Регентское образование также стало новым важным направлением деятельности Учебного комитета, инициированным Святейшим Патриархом. Создан стандарт регентского образования, который сейчас проходит апробацию в передовых регентских школах. Следующим аналогичным этапом должна стать работа с нашими иконописными школами. Эта работа более тонкая, потому что здесь многое будет зависеть от мастера, от художника, от сформировавшейся традиции. Но, с другой стороны, и тут не должно быть все в состоянии разнобоя. Надо понимать, что если в художественных вузах есть единые требования к поступающим и к закончившим обучение, то и в иконописных школах должны быть соответствующие требования, предъявляемые к знаниям и умениям иконописцев. Важным направлением является подготовка приходских специалистов. Ее также курирует Учебный комитет (в сотрудничестве с другими синодальными структурами) — все, что связано с вероучительной составляющей, обучением миссионеров, катехизаторов, социальных и молодежных работников. Уже порядка четырех десятков таких центров подготовки открыто в нашей Церкви на территории Российской Федерации. Нельзя также не упомянуть о работе, связанной с инспектированием учебных заведений, поскольку не все можно проверить на бумаге и на основании электронных отчетов. И вот эта живая связь, которая осуществляется через приезд наших комиссий, через общение с преподавателями и студентами, помогает и семинариям держаться на хорошем уровне, и стимулирует решение вопросов, которые по-другому не решались. Например, вопросов, связанных с окладом преподавателей. Священник не должен привлекаться к преподаванию в семинарии в качестве бесплатной рабочей силы под угрозой того, что если он откажется, то будут прещения. Каждый преподаватель высшего духовного учебного заведения должен получать соответствующее вознаграждение за труд. Не скрою, задачей инспекций является упразднение нравственных или дисциплинарных беспорядков, которые в любой, даже самой идеальной системе (а у нас система не идеальная) могут происходить.

http://patriarchia.ru/db/text/5316370.ht...

Речь идет о 1-м съезде Общества друзей газеты «Безбожник» (ОДГБ), проходившем в Москве с 19 по 24 апреля 1925 г. Рабоче-крестьянская инспекция (Рабкрин, РКИ) — система органов власти, занимавшаяся вопросами государственного контроля. Систему возглавлял Народный комиссариат РКИ РСФСР—СССР (1920—1934 гг.), с 1923/24 г. действовал совместно с ЦКК РКП(б)–ВКП(б) как единый советско-партийный орган. К онтролеры Рабкрина проводили финансовые ревизии., Народный комиссариатстремился к улучшению и упрощению советского и хозяйственного аппарата, боролся с бюрократическими извращениями в его деятельности, предпринимал усилия к вовлечению широких масс рабочих и крестьян в работу управленческих структур. После принятия 4 мая 1927 г. Постановления ЦИК и СНК СССР «О расширении прав Рабоче-крестьянской инспекции» Рабкрину позволялось принимать решения о наложении дисциплинарных взысканий, а также об отстранении и увольнении должностных лиц за бесхозяйственность, бюрократизм и волокиту, о ликвидации излишних подразделений и представительств. Одновременно был осуществлен переход от отраслевого сегментирования работы к территориальному. (См.: коммент. к примеч. 122). Кирилл Николаевич Лукницкий (1904–1937 гг.), кандидат в члены РКП(б)/член РКП(б) с 1923 г. В 1922 г. поступил в Петроградский институт внешкольного образования, преобразованный затем в Коммунистический политико-просветительный институт им. Н. К. Крупской, где учился до 1925 г. (не окончил), с 1923 г. «политпросветработник-антирелигиозник». В течение 1925 г. занимал должность ответственного секретаря Исполнительного бюро Центрального совета Союза безбожников СССР. Антирелигиозное совещание (Всесоюзное совещание по антирелигиозной пропаганде) при Агитпропотделе ЦК ВКП(б) (Москва, 27–30 апреля 1926 г.).В качестве основного докладчика выступал заместитель председателя Центрального совета Союза безбожников А. Логинов (РГАСПИ, ф. 17, оп. 60, д. 791, л. 1–43; д. 792, л. 1–86; д. 794, л. 1–36). ГА РФ, ф. Р – 5407, оп. 1, д. 10, л. 13 об. Заверенная машинописная копия.

