Оса. Собор Троицы Живоначальной. Свято-Троицкий собор Карта и ближайшие объекты СВЯТО-ТРОИЦКИЙ СОБОР, г. Оса, ул. Степана Разина, 2 Храм Пресвятой Троицы в г. Осе был задуман в кон. XIX в. Автором проекта стал архитектор Александр Бонавентурович Турчевич. Начало строительства собора в Осе пришлось на 1902 г. Бурное развитие промышленности дало возможность местному сообществу вложить значительную сумму средств в данный проект. Место для строительства собора было выбрано на так называемой «Красной площади». Свято-Троицкий собор построен в стиле русского модерна нач. XX века. Кроме того, он отражает и др. архитектурное течение того времени - подражание архитектурным формам древнерусских церквей середины XVII века. Однако смешение стилей не умаляет его ценности, а придает собору неповторимую красоту. В 1909 г., архитектор умер в возрасте 54 лет, так и не дождавшись окончания строительства. В 1916 г. Свято-Троицкий собор был практически выстроен, не достроена лишь колокольня. Собор занимает доминирующее положение в ансамбле старой Осы. Купола собора видны на несколько десятков километров со всех сторон. По рассказам старожилов, на колокольне Троицкого собора была звонница из небольших колоколов. Самый большой колокол был диаметром полтора метра. Кресты были медные и сияли на солнце. Купола были голубыми, под цвет неба. Когда шла служба, Троицкий собор был полностью заполнен прихожанами. Поражают размеры и величие храма: длина здания 53,35 м, ширина - 46,3 м, высота собора составляет 44,18 м, диаметр купола - 11,4 м, мощные устои стен (от 1,12 до 2,57 м), площадь здания - 1254,6 кв.м. Здание украшено изумительными каменными узорами. Здание собора построено из красного кирпича, который поступал с заводов князей Голицына и Тупицина. Отопление такого огромного здания производилось калориферными печами, выписанными из Бельгии. Более половины средств для строительства собора (1912-1915 гг.) пожертвовала семья Осиповых: Анна Павловна и ее сын Иван Алексеевич. Рамы изготовил мастер Светников. Решетки, двери, прутья, крючья к паникадилам сделаны И. М. Перетягиным. Иконы для иконостаса писал московский художник Шварев. Основной и два боковых иконостаса изготовил мастер А. С. Рякин, устанавливал иконостас П. Д. Ступишин. 16 июня 1916 г. в г. Осе было произведено освящение нового каменного соборного храма во имя Святой Троицы, строящегося 14 лет. Первыми священниками в храме были Дмитрий Киприянович Овечкин и Петр Алексеевич Алексеев. Оба были расстреляны в годы советской власти.

http://sobory.ru/article/?object=08390

В царствование равноап. имп. Константина на Кипре зародилось монашество. На острове подвизался прп. Аркадий , ученики которого, Еввул и Иулиан врач, пострадали при имп. Юлиане Отступнике . На Кипре в окрестностях Пафоса провел последние годы жизни (ок. 365-371) родоначальник палестинского монашества прп. Иларион Великий . В 367 г. подвижника навестил Епифаний (впосл. свт. Епифаний Кипрский ), с к-рым тот познакомился еще в мон-ре прп. Илариона близ Газы. Прп. Иларион предсказал ему избрание епископом Констанции (Vita S. Epiphanii. 33//PG. 41. Col. 66). После того как Саламин был переименован в Констанцию и стал адм. центром Кипра, епископ этого города возглавил церковную иерархию. Новый статус закрепился за Констанцией в годы архипастырства свт. Епифания. Формально свт. Епифаний не носил титул архиепископа, но фактически являлся первым из кипрских епископов и предстоятелем КПЦ. По сообщению Созомена, он вникал в гражданские дела и решал их с таким благоразумием, что заслужил признание горожан и приезжих ( Sozom. Hist. eccl. VI 32). Предметом особого внимания свт. Епифания являлось монашество. Благодаря его усилиям на Кипре возникло множество мон-рей, куда съехались монахи из разных областей империи ( Hieron. Ep. 108. 