Мощи Д., согласно лат. описанию К-поля XII в. («Аноним Меркати»), хранились в ц. мч. Романа у Харисийских ворот (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси: Сб. М., 1996. С. 454. Примеч. 59). Позднее эти сведения подтверждают рус. паломники: Антоний, архиеп. Новгородский, видевший мощи Д. во время паломничества в К-поль (1200), местоположение ц. мч. Романа Антоний указывает «у Романовых ворот» (Книга Паломник. С. 27, 58, 74, 86), Стефан Новгородский (ок. 1350), Игнатий Смоленский (XIV в.), диак. Зосима (XV в.). Однако в паломнических свидетельствах есть нек-рые противоречия. Так, диак. Зосима и Аноним 1424-1434 гг. упоминают о существовании в К-поле церкви, посвященной Д. Однако в Синаксаре К-польской Церкви (кон. X в.) говорится только о ц. мч. Романа, а ц. Д. не упоминается (SynCP. Col. 45-46). По мнению Р. Жанена, сведения о существовании ц. Д. в К-поле являются ошибочными ( Janin. Églises et monastères. P. 85-86). Частицы мощей Д. хранятся также в мон-ре Панагии Турлиани на о-ве Миконос (Греция) ( Meinardus O. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 167). О. Н. А. . Книга пророка Даниила - единственная в канонической части ВЗ пророческая книга, относящаяся к жанру апокалиптической лит-ры (см. Апокалиптика ). Состоит из 2 основных частей: исторической (Дан 1-6), повествующей о жизни Д. (см. выше), и пророческой (Дан 7-12), в к-рой излагаются бывшие Д. видения об Иудее и о языческих царствах: от вавилонского плена до прихода Мессии или до утверждения на земле царства «святых Всевышнего». В традиции греч. переводов в книгу включены т. н. неканонические добавления: Молитва Азарии и Песнь 3 отроков (добавления к Дан 3), «Сусанна» (Дан 13) и «Вил и дракон» (Дан 14). Видение прор. Даниилу четырех царств. Фрагмент иконы «Арх. Михаил с деяниями ангелов». Кон. XIV в. (ГММК) Видение прор. Даниилу четырех царств. Фрагмент иконы «Арх. Михаил с деяниями ангелов». Кон. XIV в. (ГММК) Видения Д.

http://pravenc.ru/text/171183.html

Последние дни жизни святой провел в доме Епифания; отвечая на его вопросы, А. Ю. предсказал Епифанию, что тот станет К-польским Патриархом. Перед самой кончиной святой удалился в укромное место и, проведя ночь в молитве за весь мир, отошел ко Господу. Тело его чудесным образом исчезло, оставив лишь благоухание. Житие А. Ю. включает его беседы с Епифанием, наставления А. Ю. по различным вопросам богословия, космологии, физики, психологии, нравственности и др., а также пространное эсхатологическое рассуждение («Апокалипсис Андрея»), излагающее пророчества о судьбах Византии, о конце света и пришествии антихриста. Кроме того, житие содержит ок. 100 рассказов-зарисовок из жизни К-поля. Многие эпизоды жития получили распространение как отдельные тексты. В Византии память святого отмечалась 28 мая (в день его кончины). Древнейшие упоминания А. Ю. встречаются в Синаксарях диак. Маврикия XII в. ( Γεδεν. Εορτολγιον. Σ.108), Paris. Coislin. 223, 1301 г. (SynCP. Col. 713) и в Уставе мон-ря Гроттаферрата 1300 г. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 160). В визант. синаксарях память А. Ю. приводится без жития. В совр. календарях греч. Церквей память этого святого отсутствует. Рус. описания паломничеств в К-поль называют 2 мон-ря, посвященные А. Ю. По свидетельству анонимного хождения в Царьград (кон. XIII - нач. XIV в.), мон-рь во имя А. Ю., в к-ром хранился посох святого, находился севернее храма прмч. Андрея Критского , т. е. в зап. части города. Зосима, диак. Троице-Сергиева мон-ря, совершивший в 1419-1420 гг. паломничество в К-поль, упоминает мон-рь во имя А. Ю. недалеко от Св. Софии, где получали исцеление бесноватые. Почитание на Руси Житие А. Ю. получило широкое распространение в рус. письменности. В 60-х гг. XII в. сообщение жития о видении Богоматери А. Ю. послужило основой для установления св. блгв. кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским нового рус. праздника - Покрова Пресв. Богородицы (1 окт.). В дальнейшем рост значимости этого праздника обусловил интерес к личности А. Ю. РПЦ относит память А. Ю. ко 2 окт., приурочив ее к Покрову Богородицы. Память А. Ю. 28 мая стала известна на Руси только с появлением слав. перевода Стишного Пролога (без жития) (серб. список: ГИМ. Хлуд. 188, 1370 г.; рус. список: РГБ. Троиц. 715, 1429 г.), но она не получила широкого распространения.

