Правильнее: 1236 г. (Бережков Н. Г. Хронология. С. 270). На недавно обнаруженной печати Ростовского еп. Леонта, современника первого Новгородского архиеп. Ильи (Иоанна), он титулуется также архиепископом: Янин В. Л. Моливдовул Ростовского архиепископа Леонтия//Вспомогательные исторические дисциплины. 1994. Т. 25. С. 5–18. Правильнее: 1184 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 391; Бережков Н. Г. Хронология. С. 82). Речь идет, надо думать, о монастыре св. Петра в Ростове, так как Пахомий был духовником Константина Всеволодовича, тогда еще князя ростовского (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 438). Правильнее: 1214 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 438). Говоря о «князьях литовско-новгородских», автор имеет в виду, разумеется, не Новгород Великий, а Новогородок Литовский (Новогрудок) в верховьях Немана, который уже в сер. XIII в., когда он появляется на страницах летописей (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 816), выступает как находящийся в сфере влияния Литвы. Приводимая митр. Макарием генеалогия и хронология литовских князей Новогрудка — позднейшего происхождения и не заслуживает доверия. «Архимандрит печерьский игумен» Поликарп встречал вместе с митрополитом в Киеве кн. Романа Ростиславича, вокняжение которого ошибочно помещено в Ипатьевской летописи под 1174 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 568); правильная дата — 1171 г. (Бережков Н. Г. Хронология. С. 188–189). В связи с чем печерский игумен возводится в сан архимандрита? А. Поппэ (Митрополиты Киевские. С. 199–200) видит в титуле архимандрита патриаршее пожалование, которое доставил новый Киевский митр. Михаил летом 1171 г. Согласно другому мнению, учреждение архимандритии в Печерском монастыре явилось инициативой княжеской власти (Щапов Я. Н. Государство и Церковь. С. 159–160). Митрополит «запретил бе» Поликарпа (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 354), что вовсе не означает заточения, а всего лишь отрешение от богослужения (Поппэ А. Митрополиты Киевские. С. 199. Прим. 7). По другим источникам, киево-печерский игумен с таким именем неизвестен. Возможно, эти сочинения принадлежат перу Досифея, игумена нижегородского Печерского монастыря в честь Вознесения Господня, жившего на рубеже XIV–XV вв. (Прохоров Г. М. Досифей//Словарь книжников. Вып. 1. Ч. 2. С. 198).

http://sedmitza.ru/lib/text/435852/

Следует отметить, что смоленский межевой камень далеко не единственный. Например, в нынешней Тверской области на территории, возможно, когда-то входившей в состав Смоленского княжества, был обнаружен так называемый камень Степана Встречаются и древние намогильные камни в виде крестов, часто с надписями. Они были особо распространены на территории Новгородской земли и датируются XII–XVI вв. Но в древности возле могилы изредка ставили и обычные камни-валуны, на которых выбивали надпись. Один такой намогильный камень был найден и в Смоленске, на территории древнего Борисоглебского монастыря на Смядыни — надгробие монаха (черноризца) Зиновия. На камне имеется дата: 6 июля 1271 г. Изредка встречаются и большие, так называемые памятные кресты с надписями. Например, стерженский крест, поставленный в 1133 г. новгородским боярином Иваном Павловичем в верховьях Волги, при впадении ее в озеро Стержь Несомненно, памятным является и каменный крест, при входе на Изборское (Труворово) городище Известны также «поклонные кресты», ставившиеся на дорогах или вделанные в стены христианских церквей Необходимо также упомянуть и про Борисовы и Рогволодов камни. Все они географически находятся на территории бывшего Полоцкого княжества. Кресты и надписи на Борисовых камнях были выбиты в 1128 г. по приказу полоцкого князя Бориса Всеславича, а на Рогволодовом — его сыном Рогволодом Борисовичем в 1171 г. Известно, что территория на левобережье Днепра, западнее Смоленска в древности была связана с княжеской властью. Именно здесь, на Смядыни, недалеко от места убийства в 1015 г. одного из двух первых русских святых — Глеба в 1145 г. Ростиславом (Михаилом) Мстиславичем был заложен и возведен из камня собор Борисоглебского семейного княжеского монастыря Известно, что «строительная деятельность князя Давида также преимущественно связана с Борисоглебским монастырем, где при нем были возведены галереи монастырского храма, и произошло его обновление в связи с переносом “ветхих гробов” Бориса и Глеба из Вышгорода в Смоленск» Им же недалеко была возведена церковь во имя архангела Михаила, бывшая, видимо, домовым храмом, а рядом с ней был построен, скорее всего, деревянный дворец, в котором этот князь и жил Необходимо также отметить, что хотя в последнее время некоторые исследователи считают, что закладку храма архангела Михаила следует связывать не с деятельностью Давида, а с последней поездкой Ростислава Мстиславича осенью 1166 г., они не отрицают, что где-то неподалеку мог находиться его, Давида, загородный двор