7//PL. 22. Col. 882). Епифаний Кипрский прославился как борец с ересями, обличению к-рых посвящены написанные им в 70-х гг. IV в. сочинения «Анкорат» и «Панарион». В это время на острове распространились ереси маркионитов, савеллиан, николаитов, симониан, василидиан, карпократиан, валентиниан ( Ioan. Chrysost. Ep. 221//PG. 52. Col. 733; Vita S. Epiphanii. 59, 64//PG. 41. Col. 100, 108). В списке участников Вселенского II Собора (381) нет имени свт. Епифания (названы епископы Иулий Пафосский, Феопомп Тримифунтский, Тихон Тамасский и Мнемий Китийский - Mansi. T. 3. Col. 570), однако есть основания предполагать, что он оказал определенное влияние на внесение изменений и дополнений к Символу веры, принятому Собором, окончательная формула которого очень близка к тексту в его соч. «Анкорат» ( Epiph. Ancor. 118. 9-13; Dechow J. F. Dogma and Mysticism in Early Christianity: Epiphanius of Cyprus and the Legacy of Origen. Macon, 1988. P. 87; впрочем, мн. исследователи считают Символ веры в «Анкорате» позднейшей интерполяцией). Не исключено, что свт. Епифаний мог присутствовать на нек-рых заседаниях Собора, но покинул его до закрытия ( Dechow J. F. Dogma and Mysticism... 1988. P. 88). В 382 г. свт. Епифаний участвовал в Соборе в Риме, осудившем ересь аполлинарианства . Он испросил у имп. Феодосия I Великого (379-395) указ об изгнании с Кипра всех еретиков (Vita S. Epiphanii. 59//PG. 41. Col. 99; Hackett. 1901. T. 1. P. 11-12). В 401 г. свт. Епифаний провел на Кипре Собор против оригенистов. В Констанции он начал строительство крупнейшей на острове 7-нефной базилики (длина здания - 57, ширина - 35 м). Впосл. эта базилика носила имя своего основателя.

http://pravenc.ru/text/Кипрскую ...

«Преосвященный архиепископ Новгородский. Возвращая с апробацией нашей план, сочиненный архитектором Старовым на построение церкви в Невском Монастыре, повелели мы приложить тут для сведения вашего и копию нашего повеления, данного Коллегии Экономии вследствие вашего купно тут бывшего представления об отпуске суммы на произведение сего здания, при коем повелеваем быть архитектору Старову, в прочем как сие строение воздвигнуто быть имеет под распоряжением вашего преосвященства, то и возлагаем мы полную надежду на любовь вашу к благолепию храма Господня, что тщание о прочном сооружении оного и весь хозяйский присмотр в рассуждении употребления определенного на то иждивения наилучшим образом соблюдены будут. Пребываио впрочем вам благосклонная Екатерина» 3536 . «Указ нашей Коллегии Экономии. По плану, нами апробованному, на строение церкви в Невском Монастыре, и по смете, что на то учинена архитектором Старовым в 268.162 рублей 90 копеек, всемилостивейше повелеваем из доходов сей Коллегии, во-первых, на строение, что потребно в отделке фундамента, отпустить 84.598 рублей 90 копеек, разделяя выдачу сей суммы, на 2, то есть на настоящий и будущий 777-й года, в каждый по 42.299 рублей по 45 копеек, а потом и остальную сумму на произведение полного здания – 183.564 рубля – имеет оная Коллегия выдавать чрез будущие от того 10 лет ежегодно по 18.356 рублей по 40 копеек, отпуская все сии деньги в распоряжение архиепископа Новгородского Гавриила, коему мы производство сего строения препоручили» 3537 . По плану, «длина