В этом, ветхозаветном, смысле слово «тайна» употребляется иногда и в Новом Завете (при этом следует сказать, что в новозаветных писаниях это слово встречается редко). Здесь оно приобретает определенно сотериологический смысл. Речь идет не просто о небесных «тайнах», но о промыслительных и спасительных деяниях Божиих. Например, когда Господь Иисус Христос говорит Своим ученикам: «Вам дано знать тайны Царствия Божия» ( Мф.13:11 ; Мк.4:11 ; Лк.8:10 ), – под этими «тайнами» Он подразумевает тайны Божественного домостроительства спасения. Здесь на место ветхозаветных пророков становятся ученики Иисуса Христа как свидетели Нового Откровения в Самом Спасителе Иисусе. Следует упомянуть, что в синоптических Евангелиях слово «тайна» встречается только один раз – в процитированном выше месте. Особенно очевиден сотериологический и христологический смысл понятия «тайны» в посланиях ап. Павла. Говоря об апостолах как свидетелях и возвестителях «тайны» спасения, он пишет: мы «проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии» ( 1Кор.2:7–10 ; ср. Рим.14:24 ). В этих словах апостол под «премудростью» имеет в виду Иисуса Христа как Совершителя нашего спасения. Это в Нем, Кто «сделался для нас премудростью от Бога» ( 1Кор.1:30 ), открывается тайна Божия. Это Его, Распятого и Воскресшего, «приготовил Бог любящим Его». «Откровение Духом» явно намекает на пророческое служение христиан, как бы перебрасывая мост между Новым Заветом и Ветхим Заветом, где «тайна» Божия открывалась Духом только пророкам. В том же смысле ап. Павел говорит об апостолах как о «домостроителях тайн Божиих» ( 1Кор.4:1 ). В торжественном стиле об откровении тайны Божией в Иисусе Христе говорится в христологическом гимне:

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Воскресши и преобразивши в Себе все взятое от земли, Он не мог надолго оставаться на земли, следовательно, и Его царство не могло уже быть земным. Итак, теперь благовременно было снять с очей учеников то покрывало, которое препятствовало им видеть смысл древних пророчеств. Тогда отверзе им ум разумении писания, и рече им: яко тако писано есть, и тако подобаше пострадати Христу и воскреснути от мертвых в третий день ( Лк. 24:45–46 ). И богопросвещенный взор их увидел теперь, как многочисленный сонм провозвестников воли Божией за несколько столетий предрек именно то, что совершилось пред очами их, до малейших подробностей. Пред ними раскрылся план домостроительства Божия о спасении рода человеческого, развивающийся одною светлою картиною от первых дней мира в писаниях древних Пророков. А в этом плане страдания Сына Божия за грехи рода человеческого и прославление Сына человеческого в воскресении стоят светозарным средоточием, от которого разливается свет на все предшествующее состояние мира и на все его будущее. Теперь открылось и то, что смертию Богочеловека не разрушилась, но еще утвердилась надежда на избавление Израиля ( Лк. 24:21 ), только не чувственное, а духовное, и не одного Израиля, но и всех верующих во имя Сына Божия, Искупителя мира. Тако писано есть, и тако подобаше пострадати Христу, и воскреснути от мертвых в третий день, и проповедатися во имя Его покаянию, и отпущению грехов во всех языцех, наченше от Иерусалима ( Лк. 24:46–47 ). Посудите теперь, какова была радость учеников, эта сугубая радость, когда они в одно время и видели пред собою своего Господа, с Которым уже думали разлучиться навсегда, и видели Его Божественный образ, ясно преднаписанный в законе и Пророках! Возрадовашася убо ученицы, видевше Господа ( Ин. 20:20 ). Но Апостолам дана эта радость не для них одних. Они должны были пронести этот свет и эту радость ко всем народам. И вот Господь, оставляя собрание Апостолов, потому что они земнородных не могли постоянно выносить славы воскресшего Господа, и для того, чтобы постепенно приготовить учеников к Своему отшествию на небо и к действованию их уже не в видимом Его присутствии, – оставляя Своих учеников, изрек им вторично: «Мир вам» ( Ин. 20:21 ), и в то же время возвестил: «Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы» ( Ин. 20:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Вот примеры его рассуждений: «Отличительная черта веры во Христа состоит в том, что Сын Божий, сущее Божие Слово (ибо в начале было Слово и Слово было Бог» – Ин. 1, 1 ), сущая Премудрость и Сила Отчая (ибо Христос Божия сила и Божия премудрость – 1Кор. 1, 24 ), при скончании веков соделался Человеком ради нашего спасения. Ибо тот же Иоанн, сказав: в начале было Слово, вскоре присовокупил: и Слово стало плотию ( Ин. 1, 14 ); а это значит то же, что соделаться человеком. И Господь сказал о Себе: «За что ищете убить Меня?» ( Ин. 7, 19 ), «Человека, сказавшего вам истину» ( Ин. 8, 40 )? И Павел, научившись у Господа, сказал: «един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» ( 1Тим. 2, 5 ). Соделавшись же человеком и совершив домостроительство дел человеческих, обратив в бегство и приведя в бездействие нашу смерть, сидит Он ныне одесную Отца, сый во Отце, потому что и Отец в Нем, как всегда был, и есть выну» (К Серапиону, 7). Или это: «А Сын есть Сый и над всеми Бог, как и Отец; и это также доказано. Он есть не творимый, но творящий, не созидаемый, но созидающий и творящий дела Отчия. Им «веки сотворены» ( Евр. 1, 2 ); «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин. 1, 3 ). И как Апостол научил словами псалма: «В начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса – дело Твоих рук» ( Пс. 101, 26 )» (Там же, 4). – Где тут можно усмотреть отрыв от Писания? А к слову о рассуждении над Божественными тайнами приведем на память слова человека, претерпевшего мученическую кончину: «…когда речь пойдет о тайне Божественного Триединства, мы будем помнить, что перед нами не область человеческих гипотез или теорий, а точное описание первичной Реальности, к которой неприменимы такие вопросы, как «почему?». Ведь Божие Бытие раньше всех вопросов. Он Первый и Последний, и прежде Его не было никого. Перед нами страна фактов, а не сумрачный лес гипотез. Слишком часто люди, говоря о Боге, забывают, что Он существует независимо от нас, слишком часто пытаются «смоделировать» Его бытие, то есть подогнать Образ Божий под свои представления о Нем. Но все эти построения, неважно правильные или неправильные, показывают, что нет в нас страха Божия, а значит, нет и мудрости ( Притч. 1, 7 ). Не мы сотворили Бога, а Он нас!» 69

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Господь наш Иисус Христос говорил в молитве: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия» ( Мф.26:39 ); и потом прибавил: «впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» ( Лк.22:42 ). Значит, прежде всего нам должно знать, что просить в молитве не всегда можно того, чего желаем. Во всяком случае, мы не умеем просить того, что нам нужно: «Мы не знаем, о чем молиться» ( Рим.8:26 ). Поэтому воссылать прошение должно с великим разумом, сообразуясь с волей Божией. А тем, которых прошения не бывают услышаны, надобно знать, что для них есть потребность или в терпении, или в усилении молитвы, по притче Господней о том, что «должно всегда молиться и не унывать» ( Лк.18:1 ), и по сказанному Господом в другом месте: «по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит» ( Лк.11:8 ). Или же есть потребность в исправлении и прилежании, по изреченному Богом к некоторым чрез Пророка, сказавшего: «И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь» ( Ис.1:15, 16 ). А что и ныне бывают, и даже у многих, «руки, полные крови», нисколько не должно сомневаться верующим в тот суд Божий, какой изречен на получившего повеление возвестить народу и умолчавшего: кровь согрешившего от рук стража взыщется ( Иез.33:6 ). Убежденный, что это истинно и неминуемо, Апостол сказал: «Чист я от крови всех; ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию» ( Деян.20:26–27 ). Если и умолчавший оказывается повинным в крови согрешающих, то что должно сказать о тех, которые соблазняют других тем, что делают, или тем, что говорят? Бывает, что и по недостоинству просящего не исполняется прошение, как было с Давидом, который молился о построении дома Божия и не получил просимого. Пророк Иеремия остался не услышанным из-за греховности тех, о ком молился. Нередко мы, опустив по нерадению удобное время, в которое должно было вознести прошение, оказываемся просящими неблаговременно и напрасно. Далее, надлежит знать, что есть многие и различные, но нам неведомые причины, по которым Бог или насылает, или попускает искушения, по домостроительству, как было с апостолом, который «трижды молил Господа» ( 2Кор.12:8 ) и не был услышан; поэтому иной молитвой и прошением освобождается от обстояний и, когда вознесет прошение, бывает услышан, как два слепца в Евангелии и десять прокаженных и многие другие. Но иной, подпавший искушению, хотя и просит избавить от напасти, но так как ему по суду Божия домостроительства следует терпеть до конца, ибо часто терпением должно достигать той цели, для которой послано искушение, то и не бывает услышан, потому что это не согласуется с целью Божия человеколюбия 664 . III

