Когда стратилаты вернулись в Константинополь, их встретили с почестями, а потом оклеветали завистники и с помощью подкупленного префекта претория Востока Аблабия, известного интригана, посадили в темницу. Аблабий — ближайший друг и советник императора Константина, он руководил гвардией и должен был по роду службы выявлять мятежи. По его наговору прославленных полководцев собирались казнить. И тут Непотиан вспомнил о том, что говорил стратилатам святитель Николай в Ликии, и воины стали сердечно молиться. Чудесное явление свт. Николая Константину даровало им свободу, и император вручил стратилатам пояса полководцев высшего ранга (по поясу в Римской армии можно было судить о чине воинов, как в современной армии по погонам). И они с подарками от императора (золотым Евангелием, потиром и подсвечниками) отправились к свт. Николаю в третий раз. Кроме того, древний текст «Деяния о стратилатах» уточняет, что они месяц жили у свт. Николая, стали его духовными чадами. И еще одна важнейшая подробность: на следующий год они снова — в четвертый раз — отправились к Святителю Николаю, но обнаружили его почившим. Год назад их посылал сам император Константин, и тогда святитель Николай был жив, а Константин умер в мае 337 года. День преставления святого известен точно: 19 декабря, а точный год смерти в текстах его житий не назывался. В наших календарях указывается — свт. Николай умер около 345 года. И, как правило, говорится, что он родился в 280 году. Это кажется очень странным. Потому что по житиям и греческой, и латинской, и славянской традиций свт. Николай стал епископом до диоклетианова гонения. То есть около 300 года. Получается, что он был возведен в столь высокий сан в 20 лет. Это крайне маловероятно. Отчасти по этой причине некоторые западные богословы сомневались в достоверности образа святого Николая. Это значит, что свт. Николай не мог умереть в 345 году, как это указано в ряде календарей. Кроме того, в древней хронике Непотиан ни разу не назван консулом, а значит, он пока не в этом звании. То есть 336 год еще не наступил к моменту их четвертого посещения Мир. Получается: свт. Николай умер в 334-м или 335 году.

http://zavet.ru/a/rss_1355899886.html

На прощание святитель благословил воинов, предрек им победу в предстоящем сражении с тайфалами, и они победили. После победы над мятежниками стратилаты возвратились назад в Ликию и пришли к святому Николаю во второй раз – поблагодарить его за молитвы, а святитель предупредил их, что они попадут в беду, но не должны отчаиваться, а должны обратиться к Богу, и Господь убережет их. Все три военачальника – исторически известные личности. Один из них, Непотиан, стал консулом в 336 году, другой – в 338 году. Когда стратилаты вернулись в Константинополь, их встретили с почестями, а потом оклеветали завистники и по наговору посадили в темницу. И тут Непотиан вспомнил о том, что говорил стратилатам святитель Николай в Ликии, и воины стали сердечно молиться. Чудесное явление святого Николая Константину даровало им свободу, и император вручил стратилатам пояса полководцев высшего ранга. И они с подарками от императора отправились к свт. Николаю в третий раз. Древний текст «Деяния о стратилатах» уточняет, что они месяц жили у свт. Николая, стали его духовными чадами. На следующий год они снова – в четвертый раз – отправились к святителю Николаю, но обнаружили его почившим. Год назад их посылал сам император Константин, и тогда святитель Николай был жив, а Константин умер в мае 337 года. День преставления святого известен точно: 19 декабря, а точный год смерти в текстах его житий не назывался. В наших календарях указывается, что святой Николай умер около 345 года. И, как правило, говорится, что он родился в 280 году. Это кажется очень странным. Потому что по житиям святой Николай стал епископом до Диоклетианова гонения. То есть около 300 года. Получается, что он был возведен в столь высокий сан в 20 лет, а это крайне маловероятно. Это значит, что свт. Николай не мог умереть в 345 году, кроме того, в древней хронике Непотиан ни разу не назван консулом, а значит, он еще не был в этом звании. Значит, 336 год еще не наступил к моменту их четвертого посещения Мир. Получается, что святой Николай умер в 334 или 335 году. 10. Правда ли, что греки не празднуют перенесение мощей Николая Чудотворца?