http://sedmitza.ru/lib/text/4099825/

Построение молитвенных домов вновь, исправление старых, 1162 обращение в публичные молельни крестьянских изб, устроение в сушествующих часовнях престолов 1163 – все это было воспрещено: 1164 раскольникам оставлены были те молитвенные здания, которые были построены до 1826 года; 1165 во всех официальных бумагах их велено было называть «моленными» или «часовнями», а не церквами; 1166 с наличных часовен снимались кресты, как принадлежность православных церквей, 1167 запрещался также при них колокольный звон, как публичное оказательство раскола; 1168 в случае ветхости часовня запечатывалась, с тем, чтобы потом быть уничтоженною. 1169 Указ 26 марта 1822 года о беглых попах был отменен 1170 и самый побег был признан тяжким преступлением, 1171 которое влекло к немедленному о виновном следствию 1172 и грозило ему лишением сана, с воспрещением вступать в государственную службу, иметь пребывание, тем более приписываться к обществам, как той губернии, где он был священником, так и той, где находился у раскольников, равно и в обеих столицах. 1173 Настоятели Иргизских монастырей были обязаны подписками – впредь не принимать беглых попов на исправу. 1174 Бежавшие к раскольникам попы ранее издания распоряжений, отменявших правила 1822 года, были оставлены в покое доживать свой век, но при этом были ограничены в своих незаконных действиях, напр. воспрещением переезжать для исправления треб из уезда в уезд, из губернии в губернию, 1175 останавливаться проездом в Москве, тем более на Рогожском, и исправлять требы; 1176 они не могли подавать о себе ревизских сказок 1177 и называться несвойственным им наименованием «священников», – велено было писать: «остающийся у раскольников поп» или «исправляющий у раскольников духовные требы». 1178 Безпоповщинские наставники тем более не имели законного основания для присваиваемого ими себе положения. В случае появления их где-либо между безпоповцами для исправления треб, они немедленно подлежали высылке по принадлежности их к обществам; 1179 полиции строго было воспрещено присваивать в выдаваемых раскольникам паспортах получающим последние лицам наименование «уставщика» или «наставника». 1180

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Mapk III (1427–1430) Дорофей I (1435–1452) Михаил III (с 1452 г.) Александрийские патриархи XII-XV вв. 1206 Иоанн Кодонат (1062–1100) Савва (1100–1122) Феодосий (1122–1137) Кирилл II Евлогий II Софроний III (1137–1171) Илия II (1171–1175) Елевферий (1175–1180) Mapk II (1180–1209) Николай I (1210–1235) Григорий I (1235–1243) Николай II (1243–1276) Афанасий III (1276–1308) Григорий II (1308–1354) Григорий III (1354–1366) Нифонт (1366–1385) Mapk III (1385–1389) Николай III (1389–1398) Григорий IV (1398–1412) Николай IV (1412–1417) Афанасий IV (1417–1425) Mapk IV (1425–1435) Филофей (1435–1459) Библиография Источники: Анна Комнина. Алексиада. Вступ. статья, пер., комм. Я. Н. Любарского. СПб.: «Алетейя», 1996 г. Жоффруа де Виллардуэн. Завоевание Константинополя. Пер., ст., комм. М. А. Заборова. М.: «Наука», 1993 г. Робер де Клари. Завоевание Константинополя. Пер., ст., комм. М. А. Заборова. М.: «Наука», 1986. Acropolitae, Georgii Opera. Rec. A. Heisenberg. Lipsiae, 1903, vol. 1–2. Acta et diplomata graeca medii aevi sacra et profana. Ed. F. Miclosich et J. Miiller. Vindobonnae, 1860–1890, vol. 1–6. Athanasias T. The korrespondence of Athanasias I, patriarch of Konstantinople. Washington, 1975. Blemmidae Nicephori curriculum vitae et carmina. Ed. A. Heisenberg. Lipsiae, 1866. Cantacuzeni Joannis eximperatoris libri historiarum IV. Cura L. Schopeni. Bonnae, 1828–1832, vol. 1–3. Cantacuzenus, John. The history of John Cantacuzenus (Books IV). London, 1977. Choniatae Nicetae Historia. Rec. J. A. van Dieten. Berolini, Novi Eboraci, 1975, vol. 1–2. Choniatae Nicetae Orationes et Epistulae. Rec. J. A. van Dieten. Berolini, 1977. Cinnami Joannis Epitomae rerum ab Joanne et Alexio Comnenis. Rec. A. Meineke. Bonnae, 1896. Comnen Anne. Alexiade (regne de l’empireur Alexis I Comnene (1081–1118). Ed. B. Lieb. Paris, 1937–1945, vol. 1–3. Ducas. Istoria turco-byzantina (1341–1462). Ed. critica de V. Grecu. Bucuresti, 1958. Eustathii Thessalonicensis Opuscula. Ed. F. Tafel. Amsterdam, 1964.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

