Многие из описанных выше событий легли в основу Акафиста, который мы и предлагаем вашему вниманию. Богу нашему, дивному во святых своих, слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Молитвы святому великомученику Димитрию Солунскому   Молитва первая Святый и славный великомучениче Христов Димитрие, скорый помощниче и теплый заступниче с верою притекающих к тебе! Предстоя со дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам от всегубительныя язвы, труса, потопа, огня, меча и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити град сей, обитель сию ( или храм сей) и всякую страну христианскую. Исходатайствуй у Царя Царствующих на враги победу и одоление, всей державе православной мир, тишину, твердость в вере и преспеяние во благочестии; нам же, чтущим честную память твою, испроси благодатное укрепление на дела благая, да благоугодное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами твоими наследовати Царствие Небесное для вечнаго прославления Его со Отцем и Святым Духом. Аминь. Молитва вторая Святый великомучениче Христов Димитрие! Предстоя со дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам, окаянным (имена) от всегубительныя язвы, огня и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити приход ( или дом) сей и храм наш. Испроси нам благодатное укрепление на дела благая, да благоугодное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами Твоими наследовати Царствие Небесное и тамо прославляти Его, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 мая, 2023 24 мая, 2022 6 мая, 2022

http://pravmir.ru/svyatoj-velikomuchenik...

  Икос 7 Новый храм созидая тебе, досточудне, исцеленный тобою Леонтий, обрете в земли святыя мощи твоя, источающая миро, егоже благоухания исполнися весь град и множество болящих исцеле. Темже уврачуй и облагоухай и нас, вопиющих ти сице: Радуйся, благоухание добродетелей от юности возлюбивый; радуйся, нрав Ангельский от младенчества стяжавый. Радуйся, сосуде благодати; радуйся, храме непорочности и чистоты. Радуйся, яко Господь обитель в тебе сотвори со Отцем и Духом; радуйся, яко Той прослави мощи твоя нетлением благодати. Радуйся, благовонное миро от тех источаяй; радуйся, освящение и цельбы теми подаваяй. Радуйся, яко паче нарда и смирны благоухаеши; радуйся, яко благоуханием твоим зловоние страстей отгоняеши. Радуйся, землю и одежды твоя кровию твоею освятивый; радуйся, язвами своими наша язвы душевныя и телесныя врачуяй. Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.   Кондак 8 Странное и дивное чудо сотворил еси, пречудне, возвращавшемуся восвояси храмоздателю твоему, приим бо той плащаницу от святых твоих мощей, волнующуюся и многоводную реку немокренно прейде. Темже прославляемому в тебе Богу сердцем и усты воспевайте: Аллилуиа.   Икос 8 Весь горя любовию и усердием к тебе, Леонтий вторый в честь твою, святе, созда храм во Иллирии, отечестве своем, и тамо, якоже и в Солуне, множество болящих и страждущих от дух нечистых, молитвами твоими исцеляшеся, и ина многа совершахуся чудеса. Имже мы, дивяшеся тебе, вопием: Радуйся, любовию прославляющим тя крепкий заступниче; радуйся, созидающим во имя твое храмы чудный покрове. Радуйся, здравия подателю; радуйся, недугов врачевателю. Радуйся, токи крови уставляяй; радуйся, епарха Марина от струпов и гноя свободивый. Радуйся, одеждою твоею, якоже Павел убрусцами, чудодействуяй; радуйся, имевшему Леонтию немокренный на реце путь показавый. Радуйся, яко повинуются тебе быстрины речныя; радуйся, яко дуси злобы бегают от призывающих имя твое. Радуйся, яко предстательством твоим и мы уповаем от наветов вражиих сохранитися; радуйся, яко заступлением твоим и мы веруем от потопа иных бед избавитися. Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.

