Поскольку в Средние века мирная жизнь святогорцев не раз нарушалась военными вторжениями, то неудивительно, что память святых воинов-покровителей чтилась и чтится по сей день на Афоне непреложно. В первую очередь это касается раннехристианских святых — покровителей Северной Греции, включая Солунь (Фессалонику) и Афон, — святых Георгия Победоносца и Димитрия Солунского. Помимо того что храмы во имя святых воинов и их образы можно найти во многих святогорских обителях, их отдельные образы, реликвии, места поклонения на Афоне имеют особую силу. Свидетельства распространения почитания святых воинов на Афоне содержатся во многих сочинениях и в устной афонской традиции. Например, в разделах «Оправдание» (т. е. сведения источников) «Истории Афона» епископа Порфирия Успенского 7 , свидетельствах других преданий, связанных со святыми образами 8 , а также материалах святогорских трудов типа почти тысячестраничной «Афониады» Иакова Неаскитиота, только теперь вводимых в научный оборот 9 . Георгиевским уделом считается афонский болгарский Зографский монастырь 10 , где в древности был обретен образ святого Георгия. В честь этого события обитель была посвящена святому Георгию Зографу («Живописцу»). На святого великомученика и Победоносца уповали в тяжелые годы набегов каталонских пиратов. Нынешний монастырский собор построен уже в 1801 году, а выше трапезной расположен храм Святых солунских братьев — славянских первоучителей Кирилла и Мефодия, также чтимых на Афоне. Среди реликвий Зографа выделяется переносной образ святого Георгия, частицы его мощей и крови. Во имя святого Димитрия освящен греческий скит, принадлежащий Ватопедскому монастырю и лежащий на месте находившегося здесь когда-то монастыря Халкея 11 . Другой скит Святого Димитрия, известный ныне как «румынский скит Лакка» (поскольку населен румынскими иноками), относится к монастырю Святого Павла 12 . Он был основан в Х веке, и тогда там проживали греческие и сербские монахи. Даже монастырская печать содержала надписи на двух этих языках, обрамляя изображение другого святого воина — Георгия.

http://e-vestnik.ru/history/svyataya_gor...

В конце 1820-х гг. в приходе Спасской церкви состояли 143 двора с населением более 1600 человек. Причт состоял из священника, диакона и двух причетников. Церковная земля 33 десятины (из них 2 десятины усадебной) обрабатывалась помещиком, за которую причт получал денежную и продуктовую ругу. Дома священно и церковнослужителей располагались на господской земле. С 1824 г. к Спасскому приходу приписали ветхий деревянный храм во имя великомученика Димитрия Солунского в селе Старом, построенный местным помещиком Ф.И. Кокошкиным в 1752 г. Кроме усадьбы Белавиных, в Спасском приходе состояли помещичьи усадьбы при сельцах Песочня и Селезневе, а также бывшая монастырская деревня Волкове. В 1838 г. наименование приделов в теплой трапезе было во имя Владимирской иконы Божией Матери и святых апостолов Петра и Павла. В 1843-1844 гг. Г.П. Белавин обращается к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) за разрешением начать строительные работы по ротонде настоящей церкви и колокольне. Архитектурный надзор и смету осуществлял архитектор Бернард Семенович Пиотровский. Он же привел в порядок и проверил проектные чертежи, представленные на утверждение в IV округ Путей сообщения и публичных зданий. Строительные работы завершились в 1853 г., когда произошло торжество освящения настоящей Спасской церкви. Среди вкладчиков Спасской церкви, благодаря которым храм был построен, документы называют имя московского купца I гильдии Никиты Ивановича Лисенкова. В 1862 г. в Московской Духовной Консистории производилось дело о надстройке колокольни Спасской церкви в селе Дуброве Рузского уезда. В 1896 г. храм капитально ремонтировался. На 1918 г. Спасскому храму принадлежала каменная сторожка и сарай. До 1922 г. село состояло в Рузском уезде, а затем селения, входящие в Орешковскую волость, были присоединены к Можайскому уезду. В советское время храм был разрушен. http://tl.strogino.ru/ Храм Всемилостивого Спаса находится в с. Ново-Волково, Рузский район, Московская область. Относится к Московской епархии, Благочиние Ставропигиальных приходов и Патриарших подворий Московской области. На территории Патриаршего подворья при храме Всемилостивого Спаса, по благословлению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, был создан Скит в честь иконы Божией Матери «Всецарица» (Подворье Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы). По благословлению архимандрита Ефрема, игумена монастыря Ватопед на Афоне, с чудотворного первообраза была написана икона для скита в честь иконы Божией Матери «Всецарица». Было замечено, что святой образ помогает больным с онкологическими заболеваниями. Стали известны многочисленные случаи исцелений, произошедших после молитвы пред этим чудотворным образом. Само имя иконы «Всецарица» говорит о её особой всеобъемлющей силе. Перед святым образом молятся не только об исцелении от смертельных заболеваний, но и об избавлении от колдовства и заговоров. К «Всецарице» обращаются родители, чьи дети пристрастились к алкоголю и наркотикам.

