Видимо, в это время у Сибирякова окончательно созрело желание принять монашество — он признался в этом о. Алексию еще при первой встрече. Найдя себе духовника — настоятеля Санкт-Петербургского подворья Старо-Афонского Свято-Андреевского скита иеромонаха Давида (Мухранова), впоследствии видного деятеля имяславческих событий, — Сибиряков начал под его руководством проходить положенный двухлетний искус перед окончательным решением о пострижении в монахи. Параллельно он занимается окончательной ликвидацией имущества: передает отцу Давиду в разное время два с половиной миллиона рублей (тот их раздал церквям и благотворительным учреждениям); принадлежавшие ему как издателю права на произведения умерших к тому времени Глеба Успенского и Федора Решетникова передает их родным, права на стихи Тургенева продает издательству А. Маркса; отдает две дачи: одну — благотворительному обществу под детский приют, а другую — женской общине под монастырь, создает еще ряд благотворительных учреждений (например, капитал имени своего отца для выдачи пенсий и пособий рабочим золотых приисков), своему учителю Петру Лесгафту жертвует 200 тыс. и дом (здание той самой частной гимназии, которое он приобрел, приехав в столицу 14-летним юношей) — в нем Петр Францевич создал биологическую лабораторию, ныне там располагается Академия физической культуры имени Лесгафта. Наконец, на средства Сибирякова был выстроен грандиозный, самый большой на Балканах храм — Свято-Андреевский собор на Афоне, заложенный 33 годами ранее великим князем Алексеем Александровичем. Когда Иннокентий постригся в иноки, то для себя и своего духовного отца выстроил двухэтажный скит с домовой церковью во имя великомученицы Варвары, преподобного Михаила Клопского и преподобного Давида Солунского — небесных покровителей родителей и архимандрита Давида, затем он был пострижен в мантию с именем Иоанн и, наконец, в схиму вновь с именем Иннокентий. По слову первого своего биографа, он явил «образец совершенной нестяжательности и подвижнической жизни» (пять дней в неделю не вкушал горячей пищи, а масло и вино употреблял только по субботам и воскресеньям), прожил, «душевно оплакивая, что много времени потратил на суету и изучение мудрости века сего», три года и 6 ноября 1901 года скончался в возрасте сорока одного года, по-видимому, от чахотки, которой страдал с юности.

http://pravmir.ru/pomogite-ya-strashno-b...

Сразу после пострига инок Иннокентий (Сибиряков) уехал на Афон, в то время как отец Давид оставался в Санкт-Петербурге, неся свое послушание. В Свято-Андреевском скиту инок Иннокентий пробыл менее года и вернулся на подворье в Санкт-Петербург, чтобы уже больше никогда не расставаться со своим духовным руководителем c. 517]. 1897 г. прошел для брата Иннокентия не только в иноческих, но и в благотворительных трудах. Он жертвует Литейно-Таврическому кружку Общества для пособия бедным женщинам свою дачу в Райволо (ныне Рощино) для устройства сиротского приюта для девочек от четырех до десяти лет c. 15]. Выделяется приюту и капитал в размере 50 тыс. рублей. Этот приют уже после смерти схимонаха Иннокентия стал носить имя И.М. Сибирякова c. 4]. Забота о детях проявилась в иноке Иннокентии и в том, что на его средства был устроен храм во имя Святителя Николая в 7й гимназии Санкт-Петербурга. По его предложению церковь в 7й гимназии создавалась в память коронования Императора Николая Александровича и Императрицы Александры Феодоровны c. 7]. Обычно такие поступки характерны для людей монархических убеждений, а потому мы можем говорить о коренном изменении мировоззрения Иннокентия Сибирякова и о возвращении его не только к Православию, но и к исконным державным устоям родного Отечества – Самодержавию. По Афонскому времени Будет Бог твой славою твоею. ( Ис. 60:19 ) Соблюдающий правду найдет славу. ( Прит. 21:21 ) Слава всякому, делающему доброе. ( Рим. 2:10 ) Добрая слава лучше серебра. ( Прит. 22:1 ) Иноку Иннокентию пришлось приезжать вслед за своим духовным отцом в Санкт-Петербург еще дважды, пока, наконец, они не обосновались на Святой Афонской Горе c. 518]. Там, недалеко от стен Свято-Андреевского скита, был устроен небольшой, но уютный, в два этажа скит с церковью во имя великомученицы Варвары, преподобного Михаила Клопского и преподобного Давида Солунского – небесных покровителей родителей и архимандрита Давида. В этом месте и поселился брат Иннокентий со своим духовным отцом – для жизни в строгом монашеском подвиге c. 412]. «Как полный энергии и сил, – сообщает о возвращении Иннокентия (Сибирякова) из Петербурга на Святую Гору монах Климент, – он спешил не на покой, но для иноческих подвигов, кои усугубил…» c. 518].

