Удино. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Покровская кирпичная церковь выстроена в усадьбе генерал-аншефа Преображенского полка князя Ю.В. Долгорукого в стиле классицизма. Освящена в 1792 г. В 1930-х гг. закрыта и разорена, ныне пребывает в крайне плохом состоянии, хотя и виден присмотр со стороны местных жителей. Усадьба Удино— небольшая подмосковная средней руки — основана во второй половине XVII в. Чаплиными. В 1760-1780-х гг. она принадлежала кн. И.А. Вяземскому, здесь находились деревянный господский дом, позже каменная домовая церковь. Следующим владельцем был кн. Ю.В. Долгоруков. В XIX в., переходя из рук в руки, усадьба была обновлена с изменением планировки. Последнее связано с превращением усадебной церкви в кладбищенскую и выделением ей значительного участка. Новый, утраченный ныне деревянный одноэтажный дом был поставлен вдоль боковой границы парадного двора, напротив него размещались флигель и конюшня с каретным сараем. Южную часть территории занимал плодовый сад, северную — хозяйственный комплекс, вытянутый вдоль подъездной дороги. Из старых усадебных построек осталась лишь Покровская церковь стиля классицизма, выстроенная согласно проекту по заказу И.А. Вяземского в 1789 г. Кирпичная с деталями из белого камня, она сохраняет следы прежней штукатурки. Миниатюрность, светский характер форм и отсутствие колокольни сближают ее с парковым сооружением. Композиция здания симметрична относительно двух осей. Средоточием ее служит двусветный восьмерик храма, вписанный в прямоугольник наружных стен и усложненный внутри, в пределах первого яруса, угловыми экседрами. Для верхней части восьмигранника, образующей приземистый барабан со шпилем, конхи экседр выполняют роль тромпов. В стенах храма — голосники. Соседние равновеликие помещения алтаря и притвора понижены. В притворе были устроены хоры, связанные с храмом широкой аркой. Строгие, лишенные декора фасады оживлены изящными портиками из белого камня с измельченными, далекими от ордерной трактовки профилями. Завершение портиков и внутренняя отделка здания утрачены. http://www.mosculture.ru/object_mo/54889/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Церковь Покрова Пресвятой Богородицы выстроена в усадьбе князя Ивана Андреевича Вяземского, деда поэта Петра Андреевича Вяземского, в 1787-1789 гг. Престол освящен в 1788 г., отделка продолжалась до 1789 г. 24 марта 2009. Предполагалось устройство подворья московского Высокопетровского монастыря. Храм в декорациях служил фасадом усадебного дома помещиков Азаровых в фильме " Гусарская баллада " 11 апреля 2014. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=02797

