Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия Триоди: «Моря чермную пучину...». По 3-й песни – седален Триоди, глас 1-й: «Божественный Твой зрак...». «Слава» – ин седален Триоди, глас тот же: «Зраками пророков...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Любовию, Чистая...». По 6-й песни – кондак праздника Триоди : «Неописанное Слово Отчее...», и икос: «Сие смотрения таинство...». На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 9-й. «Слава» – светилен Триоди, «И ныне» – Богородичен Триоди. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры воскресные, глас 1-й – 5 (четыре стихиры воскресные и Анатолиева одна), Триоди, глас 4-й – 3, затем стих: «Воскресни, Господи Боже мой...», и самогласен Триоди, глас 6-й: «Моисей во время...». «Слава» – тот же самогласен, «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Примечание. Первые шесть стихир поются со стихами хвалитных псалмов, а последние три – с дополнительными стихами: 1-й – «Исповемся Тебе, Господи Боже мой,/всем сердцем моим»; 2-й – «Возвеселюся и возрадуюся о Тебе,/пою имени Твоему, Вышний», 3-й – «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя,/не забуди убогих Твоих до конца». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение...». Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 9-я. На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника Триоди: «Пречистому Образу Твоему...». Кондак праздника Триоди: «Неописанное Слово Отчее...». (Воскресный кондак опускается.) Литургия свт. Василия Великого. На проскомидии заготовляются два Агнца – для среды и пятницы. Блаженны гласа – 6 и Триоди, песнь 6-я – 4. На входе: «...Воскресый из мертвых...». По входе – тропарь воскресный, тропарь праздника Триоди, глас 2-й: «Пречистому Образу Твоему...». «Слава, и ныне» – кондак праздника Триоди: «Неописанное Слово Отчее...». Прокимен и аллилуиарий – Недели Православия (отцов). Апостол и Евангелие – Недели Православия. Вместо «Достойно есть» – «О Тебе радуется...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-24/

Даже покаяние без поста напрасно есть. «Никтоже да не мнит без болезни очистить грехи, – говорит митрополит Киевский Никифор (1104–1121), – и без поста омыти скверны» 5 . «Оружие чистоты», пост одухотворяет человека, возвышает его молитву, является самой удобной ее основой. «Пост на небо молитву посылает, аки криле ей бывающи к горнему шествию... Аще бо не сотвориши крилу молитве, не взлетит к Богу». Великий пост христиане проводили очень строго, и поэтому предписаний о нем сохранилось гораздо больше, чем о других постах. Согласно древнецерковным указаниям, Великой пост признавался десятиной года, которую верующий посвящал своему Небесному Царю. Автор одного древнего поучения предлагает такой расчет дней Великого поста: пост продолжается семь недель, включая Страстную; из них первые шесть содержат по пять постных дней, ибо субботы и воскресенья Великого поста, согласно с церковными канонами 6 , не считались вполне постными днями; всего получалось тридцать дней. Последняя, Страстная седмица содержала шесть постных дней, ибо в Великую субботу полагался пост 7 . Получалось 36 дней – неполная десятина года. Чтобы она стала полной, предписывалось поститься в Великую субботу до «поздняго» – еще полдня. Всего Великий пост содержал 36 с половиной постных дней. По этому расчету он был точной десятиной года, но не был четыредесятницсй. В Киево-Печерском монастыре был другой расчет, по которому Великий пост являлся точной четыредесятницей, но не представлял точной десятины года. Преподобный Феодосий Печерский говорил братии перед началом Великого поста: «Се есть десятина даема от лета Богу... еже есть пост четыредесятный, в няже дни очистившися душа, празднует светло на Воскресенье Господне, веселящися о Бозе» 8 . Сам же Преподобный на Великий пост затворялся в пещере и возвращался к братии в конце шестой недели, «в пяток на канун Лазарев, в сей бо день, объясняет летописец, кончается пост сорока дней» 9 . Очевидно, в Печерском монастыре великопостный период рассчитывали так: шесть седмиц считали сплошь постными, то есть до пятницы шестой недели. Страстная седмица не входила в счет поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/o...