П. собр. р. лет. 3. 17 Ист. росс. иерарх. 4. 310 П. собр. р. лет. 3. 12, 19; 4. 10 Ист. росс. иерарх. 4. 123; 5. 69 Об одном из этих Спасских монастырей упоминается в летописи (3. 19 П. собр. р. лет. 3. 20, 24, 25; 4. 17 Ист. росс. иерарх. 4. 136 Там же. 4. 71 Преподобный Антоний Дымский сделался игуменом Хутыня монастыря еще в 1193 г.; следовательно, мог основать свой Дымский монастырь в начале или, по крайней мере, в первое четыредесятилетие XIII в. О преподобном Герасиме рукоп. библ. СПб. Д. Акад. 270. Т. 2. Ст. 12 Карамз. 3. Прим. 186 Савваитов. Опис. устюжск. монаст. С. 34–40. СПб., 1848 Пергам. рукоп. Москов. Синод. библ. 320 . На обороте последнего листа рукописи находятся следующие приписки: «В лето 6678 постави Илия архиепископ и брат его Гаврил монастыр святыя Богородица Благовещение, а в лето 87 камену церковь постависта». Потом записаны годы смерти архиепископов Илии и Гавриила и заключено так: «Господи, молитвами рожьшия Тя и преподобною отцю нашею Иоанна и Григория и архангела Твоего Гаврила схрани, присещая, дом сий до сконьцания веку и нам даруй спасение обрести. Аминь». Эти приписки писаны рукою не тою, какою писана вся рукопись, но также очень древнею и дают основание заключать, что рукопись принадлежала некогда новгородскому Богородичному монастырю, хотя, быть может, первоначально и не для него была списана (снес.: этой «Истор.» Т. 1. Прим. 104 ). Herberstein. Rerum Moscovit. Comment. P. 20. Ed. Startschevsky П. собр. р. лет. 3. 42, 47 Комментарии «Архимандрит печерьский игумен» Поликарп встречал вместе с митрополитом в Киеве кн. Романа Ростиславича, вокняжение которого ошибочно помещено в Ипатьевской летописи под 1174 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 568); правильная дата — 1171 г. (Бережков Н. Г. Хронология. С. 188–189). В связи с чем печерский игумен возводится в сан архимандрита? А. Поппэ (Митрополиты Киевские. С. 199–200) видит в титуле архимандрита патриаршее пожалование, которое доставил новый Киевский митр. Михаил летом 1171 г. Согласно другому мнению, учреждение архимандритии в Печерском монастыре явилось инициативой княжеской власти (Щапов Я. Н. Государство и Церковь. С. 159–160).