соборной церкви со стенами и папертью была показана 35 сажень, ширина в большом корпусе против купола 20, против проходов, то есть меньшей ширины, 15, ширина паперти с колокольнями 16, куполу ширина и длина между стен 8, среднему проходу ширина между стен 6, боковые проходы шириною в 2½, длина среднему проходу от паперти до купола между стен 15, боковым, проходам длина 13, длина алтарю со всею колоннадою и иконостасом 6½, ширина сего алтаря со всем же 9½ отверстие в куполе средних дуг или арок ширина 5». «Вышина церкви в боковых проходах 8 сажень, а с средним сводом и кровлей 11, вышина колоколен с верхним украшением и крестом 22, вышина купола, считая с земли по колонны 11, снизу колонн по верхний свод 6½, свод купольный вышиной по лантернин 5, лантернин вышиной 3½, шириною 2, ширина оного купола с наружными колоннами 10, вышина внутри среднего прохода 9, вышина внутри купола по лантернин 22½, а вся вышина церкви с куполом, верхним украшением и крестом 29» 3538 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Третий придел во имя св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова устроен с северной стороны в соответственность двум первым. Когда построен придел сей, неизвестно. Известно только то, что он в 1504 году существовал в числе других приделов Соф. собора 173 . Величиною он в длину 2 саж. 3 вершк., шириною 2 саж. 2 арш. 12 вершк.; длина его в алтаре 1 саж. 2 аршина, а ширина его одинаковая с самою церковью. Четвертый придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи устроен к северо-западу в соответственность Мартириевской паперти. Время постро-ения этой церкви неизвестно. Известно только, что в XII веке она еще не существовала 174 , 1504 году была уже придельною церковью 175 ; а в 1548 году она возобновлена и украшена новгородским архиепископом Феодосием 176 . В XVI веке, около 1585 года, Предтеченская придельная церковь была ружною. К ней руги в год шло причту и на церковные потребы 10 рублей 28 алт. 177 Длина этого придела 5 саж. 3 вершка, и ширина 2 саж. 2 арш. 12 вершк.; длина в нем алтаря 1 саж. 2 арш. 6 вершков, а ширина одинакова с церковью. Пятый придел св. исповедников Христовых – Гурия, Самона и Авива, устроен к юго-западному углу Соф. собора преосвященным Иоанном, архи-епископом новгородским, на другой год после чуда, бывшего в соборе от иконы сих св. исповедников 178 . Придел сей, с двумя окнами на север, занимает пространство со вне в длину 2 саж. 1 арш. 14 вершк., а в ширину 2 саж. 1 арш. Вход в придел с внешней стороны от запада подле ворот архиерейского дома, издавна известных под именем Исповеднических 179 . Длина этого придела 1 саж., а ширина 1 саж. 1 аршин 14 вершков; длина в алтаре 1 саж. 3 вершка, ширина в нем 1 саж. 2 арш. 2 вершка. Вверху над этим приделом и вместе над Благовещенскою церковью арх. дома находится небольшая глава с четвероконечным вызолоченным крестом, подобно как и на соборном храме. К числу придельных церквей Соф. собора принадлежала также Входо-иерусалимская церковь в прежнем ее виде, что ныне известна под именем теплого собора. Она основана 25 июля 1336 года новгородским архиепископом Василием на бывшего теремца 180 , и чрез 9 недель 21 сентября была освящена 181 , а в 1338 году расписана греческим иконописцем Исаиею с другы 182 . В этой церкви был придел на полатях в память чуда Архангела Михаила, упоминаемый в жалованной грамоте 1504 года и в приписке на Библии 1480 года 183 . В XVII веке упоминается о сей церкви потому, что в неделю Ваий, во-время шествия на осляти святители входили в нее для прочтения евангелия, а в вел. пяток из ней с крестным ходом выносимы были для омовения частицы св. мощей 184 . Настоящая же одноглавая церковь построена в 1759 году при новг. архиепископе Димитрии Сеченове, на сумму Всемилостивейше пожалованную императрицею Елисаветою Петровною 185 . Высота церкви 7 саж. до креста, длина 19 саж. 1 арш , а ширина 6½; сажен. Потолок церкви накатный, поддерживаемый внутри 6-ю деревянными столбами.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

