Все такие отзывы о своем новом труде преосв. Макарий, должно заметить, близко принимал к сердцу. В зависимость от такого или иного отношения русского ученого мира к его труду он поставлял даже и самое продолжение его. В своем письме к брату от 16 февраля 1866 года он, между прочим, замечал: «от некоторых ученых я получил самые лестные отзывы о моих новых книгах. И скажу тебе по секрету, что если действительно оценят по достоинству этот мой труд, то я несомненно стану продолжать его с большею ревностью и скоростью». А так как отношение образованного русского общества к труду преосв. Макария было самое сочувственное, то он в Харькове же весьма деятельно приступил к дальнейшему продолжению истории русской церкви. Особенно он усидчиво занимался этим трудом осенью и зимою 1866 года. 24 ноября этого года он, между прочим, замечал в письме к брату: «в теперешние длинные вечера, я очень много занимаюсь и продолжаю писать мою историю, хотя, к прискорбию, частые службы много меня отвлекают от этих занятий. Написано уже до 60-ти листов текста для шестого тома. А вот и праздники, а там великий пост: сколько отнимут времени!» 1249 . В следующем 1867 году преосв. Макарий все свободное от епархиальных трудов время употреблял почти исключительно на исправление прежних своих церковно-исторических (и отчасти богословских) сочинений и только уже весною и летом 1868 года, по отправлении в Св. Синод «Руководства к изучению православно-догматического богословия», мог приступать к продолжению истории русской церкви. 30 июня этого года он, между прочим, писал брату: «шестой том истории церкви скоро отдам переписывать для печати. Но самое печатание думаю отложить до будущего года, когда, вероятно, окончен будет и 7-й том, который теперь доведен до половины, если не дальше... Вообрази, меня еще интересует мое авторствование и бумагомарание, давно уже забытое другими... Верно, горбатого исправит только могила!» 1250 . На этом, вероятно, и остановились в Харькове занятия преосв. Макария по продолжению им истории русской церкви, так как он скоро должен был уехать в С.-Петербург, где его ожидали новые занятия. Таким образом, в Харькове им был окончательно отделан шестой том его истории и доведен до половины седьмой том её. Следовательно здесь им, посреди самых усердных и сложных занятий по епархиальному управлению, были вновь составлены 3 1 / 2 тома его церковно-исторического труда.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Что скажет фильм «Скиф» о русских начала XXI века 25.01.2018 1293 Время на чтение 9 минут Разводить во времени громкие отечественные и зарубежные премьеры в Минкульте пробовали и раньше, но только сейчас циркуляр был доведен, когда кассы кинотеатров уже продавали билеты. Так чего же ради нагородили этот огород? Российское кино, отметившееся в прошлом году небывалыми финансовыми достижениями и непрерывными скандалами, возвращается после новогодних каникул рекордными кассовыми сборами «Движения вверх» и схваткой мединских скифов с английскими медведями. «Скиф» 2018 Если вы пропустили первый киноскандал 2018 года (а следом за ним уже случился и второй), то я вам в двух словах расскажу. По требованию Министерства культуры российскую премьеру продолжения английской семейной комедии про приключения перуанского медвежонка перенесли ради поддержки фильма «Скиф» - продукта отечественных кинематографистов. Прокатчики такой протекционистской мере возмутились, подключили «тяжелую артиллерию», и в итоге министерство пошло на компромисс. Нет, разводить во времени громкие отечественные и зарубежные премьеры в Минкульте пробовали и раньше, но только сейчас циркуляр был доведен до исполнителей в тот момент, когда кассы кинотеатров уже вовсю продавали билеты. Так чего же ради нагородили этот огород? По опыту фильма «Викинг», который был не про викинга, несложно догадаться, что фильм «Скиф» будет не про скифа. Понятно, что яркий заголовок, привлекающий внимание аудитории, но не соответствующий содержанию произведения, - это сегодня скорее норма, чем досадное исключение. Но на чем же в данном конкретном случае строился коммерческий расчет? Название «Викинг» явно апеллирует не просто к раскрученному в современной массовой культуре образу северных варваров, но к невероятно успешному американскому телесериалу «Викинги». В ситуации же со «Скифом» никаких громких западных медиапродуктов, на успехах которых можно было бы паразитировать, не наблюдается (если не считать таковым скандал со «скифским золотом» крымских музеев).

http://ruskline.ru/opp/2018/yanvar1/25/c...