Имел деятельную заботу об охране церковной старины. В 1775-м году он предписал собрать по епархии древние книги и рукописи до XVII-ro века и хранить их в шкафах на хорах Софийского собора, а в 1781-м году сделал распоряжение о составлении описи собранным сокровищам. По его распоряжению открыты в 1780-м году фрески Староладожской Георгиевской церкви. Был строгий блюститель уставов. Ратовал против нарушения постов в общежитиях светских учебных заведений, за прекращение обучения Французскому языку – во время революционных движений во Франции. Оказывал вспомошествование беднейшим ученикам духовных школ, жертвовал капиталы в фонд на пособия бедным, на лечение больных, на поминовение родных, на совершение ранних заупокойных литургий в Новгородоком Софийском соборе, на вспомошествование студентам Московской Академии и служащим при Софийском соборе, Новгородской Конснстории и Архиерейском Доме. Усердно трудился на литературном поприще. Некоторые его слова в высокоторжественные дни напечатаны по высочайшему повелению. В 1781-м году напечатаны его краткие поучения на каждый день года, собранные из творений святых отцов и расположенные в порядке Богословской системы. С 1783-го года был членом Российской Академии и некоторое время исполнял обязанности ее президента, работал над академическим Словарем, и специально работал над словами, начинающимися на буквы И и I. В 1786-м году он получпл академическую медаль. Ему принадлежит завершение работ по составлению и изданию Святейшим Синодом книги с объяснением церковных служб. Еще в 1746-м году Императрица Елисавета Петровна, заинтересовавшись объяснением крестного хода при освящении церквей, выразила высочайшую волю, чтобы Святейшим Синодом «о таковых и прочих тому подобных всех чиновных обрядах, службах и установлениях, чего ради оные узаконены и какая в них сила и подобие заключаются», были изданы книги, «с обяснешем», чтобы «удовольствовать в Православш находящихся, для надлежащего знания». Над составлением книги работало несколько духовных лиц, и наконец труд был завершен высокопреосвященным Гавриилом. Книга была издана в 1792-м году 2967 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Работы по строительству собора были в основном завершены в 1782 году, спустя почти сорок лет после отвода земельного участка. На завершающем этапе работами по возведению храма руководил архитектор Минчиани. 7 октября 1783 г. состоялось освящение собора, названного в честь святой Екатерины Александрийской, Девы и Мученицы, – соименницы императрицы Екатерины II. О тогдашней численности католической общины С.Петербурга дают представление сведения, приведенные в книге И.Г. Георги. «Здешнею католическою церковью от 1780 до 1790 года и так в течение десяти лет обручено 285 чет, окрещено 951 младенец и погребено 944 человека. В 1792 г. обвенчано 40 чет, окрещен 131 младенец и похоронено 79 покойников» 852 , – пишет немецкий автор, отмечая при этом: «обедню служат всегда на латинском языке, а патеры говорят проповеди попеременно на одном из четырех языков» 853 . Над главным престолом был помешен большой образ «Мистическое обручение святой Екатерины». Эта картина была подарена храму императрицей Екатериной II; её написал известный художник того времени Иоганн Якоб (Яков) Миттенлейдер (Меттенлейтер, Mettenleiter) (1750–1825). Вокруг висели и другие образа, созданные тем же художником (не сохранились). 854 В архивных документах этот немецкий художник также упоминается как J. Christ (Крист); для храма св. Екатерины он написал целый ряд картин: «Св. Иоанн Креститель», «Добрый Пастырь», «Тайная Вечеря» и «Св. Дух». 855 В 1788–90 гг. он участвовал в оформлении интерьера Троицкого собора Александро-Невской Лавры: написал 6 образов для царских врат (сохранились), 4-х евангелистов в люнетах купола и три образа над входными дверями внутри собора. 856 Немецкие католики пожертвовали немалые средства на сооружение храма св. Екатерины, и в дальнейшем они сохраняли свое влияние на католическом приходе. В описании Петербурга, принадлежащем перу Федора Туманского, об этом упоминается неоднократно: «Лавки, называемые ниренбергския под домами церкви римскокатолическия; в сих лавках продаются галантерейные ниренбергские товары» 857 ; храм «имеет по обеим сторонам изрядные домы и лавки, в которых ниренбергския товары продаются» 858 . ( «Нюрнбергская тема» позднее увлекла и А.С. Пушкина; он даже написал небольшую повесть под названием «Марья Шонинг, дочь нюрнбергского ремесленника»./Осуждена в Нюрнберге в 1787 году/) 859 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

