преосвященного Михаила, епископа Минского, от 9 ноября 1905 года 1. О составе ожидаемого Собора Всероссийской Церкви Православная Христова Церковь руководится в своей жизни словом Божиим и неизменно действующими правилами апостолов и святых соборов. Управление Церкви Христос вручил апостолам; преемники их – архиереи, а не иереи и тем более не миряне. Канонами соборов ясно повелено собираться на соборы и рассуждать на них лишь епископам (Правила Апост. 37-е, I Всел. Соб. 5-е, IV Всел. Соб. 19-е, VI Всел. Соб. 8-е, VII Всел. Соб. 6-е, Антиох. 20-е, Карф. 87-е, Лаод. 40-е). Правда, по свидетельству истории, на соборах были и пресвитеры и диаконы, были правители мирские и простые миряне. Но пресвитеры были только как заместители своих не бывших на соборе епископов или в свите епископов, а миряне – в качестве письмоводителей, вызванных по делу, охранителей внешнего порядка, или в качестве зрителей и молчаливо внимавших. Посему, на основании действующего права православной Церкви, надлежит утверждать, что Собор Всероссийской Церкви должен составиться только из архиереев. Могут (и даже желательно) быть приглашены на Собор, по указанию архиереев, и сведущие из пресвитеров и мирян, но без права решающего голоса. Если отступить от сего, если принять во внимание практику первоначальной христианской общины, христиан идеальных, то при современном положении вещей, при современном направлении богословской науки и философии, при общественной разнузданности, пренебрежении к церковному учению и отрицании всякой власти, должно ожидать на Соборе таких речей, суждений и требований, от которых ужаснётся всякий истинный христианин. Утверждая так, мы не против съезда специалистов для разработки разных церковно-общественных и школьных вопросов, но это будут съезды при Синоде, а не Собор Церкви. 2. О разделении России на церковные округа При огромности нашего государства, при многомиллионном количестве православных, в центральном управлении русской Церковью скопляется такое множество церковных административных дел, что в рассмотрении и решении их нет никакой возможности участвовать членам Синода, и дела должны решаться по канцеляриям светскими чиновниками, не знающими епархиальной жизни, решаться поэтому должны чисто формально. Освободить центральное управление от излишних дел, оставив ему только коренные части управления и церковное законодательство, является настоятельным делом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Арий богохульный ересеначальник, родом из Ливии и Александрийской церкве протопресвитер, после триста двадцать первого года от Рождества Христова, начал насеивать на сердцах верующих губительные и смертоносные плевелы еретических и богохульных своих догматов. Тварию, а не истинным Богом единосущным Отцу, богоненавистный, называл он единородного Сына Божия и Слово, Спасителя и Владыку. Поелику же сие Арианское заблуждение и сия тлетворная ересь распространялась и возрастала: то первый христианский царь, равноапостольный Константин, ревностию Божиею движимый, от всея вселенной созвал пастырей Христовой церкви и учителей к защищению бедствующих благочестивых догматов и к утверждению истинной и православной веры. Собрались убо они в знатном граде Никее, числом триста осмьнадесять, кои были архиереи и иереи, и диаконы и монахи. Из архиереев иные были исповедники веры такие, кои носили язвы Господа, то есть раны, напечатленные на теле их от мучителей, как-то: Ираклий Потамский, Пафнутий Фивейский, Павел Неокесарийский и Евстафий Антиохийский ; другие же были чудотворцы и знаменоносцы, как-то: Спиридон Тримифунтский и Иаков Нисивийский. Прочие мужи были боголюбивые и честные, учители Божественного Писания и в догматах православных искусные. Сии, составя собор, все единоустно и единогласно Сына и Слово Божие единосущным Отцу и Богом истинным от Бога истинна исповедали, написав святой веры Символ , зловерного же и злочестивого Ария низложили, предав его анафеме с его богохульными умствованиями. Сих Божественных отец православная Христова Церковь признав вторыми по Богоглаголивых Апостолах проповедниками веры, учителями истинных догматов и благотворителями и спасителями душ наших, учредила, да каждое лето память их Собора, называемого первым вселенским, благоговейно празднуем в славу и благодарение Богу, в похвалу и честь их и во утверждение истинной веры, которую сии Богодухновенные, основываясь на Священном Писании, проповедали и научили. На сей конец и нынешнее Евангелие чтено, понеже заключает в себе прошение и молитву Господа нашего Иисуса Христа к Богу и Отцу. Мир узнал, что сия молитва услышана есть, во первых видя, после Апостольского жития, пример сих Божественных отец: понеже и они, став учениками Христовыми, соблюли слово Божие. Приняли и они словеса Божии, и познали и уверовали, что от Отца рожден Сын, и послан в мир. Имея и они после Апостолов едино сердце и едину душу, проповедали Иисуса Христа быти Сына Божия по естеству, и единоустно научили велией благочестия тайне. Молитва Господа Иисуса исполнена есть Богословия, есть правило и образ истинной и благоприятной Богу молитвы. Послушайте убо толкования оной, да стяжете небесное добродетели сокровище.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

