Разделы портала «Азбука веры» Тест: Свт. Николай Чудотворец Св. Николай Мирликийский, прозванный Чудотворцем, родился около 260 г. в ликийском городе Патара. В древних жизнеописаниях его обычно путали с Николаем Пинарским (Сионским) из-за схожих подробностей жизнеописаний святых: оба родом из Ликии, архиепископы, почитаемые святители и чудотворцы. Эти совпадения привели к заблуждению, существовавшему многие века, что в истории церкви был только один свт. Николай Чудотворец. По национальности свт. Николай больше всего был близок к ассимилированным ликийцам – так называется народность, которая населяла юго-запад Малой Азии до I в., разговаривала на своем языке и имела собственную письменность. Ассимилированы ликийцы были частично греками, частично персами. Известно, дядя свт. Николая, епископ Николай Патарский, поставил его во чтеца, а затем возвел в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Начало священного служения свт. Николая относят к правлению римских императоров Диоклетиана и Максимиана. В 303 году Диоклетиан издал эдикт, узаконивший систематическое преследование христиан по всей империи. В трудное для Церкви Христовой время гонения архипастырь Ликийской Церкви с неустрашимостью поддерживал в вере свою паству, громко и открыто проповедуя имя Божие. За это он подвергся преследованию и вместе со многими другими христианами был заключен в темницу. Здесь он провел немало времени, терпеливо перенося голод, жажду и тесноту, не допуская даже мысли об отречении от Иисуса Христа. В темничном заключении святитель не переставал заботиться о заключенных вместе с ним христианах. Благодаря его руководству многие из заключенных пребыли твердыми в Христовой вере до конца. Таковы сподвижники святого Николая и по церковному управлению, и по темничному заключению – Крискент, Диоскорид и Никокль, которые, по словам св. Андрея Критского , «воодушевлением и ревностью святителя Николая соплели себе мученический венец». Сам же святитель Христов, «мученик готовностью своей», был сохранен во время Диоклетианова гонения, потому что его жизнь еще нужна была для дальнейшего прославления имени Божия.

http://azbyka.ru/test/svjatitel-nikolaj-...

  Осия, епископ Кордубский (Кордова, в Испании), был одним из знаменитейших св. отцов, украшением церкви (Созом. стр. 39). Он приобрел у своих современников необыкновеннейшее уважение и такой высокий авторитет, что с жадностью слушали его наставления и его советами пользовались все христиане, как восточные, так и западные. Во время арианских смут, в 4 веке, не только епископы, но и поверенные по гражданским делам в разных случаях руководились его советами и получали пособие. С определенной точностью нельзя указать год рождения св. Осии, предполагают, что он родился в 260 г., а также и место его рождения. Полагают, что Осия родился в Кордове, но во всяком случае он был родом из Испании. Осия, еще будучи мирянином, отличался между мирянами своей добродетельной жизнью и блестящими способностями и потому-то его сограждане, жители Кордовы, к концу 3 века избрали на епископскую кафедру, которую он занимал почти 60 лет, случай беспримерный при тогдашних церковных смутах. Осия преимущественно отличался непоколебимостью своей веры и чистотой нравов, чем приобрел особенное к себе уважение и доверие современников. Они смотрели на Кордубского епископа, как на святого, соответственно его наименованию (Оσιος. праведный, святой), – и самые тщательные исследования смертельного врага не могли заподозрить Осию в чем либо порочном. Осия удивлял современников своей мудростью и сведениями по всем предметам человеческого знания. Смутные обстоятельства того времени закалили характер Осии. Гонение, воздвигнутое Диоклетианом на востоке, распространилось и на западе, в пределах римской империи. Максимин Геркул, его соправитель, со слепой яростью свирепствовал в Испании против непоколебимых борцов веры и Осия тогда приобрел славное наименование исповедника. Созомен , говоря об исповедниках веры, живших при Константине Великом , ставит во главе их св. Осию. «Тогда, говорит он, было много добрых христиан; и так как гонения едва прекратились, то в живых осталось еще много исповедников, служивших украшением церквей своих, именно: Осия, епископ Кордубский, Амфиан епископ Епифании, что в Киликии: и другие» (Церк. ист. стр. 39). Отречение от престола Максимина спасло Осию от мученической кончины. Непоколебимость веры Осия доказал во время гонений, а мудрость свою на Эльвирском соборе в 305 г. В списках правил этого собора имя Осии постановлено на втором месте между 19 епископами, присутствовавшими на соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