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

День Святого Духа Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам . Ин.16:7 Сошествие Святого Духа на апостолов было последним, завершительным актом в Домостроительстве спасения рода человеческого, от начала мира предопределенного в Предвечном Совете Святой Троицы. Правосудие Божие требовало возмездия за грехи прародителей наших. Благость Божия готова была склонить гнев Божий на милость, а Премудрость Божия, удовлетворив правосудию через Крестные Страдания Сына Божия, вновь облагодетельствовала род человеческий, возродив его Духом Святым, сошедшим на апостолов в пятидесятый день по Воскресении Христовом. В этот день силою Духа Святого в лице апостолов Христовых было восстановлено уничтоженное прародительским грехом духовное начало в человеческой природе. Итак, неизреченное человеколюбие Божие – вот единственный источник нашего спасения. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ). Без великой Голгофской жертвы наше спасение было бы невозможно. Если бы Христос не пострадал за грехи людей, если бы Своей смертью не «искупил нас от клятвы законныя» ( Гал.3:13 ), Дух Святой не сошел бы на апостолов, а через них и их законных преемников не возродил бы и нас с вами для новой духовной жизни. Именно эту мысль выражает Христос в прощальной беседе с учениками, идя на вольные Страдания. В утешение им Он говорит: «Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам». Как сказал Господь, так и сделал: добровольно взошел на Крест, пострадал и умер за грехи людей, Воскрес из мертвых, Вознесся на небо и в пятидесятый день после Воскресения послал Утешителя Духа Святого. Действием Святого Духа ученики Христа первыми приобщились к духовной жизни во Христе, а через них и все последующие поколения христиан, в том числе и мы с вами. Благодать Святого Духа действует на нас в Святых Таинствах Церковных.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

Единственная возможность в целости сохранить свое национальное бытие, – создание Церкви национальной, независимой от папы, как базы национально-политического лика. И, именно, не интернационал церковный на земле есть воля Божия, но она, воля Божия, блогословляет создание национальных Церквей, что вполне согласуется с целями Божественного Домостроительства. Св. ап. Павел говорил Афинянам: «Бог от одной крови произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитания, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, не найдут ли, хотя Он и не далеко от каждого из н и х» ( Деян.17:26–27 ). В расселении народов по лицу земли Бог положил цель, чтобы каждый народ искал Бога, т. е. своей национальной личностью усвоял одну и ту же Божественную Истину, подобно тому, как различные классы растений усвояют свойственным особенностям класса образом одну и ту же солнечную теплоту и дождевую влагу выявляя общую всем работу в разнообразных прекрасных цветах и плодах. 3-е ап. Правило как мы уже видели, считает национальные Церкви нормальным явлением в Единой Христианской Церкви во Христе. Св. ап. Иоанн Богослов, созерцая завершительный момент жизни Церкви Христовой во временном ее пребывании и переход ее в вечную славу, говорит: «Спасенные народы будут ходить во свете Его (Агнца) и цари земные принесут в него славу и честь свою... И принесут в него славу и честь народов» ( Апок.21:24–26 ). Цари, как представители наций, и сами нации внесут в Царство Божие то, в чем прославится Бог в их собственном земном, христианском существовании. В этой величайшей важности христианской задаче нет активного места папскому интернационалу. По своему существу он не может содействовать надлежащей христианизации национальной личности, ибо он не может войти в истоки ее, а скользит лишь по поверхности. Да и плоды, достойные Царства Славы, выращиваются не на сознании своей гордыни, а на смирении, которому одному дается Божия блогодать, необходимая для Христианской жизни, как духовная теплота и влага ( Иак.4:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