В. А. Федоров Глава 2. Приход и приходское духовенство 1. Приходской клир. Его состав и численность Первичной церковно-административной единицей являлся приход, имевший храм с причтом. Причт (приходское духовенство) состоял из священнослужителей (протоиереи, иереи, диаконы) и церковнослужителей. К первым относились рукоположенные в священнический сан иереи (пресвитеры), имевшие право священнослужения. и их помощники диаконы. К категории церковнослужителей относились причетники (т.е. «причтенные» к приходскому храму: дьячки, пономари, псаломщики и пр.), обычно прислуживавшие священнику во время богослужения и исполнявшие другие его поручения по храму. Иерей являлся настоятелем прихода. Синодальным указом 10 августа 1722 г. было определено иметь в приходе численностью от 100 до 150 дворов одного священника, до 250 дворов – двух. В более крупных приходах допускалось иметь и трех священников. В церковном приходе числилось от 700 до 3 тысяч прихожан. Средний приход насчитывал около 1500 прихожан. Причт небольшого прихода обычно состоял из священника и причетника, среднего – двух священников, двух диаконов и двух-трех причетников, крупного – трех священников, трех диаконов и четырех-пяти причетников. В средних и крупных приходах старший из священников являлся настоятелем прихода. Большинство приходов обходилось одним священником (он же и настоятель прихода), его помощником (диаконом) и двумя-тремя причетниками. Епархиальному архиерею дозволялось в случае необходимости открывать новые приходы. В течение всего синодального периода правительство сдерживало рост численности церковных приходов и приходского духовенства. «В XVIII и особенно в XIX в. открывалось много храмов, которые не имели своих приходов, – при учреждениях, в учебных заведениях, в войсках, – отмечает И.К.Смолич . – Все они, кроме войсковых, подчинялись епархиальным архиереям, но содержались на свой счет. Наконец, были домовые церкви, «безалтарные» часовни и молитвенные дома в качестве «временных церквей " " 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» Скуфья – головной убор для повседневного внебогослужебного употребления у духовенства  и  монашествующих . Слово «скуфья» производят от греческих слов, из которых одно обозначает «покрывало», а другое – «наряд», или от имени скифов, которые, как считается, носили подобные шапки. Скуфья является вариантом тафьи – головного убора, упоминаемого в русских летописях с XVI века. В Древней Руси скуфью носили, по древнему обычаю Греческой Церкви, не только священники и диаконы , но и низшие клирики – чтецы . Ею прикрывали макушку головы, на которой выстригался небольшой круг, называемый гуменцом. Большой Московский Собор 1666–1667 гг. определил, что скуфьи вручаются священникам и диаконам сразу после рукоположения и должны носиться постоянно вне богослужения. Московский Собор 1675 года подтвердил это, повторив, что «протопресвитери и протодиакони, иереи же мирстии и диакони долженствуют ходити во скуфиях, во знамение священного духовного их чина и рукоположения архиерейского, на главах же имети прострижено зовемое гуменцо немало, власы же оставляти по круглости главы, еже являет терновый венец, его же носи Христос». Согласно указу Павла I от 18 декабря 1797 года бархатная фиолетовая скуфья стала почетной наградой священников, второй после набедренника. Диаконам разрешалось носить черную скуфью, как в повседневном быту, так и во время богослужения на открытом воздухе. В современной практике Русской Православной Церкви до 2004 года наградой для священников из белого духовенства была также красная скуфья. С 2004 года, согласно « Положению о наградах Русской Православной Церкви », правом ношения чёрной скуфьи обладают со дня хиротонии все диаконы (вне храма) и священники (как в храме, так и вне храма ). После награждения фиолетовой камилавкой они получают право ношения скуфьи фиолетового цвета. Сегодня в Православной Церкви существует три основных варианта пошива скуфьи — русский: пирамидальный с крестообразным сводом; греческий: со складчатым плоским верхом; румынский: с плоским верхом и подвёрнутыми вверх полями.

