отведенных причтам земельных угодий и процентов с причтовых капиталов. Во время правления императора Николая I, когда Церковь выдвинулась на первый план в официальной идеологии 411 , материальное обеспечение духовенства было признано «одною из величайших и неотложнейших задач времени» 412 . Если до 1830-х гг. обязанность содержания духовенства была и нравственной, и юридической аксиомой для прихожан 413 , то во второй половине XIX в. было заявлено не только о недостаточности перечисленных видов доходов духовенства, но и об унизительности для священнослужителей получать деньги за «исполнение духовных треб» 414 . Проблему бедности духовенства, и, как следствие, низкого социального статуса, император пытался решить путем обеспечения священно- и церковнослужителей определенными «штатными» окладами казенного жалованья (что повлекло за собой введение в 1842 г. штатов). С 6 декабря 1829 г. по повелению императора в распоряжение Св. Синода ежегодно перечислялось 500 000 руб. на жалованье духовенству наиболее бедных причтов. В 1842 г. сумма была уменьшена до 415 000 руб., а в 1843 г. увеличена до 1 000 000 руб. В 1844 и 1845 гг. на содержание духовенства из государственной казны отчислялось по 250 000 руб., с 1846 по 1860 г. включительно (за исключением 1858 г.) – по 100 000 руб. Эти суммы распределялись прежде всего на содержание духовенства западных епархий, а потом и остальных окраин России и Сибири 415 . В 1861 г. из казны на содержание 17 063 причтов поступило 3,6 млн. руб. серебром, притом что всего в России насчитывалось 598 соборов, 37 381 церковь , 12 186 часовен и молитвенных домов, а значит, дотации получало менее половины причтов (в среднем до 210 руб. в год) 416 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Содержание Отзывы об исторических заслугах духовенства Духовенству мы обязаны отечественным летописцам Духовенство надзирало над всеми благотворительными заведения Совет духовных князю Владимиру Рассмотрение духовного поучения русским Венценосцам Влияние Церкви на устроение гражданского порядка в русской стране Первосвятители и чудотворцы Всероссийские Петр, Алексий, Иона и Филипп и игумен Радонежский Сергий в их заслугах на пользу Русского государства Участие духовных лиц в знаменитой Куликовской битве Непосредственное участие духовенства в сохранении веры и отечества во время междуцарствия     Заслуги нашего православного духовенства пред Престолом и Отечеством весьма разнообразны и настолько велики, что повествования о них составляют самые выдающиеся, самые светлые страницы истории русского народа. Наиболее славные исследователи и знатоки прошедших судеб русского народа высоко ценят заслуги нашего духовенства и делают о них самые лестные отзывы. По этим отзывам, духовенство наше сослужило в исторической жизни нашего отечества такую великую службу, оказало ему такие благодеяния, которых нельзя даже измерить и оценить по достоинству. Без чадолюбивой матери русского народа – св. православной Церкви, без ее служителей – пастырей духовных, быть может, давно уже и не существовало бы русского государства. Долг справедливости и чувство благодарности обязывают нас знать и помнить исторические заслуги нашего духовенства. В настоящей книжке мы имеем в виду сначала ознакомить читателей с теми отзывами, которые выдающиеся люди делают о заслугах нашего православного духовенства пред Престолом и Отечеством, а потом представить в отдельности примеры особенных, исключительных подвигов добродетели и славы русского православного духовенства. Издатель Отзывы об исторических заслугах духовенства «От крещения в купели русского Иордана, в струях Днепра, в течение девяти веков и до сего дня русский народ, – по словам одного просвещенного, горячо любящего свое отечество мужа, – смотрел с полною верою и искренним убеждением на свою православную Церковь , как на чадолюбивую, одаренную свыше могучими, непреодоленными силами мать, как на верную руководительницу и самую сильную помощницу на всех путях его жизни... Вся наша история подтверждает, что православная Церковь , в лице ее служителей, была для русского народа и царства зиждительною силою, щитом и ограждением: что ей и самодержавию, охраняемому Церковию, учением Евангелия, обязан русский народ тем, что он возрос и возмужал в мировую семью в одно из могущественных царств в мире» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Preobrazh...