http://sedmitza.ru/lib/text/435834/

Ростислав Мстиславич (Смоленский), брат предыдущего, 1154 (И. так же. Одну неделю,– Новгородская 1) Изяслав Давидович Черниговский, внук Святослава, 1154 (И. 1154–55, так же Новгор. 1. Не долго) Юрии Долгорукий в третий раз, 1154–1157 (И. 1155–1158) 15. Константин 1, 1156–1158 († 1159) 1156. Нестор, епископ Ростовский, по оклеветанию своих домашних, запрещён митрополитом. 1157. В первый раз упоминается епархия Галичская Великие князья, потом просто князья, Киевские Князья, потом великие князья, Владимирские Митрополиты Церковные события и дела Изяслав Давидович во второй раз, 1157–1158 (И. 1158–1159. Семь месяцев) 1. Андрей Юрьевич Боголюбский. Ушёл от отца из Киева в свою область Суздальскую, во Владимир, в 1155г. (И. так же). После смерти Юрия в 1157г. (И. 1158) посажен Ростовцами и Суздальцами на его удельном столе Ростовско-Суздальском. Убит в 1175г. (И. так же) 1157. Нестор Ростовский оправдан митрополитом и возвращён на кафедру; но опять согнан с неё из-за споров о посте в среду и пяток. 1159. Леон, преемник Несторов, изгнан Ростовцами и Суздальцами, „зане умножил быше церкви, грабяй попы”. Мстислав Изяславич Волынский, сын Изяслава Мстиславича 23), 1158 (И. 1159. Четыре месяца) Ростислав Мстиславич во второй раз,1158–1167 (И. 1160–1168. По Лавр. 9 лет, по И. 8 лет без месяца) 16. Феодор, прибывший 1161г., † 1162 или 1163г. 17. Иоанн 4, 1164–1168 18. Константин 2, прибыл 1167г., упоминается 1169 (И. 1172) 1162. Тот же Леон, неизвестно когда возвратившийся, снова выгнан Боголюбским неизвестно за что; Возвращённый князем на один Ростов без Суздаля, в третий раз выгнан им из-за тех же споров, что и Нестор – Неудачная попытка Боголюбского учредить во Владимире митрополию. 1165. Епископ Новгородский получил титул архиепископа. 1168. Заточен митрополитом Константином игумен Печерский Поликарп из-за споров о посте в среду и пяток Мстислав Изяславич во второй раз, 1168 (И. 1169–1171) – Прогнан с кафедры епископ Черниговский Антоний из-за тех же споров Глеб Юрьевич, брат Боголюбского и его посаженик, 1168–1172 (И. 1171–1178. По обеим летописям

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

1171 Савва 1858,186; Горский, Невоструев 1859, 288 – 307 155); Покровский 1916, 126; Щепкина и др 1965. 153. Грибов 2002, 106 – 107. 1173 Савва 1858, 188; Горский, Невоструев 1859, 193 – 205 141); Покровский 1916, 129; Щепкина и др 1965, 194. 1177 «Две книги Иоанна описателя Лествицы, писаны в десть», «Книга Лествица писмяная в полдесть в досках», «Книга Лественник в десть», «Книга Иоанна Лествичника в десть», две «книги Лествицы в полъдесть», «Книга Лествичник с толкованием в полъдесть на харатье», «Книга Лествичник в десть на харатье», «Книга третья Иоанна Лествичника в десть», «Книга Предзръние Святые Лествицы в полдесть», «Книга Лествичник с толкованием в десть», «Книга Иоанна Лествичника в полъдесть» – Беляев 1852, 11, 121, 122, 125, 126, 128, 129, 130, 132. 1182 Савва 1858, 218; Срезневский 1876, 50 – 110; Смирнов 1917, 296; Щепкина и др. 1965, 140; Протасьева 1973, 39 – 40, Грибов, Юхименко 2002, 100. 1184 Среди присланных книг значилась и «Книга Патерик Скитцкой в десть» – Беляев 1852, 10, 118, 128, 130. 1187 Горбунова. Лукьянова 2003, 92 – 93, 96 – 97, 100 – 101, 104 – 106; Поздеева 2004, 424 – 426, 428 – 432. 1190 Савва 1858, 262; Горский, Невоструев 1869, 306 – 314 Покровский 1916, 111, 124 – 125; Щепкина и др. 1965, 206 – 207. 1192 Савва 1858, 262; Горский, Невоструев 1869, 276 383); Покровский 1916, 124 – 125; Щепкина и др 1965, 199. 1198 Савва 1858, 262; Горский, Невоструев 1869, 259 Покровский 1916, 124 – 125; Щепкина и др. 1965, 152. 1199 Савва 1858, 262; Горский, Невоструев 1869, 288 – 302 385); Покровский 1916,129; Щепкина и др. 1965, 214. 1204 Флоринский 1880; Барсов 1883; Змеев 1896; Груздев 1974, 343; Колесов 1990; Коткова 1991, 173 – 195; Соболева 1990, 75 – 83; Панич 1992, 17 – 28. 1208 Демин 1978, 22; Лаврентьев 1989, 164 – 178; Лаврентьев 1993, 283. После того, как в 1674 г. библиотека Воскресенского монастыря была перевезена в Москву, книги, собранные патриархом Никоном по русской и всемирной истории, привлекли внимание прежде всего патриарха Иоакима. В описи домовой казны патриарха Иоакима 1677 г. (РГАДА, ф. 396, оп. 2, д. 1171) на л. 212 числится книга «летописная в десть в переплете, писана скорописью с прописными красными словами, а на ней по листам сначало подписано на 19 листе: Лета 7169-го сию книгу положил в дом святого живоносного Воскресения Христова Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Нового Иеросалима смиренный Никон, Божиею милостию патриарх и проч.» – Володихин 1993, 175.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

