Земли: усад. с огород. 1½ дес., пахот. и сенок. с лесом 36½ дес. – всего 38 дес. 2,156 саженей. От церкви земля в 2, 3 и 6 вёрстах. На эту землю имеется отдаточный лист, а план отослан в Губерн. правление. Причт владеет ею спокойно. Проводы бывают во вторник на Фоминой неделе. Причт: 1 свящ. – 260 руб., псаломщ. – 50 р., попом. – 38 р. и просф. – 16 р. По документам от прихожан от всякого двора положено: для свящ. по 15 коп. и по 15 снопов ржи, а для псаломщ. по 15 коп. в год; но такая дача ныне не получается. Для свящ. дом нов, построен на средства местного свящ. и прихожан, а хоз. постройки составляют собственность этого священника. Для псаломщ. дом нов, построен прихожанами, а хоз. постройки составляют собственность его. Для пономаря и просф. дома имеются в приписном с. Городище. Церк.-приход. школа сущ. с 1853 г.; обучением занимается безместный псаломщик, с жалов. 25 р. в год; учеников – 15 чел. м. п. Прип деревня Владиславка в 2 вёрстах. Дворов – 88, прихожан – 706 д. об. п., римско-кат. 40 д. об. п., евреев 8 д. об. п. Есть винокур. завод Варшавского купца Рау. Свящ. – Николай Григор. Левитский (с 1854 г.), псаломщ. – Осип Моисеевич Недельский (с 1840 г) и поном. – Николай Иван. Левитский (с 1870 г.). К этому приходу приписана церковь в с. Городище (2 вер.). 405. с. Городище 14 волости Кустинской. Церковь во имя святого великомученика Димитрия. Построена в 1757 г. на средства прихожан. Деревянная, с такою же колокольнею, крепка. В 1865 году исправлена на средства прихожан. Утварью достаточна. Земли: усад. с огород. 2,000 саж., пахотн. 31 дес. 1,466 саж. и сенок. 3 десятины. На эту землю имеются план и межевая книга. Причт владеет землёю спокойно. Копии метрич. книг с 1810 г., а исповедные ведомости с 1816 года хранятся в целости. На содержание причта по давнему установлению положено: для свищ. от прихожан, имеющих полуволок земли, по 15 коп., а от огородних по 7½ коп. в год, а для псаломщ. по 22½ коп., но таковая дача от прихожан ныне не получается. Имеются дома для пономаря и просфорни, но весьма ветхие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Носовское. Церковь Воскресения Христова. Воскресенская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В наше время Воскресенская церковь представляет собой руины, но внутри еще видны остатки фресок. Колокольня в 11 пролетов высотой не сохранилась, но во время войны она еще существовала и использовалась как наблюдательный пункт. Церковь Иоакима и Анны в настоящее время является действующей. Церквей две, обе каменные. Первая – Воскресения Христова, однопрестольная, построена в 1788 году тщанием прихожан. Вторая – Богоотец Иоакима и Анны, построена в 1824 году тщанием прихожан, два придела: Николая Чудотворца (левый) и пророка Илии (правый). Колокольня каменная, построена отдельно от церквей в 1795 году тщанием прихожан. Утвари достаточно. По штату: священник и псаломщик. Кружечных доходов за 1921 год – 72.000 рублей. Земли состояло: усадебной с церковным погостом – 2 десятины 1676 кв. сажен, пахатной – 12 десятин, сенокосной – 15 десятин, всего – 51 дес. 1676 кв. сажен. В настоящее время на причт имеется только 12 десятин, качество земли низкое. В приходе две школы: Носовская 2-классная и Данская 1-классная, в настоящее время занятия не ведутся. Преосвященный посетил приход в последний раз в 1902 году. Сторожка каменная. От местного благочиния в селе Ильинском 12 вёрст. http://belolikovi.narod.ru Каменная однопрестольная церковь в стиле барокко, построена в 1788 г. на средства прихожан. В 1795 г. выстроена отдельно стоящая колокольня (не сохранилась). В советское время закрыта, сломаны завершения. Ныне находится в тяжёлом состоянии. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=13434