http://azbyka.ru/fiction/blagotvoritel-i...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Афонский патерик Апрель Афонский патерик Апрель     4  апреля Страдание святого священномученика Никиты Память преподобного Феоны, митрополита Солунского 6  апреля Житие преподобного и богоносного отца нашего Григория Синаита Память преподобного Григория Византийского 7  апреля Житие преподобного и богоносного отца нашего Нила Сорского 12  апреля Житие преподобного отца нашего Акакия Нового 19  апреля Житие преподобного и богоносного отца нашего Симеона Босого, Нового Чудотворца Житие и страдание святого преподобномученика Агафангела Есфигменского   4 АПРЕЛЯ Страдание святого священномученика Никиты Отечество святого священномученика Никиты было Албания. История не оставила нам никаких фактов о его происхождении и родителях и чем занимался в миру сей блаженный отец. Известно только то, что он подвизался на святой Афонской Горе, сначала в русском монастыре св. великомученика Пантелеймона, проходя там чередное священнослужение, а спустя некоторое время удалился на безмолвие в скит святой Анны. Здесь, проводя безмолвную и постническую жизнь, он усовершенствовал себя настолько, что сердце его переполнено было любовью к Искупителю нашему Иисусу Христу и что он по любви к Нему и за ту драгоценную кровь, которую Он излил на кресте за грехи рода человеческого, и сам желал излить свою кровь, приняв мученическую кончину. Запавшая и издавна тлевшая в его сердце искра наконец разгорелась в пламень так, что он уже не в состоянии долее был переносить Божественный огонь, пылающий в его сердце, оставил Святую Гору и, придя в город Серры (Серес), остановился в Серронском монастыре, где некоторое время приготовлял себя к мученическому подвигу, потом отсюда пошел к правителю города, мужественно исповедал пред ним Христа истинным Богом, а Магомета, как прелестника и обманщика, обличил и проклял, за что восприял мученическую кончину. Настоятель этой обители иеромонах Константий счел долгом записать день кончины святого мученика и известить о ней Русик, как первоначальное место его иноческих подвигов. Приводим здесь в дословном переводе с греческого письмо достопочтенного настоятеля, в котором он подробно изложил как обстоятельства предшествовавшие, так и самую доблестную кончину священномученика.

http://isihazm.ru/1/?id=1825

1962 г. В день памяти святого великомученика Димитрия, Солунского чудотворца Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, дорогие братия и сестры, мы чествуем память святого великомученика Димитрия Солунского и просим его молитв за нас пред Престолом Божиим, права предстоять перед которым он удостоился за свои доблестные подвиги в исповедании Христовой веры. Этот дивный страстотерпец Христов подвизался в конце III века, когда против христиан было воздвигнуто страшное гонение. Он происходил от благородных и знатных родителей. Отец его, воевода города Солуни, был тайным христианином, имевшим в своей молельне образы Христа Спасителя и Божией Матери. Христианской вере научил он и своего единственного сына, святого Димитрия, который и сохранил эту веру до самого конца своей жизни и запечатлел ее мученической кончиной. После смерти его отца император Максимиан за благородные и мужественные качества души Димитрия поставил его самого воеводой Солуни, приказав ему при этом истреблять в своем городе христиан. Однако святой Димитрий по приезде в Солунь, напротив, дал христианам свободу и сам открыто исповедал себя христианином, о чем и было донесено царю. По возвращении с войны Максимиан заехал в Солунь и когда узнал, что святой Димитрий действительно христианин, то снял его с должности воеводы и приказал заточить в темницу. Здесь, в темнице, страстотерпец был заколот копьями. Так за исповедание веры Христовой он принял славную мученическую кончину и отошел ко Господу. Вот краткое повествование о жизни и подвиге его. Наше внимание, дорогие братия и сестры, привлекает читанное ныне в память славного великомученика Димитрия слово из Евангелия:  Сие заповедаю вам, да любите друг друга , — говорит Господь Своим ученикам. - Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня  ( Ин.15:17-21 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-praz...

