Аще бо епископу со своим митрополитом прящуся, годствует судитися пред патриархом Константинопольским, по 9 правилу 4 собора вселенскаго, сице глаголющу: ащв же кий епископ или клирик со митрополитом прется, да пред Константиноапльским патриархом судится, – больми паче митрополитом, со своим патриярхом прю имущим и того низложити хотящим, пред Константинопольским патриерхом судитися и от того на низвержение своего патриарха суда и изречения праведнаго просити подобает. Но речет кто: яко иеромонах Матвей Властарь глаголет: «имя без вещи не бывает; убо кто остави епископство сей несть епископ, последовательно же ниже архиерей». На сие глаголание Матвеево сице отвещаю: яко ино есть епископство и ино же архиерейство. 1. Яко всяк епископ есть архиерей, но не всяк Архиерей есть епископ; архиепископ бо есть архиерей, но несть епископ, архиепископг бо есть; митрополит есть архиерей, но несть епископ, митрополит бо есть; патриарх есть архиерей, но несть епископ, патриарх бо есть: убо ино есть епископство, ино же архиерейство. 2. Яко власть епископская налацается: меньшая бо есть власть епископская, той бо точию иереи подчиняются; большая есть власть архиепископская и метрополитская, той бо не точию иереи, но и сами епископы подчиняются; величайшая есть власть патриаршеская, той бо не точию иереи и епископы, но и сами митрополиты подчиняются. Архиерейство же не налацается: вси бо архиереи по архиерейству суть равны; таков бо епископ есть архиерей, яко в архиепископ есть архиерей, и таков архиепископ есть архиерей, яко в патриарх есть архиерей. 3. Яко вещь и дело есть сугубое архиерейское: первое есть – еже запрещати, от общения отлучати, низлагати и паству себе врученную паствовати, и сие дело от епископа, яко от епископа, действуется; второе дело есть еже священнодействовати, диаконы хиротонисовати и иереи поставляти и сие дело от епископа, яко от архиерея действуется: убо понеже ино есть епископство ино же архиерейство, может архиерей епископство убо и его дело первое оставити, ярхиерейство же держати и второе дело архиерейское действовати.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

– Что епископ, быв дан один на всю страну (о чем выше там же), постоянно оставался один и во все последующее время до самого учреждения Св. Саввой архиепископии, об этом необходимо заключать из показаний, которые читаются в Неманином житии Степана Первовенчанного. 1) Рассказывая о намерении отца истребить в своей земле ересь патаренскую, он пишет, что последний, когда случайным образом узнал о существовании ереси, «ни мало закоснивь скоро призва своего архиерея, Евфимия глаголема, и чернцы сь игумены своими и честные иереи, старцы же и вельможи своя от мала и до велика ихь» (в Памяти.. Шафар. стр. 6, § VI); 2) говоря о пострижении Немани в монашество, он пишет: «призва (Неманя) подружие свое и сыны своя и архиерея своего, Калинина рекомаго, и приставники деломь и князи земля своея, воеводы и воины» (ibid., стр. 12, § X); 3) говоря о собственной встрече креста, присланного ему (Стефану Первовенчан.) с Афона Св. Саввой на благословение, он пишет, что вышел встречать его «с архиереом своим и с иереи и с честными чернцы и совсем клиросом» (ibid. стр. 16): во всех трех случаях ясно дается разуметь (и по важности всех трех и необходимо было бы подразумевать), что во все три раза собираемы были полные церковные соборы земли, но епископ каждый раз только один [В рассказе Стесана Первовенч. о встрече им мощей Немани, принесенных в Сербию с Афона Св. Саввой, по изданному тексту читается: «и абие сь поспешениемь совокупль архиереи своя и иереи и чернцы изыдохъ» и np. ibid cmp. 20); но о том же самом у иером. Дометиана: «и усердно срете святаго вселюбезный сын его с всеосвященным архиереомь и сь священными иереи и сь диаконы» и пр. (по изд. Даничича стр. 102 fin.). Сам Дометиан в одном месте своего Жития также говорит об архиереях во множ, числе (ibid. стр. 31); но очевидно, что в этом ораторском месте (оно содержит общую похвалу Немане, как устроителю сербской церкви) он просто увлекается ораторской вольностью свою похвалу Дометиан списывает с похвального слова Св. Владимиру нашего митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Иереи по старшинству целуют Крест и руку архиерея; после них – священник, совершавший проскомидию. Архиерей вновь целует Крест и полагает на блюдо. Священник, приняв Крест и поцеловав руку архиерея, становится на свое место и затем, поклонившись со всеми прочими на благословение архиерея, идет со Святым