(63). Причастник аз есмь всем боящимся Тебе. Совершенный делается причастником Христовым, по сказанному: причастницы быхом Христу (Евр. 3, 14). А Псалмопевец, как руководствуемый еще к совершенству, говорит о себе, что он - причастник боящихся Господа, однако же, не просто боящихся, но по страху Божию сохраняющих заповеди Божии. Хранение заповедей служить доказательством страха Божия. (64). Милости Твоея, Господи, исполнь земля; оправданием Твоим научи мя. Пророчески предрекает будущее, что вся земля исполнена будет боящихся Господа. И будет это не по иной нужде, но по Твоей милости; ибо Сам милостиво сотворишь это, Себя самого предав на то, чтобы Тебе быть учителем людей. (65). Благость сотворил еси с рабом Твоим, Господи. Наставленному в Божественных заповедях преподается учение - быть небесчувственным к благодеяниям Божиим, потому что не освободился бы он от греха и не был бы сопричислен к рабам Господним, если бы не была тому виною Божественная некая благодать. (67). Прежде даже не смиритимися, аз прегреших. Будучи предан за прежние, мною содеянные, грехи, доведен я до смирены, претерпев это по праведному суду Божию. Поэтому-то, подвергшись вразумлению, прошу научить меня и привести в познание, что смирение, до какого доведен, служит к пользе моей и к вразумлению. (68). Благ еси Ты, Господи. Праведник при всем что ни встречается с ним, хотя бы то было и горестно, говорит Богу: благ еси Ты. Сему подобно сказанное в другом месте: благословлю Господа на всякое время (Пс. 33, 2). И благостию Твоею научи мя оправданием Твоим. Просить, чтобы научил его благий Бог, потому что благи оправдания Божии , соразмеряемые с достоинством каждого. Почему, о них и должно сказать: оправдались судьбы Твои, Боже (Пс. 18, 10). (69). Умножися на мя неправда гордых. До того, говорит, простерли гордость, что сердце в них стало таким, как сказано далее: (70). Усырися яко млеко сердце их. Предан будешь жестоким и тяжким искушения, смиряющим в жизни и научающим умерщвлять и порабощать тело, и ходить не широким и пространным, но тесным и узким путем. Ибо сердце святых утончено, а сердце гордых утучнено.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

72:2) и прочее. И затем снова в том же псалме: «Есть ли знание на высоте, у Вышнего, ибо вот грешники и изобилующее в веке настоящем захватили богатства» (Пс. 72:11—12) и прочее до слов: «руки мои». Но так говорят те, которые не знают неизследимых судеб Божиих (Рим. 11:33) и глубины богатства премудрости и знания Его, потому что Бог видит не так, как видит человек. Человек созерцает только настоящее, Бог знает будущее и вечное (1 Цар. 16:7). И человек как бы больной в лихорадочном жару просит холодной воды и говорит врачу: „Я сильно страдаю, как бы распятый на кресте, я горю и задыхаюсь; о врач! доколе я буду кричать «и ты не услышишь меня?» Но мудрейший и милосерднейший врач ответит ему: „Я знаю, в такое время должен дать тебе того, чего ты требуешь; только я не сжалюсь над тобою, потому что такое снисхождение к тебе есть жестокость, и твое желание требует этого во вред тебе.“ Так и Господь Бог наш, зная вес и меру Своего милосердия, не выслушивает иногда вопиющего, чтобы испытать его и еще более побудить его к тому, чтобы он просил, и таким образом как бы очищенного в огне сделать его более праведным и чистым. Понимая эти испытания, как наступающее от Господа милосердие, апостол говорит: «Не будем ослабевать в испытаниях» (Еф. 3:13) и во всякое время благословляет Бога (Псал. 33:2): он знает, что тот, кто твердо претерпит до конца, будет спасен (Мф. 10:22) и прославляет [Бога] в трудах и скорбях, и говорит с Иеремиею: «Скорби и бедствия я призову». Подобно тому, как иной человек призывает Бога, этот святой муж и непобедимый воин желает, чтобы для упражнения и испытания его наступили страдания и скорби.    h5 Авв.1:4. И совершался суд, и возникла вражда сильнейшая; поэтому растерзан был закон и суд не был доведен до конца: ибо нечестивый превозмогает против праведного, отчего и выходит суд превратный.     LXX: Против меня совершается суд, и судья получает взятку; поэтому был растерзан закон и суд не был доведен до конца: ибо нечестивый превозмогает против праведного, отчего выходить суд превратный.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3154...