Дело было поставлено с большим размахом. Оно поглощало не только те средства, которые могли выделить на него «высочайшие» особы, не только личное достояние самой Митрофании, но и субсидии, которые удавалось выбить из государственной казны – и все равно денег не хватало. Все надежды возлагались на частные пожертвования. Главной их «сборщицей» стала серпуховская игуменья. Теневые стороны и ненадежность такого способа поддержки монастырей, как частные пожертвования, показало дело игуменьи Митрофании. Имея избирательный характер, пожертвования стекались в особо чтимые монастыри, где часто лежали втуне. Другие же монастыри испытывали нужду. Отсутствовали средства на развитие общей сети монастырей. Особенно остро это почувствовалось в пореформенный период, когда была сделана попытка применительно к новым условиям сориентировать монастыри на новые цели. В конце концов высокопоставленные покровители Митрофании некоторые свои начинания взвалили на плечи государства 978 . Существенную часть монастырских доходов обеспечивали земельные угодья. Екатерининская секуляризация была частично «исправлена» в 1797 г. императором Павлом, который приказал отмежевать монастырям по 30 дес. хорошей земли. В 1838 г. были утверждены новые правила, согласно которым каждому монастырю полагалось выделить от 50 до 150 дес. леса. В дальнейшем, по особым ходатайствам, некоторые монастыри получали угодья из казенных дач и сверх установленной нормы. Одновременно монастыри покупали земельную собственность или получали ее в дар от частных лиц 979 . Монастырское землевладение быстро росло, но площадь его оставалась сравнительно небольшой. В 1905 г. в пределах 50 губерний Европейской России монастырям принадлежало 739 777 дес. земли 980 . Для сравнения укажем, что в тех же губерниях церковное землевладение составляло 1,8 млн дес., помещичье – 79 млн дес., крестьянское надельное – 124 млн дес. По размерам земельных владений особо выделялись 9 монастырей: Соловецкий Преображенский мужской – 66 000 дес. Молченская Рождествобогородичная Печерская Софрониева мужская пустынь Курской епархии – 28 250 дес.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Другая важная проблема, доставшаяся в наследство Присутствию – наделение причтов землей, точнее, узаконенной пропорцией земли в 33 дес. – заключалась в том, что практически все церкви землю имели. Часть – даже в избытке. Но у некоторых ее недоставало. Просто механический передел был невозможен, хотя бы по причине географического положения обделенных. Поэтому Петербург настоятельно требовал от местных светских властей завершить дело начатое в 1842 г. Действительно, если взять юго-западные епархии, то даже в этом густонаселенном районе к началу церковных реформ не хватало по Киевской – 373 дес, Подольской – 444 дес, Волынской 809 дес. Однако недостаток с лихвой перекрывался в целом за счет церквей, обладавших сверхнормативными наделами: в Киевской епархии 1232 церкви имели 59 117 дес, т. е. в среднем по 48 дес; в Подольской 1368 церквей – 75 841 дес, т. е. по 55 дес; в Волынской у 1203 церквей 81 208 дес. или по 65 дес. К 1871 г. задача была практически решена 930 . Зато строительство домов для причтов так и не удалось сдвинуть с мертвой точки. Издание Правил вызвало глубокое негодование владельцев, а попытка исполнить – поток жалоб 931 . Они были вполне обоснованы, поскольку законы, вышедшие после 1863 г. в целях вытеснения поляков, разрешили приобретение земель в западных губерниях русскими на льготных условиях. В то же время, законы 10 июля 1864 г. и 10 декабря 1865 г. запрещали покупку земли евреям и полякам. К тому времени, когда появились Правила 11 апреля 1872 г., в крае проживало множество владельцев, купивших имения в течение прошедших лет и ровно никакого отношения к застарелой проблеме не имевшие. Теперь их заставляли платить, причем платежи угрожали разорением: когда генерал-губернатор Дондуков-Корсаков запросил губернаторов о цене построек, то оказалось, что строительство домов для одного причта в Киевской губернии обойдется в среднем в 3200 руб., в Волынской – в 3725 руб. и Подольской – в 4373 руб. Т.