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

о. Фёдор:  - К сожалению, есть много людей, для которых вера Христова это такой ингредиент, который можно подмешать в тот винегрет, который у него есть в голове. Если человек пытается воцерковиться и не хочет понимать, что Сталин один из самых страшных врагов и ненавистников Церкви за всю историю человечества наравне с Нероном, Диоклетианом- гонителем и другими, то он пытается создать какое-то свое христианство со своей мифологией. Это просто потому, что нравственное чувство у человека атрофировано. Он не понимает. Если человек будет стараться жить церковной жизнью, то рано или поздно он почувствует, что это несовместимо - нельзя быть православным сталинистом. Или одно, или другое. Даже послабления Сталина в гонениях Церкви, это не отмена гонений, не союз с Церковью. Это просто тактический приём, потому что на всех оккупированных немцами территориях все храм разрешалось открывать. Конечно, если б приходили наши и войска и закрывали храм, куда ходили вдовы, и где народ искал утешения, он прекрасно понимал, как упадет его рейтинг. Ему это было не надо. Еще пример приведу. Отец Кирилл Павлов пришел после фронта учиться на Богословские курсы. Семинарии все были закрыты. 1943 год. На курсы эти полупило около 15 фронтовиков. Из них окончило курс 3 человека. Остальные были арестованы - фронтовики, с наградами, контузиями, ранениями. Гонения никуда не делись. Большинство священнослужителей продолжало сидеть. Поэтому какой-то обман в голове прославлять Сталина, это то же что прославлять Нерона, который убил апостолов Петра и Павла. Когда Христос не главное, а второстепенное, когда это добавка к чему-то, важная красивая, которую человек берет, чтоб подтвердить свою картину мира, а не переосмыслить все. Это ведь связано с тем, что человек принимал святое крещение не будучи оглашенным. Он не узнавал Христову веру. В древней Церкви год-два надо было пройти оглашение, человеку показали, что такое христианство. Он понимал, что свое христианство он создать не может. Он приходит в Церковь, которая имеет свое учение, понятие о нравственности, о том, что можно и нельзя, а у нас это не так. Советское время, перестроечное... Хотели креститься сотни людей, священников не было, но была инерция еще дореволюционная, когда никого не готовили ко крещению, но всех крестили во младенчестве. Поэтому самые дикие сочетания в головах у людей возникают. Человек может прийти на исповедь Великим Постом, сказать о готовности причащаться, но весь пост человек жене не изменяет - постится. А кончится пост, снова возьмется за свое, он же современный человек, не нужно ему сказок. А когда я говорю, что причащаться он не может, то он страшно гневается и грозит жалобами в Патриархию. Вот для него Христос добавка к его системе ценностей. Больше ничего.

http://radonezh.ru/2021/07/06/esli-rodst...

