В церковном архиве сохранились: выписка из писцовых книг 1684 г., храмозданные грамоты архиепископа Рязанского Алексия 1747 г. и епископа Владимирского Иеронима 1782 г., храмоосвятительная грамота епископа Владимирского Виктора 1784 года. Причта при церкви по штату положено – священник, диакон и псаломщик. На содержание их из разных источников получается до 800 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. Земли при церкви по плану 36 дес. 576 кв. саж., из них 21 дес. 470 кв. саж. пахотной, 1 дес. усадебной, 1 дес. 980 саж. сенокосной, под кустарником 2 десят. 750 саж., под выгоном 2 дес. 1,200 с., под болотом 5 дес. 1,000 саж., под дорогами, церковью и кладбищем 1 дес. 1,700 саж. Особого плана на эту землю нет, а значится она в плане крестьянской земли. Приход состоит из села Бабасова и деревень: Щепачихи (2 вер. от церкви), Степанькова (1½ вер.), Щелокова (4 вер.), Зименок (6 вер.) и Липовки (10 вер), в коих по клировым ведомостям числится 914 душ муж. пола и 948 женского; все православные. В Бабасове с 1886 г. существует церковно-приходская школа; учащихся в 1897–98 году было 48. Боровицкий приход Село Боровицы близ р. Оки при озере Караснове находится в 150 верст. от губернского города и в 55 вер. от уездного. Первые сведения о церкви и приходе Боровицком мы находим в окладных книгах Рязанской епархии за 1678 год, так как прежде Боровицы значились в Муромском уезде и потому принадлежали к Рязанской епархии. В 1678 г. в Боровицах (или Боровичах, как записано в окладных книгах) значится церковь во имя Николая Чудотворца; у той церкви двор попа Александра, двор дьячков и просвирницын; в приходе двор помещиков скотной, на нем живут две вдовы, да 10 дворов крестьянских, деревня Сафоново, в ней двор помещиков скотной да 17 дв. крестьянских (в настоящее время здесь 25 дв.), д. Мартынова, в ней 12 дв. крестьянских (ныне здесь 21 дв.), д. Старая, в ней 4 дв. крестьянских (в настоящее время этой деревни не существует), д. Алешунино, в ней 8 дв. крестьянских (в настоящее время 15 дворов), д. Михайловская – 14 дв. крестьянских (ныне здесь 61 двор), д. Сосницы, в ней двор помещиков и 7 дв. крестьянских (в настоящее время 61 двор). Да по сказке попа Александра церковной земли по пять четвертей в поле, сенных покосов по 50 копен, а та земля и покосы из боярских дач.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Подле монастыря деревня Бутылицы, в ней 27 дворов крестьянских и бобыльских; да пустоши Семенковой 1 двор крестьянский.    В 1764 году с упразднением монастыря церкви монастырские обращены в приходские. Эти деревянные церкви существовали до 1835 года, когда вместо них был устроен каменный храм с такой же колокольней. Престолов в этом храме устроено было три: главный во имя Св. Николая Чудотворца, в трапезе во имя св. прор. Илии и свв. муч. Флора и Лавра. В 1869 году трапеза была расширена. В 1889 году во время страшного пожара, истребившаго село Бутылицы, пострадала и церковь. В трапезе остались только одни стены, с колокольни упал колокол; свят. антиминсы, дарохранительницы, напрестольные кресты и Евангелие были спасены от огня, но ризница, древние иконы, многие книги и документы сгорели...    После пожара церковь и колокольня были возобновлены в 1890—92 гг. В трапезе престолы освящены в тоже наименование. Утварью ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь в настоящее время снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтима прихожанами древняя икона Святителя Николая Чудотворца.    Причта при церкви по штату положено: 2 священника, диакон и два псаломщика. На содержание их получается из разных источников около 1,000 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.    Земли при церкви: пахатной 33 десят., сенокосной нет; плана на эту землю нет. Кроме того, в 1845 году для второго причта прирезано 49 дес. земли от деревень, принадлежавших помещикам.    Приход состоит из села Бутылиц, сельца Кузьмина ( 1 1/2 версты от церкви) и деревень: Вичкина (4 вер.), Ново- Николаевской (7 вер.), Максимова (6 вер.), Дубровки (1 вер.), Добрятина (4 вер.) и Кошкина (2 вер.), в коих по клировым ведомостям числится 2,512 душ муж. пола и 2,595 женского.    В приходе имеются две народных школы: церковно-приходская и земская; учащихся в 1896 году в обеих школах было 118. Кроме того в деревнях: Вичкина и Ново-Николаевской в 1895 и 1896 гг. открыты школы грамоты.    (По материалам книги Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии.//Выпуск четвертый. Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. Составил преподаватель Владимирской Семинарии В. Добронравов. Губ. г. Владимир. Типо-Литография В.А.Паркова. 1897. (страницы 85-91))