На месте престола этой церкви поставлен кирпичный памятник, который, в 1862 году, при постройке боковых приделов, заменен другим, из Сердобольского гранита. Храм деревянный разобран при постройке верхнего храма, в 1792 году. Нижний храм в 3 престола. Главный алтарь посвящен Покрову Божией Матери, правый придел св. Николаю (9-го мая), а левый – иконе Толгской Божией Матери. Антиминсы всех трех престолов освящены епископом Герасимом, 1861 года, 21-го мая. Длина среднего алтаря, от горнего места, до царских врат – 3 саж. 1 ар. 8 вер.; ширина – 3 саж,; ширина солеи – 2 ар. 8 вер.; длина храма, от солеи до выходных дверей – 6 саж. 2 арш. 4 вер.; ширина 4 саж. 4 в. Длина боковых алтарей 2 саж. 2 арш. 4 вер., ширина – 2 саж.; ширина солеи 1 саж. 1 арш. Длина храма, от солеи, до задней стены – 6 саж. 1 арш. Высота храма 2 саж. 1 арш. 8 вершков. Иконостас среднего храма возобновлен в 1864 г., при постройке боковых приделов. Он в 2 яруса. Новые иконы его писаны иконописцем Ласкиным. Иконостасы придельные в один ярус. Иконы их писаны тем же Ласкиным и обложены серебряными ризами. Иконы, размещенные по сторонам, пожертвованы разными лицами. Киоты для них устроены старанием здешнего священника Никиты Фомина. Постройка боковых приделов, отделка храма и обновление иконостасов, все это совершено в 1864 году старанием протоиерея Феодора Андреевича Флоровского и церковного старосты Ивана Ивановича Зотова. Верхний храм посвящен Петру и Павлу. Антиминс его освящен епископом Леонтием 1861 г. декабря 31-го дня. Длина алтаря 3 саж. 1 арш. 12 вер. Солея шириною в 1 саж. Длина храма, от солеи до выходных дверей, 6 саж. 2 арш. 2 вер.; ширина – 4 саж. 1 арш. Высота – 2 саж. 8 вер. Купол деревянный. Высота его 3 саж. 1 арш. По откосам купола изображены Евангелисты, а в алтаре, над престолом, Бог Отец благословляющий. Потолок храма разделан мозаикою, а над окнами украшен «духовною арматурою». Иконостас – в 2 яруса. Над ним – крест и Распятие, с предстоящими Божиею Матерью и Иоанном Богословом. Иконостас сооружен вновь, иконы его, большею частью, написаны вновь живописцем Кузнецовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Высота первого залома и сруба стен вместе равняется четырем южным граням плана бабинца (этой же высоте равна высота стен сруба первого залома и восьмерика, вместе взятых, бабинца, южного и северного рукавов, высота этих же компонентов алтаря ниже, потому вруб восьмерика алтаря деформированы). Длина плана центрального восьмерика верха равна длине южной грани плана алтаря, ширина восьмерика – восточной грани алтаря. Итак, церковь Покрова в принадлежит к группе памятников, в которых размеры восьмерика перекликаются с размерами плана алтаря или бабинца, а напоминает Покровской церкви в Ромнах, где длина восьмерика равна длине южной грани плана бабинца, высота – 1/2 длины плана алтаря, высота центральной участка до начала второго залома – длине плана здания. Высота второго залома центрального верху равна 1/2 восточной грани плана алтаря или 1/4 длины стен сруба