VI. Учреждение особого присутствия для дел православного духовенства Дружное желание нашего общества внести необходимые улучшения в быте и строе православного духовенства, а также оживление в церковно-приходскую деятельность, побудило высшее правительство обратить серьезное внимание на эти важные общественные задачи. В 1861 году министр внутренних дел И. А. Валуев, представляя Государю в Ливадии выписки из конфиденциального отношения киевского генерал-губернатора о положении православного духовенства и русской народности в юго-западном крае и полагая, что состояние всего православного духовенства в империи требует преобразований и улучшений, предложил ряд мер к возвышению духовного сословия 107 . Эти меры должны были состоять: в наделении сельского духовенства землею, в предоставлении некоторых прав и преимуществ детям духовенства, окончившим курс в семинариях и академиях, и в ведении епископов в государственный совет. По воле Государя проект этот дозволено было сообщить только небольшому кружку лиц, а именно: обер-прокурору Св. Синода графу А. П. Толстому, митрополитам Исидору и Филарету и протопресвитеру Бажанову, а затем рассмотреть в особом комитет под председательством великого князя Константина Николаевича. Обер-прокурор Св. Синода граф А. П. Толстой находил неудачным проект о допущении епископов в государственный совет: предполагая, что этот совет, пользуясь присутствием епископов, будет решать дела подлежащие ведению Синода, и таким образом светское управление еще более прострет свою власть над церковью. Митрополит Филарет отнесся также отрицательно к предположению о введении епископов в государственный совет, в видах могущего произойти вследствие сего уменьшения значения Св. Синода и отвлечения епископов из их епархий. При этом митрополит Филарет указал, что еще на основании петровских законов в экстренных случаях возможны совместные конференции Синода и государственного совета, без нарушения независимости и целости каждого их них 108 . В заключении своего мнения митрополит Филарет высказал следующее суждение: «может быть не столько нужно то, чтобы епископ заседал в правительственном собрании вельмож, сколько то, чтоб вельможи и благородные мужи чаще и усерднее, вместе с епископом, окружали алтарь Господень, украшая тем церковь и ее праздники, утешая своим общением и поощряя епископа, и подавали назидательный пример народу, который довольно прилежно окружает епископа в праздники церковные» 109 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

сост. М.А. Бабкин IV. Приветственные телеграммы съездов духовенства и мирян представителям новой государственной власти и Св. Синоду Установление той или иной формы правления не дело Церкви, а самого народа. Церковь не связывает себя ни с каким определенным образом правления, ибо таковое имеет лишь относительное историческое значение. Тихон (Белавин), патриарх Московский и всея России (Из послания патриарха Тихона к православному клиру и мирянам «О невмешательстве в политическую борьбу» (25 сентября (8 октября) 1919г.). Акты святейшего Тихона... С. 164) 4.1. Телеграммы епархиальных и викариатских съездов духовенства и мирян 364. Телеграмма первенствующему члену Св. синода митрополиту Киевскому Владимиру (Богоявленскому) и обер-прокурору Св. синода В.Н. Львову духовенства Киевской епархии 656 7 марта 1917 г. Духовенство г[орода] Киева просит ваше высокопреосвященство и г. обер-прокурора Св[ятейшего] синода засвидетельствовать его глубокую верность, искреннюю благодарность и молитвенные благопожелания комитету государственной Думы и Временному правительству, даровавшим свободу дорогой родине, несущей с собой победу над внешним врагом и освобождение церкви, и настоятельно взывает к скорому созыву [Поместного] собора, который одновременно с Учредительным собранием, имеющим выразить волю народа в избрании формы государственного управления, выработает основы внутреннего свободного строя Русской православной церкви. Киевлянин. Киев, 1917. 68. С. 1. 365. Телеграмма председателю Государственной думы М.В. Родзянко и председателю Совета министров князю Г.Е. Львову 657 Ставропольского губернского съезда духовенства 17 марта 1917 г. Съезд духовенства Ставропольской губернии, переживая со всей великой Россией радость обновления строя государственной жизни на началах свободы, выражает полную готовность подчиниться Временному правительству, всеми силами содействуя ему в устроении государственной жизни, и желает видеть в нем единую верховную власть, свободную от воздействия на него какой-либо партийной организации. Призывая Божие благословение на труды Верховного Правительства, съезд надеется видеть в нем доброжелательное и заботливое отношение к нуждам православной Церкви и духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Греческая идентичность: споры в год юбилеев Канун и начало Великого поста были отмечены в греческой прессе новым витком дискуссий об участии греческого духовенства в политике. Может ли духовенство высказываться по политическим вопросам, не превращаясь при этом невольно в сторонника какой-либо партии? 14 марта, 2011 Канун и начало Великого поста были отмечены в греческой прессе новым витком дискуссий об участии греческого духовенства в политике. Может ли духовенство высказываться по политическим вопросам, не превращаясь при этом невольно в сторонника какой-либо партии? Канун и начало Великого поста были отмечены в греческой прессе новым витком дискуссий об участии греческого духовенства в политике. На этот раз спор не ограничился вопросом о возможном влиянии высшего духовенства на решения правительства, а затронул более важную проблему: размежевание греческого общества, поляризацию мнений и рост влияния партий. Может ли духовенство высказываться по политическим вопросам, не превращаясь при этом невольно в сторонника какой-либо партии? Важным поводом для дискуссий стало окружное послание Синода Элладской Православной Церкви в канун 190-летнего юбилея греческой революции: общегреческое восстание против османского владычества началось на Благовещение 1821 г. Пресса сразу обратила внимание на полемический характер этого документа, прославляющего героическое прошлое страны, христианскую веру восставших и готовность их к мученичеству. Так, газета «То вима» отмечает , что одной из важнейших тем послания стало «движение новейшего атеизма», который стремится преуменьшить историческую роль Церкви в революционно-освободительной борьбе. Новейший атеизм, по утверждению авторов послания, весьма опасен как фальсификация исторических событий и подрыв «греко-православной идентичности народа». Таким отрицательным примером стал для Синода документальный сериал, показанный по греческому телеканалу Sky и вызвавший протесты духовенства. По мнению Синода, само появление таких телепередач, в которых Церковь изображается равнодушной к социальным проблемам народа, свидетельствует о недостаточной работе духовенства — обязанностью священнослужителей должно стать регулярное извещение паствы (в духовных словах и приходской прессе) о том, что происходит в церковной, общественной, национальной жизни, и какими путями идёт греческое образование. Такие альтернативные каналы информации могут помочь решить современные проблемы Греции в обход партийной пропаганды, с постоянной оглядкой на героическую сплочённость народа в 1821 г.