Пс.118:62. Полунощи востах исповедатися Тебе.    Не только день, но и ночь, даже самую средину ночи, когда овладевает людьми наиболее приятный сон, проводил я, песнословя Тебя, и воспевал праведные определения Твои. Так поступал и божественный Апостол вместе с Силою, когда, приняв на себя раны и бичевания, с связанными ногами, растворил молитву с песнопением, и пожал плод сего прекрасного бдения; потому что изведал на себе Божественную щедродательность (Деян. 16:19–39). Пс.118:63. Причастник аз есмь всем боящимся Тебе.    Совершенный делается причастником Христовым, по сказанному: «причастницы быxoм[v] Христу» (Евр. 3:14). А Псалмопевец, как руководствуемый еще к совершенству, говорит о себе, что он — причастник боящихся Господа, однако же, не просто боящихся, но по страху Божию сохраняющих заповеди Божии. Хранение заповедей служить доказательством страха Божия. Пс.118:64. Милости Твоея, Господи, исполнь земля; оправданием Твоим научи мя.   Пророчески предрекает будущее, что вся земля исполнена будет боящихся Господа. И будет это не по иной нужде, но по Твоей милости; ибо Сам милостиво сотворишь это, Себя самого предав на то, чтобы Тебе быть учителем людей. Пс.118:65. Благость сотворил еси с рабом Твоим, Господи.    Наставленному в Божественных заповедях преподается учение — быть небесчувственным к благодеяниям Божиим, потому что не освободился бы он от греха и не был бы сопричислен к рабам Господним, если бы не была тому виною Божественная некая благодать. Пс.118:67. Прежде даже не смиритимися, аз прегреших.    Будучи предан за прежние, мною содеянные, грехи, доведен я до смирены, претерпев это по праведному суду Божию. Поэтому-то, подвергшись вразумлению, прошу научить меня и привести в познание, что смирение, до какого доведен, служит к пользе моей и к вразумлению. Пс.118:68. Благ еси Ты, Господи.    Праведник при всем что ни встречается с ним, хотя бы то было и горестно, говорит Богу: «благ еси Ты». Сему подобно сказанное в другом месте: «благословлю Господа на всякое время» (Пс. 33:2).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