Существует и всегда существовало грязное белье, которое накапливается с течением времени. Его нужно стирать, но это, как известно, делают дома, а не на людях. И тем не менее да будет мне позволено (поскольку я историк Церкви, хотя и нахожусь вне дома) высказать одно наблюдение: до сего дня представители Зарубежной церкви снова и снова упрекают Московский Патриархат в “сергианстве”. При этом имеется в виду, что Московская Патриархия (вначале — в 1927 г., в лице Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия) в ситуации гонений не оказывала-де достаточного сопротивления советской власти, а прямо-таки выдала Церковь (путем принятия “лояльной” декларации) уничтожающему ее государству и из-за этого якобы утратила легитимность, так что Русская Православная Церковь за границей тем самым и является единственным подлинным правопреемником Русской Православной Церкви. Бросается в глаза то, что к аналогичным утверждениям и к обособлению церквей приводили гонения на христиан в древности. Это в определенной степени относится к новацианам, которые откололись от единой Церкви в связи с гонениями Декия в середине III в. Но совершенно ошеломляющие параллели к возникновению, идеологии и истории Зарубежной церкви предоставляют мелициане Египта, упорно сопротивлявшиеся всем попыткам примирения со стороны Первого вселенского Собора в Никее и позднее — со стороны святителя Афанасия Александрийского, считая себя “церковью мучеников”, и донатисты Северной Африки, которые по окончании диоклетиановых гонений ок. 313 г. утверждали, что Церковь в Карфагене и повсюду предалась гонителям, а епископы, соответственно, поэтому сами отъяли благодать Божию у себя и своей паствы, поэтому-де нужно от них отделиться и основать собственную церковь. Если вспомнить, что блаженный Августин еще век спустя посвятил большую часть своих трудов борьбе с возникшим таким образом донатистским расколом, который проходил через почти любую из многочисленных епархий Северной Африки, то становится ясно, какую инерцию движения набирает такой раскол и как долго он продолжает существовать. Итак, не таит ли в себе Русская Православная Церковь за границей своего рода донатистский синдром? К сожалению, все признаки этого налицо, ибо время преследования и угнетения позади, но раскол тем не менее сохраняется. Это тем более достойно сожаления, что внутренняя структура русского Православия значительно изменилась к лучшему и еще меняется. Перед нами — новые требования и задачи, решение которых настоятельно требует объединения всех сил.

http://pravmir.ru/dushepopechitelstvo-i-...

Таких мужиков в России полно,на них она-Матушка и держится,да еще заступничеством Царицы Небесной . P.S. А насчет ляпа в начале статьи о Диоклитиане,сам я тоже распыхтелся,было, " праведным негодованием " . Други мои,ведь это и есть та фарисейская закваска,о кот. Господь предупреждает нас всех в Евангелие. Преодолевать еенадо нам,с Божией Помощью. А автор ведь не погрешил против истины,назвав Диоклетиана успешным правителем(в его время империя усилилась).Другое дело,чтонеобходимо было отметить и ту мрачную сторону его правления(самые кровавые гонения на Христиан).Не думаю,что автор опустил это умышленно,пытаясь оскорбить читателей. Блаженны милостивые,яко тии помилованы будут. Так будем милостивы? Димитрий 5 февраля 2014, 15:59 С Диоклетианом, " хорошим " правителем, надо как-то поосторожнее. Ведь он один из кровавых мучителей христиан. Ольга 5 февраля 2014, 13:52 Статья о молодых, здоровых людях, семье. Как быть людям больным, инвалидам, старикам, вышедшим из заключения, обездоленным и одиноким. Таких людей в нашей стране много. На мой взгляд, проблема гораздо глубже, чем сводить все к пьянству и " русской лени " . Ольга 5 февраля 2014, 13:27 Оно конечно, герой Алексея Баталова - Гоша, он же Жора, он же Юра, он же Гора... далее по тексту, во многом симпатичный человек, но зачем же чужие глупости повторять. Или это не просто глупость. Может, автор текст не в ту редакцию отправил. Разумеется, текст после такого начала не читала. Александр 5 февраля 2014, 11:42 Прошу прощения, ни в коем случае не хочу обидеть, но может не стоило повторять текст одного из главных героев известного фильма? Сценаристов в то время не сильно беспокоило, чем в основном " прославился " Диоклетиан, а вот автору не мешало бы историю раннего христианства почитать. Тема хорошая, а этого римлянина, как мне кажется, лучше поминать пореже - повествование от этого нисколько не проиграет... ТаняСем 5 февраля 2014, 10:48 Таких людей очень мало,к сожалению,но ЧЕСТЬ и ХВАЛА ТАКОМУ ГЛАВЕ семейства!!!!И дом построил,и семью создал,и детей растит достойно,и не одного!!!Все зависит,прежде всего,от желания человека и его жизненных убеждений и настойчивости в достижении!!!А это касается в первую очередь наших мужчин и в " глубинках " ,и в городах!Ведь,если у женщины МУЖ ТАКОЙ,то и она будет " улыбаться и угощать пирогами " (из статьи)!!!! Александр 5 февраля 2014, 10:45 Мне смысл статьи понравился - чтобы избежать уныния, этой страшной и пагубной страсти - нужно постараться увидеть многообразие и красоту мира и трудиться.