http://isihazm.ru/1/?id=643

Между тем осажденные успели против пролома срубить позади деревянную стену с такими же башнями; уставили по ней и в башнях большие орудия; прокопали еще между проломом и сей стеной рвы; укрепили их дубовыми засеками в тарасах, надолбами и палисадом; заготовили много зажигательных снарядов для метания на неприятелей, и даже сухую сеяную известь для бросания им в глаза и проч. Каждый день, а иногда по дважды и трижды на день подходили неприятельские отряды к стенам, но всегда удачно были отбиваемы осажденными. После сего Король написал к Воеводам, Боярам и гражданам увещательную грамоту о сдаче города со многими льстивыми обещаниями, а в случае упорства с угрозами, и велел им бросить оную в город на стреле. Но ему таким же образом отвечали с отказом и с грубостью; а вслед затем сами осажденные начали делать на отряды его вылазки, коими хватали многих и через них допытывались о состоянии его войска. В одну из таких вылазок за Варлаамскими воротами поймали они несколько Литовцев и от них узнали, что с 17 сентября подведено уже от неприятеля под город с различных сторон девять подкопов, разделенных по корпусам войск, и Венгерский подкоп скорее всех окончен будет. Но где сии подкопы, пленные указать не могли, отзываясь тем, что ведутся оные в тайне. Граждане долго искали мест сих посредством копания слуховых ям, однако же без успеха, и беспрестанными Крестохождениями к пролому молили только Бога об открытии сей им тайны. Но как скоро приходили они на место пролома, то Литовские гайдуки, услышав пение, осыпали их из-за стены бросаемыми каменьями. 20 сентября по обыкновению пришли они туда с чудотворными Иконами, в числе коих принесена была и Св. Великомученика Димитрия Солунского, Греческого Корсунского письма. Гайдуки не преминули пустить и при сем случае тучу каменьев на народ, и один большой камень прямо ударился в Икону Св. Димитрия и выбил большое место на Иконе в воинском его доспехе золоченного оклада, выше пояса, против правого рама, а под ним пробил и живопись и доску.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

1234 Литаврин Г. Г. Византия в период гражданской войны и движения зилотов//История Византии. М., 1967. Т. 3. С. 151,154; Мейендорф И. Ф. Жизнь и труды... С. 90, 106, 118, 145; Larchet J.-C. Introduction//Saint Grégoire Palamas. Traités apodictiques... P. 13; и др. 1235 Второй раз это слово встречается в 544С при описании преследования св. Димитрия Солунского. Таким образом, мы видим, что оно придает повествованию весьма зловещий оттенок. 1236 Цит. по переводу М. А. Поляковской: Поляковская М. А. Портреты византийских интеллектуалов. С. 275–276. 1239 Ср.: Рансимен С. Восточная схизма. Византийская теократия. С. 223; Nicol D. M. Church and society in the last centuries of Byzantium. Cambridge, 1979. P. 25.2 1240 В аналогичном контексте это слово встречается у св. Григория Кипрского (Rapp С. Ein bisher unbekannter Brief... S. 17. 160), но y негоже встречаем и слово μοεθνς, непосредственно отражающее идею единой народности: одной из задач василевса, согласно Киприоту, является «... τν μοεθνν τν κηδεμοναν...» (Ibid. S. 18.208). 1244 Этим словом, а также синонимичными ему – φθορ, πορα и т. п., пестрят сочинения Димитрия Кидониса 1340-х гг., что было убедительно продемонстрировано М. А. Поляковской (см.: Поляковская М. А. Портреты... С. 25). 1245 Эта подчеркнутая имитация диалогичности, когда в разговор как бы вводится фиктивный собеседник, вытекает, как показал С. С. Аверинцев (Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. С. 223 и 303–304, прим. 7), из античной диатрибы. Как известно, юный Палама, как и другие знатные византийцы его времени, изучал тривиум и квадривиум, что позволило ему использовать такое обращение в проповедях как педагогический прием. Об образовании Паламы см.: Meyendorff J. St Gregory Palamas and Orthodox Spirituality. P. 71. 1247 См. 3 и 4 правила Четвертого Вселенского собора; ср. и его же 2 правило. Рус. текст помещен в кн.: Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. М., 1994. Т. IV. С. XIII–XIV (после основного текста). Ср. 46 правило Трулльского собора, на значение которого указал И. П. Медведев (Медведев И. П. Прим. 72// Мейендорф И. Ф. Жизнь и труды... С. 270). Впрочем, как показывает исследование Л. А. Герд, уже к XI в. на взятки в епископской среде, в частности на плату за постриг, смотрели как на вполне обычное и даже законное явление, хотя против этого выступал св. Никон Черногорец (Герд Л. А. Вопросы покаянной дисциплины в «Тактиконе» Никона Черногорца//ВВ. 1995. Т. 56 (81). С. 179–180). Это справедливо и для XIV в., который патриаршие акты характеризуют как бурное и всё сметающее время (Поляковская М. А. Участие византийских монастырей в политической жизни империи середины XIV в.//АДСВ. 1969. Вып. 6. С. 55 и сл.), период «финансового и экономического кризиса» (Д. А. Закифинос) Византийской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