http://sobory.ru/article/?object=02045

Вместо этой церкви выстроен по плану архитектора Калитовича в 1863 г. каменный теплый храм, во имя тех же святых, о 5-ти куполах и освящен 2 июля. В нем 12 окон с железными решетками и двойными рамами. Длина храма 11½ саж., ширина 5½ саж. Внутри храм оштукатурен и выбелен. Храм окружает каменная ограда. В дубовом, в 2 яруса, иконостасе иконы писаны художником Михаилом Ивановичем Чернышевым. Антиминс освящен митрополитом Исидором и подписан 27 октября 1862 г. Храм устроен на деньги, собранные в Петербурге в числе 2790 руб. Графиня Голенищева-Кутузова Мария Павловна и баронесса Корф пожертвовали 250 000 кирпичей, 300 дерев строевого леса и рабочих до 30 человек. Крестьяне, кроме подвоза материала, собрали деньгами до 1100 руб. и 300 дерев. К святыням храма принадлежит помещенная в напрестольном ковчеге часть Животворящего Древа – ее передала в церковь в 1863 г. баронесса Корф, а ей эта святыня досталась от родителя Павла Васильевича Голенищева-Кутузова, бывшего около 1842 г. петербуржским военным генерал-губернатором. В церкви находятся два плана на землю. Один в 18 дес. около церкви, другой в 16 и в 5 десятин значится в плане земли баронессы Корф и в 1842 г. передан причту. Метрические книги имеются с 1817 г. Церковного имущества – 1 билет в 100 руб., приобретенный в 1872 г. До 1843 г. причт составляли: священник и два причетника; в 1843 г. прибавлена просвирня с жалованием в 30 руб. сер. До штатов 1843 г. церковь считалась ружною и получала из уездного казначейства 110 руб. ассиг., из коих 10 руб. уделялось храму. Причт собирал руги по четверику хлеба с женатого крестьянина; с 1843 г. причт отнесен к 4 разряду и получал жалование… Доходы от прихожан очень скудны по бедности самих прихожан. Из 40 дес. церковной земли 20 дес. пахотной, 5 – сенокосной, около 4 – под церковью, кладбищем и усадьбами причта, 2 дес. под дорогой и до 3 дес. неудобной земли. Члены причта живут в собственных домах. Дом для священника и сторожка построены на счет церкви и прихожан. Дохода собирается до 570 руб. на весь причт.