Крестом к царским вратам и северною дверью проходит в алтарь, где полагает Святой Крест на престол. За священником с Крестом идет свещеносец, за ним – протодиакон, оборачиваясь для каждого идущего архиерея (если несколько). За архиереем идут иереи попарно (старшие впереди). Свещеносец становится на солее, у иконы Божией Матери, архиерей – на орлеце у амвона; сзади него – по два в ряд иереи, протодиакон – с правой стороны возле архиерея, предварительно отдав иподиакону трикирий с кадилом. Иподиакон со вторым диаконом уходит в алтарь. Протодиакон: “Благослови, Владыко.” Архиерей: “Благословен Бог наш…” Протодиакон, по обычаю, читает входные молитвы. Когда протодиакон начинает читать: “Милосердия двери…,” архиерей отдает жезлоносцу посох и восходит на амвон. Он поклоняется и целует иконы при чтении протодиаконом тропарей: “Пречистому Твоему образу…” “Милосердия сущи…” и храма. Затем, преклонив голову пред царскими вратами, читает молитву: “Господи, ниспосли руку Твою…” Протодиакон же, по обычаю, читает: “Боже, ослаби, остави…” Надев клобук и, приняв посох, архиерей с амвона благословляет всех, предстоящих на три стороны, при пении: “Тон дэспотин кэ архиереа имон, Кирие, филаттэ” (единожды), “Ис полла эти дэспота” (трижды) (“Господина и архиерея нашего, Господи, сохрани на многая лета”) и идёт на середину храма, на кафедру (облачальное место). Туда же, переходят иереи. Став в два ряда и совершив однократное поклонение к алтарю, они принимают благословение от архиерея и уходят северными и южными дверями в алтарь облачаться. Облачение архиерея . Когда архиерей идет с амвона к месту облачения, из алтаря выходят иподиаконы и другие прислуживающие, в стихарях, с блюдом, покрытым воздухом, и с блюдом с архиерейскими одеждами, а также первый и второй диаконы с кадильницами. Оба диакона становятся ниже амвона, против архиерея. Книгодержец принимает от архиерея на блюдо клобук, панагию, четки, мантию, рясу и уносит это в алтарь. Перед архиереем становится иподиакон с архиерейским облачением. Протодиакон с первым диаконом, сотворив поклон перед царскими вратами, возглашает: “Благослови, Преосвященнейший Владыко, кадило.” По благословении первый диакон говорит: “Господу помолимся,” протодиакон же читает: “Да возрадуется душа твоя о Господе; облесе бо тя в ризу спасения и одеждею веселия одея тя, яко жениху возложи ти венец и яко невесту украси тя красотою.” Иподиаконы, по благословении архиереем каждой одежды, надевают на него сначала стихарь (подсаккосник), затем и другие одежды, по порядку, причём диакон каждый раз произносит: “Господу помолимся,” а протодиакон – соответствующий стих. Певчие поют: “ Да возрадуется…” или другие положенные песнопения.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

На возгласе мирной ектении иподиаконы крестятся, вместе со ставленником кланяются Архиерею и идут к кафедре. Протодиакон читает: «Умыю в неповинных…», а Архиерей омывает руки. Иподиаконы подают Архиерею полотенце, а тот вытирает руки. Иподиаконы возлагают полотенце на плечи ставленника. Архиерей благословляет двумя руками. Протодиакон и 2й иподиакон целуют руки Архиерея. Архиерей второй раз благословляет двумя руками. 1й иподиакон и ставленник целуют руки Архиерея. Ставленник и два иподиакона поворачиваются и идут на солею. На солее иподиаконы крестятся, вместе со ставленником поворачиваются и кланяются Архиерею. Иподиаконы и ставленник уходят в алтарь (ставленник северными дверями). На ектении об оглашенных иподиаконы выводят ставленника с омовением к Царским вратам. После того, как Архиерей омоет руки, они возвращаются назад в алтарь. Особых указаний для ставленника нет. Есть традиция, по которой ставленник в диаконы стоит на Литургии с омовением на солее, справа, у второй иконы в ряду иконостаса. После омовения рук Архиерея на Херувимской песни ставленник уходит с омовением в алтарь. Если на Литургии Архиерей совершает две хиротонии, то ставленник в диаконы должен наблюдать за иерейской хиротонией, ибо диаконская хиротония совершается по тому же порядку. После слов диакона: «…приносящих Святыя Дары Сия Господеви Богу Нашему» два иподиакона и ставленник (посередине) становятся на горнем месте, лицом к востоку. Все они три раза крестятся и кланяются поясными поклонами, затем кланяются Архиерею, исходят боковыми дверьми (ставленник северными) на солею, спускаются с нее и становятся перед амвоном, лицом к алтарю. После возгласа Архиерея: «И да будут милости..». начинается чин хиротонии во диакона. По своей структуре оно аналогично хиротонии во иерея. Отличия лишь в том, что ставленника в диаконы вокруг престола водит протодиакон, он же возглашает: «Вонмем», и он же вместе с 1м диаконом читает ектению во время чтения молитв Архиереем. Ставленник в диаконы становится на правое колено у престола (в отличие от ставленника в иереи, который встает на оба колена).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