участка (вверху) (срубы всех восьмериков имеют незначительное сужение граней кверху). Высота верха центральной участка равна диагонали четырехгранника, который вписывается в шестигранник плана алтаря (также равна диагонали верхнего венца сруба стен центра), а внутренняя высота центральной участки – диагонали квадрата, в который вписывается план церкви и стороны которого проходят через короткие грани всех рукавов. Высота сруба стен бабинца равна удвоенной длине плана участка. Первый залом Бабинца заметно выше первого зала центра. Его высота равна 1/3 полной ширины плана бабинца. Первый залом переводит объем верха в восьмерик. Верхний венец восьмерика бабинца и нижний венец первого залома центра лежат на одной горизонтали. Высота первого залома и сруба стен бабинца вместе равна двойной длине плана центра. Длина и ширина восьмерика бабинца равна 1/2 длины плана бабинца; высота восьмерика – апофема равностороннего треугольника со стороной, равной длине основания восьмерика. Грани восьмерика бабинца имеют наклон внутрь. Высота восьмерика, второго и первого залома вместе равна длине плана центрального участка. Длина и ширина фонаря равна 1/2 длины восьмерика (вверху), высота равна высоте второго залома бабинца. Высота верха бабинца равна высоте верха центральной участка (диагонали четырехгранника, в который вписывается шестигранник алтаря или бабинца). Высота срубов стен алтаря (а также южного и северного рукавов) равна удвоенной длине плана бабинца. У алтарного восьмерика длина и ширина равны длине и ширине восьмерика; высота же заметно меньше и равна высоте первого залома алтаря. Второй залом и фонарь алтаря резко отличны и высотой и формами от тех же частей верха Бабинца.

http://sobory.ru/article/?object=38210

Санкт-Петербург. Церковь Троицы Живоначальной (новая) на военно-морском кладбище. Троицкая церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Троицы Живоначальной Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1862 и 1865. Год утраты:1932 (разобрана) Архитектор: Г.И. Карпов Адрес: г. Кронштадт, Кронштадтское шоссе, Троицкое православное кладбище Координаты: 60.017476, 29.717525 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты За ветхостью и теснотой старой церкви, устроена новая, нынешняя деревянная церковь, по проекту архитектора В.А. Кавоса. Начатая в сентябре 1862 г., она окончена в августе 1865 г. и освящена 19 сентября 1865 г. митрополитом Исидором. Новая, деревянная церковь, отстоит от прежней на 50 саж. к юго-востоку. На ней пять семигранных куполов и такая же колокольня; фундамент из цоколя в 14 вершков. Длина церкви 161,5 саж., ширина 6,5; высота главного купола, с крестом, 15 саж.; высота колокольни с крестом 16 саж. Снаружи церковь обшита тесом, украшена резьбой, выкрашена масляною темно-сиреневою краской; украшения - выступы темно-палевою охрою. Крыша железная, окрашена медянкой; купола и колокольня покрыты английским белым железом и выкрашены белой масляной краской. Кресты семиконечные, железные, вызолоченные, укреплены золочеными цепями. Церковь имеет 3 входа. Пред входами - площадки из путиловской плиты, с навесами на резных деревянных колоннах, покрыты железом. Длина алтаря 3 саж., ширина 3 саж. Справа ризница, слева – угольник. Длина амвона 1 саж, 12 верш.; ширина 6 саж. Амвон отделен чугунною решеткой, с поручнями красного дерева. Длина церкви от амвона до притвора 6½ саж. Длина притвора 3 саж., ширина 4 саж. Пол в алтаре и на амвоне паркетный, в остальной части храма сосновый, выкрашенный масляной краской.