http://sedmitza.ru/lib/text/9950094/

6)      Назначение лучших учеников к поступлению в академии, распоряжения о выдаче ученикам аттестатов или свидетельств. 7)      Исключение неблагонадежных учеников из семинарии. 8)      Избрание должностных лиц семинарии. 9)      Назначение испытаний лицам, обращающимся в Правление с просьбами об определении на должности учителей. 10)      Назначение преподавателям добавочных уроков. 11)      Рассмотрение расписания еженедельных уроков по классам, составляемых инспектором к началу учебного года. 12)      Соображения относительно разделения классов на параллельные отделения. 13)      Рассмотрение предположений об изменениях в программах. 14)      Обсуждение методов преподавания. 15)      Изыскание способов к надежнейшему удостоверению в усвоении учащимися преподаваемых им предметов. 16)      Выбор книг для библиотеки и также составление правил о порядке хранения и выдачи книг из библиотеки. 17)      Назначение комиссий и времени для производства экзаменов (§ 139). 18)      Соображения по § 129 о преподавании предметов необходимых или полезных по местным условиям. 19)      Составление инструкции для инспектора и рассмотрение инструкции его помощникам. 20)      Составление правил для учеников как живущих в семинарии, так и помещающихся на квартирах и изыскание способов надзора за сими последними. 21)      Составление правил о дисциплинарных взысканиях с учащихся. 22)      Изыскание и обсуждение общих мер к охранению и утверждению доброй нравственности между учащимися. 23)      Рассмотрение годичного отчета ректора по учебной и нравственней части. 24)      Рассмотрение годовой сметы, составляемой в распорядительных собраниях Правления. 25)      Дела, касающиеся духовных училищ, указанные в уставе сих заведений. § 107. Производимое в педагогических собраниях Правления как общих, так и обыкновенных, избрание должностных лиц совершается посредством закрытой баллотировки на общих для оной основаниях. § 108. Пред выборами заблаговременно, не позже как за три дня, посылаются ко всем членам, имеющим право избрания, повестки с обозначением, на какую должность назначены выборы. Несоблюдение этой формальности делает выбор недействительным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Инспектор и преподаватели семинарии избираются педагогическим собранием. Комиссией обращено было внимание на зависимость семинарий от Учебного Комитета, причём было указано, что надлежало бы высшее руководство семинариями в учебно-воспитательном отношении предоставить учреждению более компетентному, именно – конференциям духовных академий. Ревизия духовно-учебных заведений членами конференций, составление программы и учебных планов будет – без сомнения – лучше и правильнее, чем теперь – при чиновниках Учебного Комитета. О воспитании в семинарии Кажется, не будет преувеличением сказать, что воспитание отсутствует в нашей школе (как, впрочем, и в школах других ведомств). Наличному составу начальства, на которое только и возлагается по уставу воспитание в семинариях, впору лишь следить за внешними противо-дисциплинарными поступками воспитанников; 3–4 лица инспекторского персонала, понятно, не могут с успехом нести свои воспитательские обязанности среди 400–500 и более воспитанников. Как возвысить воспитание в семинариях? Это – наиболее трудный вопрос. Один только выход представлялся комиссии: надлежит призвать к делу воспитания преподавателей семинарии, учредив из них должности классных воспитателей (подобно тому, как в гимназиях). Для каждого класса семинарии должен быть свой воспитатель, который и ведёт свой класс. Он не только следит за дисциплиной; он должен быть их другом-руководителем, сердечно и попечительно относящимся ко всем их нуждам и запросам, направляющим на доброе их волю; он разделяет с ними и часы занятий и часы досуга, доставляя им разумные развлечения; он руководит их чтением, разрешает их недоумения, даёт им советы и прочее. Воспитатель несёт ответственность за состояние вверенного его попечению класса. Кто учит, тот должен и воспитывать. Только при этом условии и возможно единство в действиях воспитателей и начальства семинарии, их общая ответственность за учебное заведение, близкое и доверчивое взаимообщение между учащими и учащимися. При таком порядке институт помощников инспектора является излишним.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Люди целый год шли к этим дням, держали строгий пост, а отец настоятель улёгся на больничную койку, и храм реально осиротел. Прихожане задумались, куда отправятся освящать куличи и встречать Светлое Христово Воскресенье. Прихожане задумались, куда отправятся освящать куличи и встречать Светлое Христово Воскресенье Больше всего отец Алексий любил служить утреню с погребением Плащаницы. Читать погребальные статии, а делал он это замечательно. Потом проходить крестным ходом вокруг храма с Плащаницей над головой. В руках у крестоходцев – стеклянные лампадки с горящими в них свечами. Звучат погребальные песнопения. Вот только ради одной этой утрени со статиями и крестным ходом с Христовой Плащаницей в руках священников стоило ждать целый год, готовясь причаститься во время ночной литургии. Отец Алексий чуть не плакал, умоляя лечащего врача отпустить его на службу, но доктор на эту тему даже отказывался разговаривать. Тогда батюшка и отважился на побег. Ночью планировал отслужить, а к утру незаметно вернуться в палату. Созвонившись с клирошанами, назначил ночную службу и велел собирать народ в храме. Упустили только одно: чтобы кто-нибудь подъехал на машине к больнице и забрал отца настоятеля. Пасха в тот года была ранняя, смеркалось быстро. Так что к назначенному времени одиноко идущую по дороге фигурку человека, даже если это был выдающийся формами отец Алексий Разумовский, можно было рассмотреть лишь с большим трудом. Батюшка голосовал проезжающим мимо автомобилям с просьбой подвезти его до храма, но тщетно. То ли они его не замечали, то ли опасались сажать незнакомца в машину. Боясь вовремя не попасть на службу, отец Алексий, завидев приближающийся к нему из-за поворота грузовик, буквально выскочив на проезжую часть, принялся отчаянно жестикулировать шофёру. Водитель, в последний момент разглядев в сумерках голосующего человека, уже не смог остановить гружёный щебнем «Камаз». Помню, как отпевали батюшку в понедельник Светлой седмицы. Помню, как отпевали батюшку в понедельник Светлой седмицы