http://pravenc.ru/text/115336.html

Реликвии были временно помещены в парекклисионе ц. ап. Андрея. 30 нояб. мраморные ковчеги с мощами И. З. и свт. Григория Богослова были установлены в патриаршей ц. вмч. Георгия в стамбульском р-не Фенер (Фанар). В память этого события был учрежден новый праздник - возвращение мощей святителей Григория Богослова и И. З., совпадающий с днем памяти ап. Андрея Первозванного (30 нояб.). 11 апр. 2007 г. кард. Римско-католической Церкви Стивен Фумио Гамао передал в дар архиеп. Хабаровскому и Приамурскому Марку частицу мощей И. З. из Ватикана. Ковчег с мощами хранится в Спасо-Преображенском кафедральном соборе, где будет оставаться до освящения храма Хабаровской ДС во имя свт. Иннокентия, митр. Московского. В связи с перенесением мощей И. З. из К-поля на Запад русские паломники - Стефан Новгородец (1348/9), анонимный паломник (нач. 90-х гг. XIV в.), Александр Дьяк (90-е гг. XIV в.) упоминали только о пустом гробе святителя, остававшемся объектом поклонения в к-польской ц. св. Апостолов ( Majeska. 1984. P. 43, 149, 161). В какой-то момент возникло представление, что внутри этого гроба все-таки находятся мощи: Игнатий Смольнянин пишет, что мощи И. З. лежали в ц. св. Апостолов запечатанными в ковчеге (Ibid. P. 95), а в редакторской приписке к тексту рус. анонимного паломника сообщается, что гроб с нетленными и благоухающими мощами И. З. находился в алтаре Св. Софии (Ibid. P. 135). В связи с этим Р. Жанен предположил, что в 90-х гг. XIV в. гробница И. З. могла быть перенесена в Св. Софию ( Janin. Églises et monastères. P. 45), где также хранился посох святителя, о чем упоминают рус. анонимный паломник и диак. Зосима (1419) ( Majeska. 1984. P. 133-135, 183). Представление о том, что мощи И. З. остались в К-поле, также отразилось в предложении султана Баязида II франц. кор. Карлу VIII передать ему «целое тело» святителя (1489). Хотя, согласно зап. традиции, глава И. З. была увезена крестоносцами в аббатство Клерво (впосл. в сер. XIII в. помещена аббатом Стефаном из Лексингтона в капелле коллегии св. Бернарда в Париже и утрачена в годы Французской революции - Riant. 1877. T. 2. P. 196-197), посетившие К-поль путешественники упоминают об этой реликвии. Из сообщений несторианина Раббана Саумы (кон. XIII в.), Стефана Новгородца, анонимного арм. путешественника (кон. XIV - нач. XV в.) и рус. диак. Зосимы (1419) известно, что глава И. З. хранилась в жен. мон-ре Пресв. Богородицы, отождествляемом исследователями с мон-рем Пресв. Богородицы «тон Патрикиас» ( Majeska. 1984. P. 374-375).

