Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане (Пс. 91, 13). Праведник возвеселится о Господе и будет уповать на Него (Пс 63, 11). Я не возбранял устам моим, Господи (Пс. 39, 10). Ты знаешь правду мою и истину мою. Язык мой будет проповедовать правду Твою и хвалу Твою всякий день (Пс. 34, 28). Свет сияет на праведника и на правых сердцем веселие (Пс. 96, 11). Род правых благословится (Пс. 111, 2). Славою и честью увенчал его (Пс. 8, 6). Ибо Ты благословляешь праведника, Господи, благоволением, как щитом, венчаешь его (Пс. 5, 13). Посетил нас Восток свыше просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира (Лк. 1, 78–79). Прокимен на утрени, гл. 7: Дорога в очах Господних смерть святых Его. Стих: Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне (Пс. 115, 6, 3). Кондак, гл. 5 Славное усекновение Предтечи совершилось по особенному Божественному промышлению, чтобы он проповедовал и находившимся в аду пришествие Спасителя. Да восплачет же Иродиада, испросившая беззаконное убийство, ибо не закон Божий, не истинную вечную жизнь она возлюбила, но жизнь обманчивую и временную. 30 августа. Перенесение мощей святого благоверного и великого князя Александра Невского. Тропарь, гл. 4 Познай своих братьев, русский Иосиф, не в Египте, но на небе царствующий, благоверный князь Александр, и прими их молитвы, умножая хлебные растения для людей изобильным плодородием на твоей земле, защищая молитвою города твоего владения и содействуя в борьбе своим единомышленникам — православным христианам. Прокимен, гл. 5: Дорога в очах Господних смерть святых Его. Стих: Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне (Пс. 115, 6–3). 25 сентября. Преставление Преподобного Сергия Радонежского, чудотворца. Тропарь, гл. 4 Благодетельствующий подвижник, истинный воин Христа Бога, преподобный отец наш Сергий, ты усердно подвизался, перенося страдания и борьбу со страстями в земной жизни, явившись примером для своих учеников в посте, бдениях и непрестанном славословии. Поэтому и вселился в тебя Пресвятой Дух, благодатными дарами Которого ты украшен. Как имеющий дерзновение к Святой Троице, поминай мудро собранное тобою стадо и не забудь своих детей, как обещался.

http://predanie.ru/book/217397-bogosluzh...

Я не возбранял устам моим, Господи (Пс. 39; 10). Ты знаешь правду мою и истину мою. Язык мой будет проиоведывать правду Твою и хвалу Твою всякий день (Пс. 34; 28). Свет сияет на праведника и на правых сердцем веселие (Пс. 96; 11). Род правых благословится (Пс. 111; 2). Славою и честью увенчал его (Пс. 8; 6). Ибо Ты благословляешь праведника, Господи, благоволением, как ЩИТФМ, венчаешь его (Пс. 5; 13). Посетил нас Восток свыше просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира (Лук. 1; 78–79). Прокимен на утрени, гл. 7: «Дорога в очах Господних смерть святых Его». Стих: «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне». (Пс. 115; 6, 3). Кондак, гл. 5. «Славное усекновение Предтечи совершилось по особенному Божественному промышлению, чтобы он проповедывал и находившимся в аду пришествие Спасителя. Да восплачет же Иродиада, испросившая беззаконное убийство, ибо не закон Божий, не истинную вечную жизнь она возлюбила, но жизнь обманчивую и временную». 30 Августа. Перенесение мощей святого благоверного и великого князя Александра Невского. Тропарь, гл. 4: «Познай своих братьев русский Иосиф не в Египте, но на небе царствующий, благо–верный князь Александр, и прими их молитвы, умножая хлебные растения для людей изобильным плодородием на твоей земле, защищая молитвою города твоего владения и содействуя в борьбе своим единомышленникам– православным христианам». Прокимен, гл. 5 «Дорога в очах Господних смерть святых Его». Стих: «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне». (Пс. 115; 6–3). 25 Сентября. Преставление Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. Тропарь, гл. 4: «Благодетельствующий подвижник, истинный воин Христа Бога, преподобный отец наш Сергий, ты усердно подвизался, перенося страдания и борьбу со страстями в земной жизни, явившись примером для своих учеников в посте, бдениях и непрестанном славословии. Поэтому и вселился в тебя Пресвятой Дух, благодатными дарами Которого ты украшен. Как имеющий дерзновение к Святой Троице, поминай мудро собранное тобою стадо и не забудь своих детей, как обещался».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=781...