http://pravoslavie.ru/138866.html

  Надзор за проституцией. Отменён прежний надзор полицейских комитетов с врачами. Ныне для женщин, занимающихся позорным промыслом, будут созданы особые приёмные пункты.   Воззвание комиссара Москвы. Граждане! С падением старой власти пришлось устранить и ту полицию, на которой лежало взыскание налогов. Но потребности государства не могут ждать ни дня, ни часа. Граждане, несите сами в казначейство налоги, какие с вас следуют.   Предупреждение населению. За последнее время участились случаи принуждения торговцев продавать товары, находящиеся у них на складах. Комиссар Москвы Кишкин просит население сохранять на некоторое время полное спокойствие… Все эти запасы будут предоставлены не случайно подошедшим группам населения. Бессистемная продажа товаров влечёт за собой ухудшение положения.   Присяга Грузинова. … В 12 час. дня в Кремле, на Царской площади против Архангельского собора, командующий войсками с чинами штаба принесёт присягу на верность российскому государству, после чего гарнизонным духовенством будет отслужено молебствие. По приказу командующего на торжество явится от каждой части по взводу со знаменем.   Приказ комиссара по Москве. Для устранения затруднения в движении населения предписываю немедленно приступить к очистке мостовых и тротуаров ото льда, снега и сора.   Ростов-на-Дону. Общественный комитет решил распустить выборную городскую думу как непригодную в условиях настоящего момента. Нахичеванская дума остаётся, исключаются только гласные, заведомо негодные по своим антиобщественным взглядам.   Тюмень. Прекращена газета «Ермак». Издатель заключён в тюрьму.   Нижний Новгород. В приказе по гарнизону объявлено, что ввиду высокого значения Совета Солдатских Депутатов – временно считать всех его членов неприкосновенными, не приводить в исполнение дисциплинарных взысканий к ним, освободить от нарядов и обязанностей службы. По всей губернии началась чистка приверженцев старой власти.   Одесса. Арестованы ещё несколько видных черносотенцев.   Житомир. Прекращено печатание правой газеты, её редактор – председатель Союза русского народа, арестован.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

