Н. Данилевский ставит в пример русским князьям. Еще бы! " ...Великий князь Витовт (тот самый, который совместно с Ягайло разгромил в 1410 г. Тевтонский орден ) фактически контролировал положение дел в Крыму и в Заволжской Орде, некоторые правители которых даже короновались на ханство (!) в Вильне, а заодно решал вопрос, стоит ли ему посадить " во Орде на царствие царя его Тохтамыша " (С.132). (Стало быть, и на его, Витовта, совести лежит сожжение " его царем " Тохтамышем в 1382 г. Москвы?) Упрекая русских в союзе с Ордой (вынужденном союзе! - А. У.), И. Н. Данилевский почему-то забыл о добровольном союзе великого князя литовского Ягайло, католика и " образца для подражания " , с мусульманином Мамаем, на помощь которому он шел в 1380 г. против великого князя владимирского Дмитрия Ивановича Московского, да не поспел к сражению на Куликовом поле. Забыл историк и о трех походах на Москву в 1368, 1370 и 1372 гг. отца Ягайла, великого князя Ольгерда Гедиминовича (в 1345-1377 гг.)(4). Забыл, что уже после Кревской унии 1385 г. и " брачного " объединения Литвы и Польши (женитьбы Ягайло на польской королеве Ядвиги в 1386 г.) новый государственный союз постарался прибрать к рукам западнорусские земли. Но даже литовские феодалы не сразу принимали унию (5), что уже говорить о православных русских! И, наконец, историк забыл, что третий (или первый по хронологии) " образец для подражания " - Миндовг постоянно воевал с Русью: и с князем Даниилом Галицким, и его братом - Васильком Волынским, князем Романом Брянским и т.д. Именно он выгнал своих племянников Тевтивила и Едивида из Литвы, послав их на Русь воевать к Смоленску, со словами: " Кто что захватит, пусть тем и владеет " (6). Возникает вопрос: если действия русских по обороне своих рубежей - это, по словам И. Н. Данилевского, " порабощение других народов " , то как тогда назвать походы Литвы на Русь до самой Москвы? Вернемся, однако, к статье И. Н. Данилевского. " Как могла судьба этой Русской земли зависеть от того, насколько успешно будет грабеж эстов войском Александра Невского? " (С.126), - спрашивает глубоко ироничный автор " наиболее авторитетных ученых Советского Союза " , создавших многотомные " Очерки истории СССР " и " канонизировавших " уже в нашем веке семисотлетний миф об Александре Невском как защитнике Отечества.

http://pravoslavie.ru/archiv/mezhdvukhzo...

Безусловно, решающим моментом в истории взаимоотношений католицизма и православия в украинско-белорусских землях было заключение в 1385–1386 гг. политической унии Литвы и Польши и обретение католицизмом статуса государственной религии Великого княжества Литовского. В конце XIV – начале XV в., после заключения Кревской унии и «крещения» Литвы, православная церковь и православное население Великого княжества Литовского, в том числе и знать, были дискриминированы в правах по сравнению с католиками. Было запрещено строить новые православные храмы, заключать браки между православными и католиками, если православный супруг (супруга) не соглашается перейти в католицизм и, более того, перекреститься. Акт Городельской унии (1413) наделял литовскую знать теми же привилегиями, какие имели к тому времени польская шляхта и магнаты. Однако на православных князей и бояр эти привилегии не распространялись. В частности, православным закрывался доступ в состав высшего органа государственного управления Литовско-Русского государства – «раду» (совет) великого князя. В еще большей степени оказывались дискриминированными православные епископы. Городельские ограничения и вся прокатолическая политика Владислава Ягеллы, осложняемая традиционным соперничеством восточнославянской и польско-литовской шляхты, породила острый социально-политический конфликт – выступление знати Великого княжества во главе с братом Владислава Ягеллы Свидригайлой против Польши. В результате Владислав должен был пойти на уступки: в 1432–1434 гг. православная знать Великого княжества была наделена теми же правами, что и католическая шляхта, за исключением, правда, права заседать в великокняжеском совете-раде. Это дискриминационное предписание, однако, соблюдалось не слишком строго, так что отношения между католиками и православными в дворянской среде во второй половине XV–XVI в. были вполне терпимыми, если не сказать больше. Никаких попыток принудить Киевскую митрополию и ее паству к принятию Флорентийской унии польские правители не предпринимали. При Сигизмунде Старом (1506–1548), политика государства в отношении православия отличалась широкой и последовательной терпимостью 1111 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