Пс.54:6 . страх и трепет прииде на мя, и покры мя тьма. То же самое иными выражает словами, и как бы вкратце заключает все: ибо страх относится к душе, трепет к телу, а тьма печали ко всему человеку. Якоже бо радость расширяет сердце, тако печаль стесняет и сжимает, а потому и тьму наводит; для того печальные люди всегда тьмы ищут, заключаются в ложницах и не терпят света. Пс.54:7 . И рех: кто даст ми криле яко голубине? и полещу, и почию. Пс.54:8 . Се, удалихся бегая и водворихся в пустыни. Пс.54:9 . Чаях Бога спасающаго мя от малодушия и от бури. Сими словами Пророк означает, что он нигде не имеет убежища от врагов: и потому, оплакивая бедственное состояние свое, говорит, что ему ничего больше не оставалось желать, как пустыни, где бы мог укрыться, подобно голубице, гнездящейся во уединенных местах. Таким образом изображает, что нет ему места между людьми, но до того доведен, что состояние его хуже всякия птицы. Причина подобия, взятаго от полета голубицы, есть не та, аки бы она летала быстрее других птиц, как некоторые толкуют, но та, что голубица боязлива и слаба; она боится хищных когтей ястреба. Отсюду видим, до какой крайности доведен был Давид: ибо забыв о обещанном ему царстве, со страхом о бегстве токмо помышляет, и оставя отечество, вне сообщества людей в какой-нибудь пустыне сокрыться желает; а чрез сие разумеет, что он не может избегнуть насилия врагов, как разве чрез чудо. Се, удалюся бегая, и водворюся в пустыни. Давид уступает неистовству врагов, не отрицается от дальняго странствования, не ищет перемирия и не провлачает времени, как обыкновенно делают те, кои еще имеют некую надежду или утешение, но тщится улететь, куда безопасность его призывает. Отсюду видеть можем, коль лютыя болезни чувствовал, когда готов был отказаться от всего, лишь бы только жизнь спасти. Итак не дивно, что при толиких опасностях сердце его трепетало, и смертельным страхом уязвляемо было. По переводу нашему, слова: чаях Бога спасающаго мя – означают, что Давид, сокрывшись в пустыни, ни в чем другом не упражнялся, как токмо в размышлении о Боге, призывая на помощь всемогущую силу Владыки, Который как прежде спасал его, так и при тогдашнем бедствии, по милости Своей, мог спасти.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Приведи себе на память, что и ты человек, хотя и царствующий; вспомни, что одинаковое тело имеют и цари, и простые смертные и все одарены той же природой. Зачем злобой ко мне ты уничижаешь свое милосердие и свою благость порочишь наносимой мне обидой? с какой целью гневом и суровым ко мне отношением ты посрамляешь человеколюбие, лицемерно прикрываясь им? Я не прошу возвращения престола, не гонюсь за славой, благоденствием и успехами, мне нужно только то, в чем не отказывают узникам и пленникам, что и варвары благодушно предоставляют заключенным. Я унижен и доведен до такого состояния, что умоляю об этих вещах человеколюбивейшего ромэйского царя! В чем моя просьба? Позволь мне или жить, но так, чтобы не испытывать мучений, которые делают жизнь тягостней смерти, или немедленно прекрати мое существование. Имей уважение к природе, постыдись перед общими для всех человеческими законами, прими во внимание привилегии Ромэйской империи. Не допусти, чтобы история сохранила необыкновенное повествование, что когда-то был царь, слывший кротким и человеколюбивым, и что этот царь, допустив патриарха до тесной дружбы и удостоив его кумовства и от рук его получив помазание на царство, пользуясь его особенной любовью, и дав ему клятву и страшные ручательства, и всем показывая любовь к нему и расположение, тем не менее подверг его заключению и голоду, и томил бесчисленными муками, и предал его смерти, когда архиерей молился за него». Что первое время положение патриарха Фотия было весьма тягостно, это доказывается его перепиской и с другими лицами, из коих большинство занимало влиятельное положение в Константинополе и могло оказать ему помощь. Таково письмо к препоситу и патрикию Ваану. [ 14 «Когда-то у римлян и у эллинов наблюдался обычай соблюдать границу в притеснениях, причиняемых и самим врагам, не говоря уже о благодетелях. И варварам свойственно не преступать границу в мучениях. Я доведен состоянием, в которое вы меня поставили, до тяжкой болезни; нуждаясь во враче по состоянию здоровья, вот уже 30 дней, как я прошу прислать врача, и вы не хотите исполнить моей просьбы».

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Лейбниц, говоря о счастье монады, зеркальной индивидуальности, нигде не упоминает о надрыве. Казалось бы, какая противоположность другому философу, Гераклиту, для которого как раз истерика обычное состояние. Но Вольтер примиряет обоих. В светлом оптимизме Лейбница Вольтер угадывает то же бешенство, доведенное до ровного накала. Надрыв вовсе не заглажен, наоборот, доведен до последней остроты, когда перед сценой порока, гибели, страдания говорят не «хорошо», а — «наилучший из возможных миров». Надрыв доведен до взрывной силы. У пушкинского монаха за затворенными окнами и возвышенными стенами надрыв открытости всему и одиночества продолжается в недоступности Наталии для монаха в нее влюбленного. Неисправимый надрыв не имеет шансов не нарастать, не доходить до края. Чем праздничнее ярмарка «Евгения Онегина», тем сосредоточеннее «область безмолвия», «под покровом внешней легкости нечто сакрально суровое» . Разбор индивидуальности показал, что она может опереться только на целое. Мы надеялись видеть индивидуальность, которая счастливо находит себя в целом. Вместо очевидной гармонии мы констатируем надрыв и раскол. Мир не алфавит, мы не можем в него встроиться. То, что говорит Лейбниц о счастье монады при ее воссоединении с целым, не противоречит сказанному. Счастье тоже нельзя устроить, оно складывается иначе чем как буква находит себя в составе алфавита. Что не существует политграмоты мира, показал неуспех научного мировоззрения. Мир сделан, чтобы приводить нас в бешенство, се monde a été formé pour nous faire enrager. Миро–воззрение у введших это слово, Канта, Шеллинга, Гегеля, как и у Шопенгауэра означает не что мир можно обозреть в целом, а что его совокупность странно открывается недискурсивному, неожиданному, одноразовому зрению. Если мир по Платону устроен как книга, то наверное как книга Платона. Или вернее наоборот: книга Платона, удивляющая и сбивающая с толку, устроена как мир. Нужно повторить: расшифровка и вычисление места части в мире невозможны иначе как путем прослеживания присутствия целого в этой части. Исходно это присутствие дает о себе знать в надрыве, оборотной стороне принадлежности части к целому. В том числе и когда она счастлива, т. е. для нее есть часть в мире, она знает, что это не устроенное счастье, оно не спланировано и в нем нельзя устояться. В счастье мир дает однако сразу часть в самом себе, т. е. больше чем устроенность. Мир такой, что Лейбниц и Вольтер, Гегель и Шопенгауэр одинаково правы. Он оправдывает и крайний оптимизм и крайний пессимизм. Вернее сказать, оптимизм и пессимизм иррелевантны для целого, которое другое чем всё то, к чему мы относим эти слова. Мир надрыв, в частности, пессимизма и оптимизма. Они не выдерживают напряжения мира, которое больше всего, что дискурс может вложить в слова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=846...