     Самый простой ответ, лежащий на поверхности: потому что 28 июня 1914 года сербский террорист Гаврила Принцип, член организации «Млада Босна», застрелил в Сараево наследника австрийского престола эрцгерцога Франца Фердинанда во время его визита в столицу австрийской провинции, вошедшую в состав Австро-Венгрии в 1908 году. Сербские революционеры стремились освободить Боснию от австрийской власти и присоединить ее к Сербии и с этой целью совершили акт индивидуального террора в отношении австрийского престолонаследника. Австро-Венгрия не потерпела такого беззакония, выставила ряд требований к Сербии, виновной, по ее мнению, в организации этого покушения, а когда та не выполнила их, решила это государство наказать. Но за Сербию вступилась Россия, а за Австро-Венгрию – Германия. В свою очередь, за Россию вступилась Франция и т.д. Заработала система союзов – и грянула война, которую никто не ждал и не желал. Словом, если бы не Сараевский выстрел, на земле царили бы мир и благоволение. Начиная с 1908 года, Европа и мир проходят через ряд политических кризисов и военных тревог. Сараевское покушение было лишь одним из них. Подобное объяснение годится разве что для детского сада. Дело в том, что, начиная с 1908 года, Европа и мир проходят через ряд политических кризисов и военных тревог: 1908–1909 годы – Боснийский кризис, 1911 год – Агадирский кризис и итало-турецкая война, 1912–1913 годы – Балканские войны и размежевание Сербии с Албанией. Сараевское покушение было лишь одним из таких кризисов. Если бы его не было, стряслось бы что-нибудь другое. Рассмотрим официальную австрийскую версию о причастности сербского правительства к покушению на Франца Фердинанда, оглашенную на Сараевском процессе. Согласно этой версии, руководил покушением полковник Генерального штаба Дмитрий Димитриевич (по кличке Апис). Косвенно эта версия подтверждена Солунским процессом 1917 года, когда Димитриевич признался в своей причастности к Сараевскому покушению. Однако в 1953 году югославский суд реабилитировал участников Солунского процесса, признав, что они были осуждены не за преступления, которые будто бы совершили. Сербский премьер-министр Никола Пашич ни в 1914 году, ни позднее не признавался в своей осведомленности относительно покушения в Сараево. А ведь после 1918 года – победы союзников и гибели Австрийской империи – ему нечего было опасаться.

http://pravoslavie.ru/72928.html

Характер церковных зданий на Востоке одинаков: здесь повсюду следы Византийских форм величественных, невольно наводящих на сердце мысль присутствия в святилище Существа неземного, Существа невидимого... Храм Великомученика Димитрия, в свое время, был чрезвычайно великолепен, даже поныне он не утратил резких знаков своего древнего величия, несмотря на то, что архитрав алтаря весь исписан стихами корана, а место архиерейской кафедры замещено формой турецкого Имама. Как впрочем ни изуродован этот храм, как ни глубоко сглажены Турками все символы христианског зодчества, но и теперь еще на капителях, венчающих роскошные колонны, идущие в два ряда вдоль всего святилища, от притвора до самого алтаря, видны кресты – память давно минувших веков христианского владычества; – мощей св. Великомученика здесь нет; одна только могила его, хотя в руках неверных, но доступна для посетителей – христиан; она находится в северо-западном оконечнике храма, в темной и нестройной комнате вроде саркофага. Память праведного с похвалами, изрек премудрый, и как верно это изречение!... Несмотря на то, что Восток сокрушен грозной Портой, большая часть христианских храмов его обращена в чтилища корана, как и этот храм св. Великомученика Димитрия, но не только свято хранится память его страдальческих подвигов, самая даже могила остается под охранением жалкого магометанина, который, сам не понимая по какой непреложной судьбе, теплит неугасимую лампаду в честь чуждого ему праведника, украшая вместе с тем священный гроб его не роскошной, но приличной пеленой... С грустным, сжатым сердцем обозрел я великолепное святилище Солунского Мироточца, и, оградившись крестным знамением, вступил в его могильный затвор. Едва видный замирающий огонек неугасимой лампады разливал слабый свет над гробом дивного Страстотерпца. Долго молча смотрели мы на его скромную могилу, и, по земном коленопреклонении пред нею, взяли из нее в освящение себе несколько праху. На гробовой плите, накрытой шелковой тканью черного цвета, поставлена тарелка для вкладов на освещение могилы маслом; молча положили мы на нее по нескольку пар, и с глубоком вздохом, в чувствах раболепного благоговения пред непостижимыми судьбами Создателя, наложившими на все святилища Востока, а вместе и на этот гроб праведника, вековую печать уничижения, удалились от него.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