13 февр. 1375 г. в Галиче была основана католическая архиепископия (в 1412-1414 кафедра была перенесена во Львов). В связи с этим, по мнению ряда историков, митр. Галицкий Антоний закончил свое служение, а правосл. Галицкая митрополия была упразднена ( Iorga. 1984. P. 108-109; Fennell. 1995. P. 145-146). В качестве дополнительного аргумента ученые приводят свидетельство митр. Киевского и всея Руси свт. Киприана . Среди записей о его деятельности в 1376-1378 гг. говорится о совершении свт. Киприаном хиротонии епископа Владимиро-Волынского, находившегося в юрисдикции Галицкой митрополии ( Meyendorff. 1981. P. 192, 202). Однако др. историки считают, что отвоевание Волыни литовцами после смерти Казимира III вывело ее из юрисдикции Галицкой митрополии ( Stasiw. 1960. P. 36) и соответственно указанная хиротония не доказывает упразднения митрополии. Определение хронологии деятельности митр. Антония важно в контексте образования М. м., поскольку в акте о признании К-польским патриархом 1-го митр. Молдавского Иосифа говорится, что его хиротонию во епископа Аспрокастронского (Четатя-Альбэ) совершил митр. Антоний. Схизма в католич. Церкви (1378) ослабила связи папы Римского с Молдавским княжеством, которое все меньше могло рассчитывать на его покровительство. После смерти Людовика I (1382) и распада унии Венгрии и Польши была образована новая уния - Кревская, между Польшей и Литвой (1385), что имело большое значение для дальнейшего развития Молдавского гос-ва и основания православной церковной иерархии, поскольку расширение Молдавского княжества в сторону Чёрного м. и установление контроля над Аспрокастроном отодвинули молдав. границы к литов. владениям. Эти изменения способствовали возникновению матримониальных связей между молдав. господарями и литов. Гедиминовичами. Считается, что Петру I Мушат, наследовавший трон Лацко, женился на Ольге, дочери мазовецкого кн. Януша I и Анны (Дануты), дочери Кейстута, которая приходилась двоюродной племянницей Владиславу (Ягайло), вел. герц. Литовскому (после принятия Кревской унии - король Польский). Брат Петру I, Роман I (с 1386 соправитель своего брата), заключил брак с Анастасией, дочерью Кориата, двоюродной сестрой Владислава. Исследователи считают, что именно в результате этого брака молдав. господари вступили во владение юго-вост. землями между Карпатами и Чёрным м. Это расширение границ стало важной причиной для конфессиональной переориентации правящей династии (помимо политической конъюнктуры), поскольку Молдавское княжество из небольшого формирования у подножия Карпат, в городах к-рого значительный процент жителей составляли колонисты-католики, превратилось в королевство (в документах папы Римского - regnum), в котором преобладало православное население.