http://pravoslavie.ru/68173.html

Уникальным изображением в этом ряду является символическая икона, опубликованная Н. Лихачевым в “Материалах для истории русского иконописания” 62 . Н. Постников считает, что она устюжского письма, и относит эту икону к XIV в., хотя в действительности она несколько более поздняя. На иконе изображен “Господь Эммануил, стоящий в рост, с крыльями, имеющий три лица: прямо, вправо профиль, и влево профиль; правая рука двуперстным сложением показывает на перси, а в левой свиток и жезл; вверху на конце жезла глава Адама; грудь и живот обнажены, на коленях глава Господа Саваофа. Вверху иконы на поле написано: «Виде Святитель Петр нощию в темнице видение в триех лицех в Отчее, и Сыновнее и Святем Дусе, Троицу нераздельно трех преславно славим и поклоняемся». Кроме того, написано на полях: «Се внезапу облиста темницу свет велий и узри Господа моего Иисуса Христа в образе юноши двенадесятилетия имущаго, лице сияюще паче солнце, яко не мощи мне воззрети на неизреченную лица его славу, бе же оболчен в хитон бел: но раздран сверху даже до низа, его же обема руками на персях стисная и покрываша наготу свою и вопрошаше убо его: кто Ти Спасе ризу раздра; Господь же отвеща: Арий безумный раздра ми ю; того не приемлите в общение!»” 63 . Древнерусские иконописные Подлинники описывают святого Петра Александрийского так: “Риза, кресты, исподь дичь” 64 . Трудно сказать, были ли в Древней Руси храмы в честь Петра Александрийского, — летописи об этом не упоминают. Но в более позднее время в Москве была сооружена церковь в честь Климента, папы Римского, где престол был посвящен сразу двум святителям — Клименту Римскому и Петру Александрийскому 65 . III Прежде чем закончить это исследование об Александрийском святителе, следует остановиться на его трудах, дошедших до нас 66 . Первое, что бросается в глаза, это их малочисленность и фрагментарность. Несомненно, что “краса епископов по доблестям своей жизни и по своим занятиям в Священном Писании”, выражаясь словами Евсевия, написал гораздо больше книг и по количеству, и по объему. Но нужно помнить, что писались они накануне Диоклетианова гонения, нацеленного, как известно, на уничтожение храмов, церковной утвари, священных книг. Поэтому книги святителя Петра, еще не успев распространиться в списках, стали подвергаться уничтожению. Последующие века сохранили до нас творения великого александрийца, как правило, в составе других творений.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-pe...

Есть в мире и еще одно родственное материнскому и вполне оптимистичное, по выражению С. Аверинцева, дело — изучение человеческой истории. Я могла бы написать апологию нашего времени, доказывая, что сейчас жить намного лучше, чем сто, двести, триста и т.д. лет назад. Для чего нужно это оправдание современности? Да чтобы дети наши хотели жить! В душе матери должен быть заложен большой запас жизнелюбия, дабы было откуда черпать слова утешения, когда придет время говорить сыну: " Ну, что ты убиваешься? Все образуется. Впереди еще столько счастья! Уж ты поверь мне " . Ничего страшнее уныния и отчаяния в духовной жизни человека нет. Так утверждали и святые отцы Церкви. Именно поэтому я, как мать, боюсь огульного охаивания времени, в котором мы живем. Нет, у меня со всем человечеством есть одно общее стремление — желание вырастить из наших детей хороших, вполне пригодных для жизни на земле людей. Это — основа моего союза с миром. Много у меня здесь союзников, но главный среди них один. Какой отец не хочет иметь хороших детей? Разве Божии заповеди не нужны ему? Нужны! Это ведь наша общая любовь: не убей, не укради, не лги, не завидуй, не блуди... Да как же много у нас общего! А вот это-то мне в жизни и нужно: догадаться, что нас в Боге объединяет. Сделать нашу общую нить еще крепче, еще надежнее! Долг отца и матери — воспитать хороших детей. Это наше общее дело. Дружное. Веселое. Интересное. Вот моя опора! Встаю на нее твердо, обеими ногами. Здесь, на этой пяди Божьего закона, нас двое, и, значит, я сильная. Честно исполняя свой родительский долг, мы живем в Боге, потому что стремимся воспитать детей, которые не постыдят лицо Земли. Все это я поняла в эпоху " диоклетиановского гонения " в нашей семье, когда искала оправдание своего скорого и почти бескомпромиссного отступления. Ну, а как же различие? Один христианин, а другой не христианин (или просто так говорит). А верность Церкви? А исповедничество? Я здесь думаю так. Взаимоотношения отцов и детей — это и есть святыня. Пред Богом святыня. Упаси Господь что-то здесь разладить! Жить во Христе означает именно беречь такие святыни, беречь пуще любых внешних правил. Это еще один из моих " диоклетиановских " уроков: слишком убегать вперед, полагая какую-то трещину между отцом и детьми, нельзя. Зарвавшееся неразумное создание, вроде меня, будет чуть ли не за подол, но оттащено назад...