по возгласе: «Яко благ»). Когда же певцы поют: «Слава Отцу, и Сыну, и Св. Духу», тогда первый архимандрит или иерей дает протодиакону свят. Евангелие, и архиерей встает (аще же есть проручество архимандрита, или игумена, или протопресвитера, тогда архиерей не встает, дóндеже над проручествующим начисть молитву глаголати). И выходят из алтаря (Чиновн,, там же) – прежде всего держащий пастырский жезл и примикирий с лампадою (Чиновн., лит. св. Иоан. Злат., по облачении архиерея и лит. прежд. Даров, см. о Входе), затем чтецы с двема подсвечникома, иподиаконы с трикирием и дикирием, диаконы, держаще тремя персты орарий, инии же диаконы с кадильницами (Чиновн., см. лит. прежд. Даров – о Входе с Евангелием и лит. св. Иоан. Злат., по возгласе: «Яко благ»). Обыкновенно, они обходят облачальное место и становятся, обратясь лицом к архиерею. Протодиакон несет святое Евангелие благоговейно обеими руками. Засим иереи, протопресвитеры, игумены, архимандриты. Придя к архиерею, те и другие становятся по правой и левой стороне и преклоняют все главы свои, равно и архиерей. Протодиакон глаголет тихим гласом, елико слышати точию архиерею: «Господу помолимся». И архиерей глаголет молитву Входа тихим гласом. По прочтении молитвы архиерей поднимает голову, и Протодиакон, держа орарий правою рукою, показывает на восток, говоря тихо: «Благослови, преосвященнейший Владыко, Святый Вход», архиерей благословляет единою рукою па восток, говоря: «Благословен Вход святых Твоих, всегда, ныне, и присно, и во веки веков». Потом архиерей сходит на край степене рундука (т. е. на ступени облачального места) и целует священное Евангелие. Протодиакон же целует руку архиерея, придерживающуюся святому Евангелию и, обратившись к востоку, воздвигает святое Евангелие, мало крествуя и говоря: «Премудрость, прости». Затем архиерей берет принесенные диаконами трикирий в правую руку, а дикирий – в левую. И когда диаконы поцелуют руки его, он вместе с архимандритами, иереями и диаконами поет: «Приидите, поклонимся».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

После возгласа Архиерея: “И да будут милости…” начинается чин хиротонии во диакона. По своей структуре оно аналогично хиротонии во иерея. Отличия лишь в том, что ставленника в диаконы вокруг престола водит протодиакон, он же возглашает: “Вонмем”, и он же вместе с 1м диаконом читает ектению во время чтения молитв Архиереем. Ставленник в диаконы становится на правое колено у престола (в отличие от ставленника в иереи, который встает на оба колена). Архиерей с возглашением: “Аксиос” возлагает на ставленника во диаконы орарь и поручи, а в руки ему вручает рипиду. После окончания рукоположения протодиакон отводит новопоставленного к северной стороне престола, и там ставленник веет рипидой крестообразно над Святыми Дарами. Во время пения: “Отче наш…” Архиерей подходит к ставленнику и принимает у него рипиду. Ставленник берет в правую руку орарь, (лента проходит над указательным и средним пальцами и под безымянным пальцем и мизинцем), крестится, целует рипиду и руку Архиерея, крестится, целует престол, крестится и кланяется Архиерею, который его благословляет. Затем ставленник отходит вглубь алтаря и перевязывается орарем по иподиаконской схеме. Причащается ставленник вторым после протодиакона. Новопоставленный диакон, как и прочие диаконы, не запивает после причастия, так как после окончания Литургии он участвует в потреблении Святых Даров. По церковному чину ставленник произносит ектению: “Прости приимше…”. Обычно ставленника при выходе на эту ектению сопровождает протодиакон. Ектения на хиротонии – Миром Господу помолимся. – О свышнем мире… – О мире всего мира… – О архиерее нашем, (Высоко) Преосвященнейшем (поминается Архиерей, совершающий хиротонию), священстве, защищении, пребывании, мире, здравии, спасении его и деле рук его Господу помолимся. – О рабе Божием (имя рек), ныне пророчествуемом пресвитере (диаконе), и спасении его Господу помолимся. – Яко да Человеколюбец Бог нескверно и непорочно ему священство (диаконство) дарует, Господу помолимся. – О Великом Господине…

http://azbyka.ru/prisyaga-svyashhennika-...