http://sobory.ru/article/?object=06662

Вы, наверное, знаете, что владыка Мирон вместе с президентом Польши погиб в авиакатастрофе под Смоленском. Хороший был владыка, Царствие ему Небесное! Тогда нам довелось чаще общаться с отцом Гавриилом. Надо сказать, что он, кроме того, что является духовником многих людей в Польше, еще занимается лечением травами. Он это практиковал, еще живя в Супрасльском монастыре, даже написал книгу о лекарственных травах. К нему за помощью приезжали тысячи людей, не только православные, но и католики. Это такой удивительный человек, который с каждым умеет говорить, для каждого находит время. Все те люди, которые раньше ездили к нему в обитель, теперь приезжают в эту деревню. Он там еженедельно, по вторникам, принимает их – в здании старой школы. Принимает больных не только с физическими недугами. За кадром он мне говорил, что приезжает все больше и больше людей, которые больны духом, иногда одержимы злыми силами. И эти несчастные тоже приезжают к нему за помощью. Фильм был очень хорошо принят в Польше и других странах, он получил призы многих православных кинофестивалей – в 2012 году на фестивалях «Покров» в Киеве, «Лучезарный ангел» в Москве; был показан на «Радонеже». Благодаря этому фильму люди узнают о ските, а это в нынешних условиях очень важная позитивная информация. – Насколько важна для вас тема Православия? – Я уже 20 лет работаю на государственном телевидении в Белостоке, делаю программу, адресованную белорусскому населению. Она выходит раз в неделю, длится полчаса. Снимал документальные фильмы о святых местах Восточной Европы, Белоруссии прежде всего, а также Украины, Литвы, Грузии. У нас в Польше есть православный монастырь во имя великомученика Димитрия Солунского . Так вот, снимая фильм об этой обители, мы сначала поехали в Грецию – в Салоники, проводили съемки в Словакии и Чехии, чтобы показать, что Православие в Польше пришло не от русского царя, как думают многие поляки, что у него своя история на этих землях. – Как обстоит дело в Польше с документальным кино? – Плохо.

