Невинность Даниила была чудесно доказана и царь, полный радости за своего любимца, велел немедленно освободить его изо рва. Разломали печати, отвалили камень от верхнего отверстия и пророка невредимым подняли наверх на глазах всех присутствовавших 1404 . Теперь нужно было подвергнуть наказанию врагов пророка, так безжалостно и невинно осудивших его на смерть. По обычаям и законам того времени 1405 , клеветники подлежали тому же наказанию, какому они подвергли свою невинную жертву; так и теперь Дарий осудил их на растерзание теми же львами. Приведенные ко рву, сановники пытались было увернуться, старались доказать, что Даниил, благодаря только случайности, спасся от смерти; они говорили, что львы были сыты и потому не хотели не только коснуться, но и подойти к пророку. Царь для удостоверения велел бросить львам множество мяса, а когда звери насытились, приказал спустить в ров клеветников, чтобы увидеть, коснутся ли их львы 1406 . Это было, конечно, смертным приговором для них, и не только для них, но и для их жен и детей, как было в обычае на востоке 1407 . Суд Божий, действительно, не замедлил исполниться над врагами пророка: не успели они еще достигнуть дна ямы, как львы подхватили их на воздухе 1408 , растерзали и сокрушили сами кости их. Дарий, видя столь чудесные действия Бога Даниилова, Который спас Своего избранника и наказал врагов его, – скоро после того издал указ ко всем своим подданным, в котором повелевал, чтобы во всех пределах царства его «трепетали и благоговели пред Богом Данииловым, потому что Он есть Бог живый и присносущий, и царство Его несокрушимо и владычество Его бесконечно. Он избавляет и спасает и совершает чудеса и знамения на небе и на земле; Он избавил Даниила от силы львов». Называя Бога Даниилова живым и присносущим, признавая Его знамения и чудеса и повелевая на этом основании всем «трепетать и благоговеть» пред этим Богом, Дарий, при всем том, еще далек от того, чтобы признать Бога Даниилова единым, истинным Богом; как и Навуходоносор, он не возвышается и не возвысился над своими политеистическими верованиями, даже не узаконил поклонения Богу израильскому; – но тем выше была честь, оказанная им пророку Даниилу: он любил и уважал старца-праведника, сделал его одним из первых своих друзей 1409 , возвысил и уважал Ананию, Азарию и Мисаила 1410 , которые по-прежнему трудились на пользу своих братий в чужой земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Это рассуждение научает тебя покаянием и верою во Христа Иисуса совлекаться ветхого человека и его животного образа и искать и облекаться в образ Божий, который есть наилучшее и превосходнейшее украшение души ( 104, 644–645 ). Память смертная очищает душу ( 104, 655 ). Глядя в зеркало Святого Писания, видим святость Божию, как свет, не причастный никакой тьме: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» ( 1Ин. 1, 5 ). Так подобает и христианам – поступать, как чадам света ( Еф. 5, 8 ); как чадам Божиим, заботиться о святой жизни, очищать себя «от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» ( 2Кор. 7, 1 ), «ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» ( 1Сол. 4, 7 ). Святость же не только в том, чтобы хранить себя от скверны, блуда и нечистоты, но и от корысти, зависти, гордости, тщеславия и прочего зла, как учит святой Златоуст ( 104, 1405–1406 ). Образ святой и непорочной жизни Христа – совершенное и истинное правило; взирая на него почаще, христиане могут преуспевать в своем деле. Ибо все мы имеем тленное естество, которое без правила не можем исправить. Поэтому Сам Христос повелел нам учиться от Себя этому искусству: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» ( Мф. 11, 29 ). «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» ( Ин. 13, 15 ). Святитель Тихон Задонский ( 104, 1409–1410 ). Смоковница, покрытая листьями, была красива на вид, но не удостоилась одобрения от Господа, потому что не было на ней плодов, а плодов не было потому, что не было внутренней силы плодоношения. Сколько таких смоковниц бывает в нравственном смысле! На вид все исправно, а внутри ничего нет. Степенны, честны и все христианское исполняют, а духа жизни о Христе Иисусе не имеют, оттого не имеют плодов живых, а то, что есть в них, только кажется плодом, а не есть плод. В чем же дух жизни о Христе Иисусе? На это скажем: одно в нем от Господа, а другое от нас. Что от Господа, то собственно и есть сила духовного плодоношения, а что от нас, то есть только приемник этой силы. О последнем и позаботься больше. Тут корень – чувство, что ты погибающий, и что если не Господь – погибнешь. Отсюда всю жизнь, при всех делах и трудах – сердце сокрушенное и смиренное. Далее, поскольку будущее безвестно, а врагов много и спотыкание возможно поминутно, то – страх и трепет в поисках спасения и непрестанное вопияние: «имиже веси судьбами, спаси мя». Горе почивающему на чем-нибудь, кроме Господа; горе и тому, кто трудился для чего-нибудь, кроме Господа! Спроси себя трудившийся в делах, которые считаются богоугодными, для кого трудишься? Если совесть смело ответит: только для Господа – хорошо, а если нет, то ты созидаешь дом на песке. Вот несколько указаний о плодоносном внутреннем духе. По этому и о прочем разумевай. Святитель Феофан Затворник ( 107, 299–301 ). Душа человека обретает качества, соответствующие ее деятельности ( 108, 89 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