12 июля был отдан приказ об отходе на линию бывшей государственной границы. Корнилову удалось спасти Юго-Западный фронт от катастрофы, но практически вся Галиция оказалась потерянной. Войска закрепились на р. Збруч, отбили преследующие немецкие корпуса и начали готовиться к новым боям (71). Провал июньского наступления, общее падение боеспособности армии, стало предметом обсуждения на специальном совещании командующих фронтами и членов Временного правительства в Ставке 16 июля. Председательствовали Керенский и Брусилов. Корнилов отсутствовал, находясь на фронте, но прислал телеграмму, в которой требовал законодательно закрепить принятые решения об ограничении политических свобод в армии, утвердить положения о статусе комитетов и комиссаров, возвратить дисциплинарную власть офицерству. Интересы Юго-Западного фронта представлял Савинков. Он, а также командующий Западным фронтом генерал-лейтенант А.И. Деникин, полностью поддержали позицию Корнилова. При этом Савинков подчеркивал, что меры по укреплению фронта должны утверждаться Ставкой совместно с правительством. Только так можно было избежать борьбы фронта и тыла, сохранить единство и легитимность власти, довести страну до победы в войне и созыва Учредительного Собрания. Слава Брусилова померкла после «тарнопольского прорыва». Необходим был новый Главковерх и Савинков снова выдвинул кандидатуру Корнилова. На этот раз военный министр колебался недолго. Лояльность к правительству, авторитет среди военных, демократизм убеждений - все это импонировало Керенскому. К тому же в Петрограде только что было подавлено вооруженное выступление части гарнизона, поддержанное большевиками, а «твердая власть» могла бы «оздоровить» и тыл. «Отношение генерала Корнилова к вопросу о смертной казни… его ясное понимание причин Тарнопольского разгрома, его хладнокровие в самые трудные и тяжкие дни, его твердость в борьбе с «большевизмом», наконец, его примерное гражданское мужество, поселили во мне чувство глубокого к нему уважения и укрепили уверенность, что именно генерал Корнилов призван реорганизовать нашу армию...», «…Я был счастлив этим назначением.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Между тем, при избытке духовенства в центре России, в восточных епархиях, особенно в Астраханской, Тобольской и Иркутской, была большая нужда в священниках, диаконах и причетниках. Многие приходы десятками лет оставались незанятыми. «Изъятие излишков» духовенства делалось не только через перевод в податные сословия или запись в солдаты. Для грамотных и способных был открыт выход на чиновничью службу и в ученые специалисты, в которых в 18 в. государство испытывало острую нужду. Лучших учеников забирали из семинарий в Академию наук, в Московский университет, в Сухаревскую математическую школу, в Медико-хирургическую академию. Ни одно другое сословие не дало столько умов и талантов, столько созидателей отечественной науки и творцов русской культуры, сколько выделил их из себя духовный чин. И несмотря на это, русское духовенство не истощилось талантами. Сословные права «духовного чина» были определены нечетко. В Древней Руси по своей подсудности одному только священноначалию духовенство было привилегированным сословием, но по обязанности нести всякого рода повинности оно не отделялось от податных сословий. При Петре I от подушного оклада были освобождены священнослужители, их дети и церковнослужители. Дети же церковнослужителей остались в окладе. Но на духовенство возлагались другие повинности – пожарная, постойная, подводная, караульная. В Комиссию по составлению нового уложения при Екатерине II был подан проект причислить духовенство к мещанству; и лишь благодаря вмешательству митрополита Гавриила духовенство было избавлено от этого унижения. Духовенство не было гарантировано и от телесных наказаний. Лишь при Екатерине Великой, 7 июня 1767 г., вышел указ Святейшего Синода «О нечинении пристрастных допросов и телесных наказаний священникам и иеромонахам». В этом указе, в частности, говорилось: «Во многих епархиях и монастырях священнослужителям за происходящие от них поступки от духовных командиров, равно как бы и в светских командах подлому народу, телесные чинятся наказания и пристрастные расспросы, чрез что духовенство, а особливо священнослужители, теряют должное по характеру своему от общества почтение, пастве же их подается немалый соблазн и причина к презрению» (там же). В связи с этим Святейший Синод приказал, «дабы священникам и иеромонахам как пристрастных расспросов, так и никаких телесных наказаний чрез побои в духовных командах (имеются в виду архиерейские дома. –В. Ц.) отнюдь чинимо не было, а единственно исправляемы были, вместо телесного наказания, приличными духовенству трудами и отрешением от дохода и от прихода, по рассмотрению». Таким образом, данным указом отменялись телесные наказания как дисциплинарная мера, применяемая епархиальной властью по отношению к подведомственному духовенству.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Такая организация и деятельность отделений имели большое значение прежде всего для самих академических наставников. В состав отделений входили, без исключения, все преподаватели академии – и старшие и младшие, с одинаковым правом голоса. Деятельное участие тех и других, при обсуждении разнообразных академических дел, не могло не отразиться на них благотворно, приучая всех принимать близко к сердцу все события общеакадемической жизни, сближая старших преподавателей с младшими, обогащая младших через общение со старшими большей ученой и педагогической опытностью, подготовляя их к будущей деятельности в качестве членов совета, попутно дисциплинируя самонадеянную молодежь и подчиняя ее авторитету старших сослуживцев. Последнему обстоятельству мы придаем немалое значение в стройном течении тогдашней академической жизни. Отделения имели большое и благотворное влияние и на студентов в смысле возбуждения их энергии и даже дисциплинирования. Каждого студента знали в отделении, и то или другое мнение о нем обобщалось между преподавателями, что придавало больший вес установившемуся мнению того или другого отдельного преподавателя; студенты жадно прислушивались к тому, что о них говорят в отделении. Сверх того, привыкали смотреть на членов отделений как на своих защитников или строгих судей в делах дисциплинарного свойства, что сдерживало их в должных границах относительно поведения и косвенно помогало академической инспекции поддерживать в академии дисциплину. В особенности большое для студентов значение имели помощники ректора. С ним студенты вели разнообразные переговоры: относительно сроков подачи семестровых сочинений, об освобождении того или другого студента, по уважительным причинам, от экзамена, назначенного на известный день, о полученных на экзамене баллах, об изменении этих баллов и т. п. Им же подавались и семестровые сочинения, для передачи подлежащим наставникам, с отметками дня их получения; по истечении срока подачи сочинения не принимались, а их авторы отсылались к ректору для того, чтобы он собственной властью, если находил то возможным, разрешал вопрос об их принятии. Присутствие помощника ректора на всех экзаменах (кроме магистерских в IV курсе) по предметам отделения в качестве председателя экзаменационной комиссии, обыкновенно состоявшей из трех человека (помощника ректора, преподавателя известного предмета и ассистента), хорошо знакомило с каждым студентом, и студенты это знали и чувствовали, что есть глаз, наблюдающий за их успехами и отчасти за тем, как они держат себя на экзаменах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