http://pravoslavie.ru/59823.html

Интерьер собора во имя вмч. Димитрия Солунского. Фотография. 2006 г. В 1870-1873 гг. в Д. м. была возведена ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, на месте к-рой в 1903 г. построен каменный собор во имя вмч. Димитрия Солунского. Рядом с собором в 1942 г. была возведена зимняя ц. во имя Св. Троицы. К 1923 г. Д. м. владел 2 га виноградников, 4 га садов, на 1 га земли выращивали овощи, 4 га неиспользованных земель, 3 озерами. В 1940 г. у Д. м. были изъяты 80 га пахотных земель, 25 га леса и мельница, в 1941 г. имения были возвращены обители. Согласно отчету иером. Пимена, в 1948 г. в мон-ре имелись 3 келейных корпуса с трапезной, кухней и пекарней, хозяйственные постройки, погреба, сараи, конюшни, прачечная. Д. м. пользовался 12,5 га земли, в т. ч. 8,2 га пахотной, 1,4 га занимали сады, 0,2 га - виноградники, 0,8 га - постройки. К 1952 г. в мон-ре было 2 лошади, 10 овец и коз, 10 ульев. В 1959 г. Д. м. был закрыт, 12 монахов переведены в Кэприянский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь , наместник иером. Иероним (Молдовану) вернулся в родное с. Фузовка (ныне Фузэука Шолданештского (Шолдэнешть) р-на), где служил на приходе, там же скончался и погребен. Согласно распоряжению Совета министров МССР от 5 июня 1959 г., жилые и хозяйственные постройки передавались колхозу «Заря» под роддом, ясли и медпункт, а помещение церкви - местному совету под сельский клуб. В 1961 г. в зданиях мон-ря, переданных Мин-ву здравоохранения, была открыта туберкулезная больница, в церкви размещена столовая, в алтаре - кухня. В 1993 г. по просьбе верующих с. Припичень-Куркь помещения Д. м. были возвращены Церкви. В 1997 г. обитель была преобразована в женский скит при Хынковском мон-ре, с 1998 г. стала самостоятельной. Решением Свящ. Синода РПЦ от 3 апр. 2001 г. Д. м. был открыт как жен. мон-рь, настоятельницей утверждена мон. Серафима (Кетрарь), духовником - иером. Иоанн (Хангану). 2 нояб. 2002 г. мон. Серафима была освобождена от должности настоятельницы по состоянию здоровья. К 2007 г. Д. м. возглавляет мон. Филофея (Раилян). В мон-ре проживают 8 монахинь, 10 послушниц; богослужения совершают игумен и 2 иеромонаха. В Д. м. хранятся частицы мощей преподобных Иова и Амфилохия Почаевских, Александры и Марфы Дивеевских, среди чтимых святынь - иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», прп. Серафима Саровского.

http://pravenc.ru/text/178247.html

Кириакон (соборный храм скита) был воздвигнут на месте визант. храма, точное время его постройки неизвестно. В кириаконе сохранилось изображение 3 святителей кисти мастера Константина Арванита (1742). Основные росписи наоса и лити выполнены в 1755 г. На вост. стене лити помещены чудеса вмч. Димитрия. В люнете над входом в наос расположен образ Богоматери с предстоящими вмч. Димитрием и свт. Григорием Паламой. На литографии 1763 г. с видом скита изображены кириакон, колокольня, трапезная, архондарик и каливы. В 1764 г. была построена кладбищенская ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. Экзонартекс, пристроенный к кириакону в 1796-1797 гг., был украшен в 1806 г. фресками, выполненными мастерами Вениамином и Захарией, племянниками мон. Макария из Галатисты. В 90-х гг. ХХ в. Д. с. включал 21 каливу, 16 из которых были заброшены. Скит являлся особножительным (идиоритмическим), в последние годы в нем проживали 3-4 монаха. В наст. время не заселен, ведутся работы по реставрации фресок кириакона. В б-ке скита хранилось 73 рукописи (в наст. время перемещены в Ватопед) и ок. 200 печатных книг. Лит.: Григорович-Барский В. Г. Второе посещение Св. Афонской горы. СПб., 1887. С. 219-220; Σμυρνκης Γ. Τ Αϒιον Ορος. Αθναι, 1903. Καρυα, 19882. Σ. 449-451; Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII ст. Серг. П., 1914; Αλξανδρος Λαυριτης (Λαζαρδης), μον. Εϒϒραφα το Αϒου Ορους τς Μεϒλης Ελληνικς Επαναστσεως, 1821-1832. Αθναι, 1966. Τ. 1. Σ. 25; Μαμαλκης Ι. Π. Τ Αϒιον Ορος δι μσου τν ανων. Θεσσαλονκη, 1971. Σ. 300, 325-326, 519; ωρθεος, μον. Τ Αϒιο Ορος: Μηση στν στορα του κα τ ζω του. Κατερνη, 1985. Τ. 1. Σ. 252-253; Ιερ Μεϒστη Μον Βατοπαιδου. Παρδοση, στορα, τχνη. Αϒιον Ορος, 1996. Τ. 1. Σ. 66-68; Πεντζκης Γ. Ν. Αϒιον Ορος: Ενας πλρης ταξιδιωτικς οδηϒς. Αθνα, 2003. Τ. 2. Σ. 346-347; Порфирий (Успенский), еп. История Афона. М., 2007. Т. 1. С. 223-224, 928, 930. Рубрики: Ключевые слова: ВИССАРИОН (Толмачёв Василий Максимович; 1808 - 1862), иеросхим., основатель и 1-й игумен Свято-Андреевского скита на Афоне