1401 . 4 . Для постоянного подкрепления и освежения телесных сил первозданного человека, для поддержания жизни его навсегда, Бог насадил посреди рая древо жизни ( Быт. 2:9 ), плодами которого питаясь, человек и телом был бы безболезнен и бессмертен (Простр. Хр. Катех. о чл. 1, отв. на вопрос: что такое древо жизни?). Посему-то Священное Писание свидетельствует, что Бог смерти не сотворил ( Прем. 1:13 ), что Он создал человека в нетление (- 3:23), и что одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили ( Рим. 5:12 ). Равным образом святые Отцы единогласно учат, что человек создан был бессмертным или для бессмертия; 1402 и Православная Церковь на Карфагенском Соборе определила: “если кто скажет, что Адам, первозданный человек сотворен смертным, так что хотя бы согрешил или не согрешил, умер бы телом, т.е. вышел бы из тела, не в наказание за грех, а по необходимости естества: да будет анафема” (Прав. 123). Но, с другой стороны, из Писания же видно, что это бессмертие человека даже по телу зависело не от свойства самого тела его, созданного из земли, а от божественной благодати, и орудием этой благодати было насажденное в раю древо жизни: и теперь, сказал Господь по падении нашего праотца, как бы не простер он руки своей, и не взял от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно ( Быт. 3:22 ). Древние учители Церкви также разумели под бессмертием Адама даже по телу не то, будто он не мог умереть по самому свойству своей телесной природы, а то, что он только предназначен был для бессмертия, 1403 что он мог не умирать по особенной благодати Божией, если бы оставался верным Богу, в награду за свою покорность, 1404 и что проводником этой благодатной силы Божией служило в раю древо жизни. “Если бы мы, говорит святой Григорий Богослов , пребыли тем, чем были, и сохранили заповедь, то сделались бы тем, чем не были, и пришли бы к древу жизни от древа познания. Чем же мы сделались? Бессмертными и близкими Богу”. 1405

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

После Новгорода Феофан работал в Москве, но здесь его стенных росписей не сохранилось, хотя известно, что мастер расписал, например, Благовещенский собор в Московском Кремле, но тот позднее был значительно перестроен, по сути, возведен заново на старом фундаменте, так что изначальные фрески оказались, естественно, утраченными. Однако, настолько ценилось искусство Феофана, что иконостас собора был сохранен и восстановлен скрупулезно после перестройки храма. Над иконостасом вместе со старшим собратом-иконописцем трудились русские мастера – Прохор с Городца и преподобный Андрей Рублев. Это была первая работа Рублева, отмеченная летописью 1405 годом. Феофан Грек явил в Москве те же черты своего искусства, какими отмечен и новгородский его период, однако неистовой духовной напряженности сопутствует в его новых иконах и самоуглубленное спокойствие духа -– сочетание почти невероятное, доступное в выражении только великому мастеру. Среди икон, написанных Феофаном в Москве, помимо того, что можно видеть в иконостасе Благовещенского собора, выделяются «Богоматерь Донская» (хотя авторство Феофана здесь только предполагается) и «Преображение Господне». Возле последнего нужно задержаться, особо. «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть... Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их, и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались» ( Мф. 17, 1–6 ). Это событие и является основою всех тех икон Преображения, которые русская иконопись оставила нам во множестве. Едва ли не совершеннейший из всех – образ, созданный Феофаном Греком. Мы уже вспоминали, что именно в спорах о природе Фаворского света окончательно сложилось учение исихазма, цель которого – открыть духовному взору человека вечно существующее, но по несовершенству человеческому невидимое и неведомое его ,непреображенному зрению.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Dunaev/...

