Виноградная лоза – образ благ, посылаемых от Бога. Пророк хочет сказать, что как некогда Израиль, пройдя пустыню, вступил в страну виноградников, так и в будущем он воспользуется драгоценными благами. «И долину Ахор в преддверие надежды». Образ заимствуется из времени вступления евреев в Ханаанскую землю. Долина Ахор – (евр. achor – смятение) долина, находившаяся на северной границе колена Иудина, вблизи Иерихона ( Нав 15.7 ). Здесь был исполнен суд Божий над Аханом, утаившим часть заклятого ( Нав 7.1 ). После этого суда отвратился гнев Божий от Израиля. Таким образом, долина Ахор, явилась памятником того, как Господь, по очищении вины народа через наказание преступника, снова возвратил обществу Свою милость (Бродович). Это возвращение милости Божией Израилю, по мысли пророка, повторится и в будущем. «И она будет петь там, как во дни юности своей», т. е. петь благодарственную песнь за спасение. Пророк, очевидно, вспоминает о песни, воспетой при переходе через Чермное море ( Исх 15.1 ) и отсюда берет свой образ. В слав. вместо слов и дам ей оттуда виноградники (et keramajha) читается – «и дам ей притяжание ( κτματα) ея оттуду»: LXX нередко ставят общее вместо частного. Вместо слов «и она будет петь (veanethah) там» в слав. с греч. «и смирится ( ταπεινωθσεται) тамо». Гл. anah имеет несколько значений: отвечать, петь, смиряться. В значении петь, отвечать понимают гл. в большинстве древних переводов (Ак. υπακοσει, Феод. ποκριθσεται, Вул. canet). Ос.2:16 И будет в тот день, говорит Го­с­по­дь, ты будешь з­вать Меня: «муж мой», и не будешь более з­вать Меня: «Ваали». Ос.2:17 . И удалю имена Ваалов от уст ее, и не будут более вспоминаемы имена их. «Ваали» – «Господин мой». Пророк предвозвещает восстановление брачных отношений Израиля с Иеговою, т. е. восстановление Завета. Имя Ваала в ст. 16, по-видимому, употреблено в его нарицательном значении – господин, так как оно сопоставляется с нарицат. муж мой. Пророк хочет выразить мысль, что при восстановлении в чистоте брачных отношений Израиля к Иегове основою этих отношений будет не столько страх ( «не будешь более звать меня: Господин мой»), сколько любовь ( «муж мой»).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Археологи обнаружили винодельню библейского Навуфея 08.11.2017 Археологи обнаружили винодельню библейского Навуфея , того самого, чей виноградник возжелал царь Ахав , сообщает christiantoday. Новое открытие археологов можно рассматривать как подтверждение известной библейской истории о винограднике Навуфея, изложенной в Третьей Книги Царств ( 3 Цар 21 ): «…у Навуфея Изреелитянина в Изреели был виноградник подле дворца Ахава, царя Самарийского… И сказал Ахав Навуфею: отдай мне свой виноградник…а вместо него я дам тебе виноградник лучше этого, или… серебра, сколько он стоит…» Когда Навуфей отказал Ахаву («сохрани меня Господь, чтоб я отдал тебе наследство отцов моих!»), тот «лег на постель свою, и отворотил лицо свое, и хлеба не ел». После чего Иезавель, жена Ахава, оклеветала Навуфея, обвинив его в богохульстве и добилась его казни, но богобоязненный Ахав так и не смог овладеть виноградником, ибо Илия возвестил ему о гневе Господнем и отмщении роду его. С тех пор «виноградник Ахава» вошел в пословицу как символ желанного, но недостижимого счастья. Изреельская долина, упоминаемая в Библии, она же Ездрелонская долина или долина Мегиддо в Нижней Галилее в Израиле, с 2012 исследуется группой археологов под руководством Нормы Франклин (Norma Franklin), сотрудницы университета Хайфы и Дженни Эбелинг (Jennie Ebeling) из университета города Эвансвиль в штате Индиана (США). В этой долине происходили многие библейские события, в частности излагаемые в Ветхом Завете. Именно здесь, в долине Мегиддо, Гидеон нанес поражение мадианитянам и амалекитянам, как о том повествует Книга Судей, и от имени этой долины и происходит название «Армагеддон», означающее место последней битвы сил добра с силами зла в конце времён и упоминаемое в Апокалипсисе Иоанна Богослова. Пять лет назад Франклин с коллегами впервые применила для исследований так называемый LiDAR, лазерный метод съемки местности, с помощью которого удалось обнаружить «несколько древних объектов», которые были определены как остатки древней винодельни. В ходе раскопок было обнаружено несколько «винных и оливковых прессов, и в том числе «самый крупный винный пресс, найденный на территории Израиля за всю историю раскопок». По словам доктора Франклин, удалось также обнаружить более сотни больших кувшинообразных емкостей, вырубленных в камне, которые явно служили для хранения вина.