- в мае 1998 года — научно-практическая конференция в Рязанском Высшем Военном Воздушно-десантном училище. - в том же году в Военно-воздушной Академии имени Ю.А.Гагарина проведена военно-научная конференция " Проблемы строительства и применения Военно-воздушных сил XXI века " . - в ноябре 1998 года состоялась встреча за " круглым столом " студентов Московской Духовной Академии со слушателями Академии Федеральной Пограничной Службы. - в Рождественских чтениях 1999 года работали две секции по предупреждению и предотвращению суицида в Армии. В них приняли участие священники, несущие послушание в Армии. - в июне 1999 года в Костроме проходил совместный сбор военнослужащих и священнослужителей для обсуждения вопросов духовного окормления личного состава Войск химической защиты. - в ноябре 1999 года в Санкт-Петербурге - региональная научно-практическая конференция по проблемам церковно-военного взаимодействия. Всего за последние два года наши сотрудники приняли участие, выступив с докладами и сообщениями, более, чем в 20 научных конференциях и семинарах. Хотел бы отметить, что не только конференции, но и все совместные церковно-армейские мероприятия 1998 и 1999 годов проходили под знаком подготовки к празднованию Второго Тысячелетия Рождества Христова. Отдел активно участвует в военно-патриотическом воспитании допризывной и призывной молодежи. В частности, в Москве один из сотрудников Отдела является членом Совета по военно-патриотическому воспитанию молодежи. В рамках взаимодействия с Вооруженными силами Отдел практикует направление православных призывников по рекомендациям из епархий в части, где имеются православные храмы. Надо отметить, что командиры многих войсковых частей ежегодно обращаются в Отдел с просьбой ходатайствовать перед военным командованием о направлении в указанные войсковые части через призывные комиссии военкоматов православных призывников, так как с таким контингентом командование не имеет дисциплинарных проблем. Ежегодно через Главное Организационно-Мобилизационное Управление Генерального Штаба Вооруженных Сил РФ при посредстве нашего Отдела таким образом призывается около 300 призывников, которые впоследствии достойно исполняют свой воинский долг.

http://sedmitza.ru/lib/text/429376/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010