«Восстанови нас, Боже, спасения нашего, и прекрати негодование Твое на нас. Неужели вечно будешь гневаться на нас, прострешь гнев Твой от рода в род? Неужели снова не оживишь нас, чтобы народ Твой возрадовался о Тебе?» (ст. 6–7). Но Господь и прежде уже обещал, и после возвращения из плена, в то время, когда возносились к Нему подобные скорбные молитвы, не переставал чрез рабов своих пророков утешать народ Свой обещаниями даровать ему мир и благоденствие, если только сам он пребудет в верности завету Божию 1405 . Псалмопевец с верою приклоняет слух свой к божественным вещаниям: «Послушаю, что говорит Господь Бог . Он изрекает мир на народ Свой и на святых Своих, только не возвращались бы к безрассудству» (ст. 9) 1406 . И таким образом, внимая обещаниям Божиим, он утешается надеждою на близость помощи божественной и в духе созерцает полноту спасения, которая должна некогда излиться над Сионом. «Так, близко к боящимся Его спасение Его, чтобы обитала слава в земле нашей! Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются. Истина возникнет из земли и правда приникнет с небес. И Господь даст благо, и земля наша даст плод свой. Правда пойдет пред Ним и поставит на путь стопы свои» (ст. 10–14). Вообще, в целом своем составе псалом наш представляет как бы сокращение молитвы возвратившегося из плена Иудейского народа и бывших к нему увещаний и утешений тогдашних пророков Аггея, Захария и Малахии. Правда, за исключением показанного нами общего соответствия его характера и содержания с состоянием тогдашних Иудеев и с сущностью пророческих писаний того времени, мы не можем указать в нем никаких особенных признаков специального отношения ко времени по возвращении из плена Вавилонского; но так как с другой стороны нельзя указать в его содержании и никаких решительно побуждений, по которым бы употребленное в начале его выражение о возвращении плена Иаковлева следовало понимать не в собственном буквальном смысле об освобождении из плена, а как-либо вообще в абстрактном значении избавления от какого-нибудь другого несчастия в более раннее или более позднее время иудейской истории 1407 , то, в связи с таким указанием на после-пленную эпоху, и вообще соответствие его характера и содержания с сею эпохою получает силу доказательства, что он действительно относится ко времени вскоре по возвращении из плена Вавилонского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

В 1395 г. митрополит Киприан своей грамотой отменил дополнительную грамоту суздальского владыки Дионисия. Посланный около 1391 года патриархом цареградским во Пскове для убеждения стригольников, Дионисий дал псковичам свою грамоту, которой дополнял уставную княжескую грамоту и вытребовал клятву исполнять эту грамоту. Неизвестно, какого содержания была грамота Дионисия; видно только, что она не соответствовала законным правам князя. Узнав об этом, Киприан, как первенствующий иерарх, отменил грамоту Дионисия, разрешил псковичей от клятвенного обещания исполнять её и предписал поступать по княжеской грамоте. «Дионисий, – писал им первосвятитель, – вплёлся не в своё дело и написал грамоту неподобную; я её отменяю, в вы перешлите её ко мне и я сам подеру её; а вы ходите по прежней грамоте великого князя». Своё определение Киприан основывал на том, что Дионисий сделал это без ведома патриарха, в смутное время. «То был Дионисий, а деял то в мятежное время, а патриарх ему того не приказал деяти» 73 . В то же самое время св. Киприан писал в Псков другую грамоту. Псковичи возбуждаемые стригольниками, осуждали духовенство своё за неодобрительное поведение, между прочим – за вступление некоторых вдовых священников во второй брак, самовольно лишали их сана, отнимали церковное имущество н даже казнили. В своей грамоте по этому случаю митрополит предоставляет суд над клириками епископу и осуждает всякое незаконное стороннее вмешательство в дела церковные 74 . Около того же времени (1392–1405) Киприан писал в Псков послание против некоторых беспорядков в тамошней церкви. Кроме обливательного крещения, в Пскове один антиминс разрезали на части и полагали на престол и не наблюдали благочиния при богослужении, особенно при принятии св. таин. Имея в виду эти нужды, св. Киприан поручил новопоставленному епископу Харитону отвезти в Псков своё послание, в котором и осуждает означенные церковные неисправности 75 . Кроме действительных беспорядков в церкви псковской, встречалось много недоумений в делах церковных. Духовенство псковское встречало много недоумений относительно времени и способа совершения разных богослужебных действий и таинств, относительно жизни и поведения клира и других случаев, и предлагало митрополиту свои недоумения в виде вопросов. В 1395 г. Киприан в своём поучении дал им свои канонические определения в ответах 76 . Также точно святитель отвечал между 1390 и 1405 г. игумену Афанасию, вопрошавшему его «о некоторых потребных вещах» 77 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasin/...