7) Театр. Он заведен сперва в 1787 и возобновлен в 1792 году из общества благородных. Но ныне играют в нем кроме того и публичные актеры. 8) Кладбища, коих в городе всеобщих два: одно за городом на Девицкой дороге, сделанное около 1786 года; а другое на Терновой поляне за Девичьим монастырем, сделанное около 1775 года. Еще одно старое кладбище с 1770 года по 1780 год было на Чижевской полугоре, лежащей к городу. Отличнейшие же люди погребаются в монастырях Акатовском и Девичьем и около Чижевской Троицкой церкви. Немецкое кладбище не в дальнем расстоянии от той же церкви окопано в 1796 году. Публичные гулянья в городе Воронеже: 1) В сырную неделю от среды до воскресенья на льду реки Воронежа бывают бега на лошадях и простое катанье. А чернь занимается смотренем. 2) Во всю Светлую Седмицу бывают гулянья в Беломестной на горе близ острога, где чернь увеселяется качелями, а отличные граждане прогулками. 3) Мая 1 и во весь май по воскресеньям бывают гуляния в Чижевской роще около бывшего Государева сада, а также под лесами Круглым и Троицким. 4) В день Пятдесятницы в вышеупомянутых же лесах, а на другой день Сошествия Св. Духа в Архиерейском загородном Троицком саду при доме. 5) Августа 1, на реке и по островам реки, а наипаче на том острове, где было при государе Петре I адмиралтейство. 6) На день Усекновения главы Предтечевы августа 29 в пригородной слободе Чижевке. Кроме сего, бывают народные гуляния после крестных ходов у приходских церквей, к которым по назначению архиереев ходы сии бывают. Из городских урочищ известны наипаче следующие: 1) Площадь. Ныне она лежит на старой Московской улице против Собора, и здесь основана она с 1775 года, а прежде она была на самой нынешней Большой Дворянской улице. По городовому плану означено место и для другой городовой площади за Малой Дворянской улицей; но на ней не сделано еще никаких заведений и торгов На нынешней площади всех лавок каменных 255. 2) Беломестная ниже Покровской церкви, прозванная так от давних там Беломестцев, то есть таких при городе живущих людей служилых, которым вместо окладного жалованья даны были при государе Алексее Михайловиче земли в наследство, с тем, что бы они на своем иждивении служили; но земли бы никому на сторону, кроме своих беломестцев, не продавали.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Эти иконы упоминаются в «Сотной с писцовых книг» 1630 года как спасенные во время пожара деревянной церкви Архангела Михаила. Столбы, поддерживающие свод, украшены 24 вышитыми иконами с двунадесятыми праздниками и образами святых. У правого столба место архимандрита, обитое зеленым сукном и места для монахов обитые темно-серым сукном. В таком виде собор существовал до второй половины XVIII века. В 1774 году Алексей Колмогорцев обновил образ Пресвятой Богородицы Одигитрии. В 1780 году местные мастера резчики Соколов и Лодвиков реконструировали иконостас. Вероятно тогда же он стал пятиярусным. В 1784 году иконостас вновь был подвергнут переделке: тябла и столбики двух нижних ярусов сделали вновь, а резные столбцы - колонки для верхних взяли из прежнего иконостаса 1731—1735 годов городского Успенского собора. В 1784 году все внутренние стены храма были оштукатурены, сделаны карнизы. Над окнами и дверьми появились отлитые из алебастра Херувимы. Скульптурные украшения, расположенные над входами, исполнены местным мастером Костромитиным. В 1788-1789 годах заменены четыре малых деревянных главки на железные. В 1789 году вызолочен главный иконостас. Приделы Вход Господень в Иерусалим (алтарь переделан в жертвенник главного храма) и Николая Чудотворца (алтарь переделан в ризницу) были упразднены. В 1791-1792 годах по южной и северной стене храма сделан новый золоченый иконостас, образа поновлены. В 1808 году вся крыша храма покрыта железом, средняя глава уменьшена в объеме и заменена железной. В 1842 году архимандрит Августин исправил обвалившуюся штукатурку на стенах и сводах, стены покрасил в желтый цвет. Вычистил иконостас, покрыл лаком иконы. В сорока клеймах сделал новую живопись с изображениями двунадесятых праздников и ликами святых. В 1891-1892 годах иконостас и киоты были вновь позолочены с восстановлением резьбы. Стены в храме и алтаре выкрашены масляной краской, полы выровнены и покрашены. Обвалившаяся штукатурка поправлена. В 1898 году выкрашена зеленой краской крыша храма, стены колокольни выкрашены в желтый цвет.