В те древние времена, когда нечестивые служили идолам и многие люди поклонялись созданию и делу своих собственных рук, тогда просияла и вера многих святых, и в числе их процвело благочестие святого славного мученика Власия. Этот святой, удаляясь от всякого злого дела, всю жизнь свою прожил кротко и праведно, богоугодно и беспорочно. Его сограждане – жители города Севастии, находившегося в Каппадокии 1304 , – люди благочестивые, желали, чтобы Власий был поставлен у них епископом, и желание их было исполнено. Новый пастырь ревностно пас стадо Христово в то время, когда на Церковь Христову были воздвигаемы частые гонения, и многие, претерпев страдальческие подвиги, удостаивались венца мученического. В то время, в царствование Диоклетиана 1305 , подвизался добрым подвигом и святой великомученик Евстратий один из пяточисленных мучеников, вместе со своими товарищами 1306 ; он до крови стоял за веру Христову, и за то был заключен в темницу. Здесь посетил его ночью святой Власий, подкупив стражу темничную большим количеством золота. Власий ублажал мученика Христова, который так мужественно переносил страдания. Евстратий отдал Власию свое завещание, составленное перед своей кончиной, делая в нем распоряжения о своем теле и об имении, о чем повествуется в его житии. Святой Власий скрывался от рук мучителей, что делали тогда и многие другие святые, не выдавая себя на мучения без особенного Божия соизволения; немногие христиане жили тогда в городе, да и то это были тайные поклонники Христа; большинство, из страха мук, бежало в пустыни, горы и вертепы; некоторые же, не будучи в состоянии вынести мучений, поклонялись на время идолам. Так и святой Власий не только в Диоклетианово царствование, но также и в царствование Ликиния 1307 (при этом императоре он и пострадал) скрывался от лютых гонений в одной пустынной горе, которая называлась Аргеос 1308 ; здесь он обитал в пещере и подвизался в безмолвии и постничестве, воссылая непрестанные молитвы Богу. К нему приходили дикие звери, и если заставали святого в безмолвной молитве беседующим с Богом, то они, как бы разумные существа, не прерывали его Богомыслия, но стояли перед пещерой, дожидаясь, пока святой, окончив свою молитву, не выйдет к ним, и не уходили до тех пор, пока святой, выйдя и возложив на них свои руки, не благословит их; если же какой-либо зверь чувствовал себя больным, то приходил к святому и через возложение святой руки его получал исцеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Всадник, поражающий змия, стал гербом Москвы и эмблемой Русского государства 6 мая. ПРАВМИР. Церковь чтит память святого великомученика Георгия Победоносца. Святой великомученик Георгий Победоносец, родом из Каппадокии (область в Малой Азии), вырос в глубоко верующей христианской семье. Его отец принял мученическую кончину за Христа, когда Георгий был еще в детском возрасте. Мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину и воспитала его в строгом благочестии. Поступив на службу в римское войско, святой Георгий, красивый, мужественный и храбрый в сражениях, был замечен императором Диоклетианом (284-305) и принят в его стражу со званием комита — одного из старших военачальников. Император-язычник, много сделавший для возрождения римского могущества и ясно понимавший, какую опасность представляет для языческой цивилизации торжество Распятого Спасителя, в последние годы правления особенно усилил гонения на христиан. На совете сената в Никомидии Диоклетиан предоставил всем правителям полную свободу в расправе над христианами и обещал свою всемерную помощь. Святой Георгий, узнав о решении императора, раздал нищим свое наследство, отпустил на волю рабов и явился в Сенат. Мужественный воин Христов открыто выступил против императорского замысла, исповедал себя христианином и призвал всех признать истинную веру во Христа: «Я раб Христа, Бога моего, и, уповая на Него, предстал среди вас по своей воле, чтобы свидетельствовать об Истине». «Что есть Истина?» — повторил вопрос Пилата один из сановников. «Истина есть Сам Христос, гонимый вами», — отвечал святой. Ошеломленный дерзновенной речью доблестного воина, император, который любил и возвышал Георгия, попытался уговорить его не губить своей молодости, славы и чести, но принести по обычаю римлян, жертву богам. На это последовал решительный ответ исповедника: «Ничто в этой непостоянной жизни не ослабит моего желания служить Богу». Тогда по приказу разгневанного императора оруженосцы стали копьями выталкивать святого Георгия из зала собрания, чтобы увести в темницу. Но сама смертоносная сталь становилась мягкой и гнулась, как только копья касались тела святого, и не причиняла ему боли. В темнице мученику забили ноги в колодки и придавили грудь тяжелым камнем.