http://drevo-info.ru/news/22972.html

Еще изображается суд над Ассириянами Ст. 30. И возгремит Господь Величественным гласом Своим, и явит тяготеющую мышцу Свою в сильном гневе и пламени поедающаго огня, в буре и в наводнении и в каменном граде. Ст. 31. Ибо от гласа Господа содрогнется Ассур, жезлом поражаемый. Здесь описывается образ совершения суда. Из снесения с 29, 6, видно, что Бог возбудит страшную бурю, от которой громы, молнии, дождь, град и разрушительные вихри поднимутся с такою силою, что все смертные узнают, что Бог Праведный Судия сошел на облаках для проявления своего гнева и величия, для устрашения и поражения врагов, и для утешения своего народа. Во время этой свирепствовавшей бури Ангел Иеговы (37, 36) громом и градом, или другим образом поразил лучшую часть Ассирийского войска, которого жезл долго поражал народ Божий. Следствие суда Ст 32. И всякое движение определеннаго ему жезла, который Господ направит на него, будет с тимпанами и цытрами, и Он пойдет против него войною опустошительною. 33 Ст. 33. Ибо Тофет давно уже устроен; он приготовлен и для царя, глубок и широк: в костре его много огня и дров; дуновение Господа, как поток серы, зажжет его. Следствием поражения Ассура будет то, что на всяком месте, ознаменованном поражением Ассириян, будут торжествовать и веселиться с тимпанами и гуслями; поскольку сам Бог выйдет против Ассириян, и поразит их так, что совершенно рассеет всех. Ибо Богом давно уже назначено страшное наказание этому врагу в Ханаане; ему уже приготовлен костер, который будет зажжен гневом Божиим, и в который он будет ввержен на мучение. Ст. 33. Тофет давно готов; он устроен и для царя. Тофет собственно значит тимпан. Тофетом здесь называется долина на юго-востоке подле Иерусалима, в древности называвшаяся долиною Гиннома – по имени владетеля ея; отсюда Геенна. В Этой долине Иудейские цари Идолопоклонники (Ахаз, Манассия – 4Цар.23:10, 11 ; Сн. 16:3; 2Пар.28:3, 33:6 . Иер.7:31, 19:6 ), приносили детей в жертву Аммонитскому идолу Молоху. А чтобы отцы и матери при сожжении детей на костре не слыхали их плача, и не скорбели, то в это время били в барабаны. От того и самая долина называлась Тофет (барабан). В последствии из отвращения к месту идолослужения Молоху бросали в эту долину сор, трупы и всякую нечистоту, и для предотвращения заразы от гниения сожигали их огнем, который постоянно пылал там. ( 4Цар.23, 10 ). Потому долина эта Тофет или Гегинном (Геенна) в св. Писании часто употребляется для означения места вечного мучения грешников, врагов Божиих в неугасаемом огне. Второй проповеди третьего отделения

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Иеремию пред временем плена вавилонского, – даже в доме Моем Я нашел нечестие их ( Иер.23:11 ); пророк и священник бродят по земле бессознательно ( Иер.14:18 ); пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это. Что же вы будете делать после всего этого» ( Иер.5:31 )? Именно, что же остается делать? – «Вожди народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут... ибо беззаконие как огонь возгорится в народе» ( Ис.9:16–18 ). 