http://sobory.ru/article/?object=00247

Точные сведения о времени постройки каменной церкви и её освящения имеются в записной книжке А.Н. Виноградова (1845-1919), в его личном фонде в Российской государственной библиотеке (Москва). Там сообщается, что Титовская церковь построена в 1838 г. и освящена в честь Рождества Иисуса Христа. А.Н. Виноградов, впоследствии выдающийся востоковед и синолог, в своём раннем детстве нередко гостил на Глинницах (ныне исчезнувшее поселение вблизи Титовской церкви, где жили до 1941 г. семьи священников и дьяков Титовской церкви) у своего родного деда, священника Титовской церкви Матвея Ивановича Образцова (1770-1852). Мать А.Н. Виноградова Анна Образцова умерла в 1850 г., оставив своему мужу, молодому священнику Чамеровской церкви Николаю Сергеевичу Виноградову трёх малолетних сыновей. В 70-80-е г.г. XIX в. старший Александр, окончивший Демидовский лицей в Ярославле, по заданию Императорского Археологического общества изучал старые деревянные церкви в Тверской, Новгородской и Ярославской епархиях. В своих публикациях этого времени он сообщает, что на Глинницах с 1718 г. стояла деревянная церковь, полностью разрушившаяся уже к 1877 г. Каменная Титовская церковь, по-видимому, строилась под непосредственным руководством и контролем его деда, священника Матвея Образцова. К 1830 г. относится указ императора Николая I, согласно которому мелкие приходы укрупнялись и объединялись вокруг крупных церквей, а священники ставились на государственное довольствие. На строительство новых каменных церквей специально выделялась часть денег из казны. К Титовской церкви, которую уже начинали строить, в 1830 г. были приписаны две домовые церкви князей Шаховских в их родовом имении Телятино: каменная зимняя церковь Архистратига Михаила и деревянная летняя Святой Троицы, а также деревянная церковь в пустыни на Звиженье - в честь Возведения Честнаго Креста Господня. Значительно раньше, в 1792 г., в приход Титовской церкви вошла д. Арефино, в которой ещё в 1780 г. сгорела большая деревянная церковь с престолами Образа Спаса Нерукотворного и Святого Николая Чудотворца. К Титовскому приходу относилась также и деревянная церковь в д. Титовское, разрушенная в самом начале 30-х г.г. XX в. Не исключено, что эта церковь была перенесена с Глинниц сразу после воздвижения каменного храма. Вообще же, Титовский приход включал в себя деревни Григорково, Титовское, Юрьевское, Иван-Погост, Погорелово, Арефино, Ещево, Кишкино. Приписка окрестных церквей к Титовской церкви свидетельствует о том, что её настоятель, протоирей Матвей Образцов, считался в те годы у тверского епархиального начальства священнослужителем уважаемым и значимым.

http://sobory.ru/article/?object=22548

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛЛИНИК V патриарх К-польский (1801-1806; 1808-1809). Род. в г. Муданья (Турция). Был архидиаконом митрополита Никейского, в 1779 г.- архидиаконом Вселенской Патриархии, в 1780 г. возведен на Адрианопольскую митрополичью кафедру. В сент. 1792 г. вслед. возникших между ним и адрианопольскими христианами разногласий был переведен патриархом К-польским Неофитом VII в Никею. 17 июня 1801 г. К. был избран на К-польскую кафедру при содействии партии Макария, митр. Эфесского, и вел. драгомана Порты Александру Суцу. Деятельность К. регулировалась тур. правительством и Димитрием Мурузи, представителем знатнейшего греческого рода, к-рый пользовался особым влиянием при дворе султана. В февр. 1803 г. К. издал окружное послание по поводу злоупотреблений в области наследственного права в Адрианопольской епархии. В мае 1805 г. выпустил сигиллий, касающийся надзора за больницами столицы. Была образована комиссия из 4 членов (2 митрополита - члены Синода и 2 высших чиновника Патриархии), которая должна была организовать прием и содержание больных; при этом попечителями греческих больниц остались уполномоченные столичных цехов. Патриарх сотрудничал с Д. Мурузи в проведении благотворительных акций, обращал большое внимание на упорядочение церковноприходской отчетности. Особыми предписаниями К. регламентировалась богослужебная практика. В 1803 г. он отправил послание митрополиту, духовенству и мирянам Ужице и Валева (Сербия) по поводу неправильного совершения таинств: крещение совершалось посредством обливания, вместо мира использовался елей, дети ранее 8-лет не допускались до причастия и т. д. Патриарх потребовал от митрополита и духовенства строго следовать литургическим и каноническим постановлениям Церкви. В 1804 г. К. совместно с Д. Мурузи восстановил народную школу в Куручешме (ныне в черте Стамбула), где находился также летний дом патриарха и Синода; для школы было приобретено и отремонтировано здание, ок. 100 учащихся обучались под рук. директора Дорофея Проноса. При К. были также учреждены или восстановлены школы в столичном приходе Ставродромион, на о-ве Тира (Санторин) при мон-ре прор. Илии, 2 школы в Янине, в Монемвасии и др.