[итал. Bruni] Леонардо (1370 или 1374, Ареццо - 9.03.1444, Флоренция), итал. христ. мыслитель, гуманист. Прозвище Аретино получил по месту рождения. С кон. 80-х гг. XIV в. учился во Флоренции, в ун-те и частном кружке гуманиста К. Салутати. Изучал лат. и греч. языки, право, этику, риторику. В 1405-1415 гг. (с перерывом в неск. месяцев в нач. 1411, когда был одним из секретарей Флоренции) служил секретарем в папской курии в Риме. В 1415 г. вернулся во Флоренцию, где через 10 лет получил гражданство. С 1427 г. и до конца жизни занимал пост канцлера Флорентийской республики. Автор многочисленных сочинений на темы морали, политических и военных трактатов, исторических и биографических трудов. Много внимания Б. уделял проблемам этики (в соч. «Введение в науку о морали» (Isagogicon moralis disciplinae, 1421-1424), «Диалоги к Петру Павлу Гистрию» (Dialogi ad Petrum Paulum Histrum, ок. 1405), «Против лицемеров» (Oratio in hypocritas, 1417), письмах). Он развивал тезис Аристотеля , что человек - существо социальное, раскрывающее свои моральные качества в общении с др. людьми. Следуя гуманистической традиции, Б. видел нравственный идеал не в аскетизме и религ. созерцании, а в активной жизни человека в обществе, в патриотизме и подчинении личных интересов принципу «общего блага». Основную цель моральной философии Б. связывал с воспитанием доблестных граждан, следуя в этом идеям Цицерона . В сочинениях историко-политического плана - «Восхваление города Флоренции» (Laudatio florentinae urbis, 1403-1404), «О флорентийском государстве» (Περ τς τν Θλωρεντινν πολιτεας, 1430-е), «История флорентийского народа» (Historiarum florentini populi libri XII, 1430-1439), «Комментарии к событиям своего времени» (Commentaria rerum suo tempore gestarum, охватывают период с 1438 по 1440) - Б. развивал идеи республиканизма, обосновывал преимущества флорентийской демократии, хотя и отмечал ее эволюцию в сторону олигархии, власти «знатных и богатых». Исторические труды Б. заложили основу ренессансной историографии с ее обращением к документам, строгостью в изложении фактов, выработкой критического метода исследования.

http://pravenc.ru/text/153481.html

(Опред. 17 – 29 Июля 1885 г. 1405 Ц. В. 33). Журналы правлений подписываются всеми членами, участвовавшими в заседании. При разногласии в решениях, журналы составляются по большинству голосов; при чем мнение меньшинства членов, согласно желанию последних, или вносится в самый журнал, или прилагается к журналу особо. Изложение мнения меньшинства должно быть чуждо полемического характера и ограничиваться спокойным указанием оснований несогласия с большинством. (Опред. 13 – 20 Ноября 1867 г.) Примечание. Заявленное во время заседания правления особое мнение должно быть своевременно представлено для внесения в журнал, или для приложения к нему. (Опред. 14 – 27 Ноября 1876 г.) Члены правлений, пользуясь предоставленными им правами, обязываются строго наблюдать приличие и умеренность в заявлении и защите своих мнений и не нарушать должных отношений к председателю; равным образом и весь состав должностных лиц при Семинариях должен иметь в виду их обязанность законной подчиненности ректорам, как непосредственным Начальникам Семинарий 287 . (Указ. 8 Марта, 1864 г. 11). Каждый член правления, по подписании решительного определения, может переменить данное им в заседании правления мнение, с тем однако, чтобы измененное мнение было заявлено правлению не позже первого очередного заседания данного правления, в котором имеет состояться уже окончательное решение по данному предмету. Если вследствие такой перемены одним или несколькими членами их мнения изменится самое положение большинства, то соответственно этому и проект состоявшегося прежде определения должен подлежать изменению. (Опред. 18 Марта – 16 Апреля 1871 г.) Члены правления из епархиального духовенства не имеют больших прав, чем какими пользуются прочие члены. (Опред. 8 Апреля – 12 Мая 1869 г.). Членам правления от, духовенства, получившим академическое образование, разрешается, в случае нужды, председательствовать в экзаменационных комиссиях на правах членов педагогического собрания. (Опред. 17 – 29 Июля 1885 г. 1405 Ц.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Успение Пресв. Богородицы. Миниатюра из Бревиария Мартина Арагонского. 1398–1405 гг. (Paris. Roth. 2595. Fol. 369) Успение Пресв. Богородицы. Миниатюра из Бревиария Мартина Арагонского. 1398–1405 гг. (Paris. Roth. 2595. Fol. 369) Важный вклад в переориентацию искусства Каталонии на итал. проторенессанс внесли отец и сын Феррер и Арнау Басса. Они работали для Арагонской династии в 1-й пол. XIV в., и основной сферой их деятельности были фрески, алтари и ретабло. Особенно сильно на их творчество повлияла сиенская живопись. «Libro verde de Barselona» (Arxiu Històric de la Ciutat de Barcelona. 1.346-1.370, 1346-1348 гг.) - сборник привилегий «Совета ста», а также новая роскошная копия текста «Обычаи Барселоны и традиции Каталонии» (Arxiu Municipal de Lleida. 1.378, 1333-1335 гг.) приписываются их мастерской. Роскошные цветочные бордюры и медальоны на полях страниц, глубокое пространство миниатюр, мощные фигуры, объемная моделировка лиц - все это свидетельствует о полном усвоении художественного языка нового искусства Центр. Италии и об отказе от изящной линеарности франц. готики. Из их мастерской вышла также т. н. Псалтирь из Кентербери (Paris. lat. 8846). Первая часть декорации этой рукописи была создана в Англии в 1200 г., и сразу же после этого неоконченная Псалтирь попала в Барселону, в 40-х гг. XIV в. здесь была завершена работа с рукописью художниками из мастерской Феррера Басса. Необходимость следовать предварительным наброскам англ. мастеров объясняет нек-рые различия в построении пространства и структуре страницы в этой рукописи, но стилистические особенности языка мастерской Феррера Басса с ориентацией на сиенское искусство остаются хорошо узнаваемыми. Эпидемия чумы в Европе в середине века прервала процесс последовательного развития итальянского искусства. Ок. 1349 г. Феррер и Арнау Басса умерли от «черной смерти». Приверженность готике с ее аристократическим и интернациональным характером стала определять искусство при дворе Каталонии уже к 80-м гг. XIV в. Твердая итальянизирующая моделировка форм в соединении с грациозными арабесками в стиле франц. мастеров - характерные черты рукописей этого периода.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