10 Слово «геенна» значит «долина Еннома» – «Геенном» ( Ис.18:16 ), находящаяся на юго-востоке от Иерасулима: эта долина была осквернена гнуснейшим языческим культом, во времена царя Ахаза, в честь идола Молоха, которому в жертву, сожиганием на огне, приносились живые дети. Впоследствии, в знак отвращения иудеев от бывшего в среде их предков гнуснейшего культа, долина эта была завалена всякими нечистотами и навозом. Дабы от образовавшихся гор навоза не распространялось зловоние, горы навоза были подожжены, и горели в течение нескольких лет, образовав «море огня»: в сем именно значении «огненного моря» слово геенна стало употребляться для обозначения как области вечных мучений, так и самых вечных мучений (Блаж. Иероним) 11 Собственно непреоборимых предрасположений и непреодолимых наклонений человеческой воли, кроме болезненного-патологического состояния самой воли, у человека не существует, так как всецело себя самого человек может совершенно всего и во всем подчинить мыслесознатльным решением и определением своей личной воли до величайших и крайнейших пределов самосокращния, до отказа от самых насущнейших требований своей физической природы и отрицания в себе всяких положительнейших законов нравственности, равно как и наоборот – решительно все и самого себя может, силою решение своей личной воли, принести в жертву своей идее и своему личному хотению. Выходя из высказанных оснований, нельзя не признать, что мотивы для личной воли человека суть моменты последующие, второстепенные, а не первые и не решающие, так как верховный императив, акт самого решения остается всегда за волею, как за силою царственно повелевающей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Лк. 22, 24–27 : Спор о том, кто есть больший. Пророчество об избиении любящими: Зах. 13, 6 : “Ему скажут: отчего же на руках у тебя рубцы? И он ответит: оттого, что меня били в доме любящих меня”. Лк. 22, 28–30 : Завещание о совершении Евхаристии 498 . Ин. 13, 31–33 : Час прославления близок. Ин. 13, 34–35 : Новая Заповедь Любви. Ин. 13, 36–38 : Предсказание об отречении Петра. Прощальная беседа с учениками ( Ин. 14–16 ): Ин. 14, 1–11 : “Я есть путь и истина и жизнь”. Ин. 14, 12–14 : Молитва во имя Господне. Ин. 14, 15–24 : Обетование Духа Святого. Ин. 14, 25–31 : Обетование мира. Мк. 14, 26 : Заключительная песнь 499 и выход из Сионской горницы. Путь в Гефсиманию Краткая историческая справка – долина Иосафатова или Царская: Иосафат – слово еврейское, значит “суд Божий”. Долина, нарицаемая от имени Иосафата – Иосафатовой, по мнению некоторых, признается местом чудес Божиих. Есть также мнение, что в день страшного суда Божиего по долине Иосафатовой потечет огненная река; основанием сему служит пророчество Даниила: “Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги” ( Дан. 7, 9–10 ). Долина Царская, именуемая также юдолию плачевною, постоянно следуя течению Кедрона, проходит мимо обители святого Саввы Освященного до Мертвого моря. При самом входе в долину Царскую, при русле потока Кедронского, видно запустевшее здание: это – колодезь, в котором был скрыт Неемиею священный огонь. Близ гроба святого пророка Исаии: в долине Иосафатовой, где по преданию произойдет Страшный Суд Божий произойдет, ибо, по пророчеству, здесь: “Да востанут и взыдут вси языци на юдоль Иосафатову, яко тамо сяду разсудити вся языки яже окрест” ( Иоиль 3, 12 ), находится колодезь Иоавов, а в смежности с ним – село Скудельничье, а по еврейски Акель-Дама, или село крови, купленное на те 30 сребренников, за которые продан был сребролюбивым Иудою Спаситель мира; в нем погребали странников. Неподалеку от села Скудельничьего есть греческий монастырь с небольшой церковью во имя святого Онуфрия Великого; в ней, изредка, греческое духовенство совершает Богослужение о упокоении усопших.