http://zavet.ru/book/sokolova11.htm

Изложим обстоятельства этого последнего гонения. Главнейший источник для истории христианства при Диоклетиане и Константине—Лактанций и Евсевий. Сначала ритор в Вифинии, потом воспитатель Криспа, сына Константина В., Лактанций между другими сочинениями оставил и историю гонений на христиан, начиная от Нерона. Сочинение «De mortibus persecutorum» («О гибели преследователей») составлено не позже 323 г. и имеет тенденциозный характер. Лактанций желал показать современникам и потомству великие дела Божий в судьбах христианства: «Да знают все, как удивил Господь величие свое в истреблении и уничтожении врагов имени своего». Руководящая мысль в его изложении следующая: преследование христиан всегда сопровождалось страшными карами, постигавшими гонителей, или: император — дурной человек, ergo он гонит христианство, ergo его постигает бедственная кончина. Хотя указанная цель лишает автора объективности, тем не менее, имея в виду, что Лактанций не выдумывает фактов, а только своеобразно комбинирует их, что он жил в восточной половине империи в Никомидии и хорошо знал столичные события (Никомидия была центром тогдашней политики), сочинение его должно считаться важнейшим источником для церковной, а частью и политической истории времени Диоклетиана. Евсевий, по прозванию Памфил, родился в 264 г. в Палестине, воспитывался в Антиохии, с 315 г. был епископом Кесарии. Он был приближенным и почетным лицом у имп. Константина, говорил ему похвальное слово на тридцатилетие и составил его биографию, умер в 340 г. Евсевию мы обязаны исторической хронологией — Παντοδαπ Ιστορα: этот труд сохранился только в отрывках и был продолжен Иеронимом (330—420). По церковной истории Евсевий составил κκλησιαστιχ ιστορα, где в 8 и 9 кн. повествуется о Диоклетиановом гонении, и отдельно монографию De martyribus Palaestinae. Евсевий писал свой труд по церковной истории в Кесарии (ок. 313 г.), западные события для него малоизвестны; также и о столичных делах он менее знает, чем Лактанций, зато он непосредственный свидетель того, как исполнялись императорские эдикты против христиан в восточных провинциях и в Палестине.