http://azbyka.ru/skufiya

Речь митрополита Московского и всея Руси Корнилия на открытии Освященного Собора в Белой Кринице 16 сентября 2006 г. 15:35 Белая Криница, Украина, 12 сентября. В своем выступлении на открытии Собора митрополит Московский и всея Руси Корнилий обратился к истории раскола и восстановления белокриницкой иерархии после присоединения к старообрядчеству Босно-Сараевского митрополита Амвросия. Г.I.X.C.Б.n.h. Преосвященные владыки, боголюбивые протоиереи и иереи, диаконы, иноки и благочестивые миряне — участники Освященного Собора! С чувством особого волнения и благоговейного трепета я открываю этот Собор на священной земле Белой Криницы. Поистине, эта благословенная земля стала новой обетованной землей для Нового Израиля — Древлеправославной Церкви Христовой. Здесь, в изгнании, вдали от родины тысячи русских людей сумели веками сохранять веру предков и обычаи Святой Руси. Сколько великих мужей освятило эту землю своим присутствием, сколько славных подвижников угодило здесь Господу постом и молитвою! Память многих из них мы торжественно вспоминаем в этом году. Нынешний год богат датами, которые можно было бы назвать юбилейными. 350 лет назад, в 1656 году, по приказу патриарха Никона был тайно умерщвлен святитель Павел, епископ Коломенский и Каширский, великий поборник древлего православия, единственный русский архиерей, открыто выступивший против Никоновых новин. А 340 лет назад, в 1666 году, в Москве начал заседать большой Собор, который не только проклял старые богослужебные обряды и их приверженцев, благочестивых русских христиан, но и осудил самого патриарха-реформатора. Принято считать, что с этого зловещего года, носящего в себе «звериное число», начинается вынужденное вдовство Святой Церкви — она временно лишается видимых епископов, ибо все они уклоняются в раскол. Такое прискорбное состояние Церкви было предсказано многими святыми мужами древности. Например, в XVI святитель митрополит Филипп, замученный по велению царя Ивана Грозного, с горечью предрекал: «Близко время, в которое Церковь Господня приемлет вдовство, и пастыри, яко наемники, призираемы будут». Но теми же святыми мужами было предсказано, что вдовство Церкви будет попущено Богом лишь до времени.

http://patriarchia.ru/db/text/142599.htm...

Степени священства      В Православной Церкви три степени священства: диаконы; пресвитеры (или священники, иереи); епископы (или архиереи). Духовенство в Православной Церкви делится на белое (женатое) и черное (монашествующее). Иногда в качестве исключения в священный сан посвящаются лица не семейные и не принявшие монашеского пострига, они называются целибатами. В епископы, согласно канонам Церкви, посвящаются только монашествующие. Диакон в переводе с греческого означает служитель . Это священнослужитель первой (младшей) степени. Он — сослужащий священникам и епископам при совершении Таинств и других священнодействий, но самостоятельно никакого богослужения не совершает. Старший диакон называется протодиаконом. Диакона рукополагает (посвящает) епископ во время совершения литургии. Во время службы диакон облачен в стихарь (длинную одежду с широкими рукавами). На левом плече диакона закрепляется длинная широкая лента, называемая орарь. Произнося ектении, диакон держит орарь правой рукой, поднимая его вверх в знак того, что наша молитва должна возноситься ввысь, к Богу. Орарь также символизирует ангельские крылья, ибо, по толкованию святителя Иоанна Златоуста, диаконы представляют в Церкви образ ангельского служения. На руки диакон надевает поручи — нарукавники, охватывающие запястья. Священник (пресвитер) — вторая степень священства. Он может совершать все Таинства, кроме Таинства рукоположения. В священники посвящают лишь после рукоположения в диаконский чин. Священник является не только совершителем священнодействий, но и пастырем, духовным руководителем и учителем для своих прихожан. Он проповедует, учит и наставляет паству. Детали облачения священника Для служения литургии священник облачается в специальные одежды. Подризник — длинная рубашка, которая напоминает стихарь. Белый цвет подризника символически указывает на чистоту жизни и духовную радость служения литургии. Епитрахиль является символом благодати священника. Поэтому без нее священник не совершает ни одного священнодействия. Епитрахиль имеет вид сложенного вдвое ораря. Это означает, что священник имеет благодать большую, чем диакон. На епитрахили изображаются шесть крестов — по числу шести Таинств, которые он может совершать. Седьмое Таинство — рукоположение — может совершать только архиерей.