http://pravenc.ru/text/178251.html

Главный соборный храм монастыря Великомученика Георгия Победоносца был построен в 1809-1819 гг на средства бывшего митрополита Самаковии Филофея в северной части монастырской территории. Это величественный и очень просторный собор (один из крупнейших греческих соборов на Афоне) с мраморным иконостасом, который выделяется своей планировкой и разнообразием использованных материалов. В иконостасе находятся две большие и очень ценные мозаичные иконы Святых Георгия и Димитрия. Кроме того, в правом клиросе находится ряд икон Моления и Двенадцати Апостолов, которые датируются концом XVI века. Кроме действующего собора, сохранился также прежний, который находится в нескольких метрах от входа в монастырь. Он знаменит фресками критского живописца Антония (1544 год). В правой части алтаря находится небольшая часовня Святого Димитрия, которая считается самой ранней постройкой монастыря. Резной деревянный иконостас храма датируется XVII веком и отличается богатством и изяществом своего декора из растительных мотивов и арочными рамками икон. Ксенофонтову монастырю принадлежит Благовещенский скит, который находится на расстоянии около 1 часа ходьбы восточнее. Также принадлежат две келии Св. Трифона и Св. Нектария, расположены в своей географической области, и келия св. Андрея представительство в Карее. Совершить виртуальную экскурсию по монастырю Святыни [ править править код ] В Ксенофонте находится почитаемая всеми верующими чудотворная икона Богородицы " Одигитрия " (Путеводительница - греч. «Οδηγτρια»). Икона находится в Соборном храме, в киоте слева от иконостаса. Первоначально эта икона находилась в Ватопедском монастыре , а в 1730 году икона сама чудесным образом перенеслась в собор монастыря Ксенофонт. Монахи Ватопедского монастыря пришли за иконой, чтобы ее вернуть. Однако, на следующий день икона снова вернулась в монастырь Ксенофонт. После этого чуда монахи Ватопедского монастыря оставили икону в монастыре Ксенофонт. Паломники могут также поклониться деснице великомученика Георгия Победоносца , мощам Пророка и Крестителя Господня Иоанна, свв. апп. Андрея, Варнавы и Филиппа, первомч. архидиак. Стефана, вмчч. Георгия Победоносца и Димитрия Солунского, вмч. Пантелеимона, свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, свтт. Григория Паламы, Иоанна Милостивого и Фотия, патр. Константинопольского, сщмч. Харалампия, сщмчч. Евфимия, Акакия и Игнатия Богоносцев, мчч. Феодора Тирона и Трифона, вмц. Марины, мцц. Агафии и Параскевы, свв. Модеста и Иакова Персиянина.

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Ксен...