http://pravenc.ru/text/541598.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗОСИМА (кон. XIV - 1-я пол. XV в.), диак. Троице-Сергиева монастыря, автор повествования о паломничестве в К-поль (Царьград), на Афон и в Иерусалим, совершенном в 1419-1422 гг. («Книга, глаголемая Ксенос, сиречь Странник, списанный Зосимом диаконом о русском пути до Царяграда и от Царяграда до Иерусалима»). З. отправился в паломничество весной 1419 г. Автор подробно описал свой маршрут: через Киев до «Белагорода» (ныне Белгород-Днестровский), оттуда в К-поль. Покинув К-поль в кон. янв. 1420 г., З. побывал на Афоне, прибыл в Иерусалим в канун Пасхи 1420 г. Троицкий инок был свидетелем схождения благодатного огня, принял участие в пасхальном богослужении у Гроба Господня. По традиции З. подробно описал Иерусалим: указал географическое положение города, перечислил храмы, значительную часть рассказа посвятил описанию ц. Воскресения, тщательно зафиксировал расценки, установленные для христиан, посещающих иерусалимские святыни. Из Иерусалима З. совершил поездку в Гефсиманию, поднимался на Елеонскую гору и на Сион, посетил Вифанию, Иерихон, Мёртвое м., Вифлеем. Автор не только точно описывал увиденные святыни, но и рассказывал о трудностях передвижения по Св. земле, о нападении «злых арабов», о полученном ранении. В Иерусалиме З. оставался до 1421 г. Его обратный путь на Русь лежал через К-поль, где он прожил зиму. З. был последним рус. паломником, посетившим и описавшим К-поль перед падением города под ударами тур. войск. Внимание З. привлекли святыни и архитектурные достопримечательности визант. столицы (собор Св. Софии, мон-рь св. Лазаря, ипподром, конная статуя имп. Юстиниана, место захоронения царевны Анны († 1417), дочери вел. кн. Василия I Димитриевича и жены Иоанна VIII Палеолога ). Заинтересовала паломника и экономическая сторона жизни К-поля: он рассказал о городском рынке («торжище»), о маяке на Чёрном м., о добыче мрамора на одном из о-вов Мраморного м. Завершая рассказ о К-поле, З. вспомнил свое 1-е посещение визант. столицы в 1414 г. в составе посольства, сопровождавшего вел. кнж. Анну Васильевну, помолвленную с наследником визант. престола Иоанном (об этой поездке также сообщают Софийская I и Никоновская летописи). Опираясь на это сообщение, а также учитывая покровительство, оказанное З. Иерусалимским патриархом Феофилом II в путешествиях рус. паломника по Палестине (одну из таких поездок, как следует из рассказа З., он совершил вместе с патриархом и его свитой), нек-рые исследователи высказывали мнение, что З. не был простым паломником, но выполнял дипломатическую миссию, хотя прямых указаний на это в «Ксеносе» нет. Дж. Маджеска предположил, что З. происходил из знатной семьи, учитывая, что в Иерусалиме на Пасху он принимал участие в праздничной трапезе патриарха Феофила и был способен оплатить дальнее морское путешествие. Паломничество З. завершилось в мае 1422 г., когда он вернулся в Москву.