Вообще, дорога на автотранспорте до Годеново от Москвы может занять 3 часа, а может и все пять – как повезет с пробками. Нам, несмотря на вечер пятницы, определенно везет: ни одного долгого «стояка». На санитарной стоянке у автозаправки, уже за Посадом, Николай – опять же по благословению годеновского батюшки – разрешает попить «чаю-кофе», добавляя к этому: «Но уже без бутербродов». Кому-то бодрящее питье это и вправду требуется – по физической немощи или новоначальным. Другие воздерживаются, чтобы хотя бы 6 часов не есть, не пить до Причастия. Но народ на ночную в Годеново едет разный – на это делается скидка. Отношение к величайшему православному таинству в ночные литургии – особенное. На обычной обедне – иное дело: не успел приготовиться, поисповедаюсь, причащусь через неделю. На ночной же литургии не причаститься Святых Таин как-то даже и нелепо. Ты преодолел вечернюю усталость, пришел ночью в храм, а в данном случае еще и проехал перед этим 200 километров – и отойдешь в сторонку после возгласа из алтаря: «Святая Святым»? Именно поэтому Николай и напоминает ненавязчиво, что причаститься желательно всем паломникам. Разумеется, с благословения священника и после Исповеди. Здесь позволим себе небольшое отступление-пояснение. Практика ночных литургий в Православии – одновременно и новая, и древняя. Следует вспомнить, что главная православная служба – Евхаристия – по самой своей сути не имеет жесткой связи с временем суток, ведь это таинство «будущего века». Сам наш Господь Иисус Христос совершил ее в первый раз в Сионской горнице вечером. А в книге Деяний апостольских рассказывается о «преломлении хлеба» (то есть литургии) именно ночью. «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи… и, преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел» ( Деян. 20, 7,11 ). На Святом Афоне жизнь строится по византийскому времени, которое начинается с захода солнца, когда всех звуком била призывают на богослужение, продолжающееся всю ночь.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/28/noch_k...

Перевод: Обороняющей меня Военачальнице/за избавление от страшных бед/торжества победы благодарственные/учреждаю Тебе я, Твой город, Богородица!/Но Ты, как имеющая власть необоримую,/от всяческих опасностей меня освободи,/да взываю Тебе:/«Радуйся, Невеста, брака не познавшая! Свернуть Неделю Крестопоклонную можно считать серединой Великого поста. Раньше среду седмицы после Крестополконной недели (воскресенья) называли «средокрестье». Существует обычай во время всенощной, совершаемой вечером в субботу (6 апреля в 2024 году), выносить на середину храма украшенный крест. Обычно еще до начала всенощного бдения в алтаре крест кладется священником на престол и остается там до пения великого славословия. Во время пения славословия предстоятель, облаченный, как на литургии, во все священнические одежды три раза обходит с кадилом престол. Далее с началом пения Трисвятого он поднимает крест на уровень головы и в предшествии свещеносцев выходит боковыми вратами из алтаря, останавливается напротив царских врат и возглашает «Премудрость, прости». После этого при пении тропаря Кресту священник помещает крест на аналой, стоящий в центре храма и кадит его. Далее исполняется песнопение «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим» , во время которого священники и прихожане совершают перед крестом три поклона. Это же песнопение звучит на воскресной литургии вместо Трисвятого. Крест будет находиться в центре храма до пятницы, когда его внесут обратно в алтарь. Еще одна особенность вечернего богослужения в этот день состоит в том, что помазание освященным елеем совершается не после чтения Евангелия, а после поклонения кресту. Необычным для воскресного всенощного бдения, совершаемого великим постом, является исключение из богослужения ради праздника Благовещения покаянных песнопений «Покаяния отверзи ми двери...» и др. Одной из отличительных черт богослужения Благовещения является чтение необычного канона на вечернем богослужении. Это один из немногих диалогических канонов, который строится на беседе Архангела Гавриила и Богоматери. Авторство традиционно приписывается Иоанну Дамаскину.

http://foma.ru/nedelja-krestopoklonnaja-...