Архиерей, прочитав молитву «Никтоже достоин...» (во время этой молитвы иереи снимают свои митры, камилавки, скуфии; архиереи же в митре), идет к царским вратам, произносит молитву над водой, благословляет воду и умывает руки. После умовения иподиаконы и пономарь целуют руку архиерея и вместе со свещеносцем и посошником идут в алтарь. Архиерей становится пред престолом, протодиакон и диакон возлагают на него малый омофор, архиерей молится (три поклона) и с воздеянием рук читает трижды «Иже Херувимы...» Протодиакон снимает с архиерея митру и полагает ее на блюдо поверх лежащего на нем большого омофора. Архиерей, поцеловав святой антиминс и престол и благословив сослужáщих, отходит к жертвеннику; первый диакон подает ему кадило. Архиерей кадит жертвенник, отдает кадило диакону и возлагает на левое его плечо воздух. Диакон отходит от архиерея, кадит царские врата, местные иконы, клиросы и народ. После архиерея иереи подходят попарно к престолу спереди, делают два поклона, целуют антиминс и престол, делают еще один поклон, затем кланяются друг другу со словами: «Протоиерейство (или: священство) твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем...» и отходят к жертвеннику. Архиерей в это время творит поминовение на просфорах у жертвенника. Иереи по старшинству, протодиакон, диаконы, иподиаконы подходят к архиерею с правой стороны, говоря: «Помяни мя, Преосвященнейший Владыко, иерея, диакона, иподиакона (имя рек)», и целует его в правое плечо; то же самое делает диакон, совершавший каждение. Помянув о здравии, архиерей берет заупокойную просфору и поминает усопших. По окончании архиерейской проскомидии иподиаконы снимают с архиерея омофор. Один из иереев подает архиерею звездицу, которую, облагоухав фимиамом, архиерей ставит на дискос, затем иерей подает покровец, которым покрывается дискос. Протодиакон, став на правое колено, говорит: «Возми, Преосвященнейший Владыко». Архиерей берет обеими руками дискос, целует его, дает целовать дискос и руку свою протодиакону и, поставляя при челе протодиакона дискос (протодиакон приемлет его обеими руками), произносит: «В мире возмите руки ваша во святая...» Протодиакон отходит.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

    Великий вход. Окончив ектению, диакон идет в алтарь, молится к востоку и кланяется архиерею. Один из младших священников левого ряда отходит к жертвеннику, снимает воздух с сосудов и полагает его на правом углу жертвенника; снимает с дискоса покров и звездицу и отлагает в сторону; перед дискосом полагает просфоры на блюдо и малое копие.    Иподиаконы с сосудом и водою и лаханью и пономарь с полотенцем на плечах выходят к царским вратам для умовения рук архиерея.    Архиерей, прочитав молитву «Никтоже достоин...» (во время этой молитвы иереи снимают свои митры, камилавки, скуфии; архиереи же в митре), идет к царским вратам, произносит молитву над водой, благословляет воду и умывает руки. После умовения иподиаконы и пономарь целуют руку архиерея и вместе со свещеносцем и посошником идут в алтарь. Архиерей становится пред престолом, протодиакон и диакон возлагают на него малый омофор, архиерей молится (три поклона) и с воздеянием рук читает трижды «Иже Херувимы...» Протодиакон снимает с архиерея митру и полагает ее на блюдо поверх лежащего на нем большого омофора. Архиерей, поцеловав святой антиминс и престол и благословив сослужащих, отходит к жертвеннику; первый диакон подает ему кадило. Архиерей кадит жертвенник, отдает кадило диакону и возлагает на левое его плечо воздух.    Диакон отходит от архиерея, кадит царские врата, местные иконы, клиросы и народ.    После архиерея иереи подходят попарно к престолу спереди, делают два поклона, целуют антиминс и престол, делают еще один поклон, затем кланяются друг другу со словами: «Протоиерейство (или: священство) твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем...» и отходят к жертвеннику. Архиерей в это время творит поминовение на просфорах у жертвенника. Иереи по старшинству, протодиакон, диаконы, иподиаконы подходят к архиерею с правой стороны, говоря: «Помяни мя, Преосвященнейший Владыко, иерея, диакона, иподиакона (имя рек)», и целует его в правое плечо; то же самое делает диакон, совершавший каждение.    Помянув о здравии, архиерей берет заупокойную просфору и поминает усопших.