7. И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля – в источники вод; в жилище шакалов, где они покоятся, будет место для тростника и камыша. (И безводная будет во езера, и на жаждущей земли источник водный будет: тамо будет веселие птицам, и селитва трости, и лузи). В песчаной пустыне, перед глазами усталого и жаждущего путника, вдали – на горизонте – иногда является заманчивая картина: ему представляются деревья, озера, источники и т.п., которых в действительности там нет (это – мираж, явление, происходящее от преломления и отражения лучей солнца в воздухе, насыщенном мелким песком); но неопытный путник напрягает последние силы и спешит к тому месту на отдых: наконец призрак исчезает и путник жестоко обманывается. Вместо подобных кажущихся озер, в возрожденной пустыне будут действительные, или же прежде пересохшие, и безводные водовместилища впоследствии наполнятся обильно водой; здесь появится роскошная растительность; сюда прилетят птицы и наполнят воздух веселым пением; здесь для них будет место не только на деревьях, но и в траве; воды будет так много, что появятся обширные болотистые пространства, заросшие тростником, и луговые цветоносные низменности. Подобно тому, и в царстве Божием откроется действительный источник истинно радостной жизни для всякой души. 8. И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым: нечистый не будет ходить по нему; но он будет для них одних; идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся. (И тамо будет путь чист, и путь свят наречется, и не прейдет тамо нечистый, ниже будет тамо путь нечист; рассеяннии же пойдут по нему, и не заблудят). Путь чистый тот, на котором нет острых камней, ползучих и колючих растений (терновника, кактуса) и никаких других препятствий движения. Путь свят – прямой, безошибочный, ровный, который скоро и верно ведет путника к цели. Таковой путь и будет в возрожденной пустыне: на этом пути здесь уже не будет никакого нечистого – кровожадного и обагренного кровью существа, ни зверя-хищника, ни человека-разбойника, ни завоевателя-злодея. Обыкновенно по пути пустыни путники отправлялись не иначе, как целым обществом – караваном, в сопровождении и под руководством отважного и опытнейшего проводника, чтобы не заблудиться; а по чистому и святому пути в возрожденной пустыне путники пойдут в рассеянии и однако не заблудят. Путь чистый и святой есть образ жизни, чуждой соблазнов и страстных движений, образ мысли, чуждой сомнений, колебаний и ошибок; вообще, это образ правильного развития душенных сил человека, в стремлении его ко спасению. На таком пути жизни нет места человеку нечистому – с греховным настроением и преступной волей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Господь предлагает нам строить жизнь, следуя этому поразительно простому и вместе с тем исполненному поистине Божественной мудрости принципу, способному преобразить мир, сделав его счастливым и добрым: “Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”. Основные положения христианской этики: два пути в жизни Завершая повествование об основных положениях христианской этики, как они изложены в Нагорной проповеди, обратим внимание на следующие слова Спасителя: “Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их” (Мф. 7. 13). У современного человека эти слова вновь могут вызвать противоречивые чувства. Для правильного понимания текста прежде всего нужно иметь в виду, что оба понятийных ряда: “тесный” — “узкий” и “широкий” — “пространный” — употреблены Иисусом в метафорическом смысле, ибо речь здесь идет о легком и трудном. Учение о двух путях — пути жизни и пути смерти, существовавшее еще у ветхозаветных иудеев, — получило развитие в Новом Завете, а затем в раннехристианской литературе. В конце XIX века был найден замечательный памятник таковой литературы, относящийся к концу I — началу II века: “Учение Двенадцати апостолов”, в котором подробно излагается это учение. Так почему же именно трудный путь ведет к жизни, а легкий — к смерти? Бог есть Источник Жизни. Где нет Бога, там нет и жизни, ибо полнота существования может быть обретена только в общении с Господом. Другими словами, путь к Богу есть стезя, следуя по которой человек достигает подлинной цели своего бытия — Богообщения, причастности к неиссякаемому Источнику жизни вечной. Однако духовное восхождение по определению не может быть простым. Это многотрудный, действительно узкий путь, следование которым предполагает духовное и нравственное возрастание, совершенствование человеческой личности. Иными словами, путь к Богу есть дорога, идущая вверх. Подниматься вверх всегда труднее, чем спускаться под уклон.

http://mospat.ru/archive/86412-nagornaya...