http://pravenc.ru/text/200031.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОДОР И РОДОПИАН [греч. Διδωρος κα Ροδοπιανς] (кон. III - нач. IV в.), мученики (пам. 29 апр., пам. зап. 3 мая). Свящ. Д. и диак. Р., члены христ. общины г. Афродисиада в обл. Кария (юго-запад совр. Турции), пострадали в нач. IV в. во время гонений имп. Диоклетиана от рук язычников-сограждан, подвергших святых издевательствам на агоре, а затем побивших их камнями. Сведения о жизни и кончине Д. и Р. содержатся в Римском и Сирийском Мартирологах IV в., в Синаксаре К-польской ц., а также в лат. Мученичестве, опубликованном составителем каталога лат. рукописей б-ки г. Руан А. Понселе в 1904 г. по единственной рукописи Руанской б-ки (пергамен, между 976 и 1025, листы 054-054v), содержащей и др. лат. Мученичества. Исследователи считают, что лат. Мученичество является переводом утраченных греч. мученических актов, о чем свидетельствуют расхождения между ним и др. источниками относительно времени кончины Д. и Р. (при имп. Деции - по Мученичеству или при имп. Диоклетиане - по Синаксарю К-польской ц.), а также правильного написания имени святого (Диодор или Диодорит; имя Диодор в отношении др. лиц зафиксировано в ряде более поздних надписей в Афродисиаде, надписи 492 и 499 (Monuments from Lycaonia. Manchester, 1962). Также разнится информация относительно дня памяти святых (3 мая в Римском Мартирологе, 29 апр. в Синаксаре К-польской ц., 30 апр. в Сирийском Мартирологе). Издатель текста считает, что наиболее вероятной датой является 30 апр. Ист.: ActaSS. Mai. T. 3. P. 382; MartRom. P. 169-170; Poncelet A. Catalogus codicum hagiographicorum latinorum bibliothecae publicae Rotomagensis: Appendix V: Passio SS Diodori et Rodopiani//AnBoll. 1904. T. 23. P. 129-275; SynCP. Col. 638-639. Лит.: BHL, N 2163b; Л. В. Луховицкий, Т. А. Артюхова Рубрики: Ключевые слова: ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.) КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.) НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля)