http://pravenc.ru/text/2564042.html

Архиепископы Г. обладали значительными каноническими правами и привилегиями: созывали провинциальные Соборы, утверждали избрание епископов на территории Польши, принимали от епископов присягу, проводили визитации еп-ств, имели право наказывать подчиненных им епископов. В 1207 г. папа Иннокентий III предоставил Гнезненскому архиеп. Генриху Кетличу и его преемникам право предношения креста (crux erecta) по всей Польше; в 1238 г. эта привилегия была подтверждена папой Григорием IX . После Кревской унии (1385-1386), положившей начало объединению Польского королевства и Литовского великого княжества , и католич. крещения Литвы (1387) архиеп-ству Г. были подчинены литов. католич. еп-ства. На Констанцском Соборе Гнезненский архиеп. Николай Тромба получил для себя и буд. преемников титул примаса Польши, в ведении к-рого была 2-я по значимости католич. митрополия в Польше -Львовская (Галицкая). 25 июля 1515 г. папа Лев X буллой «Pro excellento preeminentia» даровал архиеп. Яну Ласкому и его преемникам титул «прирожденный легат апостольского престола» (legatus natus Sedis Apostolicae). 22 сент. 1749 г. папа Бенедикт XIV пожаловал архиеп. Адаму Коморовскому и его преемникам право ношения кардинальского облачения на территории Польши. Архиепископы Г. играли важную роль в гос. жизни Польши. Они короновали польск. королей, сохранив это право и после перенесения в 1370 г. места коронации из Гнезно в Краков. Эта привилегия была подтверждена папским легатом (1375), королями Казимиром IV Ягеллончиком (1451), Сигизмундом I (1512), Сигизмундом II Августом (1550), Папским престолом (1589 и 1675) и конституциями сейма (1633, 1641 и 1736). Архиепископы Г. имели право благословлять королевские брачные союзы, короновать королев, совершать погребение королей и членов их семей. С XIV в. архиепископы Г. замещали польск. короля в случае его отсутствия; с 1360 г. они пользовались титулом «первый князь» (primus princeps); в 1411 г. кор. Владислав II Ягайло даровал им наименование «генеральный викарий нашего Польского королевства» (vicarius Regni nostri Poloniae generalis). На сейме в 1572 г. архиепископам Г. была предоставлена должность временного главы гос-ва в период междуцарствия (interrex). В обязанности входило уведомление о смерти короля правителей др. гос-в, ведение текущих гос. дел, прием иностранных послов, созыв элекционного сейма, назначение времени и места избрания короля, а также провозглашение, приведение к присяге и коронация нового короля. Архиепископы Г. обладали правом чеканить монету (с 1293; подтверждено в 1286, 1564 и 1666), основывать города и устанавливать в них рынки и ярмарки (подтверждено в 1550 Сигизмундом II Августом). Со времен Казимира III Великого (XIV в.) архиепископ Г. имел ряд судебных привилегий.