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Глава 10. Обращение Константина Великого и новое положение Церкви в Римской Империи. Юлиан Отступник Поворотный пункт в истории Церкви. Изучая историю, замечаешь, что великие изменения в жизни человеческого общества подготавливаются заранее, порой, казалось бы, не такими уж заметными событиями. Так, когда историческая обстановка созревает для великих перемен, появляется выдающийся человек или происходит особое событие, резко изменяющее жизнь общества. Такая необычайная перемена в истории Церкви произошла с участием римского императора святого Константина Великого (царствовал в 306–337 гг.). Перемена эта была подготовлена долгими годами христианской проповеди, исповедничества и мученичества множества людей, постепенным ростом Церкви Христовой и развитием христианской мысли. И тогда в относительно короткое время произошла удивительная перемена – вместо рухнувшего язычества христианство заступило на место официальной религии Римского государства. Ранние годы Константина. Константин был сыном Констанция Хлора, назначенного императором Диоклетианом Цезарем для управления Британией и Галлией. Мать Константина, Елена , по происхождению своему была британка, и семья, в которой рос Константин, хотя и была языческой, но отличалась благочестием. Он рос в обстановке веротерпимости. Констанций Хлор, да и сам Константин были поклонниками Апполона – бога солнца, но современное им язычество их не удовлетворяло, и они стремились к более возвышенной вере. Елена сочувствовала христианской вере и впоследствии сама приняла христианство. Константин родился около 274 г. в Наиссе (современный Ниш), в Мизии, там, где теперь находится Сербия. Здесь он провел с матерью детство и раннюю юность. Еще юношей Константин был вызван ко двору императора Диоклетиана , до известной степени в качестве заложника, так как последний опасался соперничества со стороны его отца Констанция Хлора. В Никомидии Константин провел более 10 лет и был свидетелем самого страшного гонения на христиан, в том числе на тех, кто занимал высокие посты.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Жития святых жен в пустынях Востока отшельницы Сирийские, Второй Сирии и Месопотамии, Малой Азии; Отшельницы в Константинополе. Книга 2 Источник Святые жены в пустынях Востока VI. Сирия Первым пустынником в Сирии и основателем там монашества считали Аонеца или Евгения; в введении к первой книги мы изложили неправильность этого мнения и доказали положительными свидетельствами, что монастыри существовали в Месопотамии гораздо прежде переселения туда Евгения, а Месопотамия, по древней географии, составляла с Сирией одну провинцию. Достоверно лишь то, что Евгений был одним из первых отшельников в этой стране, с двумя товарищами своими, Гадданом и Азизом. Существует повествование о св. Лукияне, пресвитере Антиохийском, потерпевшем мучение в 312 г., и бывшем будто бы монахом до принятия священства; не доверять сказанию этому невозможно, так как оно подтверждается св. Афанасием, который называет Лукияна – «великим аскетом». – Из сего явствует, что в Сирии были монахи прежде 312 года, от которого до конца предшествовавшего века весьма недалеко. Сочинители, отвергающие житие св. Февронии, как недостаточно достоверное, соглашаются, однако с тем, что до Диоклетианова гонения – «в этой стране монахов было не много», немного, но монахи были же. Вернейшим доказательством сему служит сказанное уже нами о монастыре Аввы Маркела, о котором еще будет речь в житии св. Февронии. Таким образом и Лукиян, хотя известный более как пресвитер и мученик, нежели как отшельник, судя по повествованию его жизнеописателя, был истинным монахом. – «Он строго соблюдал все правила монашества; отречение от всего, воздержание и смирение, его были все полны; он вкушал один раз в сутки, около трех часов по полудни, но нередко оставался без пищи по целым неделям; молитвы его были продолжительны, часто во всю ночь; чтения Св. Писания – постоянны, и проч. Св. Великий Златоуст посвятил одно из превосходнейших своих слов восхвалению этого священномученика, который был тайно зарезан в темнице, по повелению Максимиана, не дерзнувшего предать его смерти перед народом. Маркел тоже, прежде пресвитерства своего, был уже побудителем к восприятию многими монашеского жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