http://pravenc.ru/text/1320049.html

В России древнейшей из известных церквей, посвященных И. О., является построенная в 1725-1729 гг. в С.-Петербурге на Охтенской стороне в плотничьих «переведенских слободах» деревянная ц. во имя св. Иосифа Древодела и свт. Николая Чудотворца. В 1732 г. деревянный храм разобрали и рядом с этим местом была возведена каменная ц. Св. Троицы с приделом И. О., а после ее сноса - часовня И. О. (1903-1904, архит. О. Л. Игнатович), простоявшая до 30-х гг. ХХ в. Большинство храмов И. О. строилось на западных рубежах Российской империи. Самой знаменитой была церковь в Могилёве, заложенная Екатериной II и австр. имп. Иосифом II в память их встречи в этом городе в мае 1780 г. Строительство под рук. архит. Н. А. Львова было завершено в 1798 г. В 1802 г. церковь получила статус кафедрального собора, в иконостасе помещены иконы И. О. и вмц. Екатерины работы В. Л. Боровиковского. Храм действовал до 1925 г., взорван в 1938 г. С 1866 по 1921 г. в г. Воложин (ныне на территории Белоруссии) действовал правосл. храм, один из приделов которого был посвящен И. О. Здание храма ранее принадлежало местной римско-католич. общине, также освятившей его во имя этого святого. Со временем многие члены общины перешли в Православие, в связи с чем храм был передан властями в ведение правосл. Церкви, но в 1921 г. церковь была возвращена ее прежним владельцам. В дер. Ижа (Вилейского р-на Минской обл., Белоруссия) также существовал храм И. О., построенный в XIX в. и разрушенный в 1929 г. Почитание И. О. в западных губерниях Российской империи иллюстрируют переписи населения этих районов, в которых Иосиф является одним из наиболее популярных имен (см., напр.: Опыт описания Могилёвской губ., составленный по программе и под редакциею Председателя могилёвского губернского статистического комитета А. С. Дембовецкого. Могилёв на Днепре, 1884). В 1792-1794 гг. в с. Берёзовка Херсонской губ. на средства местного помещика И. Г. Бржесского была возведена ц. И. О. Во время Великой Отечественной войны рядом с церковью находился опорный пункт немецкой армии, из-за чего она получила значительные повреждения при штурме города. В 60-х гг. XX в. храм был переоборудован под складские помещения и в таком виде существовал до 1985 г., когда началось его постепенное восстановление. Кроме того, на Украине ц. св. Иосифа с XIX в. существует в с. Мечебилове Барвенковского р-на Харьковской обл. В Днепропетровской обл., в с. Марьевка Магдалиновского р-на, несколько лет назад был возрожден соименный женский монастырь, а в Крыму, в с. Крестьяновка,- церковь.