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Ст. 5. И засыплется дебрь гор Моих, и прильпнет дебрь горняя даже до Асаила, и наполнится, якоже наполнися от лица труса во днех Озии царя Иудова, и приидет Господь Бог мой, и вси святии с Ним. С евр.: И вы побежите в долину гор Моих: ибо долина гор будет простираться до Асила; и вы побежите, как бежали от землетрясения во дни Озии, даря Иудейского; и приидет Господь Бог мой и все святые с Ним. И засыплется 204 . Т. е., когда Масличная гора разделится на части, тогда долина между Моими горами 205 , говорит Бог Иудеям, засыплется, наполнится бегущими, и долина эта будет простираться даже до Асила 206 ; тогда наполнится она избегающими погибели, как наполнилась во время землетрясения (труса) при Иудейском царе Озии 207 . Вот в какой славе придет Господь Бог мой и все святые Ангелы с Ним, заключает уже пророк от себя. Под. Иез. 38:19, 20 . Если это, со св. Ефремом Сириным , разуметь об осаде Иерусалима Антиохом Епифаном, то можно понимать так: когда Господь явится для поражения врагов, тогда произойдет землятрясение, от которого Масличная гора распадется на части, тогда в страхе и ужасе Иудеи будут спасаться бегством в места безопасные, побегут, как бежали Иудеи во время землетрясения при Иудейском царе Озии. Так проявит славу свою Господь Бог, имеющий явиться со святыми Ангелами, как явился Он с ними, некогда, на Синае. Под. Иоил. 3:1–12 ; Втор. 33:2 ; Дан. 8:13 ; Авв. 3:3 . Ст. 6. И будет в день он, не будет свет, но зима и мраз. С евр.: И будет в тот день, не станет света: светила удалятся 208 . В Св. Писании время света, обыкновенно, означает время радости, утешения, а время мрака – время печали, несчастья, а зима и мороз, само собой, означают нерадостные времена. Т. е время, когда таким образом явится Господь, для наказания врагов, «принесет с собою не спасение, но смятение, страх и трепет». Св. Ефрем Сирин . Под. Пс. 106:10 ; Ис. 5:30, 42; 7:16; 50:3 ; Иер. 2:31 . Бл. Феодорит разумеет время распятия Господа. Ст. 7. И будет день един, и день той знаемь будет Господеви, и не день, и не нощь, и при вечере будет свет.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Что это за добыча, что это за раздел ее – это пророк раскрывает таким образом: «И соберу», говорит Он от лица Божия, «все народы (языческие) к Иерусалиму на войну» против него «и взят будет город и разграблены будут дома и поруганы будут жены, и пойдет половина города в плен, но остаток народа не будет истреблен из города». К этому остатку народа Господь придет на помощь: «и выйдет Иегова и сразится с народами оными, как в день сражения Своего, в день битвы»; сразится за Свой народ так же, как Он и всегда сражался за него в день борьбы со врагами его. Он явится, «и станут ноги Его в тот день на Масличной горе, которая лежит перед Иерусалимом к востоку» от него (замечание это имеет не географический смысл отличить гору от других гор, на которых также росли масленичные деревья, но стоит в связи с тем средством, какое Господь употребит для спасения Своего народа, а именно, через разделение горы проложит путь народу для бегства). Вследствие сошествия Иеговы, Того Иеговы, перед Которым колеблется земля, когда Он ее касается ( Исх.19,18 ), – сошествия Его на Масленичную гору, гора эта