иеромонах Афанасий (Букин) От переводчика В первой половине 303 г. пределов Африки достиг первый указ императора Диоклетиана, открывший последние Великие гонения на христиан, с требованиями о выдаче литургических сосудов и Священного Писания . А в начале 304 г. был издан еще более жесткий указ, повелевавший всем христианам принести символические жертвоприношения в знак своей преданности императорам и богам официального культа империи. Опасаясь казней многие христиане, как клирики, так и миряне, стали приносить эти жертвы и выдавать в соответствии с требованиями предыдущего указа сосуды и Писания. Менсурий, епископ Карфагена, в качестве компромисса смог договориться с достаточно терпимыми местными представителями власти, вместо совершения языческих жертвоприношений прекратить публичные христианские богослужения, а вместо Священного Писания выдать книги еретиков. Несмотря на это на него обрушилась критика со стороны, как епископата, так и мирян. Между тем епископ Менсурий и его диакон Цецилиан решили, что лучше пока затаиться и переждать шторм гонений 1 . Однако окончание Диоклетиановых гонений не принесло мира Африканской Церкви. Уже в первой половине 305 г. Африканские христианские общины, как и большая часть Римской Империи, оказались в положении, когда настало время находить пути к примирению и разрешению сложных вопросов. Многих епископов стали обвинять в «коллаборационизме» Передача (traditio) священных книг рассматривалась многими как предательство, а самих епископов-традиторов некоторые стали считать лишившимися всякой духовной власти и благодати 2 . Разгорелись ожесточенные споры между теми, кто, будучи слаб, предал Церковь во время гонений, и теми, кто настаивал на применении к ним самых строгих канонических прещений. Епископ Карфагенский Менсурий, будучи формально не виновным в предательстве, как и некогда его предшественник на Карфагенской кафедре сщмч. Киприан занял значительно более мягкую позицию. И если св. Киприан смог своей жесткой рукой и авторитетом привести Церковь к единству и миру 3 , то епископ Менсурий, успел только вызвать недовольство среди более ригористично настроенных Нумидийских епископов и мирян, умерев вскоре после ослабления гонений около 305 г 4 . Вскоре его приемником был избран архидиакон Цецилиан, во многом следовавшей той же умеренной линии, что и Менсурий. Подобная ситуация не устраивала многих ригористов, а потому против него самого, уже почившего епископа Менсурия, и Феликса епископа г. Аптунги, участвовавшего в епископской хиротонии Цецилиана, были выдвинуты обвинения в предательстве (traditio) 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 39, 2004 Конец III, начало IV века — время последнего гонения на христиан в Римской империи. Историк А. П. Лебедев пишет: “То была страшная тризна, но тризна, справленная язычеством по себе самом, потому что это был канун триумфа христианского общества над языческим” 1 . Воздвигнуто это гонение было первоначально императором Диоклетианом и продолжено его соправителями, одним из них был Максимиан (ум. 310). Когда он прибыл в Никомидию Вифинскую, то повелел разыскивать христиан, чтобы предать их казни. При этом было схвачено 23 христианина и отведены в темницу. Здесь к ним обратился язычник по имени Адриан, бывший одним из начальников. В результате общения с заключенными его коснулась благодать Божия и он стал христианином. Это вызвало к нему со стороны язычников большое озлобление, и он сразу был схвачен. Обо всем этом сообщили его жене — Наталии. Она была уже христианкой, но скрывала это от мужа. В проложном житии святых очень трогательно говорится, что святая “бысть с жалостию рада” 2 . Так, узнав, что ее муж уверовал в истинного Бога, она возрадовалась душой и стала приходить в темницу и служить ему, укрепляя его на перенесение предстоящих страданий. В житии говорится, что своего мужа святая Наталия “жалостолюбно ублажаше и непоколебима к нашествию мукам терпети увещаше” 3 . В службе сделано поэтическое сравнение: “Адама супружница из рая изгна советом змииным; Наталия же Адриана в рай премудро введе, священными беседами” 4 . Ниже в службе воспевается забота и милосердное служение святой: “Роса глагол твоих честных исцеление болезней воистинну твоему супружнику бысть, вкусившу лучших любовь, богомудрая Наталие, мучеников сожительнице” 5 . Затем она, усугубляя свой подвиг, вместе с другими благочестивыми женами, подобно святой Анастасии Узорешительнице (†ок. 304; пам. 22 дек.), помогала в темнице заключенным христианам. Мощи святой мученицы Наталии Можно провести также и другую параллель. Своими трудами святая Наталия продолжала служение Евангельских жен-мироносиц. В Синаксаре службы им со ссылкой на апостола Луку говорится об их служении “Христу и учеником Его, от имений своих. Яко убо тыя воскресение проповедаша и многая по нам догматы сказаша, во уверение и извещение истинное воскресения Христова всем известившым спасительное проповедание, и еже по Христе жительство прошедшым изрядно, и якоже достояше женам наученным от Христа” 6 .

http://pravmir.ru/svyataya-muchenitsa-na...