http://pravenc.ru/text/1470695.html

Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2014 г. Грандиозный Спасо-Преображенский собор, который мы можем видеть в центре Рыбинска, был сооружён на средства рыбинского купца Ивана Алексеевича Миклютина и на деньги, в размере 40 000 рублей, завещанные другим купцом - Михаилом Вязьмининым, скончавшейгося за год до начала строительства храма. Из книги: А.Б. Козлов " Рыбинск: Мозаика былого " . - Рыбинск: Медиарост, 2019 В глубокой древности на узком перешейке между рекой Волгой и поймой реки Черемхи было положено начало Рыбной слободе, исторической предшественнице современного города Рыбинска. Здесь издавна располагались древнейшие деревянные храмы, а в 1654-1660 годах по благословению Ростовского митрополита Ионы (Сысоевича) выстроен первый каменный рыбно-слободской храм в честь Преображения Господня. В 1777 году слобода получает официальный статус уездного города Ярославского наместничества с гербом, позднее – высочайше утвержденный план поквартальной застройки с вновь организуемой соборной площадью. Центром площади становится прежняя церковь Преображения Господня, преобразованная в городской собор, а архитектурной доминантой — новая ярусная колокольня, решение о строительстве которой принимается уже в конце 1780-х годов. Соборная колокольня города Рыбинска выстроена взамен старой шатровой в 1796-1804 годах по проекту талантливого архитектора-самоучки уроженца посада Большие Соли Степана Андреевича Воротилова (1741-1792). Рукой талантливого архитектора были воедино собраны и строгость пятидесяти двух колонн, обрамляющих верхние ярусы, и по-барочному пышные межярусные карнизы с ажурной раскреповкой, и купольное завершение с волютами и высоким граненым шпилем. Замысел был осуществлен уже после смерти архитектора известным подрядчиком, крестьянином деревни Кочевки Диево-Городищенской волости Ярославского уезда Семеном Максимовичем Карповым, прежде работавшим под руководством С. А. Воротилова. Колокольня была самым высоким сооружением в городе и кроме основного назначения долгие годы выполняла функции пожарной каланчи. В ясную погоду окрестности города просматривались с колокольни на тридцать верст вокруг. В 1809 году на четвертом ярусе колокольни были установлены башенные часы с кованым механизмом весом 22 пуда. Они прослужили городу до 1878 года, а потом по ветхости были проданы «в лом». Новые часы московской фирмы «Винтер» появились в 1896 году и были установлены в верхней подкупольной палатке, где они успешно продолжают свою работу и по сей день. Колокола на соборной колокольне в XIX веке несколько раз заменялись. Трижды увеличивался вес большого колокола-благовестника. Заказанный по решению Городской Думы в 1833 году большой колокол по весу превзошёл большой колокол Ярославского кафедрального собора. В связи с развитием города и ростом его населения рыбинский собор уже не мог вмещать всех приходящих на богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=01819

При расширении Новгородской епархии на северо-восток в 1787 г. вместе с Кирилловым Белозерским мон-рем в нее вошла и основанная в 1778 г. Кирилло-Белозерская ДС (с неполным числом классов), просуществовавшая до 1795 г. (в 1788-1792 в ней учился буд. еп. Амвросий (Орнатский)). Своим возрождением Новгородская ДС оказалась обязана неожиданному решению имп. Павла I, освободившего митр. Гавриила (Петрова) от управления С.-Петербургской епархией. Переселившись в Новгород, митр. Гавриил прежде всего озаботился подготовкой образованного духовенства на месте путем поэтапного возвращения в Новгород уроженцев Новгородской губ., учившихся в С.-Петербурге. 18 нояб. 1799 г. настоятелем Антониева мон-ря и ректором ДС был поставлен архим. Флавиан (Ласкин), занимавший эти должности до 1804 г. В 1800 г. был проведен неотложный ремонт зданий ДС. В 1740 г., одновременно с основанием в Новгороде ДС, предполагалось учредить «в пристойных местах» епархии школы для обучения рус. грамоте (чтению и письму), однако это предписание осталось невыполненным. Позднее архиеп. Димитрий (Сеченов) возобновил в епархии 13 школ (большинство из них прекратили свое существование в 60-70-х гг. XVIII в.), в т. ч. в 1758 г.- Тихвинскую как школу Тихвинского посада для Обонежской пятины. В очередной раз школы создавались в 1780 г. по инструкции архиеп. Гавриила (Петрова) при 4 мон-рях: новгородском Антониевом, Валдайском Иверском, старорусском Преображенском и боровичском Духосошественском, по их примеру была преобразована и сохранившаяся Тихвинская школа. В 1784 г. все «малые школы» были закрыты. В 1788 г. имп. Екатерина II выразила надежду на их возобновление, однако сбыться ей в XVIII в. оказалось не суждено. На протяжении XIX - нач. XX в. главным учебным заведением епархии оставалась Новгородская ДС, к-рую ее ректор, архим. Флавиан, сумел вывести из состояния «придатка» Александро-Невской академии (так с 1797 именовалась Александро-Невская Главная семинария). ДС была восстановлена в составе 7 отд-ний: богословия, философии, риторики, высшего, среднего и нижнего лат.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010