http://pravenc.ru/text/165185.html

Л. В. Черепнин предположил, что данный документ был составлен в 1384–1385 гг. При этом он исходил из следующих фактов. 14 августа 1385 г. в замке Крево (Krewo) между Польшей и Литвой была заключена так называемая Кревская уния, по которой великий князь литовский Ягайло обязывался вступить в брак с польской королевой Ядвигой и провозглашался польским королем. Вместе с братьями он обязывался принять католичество. Окончательно это соглашение было оформлено 18 февраля 1386 г. браком Ягайло с Ядвигой, а 4 марта он был коронован польским королем (под именем Владислава II Ягелло). Эти факты были известны и ранее. Но из найденного Л. В. Черепниным свидетельства описи 1626 г. выяснилось, что наряду с проектом брака Ягайло с наследницей польского престола, некоторой частью литовской знати был принят, по договоренности с Москвой, контрпроект, согласно которому Ягайло должен был жениться на русской княжне. Очевидно, этот план вышел из православных кругов, группировавшихся вокруг вдовы Ольгерда княгини Ульяны Александровны. Но в итоге польское влияние в Литве одержало верх над русским 954 . И хотя Л. В. Черепнин не удосужился выяснить хотя бы имя предполагавшейся невесты, его датировка данного соглашения прочно вошла в научную литературу 955 . Правда, в последнее время относительно ее появились определенные сомнения. В частности, по мнению Б. Н. Флори, соглашение «было уже подготовлено» до лета 1382 г. 956 У нас имеется возможность уточнить время его возникновения. К началу 1380-х годов Литва оставалась последним европейским государством, правящая верхушка которого еще сохраняла язычество. Но если при Ольгерде внешнеполитическое положение Великого княжества Литовского было достаточно стабильным, то после его смерти в 1377 г. ситуация серьезно ухудшилась. Начавшаяся борьба между членами литовского княжеского рода привела к резкому ослаблению Литовского государства. Этим не преминули воспользоваться соседи. С одной стороны, наступление продолжил главный враг Литвы – Тевтонский орден, с другой – победа на Куликовом поле закрепила за Москвой значение центра воссоединения русских земель, включая и те, что были захвачены Литвой в XIV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Все историки признают религиозное рвение новообращенного короля Ягайло, даже те, кто считает Кревскую унию шагом культурно-прогрессивным: «Ягайло, — пишет О. Галецкий, — осуществил обещанное им обращение своего [литовского] народа... В Вильно... он основал католический собор, в 1387 году щедро наделил разными привилегиями епископа, создал несколько приходов и запретил на будущее смешанные браки между литовцами, о которых предполагалось, что все они должны стать католиками, и православными русскими, которым разрешалось исповедовать свою веру». Когда в 1385-1386 годах готовилась Кревская уния, митрополит Киприан находился в литовских землях, но, по всей видимости, не имел возможности изменить ход событий. Можно, однако, быть почти уверенным, что в 1387 году Киприан отправился на запад, чтобы нейтрализовать эффект, произведенный браком Ягайло и его изменой православию. Киприан вел переговоры с Витовтом и готовил союз между ним и великим княжеством Московским. Посетив в 1387 году Киев, он встретился со старшим сыном и наследником Дмитрия Ивановича Василием Дмитриевичем, которого в 1382 году послали в Орду заложником, но в 1385 году он либо бежал, либо его освободили. Длительное пребывание Василия на территориях Литвы (1385-1387 гг.) было, конечно, подготовкой к будущему союзу с Витовтом, который устраивал Киприан. В любом случае, в 1387 году Василий, при посредстве «старейшего боярина», был вызван отцом назад и в январе 1388 года прибыл в Москву в сопровождении литовских чиновников. Эти факты говорят о том, что велись переговоры, которые 9 января 1391 года, уже после возвращения Киприана в Москву, завершились браком между Василием, который сменил отца на престоле великого княжения Владимирского, и дочерью Витовта Софьей. Кревская уния радикально изменила расстановку сил в Восточной Европе. История длительного и бурного правления Витовта показывает, что Литва больше не могла претендовать на наследие Киевской Руси: культурная и религиозная зависимость от польской короны устраняла Литву как серьезного соперника Москвы.