Слово в день памяти святого великомученика Димитрия Солунского Раздай богатство земное — будем искать себе богатства Небесного. Святой Димитрий Солунский Великомученик Димитрий Солунский Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Большой праздник был в древнем городе Солуни, когда в семье римского проконсула, долго остававшейся бездетной, наконец родился сын. По этому поводу родители устроили пиршество для всего города, особенно усердно потчевали они бедных и убогих. Солуняне, разделявшие простую человеческую радость своего правителя, и не подозревали, как благодатна таинственная причина их ликования. Родившийся в тот день младенец стал даром Божиим не только для семьи проконсула, но на века сделался духовным оплотом, защитником и Небесным покровителем родного города. Солунь — так по-славянски именуется греческий город Фессалоники (нынешние Салоники), овеянный первохристианской славой. Здесь основал Церковь Христову сам великий Апостол Павел, сюда направлял просветитель народов свои богодухновенные послания, вошедшие в канон священных книг Нового Завета. И если другие основанные им Церкви своей нестойкостью подчас доставляли святому Павлу много тревог и горя, то к солунским христианам он писал: Вы – слава наша и радость. Мы... хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами (1 Фес. 2, 20; 2 Фес. 1, 4). Эллинские язычники обрушивались на солунских христиан с не меньшей яростью, чем богопротивники-иудеи, однако Церковь Фессалоникийская оставалась тверда в вере и благочестии. Ободряя верных, Апостол Павел писал: Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших (1 Фес. 1, 2), – и молитва первоверховного Апостола за Солунь стала вечной, когда он после мученической своей кончины ушел в Небесное Царство. Господь по молитвам святого Апостола Павла воздвигал в Солуни доблестных Своих подвижников – просветителей и хранителей города. Ярчайшей звездой среди них суждено было стать мальчику, родившемуся в конце III века по Рождестве Христовом в семье римского наместника.

http://pravoslavie.ru/49729.html

Услышав это, великомученик, со слезами преклонив голову, молчал; а потом отверз уста свои и сказал: «Ужели так угодно Господу моему? Ужели Он хочет, чтобы город, искупленный честною кровию Его, предан был врагам не ведущим Его, не верующим в Него и не чтущим святого имени Его?» Когда же ангелы ответили, что если бы Владыка не изволил этого, то не послал бы их к нему; тогда святой великомученик сказал им: «Идите же, братия, и скажите Владыке моему: так говорит Димитрий, раб Твой: я знаю, человеколюбче Господи, что щедроты Твои превосходят грехи наши, так что и беззакония всего мира не преодолеют милосердия Твоего. Ты ради грешных пролил кровь свою и положил за нас душу свою: яви же милость Твою и на сем городе и не вели мне оставлять его. Ты поставил меня стражем сему городу: поэтому я уподоблюсь Тебе – Владыке моему, положу душу мою за граждан его, и если они погибнут, то пусть и я с ними погибну». Выслушав это, ангелы спросили великомученика, так ли действительно должны они отвечать Господу от лица его? А святой Димитрий рек им: «Истинно так и скажите, братия; ибо я знаю, что Бог не до конца прогневается, ниже в век враждует (Псал. 102, 9)». Сказав это, он вошел в гробницу свою, и священный ковчег затворился, а беседовавшие с ним ангелы сделались невидимы. О таком явлении помянутый Иллустрий возвестил солунским гражданам, а они, выслушав его, со слезами просили милости у Бога и призывали на помощь святого Димитрия, который и оказал им ее: ибо враги, окружавшие Солунь, вскоре отступили от стен его со стыдом, не могши взять сего города, хранимого великим угодником Божиим. Так св. Димитрий Солунский любил и защищал отечественный свой город! Впрочем, не один этот страстотерпец, но и все святые искренно любили свое отечество и усердно содействовали благосостоянию его в том или другом отношении, по мере их средств. Одни ревностно старались о гражданском благоустройстве и духовном просвещении его, как святые цари и пастыри Христовой Церкви; другие храбро защищали его от врагов и в бранях за него полагали свои души, как многие благоверные князи и христолюбивые воины; иные содействовали его благу своими познаниями, достоянием и трудами, как святые философы, песнопевцы, купцы и художники; а все — искреннею преданностью ему и горячими молитвами о благоденствии его и спасении от бедствий.