Тетрадь VII ФЕВРАЛЬ 1981 – ИЮНЬ 1982 Воскресенье, 1 февраля 1981 Кончил книгу о Липмане, которая навела меня на всевозможные размышления и вообще взволновала. У меня чувство, что я как-то «породнился» с ним, ибо в книге шестьсот страниц и я несколько дней как бы жил с нею, и это значит – с Липманом. Автор (Стил) пишет о его смерти: «…never did he speak of prayer, or of God, or of afterlife… To the end he was like a mature man» 1405 . A между тем чем больше я вчитывался, тем сильнее чувствовал, что драма Липмана (как и каждого человека) – религиозная, что всю жизнь он подменял – бессознательно, инстинктивно – Бога чем-то другим, что его не удовлетворяло. «Людям нужна религия» – это его слова. Понедельник, 2 февраля 1981 Сретение. Возвращение в семинарию. Литургия. Вернулись из Балтимора в субботу днем. Льяне плохо, отравление антибиотиками, синус, отвратительное самочувствие. Вчера весь день около нее. Липман: национализм сильнее и постояннее идеологии. Я думаю, в этом он прав. Далее: его постепенное разочарование в демократии, во всяческом культе «масс " … Вчера, кончив Липмана, читал в новом номере «Континента» стихи Бродского: «Эклога IV (зимняя)». Не понимаю, не слышу, не чувствую. Ощущаю как набор слов, наверное, с очень тонкой игрой всяческих аллитераций. Но по мне это – утонченность ради утонченности. Его ранние стихи (то есть более ранние) мне очень нравились. «Остановка в пустыне», «Сретение», «На смерть Элиота», «На разрушение греческого храма в Ленинграде» и т.д. Может быть, он – одна из жертв успеха? Темный дождливый день. Л. лежит наверху. В доме тихо. И ужасно не хочется – после этих двух недель в «нигде» (отель, больница, Балтимор) – возвращаться в «деловую жизнь». Уже сегодня, после Литургии, она ринулась на меня со всех сторон… Вторник, 17 февраля 1981 Вот и февраль перевалил за половину. Время бежит, и ничего не успеваешь… Три дня в Бостоне – на retreat, очень удачном, но и смертельно утомительном. 132-й номер «Вестника». Tout compte fait 1406 – доволен своим «Таинством воспоминания», а также некрологом Н.М. Зернова (по этому поводу получил взволнованно-благодарственное письмо от его жены Милицы).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010