http://sobory.ru/article/?object=41686

Когда церковь обветшала и стала тесна, то по указу консистории от 13 июня 1860 г. за 3153, сняты были боковые приделы 15 августа 1861 г., и вся церковь обновлена по смете архитектора Щурупова на сумму в 2 924 руб. 39 коп. сер. Из этих денег 613 руб. 50 коп. было собрано по книжке, а остальные от церкви. В церкви достопримечательные: напрестольный сребропозлащенный крест, приношение графов Мусиных-Пушкиных, и остатки оловянных священных сосудов, найденные в 30-х гг. одною крестьянкою в колодце, среди поля. На месте находки устроена священником Алексеевым деревянная часовня, в которой есть деревянный крестъ и туда ежегодно 14 сентября бывает из церкви крестный ход. До 1814 г. причт составляли: священник, дьячок и пономарь; просвирнею была вдова - крестьянка. До штатов причт пользовался доходами за поминальные обедни и за исправление треб. Доходов получалось до 300 руб., кроме того, собиралось масла и в счастливые годы рыбы на 10 руб. сер. В Пасху и в храмовые праздники получалось по одному хлебу с семьи. Всего собиралось до 60 пуд. на 50 руб. сер.; в великом посту давалось каждым исповедником по 3 коп. С 1843 г. причт, по 4-му разряду, получает жалованья 340 руб. сер. Земли при церкви 33 дес., из них сенокосной 12 дес., пахотной 8 дес., неудобной, поросшей мелким лесом и под дорогами 12 дес. Причт живет в собственных домах. Приход составляют: село Кобона при Ладожском озере и канале, деревня Лава на канале, отчисленная в 1853 г. от Лукинскаго прихода; Леднево при озере и при канале; Низово и Ручьи. Кроме крестьян, в приходе есть мещане и солдаты. Всего в приходе 893 муж. пола и 1 000 женск. Жители, кроме земледелия, занимаются заготовкою дров и рыбной ловлей. Грамотных до 350-ти человек. Обучением детей занимается причт; с 1850 г. крестьянами нанимается учитель, получая за каждого учащегося от 50 до 75 коп. сер. в месяц. Прихожане храм посещают усердно и, кроме общих праздников, празднуют тем святым, которым посвящены деревенские часовни. Кладбище одно, при церкви, близ Ладожского озера. Часовен шесть, из них - две в Кобоне и по одной в Низове, Лаве, Ледневе и Ручьях.

http://sobory.ru/article/?object=03539

Немного статистики Первая цитата – из 16-го тома Военно-статистического обозре­ния Российской империи. Его 1-я часть посвящена Ставрополь­ской губернии, вышла в 1851 году. Читаем: «Николаевская, с приделом во имя св. апост. Петра и Павла церковь по­строена в 1849 году, каменная. Стоимость здания – 100 000 р., иконостаса – 6 000 р. Церков­ных сумм бил. 6008 р. Состав причта (с 1851 г.): 2 свящ., 1 диак. и 1 псал. Казённого жало­ванья положено: двум священни­кам по 120 р. и двум псаломщи­кам по 45 р. Причтовой земли 132 дес. (в 12 вёрст), земля бо­лее удобна для яровых посевов, арендуется по 6 р. за десятину. Оба священника помещаются в церковных домах, причём квар­тира настоятеля «не совсем удобна по причине своей ветхо­сти». Диакон имеет квартиру в здании церковно-приходской школы. Псаломщикам выдаётся квартирное пособие от обще­ства в размере 30 р. каждому. Капиталов причта 2300 р. Сбор «новины» даёт незначительный доход, в последние годы всё более и более уменьшающийся. Церковно-приходских школ 2: мужская и женская. Первая поме­щается в собственном здании, вторая в церковной сторожке». «Грандиознейший» Второй источник, предложен­ный отцом Виктором, – книга Г. Беликова и Б. Синельникова «Соборы златоглавые» (издана в Ставрополе в 2006 году). Авторы опираются на архивные матери­алы. Читаем: «Храм Святителя Николая Мирликийского, чудо­творца, в городе Светлограде. Город назывался ранее селом Петровским. По преданию, село берёт своё начало с 1750 года, а по официальным документам, основание его считается с 1786 года… Сначала была сооружена деревянная церковь, которая довольно скоро перестала вме­щать верующих, и в 1849 году в центре села из штучного камня, завезённого из села Бурлацкого Благодарненского уезда, был построен новый храм, освя­щённый в честь святителя Николая Чудотворца. Второй престол храма был освящён в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Стоимость храма, по данным А. Твалчрелидзе, исчислялась в 100 000 рублей. Согласно житию святителя Игнатия (Брянчани­нова), будучи на Кавказской ка­федре, он посещал этот храм. В отчёте о поездке в 1903 году Преосвященного Агафодора по Ставропольской епархии храм назван «грандиознейшим, каких немного в епархии». 1937 год – начало разрушения храма. Одну часть церкви разрушили до вой­ны; во время войны в уцелевшей части хранили хлеб, а служба проходила в сторожке (она сне­сена в 1970-е годы). После войны храм разрушили совсем».