е. на все необходимо было до 15 700 000 руб. 932 Во многих имениях весь годовой доход должен был уйти на строительство, обрекая владельцев на бедствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XXXIII. Должности благочинных должны быть упразднены. XXXIV. Графа в формулярах духовных лиц для отметок в поведении должна быть уничтожена. XXXV. Должно иметься лицо, священник, с правами мирового судьи, — один судья на уезд, — для разбора дел, до духовенства касающихся. XXXVI. Члены консистории должны избираться духовенством на три года и утверждаться Св. Синодом. Судопроизводство должно быть устроено по образцу окружных судов. Консистория должна быть не более, как и всякое присутственное место, и на духовенство не должна иметь никакого влияния, а потому и штрафы её должны быть прекращены. XXXVII. Епископ должен быть освобождён от чтения и утверждения каких бы то ни было журналов, определений консистории и т. под. дел. Утверждению его должны подлежать только дела, касающиеся веры и нравственности паствы, и запрещения и удаления от должности лиц духовного звания, чтоб тем дать ему возможность заняться его существенными обязанностями. XXXVIII. По всем делам, не касающимся веры и нравственности народа, гражданские ведомства должны сноситься с консисториями. При большей самостоятельности духовенства, мировых судей и консисторий, дела упростились бы и уменьшилась бы самая переписка, и сам епископ не был бы заваливаем всяким бумажным хламом. XXXIX. Лица духовного звания, неодобрительного поведения, должны быть удаляемы от должностей. Посылка священников в пономари должна быть прекращена, и, наконец, XL. Должности домашних архиерейских секретарей должны быть закрыты. Сельский Священник, протоиерей и благочинный в одной из приволжских губерний, близ большого губернского города.   Примечания Мне лично коротко знакомы: один землевладелец, имеющий до 5,000 дес. и до 250,000 руб. в банках, выписывает только местную газетку; другой, имеющий 1,000 дес. и до 200,000 руб. в банках, выписывает один московский журнал, и всегда за прошлый год — подешевле; третий в 30,000 руб. годового дохода, не выписывает и не читает ровно ничего; один занимавший видное место по выборам, выписывает местный листок; другой — занимает теперь это видное место и выписывает местный листок и каррикатурный листок из столицы. И это — из «крупных». А о мелочи и говорить нечего. Значит, то, что я говорю, не есть намеренный, ложный отзыв о сельских помещиках.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-selskog...

В 1907 г. на собранные крестьянином Петром Ворониным по просительной книге средств с добавлением церковных 500 руб. в Дмитриевской церкви был устроен новый иконостас. В 1908 г. по духовному завещанию коллежского секретаря И. Н. Министрова храм получил 14 000 руб. на содержание церквей в Горлово и в соседнем Ново-Александрове, а также призрение бедных прихожан. В 1910 г. на церковные деньги и пожертвования прихожан были оштукатурены вновь устроенные в церкви приделы и возведена вокруг нее новая кирпичная ограда. В пределах ограды также построили два каменных помещения для церковно-хозяйственных потребностей. В 1914 г. при Дмитриевской церкви села Горлова числилось земли усадебной 7 дес. 1800 саж. кв., пахотной 32 дес., сенокосной 1 дес. В церковной библиотеке насчитывалось 120 книг духовного содержания. В приходе действовало земское начальное училище, четырехклассное земское и двухклассное училища. В приход храма, помимо самого села, входили также жители деревни Даниловки. В 1905 г. скончался и был погребен возле апсиды горловского храма его второй штатный священник А. Е. Незлобин. С этого времени И. Я. Архангельскому сослужил брат покойного Алексей Ефимович Незлобин. Многолетнее пастырское служение И. Я. Архангельского завершилось его кончиной в конце 1905 г. Глубоко почитаемый горловцами сельский батюшка и подвижник народного образования был погребен на кладбище при Дмитриевской церкви. Священник А. Е. Незлобин продолжал служить в Дмитриевском храме во время гражданской войны и в первые годы советской власти, до самой своей смерти в 1926 г. Преемником И. Я. Архангельского стал в 1916 г. его племянник Валентин Михайлович Попов. В 1939-1940 гг. местными властями была предпринята попытка уничтожить здание закрытой Дмитриевской церкви. С колокольни были сняты и отправлены на переплавку колокола, один небольшой колокол остался в селе в качестве пожарного. Были сломаны венчания церковного здания и снята жесть с его крыши. Кирпич храма предполагалось использовать для возведения новых построек. Сравнительно быстро были разобраны колокольня, паперть и церковная ограда, однако с основным объемом храма возникли проблемы – кирпичная кладка начала ХХ в. оказалась практически монолитной и не давала целого кирпича. Не удалось до конца разрушить даже алтарную часть, так что от этой идеи вскоре отказались.