http://pravoslavie.ru/49728.html

Аще отверзеши небо, трепет приимут от Тебе горы и растаются, яко воск от лица огня тает. И попалит огнь супостаты Твоя, и явлено будет Имя Твое противным Твоим. От лица Твоего языцы возмятутся. Егда сотвориши славная, трепет приимут от Тебе горы. От века не слышахом, ниже очи наши видеша Бога, разве Тебе, и дела Твоя истинна, и сотвориши терпящим Тя милость. Срящет бо милость творящия правду, и пути Твои помянут. И ныне, Господи, Отец наш Ты еси, мы же брение; и Ты Создатель наш, и дела рук Твоих вси мы. Не прогневайся на ны, Господи, зело, и да не помянеши во время грехов наших; и ныне призри, Господи, яко людие Твои вси мы. Взгляни с неба, Господи, и посмотри из дома святого Твоего и с места славы Твоей: где множество милости Твоей и сострадания Твоего, что Ты терпишь нас, Господи? Ведь Ты – Отец наш; ибо Авраам не узнал бы нас, и Израиль не признал бы нас; Ты, Господи, Отец наш, избавь нас: от начала имя Твоё на нас. Для чего Ты, Господи, попустил нам сбиться с пути Твоего, ожесточил сердца наши, чтобы не бояться Тебя? Обратись ради рабов Твоих, ради колен наследия Твоего, чтобы понемногу унаследовать нам гору святую Твою. Противники наши попрали святыню Твою. Мы сделались, как было от начала, когда Ты еще не стал владычествовать над нами и не было призвано имя Твоё на нас. Если бы Ты отверз небо! Тогда трепет пред Тобой охватит горы и растают они, как воск тает от огня, и сожжет огонь противников Твоих. И явно будет имя Твоё противникам Твоим; от лица Твоего народы содрогнутся. Когда Ты совершишь дивные дела, трепет пред Тобою охватит горы. От века мы не слышали и глаза наши не видели бога, кроме Тебя, и дела Твои истинны, и Ты сотворишь ожидающим Тебя милость. Ведь встретится милость творящим правду, и пути Твои воспомянутся. И ныне, Господи, Ты – Отец наш; мы же – глина, и Ты – Создатель наш; изделия рук Твоих – все мы. Не гневайся на нас, Господи, до крайности, и не вспомни в свое время грехов наших. И ныне воззри, Господи, ибо все мы – народ Твой. Ис 63:15–19; 64:1–5, 8–9

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikomuc...

«Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним. Посему увещевайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете» ( 1 Фес.5:9-11 ). И еще я читаю в том же послании: «Будьте в мире между собою» ( 1 Фес.5:13 ). Иногда я спрашиваю себя: в чем близость новозаветных текстов и идей «Анонимных Алкоголиков», в какой точке пересекаются евангельские заповеди и философия 12 Шагов? «Иди, и поступай так же!» Все Евангелие — это призыв к действенному изменению жизни. А программа АА — это тоже программа действия. Наша программная литература растолковывает мне, выздоравливающему алкоголику, иногда просто разжевывает, как применить духовные законы к жизни. И не «к жизни» вообще, не к жизни моих соседей или близких, а к моей собственной, единственной, в чем-то никчемной, в чем-то неповторимой и прекрасной. Да так, чтобы они не оставались пустым звоном. Познакомившись с историей АА, я узнал, что наше Содружество получило импульс к росту от христианской Церкви. Само содружество — не Церковь и не церковная организация, но я убежден, что в нем действует благодать Святого Духа, ведь так много алкоголиков благодаря АА не просто остались трезвыми, но и стали счастливыми людьми. Как мне прожить этот день со Христом, как сохранить мир с самим собой и другими людьми, с которыми я встречусь сегодня? Вот ответ: «Мы обнаружили, что получаем руководство в наших действиях в той мере, в какой мы перестаем требовать от Бога, чтобы Он действовал по нашему заказу и в соответствии с нашими условиями» («12 Шагов и 12 Традиций», с. 118). Я начинаю ощущать Божие водительство, когда осознаю, что Бог свободен и хочет быть свободным, что Его мысли обо мне, не мои мысли. Опыт выздоровления подсказывает мне, что страх перед Богом — мой самый главный противник. Я боюсь доверить Богу руководство, боюсь, что Он причинит мне боль, отберет что-нибудь, накажет. Сегодня я молюсь святому мученику Нестору Солунскому, которого с любовью вспоминает Церковь, об избавлении от страха. Когда великомученик Димитрий Солунский был заключен в темницу, император Максимиан, ярый гонитель христиан, предавался мрачным гладиаторским зрелищам, любуясь, как германец-великан по имени Лий сбрасывал с помоста на копья воинов побежденных им христиан. Отважный юноша из Фессалоникийских христиан, Нестор, пришел в темницу к своему наставнику Димитрию и просил благословить его на единоборство с варваром. Молитвами святого угодника, Нестор одолел Лия и сбросил его с помоста. Разгневанный император приказал немедленно казнить юношу-победителя. Так мученик Нестор победителем вошел в вечное Царство Божией любви. Прошу Тебя, Господи, даруй и мне мужество в невидимой брани победить сегодня моего Лия. 10 ноября. Память святителя Димитрия, митрополита Ростовского ( Лк.8:16-21 )