http://sobory.ru/article/?object=61148

Кригер Л.В. Село Россоши, называвшееся до 1790 г. Потуданью (от реки), по преданию, населено выходцами преимущественно из Курской губернии. Населилось оно, вероятно, в конце XVII ст. В 1812 г. в Россошах значится 432 души обоего пола дворовых и крепостных крестьян. В 1867 г. их только 157 душ обоего пола. Это уменьшение зависело от уменьшения самих помещиков или умиравших, или уходивших в другие места (тогда крестьяне переходили за своими помещиками), часть крестьян откупилась и вышла из Россошей. В 1904 г. в приходе считалось 465 дворов, муж. пола 2367 душ, жен. пола 2307 душ. Первый храм в селе стоял на востоке от существующего, в 200 саж. от него. Храм этот был деревянный и небольшой, посвящен памяти св. Василия Великого. Существовал он до 1772 г., когда была заложена новая деревянная же церковь в то же именование. Алтарь этого второго храма был построен из старой церкви; на храме было три главы: на колокольне, куполе и алтаре; церковь выбелена, а по углам выкрашена желтою краскою. Иконостас имел 6 поясов. Храм был богато по тому времени снабжен церковной утварью, например, в нем имелось 10 перемен церковных облачений. В 1790 г. около церкви устроена деревянная ограда. В 1791 г. был «украшен алтарь и вся церковь иконным росписанием». В 1802 г. церковь «распространена приделанием к ней пазушин». Когда второй храм стал приходить в ветхость, местный священник Петр Быковский решил построить каменную церковь, но встретил несочувствие этому делу среди прихожан. Однако ему удалось склонить их на свою сторону, когда сам свящ. Петр пожертвовал на построение новой церкви 2 делянки собственного леса и деньгами до 2 000 руб. Прихожане отдали в аренду 450 дес. общественной земли с тем, чтобы арендные деньги пошли на построение нового храма. Священник Петр между тем сам ездил за сборами пожертвований по соседним селам и помещикам и тут же присматривался к архитектуре местных церквей. План нового храма был составлен по образцу церкви в Матрене Гезевой Бирюч. уезда. Церковь была начата постройкою в 1838 г., а окончена в 1842 г, освящена в 1843 г. во имя трех вселенских святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Вскорости был освящен в 1846 г. придел во имя Московских святителей: Петра, Алексия и Ионы. С этими двумя престолами церковь существует и до настоящего времени.