http://sobory.ru/article/?object=18733

В 1881 г. среди румынских евреев образовался комитет под председательством Исаака Лебеля для переселения части еврейского населения в Палестину. Кто желал переселиться, тот должен был внести в общую кассу известную сумму денег. Из этих взносов и пожертвовании собрался капитал в 200,000 франков, который и был назначен на покупку земли в Палестине и первые расходы переселенцев. Уполномоченные комитета выбрали и купили в 15-ти верстах от Кесарии кусок земли в 360 дес., заплатив за него 44,000 фр. Земля эта была записана на имя И. Лебеля. Евреи стали переселяться, но турецкое правительство делало им всевозможные препятствия, запрещая напр. им высаживаться в Кайфе, так что евреи должны были отправляться дальше и, высадившись за бакшиш в Яффе или Бейруте, сухопутьем пробираться в Кайфу, где они и приживались, так как на купленной земле домов никаких не было, а строить их турецкое правительство не позволяло. Деньги, оставшиеся от 200,000 фр., скоро вышли и между переселенцами началась нужда. Тут умер И. Лебель, после чего комитет прекратил свое существование. Турецкое правительство хотело воспользоваться смертью Лебеля, чтобы взять за себя всю землю, записанную за ним. Евреи, однако, выиграли этот процесс. В 1885 году барон Эдмонд Ротшильд прислал из Парижа к колонистам своего доверенного И. Шейда, чтобы помочь своим соплеменникам. Отношение богатых еврейских милостивцев к своей меньшей братии удивительно характерно. «Скажи мне, чего ты требуешь от другого, и я скажу, какого ты мнения о нем». Шейд обещал колонистам от барона по 12 фр. в месяц содержания на человека, но взамен потребовал беспрекословного и совершенного подчинения всем распоряжениям барона и его уполномоченных. Беднейшие согласились на это тотчас же и подписали формальное условие об этом; те же, кто имел что нибудь в запасе, уступили чрез несколько месяцев. Ротшильд прикупил по близости еще 140 дес. земли и, так как турки все еще не разрешали евреям строиться, то он заказал в Галаце 60 деревянных домов, которые и были привезены морем в Тантуру, а отсюда на бричках в Зиммарин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В настоящее же время во владении сей Пустыни, по планам и межевым книгам, состоит: Курской Губернии в уездах Путивльском и Рыльском и Харьковской Губернии в Сумском уезде, всего вообще земли пашенной и сенокосной и под поселением 591 десятина 1971 ½ саж., леса строевого и дровяного 1823 десятины 2953 саж. и неудобной – под кладбищами, болотами, речками, плотинами 270 дес. 777 саж., и того 2686 дес. 901 сажен. – Пахотные земли при Хуторах Псельском, Сетневском, Коровяковском, Ольшанском, при дерев. Кольцовщине и селе Вощинине отдаются на оброк по условиям. Блаженной памяти Император Пётр II-й, в 30 день марта 1729 г., Высочайше пожаловал во владение Пустыни, для исправления Церковных нужд и на пропитание братии, Мельницы на реке Сейме и протоке Теребуже под селом Теткиным Рыльского уезда. При них хутор монастырский, называемый по селу Теткинским. Мельницы сии состоят из 4-х амбаров о 18-ти поставах. – Они составляют главнейший доход обители. Но как находятся на одной плотине с мельницами Глушковской Суконной Фабрики, то, по Высочайшему Указу в 5 день января 1807 г. на имя Правительств. Сената, отдаются они в оброчное содержание той Фабрике против существующих цен на хлеб. В городе Сумах имеется каменный двухэтажный дом с лавками, подаренный Пустыне от Губернского Секретаря Кирилова. А на реке Сейме близ деревни Бунякиной устроен Перевоз при монастырском хуторе. При селен. Горках (15 вер. от обители) находится принадлежащая Пустыне Меловая Гора с фруктовым садом, отдаваемая в оброчное содержание. При самой Пустыне, к северо-западу, на возвышенных Молчанского болота холмах, имеется Кирпичный Завод с деревянным строением для Смотрителя, садом и огородом. На нём, для монастырских нужд, бывает выделка кирпича, коего иногда выделывается до 200,000. В Монастыре и при некоторых хуторах есть пасеки (5) и мельницы – ветряных 3 и столько же водяных. IX. О Покровителях и Благодетелях Софрониевой Пустыни Обитель Софрониева первейшим и высочайшим Покровом своим чтила и чтит единственно Пречистую и Преблагославенную Владычицу Деву Богородицу. Впрочем, милостью Божьей и предстательством Пречистой Богоматери, Пустынь не лишена и земных благодателей 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Взамен