разделится пополам, одна часть ее раздвинется к северу, а другая к югу, а в середине образуется большая долина от востока к западу: «и рассядется Масленичная гора», говорит пророк, «в средине от востока к западу в долину весьма большую и половины горы отклонится к северу и половина ее (другая) к югу». Таким образом образуется совершенно новая долина, в которой спасающиеся из Иерусалима беглецы найдут себе безопасное убежище, где они и скроются. «И вы», говорит Бог этой спасающей части народа, имеющего в большей своей части погибнуть от врагов, «побежите на долину гор Моих, и долина гор будет простираться до Ацала (бесследно  исчезнувшее селение, находившееся вблизи Иерусалима ( Мих.1,11 ) и именно, как видно из рассматриваемого места, к востоку от Масленичной горы); «и побежите вы так, как бежали вы от землетрясения» (о котором упоминает пророк Амос 1,1 ) «бывшего в дни Озии Царя Иудина»; побежите все скоро и быстро, побежите не только от врагов, но и из страха перед землятресением, которым будет сопровождаться сошествие к вам на помощь Господа,  и которое будет подобно древнему, испытанному уже вами или вашими предками землетрясению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

187 Начиная со второго года проповеди Иисуса Христа, фарисеи и книжники всюду следовали за Ним и следили за Его учением и делами, чтобы найти в Нем какую-либо вину. Книжники, как и законники – это иудейские ученые, занимавшиеся изучением Закона Божия. 188 Иродианами назывались приверженцы правителя Ирода Антипы, бывшие врагами фарисеев. Но чтобы погубить Иисуса Христа, фарисеи пренебрегли своей враждой с иродианами и вошли с ними в соглашение. 193 Этот апостол назывался еще Леввей и Фаддей, он приходился братом Иакову Алфееву; они были сродниками Иисуса Христа по плоти. 202 и проч. – по-русски: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь: ибо велика ваша награда на небесах». 206 Так здесь называются апостолы и все истинные последователи Иисуса Христа. Для мира они так же необходимы, как необходима соль для пищи человека. 207 Так здесь называются апостолы и все истинные последователи Иисуса Христа. Для мира они так же необходимы, как необходим солнечный свет для жизни земли. 208 и проч. – по-русски: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». – Под светом здесь разумеются святость жизни и добрые дела. 209 Так у иудеев разделялись Священные книги. В состав закона входили пять книг Моисея. Пророки же заключали в себе остальные Священные книги. 212 Иначе говоря, вовсе лишен будет Царствия Небесного. Слова: малейшим наречется – употреблены Иисусом Христом в противоположность выражению: великим наречется . 217 Геенной огненной у евреев называлась долина Еномова, находившаяся вблизи Иерусалима. Во дни иудейских царей в этой долине был поставлен идол Молоха, служение которому отличалось величайшим нечестием. По возвращении из плена вавилонского, долина Еномова была сделана местом свалки нечистот, которые здесь сжигались, так что огонь там никогда не прекращался. В устах Иисуса Христа геенна огненная служит образом вечных мучений грешников. 218 Под темницей здесь разумеется место мучения грешников, иначе – ад, как место, лишенное света и блаженства. Под судьею разумеется Господь, а под слугами – ангелы. Кодрант – медная римская монета, равняющаяся нашего грошу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svyashe...