День радости духовной совершаем мы,/видя непрестанно источающий мvpo твое источник./Ты же, Димитрий, разгоняя омрачение страстей,/ибо исполнен Божественного света,/как днем ходить благообразно даруй нам/и созерцать Свет Божий неприступный. Богородичен: Ты, Всечистая, златая голубица еси,/яко сучец масличный, носящая Слово Божие,/помазавшее плоть Свою елеем Божества./Егоже в сердцы, яко ковчег, прием страдалец,/из гроба мvpo точит, и умащает верных лица. Богородичен: Ты, Всечистая – златая голубица,/как ветвь масличную носящая Слово Божие,/помазавшее плоть Свою елеем Божества./Его в сердце, как в ковчег, приняв,/страдалец из гроба мvpo источает/и умащает верных лица. Катавасия: Всяк земнородный/да взыграется, Духом просвещаемь,/да торжествует же Безплотных умов естество,/почитающее священное торжество Богоматере,/и да вопиет:/радуйся, Всеблаженная,/Богородице Чистая Приснодево. Катавасия: Всякий на земле рожденный/да ликует, Духом просвещаясь;/да торжествует и бесплотных Умов естество,/почитая священное торжество Богоматери,/и да взывает:/“Радуйся, Всеблаженная,/Богородица чистая, Приснодева!” Светилен. Подобен: Свете неизменный: Светилен Крестом вооружил еси Нестора,/чрез онаго Лиеву разорив гордыню, Димитрие,/на тризнищи, якоже Христос, отверзаеши копием ребра твоя,/имиже стадо твое храни. Крестом вооружил ты Нестора,/через него разрушив гордыню Лия./Во время подвига твоего ты, как Христос,/копьем отверзаешь ребра свои, Димитрий:/ими стадо твое храни! Слава, и ныне: Господи, призираяй на землю с небесе/и творяй всю трястися,/избави ны от труса Богородицы молитвами,/Юже даровал еси христианом Предстательницу. Слава, и ныне: Господи, взирающий на землю с неба/и всю ее в трепет приводящий!/Избавь нас от землетрясения по молитвам Богородицы,/Которую Ты христианам даровал, как Заступницу. На хвалитех стихиры мученика, на 6, глас 4. Подобен: Яко добля: На “Хвалите:” стихиры мученика, на 6, глас 4 Прободен быв, борца твоими копиями уязвил еси/и мертва сотворил еси, и недейственна,/егоже злобы, Димитрие, нас избави,/крепки на страсти мучащия всегда содевая священными твоими молитвами,/Божественным страхом умиляя сердца/и души наша, святе.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikomuc...