16 июля. 194 С. 12 : На Угрешах/Богомолец. ((Ф)); С. 2 : Москва, 15 июля: («Согласие Англии с Россией существует ли и надежно ли оно?»)/(Г.-П.); О. Н. Скобелева и ее убийца (А. А. Узатис); С. 23 : По поводу слухов о финансовых проектах Н. Х. Бунге. По аренде казенных земель крестьянами. Мнение социалистов о графе (М. Т.) Лорис-Меликове. Общество и реформы. По устройству Балканского полуострова. (ПП); С. 3 : Из Переславля-Залесского. 12 июля: Постановление Думы о постройке дома для училища. Продажа амбаров. Нескончаемый вопрос о воде. (ВИ). 17 июля. 195 С. 12 : Два дня в Петербурге: Мои впечатления. По железной дороге в Ораниенбаум. Его улицы, дворец и парк. Театр. Вечер в «Ливадии». В «Яхт-клубе». Министерский поезд. Матинский и Веребинский мосты. Убитый кондуктор (Архипов) и скоропостижно умерший контролер (бар. Штотенберг)/Старый Знакомый (Н. И. Пастухов). ((Ф)); С. 2 : Москва, 16 июля: (О клевете в печати на примере дела П. А. Зарубина, редактора «ПЛ»; англ. «закон о пасквилях»)/+ (Ф. А. Гиляров); О. Н. Скобелева и ее убийца (А. А. Узатис); С. 3 : С Нижегородской ярмарки. 15 июля: День открытия ярмарки 15 июля. Ее настоящее положение. Ожидание генерал-губернатора (гр. Н. П. Игнатьева). Казаки; Из Царицына, Сарат(овской) губ. 12 июля: Пожар. Городские дела. (ВИ). 18 июля. 196 С. 12 : До сознания. VVI/Е. Некрасова. ((Ф)); С. 2 : Москва, 17 июля: (Балкан. вопрос)/(Г.-П.); С. 3 : Из Петербурга. 15 июля: Тариф на Царскосельской железной дороге. Два слова о Павловске. Просьба о помощи. Ошибка и ее исправление. Варварское истязание отцом своей беременной дочери. (ВИ). 19 июля. 197 С. 1 : О том и о другом: Жертва водосточной бандероли А. Ф. Гревсмюль. Обворованные контористы. Оригинальная парочка новобрачных. Развод купца с женою. Бег в Сокольниках. Наши увеселительные сады. Безобразники в Косине. Из дачных мест. Бунт в с. Ивантеевке/Старый Знакомый (Н. И. Пастухов). ((Ф)); С. 2 : Москва, 18 июля: (О назначении на гос. должности К. П. Победоносцева и Н. Х. Бунге, не только чиновников, но и «публичных деятелей»)/(Г.-П.); Подробности об убийстве О. Н. Скобелевой; Незрелые купоны: (Незаконное обращение купонов, по которым срок уплаты не наступил)/Фий; Литературный процесс по обвинению сотрудника и редактора «Петербургского листка» (П. А. Зарубина) в клевете. (СЛ); По поводу убийства О. Н. Скобелевой. (ПП); С. 3 : Из Златоуста. 16 июля: Общественная жизнь и удовольствия. Школы и кабаки. Братство Св. Троицы; Из Ростова, Ярославской губ. 10 июля: Общественные казармы/J. (ВИ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Казанской, 8 июля, 22 окт. Киевопечерской, 3 мая. Колочской, 9 июля. Коневской, 10 июля. Миасинской, 1 сент. Неопалимой Купины, 4 сент. Ржевской, 11 июля. Смоленской Одигитрии, 28 июля. Страстной, 13 авг. Тихвинской, 26 июня. Тодгской, 8 авг. Утоли моя печали, 25 янв. Фидермской, 12 окт. Феодоровской, 14 марта. Соборы вселенские события: Никейский 1,325 г. 29 мая и 7 неделя по Пасхе. Константинопольский 1, 381 г. 22 мая. Ефесский 431 г. 9 сент. Халкидонский 451 г. июля 16 (все 6 соборов). Константинопольский 2, 553 г. 25 июля. Константинопольский 3, 681 г. 23 янв. Никейский 2, 787 г. 11 окт. Возобновление иконопочитании при импер. Михаиле и матери его Феодоре, первая неделя великого поста. Обновление Царяграда в 330 г. 11 мая. Падание праха из воздуха, 6 нояб. Трусы 26 янв., 17 марта, 25 сентября, 26 окт. Избавление от врагов, акафист в субботу 5 недели Великого поста. Пожар в Царьграде, 1 сент. Чудо в Вирите, 11 окт. Полтавская победа, 27 июня. Избавление Церкви и Державы российской от нашествия Галлов и с ними двадесяти язык в 1812 г. 25 дек. Святые Аввакум (обнятие т. е. любовь Божия. евр.) пророк, 2 дек. Аввакум муч. римский, 6 июля. Августа (священная, лат.) царица мученица, 24 нояб. Авда (слуга, хадд.) еп. персидск. 