«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец Ваш небесный» (Мф. 6, 14), — так говорит Господь. Без покаяния, без прощения Божьего невозможна духовная жизнь, а прощение нас Богом невозможно без прощения и нами наших «должников». Постараемся отнестись к этому серьёзно и внимательно! И от нашей серьёзности в этом вопросе во многом будет зависеть – раскроются ли для нас сокровенные кладовые Поста. Первая неделя считается самой строгой. Но строгость эта действительно относительная. Есть люди (как правило, давние прихожане), которые или совсем не едят, или едят сущие крохи в эту первую неделю до самой пятницы (когда после литургии освящается в церкви коливо) и присутствуют на всех многочасовых службах… Но эти люди, как правило,  — одинокие, не работающие, не обременённые семейными обязанностями, так что сам строй их жизни располагает к более внимательному и строгому соблюдению поста. А с другой стороны, есть множество людей, занятых на работе, вынужденно погружённых в привычную суету будней, в семейную жизнь со всеми её неизбежными хлопотами. И для этих, последних, есть своя мера строгости и главное её измерение – искренне желание быть причастным святости постных дней. Вот это желание очень важно! Вот его нужно искать уже в приготовительные недели, взращивать в душе с Божьей помощью. Это желание воздержания, и не только в пище, но и от пустословия, от раздражения и привычных развлечений, даст почувствовать не только «труд и болезнь», но и ни с чем несравнимую радость. Эта удивительная, трезвенная радость поста появляется, если в него «войти» по-доброму, правильно! И тогда наше «стояние на посту» не будет ранить, огорчать и раздражать наших близких, а, напротив, поможет и в доме создать особенную, благодатную атмосферу. Это ведь очень важно! Чтобы, как говорит Господь, лица наши сияли бы радостью, а не омрачены были «постной хмурью». Вот об этом надо думать уже в преддверии поста, об этом просить у Господа. В первые четыре (может быть, самые трудные) дня поста в храме на вечерней службе читают удивительный по своей глубине Покаянный канон Андрея Критского . Очень хорошо быть в это время в храме, почувствовать проникновенную силу святых слов. Кажется, нет души, покаянному преображению которой эта служба не содействовала бы и содержанием, и всей своей особенной обстановкой…

http://pravmir.ru/vesna-dushi/

Послушание братии было так велико, что однажды привратник отказался открыть ворота монастыря вел. князю Изяславу Ярославичу во время послеобеденного отдыха братии. После этого вел. князь, всегда почитавший преподобного, еще более привязался к нему и во всем слушался его советов. Прп. Феодосий носил старую одежду, а под ней колючую власяницу. Ночи проводил он без сна в молитве, лишь изредка засыпая сидя, но, услышав стук и голос будильщика, всегда притворялся спящим и не сразу открывал. Великим постом он питался похлебкой и хлебом и пил всегда одну воду. До пятницы 6-й недели он затворялся для тайных подвигов в пещере: была у него другая пещера, о которой никто не знал. Сначала бесы поднимали великий шум, когда он становился на молитву, но он приобретал над ними такую власть, что они стали бояться и бегать от него. Братию он учил, как побеждать их. По ночам он часто уходил в еврейскую часть города проповедовать Христа. Прп. Феодосий отличался большой силой; он любил разделять труды братии: часто, чтобы не отрывать их от дел, он сам рубил дрова. В келье он прял нитки для сшивания священных книг, тихо напевая псалмы. Переписывал их живший с ним инок Иларион, а когда вернулся в Печерский монастырь прп. Никон, то он поселился с ними и сшивал книги. Прп. Феодосий заботился о нем, как об отце, а перед прп. Антонием благоговел и без его благословения никогда ничего не делал. Раз прп. Феодосий возвращался ночью от вел. князя Изяслава, который жил тогда довольно далеко от города; возница устал и, не зная, кого он везет, сказал: «Сядь на коня, а я сяду в колесницу!» Преподобный смиренно послушался. Но когда они въехали в город, наступило уже утро, и стали встречаться вельможи, и все они кланялись преподобному. Тогда он сказал смущенному отроку: «Сядь на своего коня!» Но только в монастыре тот узнал, кого он вез. Каждую неделю прп. Феодосий посылал в тюрьмы воз провизии, а около монастыря он устроил странноприимницу для нищих и убогих и давал на содержание ее десятую часть монастырских доходов. Ни одного бедного не отпускал он, не угостив его и не дав ему хлеба из монастырских запасов. Однажды князь спросил его, отчего монастырская трапеза вкуснее, чем все то, что подают у него во дворце. «Оттого, — ответил преподобный, — что в монастыре пища приготовляется с благословения и с молитвой, а сам огонь для изготовления ее берется от алтаря запрестольной лампады святой трапезы». Приготовленное без благословения он приказывал бросать в огонь или в воду. Если кто-либо из братий уходил из монастыря, он со слезами молился за него, пока ушедший не возвращался. Однажды ушедший брат принес преподобному заработанные в миру деньги, но он велел их бросить в печь как плод ослушания. После этого брат этот исправился, скончался он в монастыре.