Седьмая заповедь Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.      Блаженны миротворцы... Заповедь иметь мир с людьми и примирять враждующих ставится в Евангелии очень высоко. Такие люди называются детьми, сынами Божьими. Почему? Мы все — чада Божьи, его творения. Отцу и матери нет ничего более приятного, когда он знает, что его дети живут в мире, любви и согласии между собой: Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! (Пс 132, 1). И наоборот, как горестно для отца и матери видеть ссоры, распри и вражду между детьми, при виде всего этого сердце родителей словно обливается кровью! Если мир и хорошие отношения между детьми радуют даже земных родителей, тем паче Отцу нашему Небесному нужно, чтобы мы жили в мире. И человек, который хранит мир в семье, с людьми, примиряет враждующих, приятен и угоден Богу. Мало того, что такой человек получает радость, спокойствие, счастье и благословение от Бога здесь, на земле, приобретает мир в душе и мир с ближними, — он получит несомненно награду и в Царстве Небесном. Миротворцы еще потому назовутся «сынами Божиими», что в своем подвиге уподобляются Самому Сыну Божьему, Христу Спасителю, Который примирил людей с Богом, восстановил связь, которая была разрушена грехами и отпадением человечества от Бога. Восьмая заповедь Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.      Блаженны изгнанные правды ради. О взыскании Истины, Божественной Правды уже говорилось в четвертой заповеди блаженства. Мы помним, что Истина — это Сам Христос. Он также называется Солнцем правды . Именно о стеснениях, гонениях за правду Божию говорится в этой заповеди. Путь христианина — всегда путь воина Христова. Путь сложный, трудный, узкий: тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (Мф 7, 14). Но это — единственная дорога, ведущая ко спасению, иного пути нам не дано. Конечно, жить в бушующем, часто очень враждебном христианству мире сложно. Даже если нет гонений и притеснении за веру, просто жить по-христиански, исполнять заповеди Божьи, трудиться для Бога и ближних очень непросто. Гораздо легче жить «как все» и «брать от жизни всё». Но мы знаем, что как раз этот путь ведет в погибель: широки врата и пространен путь, ведущие в погибель (Мф 7, 13). И то, что очень многие люди следуют в этом направлении, не должно смущать нас. Христианин всегда иной, не как все. «Старайся жить не как все живут, а как Бог велит, потому что... мир во зле лежит.» — говорит преподобный Варсонофий Оптинский. Не беда, если за нашу жизнь и веру нас будут здесь, на земле, гнать, потому что отечество наше не на земле, а на небе, с Богом. Поэтому гонимым за правду Господь в этой заповеди обещает Царство Небесное.