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Архиерей, поцеловав антиминс и престол и благословив сослужащих, отходит к жертвеннику; первый диакон подает ему кадило. Архиерей кадит жертвенник, отдает кадило диакону и возлагает на левое его плечо воздух. Диакон отходит от архиерея, кадит царские врата, местные иконы, клиросы и народ. После архиерея иереи подходят попарно к престолу спереди, делают два поклона, целуют антиминс и престол, делают еще один поклон, затем кланяются друг другу со словами: «Протоиерейство (или: священство) твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем...» и отходят к жертвеннику. Архиерей в это время творит поминовение у жертвенника (в древности проскомидия – приношение и приготовление вещества для Евхаристии – совершалась по выходе оглашенных из храма, в начале литургии верных). Следом древней практики и является современный великий вход и поминовение, совершаемое архиереем у жертвенника. Иереи по старшинству, протодиакон, диаконы, иподиаконы подходят к архиерею с правой стороны, говоря: «Помяни мя, Преосвященнейший Владыко, иерея, диакона, иподиакона (имя рек) " , и целует его в правое плечо; то же делает диакон, совершавший каждение. Помянув о здравии, архиерей берет заупокойную просфору и поминает усопших. По окончании архиерейской проскомидии иподиаконы снимают с архиерея омофор. Один из иереев подает архиерею звездицу, которую, облагоухав фимиамом, архиерей ставит на дискос, затем иерей подает покровец, которым покрывается дискос. Протодиакон, став на правое колено, говорит: «Возьми, Преосвященнейший Владыко». Архиерей берет обеими руками дискос, целует его, дает целовать дискос и руку свою протодиакону и, поставляя при челе протодиакона дискос (протодиакон приемлет его обеими руками), произносит: «В мире возьмите руки ваша во святая...». Протодиакон отходит. К архиерею подходит первый иерей и, принимая от архиерея потир, целует его и руку архиерея, говоря: «Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда...». Второй священник подходит, держа в наклонном положении Крест (верхний конец – вправо: священными изображениями – к архиерею) обеими руками и произнося " Архиерейство твое да помянет...», целует руку архиерея, который полагает ее на рукоятку Креста, и Крест. Остальные иереи, говоря те же слова и целуя руку архиерея, принимают от него священные предметы жертвенника: лжицу, копие и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ответ. – Не должно из приносимого хлеба (часть) преподавать рукополагаемому иерею, и раздроблять его прежде Возношения, а надобно, когда имеет быть рукополагаем иерей, иметь и другой хлеб на дискосе, как залог, σπερ παρακαταϑκην, и из этого хлеба выделять и давать часть рукополагаемому иерею, приносимый же хлеб оставлять весь целый до уставного часа, в который он раздробляется. Спрашивал. – Многократно случается, что архиерей желает литургисать, а диаконов нет, и находятся одни иереи; итак, может ли он литургисать с одними иереями. Ответ. – Когда настоит надобность архиерею литургисать, а диаконов нет, находятся же только иереи, тогда ему нет никакого препятствия литургисать с одними иереями: если же находятся диаконы, то пусть он служит с ними. Спрашивал. – Когда будут вместе два, или три, или многие иереи, а диакона не имеют, литургисать же хотят вместе, тогда могут ли они литургисать без диакона. Ответ. – Многократно, по настоянию нужды, бывают два и три и многие иереи, а диакона не имеют: тогда ничто не препятствует им литургисать вместе без диакона; однако не должны они высылать кого-либо из иереев из алтаря говорить прошения (Ектении), а все должны стоять в алтаре; прошения же пусть говорит один из иереев, тот, который стоит на средине (у св. трапезы). Спрашивал. – Многократно случается быть иному в несчастных обстоятельствах и при смерти, а нет монаха, который мог бы постричь его, есть же архиерей, или пресвитер, или диакон, то может ли таковой постричь его. Ответ. – Когда бывает неотложная нужда, и кто-нибудь находится в несчастных обстоятельствах и при смерти, а нет монаха, который мог бы постричь его, находится же архиерей, или иерей, или диакон, тогда ничто не препятствует таковому постричь находящегося в несчастии и при смерти. В канонах нет запрещения на это. Спрашивал. – Если какая-нибудь женщина, жившая с мужчиною без благословения брачного, впоследствии начала жить хорошо и целомудренно, то позволительно ли ей печь просфоры, или непозволительно, потому что она некогда блудно жила с мужчиною без благословения брачного.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010