http://pravmir.ru/grecheskaya-identichno...

сост. М.А. Бабкин II. Резолюции по политическим вопросам съездов православного духовенства и мирян (март-июль 1917г.) Долг Церкви – познать волю Божию, а она раскрывается в соборном согласии епископата, клира и народа Божия, то есть всей Полноты Церковной Алексий II (Ридигер), патриарх Московский и всея Руси (Из телеобращения патриарха Московского и всея Руси Алексия II 14 июля 1998 г. ЖМП. М., 1998. 9. С. 5). 2.1. Постановления епархиальных съездов духовенства и мирян 162. Из резолюций Чрезвычайного съезда духовенства Ставропольской губернии 330 17 марта 1917 г. П. 12. Обсуждение мер к общем у воодушевлению, объединению народа в борьбе с врагом и в деле продовольствия 331 : Помимо распространения в самых широких размерах соответствующих воззваний правительства и самого духовенства, считать нравственным долгом, непременной и святой обязанностью каждого члена причта при всяком удобном случае путем личных бесед внушать прихожанам необходимость борьбы со врагом до победного конца, в простых и ясных примерах показывая ужасные последствия поражения вплоть до лишения завоеванных народом свобод; поддерживать в народе словом и примером бодрость духа – вернейший залог победы; опровергать всякие ложные и неправдоподобные слухи о ходе военных действий; призывать отцов, матерей и жен воинов к тому, чтобы они и в письмах своих в армию умоляли своих дорогих заступников постоять против врага до полной победы над ним... Ставропольские епарх. ведомости. Ставрополь, 1917. 1314. Отдел неофиц. С. 408409. П. 14. Об отношении духовенства к текущим событиям: По телеграфу поставить в известность г[осподи]на председателя [Совета] министров о том, что духовенство епархии, признавая новый государственный строй и всецело подчиняясь Временному Правительству, приложит все силы к водворению в народе новых начал государственной жизни и надеется, что при единстве твердой правительственной власти отношение последней к церкви и духовенству будет благожелательным. 332 Ставропольские епарх. ведомости. Ставрополь, 1917. 1314. Отдел неофиц. С. 409; Курские епарх. ведомости. Курск, 1917. 1415. Часть неофиц. С. 148149.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ЖМП 12 декабрь 2011 /  5 января 2012 г. 19:10 Материальное обеспечение православного приходского духовенства в Российской империи Со времён петровских преобразований Православная Церковь включена в государственный аппарат Российской Империи; власть стремится использовать духовенство на местах как проводника государственной политики. Прекращение практики избрания причта приводит к разрыву личных связей между прихожанами и духовенством и ставит перед государством вопрос о необходимости материальной поддержки духовенства. Особо остро вопрос обеспечения касался сельских приходов, в городах и монастырях духовенство было традиционно более обеспечено. Традиционные способы материального обеспечения православного приходского духовенства К числу традиционных способов материальной поддержки духовенства следует отнести наделение его землей, плату за выполнение треб, узаконенную ругу в некоторых областях или сбор добровольных приношений с прихожан (1) . а) Земля Основным источником дохода и пропитания для населения России была земля. Если монастыри получали значительные земельные пожертвования и владели крупной недвижимостью, то приходское белое духовенство традиционно в России по уровню своего благосостояния сближалось с окружающим его населением: в городе было более обеспечено, в селе — менее. Характерно, что, в отличие от Западной Европы и Речи Посполитой, на Руси практика пожертвования недвижимости приходским церквам не была распространена: все пожертвования и вклады делались в монастыри, поэтому приходские причты не обладали независимым источником дохода. Вторым фактором, не способствовавшим накоплению капитала и недвижимости на приходах, был тот факт, что русское приходское духовенство было традиционно женатым и многодетным, что порождало проблемы обеспечения семьи, раздела имущества, наследования прихода. Однако в России до XVIII века вопрос обеспечения приходского духовенства решался самими прихожанами: они выбирали причт, они же несли ответственность за их обеспечение (2) . В некоторых регионах практика выборности причта и заключения с ними договоров о содержании сохранялась до конца XVIII века.