http://pravoslavie.ru/104975.html

В кафедральном городе Георгиевской епархии в День народного единства освящен памятник разрушенному Вознесенскому собору 7 ноября 2014 г. 12:23 4 ноября 2014 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, епископ Георгиевский и Прасковейский Гедеон освятил недавно установленный в г. Георгиевске (Ставропольский край) памятник разрушенному в 1930-е годы Вознесенскому собору. Памятник возведен по инициативе Георгиевской епархии на средства благотворителей. Правящему архиерею сослужили и.о. благочинного Георгиевского округа иерей Александр Добренко, протоиереи Виктор Шевченко, Стефан Лещина, Вадим Бойко, Димитрий Зубович, иереи Димитрий Воротнев, Сергий Шевченко, Сергий Тростинский, Вадим Вертёлкин, Павел Силко, диаконы Захария Мирзоев и Владимир Шалманов. За богослужением молились глава г. Георгиевска Александр Манаков, сотрудники городской администрации, прихожане местных храмов. По окончании чина освящения епископ Гедеон обратился к собравшимся с архипастырским словом, в котором, отметил, что новый памятник является знаком примирения современных жителей Георгиевска с Богом и с их предками, которые в годы безбожных гонений советского государства на Православную Церковь разрушили Вознесенский собор. «Мне бы очень хотелось, чтобы Господь простил тех людей, которые дерзнули посягнуть на святыню», — подчеркнул епископ Гедеон. По словам Его Высокопросвященства, памятник также является знаком покаяния георгиевцев в разрушении храма, а символом покаяния станет кафедральный собор в честь святого великомученика Георгия Победоносца, строительство которого приближается к завершению. «Если сегодня таких памятных мест будет больше, наш город, наше государство будет становиться крепче. Потому что исторически Русь набирала силу свою только тогда, когда она смирялась, когда она обращалась к Богу, шла в храм, молилась, крестилась», — отметил владыка Гедеон, подчеркнув, что сегодня все больше людей приходят в храмы и затем навсегда остаются с Богом. В завершение епископ Гедеон поблагодарил всех, кто принял участие в проектировании, финансировании, изготовлении и установке памятника. Георгиевская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Представитель Русской Церкви принял участие в торжествах хиротонии нового епископа Антиохийского Патриархата 13 декабря 2022 г. 11:23 10 декабря 2022 года по приглашению Блаженнейшего Патриарха Великой Антиохии и всего Востока Иоанна X представитель Патриарха Московского и всея Руси при Антиохийском Патриаршем престоле архимандрит Филипп (Васильцев) принял участие в торжествах по случаю хиротонии наместника Патриаршего ставропигиального Успенского Баламандского монастыря (Ливан) архимандрита Романа (Ханната) во епископа Селевкийского, Патриаршего викария. Божественную литургию в дамасском кафедральном соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы возглавил Блаженнейший Патриарх Иоанн Х в сослужении собора иерархов — митрополита Тирского и Сидонского Илии, митрополита Гор Сирийских и Харрана Саввы, митрополита Хомского Георгия, митрополита Аккарского Василия, митрополита Гор Ливанских Силуана, митрополита Хамийского Николая, митрополита Латакского Афанасия, митрополита Алеппского и Александретского Ефрема и др. В числе сослуживших также были избранный во епископа архимандрит Роман (Ханнат), представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском архимандрит Филипп (Васильцев), иереи и диаконы Антиохийской Православной Церкви . В храме молились министр торговли и защиты прав потребителей Правительства Сирии д-р Амр Салем, Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Сирии А.В. Ефимов, временный поверенный в делах Посольства Греции посол Николаос Протонотариус, посол Кипра Сивак Аведисян, посол Болгарии Пламен Христов, а также ряд православных членов Народного собрания Сирийской Арабской Республики, судей и представителей региональной власти, директора церковных учреждений и организаций, делегация Баламандского университета, прихожане Представительства Русской Православной Церкви в Дамаске и многочисленные верующие. За Божественной литургией звучали богослужебные возгласы на английском, арабском, греческом, немецком, французском и церковнославянском языках. С Первосвятительским словом к пастве обратился Патриарх Иоанн. Блаженнейший Владыка сердечно приветствовал архипастырей, принявших участие в богослужении, представителя Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при Антиохийском Патриаршем престоле архимандрита Филиппа и всех чад Антиохийского Престола на родине и в иных странах мира. После богослужения в приемном зале при Успенском Патриаршем кафедральном соборе состоялось чаепитие. Архимандрит Филипп (Васильцев) от представительства Русской Православной Церкви в Дамаске тепло приветствовал и поздравил новопоставленного архиерея, сообщает сайт представительства. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 4 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5984488.ht...