4Цар.3:15 .  теперь позовите мне гуслиста. И когда гуслист играл на гуслях, тогда рука Господня коснулась Елисея, В том, что пророк Елисей для приготовления своего духа к воспринятию откровения или для успокоения духа от гнева на Иорама ( 3Цар.3:13–14 ) прибегает к действию струнной музыки, после чего «была рука Господня на нем» (ср. 3Цар.18:16 ; Иер.1:9 ), усматривается, во-первых, известный древности обычай прибегать к музыке (ср. 1Цар.16:16 ) для отвлечения духа от внешнего мира, успокоения или возбуждения (подобное Цицерон говорит о пифагорейцах); во-вторых, употребление музыки (с пением гимнов) в пророческих школах ( 1Цар.10:5 и далее), с которыми, как сказано, пророк Елисей стоял в тесной связи. По словам блаж. Феодорита, «священники, по Моисееву закону, употребляли трубы, а левиты – гусли, псалтири, кимвалы и другие музыкальные орудия. В употреблении же у них при сем было Давидово духовное сладкопение. Одного из сих певцов велел призвать пророк. И когда певец воспевал, благодать Духа назнаменовала, что делать» (вопр. 12 на 4 книгу Царств). 4Цар.3:16 .  и он сказал: так говорит Господь: делайте на сей долине рвы за рвами, 4Цар.3:17 .  ибо так говорит Господь: не увидите ветра и не увидите дождя, а долина сия наполнится водою, которую будете пить вы и мелкий и крупный скот ваш; Под долиной (евр. нахал), в которой пророк Елисей приказывает рыть рвы или цистерны, по мнению толкователей, есть долина Wadi-el-Ahsa, на южной границе Моавитской страны, называемая в ( Ис.15:7 ) нахал га-арабим; может быть, местность эта имела то свойство, что дождевая вода скоплялась под почвой на каменистом грунте подпочвы: может быть, пророк Елисей дает совет принять меры, к которым прибегали и туземные жители (ср. блаж. Феодорит, вопр. 12). 4Цар.3:18 .  но этого мало пред очами Господа; Он и Моава предаст в руки ваши, 4Цар.3:19 .  и вы поразите все города укрепленные и все города главные, и все лучшие деревья срубите, и все источники водные запрудите, и все лучшие участки полевые испортите каменьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

7. Тогда я прославил Господа славы, вечного Царя, за то, что Он уготовал это для праведных людей, и создал таковое, и обещал дать им. Глава 26 1. И оттуда я пошел в середину земли, и видел благословенное и плодородное место, где были ветви, которые укоренялись и вырастали из срубленного дерева. 2. И там я видел святую гору, и под горой – к востоку от нее – воду, которая текла к югу. 3. И я видел к востоку другую гору такой же вышины, и между ними обеими глубокую долину, но не широкую; в ней также текла вода возле горы. 4. И на западе от нее была другая гора, ниже той и невысокая, и внизу ее, между ними (горами) обеими, была долина; и другие долины глубокие и сухие были в конце всех трех. 5. И все долины были глубоки, но не широки, из твердого скалистого камня; и деревья были насажены в них. 6. И я удивился скалам, и удивился долине, и удивился чрезвычайно. Глава 27 1. Тогда я сказал: «для чего эта благословенная страна, которая вся наполнена деревьями, и в промежутке (между горами) эта проклятая долина». 2. Тогда отвечал мне Уриил, один из святых ангелов, который был со мною, и сказал мне: «эта проклятая долина для тех, которые прокляты до вечности; здесь должны собраться все те, которые говорят своими устами непристойные речи против Бога, и дерзко говорят о Его славе; здесь соберут их и здесь место их наказания. 3. И в последнее время будет совершен праведный суд над ними пред лицем праведных навсегда в вечность; за это те, которые обрели милосердие, будут прославлять Господа славы, вечного Царя. 4. И во дни суда над ними (грешниками) они (праведные) прославят Его за милосердие, по которому Он назначил им такой жребий. 5. Тогда и я прославил Господа славы, и говорил к Нему, и вспоминал Его величие, как подобает. Глава 28 1. Оттуда я пошел к востоку в самую средину горного хребта (находящегося в) пустыни, и здесь я не видел ничего, кроме одной равнины. 2. Но она была наполнена деревьями тех же семян, и вода струилась не нее сверху. 3. Можно было видеть, насколько орошение, которое она поглощала, было обильно; можно было видеть и то, что как на севере, так и на западе, и как повсюду, так и здесь поднималась вода и роса.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010