http://e-vestnik.ru/docs/materialnoe_obe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сталин как неизбежность Размышления на тему «Сталин и Церковь» 23.09.2023 3104 Время на чтение 15 минут Фото: РНЛ Сложность проблемы. Тема «Сталин и Церковь» очень сложна для изучения и для понимания, поскольку, во-первых, она касается очень болезненной для Церкви проблемы репрессий против духовенства в 30-е годы ХХ века, а во-вторых, есть серьёзные проблемы с источниковой базой и методологией. Не секрет, что в среде священства и епископата Русской Православной Церкви распространено негативное отношение к И.В. Сталину, многие считают его виновником гонений против духовенства и православных верующих. Несколько лет назад фреска Парада Победы, на которой был изображён плакат со Сталиным на стене главного военного храма страны, вызвала такой всплеск эмоций и дебатов, что её пришлось удалить. А совсем недавно освящение священнослужителями памятника Сталину на территории завода в Великих Луках вызвало шквал публикаций, в которых церковные либералы и антисталинисты прямо требовали расправы над священниками, хотя памятник установлен на частной территории. Причём, негативно относятся к Сталину не только пожилые священнослужители, жившие в ту эпоху, или те, чьи предки стали жертвами репрессий, но и молодая поросль духовенства, поскольку так преподают в наших семинариях и академиях. Редко можно встретить представителя духовенства, который даже не положительно, а, по крайней мере, нейтрально относился бы к фигуре Сталина. Причина такого негативного отношения понятна – пик репрессий в отношении духовенства и епископата Русской Церкви пришёлся на 1937-1938 гг., когда Сталин был во главе страны. Достаточно заглянуть в церковный календарь, чтобы увидеть, что чуть ли не каждый день Церковь вспоминает новомучеников и исповедников Российских, большинство из которых завершили свой земной путь в 1937-1938 гг. Поэтому в сознании многих представителей духовенства гонения против Церкви прочно увязаны с именем Сталина. А в церковной исторической науке, которая должна была бы тему объективно осмыслить, доминируют те, кто изначально негативно относится к Сталину.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/23/st...

Состоялся юбилейный концерт хора духовенства Санкт-Петербургской митрополии 16 декабря 2021 г. 11:17 10 декабря 2021 года в Синем зале Санкт-Петербургского епархиального управления состоялся концерт, посвященный 50-летию основания хора духовенства Санкт-Петербургской митрополии . На мероприятии присутствовали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий и губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов. Хор духовенства исполнил песнопение «О, преславнаго чудесе», которое участники хора считают своим гимном. «Хор создавался в 1970-е годы, это было непростое время для Церкви: всеми церковными делали ведали уполномоченные, которые запрещали все, что только могли, — напомнил градоначальник. — Создание хора, исполняющего духовные песнопения, в те годы казалось немыслимым. Но нашей митрополии повезло: главой ее тогда был владыка Никодим , он сумел добиться, чтобы хор был создан. Хор пел не только за богослужениями, он выступал на сцене Кировского, ныне Мариинского театра, на других концертных площадках. После кончины владыки хор перестал существовать, а возродился только при владыке Алексии, будущем Патриархе Алексии II . В 1988 году, когда праздновалось тысячелетие Крещения Руси, хор принял участие в юбилейных мероприятиях. Сейчас хор духовенства известен не только в нашей стране, но и в мировом музыкальном сообществе. Важная часть его деятельности — он проводит благотворительные концерты, помогает детям с тяжелыми заболеваниями». Губернатор поздравил художественного руководителя и регента хора Юрия Герасимова с днем рождения, ему было спето многолетие. Хору духовенства и лично Юрию Герасимову вручены благодарственные грамоты губернатора. Митрополит Варсонофий обратился к участникам хора с приветствием: «Участники хора совмещают священническое служение с концертной деятельностью, — сказал архипастырь. — Сколько существует Православная Церковь, столько существует в ней пение. После трагических событий ХХ века в нашей стране традиция практически сошла на нет, после войны пришлось возрождать церковное пение хотя бы в больших городах.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010