http://sobory.ru/article/?object=37571

Потолок в храме каменный, – сводами; пол из плиты, настланный прямо на бут; солея, в 3 ступени, возвышена на 10 вершков. В церкви 8 окон, в куполе – 6, в алтарях – 4; церковь отапливается 5-ю печами. Стены храма внутри оштукатурены, выкрашены краской перлового цвета, с карнизами и орнаментами. Длина храма до иконостаса 6 саж. 2 арш.; ширина 7 саж. 2 четверти; высота 7 арш.; высота купола 7 саж., длина и ширина его 8 арш.; длина алтарей 2 саж. Колокольня квадратная, каменная, с плитным крыльцом в 5 ступеней. В 1-м ярусе колокольни – паперть с дверями в церковь , выше – лестницы во 2-й ярус, где повешены колокола. Третий ярус есть восьмигранный фонарь с 4 фальшивыми окнами; на нем глава с яблоком и восьмиконечным крестом. Фонарь, глава и крест деревянные, обшитые железом. Высота колокольни до креста 12 саж.; ширина и длина 3 саж. Церковь снаружи оштукатурена и выбелена; кровля и главы окрашены медянкой, шейка и фонарь – белою, кресты и яблоки – желтою. В 1861 и 62 годах церковь обведена кирпичной оградою, с железными решетками: на постройку ее 650 р. пожертвовали прихожане; а церковных денег истрачено 1,100 р. с. Длина ее 22 саж., ширина 16 саж. Антиминс главного престола освящен 24-го мая 1870 г. Павлом епископом ладожским и подписан митрополитом Исидором; антиминсы приделов освящены 8-го сентября 1815 года епископом старорусским Мефодием и подписаны митрополитом Амвросием. Иконостасы деревянные, окрашенные белой краской с золочеными колоннами, карнизами и резьбой. Средний – в 4 яруса, в 5 саж. вышины, боковые – в 2 яруса, в 7 арш. вышины. 4 местные иконы среднего иконостаса в серебряных ризах. В куполе 12 икон, написанных 1844 г. художником Брюхановым. Тут изображены: Коронование Богоматери, чудеса от иконы Тихвинской Божией Матери, евангелисты, шествие на Голгофу, положение Господа во гроб и вход во Иерусалим. В храме достопримечательны: 1) образ Господа Вседержителя на финифти, в серебряном окладе, в 1 вершка длины. В нем находятся мощи апостолов Андрея и Тита, преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

20 . Внутри самого монастыря находились ещё пять деревянных житниц перед тогдашними кладовыми палатами, а нынешними братскими кельями, и к западу от них – конская деревянная мельница, да в северо-восточном углу деревянная же ветряная мельница, построенная в 1717 году. В настоящее время в Антоньевом монастыре строения находятся следующие: 1 . СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ , во имя Рождества Пресвятой Богородицы, каменная с двумя наугольными к западу башенками с крестами, строенная преподобным Антонием и, по свидетельству Софийского Летописца, в 6630/1122 году совершённая; длина оной внутри от горнего места до западных дверей 12, а ширина 5, вышина же 10 сажен. Прибавление из VI тома В 1125 году Соборная церковь была расписана; в 1611 году, по возобновлению после Шведского нашествия, освящена 3 Августа и крест водружён; в 1783 году алтарь раскрашен. В 1810 году окна разделаны симметрично. В 1811 году устроен придел в паперти в северной стороне во имя Божьей Матери Грузинская, иждивением Госпожи Чоглоковой, и 8 Июля освящён Иоасафом, Епископом Старорусским. В 1813 году поновлён и вызолочен в Соборной церкви иконостас. Придел Преп. Антония Римлянина освящён в 7179/1670 году, в месяце Ноябре в 17 год Настоятельства Архимандрита Макария; возобновлён, и устроен тёплым в 1810 году. Придел Иоанна Богослова освящён, и крест водружён в 7188/1680 году, Мая 14. Церковь сия до 1378 года крыта была свинцом, но в сем году во время бывшего в Новгороде пожара сгорела; а когда возобновлена, известий в монастыре и Летописцах не находится. В 1781 году глава большая, построенная в виде купола, покрыта листовым лужёным железом, а два купола угловых