http://sedmitza.ru/lib/text/438225/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИТОВТ (в 1-м Крещении Виганд, во 2-м и 3-м - Александр; 50-е гг. XIV в., Ст. Троки? - 27.10.1430, Троки (ныне Тракай, Литва)), вел. кн. литовский, сын Кейстута , правителя Трок, брата и соправителя вел. кн. Ольгерда , и Бируты, по преданию похищенной Кейстутом языческой жрицы из Паланги. В 1368 г. вместе с др. литов. князьями В. участвовал в походе Ольгерда на Москву. От отца В. получил в удел часть его владений с центром в Гродно. По свидетельству «Летописца великих князей литовских», с молодости В. связывали дружеские отношения с буд. польск. кор. Владиславом-Ягайло , сыном Ольгерда. Когда после смерти отца (1377), согласно его завещанию, Ягайло занял великокняжеский трон, В. выступил посредником между ним и Кейстутом в момент резкого обострения отношений между 2 главными правителями Литовского великого княжества (ВКЛ). По свидетельству источника, В. не участвовал в перевороте 1381 г., в результате к-рого Кейстут отстранил племянника и сам занял великокняжеский трон. Самостоятельная политическая деятельность В. началась после событий лета 1382 г., когда его отец Кейстут был свергнут Ягайло с трона и убит в тюрьме. В., также заключенному в тюрьму, удалось бежать с помощью жены Анны. Он нашел приют во владениях одного из главных противников Литвы - Тевтонского ордена . Здесь В. принял Крещение с именем Виганд. Князь дал обязательство, что если орден поможет ему вернуть вотчину - Трокское княжество, то он примет эти владения от ордена в лен. У В. нашлись многочисленные сторонники в Литве. Желая избежать междоусобной войны с В., Ягайло стал искать примирения. В 1384 г. между братьями состоялось соглашение. В. получил часть бывш. владений своего отца - Гродно и Подляшье, но должен был принять Православие. Он снова крестился, приняв имя Александр. В 1386 г. В. участвовал в заключении брака Ягайло с принцессой Ядвигой и в церемонии вступления Ягайло на польск. трон с именем Владислав. Во время последовавшего затем Крещения литовцев В. в 3-й раз сменил конфессию, вновь присоединившись к католичеству. Заключение Кревской унии означало соединение ВКЛ с Польским королевством. В связи с этим представители правившего в Литве рода Гедиминовичей должны были принести присягу на верность не только Ягайло и Ядвиге, но и «Короне королевства Польского». Вместе с другими такую присягу принес и В.

http://pravenc.ru/text/158862.html

После того, как св. равноапостольный великий князь Владимир принял христианство восточной традиции в качестве государственной религии Киевской Руси, ее дальнейшее историческое развитие было всецело связано с наследием Православия. Латинское христианство в Киевской Руси присутствует как маргинальное явление: немногочисленные католические храмы - т.н. " лядские божницы " существовали в крупнейших городах Руси, обслуживая исключительно религиозные потребности западно-европейских купцов-католиков. Раскол между Западным и Восточным Христианством окончательно закрепляется в начале XIII в., когда Константинополь был взят штурмом и разграблен латинскими крестоносцами. В это же время происходит активизация деятельности западных миссионеров на Руси. Она становится еще более масштабной к середине XIII в., когда в результате монголо-татарского нашествия Русь оказалась подвергнутой жесточайшему разгрому и была сильно ослаблена. В это время укрепившиеся в Прибалтике шведские и немецкие рыцари стремятся овладеть Псковской и Новгородской землями. Однако св. благоверный великий князь Александр Ярославич Невский своими победами на Неве и Чудском озере надолго положил предел наступлению западных завоевателей на Русь. Даниил Галицкий Проникновение католицизма на Русь происходит в XIII в. и в ее юго-западных областях. Галицко-Волынский князь Даниил Романович, надеясь получить от папского Рима и западно-европейских государств помощь в борьбе с монголо-татарами, принимает от Римского понтифика королевский титул, подкрепленный обещанием организовать крестовых поход против Орды в обмен на обязательство ввести католицизм на территории Западной Руси. Но поскольку никакой реальной помощи от латинян Даниил так и не получил, Галиция и Волынь в ту пору так и не были обращены в католицизм. Более успешной деятельность латинских миссионеров в западных землях Руси стала только после того, как эти области были в продолжение XIV столетия отторгнуты Литвой и Польшей. Вследствие женитьбы великого князя Литовского Ягайла на королеве Польской Ядвиге и заключения Кревской государственной унии в 1386 г.

http://pravoslavie.ru/archiv/katolicinru...