Алейский Свято-Димитриевский мужской монастырь открыт в 1994 г. в честь святого великомученика Димитрия Солунского. Силами насельников были обустроены келейный корпус, трапезная, хозяйственные помещения. В начале двухтысячных монастырь был закрыт. К счастью, храм продолжал оставаться духовным центром на алейской земле и сюда приходило очень много людей. В 2001 году в кровлю храма ударила молния, она частично сгорела, но внутренне убранство храма не пострадало. В 2014 году по благословению владыки Сергия, епископа Барнаульского и Алтайского, мужской монастырь получил свою вторую жизнь. Сейчас в нём нашли свою обитель все желающие посвятить свою жизнь Богу. Адрес: 658137 Алтайский край, Алейск, ул. Маслозаводская 39 Телефоны: +7(960) 964-85-19 (игумен Макарий (Вандокуров)); +7(909) 503-53-42 (и.о. духовника иеромонах Феодосий (Масленников)) Электронная почта игумена Макария: o.makariy@mail.ru Подробнее... Богородице-Казанский Иоанно-Предтеченский скит (Сорочий Лог) [ править править код ] Есть на земле места, отмеченные особой благодатью, Иоанно-Предтеченский женский скит Знаменского монастыря в селе Сорочий Лог – одно из таких мест. Ориентиром для приезжающих служит серебряная глава звонницы на вершине холма и вывеска «Женский Богородице-Казанский, Иоанно-Предтеченский скит». Неподалеку от храма находится святой источник. По свидетельству местных жителей, источник пробился в 1915 году и получил название Святой ключ. Воды и грязи источника считаются целебными. По преданию в 1920-х годах около него расстреляли около 20 крестьян и священников во главе с отцом Максимилианом. Вместе с мучениками безбожники решили похоронить и источник. Все засыпали песком, но он все время пробивался и снова смывал песок. В 1995 году рядом со святым ключом был образован скит Иоанна Крестителя. Первыми его насельниками были два монаха. Адрес: Россия, Алтайский край, Первомайский р-н, с. Сорочий лог Подробнее... Богоявленский женский монастырь (Камень-на-Оби) [ править править код ] Богоявленский женский монастырь основан в 1997 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Алтайский_край...

В 1930 году Иван, его старший брат иеромонах Пантелеимон, Василий Орос и другие, продав свои земельные участки в Изе, купили в Городилове землю под скит, посвятив его Святой Троице. Из Пантелеимонова монастыря на Афоне в дар новообразованной обители была прислана частица мощей святого великомученика Димитрия Солунского. Первым настоятелем обители стал архимандрит Алексий (Кабалюк ; прославлен Украинской Православной Церковью Московского Патриархата в 2001 году). 22 декабря 1938 года он постригает Ивана Кундрю в монахи с именем Иов. В 1939 году Подкарпатскую Русь оккупировала Венгрия. Отец Иов решает эмигрировать в Россию. В 1940 году он вместе с десятками тысяч карпатских русин по надуманному обвинению был арестован советскими властями, осужден как шпион на 25 лет лагерей и отправлен в воркутинские лагеря, где лишь чудом избежал смерти. Его переводили из лагеря в лагерь: после Воркуты – Колыма, Норильск… В 1942 году тюремное заключение было заменено отправкой на фронт. Как гражданин Чехословацкой республики, он служил в чехословацкой добровольческой бригаде генерала Людвика Свободы, в артиллерии. А после войны некоторое время отец Иов охранял Чехословацкое посольство в Москве. «Егда из заточения в свое отечество возвратился еси» В 1945 году отец Иов вернулся в родную обитель. 14 ноября 1945 года архимандрит Алексий (Кабалюк) обратился к епископу Мукачево-Ужгородскому Нестору (Сидоруку): «Прошу рукоположить в иеродиаконы монаха отца Иова (Кундрю), который является моим заместителем в ските Городилово». 16 ноября 1945 года владыка Нестор удовлетворил это прошение. «И вся братия единогласно избра тя в настоятеля себе и духовнаго руководителя» 10 декабря 1945 года братия Городиловского скита просила епископа рукоположить отца Иова уже в сан иеромонаха. Рукоположение состоялось 7 апреля 1946 года. На монастырском собрании братия избрала отца Иова настоятелем. В 1947 года настоятель обители отец Иов был возведен в сан игумена. При его настоятельстве обитель стала расширяться и богатеть. Монахи построили трапезную, братский корпус, кухню. Ныне покойный архимандрит Ефрем (Молнар), хорошо знавший отца Иова, писал о нем так:

http://pravoslavie.ru/28438.html

Ок. 1761 г. П. нашел святоотеческие книги на греч. языке в скиту свт. Василия Великого (на холме Св. Илии Пророка), основанном выходцами из Кесарии Каппадокийской. Это были сочинения прп. Антония Великого, прп. Григория Синаита, св. Филофея, св. Исихия, св. Диадоха, св. Фалассия, 2 «Слова о молитве» - прп. Симеона Нового Богослова и св. Никифора Уединенника и др. ( Жгун, Жгун, сост. 2014. С. 357). Нек-рые из этих книг переписывал для П. инок Василиевского скита, а мон. Макарий из братства П. переводил на молдав. язык те поучения, к-рые в кон. 60-х гг. XVIII в. вошли в сб. «Драгомирское Добротолюбие» (Bucur. Acad. Romana. Bibl. rom. 2199). По совету патриарха Серафима и по благословению Протата община преподобного (более 50 чел.) переселилась в обремененный долгами пустующий мон-рь Симонопетра , но после 3-месячного пребывания в нем братия, не способная оплачивать монастырские долги и испытывавшая притеснения тур. властей, вернулась в Илиинский скит (BMN. 212. Fol. 48). Прп. Паисий Величковский. Фреска Архангельской ц. Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пуст. 2010 г. Худож. А. А. Патраков Прп. Паисий Величковский. Фреска Архангельской ц. Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пуст. 2010 г. Худож. А. А. Патраков В 1763 г. П. и его община (64 чел.) единодушно решили уйти с Афона в Молдавию. Преподобный нанял 2 корабля: на один погрузился сам с братьями-славянами, а на другой сели иером. Виссарион и братья-молдаване. Подвижники прибыли в Валахию, в Варзарештский скит (см. Вэрзэрештский во имя великомученика Димитрия Солунского женский монастырь ). П. направил делегацию из 3 братьев (среди них - Георгий Черникский) к митрополиту Бухарестскому с просьбой предоставить им к.-л. мон-рь для проживания. Получив отказ, П. направился в Яссы, где был принят митр. Молдо-Влахийским Гавриилом (Каллимаки) и господарем Григоре Каллимаки. Паисиевскому братству был предоставлен мон-рь Драгомирна . В 1763 г. по просьбе митр. Гавриила П. написал краткое «изъявление» чина жития - текст, известный как Устав 1763 г.

http://pravenc.ru/text/2578651.html

     Отец Лев, Вы сказали, что старцы окормляли батюшку в монастыре практически с детства. Он рассказывал братии о том времени, на которое пришлось его духовное становление? Рассказывал. По его рассказам можно было представить, насколько тяжело приходилось в советское время – особенно в годы хрущевских гонений – монашествующим. Отец Георгий родился в Закарпатье в верующей семье. Его учителями стали уже прославленные во святых схиархимандрит Алексий (Кабалюк) – преподобный Алексий Карпаторусский (в Закарпатье его называют Карпатским, потому что в среде нынешних националистов слова «Русь», «русин» не должны звучать) и настоятель первого монастыря, куда батюшка попал 12-летним отроком, архимандрит Иов (Кундря) – преподобный Иов Угольский. Также схиигумения Мария (Рыбарь) – настоятельница Чумалевского монастыря и ее брат – иеросхимонах Иларион и другие. Апостольское служение преподобного Алексия Карпаторусского, настоящего вождя русин, можно сравнить с деятельностью святого равноапостольного Николая Японского по просвещению японцев. Немало тому подтверждений имеется, но главное – Закарпатье тогда находилось в унии, в католичестве, а сегодня на этой земле десятки православных храмов, с этой земли вышло множество священства, и многие молодые люди идут учиться в православные духовные учебные заведения… Второй старец, архимандрит Иов, как и схиархимандрит Алексий, получил благословение на Святой Горе Афон, в Свято-Пантелеимоновом русском монастыре. Его там одарили частицей мощей святого великомученика Димитрия Солунского и направили в родное Закарпатье проповедовать слово Божие. И он основал мужской скит с афонским уставом в Городилове. Известно, что отец Иов переписывался с преподобным Силуаном (Афонским) – одним из самых чтимых Православной Церковью святых XX века.      Не могу не назвать еще одного батюшкиного учителя – схиархимандрита Боголепа (Церковника). Он был не только мудрым духовным наставником, но и врачевателем телесных недугов с помощью лекарственных трав. Отец Боголеп общался со святителем Лукой (Войно-Ясенецким), святитель Лука его очень уважал.

http://pravoslavie.ru/126993.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010