http://sobory.ru/article/?object=11190

Одноклассное училище в Краколье было открыто в здании Епархиального Братства. С 1885 г. попечитель училища – потомственный дворянин, полковник В.А. Биппен (владелец имения в Коровино, ныне – Межники, Ямбургского уезда). А в дер. Липово и Нижние Лужицы имелись школы грамотности. Святейшим Синодом в 1909 г. была открыта в Краколье народная библиотека. Храм был закрыт в 1938 г., звонница разломана. В оккупационное время в 1942-1945 гг. церковная служба была возобновлена нарвскими священниками. После Великой Отечественной войны храм использовался как Дом культуры. И только в 2000 г. здание возвращено прихожанам. http://docviewer.yandex.ru/view/ Село Краколье отстоит от Петербурга в 150 верстах и от Ямбурга в 55 верстах… Село названо по имени протекающей здесь реки Краколы. Крестьяне здешние сперва принадлежали к Сойкинскому и Кейкинскому приходам, от церквей жили в 20 и 45 верстах. Отдаленность расстояния и трудность сообщения, особенно весною и осенью через озера и реки, побудили их устроить свою церковь в деревне Краколье. 4 марта 1864 г. они подали об этом прошение в духовную консисторию… В 1868 г. крестьяне подали новое прошение. Св. Синод указом 26 ноября 1868 г. предписал истребовать от них формальный акт о платеже причту 200 руб. и руги и обязательства, в случае недостатка сбора, доплачивать из общественной кассы. 17 декабря крестьяне представили засвидетельствованный мировым посредником акт об отводе 2 дес. земли под церковь и об оплате причту руги, а в 1869 г. февраля 22 дня дали согласие построить дома причту и платить ему жалование. Тогда им выдана была сборная книга, а благочинному предписано вытребовать от крестьян засвидетельствованные приговоры о постройке церкви, содержании причта, отводе земли под церковь и усадьбы причта… Указом духовной консистории разрешена была постройка деревянной церкви. Еще до получения разрешения прихожане позаботились собрать сумму и заготовить материалы. В 1869 г. они положили собрать по 1 руб. с ревизской души, заготовили 6 куб. саж. камня для бута, в 1870-71 гг. заготовили до 800 сосновых бревен и 80 000 шт. кирпича.

http://sobory.ru/article/?object=42751

В 1808 г. этот храм был перестроен, так как в стенах его оказались трещины. В 1871 г. при храме устроена новая каменная колокольня. И внутренние церковные украшения в последние годы обновлены совершенно. Престолов в храме в настоящее время два: в верхнем этаже – в честь Боголюбской иконы Божией Матери (престол переименован в 1871 г.), в нижнем – во имя Св. Николая Чудотворца. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтимы прихожанами иконы Николая Чудотворца и Боголюбской Божией Матери. Первая почитается в приходе явленною, вторая написана в 1848 году в память избавления приходских деревень от холеры. Сохранились небольшие серебряные сосуды с подписью на потире: «сей сосуд построен Князь Иваном Ильиным сыном Болъхонским в церковь Николая Чудотворца, что на Быстринах. 1760 г. июня 10 дня». Причта в приходе по штату положено: священник, диакон и псаломщик. – На содержание их получается: жалованья из государственного казначейства 550 руб., от служб и требоисправлений до 400 руб., от земли церковной до 150 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. Земли при церкви по плану генерального межевания 108 дес. 3 саж., из нее пахотной 50 дес. 1,220 саж., сенокосной 10 дес. 334 саж., усадебной 1 дес. 1,000 саж., выгона 1 дес., под р. Клязьмой и протоком 12 десят. 400 саж., под церковью и кладбищем 1 десят. 1,200 саж., под скатом и водороинами 2 десят. 2,300 саж., мелкого кустарнику по горам и оврагам 20 дес. 1,300 саж., под дорогами 1 десят. 981 саж., под бичевником 3 дес. 900 саж. В общем владении имеется еще сенокосной земли 4 десят. в пустоши «Кругловой». На всю церковную землю план и межевые книги имеются. Приход состоит из деревень: Мокеева 178 (4 версты от церкви), Малых Лужков (3 вер.), Больших Лужков (1 вер.) 179 , Шишкина (2 вер.), Карповки (3 вер.) 180 , Муракова (4 вер.) 181 , Воронцова (3 вер.), Литовки (5 вер.), Гаврильцева (4 вер.), Мисюрева (7 вер.), Богородскова (6 вер.), Сумарокова (3 вер.) 182 , Хобалева (2½ вер.) и Шуклипа (2 вер.) 183 ; во всех этих деревнях по клировым ведомостям 1897 г. числится 859 душ мужеского пола и 909 женского.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