http://sedmitza.ru/lib/text/437144/

Следуя традиционному «Феотокарию», составитель распределил 56 из них по гласовой принадлежности, а внутри гласов – по дням недели, добавив к каждому канону этой группы по четыре стихиры (скорее всего, собственного сочинения); остальные же шесть канонов завершали сборник в качестве приложения. «Новый Феотокарий» доселе не был предметом всестороннего научного исследования, и потому нелегко сказать, насколько преподобный Никодим потрудился над ним как редактор. Не подлежит сомнению, однако, что при обнаружении схожих рукописей он тщательно их сличал и выбирал лучшие варианты чтения 4 ; одно из Никодимовых примечаний 5 говорит также о его критическом подходе к авторской атрибуции отдельных канонов. Впервые напечатанный в Венеции в 1796 г. как «Венок Приснодевы, или Новый Феотокарий, разнообразный и прекраснейший осмогласный», Никодимов сборник многократно переиздавался в Греции, а в последнее время и с дополнениями, порой довольно обширными 6 . Итак, перед вами богослужебная книга, которая до сих пор более двухсот лет бытовала, кроме малой ее части, лишь на языке оригинала (древнегреческом) и исключительно в поместных Церквах греческой традиции. Перевод целой богослужебной книги на иной язык, переносящий ее в иную, хотя и сродную, литургическую культуру – событие всегда исключительное. Полагаю поэтому, что церковнославянский перевод «Нового Феотокария», подготовленный в издательстве ПСТГУ, следует горячо приветствовать, и разделяю надежду издательского коллектива, что он найдет своего читателя, желающего молиться Пресвятой Заступнице нашей Богородице словами древних гимнографов. Протоиерей Сергий Правдолюбов От переводчика Сопоставление «Нового Богородичника» с канонами Божией Матери на повечерии из славянского Октоиха (изданными несколько лет назад отдельной книгой «Богородичник») показывает, что девять из 56-ти последних по своему составу в той или иной мере пересекаются с девятью канонами из сборника преподобного Никодима. А именно, каноны субботы и вторника 2-го гласа, понедельника и среды 4-го гласа, среды и четверга 5-го гласа, вторника 7-го гласа, воскресенья и вторника 8-го гласа из «Нового Богородичника» имеют соответствия в канонах воскресенья и вторника 2-го гласа, среды и субботы 4-го гласа, пятницы и четверга 5-го гласа, воскресенья 7-го гласа, среды и понедельника 8-го гласа из Октоиха. При этом в пяти случаях из девяти можно говорить о совпадении большинства тропарей каждой песни и в остальных четырех – о совпадении отдельных тропарей. Однако даже там, где тексты «Нового Богородичника» и тексты Октоиха максимально близки, последним присущи многочисленные особенности, позволяющие думать, что славянские переводчики пользовались иными редакциями оригинала. Поэтому вместо того, чтобы воспроизводить означенные девять канонов по версии славянского Октоиха, решено было заново перевести их, в числе прочих, с древнегреческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – кондак и икос Триоди (прп. Иоанна), глас 4-й; седален Триоди, глас 5-й: «Пречистый Крест Твой...». «Слава» – седален Триоди (прп. Иоанна), глас 4-й: «Добродетельми к Небеси...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На престоле...». По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 1-й. «Слава» – светилен Триоди (прп. Иоанна): «Мира благострастия...», «И ныне» – Богородичен Триоди: «Господственно Богородицу...». «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры воскресные, глас 4-й – 8; затем стих: «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя,/не забуди убогих Твоих до конца», и самогласен Триоди, глас 1-й: «Приидите, делаим...». «Слава» – тот же самогласен, «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба...». Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 1-я. На 1-м и 6-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Триоди (прп. Иоанна). Кондак Триоди (прп. Иоанна). На 3-м и 9-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Триоди (прп. Иоанна). Кондак воскресный. Литургия свт. Василия Великого. На проскомидии заготовляются три Агнца – для среды, четверга и пятницы. Блаженны гласа – 8. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь Триоди (прп. Иоанна). «Слава» – кондак Триоди (прп. Иоанна), «И ныне» – кондак воскресный. В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь Триоди (прп. Иоанна); кондак воскресный. «Слава» – кондак Триоди (прп. Иоанна), «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь Триоди (прп. Иоанна); кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак Триоди (прп. Иоанна), «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и прп. Иоанна. Апостол и Евангелие – Недели 4-й Великого поста и прп. Иоанна.