приходское духовенство должно было отправлять все обязательные требы бесплатно, исключая венчание брака, но за него принимать только добровольное приношение 960 . Предусматривались и крупные оклады благочинным – 400 руб. в год, но источник финансирования проект не определял, поясняя, что его еще предстоит найти. Последний раздел проекта был направлен на «удовлетворение частных нужд духовенства из особого местного источника». Несмотря на упомянутое разъяснение войскового начальства, проект содержал положение об отводе в постоянное общее пользование черноморского духовенства 40 000 дес. земли на левом берегу Кубани по линии: станицы Казанская – Тифлисская – Ладовская, с правом пользования рыбными ловлями там, где река омывает церковные земли. Управлять этим массивом земли должен был постоянный Комитет при епархиальной администрации, а доходы от участка распределяться на социальные нужды (пособия бедному неслужащему духовенству, причтам бедных приходов, вновь назначенным после окончания семинарии и т. д.), развитие народных школ и жалованье благочинным 961 . Присутствие считало, что с прекращением военных действий население края увеличится и ценность земли, а значит и доходность участка, возрастут. Тогда, в перспективе, из них можно будет выдавать ежегодное пособие заштатным (и даже определялся размер: настоятелю собора – 150, священнику – 100, диакону – 75 и причетнику – 50 руб.), а также вдовам и сиротам 962 . В заключение проект распространял права духовенства на общественные подводы, пользование за счет войска госпиталями и минеральными водами, декларировал распространение на него «всех тех прав и преимуществ, в служебном и гражданском отношении, которые будут дарованы духовенству и других ведомств, по предмету улучшения его быта» 963 . В таком виде проект поступил на рассмотрение в Екатеринодарский епархиальный комитет, который подверг его деятельному анализу, обратив особенное внимание на источники извлечения доходов в виде денег. Духовные лица, входившие в состав комитета, исходили из убеждения, что обеспечение причтов – дело государственное, и раз казна пуста, то деньги должно взять из войсковых сумм: войско очень богато, имеет годовой доход более чем в 1 миллион руб., да к тому же получило право на закубанские земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3 Нужно, впрочем, заметить, что сам по себе обычай расширять вершины гор для храмовых площадей посредством такого рода сооружений был очень распространен в древности; в Элладе и Финикии известно немало святилищ такого устройства. 5 Эти имения были «преклонены» Св. Гробу. Это «преклонение» возлагало на иерусалимскую патриархию обязанности попечителя, но вовсе не давало прав собственника. Все преклоненные имения жертвовались местным монастырям, которым и должен был идти весь доход с них, и только незначительная часть его предназначалась патриархии за наблюдение за нравственностью иноков и благолепием богослужения в монастыре. Но ловкость управителей-греков, посылавшихся в эти имения от патриархии, превратила эти условные права в права полного собственника. Управление этими имениями было самое хищническое и изобиловало злоупотреблениями, отдавая в жертву хищников и ростовщиков целую пятую часть всего пространства и населения страны. В 1864 г. румынское правительство, оберегая интересы страны, приняло в казну эти имения, предложив за них обителям в вознаграждение 10 мил. руб., от которых однако обители отказались, протестуя против этой конфискации. 6 «Преклоненных» Св. Гробу имений в нашей Бессарабии и на Кавказе считается до 90,000 дес., оцененных в 6 миллионов рублей. 7 Нужно заметить, однако, что такие города, как Иерусалим, стоят на сплошном болоте. Почти под каждым домом в нем выдолблен глухой подвал, служащий цистерной и почти никогда не очищаемый. Что такое разводится в этих подземных болотах – легко себе представить. До дна ни одна цистерна никогда не вычерпывается, ибо ведро начинает приносить уже не воду, а тину. Это вонючее сусло разбавляется зимой притоком свежей воды, но гниль его с каждым годом становится все острее. В 1886 г. на Русских Постройках из цистерны в ведре была вытащена змея. Если она умудрилась попасть в ведро, то значит в цистерне был не один десяток ей подобных. Цистерну тотчас же обратили к поливке сада, и затем введено было правилом ежегодно чистить по одной цистерне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010