Ист.: BHG, N 496-547z; ActaSS. Oct. T. 4. P. 50-209; PG. 104. Col. 104-105; PG. 116. Col. 1081-1426; Tougard A. De l " histoire profane dans les Actes grecs des Bollandistes. P., 1874. P. 8, 80-205; Λγος ες τν μεγαλομρτυρα κα μυροβλτην Δημτριον// Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Τ. 1. Σ. 160-215; Delehaye H. Les légendes grecques des saints militaires. P., 1909. P. 259-263; Σιγλας Α. Νικτα ρχιεπισκπου Θεσσαλονκης ες τ θαματα το Αγου Δημητρου//ΕΕΒΣ. 1936. Τ. 12. Σ. 329-360; Ιωννης Σταυρκιος. Λγος ες τ θαματα το Αγου Δημητρου/Ed. Ιωακεμ Ιβηρτης//Μακεδονικ. 1940. Τ. 1. Σ. 334-376; Λγος νκδοτος Κωνσταντνου Αρμενοπολου ες τν προερτιον ορτν το Αγου Δημητρου/Ed. Δ. Γκνης//ΕΕΒΣ. 1951. Τ. 21. Σ. 150-162; Ισδωρος Γλαβς, μητρ. Θεσσαλονκης. Ομιλαι ες τς ορτς το Αγου Δημητρου/Ed. Β. Λαορδας. Θεσσαλονκη, 1954. (Ελληνικ; 5); Μακριος Χομνος. Εγκμιον ες τν Αγιον Δημτριον/Ed. Β. Λαορδας//Γρηγριος Παλαμς. Θεσσαλονκη, 1955. Τ. 38. Σ. 347-349; Συμεν, ρχιεπ. Θεσσαλονκης. Ακριβς διταξις τς ορτς το Αγου Δημητρου/Ed. Β. Λαορδας//Ibid. 1956. Τ. 39. Σ. 327-342; Δημτριος Χρυσολωρς. Λγος ες τν μγαν Δημτριον κα ες τ μρα/Ed. Β. Λαορδας//Γρηγριος Παλαμς. 1957. Τ. 40. Σ. 343-351; Βυζαντιν κα μεταβυζαντιν γκμια ες τν Αγιον Δημτριον/Ed. Β. Λαορδας//Μακεδονικ. Θεσσαλονκη, 1960. Τ. 4; Lemerle P. Les plus anciens recueils des Miracles de St. Démétrius et la pénétration des slaves dans les Balkans. P., 1979. Vol. 1: Le texte; Συμεν, ρχιεπ. Θεσσαλονκης. Λγος ες τν λαμπρν ορτν το μεγστου ν θλητας γοις θαυματουργο κα μυροχεμονος Δημητρου/Ed. D. Balfour// Idem. Εργα θεολογικ. Θεσσαλονκη, 1981; Тимарион//Визант. сатирический диалог/Изд. подгот.: С. В. Полякова, И. В. Феленковская. Л., 1986; Χρστου Π. Διηγσεις περ των θαυμτων του Αγου Δημητρου. Θεσσαλονκη, 1993; Speck P. De Miraculis Sancti Demetrii qui Thessalonicam profugus venit, oder Ketzerisches zu den Wundergeschichten des heiligen Demetrios und zu seiner Basilika in Thessalonike. Bonn, 1993. (Ποικλα Βυζαντιν; Τ. 12. Varia 4); idem. Nochmals zu den Miracula Sancti Demetrii: Die Version des Anastasius Bibliothecarius. Bonn, 1994. (Ποικλα Βυζαντιν; Τ. 13. Varia 5); Чудеса св. Димитрия/Текст, пер. и коммент.: О. В. Иванова//Свод древнейших письменных известий о славянах: (VII-IX вв.). М., 1995. Т. 2. С. 91-211; Αγου Δημητρου θαματα. Οι Συλλογς του αρχιεπισκπου Ιωννου και Ανωνμου. Ο βος, τα Θαματα και η Θεσσαλονκη του Αγου Δημητρου/Ed. X. Μπακιρτζς. Αθνα, 1997. Σ. 28-47; Житие Димитрия Солунского//БЛДР. СПб., 1999. Т. 2. С. 176-189; Αγιος Δημτριος: Εγκωμιαστικο λγοι πιφανν βυζαντινν λογων. Θεσσαλονκη, 2004; Св. Димитрий//Реликвии в Византии и Древней Руси: письменные источники. М., 2006. С. 23-25.

http://pravenc.ru/text/Димитрий ...