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-14/

Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – кондак и икос Триоди (прп. Иоанна), глас 4-й; седален Триоди, глас 5-й: «Пречистый Крест Твой...». «Слава» – седален Триоди (прп. Иоанна), глас 4-й: «Добродетельми к Небеси...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На престоле...». По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 8-й. «Слава» – светилен Триоди (прп. Иоанна): «Мира благострастия...», «И ныне» – Богородичен Триоди: «Господственно Богородицу...». «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры воскресные, глас 8-й – 8; затем стих: «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя,/не забуди убогих Твоих до конца», и самогласен Триоди, глас 1-й: «Приидите, делаим...». «Слава» – тот же самогласен, «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба...». Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 8-я. На 1-м и 6-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Триоди (прп. Иоанна). Кондак Триоди (прп. Иоанна). На 3-м и 9-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Триоди (прп. Иоанна). Кондак воскресный. Литургия свт. Василия Великого. На проскомидии заготовляются три Агнца – для среды, четверга и пятницы. Блаженны гласа – 8. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь Триоди (прп. Иоанна). «Слава» – кондак Триоди (прп. Иоанна), «И ныне» – кондак воскресный. В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь Триоди (прп. Иоанна); кондак воскресный. «Слава» – кондак Триоди (прп. Иоанна), «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь Триоди (прп. Иоанна); кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак Триоди (прп. Иоанна), «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и прп. Иоанна. Апостол и Евангелие – Недели 4-й Великого поста и прп. Иоанна.

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-26/

В 2005 году территория церкви была обнесена узорчатым забором и произведено благоустройство. Вокруг церкви были заасфальтированы дорожки, посажены деревья, устроены газоны с цветами, посажены ели. За весь период строительства – с 2002 по 2006 год – имена всех меценатов, ктиторов, благочестивых и добрых людей, помогающих строительству храма, были записываемы в ктиторскую книгу, которая и сегодня прочитывается за каждым богослужением. В день празднования памяти преподобного Серафима Саровского, 15 января 2006 года, митрополит Мефодий совершил чин великого освящения храма. В 2007 году, за две недели до Светлого Христова Воскресения, началась роспись стен Свято-Серафимовской церкви, продолжавшаяся до 25 ноября. С середины 2006 года по декабрь 2009 года на территории велось строительство здания, в котором размещены жилые помещения для священнослужителей и церковно-приходская школа. Современное состояние [ править править код ] Имеется престол нижней церкви в честь царственных страстотерпцев . Деятельность прихода [ править править код ] Воскресная школа Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: 010000, г. Астана, проспект Богенбай батыра, 8 Проезд: Храм находится по адре­су проспект Богенбай Батыра, 8 (по Астраханской трассе; проезд автобусами и маршрутными такси: 4, 8, 16, 109, 112, 120 до остановки «Сарыбулакская», рынок " Эталон " ).  Телефон: 7172) 28-95-88 (+7 7172) 28-95-88 , 7172) 28-95-89 (+7 7172) 28-95-89 Паломнику [ править править код ] Богослужения в храме совершаются ежедневно. Вечернее Богослужение на­чинается в 16.00. Начало Литургии: Начало исповеди за 15 минут до начала литургии. Таинство Крещения совершается ежедневно в 14:00 по предварительной записи. Огласительные беседы проводятся непосредственно перед таинством. Таинство венчания не совершается: накануне среды и пятницы в течение всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых, великих праздников; в продолжение постов Великого, Петрова, Успенского и Рождественского; в продолжение Святок, с 25 декабря (7 января) по 6 (19) января; в Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы (масленицы) и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы; в дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи - 29 августа (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня - 14 (27) сентября, (в скобках даты по новому стилю). В остальные дни венчание совершается.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_во_имя_св...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010