башенок чёрным железом. В 1808 году сии два купола выкрашены ярью зелёной; главы на соборной церкви и башенках, также и кресты все три вызолочены червонным золотом. При сей Соборной церкви ТРИ ПРИДЕЛА и ПАПЕРТЬ. Первый придел на южной стороне, во имя преподобного Антония Римлянина, построен в 1672 года и украшен стенным писанием вместе с соборной церковью в том же году. Длина придела сего внутри, от горнего места до западных дверей 12, ширина 3 сажени. Второй на северной стороне, во имя Иоанна Богослова, построен в 1630 году. Длина оного внутри, от горнего места до западной стены 3, а ширина 3 сажени. Третий придел, в верху северо-западной башенки, во имя преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского, круглый, длина в диаметре 2 сажени; паперть же с западной стороны построена в 1699 году. Длина оной, от северной стороны до южной 13½, ширина 3 сажени. По правую сторону алтаря соборной церкви к востоку построена ризничная палата, длиной 3½, а шириной в 3 сажени; а в северо-западном углу паперти кладовая длиной в 2, шириной в сажень. Придел преподобного Антония, ризница, паперть и кладовая с наружной стороны вышиной в 2 сажени; а придел, во имя св. Иоанна Богослова, 4 аршина. Кровля на соборной церкви, приделах, ризнице и паперти крыша листовым железом и выкрашена мумией.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

916 Взято из летоп. церк., где списана и надпись, бывшая на колоколе о слитии его в 21 день ноября прихожанами Нутной и Бардовой улиц от мастеров с Городища. 917 «И не бысть, сказано в церк. летописи, колокола большаго и никаково и от создания церквей каменных св. Апостола Филиппа и великого чудотворца Николы 175 лет, а было железное клепало.» 920 В церк. лет. л. 112 списаны одинаковые надписи с колоколов, ничего особенного не содержащие. В Синодике много записано родов из прихожан и вкладов от них. 923 Новг. II лет. под 6641 год. стр. 6. А о построении каменной Успенской церкви, при описании ее, сделано другое предположение. 936 Длина церкви 11 саж. ½ арш., ширина 9 саж. 1½ арш., а вышина от подошвы до кровли 2 саж. 1 аршин. Длина придельного храма 9 саж. 1½ арш., ширина 3 саж. ½ арш., а вышина 1 саж. 1 арш. Вышина колокольни 3 саж. 2 арш., а длина и ширина ее по две сажени. Без притвора длина настоящей церкви от западной стены до иконостаса 3 саж. 1 арш., длина алтаря от царских врат до горнего места 2 саж. 2 арш., а ширина церкви и алтаря 5 саж. ¾ аршина. 937 В это время прежняя деревянная часовня сгорела; а в 1748 году была. часовня каменная, как видно из оставшейся церковной описи. 943 В надписи настенной в паперти, где написана сия летопись, год 1586 означен неверно, вероятно, от заменения прежней десятичной буквы П, при переписке, другою буквою Н, что весьма легко могло быть. 946 Имя Иоиля в церковн. летописи и надписи может быть примирено с историею только тогда, если имя арх. Иоанну в схиме дано Иоиль. Ист. Росс. Иерарх. ч. I. стр. 181. 952 От этого росписания уцелели изображения на паперти по правую сторону дверей входных Спасителя с двумя Архангелами и двумя предстоящими: Нилом Столобенским и Мариею Магдалиною, а по левую Знамения пресв. Богородицы с предстоящими Антонием и Феодосием Печерским , Ефремом Перекомским, Моисеем архиепископом новгородским, Михаилом Клопским и Антонием Римлянином. 954 Придел сей устроен потому, что упраздненная церковь Андрея Первозванного, находившаяся на Щитной улице, приписана по близости к церкви св. великомученика Никиты. От упраздненной Андреевской церкви осталось в Крестецком уезде в 10-ти верстах от Г. Крестец пять пустошей, заключающих в себе 228 десятин 5977 квадр. сажень. Землею этою пользуется теперь Никитинская церковь ; но кем и когда она приложена в Андреевскую церковь, неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010