http://sedmitza.ru/lib/text/442736/

Нерон (в 64 году) воздвиг гонение на христиан в Риме. Он зажег Рим и сложил свою вину на тех, которые угрожали огнем всему миру. Удовлетворяя своему зверскому чувству, он изобретал разные способы мучения христиан: зашивал их в шкуры зверей и отдавал на растерзание псам, распинал на крестах, обливал смолой и зажигал ночью в садах для освещения. Это был первый гонитель на христиан, за ним следует гонитель Домициан, потом Траян, Марк Аврелий, Септимий Север, Дикий Траян и Диоклетиан. Между этими императорами царствовали иногда люди, сочувствовавшие христианству. Под их покровительством христиане уничтожали языческие капища, срубали их священные дубравы, а на месте их воздвигали свои храмы, при этом материал, служивший для языческих храмов, они употребляли на свои. (Так было при Гонории). Когда же за императорами – христианами вступали на престол язычники, то под их покровительством язычники старались по возможности воздать христианам тем же. Начинали разрушать храмы, избивать христиан, не щадя ни старых, ни малых и требовали возвращения, забранного христианами. При этом над христианами старались проделывать всякие гнусности. Пищу их кропили кровию животных, принесенных в жертву идолам, чтоб осквернить их. Известен, напр., такой случай из борьбы христианства с язычеством. На улицах Рима и других городов расставлены были статуи императора; каждый, проходя мимо, должен был кланяться. В одну ночь к такой статуе поставили идольские изображения. Утром одна старушка – христианка, проходя мимо, хотела воздать обычное поклонение статуе императора, но, когда увидала идолов, остановилась и пошла дальше. Язычники, разумеется, только того и ждали: они схватили ее и начали волочить по улицам, как нарушившую закон о царском величестве. Из всех гонений самое яростное говение на христиан было предпринято Диоклетианом. Историки рисуют Диоклетиана очень умным человеком, мудрым политиком; спрашивается, почему Диоклетиан, как человек умный, предпринял такое гонение на христиан, и притом в конце своего царствования, (двадцать же лет он благосклонно смотрел на христиан)? Это объясняется тем, что Диоклетиан, как и другие императоры – язычники, хотел восстановить во всей пышности древне-языческий культ. He предпринимал же он гонения двадцать лет потому, что хотел собрать силы и с этими силами сразу двинуться на христианство, и стереть его с лица земли. Но уничтожить то, что находится в мыслях и чувствах людей и что вложено в них Самим Богом нельзя и поэтому как ни страшно было гонение, христианство не уничтожилось. В гонениях на христиан частью виноваты были они сами, потому что не останавливались ни перед чем в деле победы над язычеством, тогда как христианство, как религия любви, должна и действовать только любовью, а не прибегать к насилию.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Очень любопытно то обстоятельство, что на протяжении почти всего своего труда, он называет императоров — гонителей тиранами. Термин «тиран» во времена поздней империи имел вполне определенное значение — государь, правящий не по праву, захвативший власть силой, как вариант — жестокий и несправедливый правитель. С чисто юридической точки зрения — все эти правители законные императоры. Словоупотребление же Евсевия указывает на то, что тиранами их делает не сомнительный приход к власти и даже не безнравственное или жестокое поведение, о котором он часто не упоминает, а совершенно конкретный признак — отношение к Церкви. Так, Лициния он называет императором во время его борьбы против Максимина Даза и тираном при открытии гонения. 46 По сообщению Секста Аврелия Виктора («О цезарях», XL, 2) «...Галерий держал его как заложника под предлогом отеческого о нем попечения». До этого он состоял при дворе Диоклетиана, который, по сообщению Лактанция («О смерти гонителей», XVIII), возвел его в чин трибуна первого разряда за участие в компании в Палестине и Египте, где Евсевий видел Константина еще в молодым. 47 Констанций Хлор (ок. 250 — 25.07.306 г.), цезарь с 1.03.293 г., август с 1.05.305 г. Этот правитель равно восхищал языческих авторов, вот как характеризует его Евтропий («Краткая история от основания Города», X, 1, 3.): «Был он мужем великим и доброжелательности величайшей, усердствовал в обогащении провинциалов и частных лиц, не стремясь к такому же увеличению государственной казны, и говорил, что лучше общественное богатство держать у частных лиц, чем хранить его в одном сундуке. Жил он столь скромно, что, в праздничные дни, когда желал устроить пир для своих многочисленных друзей, брал взаймы у частных лиц серебряную посуду для украшения стола своего. Он был не только любим, но в Галлии даже почитался наравне с богами и особенно за то, что в его правление избавились наконец от диоклетианова опасного безумия и от максимиановой кровожадной безрассудности». 48 Гай Аврелий Валерий Диоклетиан (245 — 03.12.316), римский император с 17.11.284. по 01.05.305 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2859...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010