Заметьте, это здание Божие, имея много частей, по общему плану божественного домостроительства двоечастно, состоя на земле в пределах времени из двух главных частей, из церкви ветхозаветной и новозаветной. Но та и другая части построены на одной и той же скале, на том же первоосновном краеугольном камне, прикреплены к тому же средоточному столпу и подведены под единую главу. Этот первоосновной камень, это краеугольное средоточное утверждение, эта единая глава ветхого и нового заветов есть единый Господь всех и Спаситель Иисус Христос, единый путь от смерти к жизни и от земли к небеси, сама божественная истина обоих ветхого и нового заветов, сама жизнь всему миру. И вот смотрите, в обеих частях здания Божия кладутся на первоосновной скале второстепенные основные камни, располагаются в строй и порядок около краеугольного камня другие капитальные столпы, главные утверждения всего построения, и сводятся под общим увенчанием под единую главу Божия храма. Это, по апостолу Павлу, в ветхом завете пророки и другие ветхозаветные праведники; а в новом завете во-первых апостолы Христовы, затем пастыри и учители и все святые руководители церкви, ее опора и утверждение; ее столпы. Столпы ветхозаветной церкви все перечисляются у св. апостола Павла в послани к Евреям. Это праведные Авель, Энох и Ной, Авраам, Исаак и Иаков, Моисей, Гедеон и Иеффай, Давид и Самуил и другие праведные мужи и жены ветхозаветные, которые заслужили славу быть опорой церкви во-первых верой, веруя в Бога, что Он существует и ищущим Его воздает должную награду; которые ждали грядущего града, имеющего основание божественное, града, которому строитель и художник сам Бог; которые все умерли в вере, не получив исполнения обетований, а только издали видели оныя и радуясь приветствовали, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; которые верой побеждали царства, творили правду, укреплялись от немощи, были крепки во бранях, иные же по вере и за веру замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие же прияли искушение поруганиями и ранами, а также узами и темницами, камением побиваемы были, перепиливаемы были, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козиих кожах, терпя лишения, скорби, озлобления; те, которых не был достоин весь мир, скитались по пустыням и горам, по пещерам-вертепам и пропастям-ущелиям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили в ветхом завете обещанного, а только, проходя свое жизненное поприще, взирали вдаль на грядущего начальника и совершителя веры Иисуса, который и сам в свою очередь в своем человечестве достиг славы быть основой и венцом церкви не туне, а за великий подвиг, за то, что вместо предлежавшей Ему на небе радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, за что и воссел одесную престола Божия. Вот столпы церкви ветхозаветной, вот первооснова и новозаветной. Вот и путь, каким они достигли этой высокой чести.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

«И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий». Почему так могуществен будет глас Сына Божия, что воздвигнет мертвых из гробов, Господь объясняет Своим единосущием с Отцом. Бог Отец имеет жизнь самобытную, ни от кого не заимствованную; и Сын имеет жизнь в Самом Себе и есть источник живота всего существующего: «Им же вся быша». С принятием человеческого естества не уменьшились в Нем божественные свойства; Он имеет такую же жизнь самобытную и в воплощении, ибо силой Своего Божества воскрес из мертвых и даровал вечную жизнь сущим во гробах. «И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий». Вместе со властью воскрешать мертвых Сын Божий получил власть производить суд над живыми и мертвыми и определять вечную участь праведников и грешников. Власть эту Он имеет нераздельно с Богом Отцом; но она Ему принадлежит и по праву воплощения и искупления, потому что Он есть Сын человеческий (сын человеческого естества) – есть Спаситель и Искупитель рода человеческого, даровавший все средства ко спасению человека. Таким образом, Ему в особенности прилично производить суд над людьми, как они приняли и усвоили в себе Его благодатные средства ко спасению. «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения». Еще с большей силой и решительностью Господь утверждает истину воскресения мертвых и всеобщего суда над людьми. Иудеи знали из писаний, что воскресит мертвых Бог Отец; но что это всемогущее дело совершит Он, Сын человеческий, – того не знали и понять не могли, почему и дивились словам Господа. «Не дивитесь сему», – замечает им Господь: это так должно быть по плану домостроительства Божия, как следствие Моего искупления рода человеческого. Наступает время искупительной жертвы Моей, время Моих страданий, смерти и воскресения, в силу которых все находящиеся в гробах услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро – уверовавшие в Мое божественное посланничество и оправдавшие веру добрыми делами – в воскресение жизни – вечной; а делавшие зло – не уверовавшие в Меня, как в Спасителя и Искупителя, упорные в своих заблуждениях и пороках – в воскресение осуждения, восстанут для того, чтобы выслушать приговор на вечные мучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем. О добродетелях, ведущих к истинной вере Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Зачем в Православной Церкви установлены праздники, и в частности праздник Сретения? Ради чего вспоминаются события, хотя и подлинные, как верим мы, православные христиане, однако давно минувшие? Святые отцы, помимо всех великих добродетелей, которыми они приобретали благодать Божию — молитвы, поста, бдения и прочих, — упражнялись и в добродетели богомыслия. Это особенное делание заключается в том, что подвижник углубляется в размышления о тайне Божия домостроительства, то есть явления в мир Христа Спасителя, образе бытия Пресвятой Троицы и других, подобных этим, великих вещах. Один монах провел с другим иноком целый день в молчании и молении и увидел, что тот имеет дар непрестанной молитвы и находится в особом духовном состоянии, которое святые отцы называют созерцанием. Пришедший подвижник спросил другого монаха: «Меня научили созерцанию мои отцы, а ты как научился?» Он же отвечал: «Я научился этому при помощи молитвы и богомыслия». Святые отцы — наши духовные предки, учителя и наставники — непрестанно размышляли об истинах нашего спасения. Живший сравнительно недавно (в конце XVIII — первой половине XIX века) преподобный Серафим Саровский, всеми нами почитаемый великий русский святой, занимался богомыслием следующим образом: каждый день он прочитывал одного из четырех евангелистов в разных частях той пустынной местности, где подвизался. Одно место называлось у него — «он пол Иордана» (Заиорданье), другие — иначе, по названиям мест Святой Земли, где проходила земная жизнь Спасителя. Читая там Евангелие, он погружался в размышление о воплощении Сына Божия. Другой подвижник, живший также сравнительно недавно (в XVIII столетии), святитель Тихон Задонский , углублялся в богомыслие перед большой картиной, изображающей распятие Господне.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

И Тот, Кто говорит в Иисусе: «я есмь путь и истина и жизнь» ( Иоан. 14:6 ), не является, по смыслу Евангелий, каким-то ограниченным существом в том смысле, что помимо души и тела Иисуса Он нигде не существовал. Это ясно из многих мест; но из них мы позволим себе привести только немногие. Когда Иоанн Креститель возвещал близкое пришествие Сына Божия, то он, конечно, думал не о Существе, которое было ограничено тем телом и той душою, но о Том, Который всюду проникает (φθνοντα πανταχο); он говорит: «стоит среди вас» Некто, «Которого вы не знаете: Он-то Идущий за мною» ( Иоан. 1:26–27 ). Если бы (Иоанн) думал, что Сын Божий находится только там, где должно быть видимое тело Иисуса, то каким образом он тогда мог бы сказать: «стоит среди вас» Некто, «Которого вы не знаете?» И сам Иисус направляет ум своих учеников к более высокому представлению о Сыне Божием, когда говорит: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф. 18:20 ). Такого же характера было и обетование, которое Он дал ученикам, обращаясь к ним со следующими словами: «и вот Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф. 28:20 ). Все же это мы говорим вовсе не затем, чтобы отделить Сына Божия от Иисуса. В особенности после совершения домостроительства тело и душа Иисуса соединились со Словом Божиим самым тесным образом (ν γεγνηται). Если по учению Павла, которое он выражает в словах: «соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» ( 1Кор. 6:17 ), всякий человек, познавший, что значит соединиться с Господом, и соединившийся с Ним, составляет единый дух с Господом, то разве не еще более Божественным образом и не в значительно большей степени является единым с ним то существо, которое некогда соединилось со Словом Божиим? А что Он действительно есть Сила Божия, Иисус доказал через свои чудеса, которые Цельс однако желает представить колдовством и которые иудеи – не знаю только на каком основании – приписывали тогда Веельзевулу, утверждая, что Иисус «изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского» ( Мф. 12:24 ; Мк. 3:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/protiv_...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010