http://pravoslavie.ru/104825.html

XXI. Свят Господь, Бог наш! Ни один великий философ, ни один гениальный человек не подумал до Христа о скромных людях, страждущих, обездоленных, забытых, несчастливых в жизни, презираемых, предоставленных своим болезням, больных с их увечьями, недостатками, о тех, кого никто не любит. Все эти люди познают благую весть. У них есть на небе думающий о них и любящий их Отец, в глазах Которого никто не презрен или незначителен, но каждый создан «по образу Божию», и значит, достоин уважения. Каждый может войти в близость с Богом. «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Мф.11:28 ). «Какой мыслитель, политик, революционер, вписал такие мысли в свою программу... И мог во всех сердцах вызвать такую надежду? Разве их – устанавливающих новый порядок – интересуют калеки, уроды, больные, умирающие?... Да, Иисус Христос не только Человек. Он – Бог. Никто не может оказать на Него влияния. Он обладает высшей независимостью, остается безразличным перед восторгом толпы, не чувствует опьянения от популярности, не гонится за успехом; когда народ хочет провозгласить Его царем, Он уклоняется. Его просят о чуде, но Он не хочет быть предметом любопытства людей. Ничто не может заставить Его подчиниться – ни угрозы, ни истязания. Он не умоляет Своих судей,... но провозглашает Истину. Чтобы придумать такую сверхчеловеческую Личность как Христос, нужно было быть настоящим гением,... а апостолы таковыми не были. Если Иисус – Бог, то отношение к Нему должно быть изменено. Уклониться от этого нельзя. Тут уже речь может пойти о полной перемене всей жизни,... а это устрашает. Но это – путь Истины» 123 . На самых подступах к Вершине, в конце концов, будет отыскан путь, единственно возможный для восхождения всех народов к Истине Единой; и все народы некогда добровольно тем путем пойдут к Ней. «И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым;... идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся» ( Ис.35:8 ) 124 . Ибо Тот же Кто «в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями» ( Деян.14:16 ), впоследствии – через Сына Своего Единородного Иисуса Христа – показал в Нем всем народам и Путь, и Истину и Жизнь. И потому настанет время, когда мы «все придем в единство веры и познания Сына Божия» ( Еф.4:13 ). Вот тогда-то все стада в одно соединятся и за Единым Пастырем добрым безропотно и радостно узким путем пойдут вперед и выше к сияющим высотам Истины Единой.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Да поможет в сем деле ревнителям веры – Христос, Пастыреначальник наш и Бог! АМИНЬ.    г.Харьков,1926 г. 2815 февраля. Вечные муки и вечное блаженство    «И пойдут они в муку вечную,    а праведники в жизнь вечную». (Mф.XXV,46).    Какие страшные слова для одних! и как желанны для других! Муки вечные... Вечная радость... Кто же эти несчастные, которых ждет вечная гибель? И кто счастливые, наследующие нескончаемую блаженную жизнь?    Я представляю себе, возлюбленные, две дороги: одна дорога ведет от подошвы горы к ее вершине. Трудный путь – колючие растения на каждом шагу, рытвины, овраги, реки быстрые, опасности со стороны людей злых и страшных зверей. Но впереди, там, вверху горы сияет светлый чертог, весь залитый огнями. Там отдохнет усталый путник от всех трудов и страхов, и оттуда он никуда не будет спешить, но обретет вечный покой... А вот и другой путь: широкий, просторный – ведет он по наклонной плоскости к ... пропасти. И знают люди, что конец этой дороги – неминуемая гибель, но легкомысленно и со смехом бегут они, мчатся, друг друга опережая... Ехать легко, удобно, весело. Таковы две дороги: одна трудная, ведет к вечному блаженству, другая просторная, к вечным мукам, как и говорит Спаситель мира всем своим последователям: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими. Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь и немногие находят их» (Mф.VII:13—14). Желаешь вечной блаженной жизни, живи по-Божьи, как велят заповеди Господни. А ты Бога не хочешь знать, не желаешь и слышать о Его учении, живешь по своим страстям – ожидают тебя вечные муки. Это не речи человеческие ограниченные и изменчивые. Это слова Самого Бога, непреложные и истинные: «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Mф.XXIV,35). Но, слышу возражения: неужели так строго будет поступлено с грешниками: краткая греховная жизнь и вечные муки, где же путь справедливости? – Да. Это так, но и не забывай, что и краткая, благочестивая жизнь ведет к вечной радости.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Дорогие братья и сестры! Пусть наша вера будет сознательна, основана на точном знании нашего вероучения. Пусть наша вера будет кроткой и живой. Нужно ее развивать так, чтобы она вошла в нашу кровь, стала руководством к действию. Пусть средством к ее укреплению будет таинство Святой Исповеди: «Верую, Господи, в Слово Твое и в этой вере хочу жить и умереть». Поможем также всякому сомневающемуся и желающему найти Истину, повторяя слова апостола: «Без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» ( Евр. 11,6 ). Аминь. Неделя о блудном сыне «Грех мой всегда предо мною» ( Пс.50:5 ). Господь наш Иисус Христос, пребывая здесь, на земле, говорил своим ученикам: «Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» ( Мф.7:13-14 ). С момента грехопадения наших прародителей, многие люди охотней ходят широкой дорогой греха, чем узкой дорогой правды. Почему? Потому что дорога греха легка и приятна, а по дороге правды нужно подниматься, как по крутым ступеням, с трудом, в поте лица. Но все меняется, когда и той, и другой дороге приходит конец, ибо узкая — ведет в вечную жизнь, а широкая — на погибель. И сегодня человек, как былинный богатырь, стоит в раздумьи на распутьи дорог. Господь некогда сказал устами пророка Иеремии: «Я предлагаю вам путь жизни и путь смерти» ( Иер.21:8 ). Ветхозаветный мудрец объясняет, какие условия нужно исполнить, чтобы идти дорогой жизни. Он говорит: «Бойся Бога, и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» ( Екк.12:13 ). Кто решился избрать широкий путь греха, тот не боится Бога и не исполняет Его заповедей. Задумаемся же над тем, что такое грех и к чему нас приводит греховная жизнь. Грех — это наше несчастье. Говоря о грехе и его последствиях, невольно вспоминается притча Христа Спасителя о блудном сыне, которую Святая Церковь предлагает сегодня нашему вниманию. В истории блудного сына целиком изображено и падение грешника, и его обращение к Богу. Блудный сын — это портрет человека, который воспротивился воле Создателя.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-propo...