Видел мир воеводу солунского святого Димитрия в большой славе и чести и считал его за мягкое тесто, ибо везде, куда ни смотрел, видел в нем мягкость. Посмотрел на одежду — одежда мягкая, приличная сану, согласно евангельскому слову: «Се мягкая носящий в домех царских суть» (Мф. 11:8), а он ведь был выдающимся царедворцем. Посмотрел мир на трапезы воеводские и там увидел мягкость, ибо каких только сладостей не было на трапезе такого господина? Посмотрел на все его угодья властелинские и всюду увидел изобилие земных благ, довольство, всюду мягкость, и подумал про себя суетный мир, говоря: это — тесто; я сомну его зубами моих сладострастии, порабощу его моим сластям, съем его, проглочу его, одолею его, как и прочих. Но прельщаешься ты, окаянный мир! Не знаешь ты, что в этом тесте сокрыто твердое, острое железо; ты не знаешь, что под царским саном таится раб Христов; под мягкими одеждами ты не видишь острой власяницы; под пиршественными трапезами не знаешь скрывающегося воздержания; под довольством не знаешь нищеты духовной; под сном не знаешь его всенощных молитв, подвигов, трудов и различных умерщвлений тела, которые, известны были одному только всевидящему Богу: всего этого ты, мир, не знаешь. Знай же твердо, что это не тесто, но копье святого великомученика Димитрия, которым он победит тебя и похвалится с Господом, сказавшим: «Дерзайте, Аз победих мир» (Ин. 16:33).    Имеет и мир свои копья, которыми ранит тех, которых побеждает. Копья его суть «похоть плотская, похоть очей и гордость живота» (Ин. 2:16). Сильны эти копья; мало кто остается не раненным и не побежденным ими: «Каждый бо, — по апостолу, — искушается от своея похоти влеком и прельщаем» (Иак. 1:14). Всякий ранится ими, ибо рана, причиняемая ими, кажется сначала не болезненной, но сладкой, не страшной, но желательной, и ее не боятся, но даже ищут. Посему-то всякий и ранится такими страстями, не зная, что рана эта потом заболит смертельно и после временной сладости наполнит вечной горечью и желчью, уморивши душевною смертью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2819...

86 Константин Порфирогенет у Стриттера Memoriae popul. 2, 158. 4, 410, 412, 415, у Шафарика Славян. Древн. 2, 60. 1, 290–518. Фредегарий Chronicon с. 74, 87. 87 Fredegarii Chron. 9, 71. Чит. превосходные статьи: Клёдена О Славянах в Браниборской области, Валуева Города Немецкие и Славянские, Кавелина Юрид. быт Силезии и Лужиц, в История. и Стат. Сборнике. М. 1845 г. 88 Константин Порфирогенет: ι εκειθεν ποταμου Σκλαβοι, οι και Αβαροι καλομενοι... Οτος Ονοι Σκλβοι οι Αβαροι. De admin. imp. с. 29, р. 127. ed. Bonnae. Точно также и Гунны, которых, как говорит Павел Диакон (2, 10), называют Обрами,» по смешении с Славянами назывались Славянами, или же Славяне назывались Гуннами, на пр. у Прокопия Hist. arcana с. 23, сл. его же De hello Gothico 3, 40. 4, 33, выше пр. 68. Жителей Далмации, по словам Архидиакона Фомы, «большею частью называют Готами, хотя они по свойству имени Словенцы.» (Hist. Salonnae с. 7). Это смешение названий, происшедшее от смешения самих племен, ввело добродушного Г. Венелина в ошибку о тождестве Славян с Гуннами и Готами. 89 «Когда один из двух братьев, управлявших Сербией), навлек неудовольствие единоплеменников, то он прибег к Имп. Ираклию; Император принял его и дал ему для жительства в Солунской феме Серблию, которая с того времени получила и это имя». Даже говорится, что Сербы недолго спустя оставили Серблию. (De administr. imp. с. 32). По словам Кантакузена (Hist. 4, 19) «этот город (Серблия) не малый, лежит на границах Виотии и Фессалии». В конце 9 века Скифы-Булгары, как говорить Камениат (прим. 71), владели только восточною стороною Македонии; но в 10 веке Серблия, как и Веррея, принадлежала уже Булгарам; ее возвратил Грекам Имп. Василий Булгароистрсбитель. (Кедрин Hist. р. 704, cd. Par.) 92 Acta § 187–190 и выписка Биея р. 177. О Славянских Князьях, убитых Великомучеником, упоминает и Димитрий Кидонский в своей монодии о Солунском бедствии 1346 г. Он так описывает различные чудеса Великомученика: «Разрешения осад, пособия в гладах, исцеления болезней всеобщих, истребления Царей, следующих за самыми войсками (σφαγος Βασιλεων, αυτοις Σρατευμασιν επτοντων), деньги для будущего времени, спасение одного (Солуня) среди всеобщего бедствия».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010