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

Братия, Господь кого любит, того наказывает, бичует же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то как с сынами поступает с вами Бог. Ибо где тот сын, которого не наказывает отец? Если же остаетесь без наказания, которому все причастны, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы имели отцов наших по плоти, наказывавших нас, и почитали их, то не гораздо ли более будем покоряться Отцу духов, чтобы жить? Ибо те наказывали нас по своему усмотрению для немногих дней; Он же – для пользы, чтобы нам приобщиться святости Его. Всякое же наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него приносит мирный плод праведности. Потому укрепите опустившиеся руки и расслабленные колени, и прямые пути пролагайте ногами вашими, чтобы хромое не совратилось, а лучше было бы исцелено. Смотрите, не отвратитесь от Говорящего. Ведь если не избегли наказания те, отвратившиеся от Возвещавшего на земле, – насколько более потерпим мы, отвращаясь от Того, Кто с небес. Его глас тогда поколебал землю, ныне же Он обещал, говоря: Еще раз Я поколеблю не только землю, но и небо. А слова: “еще раз” указывают на изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло неколебимое. Евр 12:6–13; 25–27 И великомученику. Апостол. Второе послание к Тимофею, зачало 292 Чадо Тимофее, возмогай во благодати, яже о Христе Иисусе, и яже слышал еси от мене многими свидетели, сия предаждь верным человеком, иже довольни будут и иных научити. Ты убо злопостражди яко добр воин Иисус Христов. Никтоже бо воин бывая обязуется куплями житейскими, да воеводе угоден будет. Аще же и постраждет кто, не венчается, аще не законно мучен будет. Труждающемуся делателю прежде подобает от плода вкусити. Разумей, яже глаголю: да даст убо тебе Господь разум о всем. Поминай Господа Иисуса Христа воставшаго от мертвых, от семене Давидова, по благовествованию моему, в немже злостражду даже до уз, яко злодей, но слово Божие не вяжется. Сего ради вся терплю избранных ради, да и тии спасение улучат еже о Христе Иисусе, со славою вечною.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikomuc...

Буквальное понимание приведенных выше высказываний не ведет к оправданию зла. Речь не идет о нашествии иноплеменников, а о подчинении существующей в обществе власти. Христианское понимание смирения не означает примирения с неправдой, а предполагает духовную победу над злом. Спаситель наш сказал апостолу Петру, ударившему мечом раба первосвященника: «или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» ( Мф. 26:53 . Но Он не стал это делать, а пошел путем крестных страданий, принес Себя в Жертву и победил диавола. Господь призывает нас : «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф. 11:29 . Все мы призваны творить в образ нашего Учителя. Этим путем шли святые и побеждали зло духовно. Великомученик Димитрий был правителем Солунской области. В его подчинении было войско. Однако когда император Максимиан узнал, что он христианин и пригласил к себе, св. Димитрий не поднял против него область, а пошел путем мученичества. Наши святые князья Борис и Глеб могли сразиться со Святополком, и, может быть, смогли победить его, но они распустили свои дружины и совершили подвиг страстотерпчества. Сейчас они молятся за нас и помогают нам. Таких примеров можно привести много. Многовековой опыт Церкви показывает, что христианское смирение не только не предполагает духовный и нравственный компромисс, а требует от ученика Христова исповеднического подвига. Так и во время власти антихриста христианин должен быть готов умереть за Христа . «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых» ( Откр. 13:10 . Слово Божие указывает, каким путем должен идти верный, когда будет попущена богоборческая власть: « терпение и вера святых ». Евангелие не призывает ни к вооруженному сопротивлению, ни к другим способам борьбы, а говорит о великой преданности Богу и стойкости: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется» ( Мф. 24:9–13 . Почему первородный грех называется именно так?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010