Митрополит Иларион: воля политиков нужна, чтобы пресечь гонения на христиан 15 мая, 2017. Митрополит Иларион (Алфеев) Этот сигнал этот был доведен до вице-президента США Майкла Пенса 15 мая. ПРАВМИР. Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион (Алфеев) считает, что воля политических лидеров нужна для того, чтобы пресечь гонения на христиан по всему миру. На минувшей неделе митрополит участвовал в первом Всемирном саммите в защиту гонимых христиан. Отвечая на вопрос, будет ли созван подобный формат в будущем, владыка ответил, что «наша задача – не саммиты проводить, наша задача – найти реальные механизмы, чтобы остановить эти гонения на христиан». «Чтобы христиане могли жить там, где они жили на протяжении веков», – сообщил митрополит. В какой форме будут дальше прилагаться эти усилия, на его взгляд, «время покажет». «Самое главное – чтобы нас услышали политические лидеры. То, что мы говорили на саммите, было в их адрес прямым сигналом», – сказал он. Сигнал этот был доведен до вице-президента США Майкла Пенса, который выступал на открытии форума и встречался с его участниками, включая российского иерарха. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 1 мая, 2017 2 мая, 2017 4 мая, 2017 7 июня, 2022 18 января, 2021 12 октября, 2020 15 сентября, 2020 29 декабря, 2018 25 ноября, 2018 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-vol...

Соловьев видит ее в теургии, теорию которой в дальнейшем, в начале 20 века, активно разовьют русские религиозные мыслители и символисты уже нового поколения, и особенно энергично – Николай Бердяев и Андрей Белый. Столетие спустя мы видим, что, по крайней мере, одна часть провидения Соловьева осуществилась. Художественная культура 20 века практически полностью исчерпала потенциал традиционных искусств, доведя до логического завершения и видового абсурда все их возможные вариации (с темами, сюжетами, материалом, художественными языками и т. п.) и взаимосочетания. Художественная практика нашего времени активно вырвалась за пределы того, что еще даже в первой половине прошлого столетия называлось искусством, и пытается войти в жизнь, правда, совершенно не в том теургическом виде, о котором мечтал Соловьев и его последователи начала 20 века. Но это уже совсем иная тема. Сам Соловьев склонен был видеть первые теоретические шаги в этом направлении уже в эстетике Н.Г. Чернышевского (VII, 74) и у русских художественных критиков-утилитаристов и реалистов, если освободить их требования от «логических противоречий» (VI, 33–34). Даже эти «первые шаги к положительной эстетике» показывают, в каком направлении следует двигаться эстетике и искусству. Известно, что этот путь был доведен до абсурда советской эстетикой, доказавшей опытом своего существования полную несостоятельность построения «положительной эстетики» и соответствующего ей искусства на путях бездуховного идеализма в системе тоталитарного принуждения. Соловьев, однако, не подозревая о возможности подобного печального опыта, усматривал зародыши искусства будущего в современных ему (т. е. в творениях «критического реализма», по классификации советской эстетики) произведениях под их «грубым», «двойным зраком раба». Теургией Соловьев называл некий первобытный период нерасчлененного творчества, когда вся деятельность людей была подчинена мистике, или религиозной идее. Тогда «поэты были пророками и жрецами, религиозная идея владела поэзией, искусство служило богам» (III, 188).

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010