http://pravenc.ru/text/178285.html

Грамота эта подтверждена и следующими царями – Алексеем с сыновьями, о чем приведем в своем месте. Из произведенного вновь, впрочем, не ранее как в царствование Алексея, описания писцами Юрьегорского монастыря, видно, что братства в нем более чем на половину уменьшилось. «Монастырь Юрьева Гора, – читаем в этом описании, – новая Демьянова пустыня, подле Каргопольского рубежа. А в ней церковь во имя Живоначальные Троицы, другой храм Введение Пречистые Богородицы, третей храм (т. е. отдельный придел) Зосима и Савватия Соловецких чудотворцов. А на монастыре пять келей братских; а в них четырнадцать человек братов, а слуг и детенышей у них нет. Да им же дано к монастырю в пашню блаженные памяти великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Русии жалованной грамоте, за приписью дьяка Максима Матюшкина, 145 (1637) году, Водлозерского погоста две деревни... 33 . II. Строитель старец Пахомий, в 1657 г. При нем подтверждена вышеприведенная царская грамота 1637 г. царем Алексеем в 1657 году: «Лета 7165, июля в 25 день Великий Государь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец сее, отца своего Государева, блаженные памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Михайла Федоровича всея Русии Самодержца грамоты слушав, Новгородского уезду, Живоначальные Троицы, Юрьевы горы, Демьяновы пустыни Строителя старца Пахомия з братьею и хто по нем в том монастыре иные строители и братья впредь будут, пожаловал, велел им грамоту подписать на свое Государево Царство и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца – имя, и о всем велел делать по тому, как в сей грамоте указано». – «Диак Ефим Юрьев» 34 . III. Строитель старец Тихон, 1677 г. При нем подтверждена таже грамота царем Феодором в 1677 г.: «Лета 7185-го, февраля в 5 день, великий Государь, Царь и Великий Князь Федор Алексеевич всеа Великия и Малыя и Белыя России Самодержец сее жаловальные грамоты деда своего Государева, блаженные памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Михайла Федоровича всеа Русии Самодержца слушав, пожаловал, Новгороцкого уезду, Живоначальные Троицы, Юрьевы горы, Демьяновы пустыни строителя старца Тихона з братьею велел на ней подписать свое – Великого Государя повеление, что быть ей впредь во всем против того ж как пожаловал дед его Государев, блаженные намети Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Федорович всеа Росии Самодержец и отец ево, Государев, блаженные памети Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всеа Великия и Малыя и Белыя России Самодержец, без нарушения, опричь тех статей, которые в сей грамоте написаны, противны ево, Великого Государя указу и соборному уложенью, и тем статьям быть во всем по ево, Великого Государя указу и по соборному уложенью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В годы епископского служения И. Арелат оставался важнейшим городом Галлии. В нач. IV в. там располагалась резиденция имп. Константина I Великого , его сыновей Константина II и Констанция II и монетный двор; в 395 г. из г. Треверы (ныне Трир, Германия) в Арелат была перенесена резиденция префекта Галлии - высшего имперского гражданского сановника, чья власть распространялась на Галлию, Испанию и Британию. В 418 г. имп. Гонорий постановил проводить в Арелате ежегодное собрание представителей городских общин Вьеннской пров. Рост политического значения города привел к повышению авторитета епископской кафедры. До 398 г. Арелатский епископ подчинялся митрополиту г. Вьенна, однако на Тавринском (Туринском) Соборе, проходившем под рук. еп. Симплициана Медиоланского, предстоятель Арелата получил права митрополита в юж. части Вьеннской пров., к-рая т. о. делилась на 2 митрополичьих округа (Les Conciles gaulois du IVe siècle/Éd. J. Gaudemet. P., 1977. P. 138-140). В 417 г. Римский папа Зосима предоставил Арелатскому еп. Патроклу права митрополита во всей Вьеннской и в обеих Нарбонских провинциях, а также исключительное право выдавать рекомендательные письма галльским клирикам, направлявшимся в Рим или в др. места за пределами Галлии ( Zosimus, papa. Ep. 1//PL. 20. Col. 642-646). Это решение было опротестовано нек-рыми галльскими епископами, в т. ч. еп. Иларием Нарбонским. Преемник Зосимы папа Бонифаций I восстановил Нарбонскую митрополию в пределах Первой Нарбонской пров.; вероятно, независимость сохраняла и митрополия Вьенны. Ввиду особого положения Арелатского епископа в системе церковной иерархии Галлии И. часто вступал в контакты с высшими гражданскими сановниками. Во время проповеди в базилике Констанция он обличил префекта Галлии, отвергшего «увещание ради его собственного спасения». Возможно, речь шла об Авксилиарии (префект в 438-439), благочестивом муже, к-рый поддерживал отношения с И. и со свт. Германом Автиссиодурским ( Honoratus Massiliensis. Vita Hilarii. 14, 22; Const. Lugd. Vit. Germ. 23). Однако скорее всего И. обличал Альбина (префект в 440), амбициозного человека, к-рый конфликтовал с патрицием Аэцием. Для их примирения имп. Валентиниан III послал в Галлию рим. диак. Льва (впосл. папа Лев I Великий). Об имени префекта и о его проступках, вызвавших недовольство епископа, вероятно, намеренно не сообщалось, лишь указывалось, что речь шла «о деле справедливости».