1) обители новой, согласно с желанием учредителей, именоваться женскою Николаевскою, с присвоением ей в иерархическом порядке степени 2-го класса; 2) установить в ней порядок и устав, согласный с теми женскими общежительными монастырями, которые сверх строгих правил монашеской жизни отличаются готовностью на вспомоществование ближним; 3) штату быть из 24 монашествующих сестер с 26 послушницами; 4) состоящую в Стрелетчине приходскую церковь обратить в монастырскую, а для совершения богослужения быть двум священникам и диакону с жалованьем из доходов монастыря: священникам по 550 р. ассигнациями каждому и диакону 400 р. ассигнациями в год и с предоставлением для каждого готового помещения для житья; 5) способами содержания для обители должны быть: а) проценты с капитала 150 000 руб. ассигнациями, жертвуемого гг. Степановыми для обители; б) 33 дес. земли с прудом и небольшим лесом; в) собственные средства, какие могут открыться от сбора свечного и кружечного. На сих основаниях Николаевский девичий монастырь открыт 7 октября 1846 г., игуменьею обители поставлена строительница обители г-жа Степанова, мать Эмилия. С юности, посвятив себя уединенной и девственной жизни, она уже 18 лет пред тем пребывала в Борисовском монастыре и вела жизнь строго постническую. С нею из Борисовской обители перешли в новую обитель до 25 сестер. Господа Степановы в три года успели построить три корпуса, предположенные в плане, два деревянных и один каменный, каменную ограду на протяжении 900 сажень, часть колокольни, семь каменных башен по ограде. Вид обители по планам величественный и красивый; здания воздвигнуты во вкусе готическо-византийском, так что легкость соединена с важностью. Епархиальное начальство со своей стороны заботливо старается об устроении внутреннего благосостояния новой обители. Прилагаем здесь наставление, которое преподано Филаретом, епископом Харьковским, сестрам юной обители при первом посещении их. http://dalizovut.narod.ru/filaret/filar_05.htm Больничный храм во имя святой и равноапостольной Царицы Елены освящён в 1904 году 10 октября Высокопреосвященным Архиепископом Арсением.

http://sobory.ru/article/?object=04112

Близ погоста отмечена деревня Красная, принадлежавшая тогда В. И. Ратову. Сопоставляя эти данные с тем, что село Красное находится на р. Люлихе, что в существующей в настоящее время в Красном церкви есть придел во имя Св. Николая Чудотворца, мы вправе заключить, что упомянутый в писцовых книгах погост и деревня Красная одно и то же, что настоящее село Красное. О судьбе же упомянутой в 1628 году церкви ничего неизвестно. Существующий в настоящее время в Красном каменный храм построен в 1804 г. на средства помещика Порф. Ник. Бутурлина. Престолов в нем три: главный – в честь Знамения Пресв. Богородицы, в трапезе теплой во имя Св. Николая Чудотворца и св. муч. Параскевы, именуемые Пятницы. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтима прихожанами икона св. муч. Параскевы; по преданию, эта икона явилась при сельце Богатищах на речке Телушке; на месте ее явления и в настоящее время находится деревянная часовня. Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается из разных источников до 500 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. Земли при церкви: усадебной около 2 десят., сенокосной около 1 дес., пахотной 31 дес. 35 саж., лесу дровяного 2,300 саж., кустарнику 1 десят. 1,025 саж., поруби 1 десят. 2,000 саж.; на пахотную и лесную землю план имеется. Приход состоит из села Красного и деревень: Лужков (2 вер. от церкви), Ломов (4 вер.), Богатищ (4 вер.), Лукина (4½ вер.) и Иванькова (5 вер.), в коих по клировым ведомостям числится 530 душ муж. пола и 639 женского. В селе Красном с 1884 года существует церковноприходская школа; учащихся в 1897 году было 62. Крутецкий приход Село Крутцы при овраге Крутцовском находится в 70 верстах от уездного города и в 120 от губернского. Церковь в селе Крутцах построена в первый раз в 1873 г. До этого времени Крутцы было деревней Красновского прихода. – Построенная здесь церковь деревянная, переделана из бывшей часовни.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010