Семилетие образования Среднеазиатского митрополичьего округа молитвенно отпраздновали в столице Узбекистана 10 сентября 2018 г. 11:40 8 сентября 2018 года, в седьмую годовщину образования Среднеазиатского митрополичьего округа , день празднования Собора святых Округа, митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий возглавил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе города Ташкента. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель храма Архангела Михаила г. Ош (Кыргызстан) протоиерей Виктор Реймген, клирик Калужской епархии иерей Максим Коновалов, иеромонах Михаил (Столяров), иереи Александр Колотовкин и Илия Меляков, протодиакон Александр Несин, диаконы Феодор Бураков и Михаил Межовиков. После отпуста митрополит Викентий вознес молитву ко Пресвятой Богородице перед Ее честным образом «Владимирская». Также было пропето славление Пресвятой Богородице, мученикам Адриану и Наталии и всем святым Собора Среднеазиатского митрополичьего округа. Затем глава Митрополичьего округа обратился к верующим со словом. «Сегодня мы празднуем память мучеников Адриана и Наталии, которые подвизались еще в древности, в первые века христианства. Мы празднуем память иконы Божией Матери " Владимирская " , которая прославилась с первого века нашей христианской эры, ибо эта икона была написана апостолом и евангелистом Лукой», — сказал архипастырь. Он также напомнил, что в этот день празднуется память священноисповедника митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Николая, всех святых Собора Среднеазиатского митрополичьего округа и семилетие самого Округа. «Если в наших епархиях, в нашем Округе есть святые, значит, наша деятельность имеет очень хорошие плоды. Если бы в нашей епархии за 140 с лишним лет не было святых, то значит, что тщетна была бы наша деятельность. Но поскольку в нашей епархии есть целый сонм святых, которые прославились, особенно в лихолетие XX века, значит, наша деятельность была не напрасной. Здесь подвизалось огромное количество старцев, подвижников, мирян, священников и архиереев. Они освятили эту землю своим присутствием, своими страданиями и кровью, которую они принесли на алтарь Господень. Ради веры во Христа они отдали свою жизнь», — напомнил архиерей. Затем протоиерей Виктор Реймген зачитал поздравительный адрес епископа Бишкекского и Кыргызстанского Даниила по случаю седьмой годовщины Среднеазиатского митрополичьего округа. Митрополит Викентий поблагодарил отца Виктора за визит и попросил передать епископу Даниилу слова благодарности. В заключение была сделана памятная фотография митрополита Викентия с делегатами проходящего в эти дни в Ташкенте Первого съезда православной молодежи Среднеазиатского митрополичьего округа. По материалам сайта Ташкентской епархии Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5264732.ht...

Разделы портала «Азбука веры» Если Бог дал явный талант человеку, но он его никак не использует, является ли это грехом? Я правильно понимаю эту цитату? Мф.25:18 получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. 8 Ответов Здесь талант это мера веса, которую использовали а древности. Но в целом, талант, который не используется на благо людей, Бога, или против них, будет греховным. Однако, для женщин главный талант это деторождение, это поддержание семейного очага, за что и будет с неё спрос. Позвольте, таланты бывают разные. Кто-то великолепно играет в шахматы, а кто-то убивает людей и очень хорошо заметает следы. Я не вижу в этом греха, только если вы никому не достаёте зла. Митрополит Антоний Сурожский говорил о талантах так: “Если у тебя есть  явный талант (например исцеление или создание холода или тепла из рук и т д)  скажи Богу: Если это не от тебя, забери это и если он заберёт, значит Вы поступили правильно”. Я немного перефразировал но суть остаётся такой же. Надо отличать данные Богом таланты от прочих умений, не служащих нашему спасению и пользе ближних. Притча о талантах говорит лишь о данных Богом дарах, т.е. надо иметь хотя бы элементарные навыки духовного различения. Вот как толкует слова о талантах блаженный Феофилакт: Рабы Его — те, коим вверено служение слова, как то: архиереи, иереи, диаконы и все, приявшие дарования духовные, одни — большие, другие меньшие, каждый по силе своей, то есть по мере веры и чистоты. Ибо какой сосуд представлю я Богу, в такой и влагает Он мне дар Свой, в малый сосуд — и дар малый, в великий — великий. Приявший пять талантов тотчас отошел и стал трудиться; такова тщательность его, что он ничего не пренебрег, а тотчас стал трудиться, удвояя принятый дар. Удвояет же данный ему дар тот, кто, получив или дар слова, или богатство, или власть, или иное какое знание и способность, приносит пользу не себе только, но старается быть полезным и для других. Если же талант дан именно Богом, и мы его не используем (и даже не пытаемся, и не просим Бога о помощи в этом), то Бог накажет нас за это.

http://azbyka.ru/vopros/javljaetsja-li-g...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010