http://pravenc.ru/text/389093.html

Фабула апокрифических Мученичеств такая же: К. и И. принимают мученическую кончину от игемона Александра, но 3-летний К. действует и говорит, как взрослый. Святые остаются невредимыми после неимоверных мучений, воскресают и творят чудеса. В темнице К. является сатана. Впосл. ему удается «войти в сердце Иулитты» и поколебать ее решимость быть стойкой в вере при виде кипящего котла, но благодаря Кирику она преодолевает искушение. В нек-рые версии (греческую, сирийскую, арабскую, коптскую, но не в латинскую) включена т. н. молитва К. (скорее апокалиптические видения города-болота, Вавилона, железных порога и ворот), созданная, по мнению большинства исследователей, под влиянием гностицизма, а согласно Х. Грессману, она имеет иудейское происхождение. А. Дильман, Х. Штокс и Грессман считали, что молитва К. связана с «Песней жемчужины» из «Деяний ап. Фомы». В новейшем исследовании на эту тему А. Мастрочинкве высказывает предположение, что источником и молитвы К., и «Песни жемчужины» является Апокалипсис ( Mastrocinque A. From Jewish Magic to Gnosticism. Tüb., 2005). Почитание К. и И. в Византии и на Руси О раннем почитании К. на Св. земле известно благодаря каменной плите V в. из Антипатриды с надписью: «Святой великомученик Кирик» и посвященной этому святому церкви в Фасилаиде близ Иерихона, к-рая упомянута в «Луге духовном» Иоанна Мосха (PG. 87c. Col. 2949). Мон-рь во имя К. существовал в К-поле и упоминается в документах 536 и 787 гг. ( Janin. Églises et monastères. P. 293). Антоний Новгородец в 1200 г. писал, что мощи К. и И. хранились в К-поле «за Пятерицей», т. е. в квартале Петрий (Книга Паломник. С. 31). Рус. паломник диак. Зосима (1419) упоминает находившийся в Св. Софии «гроб Кирика трехлетнаго» ( Majeska G. P. Russian Travelers to Constantinople in the 14th and 15th Cent. Wash., 1984. P. 183). Мц. Иулитта. Роспись наоса ц. Вознесения мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг. Мц. Иулитта. Роспись наоса ц. Вознесения мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг. Значительное число частей мощей К.

http://pravenc.ru/text/1840247.html

Basil the Great//StPatr. 2001. Vol. 37. P. 146-159; Корогодина С. В. «Правила святых отец по заповеди святого и великого Василия»: история текста//Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность. СПб., 2001. Вып. 4. С. 152-180; Sotiropoulos Ch. Introd., texte crit., trad. fr. et grecque//La Mystagogie de St. Maxime le Confesseur. Athènes, 2001; Παπαδπουλος Σ. Γ. Η ΖΩΗ ΕΝΟΣ ΜΕΓΑΛΟΥ (Βασλειος Καισαρεας). Αθναι, 20028; Ιερθεος (Βλχος), μητρ. Ο συχαστικς μοναχισμς το Μ. Βασιλεου// idem. Ο ρθδοξος μοναχισμς ς προφητικ, ποστολικ κα μαρτυρικ ζω. Ι. Μ. Γενεθλου τς Θεοτκου, 2002. Σ. 359-400. Почитание Мощи По смерти тело В. В. было положено в гробнице отцов ( Greg. Nazianz. Or. 43. 80. 5), среди останков его предшественников по Кесарийской кафедре и мощей честных мучеников ( Bernardi. 1992. Р. 302. Not. 1). Гробница В. В. была местом поклонения как православных, так и завоевавших впосл. М. Азию мусульман, к-рые почитали его шейхом (св. старцем). Мн. древние храмы в Каппадокии были посвящены В. В.: церковь близ Синасоса (совр. Мустафапаша) (VIII-IX вв.), часовня Эль-Назар и ц. Токалы-килисе в Гёреме (Х в.) и др. По зап. преданию, честная глава В. В. находится на о-ве Сардиния. Она хранится в ц. св. Франческо, в г. Ористано, в драгоценном реликварии (дар имп. Феодосия I Великого). Появление этой реликвии в зап. пределах Римской империи относится к IV в. ( Lipinsky. 1983. Р. 921-931). Согласно правосл. традиции, честная глава В. В. находится в Великой Лавре (Афон). Она была подарена визант. имп. Никифором II Фокой , о чем говорится в хрисовуле 964 г. (Actes de Lavra. P., 1970. P. 105). По др. источникам, глава В. В. находилась в К-поле. Рус. паломники Стефан Новгородец (1348-1349), дьяк Александр (кон. XIV в.) и диак. Зосима (1419-1420) видели главу В. В. в мон-ре Панахранту ( Majeska. 37, 161, 183). В рус. анонимном «Хожении» в Царьград (кон. XIII - нач. XIV в.) говорится, что глава В. В. находилась в к-польском мон-ре св. Василия ( Majeska. С. 139), основанном после 976 г. Василием Нофом ( Janin. Églises et monastères. P. 59). Однако Антоний Новгородец (1200) упоминает только о хранящейся в этом мон-ре епитрахили В. В. (Книга Паломник. С. 30). В 1208 г. глава святого была увезена кард. Петром Капуанским в Амальфи. В 1099 г. во время 1-го крестового похода основная часть мощей В. В. была перенесена из Кесарии во Фландрию и положена в храме св. Василия в г. Брюгге (совр. Бельгия). Это событие связывают с именами фландрского гр. Роберта II и его племянника Дитриха Эльзасского. В 1463 г. мощи В. В. были перенесены в кафедральную ц. св. Донатиана, а в 1834 г.- в собор Спасителя (ActaSS. Iun. T. 7. P. 929-933). В 1897 г. часть мощей В. В. была возвращена в ц. св. Василия.