Они стояли в разных храмах, разделенные тысячами километров и границами нескольких суверенных государств, но они слышали одни и те же молитвы; одни и те же песнопения ласкали их слух. Их сердца бились в унисон в ожидании, наверное, одного из самых главных событий в жизни — Причастия! Они, такие разные, с настолько разными судьбами и абсолютно противоположным жизненным опытом, предстояли пред Одним Создателем, они всей душой стремились к Нему. Они оба прошли нелегкий путь. Путь от греха и смерти к жизни, путь от тьмы к Свету! Они, как миллионы православных по всему миру, в момент Литургии были едины в Теле Христовом, Которым и является Его Церковь. Они вместе слушали слова Евангелия, всегда читаемые в этот день: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую» . Они оба шли по жизни прямой дорогой в стан козлов, но по молитвам близких людей и по милости Божией нашли в себе силы попытаться стать овцами Христовыми. Они оба стояли в самом начале трудного пути — пути к Богу. Они оба уже ощутили, что на этом пути, когда человек делает ко Господу один шаг, Он делает навстречу два, но все равно первой должна быть воля человека. Они ощутили на себе, что путь этот тернист и тяжел, даже несмотря на то, что в самых тяжелых ситуациях Господь берет человека и несет на руках, но одновременно этот путь радостен и счастлив. По-разному у всех складывается эта дорога, кто-то ломается, падает, но опять встает и идет, превозмогая боль и стыд, а кто-то уходит в сторону, но счастья и покоя все равно не обретает, ибо счастье человеческое только в единении с Богом, с Создателем всего и вся! Идите, рабы Божии, терпения и сил вам обрести Господа и встать от Него по правую руку и услышать заветное: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» . Они одновременно подошли к Чаше и Один Христос вошел в них, оживляя тело и душу, исцеляя пороки, наполняя все их естество животворящей силой. Они оба отходили от Чаши другими людьми. Случилось главное: плоть человеческая соединилась с плотью Христовой, преображаясь и исцеляясь!

http://azbyka.ru/fiction/po-lezviyu-nozh...

Священники и народ еврейский могли мыслию, душою переноситься в «святое святых». – «Первосвященник законный», – говорит блаженный Феофилакт , – «приносил жертву за себя, а Христос – не за Себя. Ибо Он не был причастен к грешникам. Повсюду между тем и этим совершенное различие. Сказал о грехах неведения, а не о прегрешениях... показывая и здесь различие между жертвою Христа и жертвами законными. По закону, жертвы прощали прегрешения по неведению; жертва же Христова прощает даже и сознательные грехи». 496 «Видишь ли», – наставляет святой Иоанн Златоуст , – «самые прообразы, здесь уже предложенные? Чтобы не сказали: как может быть одна жертва, как первосвященник (Христос) однажды принес ее? Апостол показывает, что так было издревле: святейшая и страшная жертва была одна. Так-то иудеи были приготовляемы издревле: и тогда, говорит, архиерей приносил жертву однажды». 497 Стих 8. «Сим Дух Святой показывает, что еще не открыт путь во святилище (по-слав. «святых путь» – τν τν γων δν – дорога, путь святых), доколе стоит прежняя скиния». – «Так как святое святых – образ неба», – замечает блаженный Феофилакт , – «было недоступно для прочих священников... то этим символически обозначалось, что до тех пор, пока стоит скиния эта, то есть, пока имеет силу закон, и по закону совершаются служения законные, – недоступен путь святых, т.е. вступление в небо, для совершающих такие служения. Для них он не только не открыт, но и заперт, одному же только Единому Первосвященнику Христу был уготован этот путь». 498 – «Для того, говорит, это было так устроено, чтобы мы знали, что святое святых, т.е. небо, еще недоступно. Впрочем, на том основании, что мы не входим в него, мы не должны думать, будто его нет, мы не могли входить и во святое святых». 499 Следовательно, бесполезно иудеям исполнять ветхозаветные постановления, имевшие прообразный характер, и отвергать Церковь Христову, ведущую своих верных чад на небо, не правы и христиане из иудеев, продолжавшие соблюдать эти постановления. «Она есть образ настоящего 500 времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010