31 марта. Авделай (Абдалаикла) пресв. муч. персидск. 17 апр. Авдикий диак. муч. персидск. 10 апр. Авдифакс персиянин, муч. рим. 6 июля. Авдиес (слуга Иисуса, евр.) муч. персидский, 9 апр. Авдий (слуга Господень, евр.) пророк, 19 ноября. Авдий , или Авид , мучен. персидский, 5 сент. Авдон , (слуга, евр.) князь персидский, муч. римский, 30 июля. Авенир , царь индийский, отец св. Иоасафа царевича, 19 ноября. Аверкий (удерживающий, удадяющий, дат.), 26 мая. Аверкий , еписк. иерапольский, 22 окт. Авив , (колос, евр.) сын Гамалиила, 2 авг. Авив , диакон, муч. александрийский, 6 сент. Авив , муч. едесский, 15 ноября. Авив , муч. персидский, 28 марта. Авив , (у грек. Авип) из 26 мучч. готфских, 26 марта. Авив , муч. самосатский, 29 янв. Авид , или Авдий , муч. персидский, 5 сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Так закончилась (в 1164 г.) 17-летняя смута на митрополичьей русской кафедре. Она повторно выявила исторически назревавший и в конце концов в восточной практике неизбежный вопрос о постепенной национализации русской поместной церкви в смысле ее полного самоуправления. Оценивая ретроспективно факт господства у нас в данную пору митрололитов греков, мы должны признать его положительным и несомненным благом. При некоторых неудобствах, проистекавших от иностранного происхождения митрополитов, от незнания ими русского языка, они были в большинстве случаев и образованнее русских и – главное – именно как иностранцы, сохранили нас в удельный период от великого зла политического и церковного. Благодаря родовому порядку наследования великокняжеского стола у наших князей за весь удельный период происходили непрерывные междоусобные войны, причем на киевском престоле последовательно сменял враг врага. И если бы в их власти было ставить себе митрополитов, то в нашей церкви произошла бы неурядица, подобная западноевропейскому расколу трех антипап, в особенности – плачевному русскому распаду последнего времени. Да и в лучшем случае самые выборы предстоятелей русской церкви крайне затруднялись бы партийными стремлениями различных удельных княжеств. Доказательством этого может служить история Климента Смолятича, который должен был разделять несчастную судьбу своего патрона-князя и при жизни которого успели появиться на Руси одновременно два митрополита (рядом с Климентом – то Константин, то Феодор). От всех указанных бед спасло нас иностранное происхождение митрополитов, и покорность русских князей власти КПльского патриарха. Из практики других вышеуказанных прав КПльского патриарха в отношении к русской церкви известно о трех случаях вызова на соборы, или вообще присутствия русских митрополитов на КПльских патриарших соборах. O» Pwasi " a_s значится в соборных постановлениях патр. Николая Грамматика в 1092 г., или в 1107 г. – патриарха Иоанна (1111–1134); Mixah " l _ " Pwsi " a_s – патриарха Михаила Анхиала в 1171 г. (Павлов «Пр. Обозр». 1881 г. 2). Любопытное обстоятельство открывается из только что упомянутого синодального акта КПльского патриарха Михаила, изданного А.С. Павловы м в 1895 г. (Виз. Врем. т. 11,383). В Византии епископы при вступлении в должность обычно не приносили присяги в верности императору. Но Мануил Комнин, по династическим соображениям, обязал вместе со всеми жителями столицы к присяге новорожденному своему сыну Алексею и духовных властей столицы. В числе их приносил присягу в 1171 г. и митрополит Русский Михаил. Очевидно, он рассматривался как подданый слуга своего василевса, только состоящий на заграничной службе.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010