(?). С этим вопросом тоже не все ясно. Например, Карташев утверждает, что в 1452 г. в Константинополе была временно восстановлена уния. Если это так, то, возможно, это было попыткой «двенадцатого часа» привлечь помощь Запада. Но возвращаясь к делам польско-литовским, надо напомнить, что в 1386 г. состоялось бракосочетание Литовского великого князя Ягейло, Якова в православном крещении, с наследницей польского престола Ядвигой, сопровождавшееся перекрещиванием Ягейлы в католичество с именем Владислав и коронованием его в короля Польши. Это был так называемый Кревский договор, объединивший Польшу и Литву под одной короной, по которому Литва объявлялась католической страной, куда приглашались католические миссионеры с неограниченным правом обращения язычников в католичество. Применяя насилие, католики быстро окрестили всю этническую Литву. Обращение было чистой формальностью об этом свидетельствуют цифры: даже в конце XVII века на литовской территории было только 700 католических костелов против 5 тысяч православных церквей, из коих только в Новогрудском воеводстве (сегодня Западная Белоруссия) было больше 650 православных приходов в XVI веке против 34 костелов в Жмудской епархии (Ковенская область). Жмудь долго сопротивлялась католичеству. Двоюродный брат Ягейлы Витовт даже воевал с этим основным литовским племенем, чтобы заставить его креститься. Кстати, тот же Витовт воюет с Ягейлом, недовольный условиями договора в Крево, побеждает его и меняет условия договора, оставляя Литве полную внутреннюю независимость во главе с собственным великим князем, которым, естественно, становится сам Витовт. Польский король по новому договору всего лишь сюзерен Литвы, после смерти которого королем становится очередной великий князь Литвы, а трон последнего замещает следующий по старшинству брат короля или его старший сын. Что касается дел церковных, то здесь с отделением Московского митрополита от Константинополя в 1448 г. последний становится гораздо сговорчивее в отношении отдельного митрополита для Речи Посполитой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вернувшись в ВКЛ, он ок. 2 лет управлял западнорус. епархиями, затем был низложен и отлучен от Церкви. В 1354 г. Ольгерд сумел добиться от К-поля поставления в митрополита «на землю Литовскую и Волынскую» тверитянина Романа († 1361), при этом Киев остался под властью проживавшего в Москве митр. Алексия. Такое положение дел не устраивало Романа, желавшего подчинить себе церкви Киева, а также Тверскую и Брянскую епархии. Следуя политике, к-рую в борьбе за объединение рус. земель проводили Литва и Москва, оба митрополита, и Роман и свт. Алексий, стремились подчинить своей юрисдикции все рус. земли, что было причиной большого числа конфликтов. После смерти Романа особая митрополия в ВКЛ вновь была упразднена и западнорус. епархии перешли под омофор свт. Алексия, но из-за враждебного отношения к святителю со стороны Ольгерда митрополит не мог их окормлять. В 1376 г., еще при жизни свт. Алексия, К-польский Патриарх Филофей по настоянию Ольгерда поставил на Киевскую и всея Руси митрополию болгарина свт. Киприана († 1406), объясняя это расстройством церковной жизни в ВКЛ, из-за того что свт. Алексий не посещал западнорус. епархии. В Литве Киприан освящал правосл. храмы, наставлял крещеных, способствовал крещению язычников, возможно, по его распоряжению была обновлена ц. Пресв. Богородицы в Новогрудке. Ко времени княжения Ольгерда относится строительство в ВКЛ неск. правосл. храмов (на белорус. землях - в Витебске), возведенных благодаря супругам вел. князя - Марии Витебской и Иулиании Тверской. Изображение Ольгерда и Иулиании помещалось «в верхней витебской крепости, в старинной деревянной церкви» (по сообщению М. Стрыйковского). В 1377 г. вел. князем литов. стал Ягайло Ольгердович, к-рый после заключения в 1386 г. Кревской унии между Литвой и Польшей принял католичество и с именем Владислав (II) взошел на польск. престол. По условиям Кревской унии все литовцы-язычники должны были принять католичество, им запрещалось вступать в браки с православными. В 1387 г. в Вильно была учреждена римско-католич.

http://pravenc.ru/text/77856.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010