Святитель Христов Николай Чудотворец родился в 280 г. по Рождестве Христовом в Ликийском городе Патаре, в Малой Азии, от благородных, богатых и благочестивых родителей – Феофана и Нины. Уже с младенчества благодать Божия являла на нем свои дивные знамения, с возрастом он обнаружил в себе наклонность к воздержанию и уединённой жизни. Воспитанный с детства своими благочестивыми родителями в страхе Божьем, он, несмотря на своё образование и богатство, удалялся от мирских удовольствий, и больше всего любил проводить время в храме Божьем. Наконец, совершенно удалился от мира и уединился в пустыню, приняв в одном из монастырей иноческий чин. По кончине своих родителей он роздал нищим своё богатое наследство и, горя пламенной любовью к Богу, предпринял путешествие в Палестину на поклонение святым местам; возвратившись из этого путешествия и стремясь к строжайшему уединению, он поселился в одной обители и здесь поспешно проходил все духовные степени: сперва был чтецом, потом диаконом, а скоро затем возведён был, за своё благочестие, в сан пресвитера. Проходя все эти степени, он раньше всех являлся в храм Божий, и позже всех оставлял его, а иногда целые ночи проводил в молитве перед закрытыми дверьми храма: и на святительство своё взят был по откровению свыше от дверей церковных, перед которыми молился в глубокую полночь, задолго ещё до начала богослужения. Именно, когда, после смерти архиепископа Мир ликийского Иоанна, пастыри церкви недоумевали, кому быть епископом, по откровению свыше указано было, что епископом будет тот, кто первый придёт в церковь , и таким оказался Св. Николай, найденный молящимся в полночь перед затворёнными вратами церковными. Возведённый в сан епископа, Святитель Николай, в этом высоком сане своём, был великим светильником Церкви Христовой, а для паствы своей – зерцалом добрых дел, был правилом веры, образцом кротости, смирения и незлобия. Одежды его были просты до последней степени, пища – самая скудная, постническая, да и ту он всегда вкушал только однажды в день – вечером; целый день он занимался делами своего звания, терпеливо выслушивал просьбы и нужды всех, приходивших к нему. Во время гонения на церковь Христову, воздвигнутого языческим императором Диоклетианом, Святитель Николай был заключён в темницу, и только в царствование Императора Константина Великого был освобождён из темницы и возвращён к своей пастве. В 325 году Святитель Мирликийский Николай присутствовал на первом вселенском соборе в числе 318 отцов и здесь явил особенную свою ревность в деле защиты православия против лжеучения Ария, ревность, оправданную самим Богом. По свидетельству Св. Предания, сама Богоматерь возложила на Святителя омофор, снятый с него собором за действие его пламенной ревности, против нечестивого еретика Ария.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Скачать epub pdf Страдание святых мучеников Феопемпта и Феоны Память 5 января Царь Диоклетиан в первый год воздвигнутого им на христиан гонения, однажды, во время своего путешествия прибыл в город Никомидию и здесь, поставив множество идольских изображений, поклонялся им. Чрез несколько дней, в городских окрестностях был захвачен епископ Никомидийский Феопемпт (он первый пострадал в гонении христиан Диоклетианом), который, будучи представлен на суд царю, сказал: – Эти боги, серебряные и золотые, деревянные и каменные, которым ты поклоняешься, – вовсе не боги, ибо они не могут ни дышать, ни говорить, ни сделать что-либо доброе или злое; Всемогущий же Небесный Бог сотворил небо, землю и море и все, что в них находится. Когда святой говорил это и многое другое о вере христианской, царь, в гневе, сказал ему: – Я призвал тебя не для того, чтобы рассуждать, а для того, чтобы ты без разговоров принес жертву богу Аполлону. Святой Феопемпт отвечал на это такими словами: – Таким богам я никогда не принесу жертву и никогда не испугаюсь мучений, какие ты можешь мне назначить, ибо написано: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» ( Мф. 10:28 ). А ты, имея власть над моим телом, делай, что тебе угодно! Тогда царь повелел растопить печь, чтобы потом бросить в нее святого епископа, и воины растопляли печь как можно жарче, с утра до полудня. В это время святой епископ сказал им: – Подождите немного, и я покажу вам силу Господа Бога моего, за святое имя Которого эта печь растопляется для меня. Сказав это, святой бросился в разгоравшуюся печь и сел в ней посредине, а воины, полагая, что он тотчас же сгорел, ушли. Но в полночь святой муж, выйдя из печи, вошел в царскую опочивальню, двери коей пред ним отворились сами собою, и, разбудив царя, сказал ему: – Я – Феопемпт епископ, служитель Иисуса Христа: я не умер, но жив, хотя ты и повелел меня умертвить. Сказав это, он снова вошел в печь. Царь, увидев святого и услышав его слова, пришел в ужас и как бы онемел от сильного страха. Наутро, призвав своих воинов, он сказал им:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010