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРОНИК (Трубачёв Александр Сергеевич; 7.11.1952, Москва - 5 апр. 2021, Сергиев Посад, Моск. обл.), игум. Отец - диак. Сергий Трубачёв , церковный композитор, оба деда - священники: сщмч. прот. Зосима Трубачёв († 26 февр. 1938), свящ. Павел Флоренский († 8 дек. 1937). В 1975 г. А. С. Трубачёв окончил МГИАИ, защитив дипломную работу по кафедре архивоведения: «Комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры (1918-1925): Обзор архивных материалов». В 1980 г. окончил МДС, в 1984 г.- МДА со степенью канд. богословия за соч. по кафедре основного богословия «Теодицея и антроподицея в творчестве священника Павла Флоренского» (Томск, 1998). В 1976-1990 гг. работал в Издательском отделе Московской Патриархии: редактор отделов «ЖМП» - «Проповедь», «Богословский отдел»; издания т. 2 и 3 «Настольной книги священнослужителя - Месяцеслов. Сентябрь-август» (М., 1978-1979); редактор (1978-1983) и руководитель (1983-1990) издания «Минея. Сентябрь-август» (М., 1978-1989). В 1984-1990 гг. и с 1993 г. преподаватель московских духовных школ (с 1990 доцент). А. преподавал в МДС нравственное богословие, Свящ. Писание НЗ, патрологию; в МДА - пастырское богословие, Свящ. Писание НЗ. Духовные наставники А.- архиеп. Сергий (Голубцов) , архим. Кирилл (Павлов) . В 1980 г. А. поступил в братство Троице-Сергиевой лавры. В 1981 г. принял монашество с именем А. в честь прп. Андроника Московского , рукоположен во иеродиакона. В 1982 г. рукоположен во иеромонаха, с 1986 г. игумен, в 1988 г. награжден крестом с украшениями. В 1990-1993 гг. наместник возрожденного в дек. 1989 г. Валаамского мон-ря . С 1993 г. А. состоит в братстве ТСЛ. С 1989 г. секретарь синодальной Богослужебной комиссии . Автор служб преподобным Андронику Московскому, Максиму Греку , Пимену Московскому, Угрешскому, ряда тропарей и кондаков; проекта Службы Господу Богу нашему, в Троице славимому, в память 1000-летия Крещения Руси (Чинопоследования праздника Крещения Руси. М., 1988). А.- директор Центра изучения, охраны и реставрации наследия свящ. Павла Флоренского (с 1993), основатель и директор Музея свящ. Павла Флоренского (с 1997, в Москве). Научные интересы: агиология (статьи в ЖМП и БТ, составление списков «Покров Пресвятой Богородицы над Россией» и «Святая Русь» в кн.: Макарий . История РЦ. Т. 1-9, многочисленные статьи в ПЭ), издание трудов свящ. Павла Флоренского и изучение его биографии.

http://pravenc.ru/text/115402.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010